Последние публикации

Руководитель секции «Церковь и культура»: Рождественские чтения — это одна из лучших конференций в Красноярске

15 января, в первый день XX Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники» в Конгресс-холле Сибирского федерального университета направление «Церковь и культура» стартовало с одноименной секции.

Руководителем направления и секции выступила член президиума Общества русской словесности, заместитель декана по научной работе филологического факультета Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, профессор, доктор филологических наук Наталья Ковтун.

Секция «Церковь и культура» традиционно стала одной из самых насыщенных в рамках первого дня работы форума. На площадке было зачитано наибольшее количество докладов, и завершилась она позднее остальных. Широк был и спектр докладчиков: от студентов и аспирантов до кандидатов и докторов наук.

Большая часть выступлений была объединена филологической тематикой: от анализа аспектов знаковых произведений отечественных и зарубежных авторов до обобщающих работ, посвященных целым жанрам и направлениям в искусстве.

Среди докладов молодых исследователей прослеживался большой интерес выступающих к творчеству самых актуальных авторов: М. Тарковского, Е. Водолазкина, Г. Яхиной и других, а также к позднесоветской и российской рок-поэзии. Несколько докладов было посвящено жанрам постапокалипсиса и антиутопии.

— Рождественские чтения — это одна из лучших конференций в Красноярске, и она не теряет своего уровня — регулярность, возможность публикаций, свобода в выборе тем. Поэтому я считаю, что нам чрезвычайно повезло с нашей епархией, которая активно сотрудничает с Сибирским федеральным университетом, со СМИ, которые могут осветить это культурное событие. И, главное — здесь предоставляется возможность для студентов и аспирантов напечатать свои статьи, и редко бывает, когда другие форумы предоставляют подобную возможность, — в интервью корреспонденту сайта kerpc.ru отметила руководитель направления Наталья Ковтун.

— В этом году секция была очень выдержанной: проблемы веры в современном тексте, эсхатологические, рождественские сюжеты. Радует, что очень много молодых людей: не только студентов, но и аспирантов, молодой профессуры. По большому счету, Чтения — одна из немногих площадок в городе, где мы можем встретиться, — подчеркнула руководитель секции.

«Отрадно видеть, что нашим педагогам небезразлично воспитание молодежи и его духовные аспекты»: на Чтениях провели секцию «Церковь и общество»

Взаимодействие Церкви и власти, вопросы самопознания и самовоспитания, преемственность традиций — такие темы стали ключевыми 15 января на одноименной секции в рамках направления «Церковь и общество» межрегиональной научно-практической конференции — XX Красноярских краевых Рождественских образовательных чтениях «Великая Победа: наследие и наследники».

О ключевых темах состоявшейся в Конгресс-холле Сибирского федерального университета секции корреспонденту сайта kerpc.ru рассказала руководитель направления «Церковь и общество», заведующая кафедрой истории и гуманитарных наук Сибирского государственного университета науки и технологии им. ак. М.Ф. Решетнева, кандидат исторических наук Софья Лонина.

— Из-за того, что в вузах сейчас сессия, многие наши докладчики, работающие преподавателями, не смогли сегодня выступить. Поэтому, мы провели нашу секцию в формате круглого стола. И это, как мне кажется, было лучшим вариантом: было меньше докладчиков, но зато возник по-настоящему живой диалог, — поделилась Софья Леонидовна.

Наиболее проникновенной частью секции стал доклад заведующей филиалом Верхнекойской поселенческой библиотеки (Минусинский район) Надежды Чирковой, посвященный судьбе репрессированного священника и сельского учителя Георгия Прожилова.

— История жизни священника Георгия Георгиевича показывает нам, что это был человек, который достоин людской памяти. И это прекрасно, что библиотекарь и школьники смогли реконструировать эту жизнь, потерянную в историческом пространстве.

Подводя итоги работы направления «Церковь и общество» в 2020 году, Софья Лонина подчеркнула, что секция получилась «камерная, но очень содержательная».

— Отрадно видеть, что нашим педагогам небезразлично воспитание молодежи и его духовные аспекты. Мы обсудили очень важные гуманитарные направления, и самое главное, о чем мы сейчас говорим — это духовность, вечные ценности, память о подвиге наших предков, — заключила руководитель направления.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание на уроках и в проектах: пленарная дискуссия направления «Церковь и образование»

16 января в Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (КК ИПК и ППРО) пленарной дискуссией открылся второй день работы направления «Церковь и образование» XX Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений.

Модератором дискуссии выступил Андрей Бардаков, член Общественной палаты Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии, заведующий лабораторией «Организация и методика формирования духовно-нравственной культуры» КК ИПК и ППРО. Перед началом дискуссии Андрей Васильевич преподнёс список иконы «Троица» Андрея Рублёва главному специалисту Отдела общего образования Министерства образования Красноярского края Любови Череповой.

