Последние публикации

Андрей Бардаков: Слова должны становиться делом, а не оставаться декларацией

23 августа в красноярской средней школе № 151 состоялся круглый стол «Личностное становление учителя как ресурс решения воспитательных задач национальных проектов в сфере образования», который стал частью краевого Августовского педагогического совета.

Одним из спикеров круглого стола выступил член Общественной палаты Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии и руководитель лаборатории «Организация и методика формирования духовно-нравственной культуры» КК ИПК и ППРО Андрей Бардаков.

Участники встречи поговорили о приоритетах воспитания личности, новых формах воспитания, институционализации социальных практик, ключевых компетенциях и качествах, являющихся исходными для самореализации, личностного благополучия и эффективной деятельности.

— Необходимо ориентировать воспитательную работу в школах на ценностно-смысловое содержание. Кроме того, крайне важна большая поддержка педагогов, участвующих в конкурсах, связанных с воспитанием — таких как «Быть человеком» или «За нравственный подвиг учителя».

Кроме того, остро необходимо создание реальных практик, направленных на привитие нравственных ценностей, чтобы слова становились делом, а не оставались декларацией, — отметил Андрей Васильевич.

Добавим, что спикерами круглого стола также стали: председатель палаты просветительских и образовательных организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края Светлана Бордукова; директор Красноярского института развития духовно-нравственной культуры Елена Пригодич; региональный координатор красноярского отделения Российского движения школьников Евгений Свиридов; директор красноярской гимназии № 7 Люция Литвинцева; заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 169 города Зеленогорска Екатерина Федорова. В роли модераторов площадки выступили заведующая кафедрой семейного воспитания Красноярского института повышения квалификации Светлана Федорова и главные специалисты отдела общего образования министерства образования Красноярского края Татьяна Мезрина и Любовь Черепова.

В Шарыповском благочинии состоялись исповедь и собрание духовенства в дни Успенского поста

23 августа в Свято-Троицком соборе города Шарыпово состоялась общая исповедь духовенства Шарыповского благочиния.

Священнослужители приходов, образующих Шарыповское благочиние, исповедались духовнику церковного округа, ключарю шарыповского Свято-Троицкого собора иерею Алексию Щербакову.

После исповеди прошло собрание духовенства благочиния, на котором обсудили текущие вопросы: организацию богослужений Рождественского поста, посещение собраний по выбору модуля «Основ религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных школах и другие организационные вопросы, — сообщает сайт Шарыповского благочиния.

Православные следопыты Сосновоборска убрали мусор в лесу

Отряд православных разведчиков «Покров» при сосновоборском Введенском храме провел субботник в лесопарковой зоне. Вместе с юными следопытами на уборку вышли их друзья и родные.

Волонтерская акция прошла в рамках реализации гражданско-патриотического проекта «Россию любить и знать», реализуемого при поддержке международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива»

Любовь к Родине начинается с заботы и ответственности за то место, где ты живешь. Для нас это наш Сосновоборск и лес, на территории которого находится местная лыжная база и много мест для отдыха горожан, — приводит слова мамы одного из разведчиков страница «Братства» «ВКонтакте».

Шарыповский священник совершил миссионерскую поездку в отдаленную деревню

В дни Успенского поста помощник благочинного Шарыповского округа церквей по социальному служению, ключарь шарыповского Свято-Троицкого собора иерей Алексий Щербаков побывал с миссионерской поездкой в деревне Александровка Шарыповского района.

Отец Алексий провел огласительные беседы и совершил Таинство Крещения над одиннадцатью местными жителями. Также священник совершил молебен и заупокойную литию, — информирует сайт троицкий-собор.рф.

Православная неделя с 26 августа по 1 сентября: Успение Богородицы, Нерукотворный Убрус, мученики Флор и Лавр и икона Божией Матери «Всецарица»

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 26 августа — 1 сентября в 2019 году — одиннадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

28 августа (15 августа по старому стилю). Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Успение Божией Матери завершает круг двунадесятых праздников Церкви, поскольку начало нового церковного года (индикта) приходится на 14 сентября по новому стилю. Праздник Успения — непереходящий, каждый год он подводит черту под двухнедельным Успенским постом.

Само старославянское слово «успение» означает «смерть» или «кончину». Почему же православные празднуют кончину Божией Матери? Разве такое событие может быть поводом для торжества?

Прежде всего, надо понимать, что Успение Небесной Владычицы — это не смерть в нашем обыденном представлении. Согласно Преданию Церкви, за три дня до этого Богоматери явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящей встрече с Сыном — Господом Иисусом Христом. После кончины Пречистой Девы апостолы погребли Ее тело в Гефсимании, там же, где покоились Ее родные. Но уже спустя три дня гробница Пресвятой Богородицы была пуста: Господь вознес Ее на Небо. Поэтому для верующих православных это торжество служит лишним напоминанием о вечности жизни и грядущей после земной кончины встрече со Спасителем.

В день Успения Божией Матери в Красноярской епархии престольное торжество встречают Успенский мужской монастырь города Красноярска и Успенский храм поселка Балахта.

29 августа (16 августа по старому стилю). Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа нашего Иисуса Христа

В этот праздник Церковь вспоминает события, произошедшие в Византийской империи в середине X века. Самодержец Константин Багрянородный пожелал перевезти в Константинополь из арабского города Едессы хранившийся там Убрус — Нерукотворный Образ Господа нашего Иисуса Христа. Император выкупил святыню у мусульманского правителя города и перенес ее в свою столицу.

Происхождение Убруса относится еще к более давним временам — годам земного пути Господа. По преданию, узнав о Его чудесах, в Иисуса Христа как в Сына Божия уверовал страдавший проказой сирийский царь Авгарь и написал послание с просьбой прийти и исцелить его. Спаситель в ответ передал для Авгаря краткое письмо и убрус (холст, полотенце), которым отер Свое лицо, после чего на том отпечатлелся Его Божественный Лик. От полученной святыни сирийский царь и получил исцеление.

О последующей судьбе Убруса существует несколько преданий. По одному его похитили латиняне-крестоносцы, но корабль со святыней утонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан в середине XIV века в Италию. В русской традиции Нерукотворный Образ пользовался неизменным и благоговейным почитанием. Его нашивали на знамена войск, а верующие при входе в храм читали тропарь святыне.

31 августа (18 августа по старому стилю). Празднование иконе Божией Матери «Всецарица»

Этот лик Божией Матери, написанный в XVII веке на Святой Горе Афон, известен всему православному миру благодаря связанным с ним чудесами.

По преданию, первым чудом «Всецарицы» стало избавление одного человека от преследовавших его диавольских сил. Но, в первую очередь, икона прославилась тем, что по молитвам ей немало верующих обрели и продолжают обретать исцеление от онкологических заболеваний.

Икону «Всецарица» сравнительно легко отличить от других ликов Небесной Владычицы. Пресвятая Дева Мария восседает на царском троне в центре иконы, облаченная в багряное одеяние, и держит в руках Богомладенца. На заднем плане — два ангела, которые с благоговением осеняют крылами Пресвятую Богородицу. Икона «Всецарица» относится к типу Панахранта — «Пренепорочная», «Пречистая», в переводе с греческого. Главной особенностью ликов Небесной Владычицы подобного вида является то, что Божия Матерь изображается восседающей на престоле, символизирующем царственное величие, с Младенцем Христом.

В пределах Русской Православной Церкви насчитывается около 50 храмов в честь этой иконы. Один из них находится на территории Красноярской епархии — это церковь иконы Божией Матери «Всецарица» при красноярском Успенском мужском монастыре.

Также в этот день — память мучеников Флора и Лавра (II)

Этих братьев-святых и по сей день особо почитают в сельской местности — как покровителей домашнего скота, в первую очередь — лошадей.

Флор и Лавр приняли свой мученический подвиг во II веке после Рождества Христова. Они были подданными Римской империи, жили в провинции Иллирик — на Балканском полуострове. Оба с малых лет исповедали христианство.

