Работа направления «Церковь и образование» XIX Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность» продлилась 2 дня. На 2 площадках — в красноярской в средней школе № 154 и в Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (КК ИПК и ППРО) — в общей сложности провели 12 мероприятий: 2 награждения, круглый стол, пленарная дискуссия, 6 тематических секций и 2 семинара.
Направление стартовало 15 января с награждения победителей регионального этапа XIII Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя».
После награждения состоялась презентация программы психолого-педагогического сопровождения педагогов в духовно-нравственном развитии и воспитании детей от 5 до 17 лет «Вера. Надежда. Любовь», авторы которой стали лауреатами конкурса II степени.
Кроме того, в первый день работы направления «Церковь и образование» прошел круглый стол «Потребности молодежи в духовной жизни и социальном участии в современной информационной среде». Собравшиеся побеседовали о духовных потребностях молодежи, обсудили деятельность некоммерческих организаций и отношение к ним молодого поколения, поговорили о взаимодействии молодежных центров с православными приходами и о достижениях и перспективах развития молодежной политики в Красноярском крае в контексте современного информационного пространства. В этот же день провели секцию «Катехизация и воцерковление взрослых».
Во второй день работы направления «Церковь и образование» прошли пленарная дискуссия «Образовательные программы как ресурс получения опыта свободы и ответственности» с обсуждением новых образовательных программ для учеников и педагогов и церемония награждения победителей Всероссийского конкурса «Воспитать человека».
Плодотворной в оба дня была работа тематических секций. Ниже приведем комментарии сайту kerpc.ru рассказали их модераторы.
Модератор секции «Катехизация и воцерковление взрослых», председатель ОРОиК Красноярской епархии, штатный священник красноярского храма мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии иерей Андрей Бабин (15 января):
— Мы пришли к тому, что катехизация в нашем регионе движется в направлении общих тенденций катехизаторской деятельности Церкви, — рассказал отец Андрей. — Доклады, прозвучавшие на секции, идут в ногу со временем. Фактически, на многие вопросы, которые у нас сформировываются, есть не только намеченные точки развития и перспективы, но и конкретные ответы.
Модератор секции «Педагогическая деятельность для духовно-нравственного, раннего патриотического воспитания личности в дошкольном образовании», методист ресурсно-методического отдела организации межведомственной работы по патриотическому воспитанию Дома офицеров города Красноярска Ольга Качан:
— Оценить уровень воспитания дошкольника можно только по поступкам, и прививать гражданственность и патриотизм следует только через добровольную деятельность воспитуемых — конкретные дела, которые они могли бы делать вместе со своими родителями.
Модератор секции «Организация духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания: проекты, программы, образовательное пространство», методист Центра воспитания и гражданского образования КК ИПК и ППРО Дина Карпухина:
— В целом, благодаря секции, состоялся обмен опытом проектной деятельности, участники секции прямо на ней обменивались и электронными материалами, сопровождающими эти проекты. Работа секции показала необходимость в системной площадке для обмена опытом и материалами.
Модератор секции «Практики духовно-нравственного развития, воспитания и социализации в воскресных школах», председатель Отдела религиозного образования и катехизации Красноярской епархии, штатный священник красноярского храма мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии иерей Андрей Бабин:
— Сегодня мы обсудили очень многие проблемы работы воскресных школ: и «классические» (например, как должны строиться отношения между директором школы и ее духовником), и новейшие вызовы: например, тему инклюзивного образования — включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями.
Модератор секции «Предметная область „Основы духовно-нравственной культуры народов России“ (ОДНКНР): практики реализации и содержательные ресурсы», методист Центра воспитания и гражданского образования КК ИПК и ППРО Наталья Дегтярева:
— Есть еще трудности в преподавании предметной области ОДНКНР: необходимость выставлять за нее отметку (при том, что ОДНКНР не обязательно вводится как самостоятельный предмет), отсутствие методических материалов на весь курс с 5 по 9 классы. Многие из них существуют и решаются сейчас на уровне всей страны.
Модератор секции «Предметные результаты курса „Основы религиозных культур и светской этики“ (ОРКСЭ)»: ценности, знания и компетенции», старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин и методов их преподавания КК ИПК и ППРО Олег Хасанов:
— Сегодня здесь собрались около 40 педагогов-профессионалов. Мы заслушали 10 выступлений от учителей, преподающих разные модули ОРКСЭ в течение нескольких лет и прошедших курсы повышения квалификации — в Красноярске и даже в Москве. Сами доклады, широта их проблематики и глубина поднятых вопросов — уже доказательство тому, что курс ОРКСЭ необходим школам.
Параллельно с секциями во второй день направления «Церковь и образование» проходили семинары.
Модератор семинара «Взаимодействие системы образования и Православной Церкви в решении задач духовно-нравственного развития, воспитания и социализации», руководитель исполнительной дирекции Чтений — член Общественной палаты Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии, заведующий лабораторией «Организация и методика формирования духовно-нравственной культуры» КК ИПК и ППРО Андрей Бардаков:
— Тема взаимодействия Православной Церкви со сферой образования является одной из самых важных на Рождественских чтениях. Такие встречи позволяют, с одной стороны, отметить уже достигнутые успехи, а с другой — вскрыть существующие проблемы. Отрадно, что педагогическое сообщество уже осознало, какие перспективы для внеучебной деятельности и воспитательной работы ему открывает преподавание предмета «Основы православной культуры» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», и что здесь, как и во многих других вопросах, без взаимодействия с Церковью учителям не обойтись.
Модератор семинара «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие студентов в условиях профессионального образования», директор Красноярского института развития духовно-нравственной культуры, старший преподаватель Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, заслуженный педагог Красноярского края Елена Пригодич:
— Была очень плодотворная дискуссия. Поднимались вопросы содержания и форм духовно-нравственного воспитания как условия свободного развития личности студента, насущных примеров духовного подвига для современных молодых людей. Участники секции договорились продолжить обсуждение возможностей развития связей, сотрудничества, партнерства, развития новых форм коммуникации для развития практик духовно-нравственного воспитания студентов в условиях профессионального образования.
Участвовавшая в работе направления председатель Палаты просветительских и образовательных организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края Светлана Бордукова также поделилась своим мнением с корреспондентом сайта kerpc.ru:
— Мы видим, насколько люди горят, насколько у них хватает энергии — некоторые уже представляют опыт и районов, и методических объединений, и это очень радует. С каждым годом содержательная часть все более интересна, более глубока у выступающих, с одной стороны, а с другой — мы видим, что и людей становится больше и больше. Если раньше учителя, бывало, присутствовали только на пленарной части, то теперь все — тут, на секциях, и всем хочется докопаться до сути. Я надеюсь, что педагоги приедут домой, еще раз пересмотрят свой опыт и сделают его еще более отчуждаемым, чтобы его можно было представлять и обобщать.