— Думаю, всем знакома икона Андрея Рублёва «Троица». Андрей Рублёв сделал то, чего никто не мог сделать до него и не смогли превзойти после: он замысел Бога о человеке, концентрат богословия вложил в цвета, линии оттенки. «Богословие в красках» называют эту икону. У нас был семинар об этой иконе, и это было потрясающе, потому что каждый выступающий раскрывал какую-то свою грань этого творения. Говорили искусствоведы, говорили культурологи, говорили священники, богословы, и каждый показывал, как здесь всё вплетено, встроено, представлено. Этот образ — это, в некотором смысле, точка культурологического схождения светской системы образования и религии. «Троица» Андре Рублёва находится в Третьяковской галерее, и даже самое поверхностное знакомство с ней открывает богатство православной культуры, — сказал Андрей Бардаков.

Первый пленарный доклад на тему: «Участие общественных организаций Гражданской ассамблеи в формировании стратегии по воспитанию в Красноярском крае» представила председатель палаты просветительских и образовательных организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края Светлана Бордукова. Светлана Николаевна рассказала об организациях, входящих в палату просветительских и образовательных организаций, и основных направлениях работы палаты. Среди них — предложения для улучшения закона об образовании в Красноярском крае, разработка программ реализации Стратегии развития воспитания в РФ, участие в организации красноярской Общественно-педагогической конференции, других площадок дискуссии и обмена опытом.

О современных подходах к преподаванию Основ православной культуры в контексте Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России рассказал советник Генерального директора издательства «Русское слово» Александр Алексеев. Духовное воспитание не может быть ограничено только уроками «Основ религиозных культур и светской этики», эта работа должна быть системной, — отметил Александр Петрович. Среди задач этой работы он выделил раскрытие духовных основ отечественной культуры, установление личных связей ученика с религиозной культурой воспитание патриотических чувств и увлечение творческой деятельностью.

Проект учебно-методического медиакомплекта «Православие на Енисее», реализуемого при поддержке Фонда Президентских грантов, представил сотрудник Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» Юрий Пасхальский. После демонстрации видеороликов проекта и рабочей версии сборника вспомогательных методических материалов состоялся краткий обмен мнениями с участниками заседания.

Заведующая отделом методического обеспечения и инновационной деятельности библиотек Красноярской краевой детской библиотеки Екатерина Иванова рассказала о посвященных Великой Отечественной войне книгах, которые читают современные подростки. Кроме того, Екатерина Вячеславовна предложила участникам помощь с подбором книг для занятий по Великой Отечественной войне и проведении мероприятий.

О проектах и программах, направленных на развитие практик духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, рассказала директор Красноярского института развития духовно-нравственной культуры Елена Пригодич, — в частности, о проектах, реализуемых при участии института. Среди них и презентованный ранее проект «Православие на Енисее», и реализованный при поддержке конкурса малых грантов «Мы говорим по-русски!» проект «Развитие практик интеграции ценностного содержания предмета ОДНКНР в преподавание словесности», и другие. Материалы реализуемых проектов публикуются на сайте Института, — отметила Елена Григорьевна.

Завершил пленарную дискуссию доклад «Ресурсы туристско-краеведческой деятельности в патриотическом воспитании подрастающего поколения Красноярского края» заместителя директора Красноярского краевого центра туризма и краеведения Татьяны Белинской. Она выделила роль школьных музеев, которые не только могут непосредственно служить площадкой для мероприятий по патриотическому воспитанию, но уже самим своим присутствием в школьной среде формируют культуру внимания и уважения к истории. Кроме того, в межшкольных масштабах центром туризма и краеведения проводятся фестивали и конкурсы, посвященные изучению истории и патриотическому воспитанию. Татьяна Викторовна также отметила большое значение мониторинга получаемых результатов (в том числе для развития критического мышления самих школьников) и поделилась примерами используемых анкет.

Добавим, что что во время работы площадок направления «Церковь и образование» в КК ИПК и ППРО работает выставка фоторабот учеников и преподавателей молодежного клуба миссионерской журналистики «Благовестник» «Радость Православия».

Патриотическое воспитание в школе обсудили на малом пленуме направления «Церковь и образование» Чтений

15 января работа направления «Церковь и образование» XX Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений продолжилась малым пленумом «Наследники: подвиги и герои в представлениях современных детей и молодежи» в Конгресс-холле (Общественном центре) Сибирского федерального университета.

Модераторами пленума выступили член Общественной палаты Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии, руководитель исполнительной дирекции Чтений Андрей Бардаков и руководитель направления «Церковь и образование», директор Красноярского института развития духовно-нравственной культуры Елена Пригодич.