По преданию, Флора и Лавра — каменщиков по профессии — позвали работать на строительстве языческого храма. Но в недостроенном здании они сначала собрали единоверцев-христиан на общую молитву, а затем разбили стоявшие рядом невнесенные в храм идолы. Флор и Лавр были после этого арестованы. Братья исповедали себя христианами перед правителем, после чего их бросили в колодец и засыпали землей.

В православной русской традиции принято полагать, что после обретения мощей святых в той местности, где они жили и приняли смерть, прекратился падеж скота. Поэтому мучеников Флора и Лавра в иконописи нередко изображали с лошадьми, а особенно святых братьев почитали именно жители сельской местности, русские крестьяне. Так, в «Войне и мире» Л.Н. Толстого Пьер Безухов в день «лошадиного праздника» из уст Платона Каратаева слышит простодушную молитву «Фролу и Лавру».

Архипастырь: У верующих есть одна сила — Господь Иисус Христос

25 августа, по окончании Литургии в красноярском Иосифовском храме, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:

— Во имя Отца, и Сына, и Святаго духа.

Сегодня в Евангелие мы прочли о том, как ученики привели к Иисусу человека, который просил исцелить своего сына от болезни, от беснования.

Что такое беснование? Бывает так, что демон овладевает человеком, и тот начинает вести себя подобно безумцу, и такой несчастный становится опасен для себя и окружающих. Происходит это за грехи наши, или за грехи наших родителей.

Но бывает и иное беснование, когда диавол воздействует на души всех людей. Он подстрекает нас на зло, на ненависть, на обиды. Это воздействие было всегда, еще до пришествия в мир Христа, когда диавол безраздельно властвовал на Земле. И только у верующих есть возможность противостоять этому, только у них есть одна сила — Господь Иисус Христос и Матерь Божия, с Ее молитвой за наши души.

И вот, этот человек пришел к апостолам, с просьбой изгнать бесов из его сына, но они не смогли. И все вместе пошли к Иисусу. И Он, исполненный горечи, сказал: «о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф 17:17). Потому что не хватило веры ученикам Его. «Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф 17:20) — так сказал Иисус Христос.

Так кому же восклицал Господь? Какой «род неверный» Он поминал? Поминал Он демонов, падших ангелов, которые ненавидели и боялись Господа, но вместе с тем, не могли Ему не подчиняться. И Христос не раз демонстрировал нам Свою власть над бесами.

«Много званых, а мало избранных» (Мф 20:16), сказано в Библии. Потому что избран лишь тот,  кто уверовал во Христа, кто идет за Богом терпеливо и кто стремится к истинному и искреннему покаянию.

Мы находимся в преддверии Успения Божией Матери. Это великая помощница и покровительница всех грешников, просящая Сына Своего и Господа нашего Иисуса Христа о прощении всех кающихся грешников, о прощении мира и о спасении.

Мы понимаем, что на Земле мы не вечны, что рано или поздно мы заканчиваем здесь свой путь. Но мы не умираем, а переходим в вечность. И пока мы живем земной жизнью, мы должны помнить эти слова Господа: «доколе терплю вас?». Помнить и страшиться, чтобы они не отнеслись к нам. И мы можем лишь молить Господа о терпении — к нам и нашим детям, и о спасении — всего мира людей. И спасение это — только в вере, которая приближает человека к ангельскому состоянию и жизни вечной.

Аминь.

Митрополит Пантелеимон совершил Литургию в красноярском Иосифовском храме

25 августа, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, день памяти священномученика Александра, епископа Команского (III), Успенский пост, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию в красноярском храме Иосифа Обручника и Cвятого Cемейства.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный Левобережного округа церквей города Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); настоятель храма Иосифа Обручника и Святого Семейства протоиерей Анатолий Ридкоус; настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер и штатные священнослужители красноярских Покровского кафедрального собора и Иосифовского храма.

За богослужением пел хор Иосифовского храма.

