Последние публикации

Протоиерей Сергий Мясоутов: Крест Господень износится в Крестопоклонную Неделю как утешение для христианина

Штатный священник Покровского кафедрального собора города Красноярска протоиерей Сергий Мясоутов выступил экспертом в передаче «Символ веры» на волнах «Радио России. Красноярск» (94.5 FM).

Темой для беседы с ведущим Дмитрием Васяновичем стала 3-я Неделя Великого поста — Крестопоклонная. Отец Сергий рассказал радиослушателям, что означает эта дата и почему поклонение Честному Животворящему Кресту Господнему происходит именно во время поста.

— Неделя Крестопоклонная — это почти середина Великого поста, и здесь можно провести некую аналогию с событиями Ветхого Завета. Для этого мы можем обратиться к песнопениям, исполняемым в этот день. В них звучит такая мысль, что сам Великий пост сравнивается с путешествием израильского народа по пустыне, и современный христианин сравнивается с плутающим в пустыне древним израильтянином.

Там есть такой эпизод: когда не было воды, и люди стали роптать, Моисей ударил посохом о камень, и потекла вода. Так и Крест Господень износится в Крестопоклонную Неделю как утешение для христианина, чтобы он не отчаивался и не падал духом, чтобы крест укрепил его силы и решимость держать пост, — пояснил священник.

Полная запись программы доступна в группе «Радио России. Красноярск» в социальной сети «ВКонтакте».

Молебен во время губительного поветрия и смертоносной заразы совершили у поклонного креста на Дрокинской горе

22 марта, в 3-ю Неделю Великого поста, Крестопоклонную, настоятель красноярского Георгиевского храма при краевом госпитале ветеранов войн иерей Андрей Дорогов совершил молебен во время губительного поветрия и смертоносной заразы у поклонного креста на въезде в краевую столицу — на Дрокинской горе у границы города Красноярска с Емельяновским районом.

На молебне присутствовали прихожане Георгиевского храма, — сообщает страница прихода в социальной сети «ВКонтакте».

Сосновоборский храм предлагает помощь людям в изоляции

В связи с угрозой заражения новой коронавирусной инфекцией при посещении мест большого скопления людей, социальная служба Введенского храма города Сосновоборска предлагает горожанам помощь в покупке и доставке на дом продуктов и товаров первой необходимости, — сообщает сайт vhram.ru.

За помощью можно обратиться по телефонам: +7(913)184-13-52; +7(962)076-41-78.

Святые Таинства Церкви совершены в красноярском пансионате

16 марта штатный священник красноярского Михаило-Архангельского храма иерей Сергий Шацкий посетил пансионат «Ветеран» города Красноярска.

Как информирует страница прихода в социальной сети «ВКонтакте», отец Сергий исповедовал и причастил подопечных учреждения в молитвенной комнате святого преподобного Сергия Радонежского при пансионате.

Верующие ачинцы обошли свой город крестным ходом

22 марта, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, прихожане храмов Ачинска совершили автомобильный крестный ход вокруг города.

Как сообщает сайт aksobor.ru, верующих сопровождали штатный священник Казанского собора города Ачинска протоиерей Сергий Пигасов и настоятель Троицкого храма поселка Новочернореченский иерей Алексий Александров.

Прихожане помолились святым царственным страстотерпцам, святым праведным Даниилу Ачинскому и Феодору Томскому о России, благополучии города и его жителей у поклонных крестов, установленных на въездах в город. Также совершалось молебное пение «Во время губительного поветрия и смертоносной заразы».

Добавим, что крестный ход сопровождали съемочные группы местного телевидения и пресса.

Патриаршая проповедь в Неделю Крестопоклонную после Литургии в храме благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине г. Москвы

22 марта, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью:

— Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Радуюсь, что Господь привел меня сегодня в этот храм, чтобы вместе с вами разделить воскресную молитву в день, когда мы вспоминаем страдания Господа и Спасителя и поклоняемся Его Животворящему Кресту. В сегодняшнем чтении из Послания к Евреям (4:14-5:6) апостол призывает нас приблизиться к Престолу Божиему, чтобы получить нам милость и обрести благодать для благовременной помощи.

Этот призыв словно специально обращен к нам сегодня. Естественно, что в тяжелое время, когда в стране и в мире началась эпидемия, человек в первую очередь думает о собственном спасении. Это заложено в природу человека, и, конечно, нужно делать все для того, чтобы уберечь себя, родных, близких, свое окружение от распространения инфекции.