Участники пленума представили доклады, поделились наработками и планами на будущее. В частности, начальник отдела патриотического воспитания и мобилизационной работы Агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края Тимофей Акифьев рассказал о социальных молодежных акциях и программах в честь 75-летия Великой Победы, запланированных на текущий год. Подробнее на одной из них, — проекте «Парта героя», — остановился кандидат исторических наук, региональный координатор Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» в Красноярском крае Евгений Свиридов.

Кандидат исторических наук, доцент, руководитель Центра воспитания и гражданского образования Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Василий Никуленков в своем докладе обратил внимание слушателей на вопросы и проблемы, связанные с противодействием героизации нацизма среди молодежи.

Педагоги из школ и гимназий Красноярского края, выступившие с докладами на малом пленуме, затронули ряд других актуальных тем, от отражения подвига героев войны в учебниках истории до трудностей эмоционального включения педагога в процессе транслирования ценностей Великой Победы. Докладчики рассказали об интересных проектах, связанных с темой, о направлениях и формах деятельности на местах.

Аплодисментами был встречен доклад ученицы 6 класса Стеклозаводской средней общеобразовательной школы Емельяновского района Марии Цехович о подвиге 78-й добровольческой бригады. Работа юной исследовательницы представляет одно из направлений Рождественских образовательных чтений Емельяновского района.

Руководитель направления «Церковь и образование» Елена Пригодич отмечает, что в первый день XX Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений были определены задачи и заявлены темы, о сути которых участникам форума еще предстоит договориться. «Я понимаю, что должна быть правда о войне, и материалы, ресурсы очень нужны сегодня школам. И сегодня здесь были представлены чрезвычайно важные материалы для педагогов-практиков, с которыми уже можно начинать работу в Год памяти и славы», — подчеркнула Елена Григорьевна.

Кроме того, в рамках работы направления «Церковь и образование» Чтений руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Норильской епархии Татьяна Пучканева представила участникам форума образовательные проекты «Мудрый букварь» и «Зернышки в ладошках», отмеченные наградами регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя».

Образовательное направление Чтений открылось награждением победителей и лауреатов Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

После пленарного заседания XX Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений в концерт-холле Общественного центра СФУ прошла церемония награждения победителей регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя».

Награды педагогам вручили первый заместитель министра образования Красноярского края Наталья Анохина и штатный священник красноярского Никольского храма иерей Алексий Гамолин.

Ниже приведем список победителей.

Диплом лауреата (I место)Пучканева Татьяна Николаевна, руководитель, и Финько Елена Игоревна, методист курса ОРКСЭ Отдела религиозного образования и катехизации Норильской епархии, авторы программы интегрированных занятий для детей 6–7 лет «Зернышки в ладошках»;

Диплом лауреата (II место)Кучер Галина Николаевна, директор, Шароглазова Наталья Павловна, заместитель директора по ВР, и Анищенко Алена Сергеевна, учитель начальных классов Средней школы № 8 города Ачинска, авторы проекта «Семейные традиции»;

Диплом лауреата (II место)Казанова Татьяна Ивановна, директор, Крюкова Ирина Александровна, заместитель директора по УВР, Ушакова Надежда Геннадьевна, заместитель директора по УВР, и Степанова Юлия Валентиновна, учитель русского языка и литературы Средней общеобразовательной школы № 10 с углубленным изучением отдельных предметов им. академика Ю.А. Овчинникова города Красноярска, авторы проекта «Духовно-нравственное воспитание гражданина России»;

Диплом лауреата (III место)Сосновская Илона Владимировна, директор, Кухтачева Ирина Витальевна, заместитель директора по УВР, и Третьякова Лавра Стасисовна, заместитель директора по ВР Лицея № 2 города Красноярска, авторы детско-взрослого образовательного проекта «Большие игры»;

Диплом лауреата (III место)Сукиасян Галина Павловна, учитель русского языка и литературы Вершнепашинской средней общеобразовательной школы № 2 Енисейского района, автор педагогического эссе «Школа. Книга. Учитель»;

Диплом лауреата (III место)Кузьмина Эльвира Валерьевна, учитель ОДНКНР, английского языка, педагог-библиотекарь, руководитель школьного музея Шуваевской средней общеобразовательной школы Емельяновского района, автор проекта «Петропавловские встречи»;

Диплом победителя в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения»Блинникова Наталья Григорьевна, методист, Бухарин Григорий Сергеевич, преподаватель-организатор ОБЖ, Климова Наталья Валерьевна, преподаватель, и Кривошеева Юлия Александровна, руководитель физического воспитания Техникума индустрии, гостеприимства и сервиса города Красноярска, авторы программы «Формирование личностных качеств конкурентоспособного специалиста службы сервиса и гостеприимства в условиях модернизации образовательного процесса (в соответствии с требованиями ФГОС по ТОП-50 и стандартами WORLDSKILLS)»;

Диплом победителя в номинации «Лучшая методическая разработка по предметам: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)»Корнева Ольга Николаевна, учитель ОРКСЭ, и Недзельская Ольга Анатольевна, учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы № 4 города Назарово, авторы методической разработки «Родник духовности»;

Диплом победителя в номинации «Лучший образовательный издательский проект года»Пучканева Татьяна Николаевна, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Норильской епархии, Камыш Анастасия Михайловна, помощник благочинного Норильского округа по социальной работе, и Мазуренко Татьяна Борисовна, педагог-психолог средней школы № 6, города Норильска, авторы методического комплекта «Мудрый букварь».

Кроме того, благодарственного письма за системный творческий педагогический поиск в организации духовно-нравственного развития, патриотического воспитания учащихся в условиях малого города была удостоена Вельяминова Наталья Владимировна, учитель химии средней общеобразовательной школы № 1 города Бородино.

На Рождественских чтениях вручены награды от Губернатора Красноярского края

15 января, в завершение пленарного заседания XX Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений в Конгресс-холле (Общественном центре) Сибирского федерального университета, состоялось вручение наград от Губернатора Красноярского края.

Вручил награды начальник Управления общественных связей Губернатора Красноярского края Роман Баринов.

Почётного знака 85-летия Красноярского края были удостоены:

— Епископ Норильский и Туруханский Агафангел;

— Руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии Геннадий Малашин;

— Заслуженная артистка России Людмила Луценко.

Благодарственное письмо Губернатора Красноярского края было вручено доценту кафедры отечественной истории Исторического факультета Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, кандидату исторических наук Анне Толмачевой.

Гостей Рождественских чтений поприветствовали правящие архиереи Красноярской митрополии

Члены президиума XX Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений — епископ Минусинский и Курагинский Никанор и епископ Норильский и Туруханский Агафангел, — обратились к участникам форума с приветственными словами.

Управляющий Минусинской епархией епископ Никанор сначала напомнил о тяжелых потерях, понесенных народом за годы войны, и значении сохранения памяти о ней.

— Но несмотря на эти испытания, Россия не потеряла того лучшего, что всегда было в русском и других народах, населяющих её просторы, которая в этой страшной беде сумела собрать все свои силы, проявить невероятное мужество и колоссальное терпение, — отметил владыка Никанор.

Управляющий Минусинской епархией напомнил и том, какие гонения были развернуты перед войной на Церковь, и сколько за это время было потеряно, — но «в годы войны обескровленная Церковь была со своим народом».

— Возвращаясь к теме наших Чтений, я хотел бы особо отметить следующее: говоря о Победе, мы призваны не только радоваться или скорбеть о жертвах войны, не только вспоминать прошлое, мы призваны задуматься о том где, как и почему мы как народ одерживаем великие победы, а где терпим огромные поражения. О наших истоках, о нашем духовном самостоянии, о том, что нам необходимо делать сегодня для того, чтобы этот день просто наступил, и это должно быть очень трезвое и ответственное размышление — сказал, в частности, епископ Никанор.

Управляющий Норильской епархией епископ Агафангел почеркнул значение Рождественских чтений как на международном, так и региональном уровне, их постоянный рост как по ширине охвата и количеству участников, так и по глубине исследований и христианской направленности.

— Не оставляет равнодушным никого тема Рождественских чтений этого года. Православные видят в подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, его великом самоотречении проявление истинно христианского духовного устроения, которое сохранилось в душе нашего народа независимо от принудительной изолированности от Церкви и религии. Наш народ в военные годы показал себя достойным наследником подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской, потому что эти два исторических явления свидетельствуют о непрекращающихся взаимоотношениях Бога и человека, и они будут верным источником патриотического и нравственного воспитания нашего народа, — сказал епископ Агафангел.

Рождественские чтения в Красноясркой митрополии, реализуемые в сотрудничестве Церкви, властей и общественности, проводят большую просветительскую и патриотическую работу, позволяющую «собрать драгоценные крупицы опыта, которыми красноярцы всегда готовы поделиться со всей Церковью и со всем нашим Отечеством», — подытожил владыка Агафангел.

Пленарное заседание Чтений: история войны в жизни народа и Церкви, патриотическое воспитание в школе и за её пределами

15 января, после церемонии торжественного открытия XX Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники» прошло пленарное заседание.

Вниманию гостей и участников Чтений были представлены четыре выступления. Первый доклад — на тему «Возможности архивных учреждений Красноярского края в патриотическом воспитании граждан и изучении истории» — представила Ольга Сордия, начальник отдела формирования архивных фондов и организации информационных услуг Архивного агентства Красноярского края.

