Последние публикации

Руководитель епархиального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ принял участие в работе жюри краеведческого конкурса «Моя семья в истории государства и страны»

1 февраля в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края прошёл финал конкурса «Моя семья в истории государства и страны», на котором определили победителей в 4 номинациях: «Наша династия», «Генеалогическое древо семьи», «Судьба семьи в истории страны» и «Великая Отечественная Война в истории моей семьи».

Руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации Красноярской епархии, ответственный секретарь Епархиальной комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию, главный хранитель Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» Геннадий Малашин стал членом жюри в номинации «Великая Отечественная Война в истории моей семьи». Он рассказал о значении конкурса для его участников:

— Я спросил у одного из победителей, который уже не первый год участвует в конкурсе, а что это ему даёт? Он сказал, что лучше узнаёт этот мир, себя, чувствует ответственность. И правда, работа над историей преподаёт своего рода урок мужества. Ведь вне истории человек до конца состояться не сможет, он будет ущербным.

В конкурсе, проводимом уже третий год, участвуют школьники с научно-исследовательскими работами. В этот раз заявилось более 60 участников. Победителей наградили грамотами от Главного управления образования администрации города Красноярска, а в качестве призов им были предоставлены лицензионные копии программы «Древо жизни» для составления генеалогических древ.

Красноярский священник провёл встречу со студентами Красноярского техникума транспорта и сервиса

Руководитель Миссионерского отдела Красноярской епархии, настоятель Трёхсвятительского храма города Красноярска иерей Василий Вершинский приходит на беседы с будущими специалистами в рамках соглашения между техникумом и Красноярской епархией. Об этом рассказали на сайте храма. Такие встречи проходят ни реже раза в месяц. Их цель — просвещение и приобщение молодёжи к православной культуре.

Отец Василий читает студентам небольшую лекцию, а затем общается с ними и отвечает на вопросы.

Последняя беседа была о подвиге жителей блокадного Ленинграда, о мужестве и его христианских основах, о взаимовыручке и братстве, — пояснил отец Василий. — Студенты после попросили, чтобы я предложил нашим прихожанам их помощь. Дрова поколоть, починить что-нибудь, убраться, ребята готовы выполнять это в качестве волонтёров.

В Ачинской Православной гимназии рассказали о блокаде Ленинграда

28 января в гимназии прошли классные часы, посвящённые Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Об этом рассказали на сайте гимназии.

Целью стало расширение представление детей о Великой Отечественной войне, рассказ о блокаде Ленинграда, знакомство с понятием «блокада». Гимназисты смогли увидеть метроном, хлебные карточки, кусочек ржаного хлеба весом 125 граммов, а также фотографии, запечатлевшие жизнь в осаждённом городе.

Проведение классного часа, пояснили в гимназии, способствовало воспитанию благодарного отношения к подвигу защитников Ленинграда, сочувствия к людям, перенёсшим трагедию блокады, а также формированию чувств патриотизма и гражданственности.

6 февраля, 09:00. Литургия архиерейским чином в красноярском храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской

6 февраля, в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, день роминовения всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавит Божественную литургию в красноярском храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской (ул. Академгородок, 50г).

Начало в 09:00.

Православная неделя с 31 января по 6 февраля: дни памяти святителя Марка Эфесского, преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского, преподобного Максима Грека и блаженной Ксении Петербургской

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 25–31 января в 2021 году — седмица 33-я по Пятидесятнице.

31 января (18 января по ст. ст.). День памяти преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского

Преподобный Кирилл был боярином на службе сначала у ростовских, а затем московских князей. Он и его супруга Мария отличались простотой нравов, смирением и благочестием. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, супруги помогали бедным и больным, принимали странников.

Своего второго сына — будущего преподобного Сергия Радонежского — Кирилл и Мария до его рождения решили посвятить Господу. Поэтому родители не стали противиться сыну, когда тот испросил их благословения на монашеский постриг.

По благочестивому обычаю тех лет, супруги в последние годы своей жизни сами приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре. Утруждённые болезнями, скорбями и старостью схимники-бояре недолго потрудились в новом звании. В 1337 году они с миром отошли ко Господу.

1 февраля (19 января по ст. ст.). День памяти святителя Марка Евгеника, архиепископа Ефесского (1444)

В историю Церкви этот святой вошёл как непримиримый противник Ферраро-Флорентийской унии — одной из последних (в 1438 году) попыток Римской Католической Церкви подчинить себе православный мир. По преданию, римский папа Евгений IV, узнав, что Марк Ефесский так и не подписал унию, недовольно бросил своим подчиненным: «Значит, мы ничего не добились», — таков был авторитет святителя даже среди католиков.

