Последние публикации

До 1 марта. Приём заявок на грантовый конкурс «Православная инициатива — 2022»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Координационный комитет по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви объявил о старте открытого грантового конкурса «Православная инициатива — 2022».

Заявки на участие в конкурсе принимаются на сайте www.pravkonkurs.ru. Принять участие в «Православной инициативе» могут церковные и светские организации.

Приём конкурсных заявок завершится 1 марта 2021 года. Победители будут объявлены не позднее 4 апреля 2021 года.

Рассматриваются заявки по следующим проектным направлениям:

  1. Образование и воспитание
  2. Социальное служение
  3. Культура
  4. Информационная деятельность

Кроме того, для развития и поддержки гражданской активности в северных территориях, а также содействия созиданию историко-культурного пространства территорий Арктики, Крайнего Севера, Дальнего Востока учреждена отдельная номинация. В рамках номинации «Развитие северных территорий и поддержка коренных малочисленных народов севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» рассматриваются заявки по таким приоритетным направлениям, как духовно-нравственное воспитание, экология, региональные традиции и наследие народов..

В конкурсе предусмотрены 3 типа проектов ― локальные проекты, сетевые проекты и инфраструктурные / системообразующие проекты. Сумма грантовой поддержки может достигать до 1 млн рублей для локальных проектов и 1 миллион 800 тысяч рублей ― для сетевых и инфраструктурных.

С целью поддержки инициатив заявителей из малых городов и сел (а также заявителей независимо от места их регистрации, если предоставленные ими проекты планируется реализовать в такого рода населенных пунктах) в рамках каждого проектного направления им предоставлена возможность подать заявку по специальной номинации; такая заявка будет проходить экспертизу в особом порядке, с пониженным пороговым значением проходного балла. Размер грантовой поддержки проектов в спецноминации «Малые города и села» — до 300 тысяч рублей.

Проведение конкурса, в том числе техническое обеспечение конкурсных процедур, организация экспертизы поступивших заявок, финансирование победителей, получение и проверка отчетности, возложено на Фонд поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество».

Подробная информация об условиях проведения конкурса и конкурсная документация размещены на сайте конкурса pravkonkurs.ru.

Также получить полную информацию о конкурсе, консультации по написанию проекта и оформлению заявки можно через раздел «Обратная связь» на сайте pravkonkurs.ru и в Исполнительной дирекции Координационного комитета по телефону: +7(495)640-77-93 или по e-mail: konkurs2021@pravkonkurs.ru.

Батюшка и сёстры милосердия посетили пожилых прихожан Михаило-Архангельского собора

22 января штатный священник Михаило-Архангельского собора Железногорска протоиерей Анатолий Бородавко вместе с сёстрами милосердия посетили прихожан храма, которые по состоянию здоровья не могут посещать молитвенные собрания в церкви.

Батюшка от лица настоятеля прихода, благочинного Железногорского благочиния протоиерея Романа Нещерета поздравил верующих с наступившими новолетием, праздниками Рождества и Богоявления и произнёс проповедь. А сёстры милосердия передали подарки от прихода, — рассказали на странице Железногорского благочиния «ВКонтакте».

Православная неделя с 24 по 30 января: дни памяти мученицы Татианы, равноапостольной Нины и преподобного Антония Великого

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 24–30 января— седмица 32-я по Пятидесятнице.

25 января (12 января по ст. ст.). День памяти мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших (226–235)

Святая Татиана стала одной из жертв гонений на христиан в Римской империи в годы правления Александра Севера. Известно, что мученица происходила из знатной семьи; её отец трижды занимал в разные годы должность консула. При этом родители Татианы были тайными христианами; христианкой же они воспитали и свою дочь.

Достигнув совершеннолетия, Татиана принесла обет целомудрия и решила посвятить свою жизнь служению в храме. Её схватили во время антихристианских гонений и пытались заставить вознести молитвы статуям языческих божеств — но святая раз за разом отказывалась. По преданию, по молитвам Татианы одно из капищ даже было разрушено внезапным землетрясением. После этого взбешённые гонители казнили девушку вместе с её отцом.

Особое почитание святой Татианы в России принято связывать с учреждением Московского университета 12 января 1755 года. Мученицу стали почитать сначала как покровительницу этого вуза, а позднее и как небесную заступницу всех студентов.

