В самый трудный момент жизни, и сегодня люди как никогда прежде понимают это, для человека всегда открытыми должны оставаться две двери — дверь врача и дверь священника. И врач в первую очередь помогает человеку пройти сложный, а иногда и фатальный путь болезни, на котором пациент, оставшись один на один со своим недугом, чувствует растерянность, одиночество, страх.
Что роднит людей в белых халатах и людей в черных рясах, как врачу найти в себе духовную силу, чтобы поддержать больного, как самому уберечь себя от несправедливых обвинений и неблагодарности, — об этом шла речь на встрече митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона с сотрудниками инфекционных госпиталей Федерального Сибирского научно-клинического центра и его филиалов в Зеленогорске и Железногорске. На этот раз встреча проходила по видеосвязи.
Митрополит Пантелеимон:
— Врачи — люди, которые всегда остаются во внимании религиозной мысли и молитвы, остаются во все времена в ореоле героизма. Немало посвящено этому призванию от Бога в искусстве, культуре, традициях. Но немало высказывается и человеческих обид, обвинений, претензий. Об этом каждый врач знает. Но это не главное — так было тысячи лет. Я могу сравнить и, мне кажется, я имею право, эти явления с теми, что касаются людей не в белых халатах, а в черных рясах. К нам столь же жёсткие и несправедливые слова, а может, и более жёсткие требования предъявляет порой общество. Но нас роднит одно обстоятельство — стремление разбудить в человеке желание бороться за жизнь, проявить силу воли и оживить те заложенные Богом в наши души императивы, которые помогли бы в этом. «Блаженны чистые сердцем, ибо Бога узрят» (Мф. 5:8). Но как понять эту сердечную чистоту, где взять пример? Речь ведь не только о великих подвижниках, но и о повседневной жизни. Труд врача всегда будет определённым таинством, которым не обладает ни одна другая профессия. И надежда на врача порой равноценна надежде на то, что Бог не оставит в трудную минуту. Это касается именно тех моментов, когда человек борется за свою жизнь. Имея внутреннюю любовь, ибо Бог в каждом сердце, врач становится борцом за то, чтобы жизнь побеждала, — это и есть борьба с адом, грехом, разрушающей силой — смертью.
Мы забываем о таких явлениях, как эпидемия, болезнь — их немало было в истории. Так мы устроены. И подчас общество, охваченное страхом, паникой, эгоизмом, не думает о том, что врач — это человек, как не думает, ожидая для себя чуда, что священник — это тоже человек. Обращающихся за помощью это, пожалуй, и не волнует. Я хочу сейчас сказать самое простое, что известно каждому: нужно человеческое участие в жизни друг друга. Поэтому Христос и учит: человек человеку — брат. Не волк. Но очень сложно и в обществе в целом, и внутри своего профессионального сообщества сохранять высокие, святые качества сотрудничества, лояльности, терпения. А ведь они самые спасительные, это признак святости. Нам сложно бок о бок сохранять эту лояльность, потому что необходимо наступать на свою гордыню. Очень важно сохранить равновесие, чтобы оказать помощь тем, кто в ваших руках. И наверное, нет сегодня более важного, чем возносить молитву о врачах. И молитва эта не о физическом и физиологическом здоровье, а о духовном равновесии и терпении. Сегодня мы говорим о том, что условия, в которых находятся медики, сравнимы с условиями военного времени. Оставить родных, детей, любимых и отдавать себя борьбе с недугом, и при этом доказывать обществу, во многом избалованному, что необходимо сидеть дома, убеждать там, где хочется топнуть ногой. Это во многом тоже подвижничество.
Врачи, работающие с больными коронавирусом пациентами, рассказали, как непросто порой даётся общение с пациентами, ведь многие из них напуганы и порой даже агрессивны.
— Пациенты обеспокоены информацией о возможном неблагоприятном исходе болезни. От этого страдает сам больной и тяжело приходится медицинскому персоналу при общении с ним. Какие слова поддержки найти для таких пациентов, как сохранить душевное спокойствие медикам, находящимся в условиях повышенной опасности? — спросили врачи инфекционного госпиталя клинической больницы № 51 (г. Железногорск).
— То, о чём вы говорите, происходит и когда человек приходит к священнику. Борьба с грехом, а это тоже болезнь, она подчас представляется человеку неким всепрощением и дозволением и дальше творить с собой зло. Человек пришел к ложному убеждению сейчас, что имеет право требовать, а иногда и оскорблять. В молитве же есть слова «… пришел еси во врачебницу, да не исцелен отыдеши», направленные на врачевание. И есть категория людей — и много, которые остаются глухими, сохраняют позицию требования, они воспитаны аморальной системой. И вся человеческая грязь выливается на того, кто врачует. Здесь, на мой взгляд, силы черпать нужно в собственной правоте, твёрдой убеждённости. Нужно силой воли отключить себя от желания найти контакт, а просто делать своё дело для пользы человека. Больной человек в некоторой степени перестаёт здраво оценивать то, что с ним произошло. Если человек не включается своим внутренним миром в собственное врачевание, то только ваша правота и внутренняя сила поможет ему. И это, действительно, Божий дар, доступный врачам, духовенству и, наверное, ещё педагогам. И мы можем побеждать.