Последние публикации

Настоятеля дивногорского храма поздравили с годовщиной священнической хиротонии

16 ноября, после Божественной литургии в Знаменском храме города Дивногорска, прихожане и духовенство прихода поздравили настоятеля храма протоиерея Димитрия Карнаухова с 16-летием священнической хиротонии.

Как сообщает сайт divno-znamenie.prihod.ru, отцу Димитрию пропели многолетие, после чего был совершен благодарственный молебен.

Красноярский храм приглашает к участию в интеллектуальной православной викторине

В феврале этого года в здании воскресной школы при красноярском Михаило-Архангельском храме состоялась серия интеллектуальных игр знатоков православной культуры и христианской этики «Зерно истины», созданных по принципу «Что? Где? Когда?».

Теперь на приходе начинается второй сезон игр, — сообщает группа «Храм Михаила Архангела и чуда его в Хонех» в социальной сети «ВКонтакте»

Михаило-Архангельский храм приглашает всех желающих принять участие в последующей серии игр, как в команде знатоков, так и в команде зрителей. Чтобы поучаствовать в игре, нужно собрать команду из семи человек и оставить свою заявку в церковной лавке или прислав на почту храма: arhram@mail.ru.

Также вы можете предложить свой вопрос командам. Пишите на электронный адрес arhram@mail.ru с пометкой «Зерно истины» или оставьте информацию в церковной лавке. Обязательно указывать свое имя и контактные данные.

Автор лучшего, по мнению играющей команды, вопроса получит приз.

Игры будут проходить по воскресеньям в 14.00 в здании воскресной школы.

Закон Божий изучают в красноярском пансионате для пожилых людей

16 ноября в молитвенной комнате преподобного Сергия Радонежского при пансионате «Ветеран» города Красноярска собрались подопечные пансионата и сестры милосердия из Михаило-Архангельского прихода для общения и совместной молитвы.

Сестра милосердия Любовь Макарова прочитала вместе с пожилыми людьми «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского (главу «О мире»). Для тех, кто желает прочесть книгу сам, но не может по причине плохого зрения, сестра милосердия распечатала главу крупными буквами. Так, по главам, планируется распечатать всю книгу, — сообщает страница прихода «ВКонтакте».

Добавим, что Михаило-Архангельский приход на постоянной основе окормляет подопечных пансионата. Священники храма регулярно навещают верующих, совершают в социальном учреждении Таинства Церкви.

Участников фестиваля декоративно-прикладного искусства в Ачинске поприветствовал священник

14 ноября в ачинской общеобразовательной школе № 6 состоялся VII фестиваль декоративно-прикладного искусства и народного творчества «Параскева Пятница».

С приветственным словом к гостям и участникам мероприятия обратился штатный священник ачинского Казанского собора иерей Артемий Катюшкин.

Как сообщает сайт Ачинского благочиния, на фестивале, в частности, работала образовательная площадка, посвященная созданию Рождественского вертепа.

24 ноября, 9.00. Литургия архиерейским чином в соборе Архангела Михаила г. Железногорска

24 ноября, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, день памяти преподобного Феодора Студита, исповедника (826), митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавит Божественную литургию в соборе Михаила Архангела в ЗАТО городе Железногорске.

Начало в 9.00.

Православная неделя с 18 по 24 ноября: избрание святителя Тихона, Собор Михаила Архистратига, преподобный Варлаам Хутынский и икона Божией Матери «Скоропослушница»

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 18–24 ноября в 2019 году — седмица 23-я по Пятидесятнице.

18 ноября (5 ноября по ст.ст.). День памяти святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (избрание на Патриарший престол, 1917)

Избрание владыки Тихона на возрожденный Патриарший престол состоялось на Поместном Соборе 1917–1918 годов.

Собравшиеся священнослужители и миряне долго не могли решить, кому же из архиереев суждено стать Патриархом. Три тура голосования показали, что есть три равных по авторитету и благочестию кандидата: митрополит Московский и Коломенский Тихон (Беллавин), архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) и архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий).

В конечном счете, судьбоносный для Церкви и всей России жребий вытянуть доверили старцу Зосимовой пустыни Алексию (Соловьеву), пользовавшемуся всеобщим почетом иноку. Первым с начала XVIII века Патриархом велено было стать владыке Тихону.

