Последние публикации

Православная неделя с 18 по 24 мая: Иоанн Богослов, Николай Чудотворец и равноапостольные Кирилл и Мефодий

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 18–24 мая в 2020 году — пятая седмица по Пасхе.

21 мая (8 мая ст.ст.) — день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Апостол Иоанн прожил долгую жизнь и отошёл ко Господу в возрасте ста с лишним лет — он был одним из трёх учеников, которых Господь особенно приблизил к Себе. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был свидетелем многих чудес, совершаемых Спасителем. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом, и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращённые к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин.19:26–27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Её Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

После Успения Божией Матери апостол Иоанн направился в Ефес и другие малоазийские города, чтобы проповедовать среди язычников Евангелие, взяв с собой своего ученика Прохора. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, — количество уверовавших увеличивалось день от дня. В те времена начались великие гонения на христиан. Император Нерон жестоко расправлялся с ними, подвергая пыткам. Апостола Иоанна отвели на суд в Рим и приговорили к смерти за исповедание веры в Господа Иисуса Христа. Но Господь хранил Своего ученика. Когда Иоанну дали выпить чашу с ядом, он выпил и остался жив; когда бросили в котёл с кипящим маслом, он тоже остался невредим. Уничтожить апостола император не смог и сослал в заточение на остров Патмос. По пути в заточение и на Патмосе Иоанн совершил множество чудес, проповедуя Святое Евангелие, изгоняя бесов из идольских капищ и исцеляя людей. Волхвы бесовскими наваждениями пытались извести апостола, но он разрушал их волшбу силой благодати Божией.

Однажды Иоанн и Прохор отправились на пустынную гору, где апостол в течение трёх дней постился и истово молился. Гора начала колебаться во время молитвы, загремел гром. Испуганный Прохор приник к земле, но апостол поднял его и сказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр.1:8), — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира. Спустя долгие годы апостол вернулся в Ефес.

Когда настало время отойти Иоанну к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лёг, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землёй. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8 мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова ещё и 8 мая.

22 мая (9 мая по ст.ст.) — перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар 

Надо ли объяснять православному, кто такой Николай Чудотворец? Святой, живший в III веке, кажется близким и родным, а о чудесах из личного опыта по молитвам ему могут рассказать многие верующие.

При жизни Николай Чудотворец был архиепископом в городе Миры, это современный турецкий городок Демре. Его очень любили прихожане: святитель был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым — ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всём этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством, разрушавший идолов и капища, и защитник христианства, обличавший еретиков.

Ещё при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода — своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Почитание же Николая Чудотворца у наших предков зародилось ещё даже до Крещения Руси. Так, например, с именем Николая Православие принял киевский князь Аскольд, живший на век раньше равноапостольного князя Владимира. С принятием же христианства Никольские соборы и храмы стали строиться во всех русских землях: от Киева и до Новгорода.

24 мая (11 мая ст.ст.) — день памяти равноапостольных Мефодия (+885) и Кирилла (+869), учителей Словенских

Кирилл (в миру Константин по прозвищу Философ, 827—869, Рим) и Мефодий (в миру Михаил; 815885, Велеград, Моравия) — создатели славянской азбуки, создатели церковнославянского языка и проповедники христианства.

Братья Кирилл и Мефодий происходили из византийского города Фессалоники (Салоники, славянск. «Солунь»). Их отец по имени Лев занимал высокую военную должность при губернаторе Фессалоники. В семье было семь сыновей, причём Михаил (Мефодий) — старший, а Константин (Кирилл) — младший из них.

Фессалоники, в которых родились братья, были двуязычным городом. Кроме греческого языка, в них звучал славянский солунский диалект, на котором говорили окружающие Фессалоники племена: драгувиты, сагудиты, ваюниты, смоляне и который, по исследованиям современных лингвистов, и лёг в основу языка переводов Кирилла и Мефодия, а с ними и всего церковнославянского языка.

До пострижения в монахи Мефодий сделал неплохую военно-административную карьеру, увенчавшуюся постом стратега (главнокомандующий войском) Славинии, византийской провинции, расположенной на территории Македонии.