Но мы знаем: когда возникает общая опасность, нередко разрушаются человеческие связи и каждый начинает думать только о себе. Иногда это приводит к потере человеческого лица, к междоусобной брани, к столкновениям, к общественным коллапсам. Сегодняшнее апостольское чтение призывает нас к тому, чтобы мы сохраняли способность совершать добрые дела, совершать благодеяния. Несмотря на инфекцию, которая провоцирует отчуждение одного человека от другого, мы должны не забывать наших ближних и в меру сил и возможностей оказывать им помощь — конечно, исполняя все необходимые предписания, с тем чтобы не оказаться разносчиками инфекции. Сегодня в нашей поддержке особенно нуждаются люди пожилые, одинокие, лишенные возможности даже за продуктами сходить — такие ведь есть, наверное, и среди наших соседей, родных и близких. Поэтому, оберегая себя и своих ближних от распространения инфекции, мы должны помнить, что никто не отменял совершения добрых дел, и неслучайно сегодня прозвучали для всех нас слова апостола из Послания к Евреям.

Пусть Господь всех нас укрепит. Давайте будем молиться о стране нашей, о народе нашем, о всем мире. В отличие от светских специалистов, у которых есть собственные объяснения причин этой почти глобальной эпидемии, мы должны посмотреть на ситуацию через призму наших духовных знаний и подумать: что же все это означает? Почему Господь попускает язву, поражающую многих людей? И возникает возможность подумать не только о гневе Божием, как это бывало в истории, но скорее о милости Божией. Господь призывает нашу самоуверенную технологическую цивилизацию, которая полагает, что ей все доступно и все возможно, оценить пределы своих возможностей и осознать свою хрупкость.

Действительно, мы имеем потрясающие научные исследования и их результаты, которые воплощаются в жизнь. Но Господь словно говорит нам: «при всем вашем могуществе вы очень хрупки, вы по-настоящему слабы, вы должны опираться — не только во времена катаклизмов, но и в каждый день своей жизни — на Мою помощь, на силу, которая превышает всякую человеческую силу».

Да, мы обязаны соблюдать все необходимые санитарные правила, ни в коем случае их не игнорируя, как делают люди зловредные, но именующие себя верующими, которые заявляют: «где же вера наша, если мы боимся инфекции?» Какой-то мудрый человек, отвечая на эту нелепость, сказал: «А ты перекрестись и спрыгни с пятого этажа! Но ведь ты этого не сделаешь, уповая на свою веру! Тогда почему ты людей подталкиваешь к тому, чтобы они нарушали правила, которые нужно исполнять, ссылаясь на веру?»

Вера должна давать нам силу для того, чтобы преодолевать недуги, чтобы поддерживать наших близких, чтобы, несмотря на ограничение передвижений и прочие ограничения, которые сегодня вводятся в человеческом обществе, мы ни в коем случае не теряли способность к доброделанию, как об этом учит нас сегодняшнее апостольское чтение. Мы должны оставаться людьми, способными любить и помогать другим, и одновременно достаточно сознательными, и дисциплинированными, чтобы исполнять все то, что необходимо исполнять с точки зрения медицины, подчиняясь определенным санитарным правилам.

Еще раз хочу сказать: появление этой болезни должно помочь нам понять, в каком кризисе, связанном с самоуверенностью, с гордыней, пребывает сегодня человеческая цивилизация. Господь вразумляет нас разными путями. Он показывает сегодня ограниченность наших возможностей не для того, чтобы мы опустили руки не для того, чтобы мы впали в растерянность не для того, чтобы мы потеряли способность сопротивляться, но для того, чтобы мы осознали свою собственную хрупкость и хрупкость современной человеческой цивилизации. И чтобы мы, продолжая трудиться, ни в коем случае не теряя духовного оптимизма, тем не менее понимали, что над всем — Бог, над всем — Его всемогущая десница.

Нынешние обстоятельства должны еще больше укрепить нас в вере. А те, кто сомневается, пройдут, может быть, через эти испытания и, при правильном к ним отношении, из сомневающихся станут верующими. Будем надеяться, что и кто-то из неверующих увидит в испытаниях руку Божию и Его милость, и откроются сердца людей, еще вчера бывших каменными, и соделаются они детьми Авраама, как об этом говорит нам Слово Божие.

