Последние публикации

Митрополит Иларион: Церковь готова помогать людям, освободившимся из мест заключения

Москва, 5 февраля. Митрополит Иларион поддержал предложение о создании в России службы пробации для бывших заключенных. Цель пробации — в обеспечении безопасности общества путем социальной адаптации и реабилитации человека, освобожденного из учреждения уголовно-исполнительной системы.

«Многие люди, которые провели какое-то время в местах лишения свободы, рано или поздно туда возвращаются. Значит, вопрос их социальной адаптации — это очень важный, насущный вопрос», — считает архипастырь.

В Русской Православной Церкви созданы соответствующие синодальные учреждения — Отдел по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными органами, а также Отдел по тюремному служению. «Наши священники ходят в тюрьмы, в места лишения свободы, общаются с заключёнными и индивидуально, и в группах, делая всё возможное для того, чтобы облегчить участь людей, которые оказались за решеткой», — рассказал архипастырь.

При этом Церковь готова помогать и тем, кто выходит на свободу, «вернуться к нормальной жизни, к семье, к исполнению служебных обязанностей», добавил он.

Православная неделя с 7 февраля по 13 февраля: дни памяти святителя Григория Богослова, собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 7–13 февраля в 2022 году — седмица 34-я по Пятидесятнице.

7 февраля (25 января по ст. ст.). День памяти святителя Григория Богослова

Святой Григорий Богослов (326–389 гг.) был сыном Григория (впоследствии епископа Назианского) и Нонны, женщины высоких нравственных правил. Ещё до рождения сына она обещала посвятить его Богу и употребила все старания, чтобы склонить его волю на служение Господу. Воспитание, данное ему матерью, святитель Григорий почитал самым для себя важным. При выдающихся способностях святой Григорий получил прекрасное образование: он учился в школах Кесарии Палестинской, где была богатая библиотека, собранная мучеником Памфилом, в Александрии, где изучал творения Оригена, и, наконец, в Афинах, где в особенности сблизился со святым Василием Великим, с которым знаком был несколько ранее и дружбу с которым считал полезнее самой высшей школы. У святых друзей в Афинах была одна комната, один образ жизни; им были знакомы только две дороги: одна вела в храм Божий, другая — в училище. В Афинах святой Григорий познакомился с Юлианом (по прозванию «Отступник», который, став императором, отрёкся от христианства и пытался было возродить язычество в Римской империи (361–363 гг.)) и оставил живое изображение этого злого и коварного врага Церкви. В возрасте 26 лет святой Григорий принял Крещение.

После возвращения на родину святой Григорий долгое время уклонялся от занятия какой-либо общественной должности. Размышление о Боге, молитва, чтение слова Божия, писание вдохновенных слов и песней и служение престарелым родителям были его занятием. Некоторое время он провёл с другом своим Василием в его пустыни и это время почитал самым счастливым в жизни. Отец его, бывший уже епископом, нуждаясь в помощнике, вызвал его из Васильевой пустыни в Назианз и рукоположил во пресвитера. Уже этот сан так устрашил Григория высотой и тяжестью сопряжённых с ним обязанностей, что он удалился в уединение пустыни. Успокоив там волнение духа, он вернулся к отцу и принял на себя священническое служение, утешаясь, что он, служа Богу, помогает и престарелому родителю в его заботах о пастве.

Между тем друг его, Василий Великий, уже достиг высокого сана архиепископа. Желая иметь преданного и просвещённого помощника в управлении обширной областью, святой Василий предложил Григорию место главного протопресвитера при своей кафедре, но святой Григорий уклонился от принятия этой почетной и влиятельной должности. Через некоторое время после этого состоялось посвящение Григория в епископа города Сасима по тайному соглашению архиепископа Василия с отцом Григория. Видя в этом волю Божию, он принял священное рукоположение, но отказался от принятия самой должности и в качестве соправителя (викария) продолжал служить своему родителю и пастве назианзской. В 374 году скончался престарелый родитель Григория, а вслед за ним — и мать его. Святой Григорий продолжал некоторое время труд отца по управлению Назианзской церковью, но сильно заболел. Выздоровев, он удалился в уединённую обитель, где в посте и молитве пробыл около трёх лет.