В первую очередь, Ольга Робертовна подчеркнула, что деятельность по патриотическому воспитанию является одной из приоритетных для архивных учреждений, и обозначила направления и формы этой деятельности.

Одна из наиболее традиционных и распространенных форм — выставка архивных документов, позволяющая привлечь внимание широкой общественности к хранящимся в архиве документам, самостоятельной архивной работе и исследовательской тематике выставки. Для школ традиционной формой работы с архивом является проведение архивного урока, на котором учащиеся знакомятся не только с конкретными документами, но и системой хранения, устройством фондов.

— Но рост доступности и востребованности историко-документального наследия страны диктует необходимость расширения масштабов и трансформации форм и способов использования архивных документов в деятельности архивов, — замечает Ольга Сордия. Такой новой формой, в частности, стало проведение исторических реконструкций школьниками на основе архивных документов.

Архивные учреждения становятся участниками и соорганизаторами самых разных проектов культурно-просветительской и патриотической направленности, таких как Российский патриотический фестиваль, проект «Лето в Красноярске»

— Участие в подготовке и проведении подобного рода культурно-патриотических мероприятий в будущем станет традиционным и позволит не только расширить знания красноярцев о прошлом своего края, но и подчеркнуть роль архива и значимость архивной деятельности в современном обществе, — говорит Ольга Робертовна

Одним из наиболее массовых и востребованных источников информации является интернет-сайт Архивного агентства Красноярского края, где представлены статьи, виртуальные выставки, документальные фильмы. Доступные на сайте ресурсы широко и разносторонне освещают историю Енисейской Сибири и могут применяться как в собственной исследовательской деятельности школьников, так и при подготовке и проведении уроков. «Огромный потенциал в патриотическом воспитании граждан и изучении истории имеет сайт Федерального архивного агентства Российской Федерации», — обращает внимание Ольга Сордия.

В завершении доклада Ольга Робертовна обозначила приоритетные направления работы архивов на 2020 год, среди которых организация и участие в проведении мероприятий, посвященных 75-летию Победы, и информационная поддержка других мероприятий, связанных с памятными датами отечественной истории.

Пленарное заседание продолжилось докладом «Возрождение церковной жизни на территории Красноярского края в годы Великой Отечественной войны», представленным Геннадием Малашиным, руководителем Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии, ответственным секретарём Комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию Красноярской епархии.

В своём докладе Геннадий Викторович обозначил основные особенности и этапы процесса возрождения церковной жизни в Приенисейской Сибири в годы войны и познакомил участников Чтений с некоторыми вновь установленными в последние десять лет историческими фактами.

К началу войны в Красноярской епархии были закрыты все храмы, большая часть бывших штатных клириков были арестованы и расстреляны, оставшиеся содержались в заключении, не было легитимного архиерея. Однако потребность в вере сохранялась, а начавшаяся война усилила этот фактор. С другой стороны, поддержанию религиозной жизни в крае способствовало пребывание на территории края ссыльных церковнослужителей, в том числе монашествующих, архиереев. Один из таких ссыльных и возглавил церковное возрождение в регионе — святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

— Особо следует отметить духовное влияние святителя Луки на людей, порой не очень близких до того к вере и к Церкви. Это не только медики, раненые, прихожане, но и известные в будущем деятели культуры. Так, о незабываемых встречах с владыкой Лукой свидетельствовали писатели Анатолий Чмыхало и Алексей Черкасов, профессор Екатерина Иофель и другие красноярцы, — сказал Геннадий Викторович.

Затем Геннадий Малашин выделил следующие этапы возрождения Православной Церкви в Красноярском крае:

1) июль-сентябрь 1941: трансформация жизни края под нужды фронта, сворачивание деятельности атеистических структур;

2) осень 1941 — весна 1942: интенсивная деятельность архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), в это же время меняется отношение к религии в целом в стране;

3) весна-декабрь 1942: изменение отношения власти Красноярского края к «церковникам», становление владыки Луки как лидера церковного возрождения в регионе;

4) 1943 — январь 1944: восстановление церковной жизни в Красноярском крае и открытие первого храма в Красноярске;

5) февраль 1944 — 1945: продолжение патриотического служения Церкви после отъезда из Красноярского края святителя Луки, постепенное открытие храмов, собирание икон, колоколов, богослужебной утвари, формирование штатного состава священно- и церковнослужителей, выстраивание Красноярским благочинием отношений с новым светским надзорным органом в лице уполномоченного по делам Русской Православной Церкви по Красноярскому краю.

Именно в этот, последний период было принято большинство решений об открытии церквей в Красноярском крае, — указывает Геннадий Малашин. — Однако на деле открывались только те из них, в которые мог быть назначен настоятель. К 1 января 1946 года были приняты решения об открытии 13 церквей в крае, но реально действовали только 7.