Марк Ефесский происходил из семьи потомственных священнослужителей, был высокообразованным и эрудированным человеком. После того, как другие греческие епископы всё-таки решились на унию с латинянами, святитель направил все свои силы на противостояние этому неестественному союзу. Стараниями архиепископа Марка уния так и не была принята византийским обществом.

Последние годы святой провёл в уединении на Святой Горе Афон.

3 февраля (21 января по ст. ст.). День памяти преподобного Максима Грека (1556)

Значение этого святого для Русской Православной Церкви трудно переоценить. Благодаря ему в XVI веке на русский язык с греческого были переведены многие богослужебные тексты и святоотеческие произведения.

Святой Максим отличался необычайной образованностью и широтой кругозора. В молодости ему довелось побывать в нескольких греческих и итальянских городах, после чего преподобный согласился на работу при дворе московского великого князя.

Несмотря на многочисленные и плодотворные труды, преподобный нажил себе многих врагов в Москве. Виной тому было прямодушие Максима Грека, его неумение скрывать правду от окружающих (так, он не побоялся осудить развод великого князя Василия III с супругой). В 1525 году Максима несправедливо объявили еретиком и шпионом турецкого султана. Будущего святого сперва бросили в темницу, а затем отправили жить в ссылку, где он пробыл примерно до 1550 года.

Гонения и труды отразились на здоровье преподобного, но дух его был бодр; он продолжал трудиться и в преклонном возрасте, оставив после своей кончины целый ряд духовных сочинений.

6 февраля (24 января по ст. ст.). День памяти блаженной Ксении Петербургской

Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами. О родителях её, о детских и отроческих годах ничего не известно. Знаем мы, что отца блаженной звали Григорием.

По достижении совершеннолетия Ксения вступила в брак с придворным певчим Андреем Фёдоровичем Петровым, состоявшим в звании полковника. Но недолго суждено было молодой чете наслаждаться семейным счастьем: двадцати шести лет от роду Ксения осталась вдовой. Муж её скончался внезапно.

Это трагическое событие изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что её муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Ксения решила, что подвигом жизни она вымолит у Бога прощение прегрешений раба Божиего Андрея.

В день похорон мужа Ксения Григорьевна надела его одежду и всем, обращавшимся к ней с соболезнованиями, говорила, что умер не Андрей Фёдорович, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. С этого момента она действительно умерла для мира, приняв на себя тяжелейший подвиг — подвиг юродства Христа ради.

Родные и знакомые её полагали, что молодая вдова лишилась рассудка из-за свалившегося на её плечи горя. Подозрения их окончательно утвердились, когда Ксения решила раздать имущество, доставшееся ей в наследство от мужа. Так, она подарила свой дом, находившийся в приходе церкви св. ап. Матфея на Петербургской стороне, своей знакомой Параскеве Антоновой. Та не хотела принимать этот дар и даже просила родственников Ксении со стороны мужа уберечь её от такого поступка. Родственники обратились к начальству покойного Петрова, влиятельные люди беседовали со вдовой, нашли её в совершенном рассудке и решили, что она вполне может распоряжаться своим имуществом.

Отныне она не имела постоянного места жительства. Днём она бродила по городу, в основном по Петербургской стороне, возле церкви ап. Матфея, а ночью уходила за город, в поле — и всю ночь молилась. Так её однажды и застали горожане, заинтересовавшиеся ночными исчезновениями блаженной. Редко оставалась она ночевать в домах знакомых ей благочестивых женщин.

Блаженная Ксения с необычайной кротостью сносила все издевательства и оскорбления, которые ей нередко доводилось переносить. Особенно докучали ей уличные мальчишки, на злобные выходки которых она не обращала внимания. Лишь однажды, когда жители уже стали почитать её за угодницу Божию, им довелось увидеть блаженную в страшном гневе. Обнаглевшие сорванцы не удовольствовались обычными оскорблениями, а стали бросать в Ксению комьями земли. После этого случая горожане стали оберегать блаженную Ксению и положили конец преследованиям со стороны мальчишек.

Когда костюм Андрея Фёдоровича истлел и распался, святая облачилась в лохмотья. Когда ей предлагали в виде подаяния одежду, она отказывалась. Брала лишь красную кофточку и зелёную юбку (или наоборот), вероятно, в память о цветах форменной одежды мужа. Милостыню денежную она также избегала брать. Принимала только «царя на коне» — медные копейки, которые тут же раздавала беднякам.

В эти годы на Смоленском кладбище строилась новая каменная церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. Рабочие, трудившиеся на строительстве храма, стали замечать вдруг странные вещи. За время их отсутствия ночью кто-то носил кирпичи на леса строящейся церкви. А когда они решили узнать, кто этот добровольный помощник, то увидели, что это блаженная Ксения трудится по ночам, перетаскивая кирпичи на леса.

За великие подвиги Господь удостоил блаженную Ксению дара прозорливости. Так, она предсказала время кончины императрицы Елизаветы Петровны и юного императора Иоанна Антоновича, помогла одной девице избежать брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. Жители Петербургской стороны замечали, что если блаженная возьмёт на руки больное дитя или благословит его, оно непременно выздоровеет. Если возьмёт какую-нибудь мелочь из лавки купца — торговля будет успешной. Если она зайдёт в дом, то в доме будут царить мир и согласие.

Однажды она сказала своей старой знакомой Параскеве Антоновой, той самой, которой подарила дом, чтобы та немедленно шла на Смоленское кладбище: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал!».

Параскева в недоумении пошла в сторону кладбища и вдруг увидела толпу народа. Оказалось, что экипаж задавил насмерть беременную женщину, которая успела перед кончиной разрешиться от бремени мальчиком. Параскева взяла его себе, и так как не могла нигде отыскать отца младенца, усыновила его. Воспитанный ею приёмный сын почитал её как мать и в старости берёг покой Параскевы, которая благодарила блаженную за великую радость.

Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет и скончалась около 1803 года. На могиле её (на Смоленском кладбище) была со временем воздвигнута каменная часовня, которая и по сей день служит одной из святынь Петербурга, привлекающей многочисленных богомольцев.

После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, была причислена к лику святых в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

Архипастырь совершил Божественную литургию в красноярском храме Вифлеемских мучеников


30 января, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, в день памяти Преподобного Антония Великого, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в храме Мучеников 14000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенных. Накануне 29 января, в день Поклонения честным веригам апостола Петра, владыка совершил всенощной бдение в том же храме.

На Литургии Его Высокопреосвященству сослужил руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош.

За богослужением пел малый состав архиерейский хора Красноярской епархии.

За Всенощным бдением владыка Пантелеимон и отец Владимир молились, богослужение совершил ключарь Покровского кафедрального собора Красноярска, настоятель храма Вифлеемских мучеников Красноярска иеромонах Мелхиседек (Цхадая). За богослужением Архипастырь прочитал шестопсалмие и совершил помазание елеем.

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 января 2022 года

28 января 2022 года Священный Синод Русской Православной Церкви, ознакомившись с опубликованным 12 января 2022 года коммюнике Священного Синода Александрийского Патриархата в связи с учреждением Русской Православной Церковью Патриаршего экзархата Африки, принял публикуемое ниже заявление (журнал № 1). На сайте Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru будут опубликованы переводы журнала и принятого заявления Священного Синода на английский и греческий языки. 

***

Члены Священного Синода Русской Православной Церкви ознакомились с опубликованным 12 января 2022 года коммюнике Священного Синода Александрийского Патриархата, посвященным учреждению Русской Православной Церковью Патриаршего экзархата Африки.

Священный Синод Русской Православной Церкви считает необходимым ответить на предпринятые в документе попытки исказить подлинные причины и обстоятельства образования экзархата.

Решение Московского Патриархата объясняется в коммюнике «фактом признания автокефалии Украинской Православной Церкви» Блаженнейшим Патриархом Александрийским Феодором.

Подобное утверждение основано на заведомо ложном тезисе, поскольку Украинская Православная Церковь как существовала, так и доныне существует в качестве самостоятельной в своем управлении части Русской Православной Церкви. Никакой автокефалии Украинская Церковь не просила и не получала. Напротив, она решительно отвергла навязанный ей извне и поддержанный тогдашними государственными властями страны и раскольниками процесс предоставления так называемого томоса об автокефалии. Об этом неоднократно и публично говорилось в официальных заявлениях Собора епископов и Синода Украинской Православной Церкви, в выступлениях ее архипастырей, духовенства, монашествующих и мирян, абсолютное большинство которых желали и желают сохранять единство с Московским Патриархатом.

Так называемая автокефалия была предоставлена Константинопольским Патриархатом не канонической Украинской Православной Церкви — крупнейшей конфессии Украины, насчитывающей в настоящее время 108 архиереев, 12 381 приход, 12 513 священнослужителей, 260 монастырей и 4 630 монашествующих, — а группе раскольников, которые от нее отпали и продолжают против нее вражду. Именно из этих лиц, не имеющих законной хиротонии и благодати священства, и из их единомышленников Константинопольский Патриархат вопреки канонам образовал «автокефальную церковь». И именно с этой раскольнической безблагодатной структурой Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор вступил в общение.