27 января (14 января по ст. ст.). День памяти равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (335)

Равноапостольная Нина почитается как национальная святая и небесная покровительница в Грузии. Принято считать, что её трудами ещё в начале IV века жители Карталинии (Картли) — протогрузинского государства на юге современной страны — решили отказаться от языческих верований и стать христианами.

Святая Нина была гречанкой по происхождению и жила в Каппадокии (восток современной Турции). В Картли она отправилась чтобы найти Хитон Господень и укрыться от Диоклетиановых гонений на христиан. Согласно преданию, на апостольские труды святую Нину благословил сам Господь, явившись ей во сне. Дева Мария же чудесным образом вручила будущей просветительнице Грузии крест из виноградной лозы.

30 января (17 января по ст. ст.). День памяти преподобного Антония Великого (356).

Этот святой, живший в III–IV веках на территории современного Египта, почитается как один из основоположников монашества в Православии.

Согласно преданию, Антоний прожил более ста лет. Он происходил из богатой семьи, но, оставшись в 20 лет сиротой, раздал всё наследство беднякам, а сам предпочел начать уединённую жизнь в пустыне. Несколько десятилетий преподобный провёл в одиночестве, строгом посте и непрерывной молитве. Лишь около 305 года он решил нарушить уединение по многочисленным просьбам подражателей-отшельников, которые селились рядом и желали организовать монашескую жизнь.

Известно, что во времена гонений на христиан преподобный Антоний не боялся появляться в крупных городах, укрепляя дух единоверцев. В последние же годы жизни святой успел принять участие в противостоянии арианской ереси.

Правящий архиерей: Молитва раскрывает спасительность веры во Христа

23 января, по окончании Божественной литургии в Спасском кафедральном соборе Минусинска (каноническая территория Минусинской епархии), митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:

— Мы вспоминаем сегодня святителя Феофана Затворника. Чтобы человеку приобщиться к вере в Бога, чтобы эта вера помогала человеку жить по святости с покаянием, жить с терпением и пониманием, всегда человеку должен быть пример. Конечно, самый главный пример – это Господь наш Иисус Христос, который пришёл в этот мир, являясь Богом, и принял человеческую плоть, стал сыном Бога и сыном человеческим. Он принял её, чтоб оживить род человеческий, который отпал от Бога через грех прародителя нашего Адама и прародительницы-матери Евы. И грех господствовал над человеком, над его сердцем и над его умом, а господином греха был диавол. Им и остаётся. Он стал руководить жизнью людей. И сегодня, тот кто далёк от Бога, живёт не по человеческим законам и, тем более, не по законам Божиим. Он живёт по лжи, по ложным законам, которые закрывают дорогу к жизни вечной, ибо мы с вами созданы Богом не для вечных страданий, не для греха, злобы и ненависти. Мы созданы Богом для любви к жизни. А Бог и есть жизнь. Мы созданы для закона, для справедливости, для истины и правды.

Но, как видим, и сегодня в человеческом обществе присутствует зло в виде лжи, неправды, в виде злобы и кровопролития, в виде развала семей по грехам и безбожию, в виде убийств детей и войн. Люди, как обезумевшие, пускаются во всё тяжкое. Одни в чародейство и колдовство, другие вызывают духов, третьи идут к экстрасенсам. Кто-то даже придумывает себе ложных богов в виде лжеучителей и целителей. И только христиане, и христиане православные, что веруют простым сердцем, что ищут от Бога не славы, но жизни вечной, что хотят защититься от зла, которое не может победить ни ум людской, ни наука, от того зла, которое бьёт по людям обманутым, имеют оружие. А оружие это — правда.

Ни один наркоман и алкоголик не сказали, что они страдают, очень мало кто из них это признаёт. Многие считают, что так и надо. А мы видим, как погибают в сетях испытаний наши близкие и далёкие, и дети, подростки, и молодёжь, и какое горе, когда в семье пьющий отец, не дай Бог, и мама. Что будет с этими людьми? Как человек может образумить себя? От зависимостей и других пороков можно избавиться только придя к Богу.