Константин был очень образованным для своего времени человеком. Ещё до поездки в Моравию (исторический регион Чешской республики) он составил славянскую азбуку и начал переводить Евангелие на славянский язык.

Константин обучался у лучших учителей Константинополя философии, диалектике, геометрии, арифметике, риторике, астрономии, а также многим языкам. По окончании учения, отказавшись заключить весьма выгодный брак с крестницей логофета (глава господарской канцелярии и хранитель государственной печати), Константин принял сан иерея и поступил на службу хартофилаксом (буквально «хранителем библиотеки»; реально это равнялось современному званию академика) при соборе святой Софии в Константинополе. Но, пренебрегая выгодами своего положения, удалился в один из монастырей на черноморском побережье. Некоторое время жил в уединении. Затем он почти насильно был возвращён в Константинополь и определён преподавать философию в том же Манаврском университете, где недавно учился сам (с тех пор за ним и укрепилось прозвище Константин Философ). На одном из богословских диспутов Кирилл одержал блестящую победу над многоопытным вождём иконоборцев, бывшим патриархом Аннием, что принесло ему широкую известность в Константинополе.

Примерно в 850 году император Михаил III и патриарх Фотий направляют Константина в Болгарию, где на реке Брегальнице он обращает в христианство многих болгар.

На следующий год Кирилл вместе с Георгием, митрополитом Никомидийским, отправляется ко двору эмира милитенского, чтобы познакомить его с основами христианства.

В 856 году логофет Феоктист, бывший покровителем Константина, был убит. Константин вместе со своими учениками Климентом, Наумом и Ангеларием пришёл в монастырь, где был настоятелем его брат Мефодий. В этом монастыре вокруг Константина и Мефодия сложилась группа единомышленников и зародилась мысль о создании славянской азбуки.

В России в день памяти святых празднуется День славянской письменности и культуры.

Архипастырь совершил Литургию в Неделю о самаряныне

В Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, 17 мая, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию в красноярском кафедральном соборе Покрова Божией Матери.

По окончании богослужения владыка Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Христос Воскресе!

Сегодня мы читали о деяниях апостолов, где сказано, что они «рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев» (Деян. 11:19). Почему? Потому что этот народ, к которому пришёл Христос, отверг Его, а значит — отверг сам себя. Но часть иудеев принимали веру Христову. «Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу» (Деян. 11:20–21).

Далее нам рассказывается, как Иерусалимская церковь отправила в Антиохию Варнаву, где тот проповедовал и обратил множество людей к Господу. «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян. 11:26).

С тех пор прошло две тысячи лет, и люди, исповедующие Христа своим Спасителем, зовутся христианами. И каждый из нас, верующий в истину Божию — уже святой. Святой по принятию святости веры.

Так что же такое христианство? В конце главы Книги деяний, которую мы читали, сказано: «В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее» (Деян 11:26–29).

Это и есть христианство, христианская Церковь, которая во все времена занималась благотворительностью, делами милосердия, спасения. И она будет делать это и впредь, ведь в этом и есть истинное богатство Церкви, которая состоит не только из священников, но из всех верующих.

Мы приходим ко Господу, когда приходим в храм, когда общаемся друг с другом в месте молитвы и Литургии. Господь принимает всех, кто принимает Его, и каждому даёт шанс принять Его. Поэтому мы не гоним грешников, давая им возможность прийти ко Христу.

Христиане — это те, кто не боится смерти, но боится греха. Кто кается, кто знает, что Бог — всемогущ и не сомневается в этом. Не тот, кто просто принял Крещение, но не живёт и не стремится жить по заповедям Божиим, а тот, кто принял Христа всем сердцем. Христиане слабы, потому что грешим. Но сильны, потому что Господь даёт нам силы к покаянию. Мы знаем начало и конец мира и цель жизни, и благословляем всё доброе, что делает человек. Мы ценим семью, и дети для нас — ангелы, потому что чудо рождения — величайшее чудо на Земле.

Мы всегда будем скорбеть о мире, погрязшем во грехах, и всегда будем видимы Господом, который следит за нашим движением по пути спасения и доброты к Его царствию и жизни вечной.

Аминь.