— При всем деятельном сопротивлении возобновлению церковной жизни со стороны силовых структур и продолжении репрессивной политики, именно в годы войны не только простые граждане, но порой даже и должностные лица своими действиями показывали уважение к Церкви как авторитетной для них структуре, к некой неформальной, но значимой для народа «тайной власти», — отметил в завершающей части доклада председатель епархиальной Комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию.

Следом слово было предоставлено Анне Толмачевой, кандидату исторических наук, доценту кафедры отечественной истории Исторического факультета Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Тема доклада: «Пути формирования образа Великой Отечественной войны у современных школьников».

Анна Валерьевна в первую очередь обозначила основные пути формирования образа Великой Отечественной войны: школа, система патриотического воспитания и информационная среда, в которой постоянно находятся школьники.

Работа в школе определяется историко-культурным стандартом, который обозначает не только содержание, но и трактовки. Стандарт антропоцентричен, показывает исторические события с позиции человека в истории, его чувств. С другой стороны, стандарт на сегодняшний день избыточен, содержит очень большое количество дат, событий и имен, из чего вытекает и вторая сложность — недостаток времени на изучение истории Великой Отечественной войны в школе.

Система патриотического воспитания должна была восполнить недостаток времени и однообразие форм урочного преподавания истории Великой Отечественной войны, говорит Анна Толмачева. Однако сегодня в этой сфере идет своего рода погоня за новыми формами, многие из которых по характеру просто не подходят для разговора о войне; с другой стороны, погоня за количеством патриотических мероприятий приводит к снижению их качества.

Разнообразие информационной среды, как по характеру, так и по качеству, требует формирования критического мышления у школьника, одного из важнейших навыков сегодняшней действительности, — отмечает Анна Валерьевна.

Частью информационной среды являются художественные фильмы, и визуальное восприятие имеет большое значение в восприятии Великой Отечественной войны. За прошедшие годы подход к фильмам о войне неоднократно менялся — война показывалась и через жизнь простых людей, создавались и монументальные киноленты, отображавшие войну во всем её многообразии; но современный кинематограф характеризуется стандартным героическим сюжетом, излишней натуралистичностью с обилием насилия и сексуального подтекста, спецэффектов, затмевающих собой сюжет, — сетует Анна Толмачева.

Эффективные способы формирования представления о Великой Отечественной войне не изменились, — говорит Анна Валерьевна, — но нужно делать акцент на ценности. Исследовательские работы школьников. Необходимо учиться и учить критически оценивать информационную среду и включать ее в свою повседневную учительскую практику, учить детей критически работать с источниками. Деятельность по патриотическому воспитанию должна быть более спокойной, и стоит рассказывать историю войны через личное, через историю своих предков-ветеранов. Не только смотреть фильмы, но обсуждать, искать смыслы и уроки. И тогда удастся сформировать осознанный и объективный образ Великой Отечественной войны у современного поколения, а это позволит сохранить историческую память.

 

Завершилось пленарное заседание XX Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений докладом Виталия Богомазюка, заместителя начальника Управления общественных связей Губернатора Красноярского края — советника руководителя Администрации Губернатора Красноярского края на тему: «Год памяти и славы: ключевые понятия исторической памяти».

Виталий Иванович в своём докладе напомнил о планах нацистов по уничтожению СССР не только в военном, но и в культурном, национальном плане, о военных преступлениях на территории СССР, геноциде; как и о том, что Красная армия не несла возмездия и не воевала с народами других стран, что строго пресекалось приказами по армии.

Советник руководителя Администрации Губернатора подчеркнул, что ответственность за развязывание войны лежит на Германии: СССР не был в ней заинтересован, не был готов и не стремился к присоединению каких бы то ни было территорий, что подтверждается документально.

Основным фронтом Второй мировой войны стал именно Восточный фронт, здесь наибольшие потери понес противник, и здесь же понесла свои потери Красная армия — превышающие потери общие потери и нацистских захватчиков, и союзников вместе взятых. Именно личный подвиг, мужество, сплоченность и каждодневный труд на фронте и в тылу стали источником Победы, — отметил в завершающей части доклада Виталий Богомазюк.

Роман Баринов: Рождественские чтения внесут свой вклад в укрепление единства российской нации

На торжественном открытии XX Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений с приветственным словом выступил начальник Управления общественных связей Губернатора Красноярского края Роман Баринов:

Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства, уважаемые участники форума!

Разрешите мне от имени Губернатора Красноярского края Александра Викторовича Усса поздравить вас с открытием XX юбилейных Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений, которые сегодня заняли прочное место в общественной жизни края и являются авторитетной площадкой для обсуждения самых актуальных вопросов и задач в сфере образования и культуры.