Но великий светильник не мог укрыться в монашеской келии. Избранный православными епископами и мирянами на престол архиепископа в Константинополе, он прибыл туда в эпоху самого сильного владычества ариан, когда ими были захвачены все храмы в столице. Святой Григорий остановился в доме своих знакомых. Одну из комнат обратил в храм, назвав её «Анастасией», что значит «воскресение», с надеждой, что здесь воскреснет Православие, и начал проповедовать. Ариане засыпали его насмешками и ругательствами, бросали в него камнями, подсылали к нему тайных убийц. Но народ узнал своего истинного пастыря и стал тесниться к его кафедре, «как железо льнёт к магниту» (по выражению святого Григория). Сильным своим словом, примером своей жизни и пастырским усердием он побеждал врагов Церкви. Люди в огромном количестве стекались со всех концов послушать его вдохновенные проповеди. Слушатели волновались около его кафедры подобно бурному морю, громко выражали знаки одобрения рукоплесканиями и восклицаниями, а скорописцы увековечивали его слова. Ежедневно тысячи людей из ереси возвращались к Православной Церкви.

Наконец, уже после воцарения православного императора Феодосия (379–395 гг.) упорствующие ариане были изгнаны из храмов столицы. Когда обнаружилась ересь Македония (Македоний отрицал Божество Святого Духа), святой Григорий боролся против неё и принимал живое участие в заседаниях Второго Вселенского Собора. Совершив свой подвиг, он отказался от Константинопольской кафедры, сказав: «Прощай, кафедра, — это завидная и опасная высота!» Святой Григорий удалился в родное селение Арианз, близ Назианза, и здесь в строгих аскетических подвигах провёл последние годы своей жизни.

За свои замечательные богословские творения святой Григорий получил от Церкви почётное наименование Богослова и вселенского учителя, а за способность проникать мыслью до самых глубоких тайн веры и выражать непостижимые её истины с прозрачной ясностью и строгой точностью Церковь в одной из молитв называет его умом самым высоким. Проповеди его насыщены такой поэзией, что многие фразы из них были использованы (святым Иоанном Дамаскиным и другими) для праздничных песнопений. Нетленные частицы мощей святого Григория до сих пор источают дивное благоухание.

В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трёх святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия (память 1 января), другая стояла за Григория Богослова (память 25 января), третья почитала святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября).

От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие — григорианами, третьи — иоаннитами.

По воле Божией в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти.

Этот праздник учредили в Константинополе в середине IX века. Духовенство и миряне тогда ожесточённо спорили: а кто из этих трёх епископов, живших почти полтысячелетия назад, «более велик»? Тогда, по преданию, возмущённые пустыми раздорами иерархи явились во сне митрополиту Иоанну Евхаитскому, повелев установить общий праздник в их честь, дабы успокоить всех спорщиков.

Почему же и спустя многие столетия верующие так по-особенному относятся к памяти этих трёх епископов? Потому что без них бы и не было Православия в известном нам виде. Святые Василий, Григорий и Иоанн жили в так называемую «Эпоху Вселенских соборов», когда только вышедшей из катакомб Церкви предстояло создать единое и обязательное для всех своих членов вероучение. Было необходимо разъяснить тысячам новых христиан — вчерашним язычникам разных национальностей — догматы веры, ниспровергнуть самые разные ереси, порой господствовавшие среди людей.