Недоброжелатели ранее нередко называли его «светским», критиковали за дружбу с творческой богемой и посещение театров. Но при этом «светский» Патриарх, по данным церковных историков, отличался необычайной истовостью в служении. Только за семь лет своего Предстоятельства святитель Тихон 777 раз совершил Божественную литургию! И это в 1917–1925 годах — мрачное время гражданской войны, обновленческого раскола и воинствующего атеизма.

В те годы Церковь не могла позволить себе сосредоточиться исключительно на внутренней жизни. И пример ей подавал лично Предстоятель: Патриарх Тихон решительно осуждал Брестский мир, «красный террор» и вооруженное насилие в любых его проявлениях. «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной, и страшному проклятию потомства в жизни настоящей земной», — пишет он в воззвании от 1 февраля 1918 года.

19 ноября (6 ноября по ст.ст.) — день памяти преподобного Варлаама Хутынского (+1192)

Этот святой стал одним из первых подвижников-монахов в истории Русской Церкви. Без преувеличения, нашими предками он почитался наравне с таким Божиим угодником как преподобный Сергий Радонежский: так, на иконе Спасителя на Спасской башне московского Кремля к ногам Иисуса Христа припадают именно эти два преподобных: святой Сергий и святой Варлаам.

Житие Варлаама Хутынского во многом похоже на житие Сергия Радонежского, хоть и жили эти два святых в разные времена и в разных регионах России. Святой Варлаам (в миру — Алексий) тоже происходил из богатой и знатной семьи, и ему тоже с самых ранних лет были неинтересны мирские блага — юноша мечтал об отшельнической жизни и уединенной молитве. Однако, как и «игумен Земли Русской», в историю он вошел, прежде всего, как основатель новой монашеской обители — Спасо-Преображенского Хутынского монастыря на Новгородчине.

Слава о благочестии Варлаама привела к поначалу уединенно жившему иноку немало послушников из разных мест. За советом к нему приходили даже бояре и князья. При этом, преподобный был ревностен в трудах — сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю.

Интересно, что вкладная грамота Варлаама Хутынского основанному им монастырю (святой передал обители пахотную землю, сенокосы и другие угодья двух принадлежавших ему сёл) является самым древним русским актом, сохранившимся в подлиннике до XXI века.

21 ноября (8 ноября по ст.ст.). Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Изначально ноябрь был девятым, а не одиннадцатым месяцем в году (на что, собственно, и указывает его название — «девятый» с латыни). Ведь многие европейские народы встречали новолетие с наступлением весны — и древние римляне, и наши предки — восточные славяне.

Поэтому день праздника изначально выпадал на восьмое число девятого месяца. Согласно учению Церкви, есть девять ангельских чинов. А число «восемь» — указывание на будущий Собор всех сил небесных, который состоится в день Страшного Суда (отцы Церкви называли этот день «восьмым»).

Ангельское воинство — это совершенно особый мир. Собственно слово «ангел» с греческого означает «вестник»; заметьте, кстати, как это понятие перекликается со Святым Евангелием — дословно «благовествованием». Ангелы — это бесплотные духи, со своим разумом и свободной волей. Они осознанно избрали путь послушания и служения Богу.

Увы, далеко не все их собратья приняли именно такой выбор; Священное Предание говорит нам о падших ангелах, аггелах, взявших сторону изменившего Господу Люцифера. Небесное воинство, которое восстало на отпавших от Бога ангелов, как раз и возглавил архангел Михаил, поэтому Церковь и называет его Архистратигом («Предводителем»). Его имя с древнееврейского означает «Кто, если не Бог?».

Архистратиг — участник многих ветхозаветных событий. Например, именно он указывал дорогу израильтяням во время исхода из Египта — в виде облачного столпа днем и огненного столпа ночью. С именем архангела Михаила связано множество и других чудес. Исторически на Руси Архистратигу небесного воинства молились о помощи в избавлении от скорби, при входе в новый дом и на основание дома, о покровительстве царского трона и государства вообще, о спасении и сохранении России.

22 ноября (9 ноября по ст.ст.) — празднование иконе Божией Матери «Скоропослушница»

Эта икона Небесной Владычицы — древний чудотворный образ, находящийся на Святой Горе Афон, в монастыре Дохиар.

Монастырское предание относит время ее написания к Х веку, ко времени жизни настоятеля обители святого Неофита. В 1664 году трапезарь Нил, проходя в ночное время в трапезную с зажженной лучиной, услышал от образа Богородицы, висевшего над дверью, голос, призывающий его впредь здесь не ходить и не коптить икону. Монах подумал, что это шутка какого-либо брата, пренебрег знамением и продолжал ходить в трапезную с коптящей лучиной. Внезапно он ослеп.