К Богу же невозможно приходить без примера. И вот сегодня, вспоминая святителя Феофана Затворника, мы видим, насколько ценна молитва. Она раскрывает спасительность веры во Христа. А эта вера открывает Господа человеку. И когда мы приходим с вами в храм, даже не задумываясь, мы испытываем на себе силу благодати Божией, которая укрепляет нас на жизнь и выживание, и которая открывает дорогу к жизни вечной, к бессмертию, ибо Бог не создал человека для смерти и зла. Он создал его для любви и жизни вечной.

Ещё несколько дней назад мы с вами с трепетом, радостно и с ожиданием чуда праздновали Рождество, Крещение и Богоявление. И Бог открылся нам в великой благодати крещенской воды, которая есть вещественное доказательство присутствия Бога в мире.

Святитель Феофан, как и мы с вами, спрашивал: «Господи, а где Ты? Как мне встретиться с Тобой? И как помочь пастве моей, людям?» И Господь открыл ему путь чрез испытание его затворничеством. И он оставил нам ценные советы в книгах своих и словам. Он наставил, как спасать свою душу, жизнь и, вместе с нами, как спасать живущих рядом, которые ещё не знают дороги к Господу, а может стоят ещё дальше во тьме греха.

Будем с вами знать твёрдые истины: человек, верующий во Христа, не узнает, как сказал Господь, смерть человека; человек, верующий во Христа имеет власть над грехом и над господином греха диаволом; человек, верующий во Христа, получает от Бога всю благодатную Его силу для жизни и спасения. Не будем же страшиться раскаиваться в своих грехах и совершать добро, для того, чтобы и в вечности радоваться своей вере и нашей жизни с Богом и в Боге.

Аминь.

Владыка Пантелеимон совершил Литургию в Спасском кафедральном соборе Минусинска

23 января, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в минусинском Спасском соборе (каноническая территория Минусинской епархии).

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник Успенского мужского монастыря Красноярска игумен Иннокентий (Нилов); секретарь Минусинской епархии, благочинный Минусинского благочиния, настоятель Спасского кафедрального собора города Минусинска протоиерей Евгений Нещерет; благочинный больничных церквей города Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; штатные священнослужители красноярского Покровского и минусинского Спасского кафедральных соборов.

За Литургией была совершена диаконская хиротония Дмитрия Бызова.

За богослужением пел архиерейский хор Минусинской епархии.

По окончании Литургии владыка Пантелеимон обратился к собравшимся со словом проповеди.

Кроме того, после богослужения архипастырь посетил воскресную школу при соборе, где посмотрел постановку сказки и колядки в исполнении учеников. Владыка благословил ребят и подарил им сладкие подарки.

Напомним, что митрополит Пантелеимон является временно управляющим Минусинской епархией (журнал № 4 заседания Священного Синода от 13 апреля 2021 года).

Архипастырь возглавил епархиальное собрание Минусинской епархии

22 января, по окончании всенощного бдения в Спасском кафедральном соборе Минусинска митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил епархиальное собрание в здании епархиального управления Минусинской епархии. Напомним, что митрополит Пантелеимон является временно управляющим Минусинской епархией (журнал № 4 заседания Священного Синода от 13 апреля 2021 года).

В собрании приняли участие секретарь Минусинской епархии, благочинный Минусинского благочиния, настоятель Спасского кафедрального собора города Минусинска протоиерей Евгений Нещерет и настоятели храмов Минусинской епархии. Кроме того, участниками заседания стали руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош и секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник Успенского мужского монастыря Красноярска игумен Иннокентий (Нилов), сослужившие правящему архиерею ранее за всенощным бдением.

На собрании владыка Пантелеимон рассказал о ходе реставрации Спасского кафедрального собора, Вознесенского храма, воскресной школы города Минусинска и здания типографии, которое планируется преобразовать в Духовный центр Минусинской епархии. Реставрация этих зданий проходит в рамках подготовки к празднованию 200-летию Минусинска. Также Архипастырь затронул тему работы миссионерского, социального, образовательного и ряда других епархиальных отделов. Владыка Пантелеимон коснулся темы работы воскресных школ в период пандемии и предложил в следующем году провести фестиваль колядок в воскресных школах епархии, если эпидемическая обстановка будет это позволять. Кроме того, Владыка напомнил о необходимости соблюдать канонические границы приходов и недопустимости совершения треб священником за пределами своего прихода, — сообщил пресс-службе Красноярской епархии штатный священник Спасского кафедрального собора Минусинска иерей Георгий Потылицын.

