Последние публикации

Владыка Пантелеимон возглавил Великую вечерню в Рождество Христово

7 января, в двунадесятый праздник Рождества Спаса и Господа нашего Иисуса Христа, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Великую вечерню в храме Рождества Христова города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель красноярского Покровского кафедрального собора митрофорный протоиерей Владимир Дорош; благочинный Назаровского округа церквей, настоятель Покровского храма города Назарово протоиерей Евгений Нещерет; благочинный Железногорского округа церквей, настоятель Михаило-Архангельского собора города Железногорска протоиерей Роман Нещерет; председатель Епархиального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами, настоятель Феодоровского храма и Никольского храма-памятника жертвам политических репрессий протоиерей Иоанн Боев; настоятель красноярского Михаило-Архангельского храма протоиерей Александр Садовьюк, а также настоятели и штатные священнослужители приходов Красноярской епархии.

За богослужением пели хор храма Рождества Христова и красноярский детско-юношеский духовный хор «София».

По окончании богослужения благочинный церквей Шарыповского округа, настоятель Свято-Троицкого собора Шарыпово протоиерей Павел Фролов прочёл Рождественское послание главы Красноярской митрополии, после чего Архипастырь обратился к верующим со словом проповеди.

Затем благочинный Назаровского округа церквей, настоятель Покровского храма города Назарово протоиерей Евгений Нещерет поздравил владыку Пантелеимона с праздником от всей полноты духовенства Красноярской епархии.

По случаю празднования Рождества Христова в дар митрополиту Пантелеимону также преподнесли цветы: монахини Благовещенского женского монастыря Красноярска во главе с настоятельницей обители игуменией Ефросинией (Горбачёвой), послушницы красноярского сестричества милосердия преподобномученицы княгини Елисаветы с председателем Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Красноярской епархии и прихожане храма.

Также после богослужения состоялось вручение Патриарших и епархиальных наград:

— Ордена Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского III степени удостоен Егор Валерьевич Гуторин, директор ОО СК «Бастион»;

— Патриаршего знака храмостроителя удостоены генеральный директор ООО «Стальмонтаж» Алексей Александрович Ивлев, советник губернатора Красноярского края Анатолий Иванович Матюшенко и начальник Управления общественных связей Губернатора Красноярского края Роман Геннадьевич Баринов;

— Медали Красноярской епархии священномученика Амфилохия III степени удостоен Виктор Павлович Шипунов.

Как провести святочные дни?

В русской традиции период от Рождества Христова до навечерия Богоявления (7–18 января) называется «святками», и с ним связано огромное количество народных традиций и верований. Какие из них следует, а какие не следует соблюдать с точки зрения Православной Церкви, каково христианское значение этих дней и чем лучше всего занять себя в этот период, расскажет иерей Андрей Бабин, председатель отдела религиозного образования и катехизации Красноярской епархии.

При поддержке Администрации города Красноярска в рамках муниципальной программы «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия в городе Красноярске»/

Архипастырь: Бог дарит нам счастье жизни

В ночь с 6 на 7 января, Рождество Христово, перед Божественной литургией в Христорождественском храме города Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:

— Христос рождается, славите Его!

Прошло время Рождественского поста. Поистине сегодня благородные сердца православных христиан, братьев и сестёр, мужчин и женщин, детей и ветеранов, получают награду от Бога — праздник торжества, праздник света, праздник, который оживляет и наполняет энергией человеческие сердца, надежды этих сердец, упования этих сердец, стремление к миру, к счастью и свету.

Все праздники — это особое время, когда люди, как творение Божие, разделяют с Богом все накопившиеся трудности, проблемы, очищают себя праздником от грехов, и насыщаются божественной энергией жизни, обновляются, и достигают состояния, к которому стремились — радости жизни, ценности жизни. И так будет всегда, доколе человечество будет праздновать праздники. Но особенно такие, которые связаны с Богом, Отцом и Создателем.

Мы совершили Рождественский молебен в этом святом храме Рождества Христова пред крестным ходом, чтобы продолжить далее богослужение святой Литургией в знак того, что мы совершили свой подвиг поста, принесли Богу дары покаяния, и молим Господа о всех людях на Земле, о детях, о семьях, о труде, о тишине, и просим у Бога мира там, где волнения, где проблемы, кровь и страдания, просим у Господа и исцеления нашим сердцам и душам от переживаний за эту напасть коронавируса. И верим, что Господь даст силы, и всё это будет пройдено, и жизнь будет торжествовать, иначе бы не было Рождества, не было бы и Пасхи, которую, мы надеемся, мы встретим в этом храме, и во всех храмах, и не звучал бы первый детский голос каждый день, когда рождаются младенцы.