В этом году Рождественские чтения посвящены очень актуальной теме: «Великая Победа: наследие и наследники». Уже в первые дни начавшейся войны стало ясно, что это испытание не только не обострило противоречий между Церковью и государством, но и сплотило верующих и неверующих людей, которые были и остались одним народом и сражались за нашу Родину. «Братья и сестры» — так обратился к гражданам Советского Союза глава государства. В первый же день войны в своем воззвании Патриарший местоблюститель митрополит Сергий призвал всех вспомнить о русских вождях и простых ратниках, предках тех воинов, которым предстояло взять в руки оружие. Вся многонациональная страна встала на защиту Отечества. Но Победа ковалась не только на фронте, — в тылу шла огромная работа, непосильная работа, оставленная женщинам, старикам, детям.

В годы войны Красноярская епархия постоянно осуществляла сбор средств для нужд армии и внесла весомый вклад в фонд обороны. 24 июня 1944 года газета «Красноярский рабочий» опубликовала телеграмму верховного главнокомандующего, направленную прихожанам Никольского храма города Красноярска в Николаевке с благодарностью за дополнительно собранные верующими людьми сто тысяч рублей на строительство танковой колонны Дмитрия Донского. Многие священники с оружием в руках защищали свою Родину. Священнослужители воевали на передовой, уходили в партизаны. Есть такие примеры и в нашем Красноярском крае: митрофорный протоиерей Иоанн Романюк, будучи подростком, был связным в партизанском отряде; архимандрит Нифонт (Глазов), старший лейтенант-артиллерист, был награжден орденами Отечественной войны II и I степени, орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией». Эти имена никогда не будут забыты благодарными красноярцами.

Ежегодно Глава Красноярской митрополии вместе со священнослужителями возлагает венок на Мемориале Победы в память о павших воинах. С этим памятным местом связана еще одна красноярская история, которая ждет отдельного исследования. Достоверно известно, что первый памятник павшим защитникам Родины был установлен в Красноярском крае в период 1947–1949 гг. Красноярской епархией Русской Православной Церкви. Однако до сих пор неизвестно, что это был за памятник, и где именно он был установлен. Также абсолютно неизвестна и история памятника неизвестному солдату, в народе прозванном «памятником Алёше», который расположен у Мемориала Победы. Неизвестны ни его автор, ни дата установки. Он стоял здесь ещё задолго до реконструкции мемориала, и всегда красноярские священнослужители 9 мая возлагали к нему цветы. Возможно, речь идет об одном и том же памятнике, и, пользуясь этой площадкой, мне хотелось бы попросить откликнуться тех красноярцев, старожилов, которые обладают информацией об этом уникальном памятнике.

2020 год в России объявлен годом памяти и славы, указ о его проведении подписал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. В рамках празднования юбилейной даты Победы в Великой Отечественной войне в России пройдут около десяти тысяч торжественных акций и мероприятий, в том числе 170 мероприятий в международном формате. Уверен, что открывшийся сегодня в Красноярске церковно-общественный форум внесет свой вклад в укрепление единства российской нации и поможет нам по-новому взглянуть на проблемы исторической памяти, перспективы патриотического и духовно-нравственного воспитания молодёжи в Красноярском крае.

В этом зале собрались наследники, дети, внуки правнуки солдат Победы. Я поздравляю вас с предстоящими юбилейными событиями, желаю всем мирного неба над головой, желаю плодотворной работы сегодняшнему форуму!

Митрополит Пантелеимон: Наша задача — осознать глобальную ответственность за воспитание молодых душ и сердец в духе патриотизма и жертвенности

На торжественном открытии XX Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений с приветственным словом выступил председатель оргкомитета Чтений — митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон:

— Да благословит Господь доброе начало этих Рождественских чтений!

Дорогие братья, сестры, возлюбленные во Христе верующие, присутствующие, интересующиеся и любящие историю и патриотизм. Сегодняшняя тема — это библейская тема. Это тема противостояния добра и зла и победы добра над злом.

Чтобы понимать значимость Великой Отечественной войны, чтобы понимать святость и глобальность подвига советского народа, — народа верующего, несмотря на период атеистических гонений в стране, затронувший все религии. Но Православие среди них занимает особое место. Народ за это время вернулся к вере, вернулся к усиленной молитве. В и без того голодное время верующие ещё и налагали на себя пост, чтобы победить чуму фашизма. Но это явление не ново. От сотворения, от момента преступления Каина, когда он убил своего брата Авеля, по сей день все военные действия Богом осуждаются, и лишь войны освободительные, оборонительные, сохраняющие жизнь Господь вынужденно благословляет.