По окончании Божественной литургии митрополит Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди.

«Корни и крона». Константин Шумов

Константин Юрьевич Шумов – руководитель службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края и один из наиболее известных церковных архитекторов в Сибири. Автор нескольких книг и многочисленных научных работ, он всю свою жизнь посвятил реставрации разрушенных памятников культуры и храмовому зодчеству. Любовь к сибирской старине возникла у будущего архитектора еще в детстве. Об первых работах и новых планах архитектора – в этом выпуске цикла «Корни и крона».

Проект осуществляется при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива».

 

Через полсвета — к святителю Николаю

Андрей Манылов, фотографии автора

Самое удивительное в моей поездке осенью 2018 года на мотоцикле к мощам святителя Николая Чудотворца в итальянский Бари — это то, что она была спонтанной.

Обычно, собираясь и не в столь далекие путешествия, принято просчитывать всё до мелочей. А я же, даже уже оставив позади Красноярск, не мог понять, решусь ли добраться до конечной точки своего пути. И, конечно, я и надеяться не мог, что посещу столько святых мест в нескольких разных странах и встречу так много добрых и светлых людей. Кому-то мое путешествие может показаться сплошным набором одних случайностей. Но я, осознавая и будто переживая заново всё то, что было со мной прошлой осенью, понимаю: ничего случайного тогда не было. Меня вел Господь, меня вел сам Николай Чудотворец.

***

Как такая идея вообще пришла мне в голову?

Началось всё с земного и понятного — интереса к мотоциклам. За рулем я давно, и умею ездить не только на легковых автомобилях, но и на грузовиках, и на другой спецтехнике. А мотоцикла никогда не было, и весной 2018-го у меня неожиданно проснулся острый интерес именно к этому виду транспорта. Я прошел положенный курс обучения, приобрел себе свой мотоцикл (Yamaha FJR 1300), начал его осваивать. Сначала — в городе, потом — съездил на нем вместе с друзьями в Тыву, затем — на Байкал…

Мотоцикл, на котором был пройден весь путь

Достаточно быстро я совсем освоился на «железном коне». Возникло смутное, неосмысленное желание использовать новое хобби для чего-то, что было бы полезным для души. Например — съездить к чтимой православной святыне.

Почему именно к мощам святителя Николая? Так сложилось, что именно в Никольской кладбищенской церкви меня в 1988 году крестили еще ребенком. А спустя годы, будучи уже взрослым, в этой же церкви я стал осознанно воцерковляться. Получается, что святой Николай словно вел меня к Богу всю жизнь. Вот и мне захотелось приехать к нему, к его честным останкам. Но, повторюсь, это не было до конца осознанным решением. Путь в далекую страну, через огромное расстояние… Неизвестно, что там меня может ждать. Сердце говорило, что всё реально, всё достижимо, но разум какое-то время ему не верил. Знаете, это как в пасмурный день солнечные лучи с трудом пробивают низко нависшие облака. А потом эти тучи всё-таки разошлись. 17 августа я отправился в путь.

***

Но даже оставив позади за горизонтом Красноярск, я совсем не был уверен, что доеду до Бари.

Прежде всего, у меня не было даже пресловутого «шенгена», без которого нельзя попасть в государство-член Евросоюза. Конечно, нужные документы я перед отъездом отдал в один визовый центр, попросил отправить их потом маме, ну а уж потом через нее они как-нибудь да попадут ко мне, — вот так, наверное, по-детски наивно я тогда рассуждал, уповая больше на Божие провидение.

Так куда я тогда устремился? В место, по-особенному святое для каждого верующего красноярца — Симферополь в Крыму, где покоится любимый всеми нами святитель Лука (Войно-Ясенецкий), к слову, когда-то служивший в храме, прихожанином которого я и являюсь. А потом можно и весь Юг России объехать, и Абхазию, если с «шенгеном» ничего не выйдет. Вот так я рассуждал, прежде чем поехал в неизвестное.