Священный Синод Русской Православной Церкви со скорбью отмечает искажение православной экклезиологии, проявившееся в реализации сценария так называемой украинской автокефалии. Однако это искажение допущено не Русской Церковью, как утверждается в коммюнике Александрийского Синода. Оно обнаруживается в деяниях Константинопольского Патриархата, беззаконно вторгшегося на Украину, а также в заявлениях его высоких представителей. Попытки утвердить первого по диптиху Предстоятеля в качестве «первого без равных» в Православной Церкви, который якобы обладает исключительным правом по своему усмотрению предоставлять и отнимать автокефалии, отторгать у Поместных Церквей их части, в одностороннем порядке отзывать документы более чем трехсотлетней давности, единолично отменять судебные решения Архиерейских Соборов иных автокефальных Церквей, произвольно «восстанавливать» в священном сане лиц, никогда его не имевших, — являются несомненным отступлением от святоотеческого учения о Церкви и многовекового православного Предания.

Члены Священного Синода Русской Православной Церкви помнят выступления Предстоятелей Александрийской Православной Церкви в поддержку канонической Церкви на Украине в лоне Московского Патриархата, включая заявления Блаженнейшего Патриарха Феодора, которые он неоднократно делал в прошлом вплоть до недавнего времени. Как свидетельствовал Его Блаженство в 2016 году в одном из интервью, он всегда занимал «такую позицию, что Украинская Церковь является неотъемлемой частью Русской Православной Церкви». В 2018 году, посещая Одессу, Предстоятель Александрийского Патриархата призывал верующих быть верными «канонической Церкви Украины, которую возглавляет Блаженнейший митрополит Онуфрий».

Однако 8 ноября 2019 года Блаженнейший Патриарх Феодор неожиданно заявил о признании украинской раскольнической группы, начал поминовение ее возглавителя на богослужениях, а 13 августа 2021 года вступил с ним в прямое евхаристическое общение.

Как известно, признание Блаженнейшим Патриархом Феодором раскольнической структуры на Украине вызвало неприятие, в том числе, внутри самой Александрийской Православной Церкви. Многие ее священнослужители публично выступили в защиту канонической Украинской Церкви, заявили о несогласии с явно незаконным решением своего Предстоятеля и не захотели находиться в каноническом подчинении тому, кто встал на путь раскола.

В течение двух лет Русская Церковь не отвечала на поступавшие к ней обращения африканских клириков, но терпеливо ожидала, что Блаженнейший Патриарх Феодор изменит свое решение. Однако за это время Его Блаженство не ограничился поминовением в диптихах Православных Предстоятелей главы одной из украинских раскольнических групп, но вступил с ним и другими «иерархами» этой структуры в евхаристическое общение. Эти скорбные события убедили Священный Синод Русской Православной Церкви в необходимости ответить на поступившие обращения и образовать в этих исключительных обстоятельствах Патриарший экзархат в Африке.

Такое непростое решение, принятое в ситуации признания Александрийским Патриархом украинских раскольников, никоим образом не является выражением притязания на каноническую территорию древней Церкви Александрийской, но преследует единственную цель — дать каноническую защиту тем православным клирикам Африки, кто не желает участвовать в беззаконной легитимизации раскола на Украине.

Призываем Блаженнейшего Патриарха Александрийского Феодора II и архипастырей Святейшей Церкви Александрийской отказаться от поддержки украинского раскола и вернуться на канонический путь, дабы сохранить единство Святого Православия.

«Беседы с митрополитом». Выпуск 5

Как появились Земля и Небо? Кто они — первые жители Земли? Зачем человеку Церковь? Мир от Сотворения до наших дней через осмысление Библии в авторском цикле митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона от телеканала «Енисей». Выпуск 5 — о днях творения, их длительности, и сотворённом Богом свете.

Смотрите еженедельно по субботам в 6:55 в блоке канала «Енисей» на телеканале «ОТР», а также на сайте kerpc.ru и страницах Красноярской епархии в социальных сетях.

Настоятель Трехсвятительского храма провёл беседу в библиотеке для незрячих

В одной из крупнейших в России библиотек для инвалидов по зрению продолжаются встречи с отцом Василием Вершинским, настоятелем Трехсвятительского храма Красноярска.

27 января батюшка посетил читателей «Красноярской краевой спецбиблиотеки» и провёл беседу на тему «Нагорная проповедь», а ещё поговорил с людьми на тему духовно-нравственной жизни. К священнику можно было обратиться с любыми интересующими вопросами — сообщает сайт храма Трёх Святителей.

В Ачинской Православной гимназии поговорили о безопасности детей

Занятие прошло 27 января для учеников первых классов. Провела его Наталья Гудина, инструктор школы «Лиза Алерт» — добровольческого некоммерческого общественного объединения, занимающегося поиском пропавших без вести людей. О встрече сообщили на сайте гимназии.

Целью беседы стало формирование у детей навыков личной безопасности. Вместе с Натальей гимназисты разобрали опасные ситуации, в которых могут оказаться дети, и определили алгоритмы действий в них. Они узнали, как ребенок должен вести себя, если он потерялся в торговом центре, на улице, остался один в общественном транспорте или заблудился в лесу.