Глава Красноярской митрополии совершил всенощное бдение в канун Недели по Богоявлении

22 января, в канун Недели 31-й по Пятидесятницы, по Богоявлении, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе города Минусинска (каноническая территория Минусинской епархии).

Напомним, что митрополит Пантелеимон является временно управляющим Минусинской епархией (журнал № 4 заседания Священного Синода от 13 апреля 2021 года).

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник Успенского мужского монастыря Красноярска игумен Иннокентий (Нилов); секретарь Минусинской епархии, благочинный Минусинского благочиния, настоятель Спасского кафедрального собора города Минусинска протоиерей Евгений Нещерет; благочинный больничных церквей города Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; настоятели приходов Минусинской епархии и штатные священнослужители красноярского Покровского кафедрального собора.

Богослужение сопровождалось пением архиерейского хора Минусинской епархии.

За всенощным бдением Архипастырь совершил елеопомазание и хиротесию во чтеца Дмитрия Бызова.

По окончании митрополит Пантелеимон обратился к собравшимся со словом проповеди.

Миссионерство и противодействие сектантской пропаганде обсудили на последней секции краевых Рождественских чтений

Круглый стол «Миссионерское служение Красноярской епархии» направления «Церковь и общество» XXII Красноярских краевых Рождественских чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» прошёл 22 января в Архиерейском доме города Красноярска и на платформе Zoom и стал последней площадкой конференции в этом году.

В этом году среди докладчиков — благочинный церквей Правобережного округа Красноярска, настоятель красноярского храма Рождества Христова протоиерей Максим Смоляков и штатный священник красноярского храма Александра Невского иерей Сергий Сенченко. Руководителем секции стал председатель Миссионерского отдела Красноярской епархии, настоятель Трёхсвятительского храма города Красноярска иерей Василий Вершинский.

На секции обсуждались вопросы просветительского служения Церкви и концепция миссионерской деятельности. Отец Сергий привёз с собой фильм одной из популярных в России сект, чтобы обсудить с коллегами как подобная пропаганда влияет на человеческое сознание. Материал вызвал бурное обсуждение среди участников секции.

 —  Удобно и быстро. Люди не могут устоять перед этим, такие секты  — это удобно и быстро. Эдакий «супермаркет», заходи и бери что хочешь. А Русская Православная Церковь  — это не удобно и не быстро, я это окончательно в семинарии понял,  — рассказывает отец Максим.

На следующий год участники решили продолжить обсуждение этой темы:

 — Я думаю, что диалог может продолжаться долго, потому что темы, о которых мы с вами говорим, они действительно животрепещущие. Невозможно в рамках одного круглого стола все их закрыть. Потому что доколе жива Церковь, дотоле мы и будем задавать эти вопросы и искать на них ответы  — говорит руководитель секции отец Василий.

Напомним, что ссылки на все трансляции и подробная информация о порядке участия в Чтениях опубликованы на сайте конференции в разделе «Программа». Прямые трансляции секций и их записи, включая трансляцию Открытия и пленарного заседания Чтений, можно найти в разделе «Трансляции», а также на сайте Красноярской епархии в разделе «Видео» и в социальных сетях.

Организаторы краевых Рождественских чтений — Красноярская митрополия Русской Православной Церкви при поддержке Управления общественных связей Губернатора Красноярского края, Министерства образования Красноярского края, Главного управления образования администрации города Красноярска, Сибирского федерального университета, Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, Красноярского государственного аграрного университета, Сибирского государственного университета науки и технологий им. ак. М. Ф. Решетнёва, Дома дружбы народов Красноярского края, Красноярской региональной общественной организации духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка», Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры», Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом».

Православию в Сибири в эпоху Петра I и после неё посвятили доклады исторической секции Рождественских чтений

21 января в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края и на платформе Zoom состоялась работа направления «Церковь и история Приенисейской Сибири» XXII Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».