В горьком раскаянии молился Нил перед иконой Божией Матери, умоляя о прощении. И вновь услышал чудный голос, извещавший о прощении и возвращении зрения и приказывающий возвестить всей братии: «С этой поры будет именоваться сия икона Моя Скоропослушницею, потому что скорую всем, притекающим к ней, буду являть милость и исполнение прошений».

В России списки с чудотворной Афонской иконы «Скоропослушница» всегда пользовались большой любовью и почитанием. Многие из них прославились чудесами. Особо отмечались случаи исцеления от эпилепсии и беснования.

Проект «Этапами веры» представили верующим Енисейской епархии

Презентация просветительского начинания памяти сибирских новомучеников и подвижников церковного благочестия состоялась в Культурном центре города Енисейска 14 ноября при участии епископа Енисейского и Лесосибирского Игнатия.

— Этот проект интересен и важен тем, что рассказывает об отношениях человека с Богом. Те люди, о которых нам сегодня рассказали, новомученики Церкви, — отдали свои жизни не просто за идею. Они это сделали, чтобы Церковь продолжила жить, чтобы многие и многие люди не лишились возможности спасти свои души, — сказал, в частности, епископ на церемонии.

— Новомученики претерпели нечеловеческие страдания во имя Господа. Они это сделали, потому что им были неинтересны мирские блага, мирские успехи и достижения. Их вдохновляла благодать Духа Святого, — отметил владыка Игнатий.

О проекте «Этапами веры» управляющему Енисейской епархией и собравшимся горожанам рассказали руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии, главный хранитель музейно-просветительского центра духовной культуры края «Касьяновский дом» Геннадий Малашин и сотрудник центра Юрий Пасхальский.

Проект «Этапами веры», получивший поддержку международного грантового конкурса «Православная инициатива», направлен на увековечивание памяти тех, тех, кто принял мучения за веру во Христа на Красноярской земле. Благодаря проекту информация о новомучениках и исповедниках Красноярья регулярно появляется на страницах Красноярской епархии в социальных сетях и в официальной газете Красноярской митрополии «Православное слово Сибири».

На разных площадках в краевом центре — в частности, выставки-ярмарки «Сибирь православная» в МВДЦ «Сибирь» и филиала центра «Касьяновский дом» — уже состоялись фотовыставка и экспозиция реликвий и артефактов в рамках проекта. В середине ноября возможность ознакомиться с ними была появилась и у жителей Енисейска.

Енисейцам не только дали возможность стать зрителями сразу двух выставок — состоялся просмотр фрагментов готовящегося документального фильма «Этапами веры». Кроме того, для воспитанников местной православной гимназии равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла показали познавательные видеоролиики, выпущенные в рамках реализации другого начинания, поддержанного уже Фондом Президентских грантов — «Православие на Енисее». Для старшей же аудитории устроили показ документального фильма «Сибирский крест», посвященного подвижникам веры западных районов Красноярского края.(напомним, что фильм признали лучшей документальной кинолентой на конкурсе «Красноярские перья–2018»).

Всего гостями презентации стали около сотни енисейцев. На память посетителям были розданы выпущенные в рамках проекта «Этапами веры» буклеты с информацией о гонениях на Церковь, новомучениках и подвижниках веры.

Событие освещалось корреспондентами городских СМИ.

Завершается реализация гранта-победителя «Православной инициативы» в красноярском приходе Иоанна Предтечи

Одно из последних занятий в рамках воплощения в жизнь проекта молодежного клуба миссионерской журналистики «Благовестник» при Иоанно-Предтеченском храме города Красноярска (проект-победитель международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива»).

Вместе с куратором курсов Александрой Лылиной и одним из своих педагогов, руководителем пресс-центра дивногорского Знаменского храма Ирен Коше, подростки посетили Государственный архив Красноярского края, основательно ознакомившись с работой учреждения.

Напомним, что подведению итогов реализации проекта клуба «Благовестник» посвящены ноябрьские выпуски программы «Светлый день» на канале ТВК. А в эти выходные в красноярском Архиерейском доме откроется фотовыставка работ преподавателей и слушателей курса.

Определены победители конкурса «Красота Божьего мира» от Красноярской епархии

Состоялось подведение итогов I тура Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».

Члены жюри отобрали лучшие работы детей из разных городов и районов Красноярского края для участия в заключительном этапе конкурса. Он состоится в Москве с 15 ноября по 15 декабря.

Публикуем ниже список победителей:

— «День Победы», Алиса Санду (8 лет), г. Красноярск, детская школа искусств №6;

— «День Победы», Дарья Саитгареева (14 лет), г. Шарыпово, детская школа искусств;

— «Моя бабушка», Мирослава Бриткова (6 лет), г. Шарыпово, детская школа искусств;

— «Встреча», Мария Нестерова (10 лет), г. Красноярск, православная гимназия преподобного Сергия Радонежского;

— «Долгожданная встреча», Виолетта Мокрова (9 лет), г. Красноярск, гимназия № 15.

Напомним, что Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира» проводится в рамках Международных Рождественских образовательных чтений по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Региональный этап конкурса стал частью программы XXIV Красноярского краевого фестиваля духовной культуры «Покровские встречи». Содействие в его организации оказала Красноярская региональная общественная организация духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка».

Константин Скопцов: «собиратель» народной культуры

Юрий Пасхальский

 Константин Михайлович Скопцов — наверное, самый известный в Красноярском крае собиратель песенного фольклора и устного народного творчества. Заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат множества смотров и фестивалей, Константин Михайлович продолжал трудиться до самых последних дней над сохранением уходящей традиции.

Родился Скопцов в июле 1927 года в деревне Малиновке тогда еще Енисейской губернии. С юности в нем пробудилась любовь к хоровому пению, но в полной мере его творческая жизнь началась лишь в тридцать.

Сорок лет Константин Михайлович работал на краевом радио в передаче «Песня русская родная», где он рассказывал о своих героях — простых деревенских людях, носителях старинных песенных традиций. Огромной популярностью пользовалась телепередача «Родники народные», куда Скопцов приглашал коллективы со всего края. Здесь можно было услышать невероятное разнообразие напевов Приенисейской Сибири.

С 1983 года начали выходить книги Константина Михайловича — сборники народных песен и частушек, фольклорный репертуар для детских коллективов. Но и в книгах не уместилась вся любовь Скопцова к народным обычаям и песням. Он пишет сценарий к фильму «Сватанье Сибирское», в котором впоследствии сам сыграет одну из ролей.

Долгие годы Константин Скопцов поддерживал дружеские отношения с другим знатоком народной жизни — Виктором Петровичем Астафьевым. И даже принял участие в создании фильмов режиссера Артура Войтецкого по произведениям писателя. Работал и в других его лентах.

Сегодня в Красноярске существует хор имени Скопцова, а сразу после ухода Константина Михайловича из жизни в 2004 году, в Иланском районе стал проходить ежегодный краевой фестиваль «Родники народные», посвященный его памяти. Пожалуй, ни один краевой смотр фольклорных коллективов не проходит сегодня без песен, собранных когда-то Константином Скопцовым.

В каждом селе, где бывал исследователь, старожилы бережно хранят память о нем, рассказывают уже ставшие фольклором истории — он собирал народные предания, и сам стал их частью. За время своих экспедиций, на протяжении полувека, Константин Михайлович собрал огромный массив материала. Коллекцию из нескольких тысяч аудиозаписей песен, частушек и других форм устного народного творчества хранит сегодня его сын.

 С Андреем Константиновичем мы побеседовали в рамках проекта «Корни и крона».

?— Как бы вы могли охарактеризовать жизненное призвание вашего отца одним словом?

 — Собиратель, в самом широком смысле. В результате того, что отец стремился к накоплению всего, что было интересно ему, собралась такая огромная коллекция фольклора. Он ездил по деревням без заданий от руководства. Ему просто это было необходимо.

Отец постоянно все записывал. После него остался большой чемодан записных книжек — все старался фиксировать. И свои мысли, и разные интересные истории, рассказанные ему. При этом он был экстравертом. Он существовал вне дома. Когда отец был уже смертельно болен, я приезжал к нему чтобы убираться в квартире. Видно было, что это место, куда человек приходит только чтобы поесть, поспать и вновь отправиться в путь.

«Большинство советских «русских народных хоров» фактически не пели по-настоящему народные песни. Не те мотивы, не те напевы, не те слова

 Отец отдал всего себя работе, которую он обожал. С одной стороны — это собирание фольклора, с другой — самодеятельность фольклорного коллектива, которой он успешно руководил. Это были люди, которые днем работали на заводе, а вечером собирались и пели хором. Участники коллектива его любили, и благодаря усилиям отца ансамбль добился немалых успехов. Он просто чувствовал, что так надо. Никаких особых дивидендов ему это не приносило. Отец мог бы продвигаться по карьерной лестнице, но оставался всю жизнь старшим методистом в Доме народного творчества. Он осознавал, что кому-то необходимо заниматься собиранием фольклора. Ведь время уходит.