Эта бескровная борьба, которую три епископа вели многие годы, не всегда была простой: все трое познали и гонения, и наветы недругов, а Иоанна Златоуста, по преданию, даже едва не казнили по ложному обвинению. Тем не менее, Второй Вселенский собор в 381 году засвидетельствовал правоту трёх святителей: принятый на нём Никео-Царьградский Символ Веры не меняется в течение многих столетий. Это и есть то самое «Верую…», которое ежедневно раздаётся в православных храмах за Божественной литургией.

Единство Трёх Святителей несёт в себе и важный символический смысл: Иоанн Златоуст остался в памяти паствы как выдающийся проповедник, Василий Великий — как непревзойдённый пастырь-организатор, а Григорий Богослов — как подлинный монах-молитвенник. Все эти три ипостаси и заключают в себе сущность архипастырского служения.

Митрополит Пантелеимон: Со времён римских гонений только в России случилось такое же

6 января, по окончании Божественной литургии в красноярском храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом.

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Мы сегодня на крестном ходе восклицали бессмертный возглас: «Христос Воскресе!». Отец Серафим Саровский, когда приходил к нему человек, независимо от времени всегда обращался с этим приветствием: «Христос Воскресе, радость моя». И люди получали великое духовное утешение от этого приветствия и открывалась перед ними вся глубина божественной любви, которую Бог донёс до человечества через страдания, смерть, распятие и воскресение Сына Единородного.

Русская Церковь, а Церковь — это весь народ, вся нация с государями, министрами, воинами, учёными, крестьянами, — вот эта Церковь облилась кровью от своих же собратьев, родичей, которые не ведали, что творили. И почти всё двадцатое столетие мы жили глубокой надеждой, что когда-то их имена откроются миру, что когда-то, может быть, будут поднимать храмы, поруганные, униженные, оскорблённые. И случилось то, что человеческому уму непонятно: рухнула великая мощь, великого государство, по которому мы сегодня тоже страдаем и плачем. Но это государство не строилось на Христовой истине. А ведь сказано — всё, что созидается без Бога, разрушается. Но потом для верующих людей действительно пришла Пасха Русской Церкви, для русского многонационального православного народа, который не разделялся тысячелетиями и принимал всех, кто жил рядом. Воскрес Христос для россиян, для русских православных памятью новомучеников и исповедников, которую мы сегодня празднуем.

В их свете ещё выше становится героизм всего народа, когда он защищал в Великую Отечественную войну свою Родину. Это был прямой христианский подвиг. Это было преддверие пасхального торжества памяти, которое совершает огромная наша страна и миллионы православных в России и за её приделами. Воистину, Христос воскрес для народа, который стоял над пропастью, для народа, который был на последнем издыхании и мог забыть прошлое, утратить будущее и не иметь настоящего. Но Бог воскресил и воскрешает великую страну великой православной веры.

А что же произошло тогда? Мы сегодня вспоминаем блаженную Ксению Петербургскую. Этот город по-особому свят. Но одна святыня в этом городе, как ясная звезда утренняя и вечерняя, — это Ксения Петербургская. Мы можем провести параллель между новомучениками и Ксенией Петербургской. Почему она избрала этот путь после смерти её супруга? Она — дворянка, воспитанная в высокой культуре. Она знала языки, этикет, знала как приветствовать государя и проявлять заботу о простом человеке. Муж её был дворянином и человеком очень честным. Надо сказать, что в те времена в русском народе честность, истина ценились дороже жизни. Даже я ещё помню, когда был маленьким, на домах не висели замки. В особенно сельской местности их не было, и решёток не покупали. А был знак, что нет никого дома и нельзя входить. А ведь кругом были в советское время нищие наши люди. Послевоенный период. Сёла, задушенные колхозами. Как рабы, работали люди. Паспортов не давали. Отличников не отпускали из колхоза учиться. Это результат того, что случилось в начале прошлого века.