В XXI веке как никогда в истории рода человеческого обнажились все точки соприкосновения добра и зла, и особенно в исторической науке, в воспитании важны оценки сегодняшними поколениями — что такое есть добро, а что есть зло, что есть жизнь и что есть смерть. Для нас, верующих людей, очень важно именно на этих Чтениях, на этой встрече найти общее восприятие и понимание бессмертия и святости подвига народа нашей великой страны в свете божественного участия в этой Победе, и в свете греховности отречения от этой Победы. Пришло время дать оценку всем явлениям, связанным с великой Победой и этой страшной, но победоносной войной. Потому что мир отступает от Бога, мир приближается к краю гибели, а мы говорим, что мир должен двигаться в сторону райского состояния, любви, мира и процветания, солидарности творения Божиего — каждого человека друг с другом. Мы говорим, что войны не должно быть как таковой, на которую могли бы уповать как на образ торжества силы человеческой, но не Божией.

Этот юбилей особенный, — будут и другие, но всё меньше и меньше будет ветеранов. Задача для нас всех здесь — осознать великую, глобальную ответственность за воспитание молодых душ и сердец в духе патриотизма и жертвенности. Не просто ради понятия о Родине, а ради деятельного, постоянного труда на благо Родины на ее рубежах и в глубине, везде, где живут потомки людей, народов великой страны, одержавших Победу совместно со всем миром.

Но мы обязаны рассматривать это великое деяние нашего народа с точки зрения божественного промысла и присутствия в нём. Поэтому сама история, зафиксировавшая те события, должна стать инструментом нашей аргументации того, что без Бога не состоялось бы великое, решительное, жертвенное человеческое служение Отчизне на фронтах и в тылу. Люди умирали возле станков от голода, холода, труда, на их место ради Победы становились дети, матери, жёны. Такую жертву мы называем подвигом веры. И вера действительно была. Открывалось множество храмов, семинарии и академии, — и это после поголовной резни христиан, борьбы с верой в Бога в стране. Но Победа состоялась, обиды не осталось.

И вот глобальный вопрос — откуда берутся циники? Откуда берутся предательские взгляды на Победу? Откуда приходят кощунственные, простым языком говоря издевательские оценки Победы? И с молчаливого согласия таких вот оппортунистов надругаются над памятью наших отцов, дедов, прадедов, матерей? Сколько погибло в этой войне наших предков? А сколько могло родиться?

Сейчас во всем мире религия, вера в добро и свет, связанная с единым Богом, говорит во весь голос о ценности патриотического воспитания будущих поколений. Я считаю, что это очень важно, это драгоценнейший наш опыт и труд, направленный на воспитание человека свободного, умеющего свободно и последовательно себя готовить к защите своих прав и свобод, Богом данных человеку и человеческому роду, перед угрозой всеобщего оболванивания народа Земли.

Для нас бессмертна память национальных героев всех народов с древнейших времен! Когда воскликнул Иисус Навин: «стой, солнце, над Гаваоном» (Нав. 10:12), шла борьба за жизнь, за веру. И на реке Калке, в первой битве для нашего народа с татаро-монголами, и на Куликовом поле, и на реке Угре, и на Бородинском поле, и под Прохоровкой, и в Сталинградской битве. И у нас на севере, в Сибири, война была и здесь. И мы не только гордимся, мы скорбим о страданиях, но радуемся — жизнь победила. Но если мы, нынешние поколения, упустим момент закрепления в исторической памяти будущих поколений этих подвигов человечества, народов великой Российской Федерации, бывшего Советского Союза, бывшей Российской империи, то как народ исчезнем. Бог этого не хочет.

Да благословит и воодушевит нас Господь, и даст мудрость осознания важности разговора в эти дни на эту великую тему. И пробудится в наших сердцах не только любовь, но стремление прикоснуться к жизни ветеранов, ведь их всё меньше и меньше. Старшие поколения заступают на их место, чтобы свидетельствовать об их подвиге, чтить их места, чтобы их прах стал священным даром торжества духа свободы и национального единства, и Божиего присутствия через любовь к жизни в душах и сердцах наших народов.

Братья и сестры, возлюбленные во Христе. Дни светлые сейчас, великие дни, но они могут покрыться мраком ада, если мы забудем нашу историю, и если забудем Великую Победу над фашизмом, не щадившим ни Бога, ни человека, ни целые народы. Рай силой оружия советских воинов победил, жизнь воскресла, и это должно быть сохранено в веках и в вечности. А говорить об этом следует каждый день. И мы должны определить пути и возможности обращения к душам и сердцам, чтобы это обращение изменяло жизнь и поворачивало души людей, юных созданий к сохранению и укреплению святости подвига великой Победы великого народа перед Богом. Этот разговор спасителен для всех нас живущих и будущих, и будущего процветания нашей земли, нашей страны и всего мира.

Божие благословение и дерзновение Духа Святого да пребывает на всех участниках Рождественских чтений этого года, здесь, в нашем прекрасном граде Красноярске. Да хранит всех Господь, а ветеранам — слава!