Митрополит Пантелеимон пообщался с врачами ФМБА, спасающими пациентов с коронавирусом

В самый трудный момент жизни, и сегодня люди как никогда прежде понимают это, для человека всегда открытыми должны оставаться две двери — дверь врача и дверь священника. И врач в первую очередь помогает человеку пройти сложный, а иногда и фатальный путь болезни, на котором пациент, оставшись один на один со своим недугом, чувствует растерянность, одиночество, страх.

Что роднит людей в белых халатах и людей в черных рясах, как врачу найти в себе духовную силу, чтобы поддержать больного, как самому уберечь себя от несправедливых обвинений и неблагодарности, — об этом шла речь на встрече митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона с сотрудниками инфекционных госпиталей Федерального Сибирского научно-клинического центра и его филиалов в Зеленогорске и Железногорске. На этот раз встреча проходила по видеосвязи.

Митрополит Пантелеимон:

— Врачи — люди, которые всегда остаются во внимании религиозной мысли и молитвы, остаются во все времена в ореоле героизма. Немало посвящено этому призванию от Бога в искусстве, культуре, традициях. Но немало высказывается и человеческих обид, обвинений, претензий. Об этом каждый врач знает. Но это не главное — так было тысячи лет. Я могу сравнить и, мне кажется, я имею право, эти явления с теми, что касаются людей не в белых халатах, а в черных рясах. К нам столь же жёсткие и несправедливые слова, а может, и более жёсткие требования предъявляет порой общество. Но нас роднит одно обстоятельство — стремление разбудить в человеке желание бороться за жизнь, проявить силу воли и оживить те заложенные Богом в наши души императивы, которые помогли бы в этом. «Блаженны чистые сердцем, ибо Бога узрят» (Мф. 5:8). Но как понять эту сердечную чистоту, где взять пример? Речь ведь не только о великих подвижниках, но и о повседневной жизни. Труд врача всегда будет определённым таинством, которым не обладает ни одна другая профессия. И надежда на врача порой равноценна надежде на то, что Бог не оставит в трудную минуту. Это касается именно тех моментов, когда человек борется за свою жизнь. Имея внутреннюю любовь, ибо Бог в каждом сердце, врач становится борцом за то, чтобы жизнь побеждала, — это и есть борьба с адом, грехом, разрушающей силой — смертью.

Мы забываем о таких явлениях, как эпидемия, болезнь — их немало было в истории. Так мы устроены. И подчас общество, охваченное страхом, паникой, эгоизмом, не думает о том, что врач — это человек, как не думает, ожидая для себя чуда, что священник — это тоже человек. Обращающихся за помощью это, пожалуй, и не волнует. Я хочу сейчас сказать самое простое, что известно каждому: нужно человеческое участие в жизни друг друга. Поэтому Христос и учит: человек человеку — брат. Не волк. Но очень сложно и в обществе в целом, и внутри своего профессионального сообщества сохранять высокие, святые качества сотрудничества, лояльности, терпения. А ведь они самые спасительные, это признак святости. Нам сложно бок о бок сохранять эту лояльность, потому что необходимо наступать на свою гордыню. Очень важно сохранить равновесие, чтобы оказать помощь тем, кто в ваших руках. И наверное, нет сегодня более важного, чем возносить молитву о врачах. И молитва эта не о физическом и физиологическом здоровье, а о духовном равновесии и терпении. Сегодня мы говорим о том, что условия, в которых находятся медики, сравнимы с условиями военного времени. Оставить родных, детей, любимых и отдавать себя борьбе с недугом, и при этом доказывать обществу, во многом избалованному, что необходимо сидеть дома, убеждать там, где хочется топнуть ногой. Это во многом тоже подвижничество.

Врачи, работающие с больными коронавирусом пациентами, рассказали, как непросто порой даётся общение с пациентами, ведь многие из них напуганы и порой даже агрессивны.

— Пациенты обеспокоены информацией о возможном неблагоприятном исходе болезни. От этого страдает сам больной и тяжело приходится медицинскому персоналу при общении с ним. Какие слова поддержки найти для таких пациентов, как сохранить душевное спокойствие медикам, находящимся в условиях повышенной опасности? — спросили врачи инфекционного госпиталя клинической больницы № 51 (г. Железногорск).