Дворянство русское воспитывалось говорить правду царю, генералу, адмиралу. И Ксения Петербургская увидела в смерти мужа знак. Но в то время было много и лжи, лицемерия, жадности. Так же взяточнили судьи, продавались, невинных людей осуждали. Это был грех. Не случайно стал таким непотребным город Кронштадт. Никто там о людях не позаботился. А страна была православная. Народ был за правду. Но были те, кто боялся говорить её царю. И вот Ксения Петербургская говорила её, суровую и страшную, и призывала других к правде. А правда была у Бога.

Уста священников и монахов благословляли эту блаженную. Она стала подобна московскому Василию Блаженному, чьи мощи почивают в Покровском соборе на Красной площади. Он тоже не боялся ни царей, ни бояр, обличая грехи. Кто носитель греха? Диавол. А кто исполнитель? Человек.

Так произошло и на рубеже веков сто лет назад, когда произошли перемены в нашей стане. Люди разных сословий: крестьяне, рабочие, ремесленники и духовенство, интеллигенция и дворяне стали отходить от Бога. Зародились секты. И диавол соединил грех воедино. Случилось то, что случилось — революция, а потом кровопролитие. Кровь не просто проливалась, она ручьями текла по городам и весям нашей страны. А сыновья священников и бывшие семинаристы, не ведая почему, не будучи злыми, становились палачами, не государственными, а диавольскими. А правду тем временем искали все. Они тоже предлагали правду, но правду концлагеря.

Все любили по-своему страну. И те, которые знали, что правда у Бога, как мы с вами. Ложь надо изгонять верой, просвещением, добротой, любовью, трудом, терпением. Иначе закроется солнце диавольскими делами. Спасти может только Церковь. Христианство через Христа стало тем солнцем, что ярче. И сегодня Церковь возрождается, чтобы правда Божия побеждала и воцарялась в сердцах людей, и они имели в себе норму, грань, за которой нельзя обижать другого человека. И вот за это боролись они: мученики и исповедники. Никто не шёл против той власти, что сейчас называется советской или большевистской. Лишь когда поднялись подлинно бесовские силы, они поднялись и пошли не с оружием, но со словом Божиим. А их расстреливали, распинали и бросали в концлагеря. Меж тем они благословляли убийц своих. После великих гонений в Римской империи только в России случилось такое же, а может по силе ещё более мощное и безумное гонение. Там императоры защищали своё язычество от, как они считали, секты христиан. А у нас были гонения на целый христианский мир.

Новомученики и исповедники, как и мы с вами, не хотят власти земной. Власть жизни и любви должна торжествовать. Это даёт только Бог. Без Господа не может человек творить чудеса. Всё, чего достигла наша страна, — по молитвам новомучеников и исповедников, и Церкви, что была гонима.

Выросли великие сооружения, продвинулась наука и мы с вами воздвигли этот храм. Это было свидетельство Божиего торжества в страданиях новомучеников и исповедников. И нет ни одной семьи в огромной стране любой нации, которую бы не коснулись те гонения.

Всё, что сейчас происходит злое против человека и человечности, идёт из ада. Не от большого человеческого ума. Ибо мудрость и ум принадлежат Господу. Но самая главная церковная доктрина — это понимание, что мы станем перед Богом от рождения и до бессмертия души нашей. Каждый будет отвечать. Поэтому мы с вами, уже наученные, знаем, что только покаяние очищает душу, причастие открывает дорогу в жизнь вечную и спасает от диавола, и что правая сторона истинности и вечной любви не может быть поругана ложью и беззаконием, и что сама любовь к жизни как таковой есть закон от Бога.