Бог дарит нам счастье жизни, и в этот святой, праздничный, уже ночной час, желаю всем красноярцам, всем сибирякам, всем россиянам, верующим и неверующим, каждой народности и культуры, — счастья, мира, семейной теплоты, любви, и, конечно же, здоровья и благополучия. Христос принёс свет жизни, и да воссияет этот свет в сердцах наших обновлённой силой, Рождеством 2022 года.

Славите Христа, Вифлеемская звезда ведёт к спасению мир людской!

Митрополит Пантелеимон возглавил богослужения в Рождественскую ночь в красноярском Христорождественском храме

В ночь с 6 на 7 января, празднование Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил в храме Рождества Христова города Красноярска великое повечерие, утреню и Божественную литургию.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; благочинный церквей Правобережного округа, настоятель храма Рождества Христова протоиерей Максим Смоляков; благочинный больничных храмов Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер и штатные священнослужители Покровского кафедрального собора и Христорождественского храма.

Перед началом Литургии владыка Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом и возглавил крестный ход вокруг храма.

За богослужением пели хор храма Рождества Христова и детско-юношеский духовный хор «София».

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла собравшимся в храме зачитал духовник Красноярской православной гимназии, штатный священник Христорождественского храма иерей Максим Воронцов.

По окончании Божественной литургии архипастырь поздравил собравшихся с Рождеством Христовым.

Ход богослужения освещали корреспонденты региональных телекомпаний. Прямую трансляцию вели телеканалы «Енисей», «7 канал» и «Афонтово», также она была доступна на сайте телеканала «Енисей», сайте Красноярской епархии и страницах в социальных сетях.

Общественный порядок в храме и на прилегающей территории обеспечивали сотрудники Межмуниципального управления Министерства внутренних дел России «Красноярское» и казаки Енисейского войскового казачьего общества.

Поздравление от митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона с Рождеством Христовым

Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон в видеообращении поздравляет верующих с приближающимся праздником Рождества Спаса и Господа нашего Иисуса Христа

Правящий архиерей совершил всенощное бдение в канун Рождества Христова

6 января, в навечерие Рождества Спаса и Господа нашего Иисуса Христа, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил всенощное бдение в Покровском кафедральном соборе Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов), благочинный больничных храмов Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер, ключарь иеромонах Мелхиседек (Цхадая) и штатные священнослужители Покровского собора.

За богослужением Архипастырь помазал верующих елеем.

За всенощным бдением пел Архиерейский хор кафедрального собора.

По окончании богослужения владыка Пантелеимон обратился к пастве со словом проповеди.

Напомним, что сегодня архипастырь возглавит Великое повечерие, утреню и Божественную литургию в храме Рождества Христова города Красноярска. Богослужение будет транслироваться на телеканале «Енисей» и в интернете.

Рождественское послание Главы Красноярской митрополии

Рождественское послание

Главы Красноярской митрополии

Высокопреосвященнейшего Пантелеимона, митрополита Красноярского и Ачинского

клиру, монашествующим, мирянам
и всей богохранимой пастве Красноярского края

Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

(Гал. 4:3–5)

Дорогие братья и сестры, возлюбленные христиане!

История человеческой жизни фиксируется нумерацией годов, столетий и тысячелетий; часами, минутами и секундами. Но есть и нечто такое, что мы можем назвать «подвижная ценность» — это жизнь человека. Ибо Христос есть начальник жизни, её хранитель и спаситель. И Святая Церковь неустанно проповедует о вечной жизни, раскрывает перед верующими всю бесценность человеческого пути — от зачатия и до перехода в вечность.

Бог создавал род человеческий для вечной жизни, и для этого Он создал Рай. И это понятие остаётся в глубинах нашей души как призыв к лучшему, безболезненному и безгрешному состоянию в вечности, поскольку после грехопадения природа человека, его сознание и тело очень сильно подвержены присутствию греха и влиянию диавола.

И чтобы мир впервые после Творения возвратился к надежде, к любви, к вере, к созиданию, к чистоте и свету, Бог приходит в него Рождеством Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Сына Божиего и Сына человеческого. Он пришёл тихо, без громогласных приветствий, в убогой пещере. В глубоком размышлении Девы Марии о событии, происходящем с Ней, перед потрясённым взором старца Иосифа.

