Последние публикации

Владыка Пантелеимон: Преображение Господне — это торжество над силой ада

19 августа, в двунадесятый праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, после Божественной литургии, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Дорогие братья и сестры!

Сегодня удивительный праздник, называемый Преображение Господне. Сегодня мы слышали Евангелие описание этого события. Господь взял святых апостолов Петра и Иакова, взошел на гору Фавор и когда Он молился, то предстали перед Ним пророки Моисей и Илия.

Как мы знаем, Моисей привел свой народ в благословенную землю и оставил его на попечение Иисусу Навину. Сам же он ушел в Синайские горы, где отошел ко Господу. В этой же истории Моисей является перед Господом Иисусом Христом. Что сделал этот великий пророк? Дал миру закон, дал заповеди. Главная из них: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:2-3; Втор. 5:6-7). И далее: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5; Втор. 5:8-9).

Христос же говорит нам так: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:4-7).

Все заповеди, все слова в Святом Евангелии — это слова, обращенные к роду человеческому, чтобы он воспитывал по ним своих детей и воспитывал сам себя, приближаясь к святости. Затем и даны нам Господом эти законы: чтобы человек становился подобен Ему.

Моисей умер в одиночестве, чтобы никто не знал, где его могила и не стал ей поклоняться. Таким образом, Моисей — представитель того мира, мира находящихся в жизни вечной. Вторым же человеком, явившимся Иисусу, стал пророк Илия — представитель живых, ибо он был взят на Небо живым.

И вот, когда пророки появились на горе, одежды Господа стали белоснежными, и само лицо Его преобразилось, засияв изнутри Божественным светом. О чем же говорили пророки с Господом? О Его исходе в Иерусалиме, о том, что ждет Господа — распятие, погребение, Воскресение и Вознесение.

Но Господь был не один в тот день, с Ним были ученики. И увидев все это, они сказали: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17:4). И через это их желание Господь показывает нам, какова должна быть жизнь земная и жизнь вечная: благословенной, наполненной светом Господним, лишенной горя и боли.

Для чего Господь совершил Преображение перед Своими апостолами — простыми людьми? Для того, чтобы люди поняли, что только с Ним и с верой в Него мир может преобразиться, что злоба и погибельные устремления могут стать любовью и путем к спасению. Эта преобразующая сила заложена в самом человеке, она дается Богом, как дар каждому из нас.

Преображение Господне — это торжество над силой ада, над смертью. Торжество над язычеством, идолопоклонничеством, верой в оккультизм. Нет чародейства там, где есть имя Христово, и нет места диаволу там, где есть Бог.

Аминь.

Владыка Пантелеимон возглавил Литургию в день Преображения Господня

19 августа, в двунадесятый праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: нареченный во епископа Енисейского и Лесосибирского архимандрит Игнатий (Голинченко); исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный Левобережного округа церквей города Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской  иерей Максим Золотухин; штатные священнослужители Покровского кафедрального собора и храма Новомучеников.

За богослужением пел хор храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

По окончании Литургии митрополит Пантелеимон совершил чин освящения плодов нового урожая и обратился к верующим c проповедью.

Назаровские храмы набирают учеников в воскресные школы

Занятия в детской воскресной школе при Покровском храме города Назарово начнутся 6 октября. В воскресной школе при часовне святителя Амфилохия (Скворцова) в поселке Преображенский новый учебный год стартует 13 октября.

Как сообщает сайт pokrovbm.ru, для обучения принимаются дети от 5 до 14 лет.

25 августа, 9.00. Литургия архиерейским чином в красноярском Иосифовском храме

25 августа, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, день памяти священномученика Александра, епископа Команского (III), митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершит Божественную литургию в красноярском храме Иосифа Обручника и святого семейства (ул. Кутузова, 7).

Начало в 9.00.

Православная неделя с 19 по 25 августа: Преображение Господне, преподобные Зосима и Савватий и апостол Матфий

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 19–25 августа в 2019 году — десятая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

19 августа (6 августа по ст.ст.). Преображение Господне.