Новомученики и исповедники уходили с верой в жизнь вечную и победу над смертью не только их, но и целого народа, целой страны. И так случилось. Ведь смерть — это не гроб и холодное тело. Смерть — это когда нет в душе Бога, когда нет благодати Духа Святого, когда нет святости семьи, детей, непорочности юности и дара материнства. Что мы слышим сегодня? То, что было и при Ксении Петербургской, остаётся и сейчас. Тогда она возглашала, что смерть — это тьма, а Христос — это свет. Вот в этом весь подвиг и Господа и тех, кого мы вспоминаем сегодня, и каждого из нас, стоящих в храмах православных. В этом торжество и непобедимость. И в этом залог долгой жизни на планете Земля, потому что Господь сеет семя. И это семя, вот эти маленькие малыши, сегодня причащались. А их — сотни. И это всё взаимная молитва и забота о жизни тех, кто был до нас и отдавал жизнь за Христа, понимая, что в его подвиге скрывается подвиг каждого христианина. Этот подвиг — сохранение жизни. Мы ясно понимает, что предстанем пред престолом Божиим. И да поможет Господь всем верующим молитвами и любовью новомучеников и исповедников Церкви Русской слышать от Господа: Да, войдите в Царствие Моё, ибо вы его созидали и строили.

Аминь.

Глава Красноярской митрополии совершил Литургию в красноярском храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской

6 февраля, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в красноярском храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; настоятель красноярского храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской иерей Максим Золотухин; штатные священнослужители красноярского Покровского собора и храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

За богослужением пел хор храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

По окончании Божественной литургии митрополит Пантелеимон возглавил крестный ход вокруг храма и обратился к верующим с архипастырским словом.

Священники освятили учебный корпус Красноярского медицинского техникума

3 февраля ответственный за взаимодействие с МЧС России по Красноярскому краю и медицинскими образовательными учреждениями, настоятель храма святителя Луки (Войно-Ясенецкого) при КрасГМУ протоиерей Анатолий Обухов и клирик храма великомученика Пантелеимона при Красноярской клинической больнице № 20 иерей Иоанн Кривошеев в рамках подписанного ранее плана о взаимодействии посетили Красноярский медицинский техникум.

Священники совершили молебен, освятили учебный корпус и провели назидательную беседу с преподавателями на тему формирования у студентов милосердного служения людям.

Как сообщает страница Лукинского храма «ВКонтакте», в планах — беседы со студентами на тему семейных ценностей, патриотизма и духовности, совместные молитвы и курсы для сестёр милосердия, если того пожелают учащиеся.

«Это знак покаяния»: в Красноярске на Стрелке построят церковь во имя Иоакима и Анны

 

Храм будет небольшой, из бруса. Размеры: 21*13 метров, в высоту до кончика креста 21 метр. Под строительство определили место через дорогу от Краевой филармонии, недалеко от парохода «Святитель Николай».

— Это знак покаяния с нашей стороны, основатели города похоронены здесь, где мы гуляем, где проходят концерты. С этим ничего не поделаешь, поэтому построим храм, будем молиться за город, о здравии живущих здесь. Будем молиться об упокоении основателей города, которые похоронены буквально в 200 метрах отсюда, — рассказывает ответственный за строительство нового храма протоиерей Николай Ши-кэ-мин, заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель красноярского храма Иоанна Предтечи.

Вокруг храма будет небольшая живая изгородь, лавочки, детская площадка. Там часто гуляют семьи с детьми, поэтому покровители выбраны не просто так. Иоакиму и Анне молятся о рождении детей. По словам архитекторов, такое решение сделает только красивее набережную у Стрелки. Мало того, именно с храма Иоакима и Анны проложат историческое пешеходное кольцо, которое позволит поближе познакомиться с историей Красноярска.

— Гости города и жители могут полностью проходить, начиная от Стрелки, поднимаясь до часовни Параскевы Пятницы, мимо мемориала, мимо некрополя, — делится планами отец Николай. — Также будет организован спуск от часовни вниз до Качи и, получается, можно кругом на велосипеде, на самокатах или пешком прогуляться по этому историческому кольцу. Очень важно, что начинается со Стрелки, и во главу угла стоит храм, поэтому это только украсит, это будет визитной карточкой города.