— То, о чём вы говорите, происходит и когда человек приходит к священнику. Борьба с грехом, а это тоже болезнь, она подчас представляется человеку неким всепрощением и дозволением и дальше творить с собой зло. Человек пришел к ложному убеждению сейчас, что имеет право требовать, а иногда и оскорблять. В молитве же есть слова «… пришел еси во врачебницу, да не исцелен отыдеши», направленные на врачевание. И есть категория людей — и много, которые остаются глухими, сохраняют позицию требования, они воспитаны аморальной системой. И вся человеческая грязь выливается на того, кто врачует. Здесь, на мой взгляд, силы черпать нужно в собственной правоте, твёрдой убеждённости. Нужно силой воли отключить себя от желания найти контакт, а просто делать своё дело для пользы человека. Больной человек в некоторой степени перестаёт здраво оценивать то, что с ним произошло. Если человек не включается своим внутренним миром в собственное врачевание, то только ваша правота и внутренняя сила поможет ему. И это, действительно, Божий дар, доступный врачам, духовенству и, наверное, ещё педагогам. И мы можем побеждать.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла московской больнице свт. Алексия будет оказана материальная поддержка для борьбы с коронавирусной инфекцией

Предстоятель Русской Православной Церкви распорядился перечислить целевые денежные средства Центральной клинической больнице святителя Алексия города Москвы.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил направить средства на закупку дополнительного оборудования и осуществление диагностических мероприятий в амбулаторном диагностическом КТ-центре, в том числе на ПЦР-диагностику на наличие коронавирусной инфекции, на приобретение оборудования и тест-систем для количественного определения антител к COVID-19 с помощью метода иммуноферментного анализа (ИФА), а также на проведение мультиспиральной компьютерной томографии легких.

Данное распоряжение принято в рамках мер, направленных на поддержку церковных учреждений в условиях переживаемой эпидемии, в дополнение к объявленному сокращению на 25 % отчислений за 2020 год в Московскую Патриархию на общецерковные нужды со стороны приходов Москвы, ставропигиальных монастырей и ряда епархий.

Святейший Владыка также распорядился оказать материальную поддержку епархиальным центрам гуманитарной помощи и кризисным центрам поддержки беременных в 44 епархиях.

Воспитанники Православной Преображенской начальной гимназии стали призерами «Юниорья Ачинска»

Юниорье Ачинска-2019 / Фото: edu-ach.ru

Городской форум для талантливых детей «Юниорье Ачинска» проходит в городе уже 15 лет. И каждый раз — это большое событие, ведь на форуме собираются те, от кого в будущем будет зависеть и научно-технический, и творческий потенциал города, страны, а возможно, и мира.

Ежегодно «Юниорье Ачинска» собирает около тысячи талантливых детей и подростков. Одни представляют свои научные проекты в области естествознания, экологии и химии, физики, математики; другие — участвуют в конкурсе чтецов. И всё это на высоком качественном уровне.

В этом году призёрами форума стали сразу несколько воспитанников Ачинской православной Преображенской начальной гимназии. Благодарственные письма и грамоты форума вручены второкласснице Агнессе Зинченко (литературное чтение), третьеклассницам Ульяне Лесогор (русский язык) и Екатерине Чебтаевой (окружающий мир), четвероклассникам Илье Вожжову (математика) и Ирине Шевелевой (русский язык). За подготовку талантливых ребят поблагодарили и их учителей — Наталью Славикову, Татьяну Зудину и Светлану Волкову.

Наверняка у таких творческих ребят в жизни будет еще много побед и достижений, но вот эти, самые первые, запомнятся навсегда.

«Люди Победы»: В Красноярской митрополии готовят учебно-методический комплект для популяризации подвига защитников Отечества среди школьников

Проект «Люди Победы» приурочен к 75 годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне и направлен на создание учебно-методического медиакомплекта для реализации таких предметов, как Основы духовно-нравственной культуры народов России, история, обществознание и внеклассной работы с учащимися.

Цель проекта — популяризация подвига нашего народа и образа защитника Отечества среди школьников разных возрастов. Проект подразумевает создание 10 видеороликов (хронометраж 5 минут), посвященных людям, так или иначе принимавшим участие в Великой Отечественной войне, и выпуск сборника вспомогательных методических материалов для учителей Красноярского края.