В день этого двунадесятого праздника верующие вспоминают события, относящиеся к окончанию земного пути Спасителя. Иисус Христос повел на гору Фавор апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Ученики в недоумении последовали за своим Учителем, пока не выбились из сил. Они расположились для отдыха под тенью покореженной маслины: Иоанн и его брат разместились на плащах, а апостол Петр сел на камень и задремал.

Сон его нарушил порыв ветра. Взгляду апостолов представилось невероятное: лицо Спасителя просияло, словно солнце, Его одежды сталибелыми, как свет, а рядом с Иисусом стояли ветхозаветные пророки Илия и Моисей.

Впечатленный увиденным, Петр простодушно предложил Господу сделать три кущи, для Него и обоих пророков, и остаться на Фаворе. Но в ответ раздался голос с Небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте» (Мф. 17:5). Сам же Иисус Христос настрого запретил апостолам рассказывать об увиденном до Своего Воскресения.

Таким образом, Преображение Господне — это память о перевоплощении природы Спасителя, из человеческой в Божественную. Случайно или нет, но этот праздник по календарю совпал с преображением и природы, когда лето начинает сменять осень. Потому в календаре восточных и южных славян испокон веков это торжество имело не только важное духовное значение, но и практический смысл с точки зрения цикла аграрных работ; именно здесь лежат корни традиции Яблочного Спаса.

21 августа (8 августа по ст.ст.). Перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566)

В этот день православная Россия чтит память двух основателей одного из наиболее известных монастырей нашей страны — Спасо-Преображенского на Соловецких островах. 8 августа 1566 года их честные останки торжественно перенесли в придел соборного храма, освященный как раз во имя преподобных. Там они покоятся и поныне.

Интересно, что при жизни святые Зосима и Савватий не были напрямую знакомы друг с другом. Савватий жил раньше, в начале XVвека. По преданию, он был иноком Валаамской обители. Однако, тяготясь общением с братией (которые, согласно житию, высоко почитали и постоянно восхваляли Савватия), преподобный задумался о том, чтобы уйти из обители и найти более уединенное место для молитвы. Им и стали необитаемые тогда Соловецкие острова.

Предположительно, святой скончался в 1435 году, чудесным образом причастившись Святых Христовых Таин перед кончиной. Единственным свидетелем его молитвенного подвига стал только инок Герман (тоже впоследствии канонизированный Церковью). Именно Герман и поведал спустя время о святом Савватии монаху Зосиме. А тот, в свою очередь, и решил устроить на Соловках полноценную обитель.

На острова стали стекаться насельники из разных русских земель. Зосима хотел быть простым монахом, но со временем братии удалось уговорить его стать игуменом обители. Святой прожил достаточно долго: известно, что ко Господу он отошел только 17 апреля 1478 года.

Монахи вели многотрудную жизнь: проводили время в посте и молитвах, своими руками возделывали землю, рубили лес, ловили рыбу, варили соль, которую затем продавали заезжим купцам, получая взамен все необходимое для монастырской жизни.Неудивительно, что уже в XVI веке Соловецкий монастырь становится одной из богатейших обителей русского Севера. Он прославился и как военный страж северных рубежей России, не раз принимавший на себя удары врагов и в XVII, и в XVIII, и даже в XIX веке. А святые Зосима и Савватий неизменно почитались как основатели и небесные покровители обители.

22 августа (9 августа по ст.ст.). День памяти апостола Матфия (63).

Матфий родился в Вифлеемеи с раннего детства изучал Закон Божий под руководством Симеона Богоприимца.

Именно он по жребию занял место среди двенадцати апостолов вместо отпавшего Иуды Искариота. До избрания же в число двенадцати апостолов Матфий был одним из семидесяти учеников Иисуса. После избрания по жребию вместе с остальными апостолами был при сошествии Святого Духа и затем проповедовал в Иерусалиме и в Иудее вместе с прочими апостолами.