Помимо этого, кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы, памятник архитектуры XVIII века, старейшее из сохранившихся каменных зданий Красноярска, закрывается на реконструкцию в этом году. Прихожане и священники будут временно молиться в малой церкви на Стрелке. Строительство нового деревянного храма планируют закончить в течение 2022 года.

Подробнее — в сюжете.

Объявлены победители конкурса фотографий #РождествовСибири 2022

Жюри подвело итоги конкурса фотографий, посвящённого празднованию Рождества Христова — #РождествовСибири.

Напомним, работы на конкурс принимались с 1 по 17 января. Его цель — раскрыть посредством фотоизображений многообразие праздника Рождества, содействовать популяризации духовно-нравственных ценностей и развитию творческих способностей фотолюбителей. Для того, чтобы поучаствовать, надо было опубликовать фотографию (или несколько) в соцсетях «ВКонтакте», «Facebook», «Instagram» или «Одноклассники» с хэштегом #рождествовсибири.

Победителями конкурса стали: Полина Аникьева, Алла Трегубова, Юлия Рамазанова, Наталья Долотова, Роза Можайская и Вячеслав Качанкин.

О деталях награждения организаторы уведомят каждого из победителей лично.

Учредители фотоконкурса #рождествовсибири — Красноярская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), Управление общественных связей Губернатора Красноярского края, Агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края, Дом дружбы народов Красноярского края.

Организатор фотоконкурса — ООО Издательский дом «Восточная Сибирь»..

Информационный партнёр конкурса — Красноярская региональная общественная организация духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка». 

 

Ачинцы почтили святого Феодора Томского поездкой на место его молитвенного подвига

2 февраля, в день памяти праведного Феодора Томского, верующие ачинских храмов совершили паломническую поездку в село Красный Завод. Там протекает святой источник, и именно в этих местах когда-то совершал молитвенный подвиг сибирский святой.

Штатный священник ачинского Казанского собора протоиерей Сергий Пигасов совершил молебен святому Феодору и освятил воду, — рассказывает официальный сайт Ачинского благочиния.

Священник освятил красноярские помещения краевых учреждений ГО и ЧС

2 февраля Ответственный за взаимодействие с МЧС России по Красноярскому краю и медицинскими образовательными учреждениями, настоятель храма святителя Луки (Войно-Ясенецкого) при КрасГМУ протоиерей Анатолий Обухов освятил здание, в котором располагаются Агентство по делам ГО, ЧС и ПБ Красноярского края и КГКУ «Центр ГО и ЧС Красноярского края».

Вместе с этим отец Анатолий освятил иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и Казанский образ Богородицы. Последнюю разместили в зале оперативного управления Центра гражданской обороны. Также священник напутствовал сотрудников на добрые дела, особенно связанные со спасением жизни людей, — сообщается на странице Лукинского прихода «ВКонтакте».

В Центре подготовки церковных специалистов имени святителя Игнатия Брянчанинова начался новый семестр

31 января в Центре подготовки церковных специалистов имени святителя Игнатия Брянчанинова прошло первое занятие в новом году. Об этом рассказали на странице центра во «‎Вконтакте». Обучение традиционно проходит в смешанном формате: на платформе Zoom и в стенах Архиерейского дома. Сейчас на курсах учатся 23 человека.

Автономная некоммерческая образовательная организация дополнительного образования «Центр имени святого Игнатия Брянчанинова» помогает людям знакомиться с основами православной культуры и углублять знания, полученные на приходских катехизаторских курсах. Как пояснила директор Центра Марина Гудошникова, нынешний семестр посвятят месту Православия в светских науках:

— Это психология, которая помогает в дальнейшем в работе и семье. Она помогает осознать своё место в приходе и во взаимоотношениях с другими прихожанами. Это такие прикладные дисциплины, как педагогика для православных, логика — интереснейшие направления. Курсы ведут специалисты Красноярской епархии и ведущих вузов города.