А в дороге я старался не тревожить себя лишними мыслями, наслаждаться летним теплом и не пропускать ни одного храма, что попадался мне по пути. Много мне встречалось и старинных церквей, и хороших батюшек вместе с приветливыми прихожанами. Наверное, только одного бы этого мне хватило, чтобы признать свое путешествие состоявшимся.

***

В Крым я прибыл к Успению Божией Матери — 28 августа.

Погода стояла отличная, на небе — ни облачка. Как сейчас помню Симферополь, широкие бирюзовые купола Свято-Троицкого собора, искусно украшенного мозаикой у входа, длинную колонну верующих — все с трудом уместились за Литургией в храме. Кстати, именно туда еще в 1996 году перенесли честные останки святителя Луки.

Тогда в Крыму, в Ялте, как раз отдыхали мои друзья со своими детьми. Я примкнул к ним и несколько дней наслаждался беззаботным отдыхом у моря. Конечно, я старался находить время для посещения святынь православного Крыма, для молитвы, Причастия. Но то, о чем я так горячо, пусть и несмело мечтал — Бари, старинная базилика с мощами Николая Чудотворца — вновь мне казалось будто недостижимым. И я вновь старался не тревожить себя лишними переживаниями: как Господь управит — так и будет. На всё Его воля.

 И в один из этих беззаботных дней мне и позвонила мама. Выяснилось, что документы мои, необходимые для того, чтобы законно попасть в Италию, уже сделаны и у нее на руках. И даже есть один из наших друзей, готовый доставить их мне: тому по каким-то своим делам нужно было лететь в Краснодар.

Думаю, не надо объяснять, как я тогда был рад. Не теряя лишнего времени, я тут же устремился на берега Кубани. Получив загранпаспорт с долгожданным «шенгеном», я поехал дальше на юг — в Грузию.

 ***

Здесь хотелось бы остановиться на одном эпизоде, глубоко тронувшем мою душу. В начале сентября — это было 3-е или 4-е число, я проезжал через Северную Осетию. Думал только о том, как бы скорее достичь грузинской границы, следил за прямой линией пути и не очень-то интересовался тем, что оставалось в стороне. И вот я вижу — город Беслан; это слово стало почти что нарицательным в своей скорби для каждого жителя России. Повторюсь, что стояли как раз первые осенние дни; ровно четырнадцать лет название этого маленького осетинского городка стало известным всему миру.

Я уже говорил, что всю дорогу в самых разных местах и странах мне неизменно встречались хорошие люди. Так было и здесь, в Беслане. Я ходил тогда по главной городской площади, интересовался темой той страшной трагедии 2004 года, задавал людям вопросы. И неожиданно один из моих новых знакомых — молодой осетин Зелим — сказал, что может отвезти меня и к зданию той самой школы, и к «Городу ангелов» — так в Беслане называют кладбище детей, погибших в том теракте.

 Впечатления от посещения руин бесланской школы № 1 — невероятные по своей силе. Ты смотришь на обгорелые стены и словно разделяешь боль сотен ни в чем не виновных взрослых и детей. У меня даже дыханье сперло, когда мы еще только подходили к школьным воротам. А уже там, внутри, слезы текли рекой. Душа была сотрясена.

Знаете, я убежден, что, посещая такие места, ты словно очищаешь душу, ты осязаешь добро и зло. Дети Беслана после того дня для меня стали словно родными, я постоянно молюсь Богу о них.

***

А потом была Грузия — солнечная, яркая, гостеприимная. Я остановился в городке Мцхета, у давнего знакомого дяди Давида — или Дато, как сокращают это имя сами грузины.

Мцхета — это не просто красивое местечко посреди величественных Кавказских гор. Мцхета — древнейший грузинский город, самая первая столица страны. Я бы еще назвал ее православной столицей Грузии. В Мцхете и вокруг нее осведомленный паломник может помолиться едва ли не у десятка православных святынь, история каждой из которых насчитывает многие столетия. Это и кафедральный собор Светицховели (именно там хранится Риза Господня), и монастыри Джвари и Самтавро, и древняя обитель Шиомгвиме.

