16 января в Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (КК ИПК и ППРО) состоялась работа секции «Предметная область „Основы духовно-нравственной культуры народов России“ (ОДНКНР): практики реализации и содержательные ресурсы» в рамках XIX Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений.
С вступительным словом перед началом встречи выступила руководитель секции, методист Центра воспитания и гражданского образования КК ИПК и ППРО Наталья Дегтярева.
Наталья Владимировна рассказала об основных трудностях, существующих сейчас в преподавании предметной области ОДНКНР: необходимость выставлять за нее отметку (при том, что ОДНКНР не обязательно вводится как самостоятельный предмет), отсутствие методических материалов на весь курс с 5 по 9 классы. Как отметила выступающая, многие из этих проблем существуют и решаются сейчас на уровне всей страны.
Логическим продолжением выступления стал доклад председателя Палаты просветительских и образовательных организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края Светланы Бордуковой. Он был посвящен нормативным и концептуальным основам реализации предметной области ОДНКНР в образовательных организациях.
Так, например, если к участию в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) можно привлекать священнослужителей, методические рекомендации по ОДНКНР запрещают делать это без письменного разрешения родителей учеников.
Кроме того, важно, что прививаемые курсом ценности должны стать частью школьного уклада, иначе «лицемерие учителей легко перейдет и на учеников, способных „правильно“ ответить на вопросы мониторинга, но фактически не разделяющих этих взглядов».
Светлана Николаевна также выделила 4 подхода к реализации предметной области: через введение самостоятельного предмета ОДНКНР, включение в программу других предметов, включение во внеурочную воспитательную деятельность, различные варианты комбинации первых трех подходов.
Этим четырем практическим вариантам реализации предметной области ОДНКНР были посвящены следующие доклады участников секции.
Так, социальный педагог средней школы № 94 города Красноярска Ирина Черняк рассказала об опыте реализации ОДНКР во внеурочной деятельности через проект «Лига добра» — волонтерское подростковое объединение, в котором трансляция ценностей осуществляется через деятельность участников «лиги» в самых разных формах: от кормления птиц до участия в социальной работе.
«Лига добра» продолжает реализацию предметной области после ее непосредственного преподавания как отдельного предмета в 5 классе. Кроме того, Ирина Валерьевна рассказала, что в школе по результатам обсуждения с родителями создан «портрет ученика» — тот образ, к созданию которого стремятся педагоги.
Опытом реализации предметной области ОДНКНР поделился Тимур Букреев, учитель «Русской школы» города Минусинска, в которой основой для внедрения ОДНКНР послужило преподавание МХК, позволяющее прямо рассказывать об отечественной культуре и истории ее формирования, транслируя, таким образом, и ценности в рамках предметной области.
О реализации ОДНКНР на базе киноклуба рассказала кандидат культурологии, педагог дополнительного образования Кедрового кадетского корпуса Ольга Ногина. Помимо того воздействия, которое оказывает сам просмотр фильмов, при их обсуждении Ольга Эдуардовна учит воспитанников думать, чувствовать и видеть, оценивать фильм и с художественной точки зрения. К возможностям киноклуба можно прибегать и в преподавании ОРКСЭ, — акцентировала выступающая. Для подбора фильмов Ольга Ногина советует книгу «Семейное кино. Смотрим с детьми шедевры мирового кинематографа» протоиерея Алексея Уминского.
Проблема нехватки учебных часов для ОДНКНР была затронута в докладе учителя истории гимназии № 2 города Красноярска Риммы Бондаренко. Статус языковой школы, приводящий к дефициту часов, стал поводом для включения предметной области в программу других предметов, в частности — истории. Тому, как можно привить нравственные ценности на уроке, посвященном освоению Сибири и Дальнего Востока, и была посвящена большая часть доклада. Выходом в этой ситуации становятся личные качества первооткрывателей, о которых должны задуматься на необычном уроке ученики.
Учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 2 им. Ю.А. Гагарина города Дивногорска Валентина Ополева презентовала свою книгу «Радуга волшебная моя», посвященную работе школьного литературного клуба «Радуга» во всех ее аспектах: от истории и состава клуба до работ его участников разных лет. Как и киноклуб, клуб литературный дает множество возможностей для выполнения задач, стоящих перед областью ОДНКНР через внеурочную деятельность.
Завершающим докладом секции стал рассказ руководителя районного методического объединения Центрального и Железнодорожного районов Красноярска Лилии Анеховой об истории династии священнослужителей Любутских, служивших в городе Ужуре, которая наглядно демонстрирует положение духовенства в России в XIX и XX веках.
В завершение секции участники поделились мнением о прозвучавших докладах, о работе площадки и Рождественских чтений в целом, поблагодарив организаторов Чтений и сотрудников ИПК за весь комплекс мероприятий, проводимых в помощь педагогам Красноярского края в рамках направления «Церковь и образование».
— Я уже не первый год принимаю участие в Рождественских чтениях, и в этом году выбрала именно эту секцию, так как уже более семи лет являюсь преподавателем ОДНКНР — наша школа была пилотной. Очень хорошие выступления педагогов, замечательные практики, очень понравилась сама атмосфера. Спасибо коллегам!», — делится после секции одна из участниц.
После завершения работы секции мнением о проблемах и перспективах введения предметной области ОДНКНР с корреспондентом пресс-службы Красноярской епархии поделилась Светлана Бордукова, ставшая, в некотором смысле, со-модератором секции. Подробную беседу читайте на страницах февральского номера газеты Красноярской митрополии «Православное слово Сибири». Также Светлана Николаевна поделилась мнением о проведении площадок на Чтениях для учителей:
— Мы видим, насколько люди горят, насколько у них хватает энергии — некоторые уже представляют опыт и районов, и методических объединений, и это очень радует. С каждым годом содержательная часть все более интересна, более глубока у выступающих, с одной стороны, а с другой — мы видим, что и людей становится больше и больше. Если раньше учителя, бывало, присутствовали только на пленарной части, то теперь все — тут, на секциях, и всем хочется докопаться до сути. Я надеюсь, что педагоги приедут домой, еще раз пересмотрят свой опыт и сделают его еще более отчуждаемым, чтобы его можно было представлять и обобщать.