 Это был жизнерадостный человек с отменным чувством юмора. Он умел расположить к себе людей. Бабушки тоже первому встречному душу не откроют, песни не споют. Как некоторые поступали — подольют бабушке водочки. Но у нее и так с памятью плохо, а тут она и последнее забудет. Так что отец такого себе не позволял, старался и сам быть искренним.

 Один раз в Канске он просто подсел к бабушке с магнитофоном и начал записывать разговор. Бдительная соседка увидела и вызвала милицию. Его увезли — мало ли какие военные тайны он выгадывал у этой старушки. А потом — начались эфиры на радио и телевидении. Его знали уже по всему краю, и встречали как своего.

Когда выходила передача отца «Родники народные», многим это нравилось, но другие звонили с негодованием: «У меня хоккей по другому каналу, а жена смотрит ваши песни. Зачем в такое время показывать?!». Сегодня сложно найти более объемную коллекцию, чем та, которую оставил после себя отец. Перед уходом он говорил, что это самое ценное, что он сделал в жизни. Так он понимал свою роль в культуре нашего народа.

?— Как сейчас выглядит коллекция вашего отца?

— Ко мне обратился этнографический центр при Петербургской консерватории. Они попросили сделать копию архива отца — это порядка 450 кассет. Они все оцифровали, вернули мне оригинал и передали копии.

Как вообще выглядит этот архив? Допустим, на одной стороне кассеты от десяти до двенадцати песен, устных речевых файлов, о том, как справляли праздники, какие были традиции. И все это уже мне пришлось систематизировать. По деревням, по названию песен, по тематике повествования. Сегодня, кроме кассет, все это хранится и в виде нарезов голосовых файлов. Сейчас их 5600.

После этой систематизации очень интересно было изучить фольклорную тематику — о чем больше всего песен. Вот что для нас сейчас фольклор? Это частушки и застольные песни. И, как ни странно, частушек и плясовых всего полтора процента. Больше всего любовной лирики, много свадебного фольклора. Удивил высокий процент острожных песен — про ссылку и каторгу.

Огромное количество интересных, совершенно уникальных воспоминаний. Одна бабушка рассказывает, как видела Льва Толстого. Сохранилось множество воспоминаний о Гражданской войне. Поражает культура речи этих старушек, особенно в файлах семидесятых годов. Людей по-настоящему интересно слушать. Возможно они были полуграмотными, с образованием в виде приходской школы, но изъяснялись они невероятно культурно.

Да, ту культуру мы полностью утратили. Сегодня никто не умеет петь в два-три голоса, бесполезно и пробовать. Петь наш народ совершенно разучился. А в архиве — даже старческие голоса звучат великолепно. И я представляю, насколько красивое было пение, когда все эти бабушки были молодыми. Ведь это было не на сцене, а в быту, в поле, с эхом. Сохранилось множество интересных трудовых песен. Люди работали и пели, а голоса сливались с природой.

?— После работы с архивом отца изменилось ли ваше отношение к современной нам музыкальной культуре? Сохранилась ли традиция?

— Сегодня есть замечательные фольклорные коллективы. Но традиционная песня ушла из народа. И не в пресловутые девяностые, а гораздо раньше. Отец признавал, что большинство советских «русских народных хоров» фактически не пели по-настоящему народные песни. Не те мотивы, не те напевы, не те слова.

Но есть и другие примеры. Вы посмотрите, какое огромное внимание уделяется фольклору на Западе! Популярнейшие артисты поют песни пятнадцатого века, и собираются стадионы. Фольклорные мотивы пронизывают всю западную музыкальную индустрию, поэтому она несравненно выше уровнем, чем современная российская эстрада.

У нас это встречается довольно редко — по пальцам можно перечислить более-менее известных исполнителей, которые используют традиционные мотивы в своем творчестве. Мы утратили корни, и пока мы не вернемся к ним, у нас музыкальная культура не расцветет.

В свое время и для меня фольклор был очень далек — поет бабушка, не понять какие слова… Зачем все это? Но когда ты погружаешься в эту традицию, приходит множество ответов.

Проект «Корни и крона» реализуется при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2018–2019»