А совсем рядом, в Сигнахи, в Бодбийском женском монастыре можно молитвенно приложиться к мощам самой равноапостольной Нины — покровительницы всей Грузии. Съездил я в Тбилиси — на Литургию Патриаршим чином. К Святейшему Владыке Илие II у грузин в прямом смысле слова патриархальное отношение — как к почтенному старцу, главе семейства. Если послушать местных жителей, то чуть ли не каждый второй-третий знает его лично.

монастырь святой Нино

А сами грузинские храмы сперва кажутся совсем непохожими на наши. Более, что ли, величавые в своей строгой простоте. Только преступишь порог — и буквально ощущаешь на себе дух намоленности. Осознаешь, что их построили еще в те времена, когда христианство было совсем молодым. Но только начинается Литургия, раздаются церковные возгласы и песнопения — и ты понимаешь, что это всё тот же родной православный мир. Грузия — это идеальная страна для путешественника. Всё тут просто, всё душевно и как-то подомашнему. Едва ли не каждый грузин считает своим долгом помочь путнику — если не накормив, то хотя бы советом, указав путь. Я не преувеличиваю: за неделю пребывания в этой стране я почти не пользовался навигатором — каждый встречный с охотой указывал верную дорогу.

Еще одна приятная особенность Грузии — это почти полное отсутствие всякой преступности. Здесь ты забываешь о том, что на свете вообще есть мошенники или ворыкарманники. Местные автолюбители, например, без опаски оставляют все документы и ценные вещи прямо на передних панелях своих машин.

***

В общем, в Грузии оставаться можно было еще хоть на месяц. Но я помнил о конечной цели своего путешествия — в Бари меня ждал святитель Николай Чудотворец. Значит, надо было снова ехать на юг — теперь уже в Турцию. При переезде через грузино-турецкую границу со мной произошел еще один случай, о котором я бы тоже хотел рассказать.

Основной пункт перехода с территории одного государства в другое стоит между местечек Тюркгюзю — Вале. И тем сентябрьским днем я прибыл туда, не ожидая никакого подвоха. Турецкие таможенники были вежливы, но пускать к себе в страну почему-то долго не соглашались. Я прождал несколько часов, пока они на ломаном английском объяснили: мол, у вас проблемы со страховкой. «Выходит, мне к вам в Турцию нельзя?», — спрашиваю я. «Почему, нет, езжайте по грузинской территории дальше, на восток. И там, у Карса, вас пустят в Турцию».

Думаю, вы можете представить мое недоумение. Через одно КПП мне границу пройти нельзя, а через другое — можно? Конечно, Восток — дело тонкое, но настолько… Вдобавок ко всему, уже был довольно поздний вечер, смеркалось, а про ту самую дорогу я слышал уже раньше в Грузии. Знакомые рассказывали, что она старая и извилистая, что по ней даже жители окрестных сел стараются не ездить. Но я положился на волю Божию и отправился в путь. Мои грузинские друзья нисколько не преувеличивали: старая дорога с неважным покрытием петляла промеж зловещих скал, освященных лишь полным в ту ночь диском луны. А встреченные машины действительно можно было пересчитать по пальцам одной руки.

Я смиренно вел свой мотоцикл дальше, не прекращая молиться святому Николаю. В памяти вдруг всплыло одно из многих местных преданий — что где-то вот здесь, у теперешней границы Турции с Грузией когда-то шли и останавливались ночевать апостол Андрей и равноапостольная Нина. И еще через час пути мой разум словно осветило новое знание — это место здесь, я только что проехал мимо него. Это было именно знание — такое, знаете ли, холодное и свободное от эмоций. Словно СМС-сообщение. Но оно будто мне придало сил, укрепило уверенность в том, что там, у Карса, всё сложится как надо.

Так и вышло — сонные турецкие таможенники пропустили меня к себе в страну без лишних вопросов. Не буду кривить душой: отдельно меня порадовало то, что пошлину с меня там взяли вдвое меньшую, чем полагалось у Тюркгюзю — Вале.

***

В Турции останавливаться смысла я не видел. Максимально быстро ее проехав, я оказался в Греции. Нет нужды говорить, о чем мечтает каждый православный, вдруг оказавшийся в этих края. Вот бы посетить Афон — Святую Гору, обитель Пресвятой Богородицы! Сделать это не так-то просто: требуется особое разрешение — димитрион. Зная традиционную греческую неторопливость, многие иностранцы подают нужные для этого документы чуть ли не за год до самой поездки. Приехав в Грецию где-то в середине сентября, я мог только пенять на свою недогадливость. И почему я не мог подумать обо всем этом заранее в Красноярске?!

Святая гора Афон

Но сдаваться я не собирался: направился в городок Уранополис — эдакие «врата» Афона во внешний мир, подал там всё необходимое для димитриона, заучив на греческом простую фразу: «Я хочу на Афон». И — о чудо! — всё получилось и на этот раз. Мне сказали, что мой димитрион будет готов через какие-то четыре дня — как раз на Рождество Пресвятой Богородицы…

…Рассказывать об Афоне можно часами, не рассказав при этом ничего. Я не знаю слов, какими можно описать ощущения от самого пребывания на этом месте. Ты, конечно, еще не на Небе, но уже и не на земле. Маленький сонный Уранополис после нескольких дней на Святой Горе показался все равно что огромным шумным мегаполисом с пробками и смогом — настолько огромен контраст между жизнью монашеской и жизнью мирской. При этом, монашеская смиренность не избавляет иностранца на Афоне от известной специфики греческого национального характера. Например, одну и ту же особо чтимую святыню (вроде десницы святого Георгия Победоносца) вам в одном и том же монастыре могут отказать вынести для молитвы несколько раз. А потом — внезапно согласиться.

Побывав в нескольких других святых местах Греции (обителях Метеоры, острове Корфу, где хранят мощи Спиридона Тримифунтского) и Черногории, я поехал на Балканы. Там, из хорватского Дубровника, я буквально последним в тот день паромом чудом успел отправиться в долгожданный Бари…

 ***

И вот я у заветной цели своей поездки — базилики Святого Николая в Бари. Первое чувство — нереальность происходящего. Я просто не мог поверить в то, что у меня всё получилось! Почему-то в то мгновенье вспомнилось, как я привез сразу после покупки свой мотоцикл в свой родной Никольский храм на старом красноярском кладбище. Казалось невероятным, что можно так же просто взять его и припарковать у вожделенной базилики и потом зайти туда.

Италия. Базилика Святого Николая

Сами мощи святого хранятся в крипте — подземной части храма, если по-простому. Я знал, что к самим мощам доступ закрыт, прикладываться можно только к плитам, за которыми от посторонних глаз сокрыта святыня. Меня это нисколько не разочаровало: само пребывание в этом месте было сродни молитве. Нередко люди жалуются, что не могут «настроиться» на молитвенное состояние. А вот там было невозможно с него сойти, подумав о чемто суетном и преходящем. Тихая и спокойная радость, — вот что я испытал, достигнув конечной цели своего путешествия.

Италия. Гробница с мощами Николая Чудотворца

 Святитель Николай всегда был особым святым для меня. А с этого же дня я будто на новом уровне чувствую его участие в своей жизни; это не просто чувство, это твердое осознание того, что отныне он со мной каждую минуту.

 Рассказ записал Максим Рычков

Прихожанам красноярского храма рассказали о том, что такое — нести свой крест

Темой новой встречи евангельского кружка при Трехсвятительском приходе города Красноярска 22 августа стал отрывок из Евангелия от Матфея (Мф.16:21–28).

Ведущий занятия кружка штатный священник храма иерей Феодор Косолапов разобрал со слушателями отрывок, обратив внимание аудитории на слова Спасителя: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24), — сообщает сайт trehsvhram-bazaiha.ru.

Напомним, что занятия евангельского кружка в Трехсвятительском приходе проходят регулярно — в каждый четверг.