Героями видеороликов станут фронтовики, блокадники, труженики тыла и дети войны. Каждый расскажет историю своего участия в тех памятных событиях. Ролики будут продемонстрированы широкой аудитории, но прежде всего — педагогическому сообществу. Также проект включает в себя размещение контента на интернет-сайтах и в социальных сетях для максимальной доступности продукта работникам сферы образования и с целью привлечения детско-юношеской и молодежной аудитории. Также, предусмотрен ряд публикаций в интернете и в печатных изданиях.

При разработке учебно-методического медиакомплекта планируется широкое общественное обсуждение с педагогическим сообществом Красноярского края, с открытой публикацией промежуточных и итоговых результатов на сайте Красноярского института развития духовно-нравственной культуры, в группах проекта в социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook»), на Youtube-канале музейно-просветительского центра «Касьяновский дом» и в СМИ.

Проект осуществляется Красноярским институтом развития духовно-нравственной культуры с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Глава Красноярской митрополии совершил Литургию в день Преполовения Пятидесятницы

В седмицу 4-ю по Пасхе, 13 мая, Преполовение Пятидесятницы, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию в красноярском кафедральном соборе Покрова Божией Матери.

Для справки:

Преполовение Пятидесятницы — малый господский праздник, отмечаемый через 25 дней после Светлого Христова Воскресения. Отмечается всеми православными, а также восточнокатолическими церквями византийского обряда.

Этимологически русские корни пол~, полов~, и т.п. указывают на время празднования: «полпути», середина между Пасхой и Троицей.

Преполовение Святой Пятидесятницы — один их древнейших христианских праздников. Праздник, предположительно, начал отмечаться во времена Иоанна Златоуста (конец IV века) Наиболее раннее на сегодня упоминание о нём в богослужебной литературе зафиксировано в грузинском переводе иерусалимского Лекционария VII–VIII веков.

Преполовение празднуется 8 дней, начиная от 4-й среды Пасхи и заканчивая средой 5-й седмицы. Богослужение пятого пасхального воскресенья (неделя о самаряныне) совмещается с службой попразднества Преполовения.

Завершился приём работ на конкурс #пасхавсибири

Представляем читателям нашего сайта завершающую подборку работ фотоконкурса #пасхавсибири. Пользователи социальных сетей «ВКонтакте», Facebook и Instagram рассказывают на своих страницах о том, как они празднуют Светлую Пасху. В этом году мы отмечаем праздник в кругу семьи, и авторы снимков делятся именно этими моментами — домашнего празднования торжества Светлого Христова Воскресения.


 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

#пасхавсибири ❤️🥚 уплетаем бабушкины куличики 😋

Публикация от Taya Telitsyna (@tayastar)

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

#пасхавсибири

Публикация от Цыбина Татьяна (@tsybina5748)

Приём работ на конкурс завершён. Подборка работ победителей будет опубликована после завершения оценки работ конкурсным жюри. Все победители будут уведомлены о сроках проведения награждения дополнительно.

Онлайн-фестиваль духовно-нравственной и философской песни состоялся в Красноярске

После семилетнего перерыва красноярский Никольский храмовый комплекс вновь провёл фестиваль духовно-нравственной и философской песни «Пою о том, что душу мне тревожит…».

В этом году в связи со сложившейся ситуацией фестиваль состоялся в онлайн-формате и был посвящён 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Всего своими творческими номерами со зрителями поделились свыше двух десятков человек.

Посмотреть концертные номера можно в сообществе фестиваля в социальной сети «ВКонтакте».

Творческие поздравления с 9 мая записывают воспитанники воскресной школы при красноярском приходе

Воспитанники воскресной школы при красноярском Иоанно-Предтеченском храме дистанционно поздравляют прихожан, ветеранов и всех жителей города с юбилеем Победы.

Свои видеопоздравления — стихи и песни о войне, сочинения о своих предках — ребята записывают при помощи родителей и размещают на сайт Иоанно-Предтеченского прихода.

Посмотреть первые поздравления можно по ссылке.