Житие приписывает ему чудотворения, исцеления больных, очищение прокаженных, воскрешение умерших, изгнание бесов из одержимых. Текст повествует и о многих его путешествиях. По церковному преданию, он был с проповедью в Сирии, Грузии и Македонии, многократно подвергаясь смертельной опасности.

Затем Матфий вернулся в Иудею и там продолжил свою проповедь. За проповедь христианства Матфий был осужден синедрионом на смерть и побит камнями. Однако, согласно греческим минеям, апостола Матфия распяли на кресте. Смерть Матфия относят к 63 году.

Правящий архиерей совершил всенощное бдение в канун Преображения Господня

18 августа, в канун двунадесятого праздника Преображения Господня, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил всенощное бдение в кафедральном соборе Покрова Божией Матери города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: нареченный во епископа Енисейского и Лесосибирского архимандрит Игнатий (Голинченко); исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный Левобережного округа церквей города Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); штатные священнослужители  кафедрального собора.

За богослужением пел архиерейский хор Покровского собора.

За всенощным бдением архипастырь совершил помазание маслом верующих. По окончании богослужения владыка Пантелеимон обратился к пастве со словом проповеди.

Архипастырь: В Воскресении Христа нам открывается любовь Божия

18 августа, по окончании Литургии в красноярском Покровском кафедральном соборе, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Когда мы приходим в храм — мы слышим там Слово Божие. И предваряется чтение этого Слова чтением апостольского послания, потому что апостолы объясняют нам смысл веры и отвечают на все вопросы, которые возникают в нашей душе.

Сегодня в первом послании апостола Павла к коринфянам мы слышали рассуждения о Воскресении Христовом: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15:12-14).

Вопрос Воскресения, вопрос жизни вечной остается всегда. Человечество боится смерти и, в то же время, не верит в вечную жизнь. Даже христиане, которые исповедуют истинную веру, порой испытывают сомнения в своей душе. Так есть сейчас, так было и в первые века нашей эры, поэтому апостол и говорит это маловерным, доказывая им, что Господь воскрес. Но не для того, чтобы мы надеялись на земные успехи, а для того, чтобы свидетельствовать о вечной жизни.

В Воскресении Христа, дорогие братья и сестры, нам открывается любовь Божия. Он отдает свою жизнь за каждого верующего и за каждого неверующего. Да, верующий ближе к Господу, но с него спрос выше, потому что верующий знает закон спасения и должен ему следовать. Бог пребывает с верующими, православными людьми. И слышит, и принимает молитвы.

По вере нашей Господь открывает нам глаза на добро и зло, на смерть и на жизнь вечную, но только когда мы — верующие. Поэтому мы с вами должны не только благодарить Бога за то, что Он дал нам веру, но еще и за то, что Он открывает нам глубокие знания. И будем веровать всем сердцем в жизнь вечную, в то, что покаянием мы очищаемся от грехов и наследуем царство Божие в вечности, которая начинается с нашего сердца.

Аминь.

Митрополит Пантелеимон совершил Литургию в предпраздненство Преображения Господня

18 августа, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, предпраздненство Преображения Господня, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в Покровском кафедральном соборе города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: нареченный во епископа Енисейского и Лесосибирского архимандрит Игнатий (Голинченко); исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный Левобережного округа церквей города Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); штатные священнослужители красноярского Покровского кафедрального собора.

За богослужением пел Архиерейский хор Покровского кафедрального собора.

По окончании Божественной литургии митрополит обратился к верующим со словом проповеди.

«Корни и крона». Николай Дроздов

В этом выпуске проекта «Корни и крона» – доктор исторических наук Николай Иванович Дроздов. Более десяти лет он возглавлял Красноярский государственный педагогический университет имени Астафьева, а сегодня является директором Красноярского филиала Университета Российской академии образования. Вместе со своими коллегами и студентами Николай Дроздов участвовал во множестве археологических экспедиций, сделав немало важных открытий, меняющих представление об истории Приенисейской Сибири.

Проект осуществляется при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива».