Возглавила работу направления доцент кафедры отечественной истории исторического факультета Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева кандидат исторических наук Людмила Мезит. Доклады в секции представили не только учёные-историки, но и священники Красноярской епархии, сотрудники музеев и библиотек, Центра по сохранению культурного наследия Красноярского края, учителя. География участников охватывает как Красноярский край, так и города Новосибирск и Ульяновск.

Первое выступление участника из Ульяновска — ведущего инженера технического отдела Управления инженерной защиты города Владимира Паршукова — было посвящено изучению быта и традиций енисейских казаков, составлению их родословных при помощи исповедных росписей и метрических книг как источника.

Затем слово взяла Ирина Хусаинова, научный сотрудник отдела фондов Енисейского краеведческого музея им. А. И. Кытманова, с докладом о музеефикации церквей в 1920-1930-е годы, посвящённом проблемам содержания зданий, переданных от разогнанных религиозных общин. Отметим, что это новое, ранее не публиковавшееся исследование.

Оригинальное исследование совершенно разных судеб четырёх различных храмов, построенных на территории современного Красноярского края по единому типовому проекту в дореволюционные годы, представила доцент Сибирского федерального университета, кандидат технических наук Татьяна Гавриленко. Один закрыт и практически разобран, другой возрождён и отреставрирован, один из них даже сохранился практически не тронутым в советское время благодаря тому, что перестало существовать поселение, где он был построен, и здание позднее перевезли в Новобирилюссы.

Секция продолжилась представлением данных о Православии в Енисейской Сибири в эпоху Петра I, полученных из путевого журнала Д. Г. Мессершмидта Игорем Фёдоровым, заместителем директора по научно-методической работе дивногорской средней школы № 2 им. Ю. А. Гагарина. Как выяснилось, несмотря на относительно далёкие от Православия религиозные взгляды, Мессершмидт сообщает немало интересных фактов о быте сибирского духовенства и отношению к вере местного населения.

О становлении Петра I как полководца в ранние годы и во время Северной войны рассказал доцент кафедры отечественной и всеобщей истории Новосибирского государственного педагогического университета, кандидат исторических наук Владимир Баяндин, представив подробный разбор поражений и побед первого российского императора в хронологическом порядке.

Удивительной историей колокола «Казикермен», отлитого из захваченных у турок пушек в годы правления Петра I, и эвакуированного в тыл во время Великой Отечественной войны поделилась заведующая отделом библиотечных коммуникаций Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края Юлия Шубникова.

О неоднозначной фигуре епископа Никона (Бессонова) в предреволюционные годы рассказал иерей Максим Воронцов, штатный священник храма Рождества Христова города Красноярска, духовник Красноярской православной гимназии. Бывший в эти годы епископом Енисейским и Красноярским, владыка был ярким общественным и политическим деятелем, стоявшим на весьма радикальных позициях, а после революции, незадолго до своей смерти и вовсе снял с себя сан и отрёкся от монашеских обетов.

Затем подробную характеристику работы святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в Енисейской городской больнице представила Наталья Можайцева, начальник отдела по выявлению и изучению объектов культурного наследия Центра по сохранению объектов культурного наследия Красноярского края.

В завершающем докладе секции учитель основной общеобразовательной школы № 8 города Канска Екатерина Чудова поделилась собственным исследованием истории храма в своей родной деревне Петрушки в докладе «История небольшого храма». Как и в случае со многими местными историческими объектами, он практически не изучен, что делает исследование Екатерины Евгеньевны по-своему уникальным.

Напомним, что ссылки на все трансляции и подробная информация о порядке участия в Чтениях опубликованы на сайте конференции в разделе «Программа». Прямые трансляции секций и их записи, включая трансляцию Открытия и пленарного заседания Чтений, можно найти в разделе «Трансляции», а также на сайте Красноярской епархии в разделе «Видео» и в социальных сетях.

Организаторы краевых Рождественских чтений — Красноярская митрополия Русской Православной Церкви при поддержке Управления общественных связей Губернатора Красноярского края, Министерства образования Красноярского края, Главного управления образования администрации города Красноярска, Сибирского федерального университета, Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, Красноярского государственного аграрного университета, Сибирского государственного университета науки и технологий им. ак. М. Ф. Решетнёва, Дома дружбы народов Красноярского края, Красноярской региональной общественной организации духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка», Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры», Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом».