Юрий Пасхальский
Интерес к традиционной духовной культуре народа пришёл на нашу землю в конце восьмидесятых. В авангарде возрождения православной культуры в крае стояли, прежде всего, журналисты и деятели культуры. Священников в то время можно было сосчитать по пальцам и о серьёзной миссионерской работе сложно было даже подумать, к тому же и в перестроечное время священник мог проповедовать, да и вообще позиционировать себя как пастыря лишь в стенах храма. У светских же деятелей свободы было гораздо больше, и, начиная с 1988 года, когда страна отметила тысячелетие Крещения Руси, в прессе, да и в художественных произведениях стало несравненно больше религиозной тематики по сравнению с предыдущими периодами.
И дело не только в ослаблении цензуры — народ в большинстве своём утратил веру в торжество коммунизма и теперь жаждал иных идеалов. Такой новой недостижимой мечтой для многих стало возвращение в некую идеализированную Русь, с уклоном в крестьянскую культуру и зачастую
несколько упрощённое православие. В то время, как выстраивалась новая система идеалов, в крае уходили безвозвратно остатки действительно традиционной культуры.
Одним из тех, кто смог запечатлеть для потомков уходящую деревенскую Сибирь, стал художник Юрий Дмитриевич Деев. И этим мастер навсегда вписал своё имя в «Летопись возрождения» Красноярского края. Поздние работы красноярского художника Юрия Деева возвращают нас в мир сибирских сёл и небольших старинных городков.
…Дед Георгий ушёл от бабки. Сел на бочку и размышляет. Вглядывается в снежную пустоту. Строит затейливые конструкции и смотрит в небеса. В подчёркнуто нереалистичном изображении бытовых сцен каждый из нас может увидеть знакомые с детства места и образы — словно застывшие во времени радости и горести простых, добрых людей.
Родился Юрий Дмитриевич в 1944 году. Детство и юность художника прошли в Кызыле. Впервые он оказался в Красноярске уже после службы в армии в 1967 году, поступив в Суриковское художественное училище. Известность в профессиональной среде пришла довольно быстро.
Вернувшись в Кызыл после училища, Юрий Деев был принят в Союз художников, в составе различных комиссий он работал в Москве, посетил множество городов Советского Союза.
Деев применяет своё мастерство в различных направлениях художественного творчества: декорирует росписями общественные здания, участвует в создании монументов, иллюстрирует книги и, конечно, работает над полотнами. Но собственный неповторимый стиль появится в творчестве Деева значительно позже.
Уже окончательно перебравшись в Красноярск в начале восьмидесятых, семь долгих лет художник проведёт в поисках нового изобразительного языка. Он обращается к традициям народного искусства и русской иконописи, стремится к декоративности. Современники отнесут новые его работы к стилю примитивизма.
Работы художника нелегко отыскать сегодня в Красноярском крае. Большинство картин хранится в запасниках. Самая объёмная коллекция — в Суриковском художественном музее. Десятки других работ — в Тыве и Хакасии. Восточная Сибирь вдохновляла художника своими просторами и особой ментальностью населяющих её народов.
В картинах Юрия Дмитриевича оживают образы уходящей жизни традиционной Сибири. В девяностые годы жизнь стремительно меняется, но Деев оставляет типы прежних сибиряков в вечности. Эту реальность он назовёт миром добрых людей.
Юрий Дмитриевич и сам ощущает себя человеком из другого мира. Повседневность девяностых, с грохотом городских улиц и меняющимся до неузнаваемости Красноярском, всё дальше уводит художника в мир грёз.
Главным героем художника становится дед Георгий. Необычный старик часто изображён в необычных или даже фантастических жизненных ситуациях. Современники сразу увидели в нём образ самого автора.
Последняя выставка Юрия Дмитриевича в Доме художника, 1998 год. Всего через месяц художника не стало. Смерть Юрия Дмитриевича стала настоящим потрясением для родных
и красноярской творческой интеллигенции. В скором времени десятки работ Юрия Деева, фактически весь его «Мир добрых людей», будет вывезен в Европу, разойдётся по частным коллекциям Германии, став для сибиряков фактически недосягаемым.
Юрий Деев стремился передать нам глубинные черты сибирской жизни. Он обращается к сказочным и мифологическим мотивам, говорит с нами притчами. И главное, что он пытается до нас донести — это мысль о том, что своими поступками мы можем создать вокруг себя красоту, и только от нас зависит, сможем ли мы жить в мире добрых людей.