«Наш сибирский Иерусалим»

Говоря о значении Енисейска для истории нашего края — как церковной, так и светской — митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон назвал этот город «нашим сибирским Иерусалимом»:

— Без вклада жителей Енисейска и Сибирь, и Дальний Восток не могли быть освоенными, не стали бы никогда частью России. <…>А вдохновляющей силой для этих отважных людей, первопроходцев служило Православие. И это находило отражение в архитектуре — в этих прекрасных храмах, архитектурных памятниках, красотой которых мы восхищались сегодня.

И это действительно так. Сейчас Енисейск — с виду тихий небольшой городок у берегов великой реки. Но при этом — он и живой памятник тем временам, когда необъятные просторы Сибири еще только-только осваивались первыми поколениями русских поселенцев. И сосредоточением этого духа — духа свободы, отваги, желания самоотверженно послужить Отечеству — служат православные храмы и монастыри Енисейска.


Богоявленский собор

Этот собор — памятник архитектуры, объект культурного наследия федерального значения (с 1995). Его построили в 1708–1712 годах взамен прежней деревянной церкви. Работы выполняла артель из 12 местных мастеров под началом московского зодчего Федора Чайки.

Интересно, что изначально храм имел нехарактерную для сибирского церковного зодчества особенность — он был одно–, а не пятиглавым. Но впоследствии собор несколько раз пришлось перестраивать — после разрушительных пожаров 1778 и 1869 годов — и эта черта была утрачена.

Богоявленский собор исторически считался важнейшим православным храмом Енисейска. Здесь действовала библиотека, оказывалась помощь всем неимущим горожанам.

В годы советского богоборчества храм был отобран у верующих и частично разрушен. Известно, что кирпичи из исторического здания речным путем отправили в Игарку, где использовали для строительства жилых домов. Остатки здания использовались как котельная.

В 2016–2019 годах Богоявленский собор был восстановлен. Для этого было изготовлено 50 тысяч резных кирпичей более ста разновидностей. Также строители восстановили уникальный 11-метровый купол исторического здания — единственный подобный за Уралом. Храм после освящения станет кафедральным собором Енисейской епархии.


Одинокий монах у берега Енисея

 Общеизвестный факт: Енисейский острог был заложен в 1619 году. Но гораздо меньше людей знают, что строили его уже не на совсем пустом месте. Еще в 1592–1593 гг. сюда, откуда-то из Центральной России, пришел инок Тимофей (Иванов).

До сих пор загадками остаются его хоть сколько-нибудь приблизительные дата и место рождения — не говоря уже о более основательных биографических сведениях. Говорили только, что был Тимофей учеником самого преподобного Нила Сорского. Но потом в сердце монаха укрепилось желание уединенной молитвы в удаленном месте, и он отправился в Сибирь.


Успенский собор

Двухэтажную кирпичную церковь на стыке стилей барокко и классицизма возвели в 1793–1818 годах.

Строительство растянулось на четверть века из-за того, что проект собора несколько раз подвергали серьезным изменениям. Однако итоговый результат полностью оправдал работу проектировщиков: Успенский храм воспринимался в Енисейской Сибири XIX века как образцовый, с использованием его проекта в губернии построят еще 13 церквей.

Изо всех енисейских храмов именно Успенскому больше всего посчастливилось в годы советского атеизма. Его, правда, закрыли в 1937 году (власти тогда устроили в церкви авиаклуб и общежитие для ссыльных), но уже в 1946-м снова вернули верующим. Однако полностью исторический облик собору вернут лишь в 2008 году.

Яркой достопримечательностью собора служат захоронения почетных граждан Енисейска, священнослужителей и меценатов Успенской церкви на прихрамовой территории.


Тимофей поселился в непроходимых лесах и болотах на месте будущего монастыря в окрестностях нынешнего Енисейска, устроив свою келью на расстоянии полуверсты от Енисея. Со временем здесь стали находить пристанище другие, кто искал иноческого смирения и молитвы за мир. Сложилась монашеская община, которую с полным правом можно назвать предшественницей будущей Спасской обители.