Ангельский мир ликовал в дни творения, видя человека, который был рождён Богом — Адама. И в эту Рождественскую ночь ангелы ликовали снова, ибо пришёл в мир Сын Божий.

Рождество Христово открывает каждому из нас безграничную любовь Божию, и призывает к осмыслению личного жизненного пути, к осмыслению важности дыхания жизни, которое Господь вложил в человека. И, наконец, призывает нас к глубокому анализу происходящих с человеческим родом событий.

В XXI веке мы подверглись величайшему в нашей эпохе испытанию — коронавирусу. Это явление внесло в жизни каждого человека в мире непоправимые вещи: разрушительного характера для одних, созидательного — для других.

Христос пришёл в мир, чтобы спасти его. Он пришёл, чтобы обличить, раскрыть страшное лицо греха. И всё, что происходит с человеком, направлено на то, чтобы положить начало пониманию Божественного сигнала, чтобы услышать его, как говорил наш Святейший Патриарх, исходящий от Бога и призывающий к исправлению нашей жизни.

XXI столетие обнажает новые, нечеловеческие нормы жизни общества, обнажает всю грязь: моральную, нравственную, материальную, лжекультурную. И, самое главное, мы видим неприкрытое, лживое лицо диавола в виде тех лжеценностей, которые нам навязывают.

Господь создал Церковь через апостолов, Он открыл нам Свою любовь. И в Таинстве Крещения навсегда лишил диавола власти над человеком через грехи. Рождество призывает нас освободиться. И всё, что происходит сегодня вместе с этой эпидемией — результат нашего греховного, преступного, халатного отношения к своей душе, к своей жизни, к Заповедям Господним — Божественным установкам, которые требуют от человека человеческого образа жизни.

Апостолы Павел и Пётр, и другие апостолы и святые отцы, всегда указывали на то, что существует сила Божия как Его дар человеку, чтобы отличать правое от левого и зло от добра.

Во втором послании апостола Петра сказано: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию» (2Пет. 1:3). Эта благость дана тем, кто верует. И в Рождестве Христовом раскрывается важность нашей веры, которая спасает нас, и через наши молитвы — всех людей, весь мир от разрушения и смерти.

Пора задуматься и осознать, особенно в такие дни, как Рождество Христово — когда является вся важность спасительного человеческого бытия и человеческого бессмертия в свободе от грехов и их последствий — болезней и страданий.

Апостол Пётр, ясно и чётко познавший природу лжи и губительности диавола, на мгновение засомневавшийся и отрёкшийся от Христа, в том же послании говорит нам: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2Пет. 2:1). Это указывает нам на мудрость Церкви и на присутствие всеведущего Бога в нашей жизни уже тогда. Как никогда мы должны осознать в Рождество Христово, что мы созданы для жизни, и спасать свою жизнь: верой, молитвой, добрыми делами, но ещё и послушанием и доверием к медицине. Научиться различать лжепророков, которые призывают человечество к погибели во грехе от последствий этого же греха. Голос разума и мудрости должен звучать в нас. Христос хочет нам жизни, а диавол — смерти.

В Рождество Христово мы обращаем внимание на то, что Господь различными испытаниями приводит нас в состояние мужества, выражающееся в терпении, понимании и принятии того, что Бог даровал нам Самого Себя — через Рождество и распятие, чтобы мы спасались и жили в мире, согласии и любви друг с другом. Чтобы исчезло поклонение диаволу в виде суеверий, вымыслов. Исчезли всякая злоба и всякое разделение.

Рождество приносит нам твёрдое убеждение в том, что Бог с нами, что Творец не оставил нас. И мы обязаны проявить свою волю и силу, соединив её с Божественной, к сохранению жизни — уникальной и прекрасной — через деторождение, семейный порядок и ценности семьи, через труд и через веру, освещающую наши жизни.

Святой Григорий Палама говорит так: «Диавол не мог смириться ни с тем, чтобы быть ниже кого-то из ангелов, ни даже с тем, чтобы быть ниже Самого Бога. Итак, он захотел стать равным Самому Творцу. Тут то его и ждало его страшное падение». Эти слова — из проповеди святого отца на Рождество Христово.

И да поможет нам Господь в Рождестве обрести стойкость и раскрыть нападение всего разрушительного, что происходит от диавола, что пугает, устрашает и вредит нашей жизни. Ближе будем к Богу — ближе будем к вечности и спасению. Так научим детей наших, сами будем учиться у новорождённого Христа постепенному, но твёрдому спасению своей души и тела через нашу веру в Бога и совершение добра каждый день.

Всех вас поздравляю с Рождеством Христовым, желаю света и мира. И мир Рождественской звезды, мир, исходящий лучами — залог того, что мы будем жить и победим не только эту пандемию, но и сам грех. И Божественный Рай никогда не покинет нас.

Многая и благая лета всякой верующей душе. Возлюбим друг друга и ничего не будем бояться, кроме Бога. Да хранит всех нас Господь! С Рождеством Христовым, с праздником жизни, вечности и спасения.

Рождество Христово,
2021/2022 г.

Рождественское послание Предстоятеля Русской Церкви

Рождественское послание

Патриарха Московского и всея Руси

КИРИЛЛА

архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви 

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова.

В эту светлую ночь радуется всё творение, ведь приближается и приходит ныне Господь, ожидание народов и спасение мира (канон на повечерии Предпразднства Рождества Христова). Пришествия Спасителя долгие годы чаяли люди, утратившие после изгнания из рая связь со Своим Создателем, забывшие, как это радостно – ежедневно чувствовать присутствие Божие и слышать совсем рядом Его глас, иметь возможность обращаться к Нему – и сразу получать ответ, знать, что ты в полной безопасности – потому что Господь рядом с тобой.

Именно этого ощущения безопасности, защищённости и спокойствия нам очень не хватает сегодня, когда губительное поветрие всё ещё вносит свои коррективы в нашу жизнь, когда трудно что-то прогнозировать и строить планы, когда неуверенность в завтрашнем дне постоянно держит в напряжении и вызывает тревогу. Однако в этих непростых обстоятельствах мы особенно остро ощутили хрупкость человеческого бытия, осознали, что должны ценить как величайший Божий дар каждый новый день, поняли, каким тяжёлым бременем становится вынужденное одиночество и как важно иметь возможность регулярного личного общения с родными и близкими.

Взирая ныне на лежащего в яслях Младенца Христа, на Его Пречистую Матерь и праведного Иосифа Обручника, мы понимаем, что только любовь к Богу и людям способна укрепить нас в различных испытаниях, изгнать страх из наших сердец, дать силы на совершение добрых дел.

Ведь Пресвятая Богородица в один из самых важных моментов Своей жизни тоже находилась в стеснённых обстоятельствах – в чужом городе, в пустынном месте, в пещере для скота. Однако убогий вертеп показался Ей прекрасной палатой (тропарь Предпразднства), потому что Её сердце переполняла любовь к Сыну и Богу: эта любовь преображала всё вокруг, и Пречистая Дева не замечала ни неудобств, ни последней нищеты вертепа. Благодарность Творцу и нежность к новорождённому Младенцу позволяла Ей вменять трудности ни во что и видеть благой Промысл Божий во всех обстоятельствах, которые ниспосылал Ей Господь. Как это отличается от нашего восприятия данных Богом испытаний, когда, например, во время изоляции многие даже родной дом воспринимали как тюрьму, впадали в уныние и видели всё в чёрном цвете.

Мысленно предстоя сегодня яслям Спасителя, у которых рядом с Творцом пребывает всё творение – и люди, и животные, и ангелы, слуги Пресвятой и Трисолнечной Зари (канон 5-го гласа в понедельник утра), – ощутим себя окружёнными любовью Божией и объединёнными вокруг Христа. Сбросим с души оковы боязни и недоверия, тревоги и отчаяния, услышим глас Сына Божия, Который приходит на грешную землю и призывает к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая им покой (Мф. 11, 28). Приходит – и научает нас жить так, чтобы утраченное райское блаженство вновь стало реальностью, и даже больше – чтобы человек мог непостижимым и таинственным образом соединяться с Господом.

Родившийся на земле Царь Небесный (стихиры праздника) уже всё сделал для нашего спасения. Нам остаётся только принять Его любовь и ответить на неё своими поступками – жизнью по заповедям и делами милосердия, крепкой верой и желанием быть с Богом, готовностью не только принимать из Его Отеческих рук обильные щедроты, но и с твёрдым упованием и доверием Ему преодолевать те или иные сложности.

Дорогие мои, вновь и вновь поздравляю вас с Рождеством Христовым. «Никто не отлучён от соучастия в этом ликовании, – свидетельствует святитель Лев Великий, – ведь повод к радости общий для всех. Пусть же ликует святой, ибо приближается к славе. Пусть радуется грешник, ибо даруется ему прощение» (Слово I на Рождество Христово). Господь да ниспошлёт всем вам душевное и телесное здравие, неоскудевающую радость и бодрость духа, укрепит в совершаемых вами трудах и в дальнейшем шествии стезёй спасения. Аминь.

Рождество Христово
2021/2022 г.
Москва

Владыка Пантелеимон: Рождество Христово принесло Земле надежду на лучшее

6 января, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), по окончании Божественной литургии святителя Василия Великого в Покровском кафедральном соборе города Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к пастве со словом проповеди:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Русский народ, с тех пор как принял Христа всегда все божественные праздники жертвенно принимал, понимая, что мог отдать жизнь свою за веру свою, за землю свою, и до революции всегда во всех сельских местностях и городах славили Христа словами «Христос рождается, славите Его!». Никакой народ так не почувствовал от веры Христовой пользы для своей нации, для своей души, как многострадальный, трудолюбивый, умный, созидательный русский народ.

Никогда этот народ, который есть истинно и славянский народ, не знал и не знает гордыни. По простоте — как дети, по строгости — как богатыри, и по духу — как ангелы, которых возглавлял архистратиг Божий Михаил. Ради таких народов Бог пришёл к нам в образе человеческом, чтобы говорить человеческим языком, чтобы обратиться к нам словом, написанным и напечатанным. Но в каждом слове, казалось бы, самом простом, скрывается ответ человеку — для чего он создан и живёт. Для вечности и для вечного развития разума своего, интеллекта. Но не в том направлении как сейчас, в тяжкий XXI век, да и во все времена, идут по наклонной, а в том развитии ума, познании Божества и своей причастности к великому Богу, Который создал вселенную.

Мы сегодня слышали на службе слова: «вселенная ликует», «вселенная радуйся». Неужели надо звёздам, заряженным энергией божественной, радоваться? Луне и планете Земля? Вселенная — это род человеческий, сердца всех нас. Бог пришёл спасти вселенную, которая называется просто «человек», созданный по образу и подобию Божиему, и который по злому умыслу диавола теряет этот образ, так, что превращается в кибермашину. Человек никогда не будет роботом, и никакой материал, наполненный энергией, но не духом и не душой, не заменит человека. Это всего лишь будет помощник в его трудах.

Для человека важно, чтобы светило солнце, чтобы звёзды сияли на небе, и луна проделывала свой цикл, сообщала о перемене времён и годов. Чтобы зачатие заканчивалось радостным событием ухода души от тела, от праха. Это произойдёт, когда весь мир осознает свою принадлежность к Богу и своё бессмертие, и человек осознает, что он не материальный, что Бог дал нам власть жить на этой Земле, и других нет и не будет. Но могут быть заселены другие миры — одни бесами, другие божественными силами, ибо сегодня мы слышали в Евангелии и вечером будем читать: «явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:13–14).

На Земле человеку всегда нужно иметь прощение друг от друга, и всегда иметь мир с самим собой и друг с другом, любить жизнь во всех её формах, потому что жизнь есть божественное дарование, божественное откровение и участие самого Господа в нашем бытии и существовании. И тот, кто это понимает, всегда будет осознавать и божественный дар, который Господь даёт нам героями нашими — военными, трудовыми и, конечно, духовными. Преподобного Сергия, Серафима Саровского, Антония Великого, Ксении Петербургской, Матроны Московской, Даниила Ачинского, и сколько ещё можно их перечислять — всё это люди.

Рождество Христово принесло Земле надежду на лучшее, а нам она нужна, когда мы в болезнях, в нуждах, в безысходном положении. И только и нужно призвать имя Божие. Спросить: «Бог, где Ты? Я теряю Тебя», и, оглянувшись по сторонам, увидеть благодеяния Божии в нашей жизни. Этого не было до Рождества Христова, поэтому древние и писали, особенно в римской культуре, «я жил, пил, веселился, умер, и вы живите, пейте, веселитесь, вы тоже умрёте». А христиане стали писать на своих могилах «Я во Христе жил, Христа принял и ко Христу пришёл, и ты поступай так». Это утверждение жизни, избавление от одиночества, в этом раскрывается весь смысл того, что делает человек во вселенной.

Аминь.