А уже спустя четверть века здесь появятся казаки-первопроходцы. Будет заложен Енисейский острог. Его основателями принято считать боярского сына Петра Албычева и стрелецкого сотника Черкаса Рукина. Памятник этим двум первопроходцам и иноку Тимофею — по эскизу красноярского скульптора Константина Зинича — в городе установили в ноябре 2017 года.

Сибирская столица

Первые десятилетия истории Енисейска поражают своей насыщенностью и известной противоречивостью. С одной стороны, это место на самой окраине страны манило людей отчаянных, лихих, не страшащихся ничего. Многие енисейцы не боялись идти в поисках богатства (его мог принести, в первую очередь, пушной промысел) и стремлении открыть новые земли дальше на восток — к просторам Якутии, Забайкалья и Дальнего Востока. Достаточно вспомнить, что прошедший Берингов пролив за 80 лет до самого Беринга русский первооткрыватель Семен Дежнев был именно енисейским казаком.


Спасо-Преображенский мужской монастырь

 История этой обители неотделима от истории Енисейска в целом: она берет начало еще в первой половине XVII века. Однако долгое время все здания монастыря оставались деревянными. И лишь в 1730-х здесь началось каменное строительство. Первым каменным зданием монастыря стал величественный Спасский собор — яркий образец сибирского барокко.

За ним настал черед и других зданий; яркой достопримечательностью выступили величественные ворота с церковью праведных Захарии и Елисаветы — родителей Иоанна Крестителя. Архитектурный комплекс енисейской обители стал первым подобным в Сибири. Сам же Спасо-Преображенский монастырь воспринимался несколькими поколениями сибиряков как величайшая святыня, один из центров Православия в масштабах всей азиатской части России.

 Судьба монастыря в ХХ веке была страшна. Еще в 1923 году его закрывают богоборческие власти. В годы «большого террора» территория обители становится расстрельным полигоном НКВД. В постсталинском СССР здесь успеют разместить овощную базу, котельную и пивной завод. Богослужение в монастыре возобновилось только в 1990 году. Возрождение же Спасо-Преображенской обители растянется более чем на два десятилетия.


Сибирь была совсем не обжита, а суровые обстоятельства жизни порождали суровые нравы. Летописные свидетельства полны сообщениями о злоупотреблениях того или иного должностного лица (нередко — с последующим самосудом), конфликтах енисейцев с коренными этносами или даже другими русскими поселенцами.

С другой стороны, с самых первых лет городской истории ощутимым было присутствие Православной Церкви, умягчавшее нравы первопоселенцев. С 1623 года начинается история женского Христорождественского (ныне — Иверского) монастыря. В 1642 году официально подтверждается статус мужской Спасо-Преображенской обители — фактически существовавшей, как мы знаем, уже полвека.

 XVIII век становится периодом расцвета Енисейска. В ту пору город можно смело назвать фактической столицей Сибири (административно таковой все еще считался скорее уральский Тобольск). Именно здесь был центр пушного и рыболовного промыслов: каждый год в августе, в канун Успения Божией Матери, здесь проходила крупнейшая во всей азиатской части страны ярмарка.


Свято-Троицкий храм

Эту церковь многие — как специалисты-архитекторы, так и простые верующие — считают красивейшей в Енисейске. Ее построили в 1772–1776 годах. Разнообразные верхние ярусы храма и колокольни отличались тонко найденными пропорциями и выразительностью силуэта. Изнутри же церковь украшали искусно выполненные архитектурные элементы. Именно по образцу этого храма в конце того же XVIII века в Красноярске енисейские мастера построят Покровский собор.

Этой изящной церкви особенно не повезет в годы «воинствующего атеизма». Ее практически полностью разрушат, а оставшийся первый этаж переоборудуют в гараж. От некогда роскошного убранства Свято-Троицкого храма не оставалось почти ничего. Тем не менее, именно эту церковь перед юбилеем Енисейска удалось восстановить в прежнем великолепии быстрее многих других объектов


Еще в первой половине XVIII века здесь начинают строить каменные здания. И неудивительно, что первыми из них стали церкви: Богоявленский и Успенский соборы, Свято-Троицкий и Воскресенский храмы. Енисейские мастера быстро становятся законодателями архитектурных мод, их усилиями складывается особый стиль «сибирского барокко». Важно помнить, что именно енисейцы руководили возведением почти что всех исторических храмов Красноярска.

Унесенный пожаром и… Транссибом

А XIX век становится периодом стагнации и упадка Енисейска. Город начинает постепенно по всем статьям уступать Красноярску — еще совсем недавно, казалось бы, полуголодному крошечному острогу на фоне преуспевающей сибирской столицы. Именно Красноярск станет сначала столицей новообразованной Енисейской губернии (в 1822 году), а потом — и престольным градом Енисейско-Красноярской епархии (в 1861-м). Первым тревожным звонком стало еще в середине «золотого» XVIII века строительство Московского тракта: как раз-таки через Красноярск. А Енисейск оказался изолированным от крупнейшей для того времени транспортной артерии. Затем сошел на нет пушной промысел.

Правда, на какое-то время Енисейск в прямом смысле слова нашел золотую жилу: город в первой трети XIX века становится центром золотодобычи. К середине позапрошлого столетия 95% драгоценного металла в России добывалось именно возле Енисейска. Только на приисках трудились почти 20 тысяч рабочих, в то время как численность всего населения Красноярска того времени была втрое меньше. По ходившим тогда слухам, енисейские золотопромышленники настолько преуспевали, что, бахвалясь богатством, поили своих коней шампанским.


Иверский женский монастырь

 История этой обители, как и Спасо-Преображенского мужского монастыря, тоже началась практически одновременно с самим Енисейском. Вот только называлась она тогда по-другому — Христорождественской, в честь своего главного храма, утраченного при пожаре еще в далеком 1673 году.

В середине XVII века здесь появился каменный храм. Обитель процветала: во многом благодаря золотошвейному делу, которое успешно освоили сестры и послушницы обители. Небезынтересно, что в XIX веке здесь жил один из наиболее чтимых сибирских святых — Даниил Ачинский. Здесь же он и был погребен после кончины в 1843-м. Иверским же монастырь стал только в 1872 году. Обитель за три года до этого сильно пострадала после катастрофического пожара (в огне даже погибли несколько насельниц монастыря). Однако настоятельнице игумении Евгении (Стариковой) удалось сравнительно быстро добиться строительства нового храма — Иверской иконы Божией Матери. В ее честь была переименована и сама обитель.

В 1923 году монастырь закроют богоборческие власти. В советские годы здесь будут последовательно находиться колония для несовершеннолетних преступников, клуб и театр. Заново свою историю Иверский монастырь начнет в 1998 году. Полностью ее восстановят только к юбилею Енисейска.


Но к 50-м годам XIX века золотые запасы близ города истощились. А в августе 1869 года отмечавший 250-летие Енисейск настигает страшное стихийное бедствие: пожар. Пришедшая откуда-то с севера огненная стихия уничтожила более 800 домов горожан, почти все монастыри и храмы, хлебные амбары, купеческие лавки и мастерские. Катастрофа унесла жизни около 40 человек. Пожар пощадил лишь приблизительно одну пятую часть Енисейска: менее 200 жилых зданий и только один из городских храмов.

Катастрофа 1869 года стала точкой невозврата. Определенный толчок к новому развитию города в конце века придаст развитие пароходства на Енисее, но былое величие старинный город вернуть так и не сможет. Последнюю точку в дореволюционном развитии Енисейска поставило строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, прошедшей через Красноярск: за 20 лет (с 1897 по 1917 гг.) население города сократится почти вдвое (с 11,5 до 7,1 тысяч).

Сейчас же именно возрождение исторических памятников и намоленных святынь служит залогом для нового возрождения Енисейска. Остается надеяться, что широкое празднование 400-летия сибирской столицы станет для этого надежным импульсом.