Поэтому с верой и надеждой на Господа мы должны проходить эти дни испытаний. Еще раз хочу сказать: не пренебрегая никакими санитарными правилами и медицинскими указаниями, но одновременно сохраняя сильную веру. Пусть эти испытания помогут нам посмотреть и на самих себя с критической точки зрения, задать самим себе вопрос о своей собственной жизни: все ли у нас правильно, все ли у нас хорошо, или мы слишком  привыкли хотя бы к относительному, но все таки весьма отличающемуся от прежних времен благополучию.

Да поможет нам Господь сохранить здравие. Да сохранит Господь в здравии и благоденствии народ наш, Отечество наше и весь мир, и да укрепит Господь через это испытание нашу веру и надежду на Его всемогущую десницу.

Аминь.

Православная неделя с 23 по 29 марта 2020 года: Симеон Новый Богослов, Иоанн Лествичник и мученик Агапий и с ним еще семь

 

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 23–29 марта — четвёртая седмица Великого поста, Крестопоклонная.

25 (12 по ст.ст.) марта. День памяти преподобного Симеона Нового Богослова

Преподобный Симеон Новый Богослов родился в 946 году в городе Галате (Пафлагония) и получил в Константинополе основательное светское образование. В 25 лет он почувствовал влечение к иноческой жизни, бежал из дома и удалился в Студийский монастырь, где проходил послушание под руководством знаменитого в то время старца Симеона Благоговейного. Основным подвигом преподобного стала непрестанная Иисусова молитва; для большей молитвенной сосредоточенности он постоянно искал уединения, даже на Литургии стоял отдельно от братии, часто оставался один на ночь в церкви. Со временем он достиг постоянной высокой духовной просветленности, что особенно обнаруживалось, когда он совершал Литургию.

Примерно в 980 году преподобный Симеон был поставлен игуменом монастыря святого Маманта и пробыл в этом сане 25 лет. Он привёл в порядок запущенное хозяйство обители и благоустроил в ней храм. Доброта сочеталась у преподобного Симеона со строгостью и неуклонным соблюдением Евангельских заповедей.

Около 1005 года преподобный Симеон передал игуменство своему ученику Арсению, а сам поселился при монастыре на покое. Там он создал свои богословские труды, отрывки из которых вошли в 5-й том «Добротолюбия». Главная тема его творения — сокровенное делание во Христе. Преподобный Симеон учит внутренней брани, способам духовного совершенствования, борьбе против страстей и греховных помыслов. Кроме того, преподобный Симеон был выдающимся церковным поэтом. Ему принадлежат «Гимны Божественной любви» — около 70 поэм, полных глубоких молитвенных размышлений.

Учение преподобного Симеона о новом человеке, об «обожании плоти», которым он хотел заменить учение об «умерщвлении плоти» (за что его и назвали Новым Богословом), принималось современниками с трудом. Это привело к конфликту с высшим константинопольским духовенством, и Симеон подвергся изгнанию. Он удалился на берег Босфора и основал там обитель святой Марины.

Святой мирно преставился к Богу в 1021 году. Ещё при жизни получил он дар чудотворения. Многочисленные чудеса были явлены и после его смерти; одно из них — чудесное обретение его образа. Житие его написано келейником и учеником, преподобным Никитой Стифатом.

28 (15 по ст.ст.) марта. День памяти мученика Агапия и с ним семи мучеников

Святые мученики жили в царствование Диоклетиана. Агапий происходил из Газы, Тимолай из Понта Евксинского, оба Дионисия из Трипполя финикийского, Пуплий и оба Александра из Египта, а Ромил был иподиаконом диоспольской церкви. Все они пострадали в Кесарии палестинской от игемона Урвана во второй год поднятого тогда гонения на христиан.

Тогда был издан указ по всем странам и городам — принуждать христиан к поклонению идолам и принесению им жертв. По случаю бывшего тогда языческого праздника, в Кесарии для собравшегося со всех сторон народа готовилось зрелище: уготовлялись на мучение христиане, содержимые там в узах. Посмотреть на это зрелище собрались все эллины, бывшие там.

Прежде всего, после многих мучений, был сожжён на костре святой мученик Тимофей (память 19 августа); после того были преданы на съедение зверям святой мученик Агапий и святая мученица Фекла.

Когда происходило это кровавое зрелище, шесть мужественных юношей христиан: Пуплий, Тимолай, Ромил, оба Александра и Дионисий, память которых празднуется ныне, воспламенившись ревностью о Христе, сами связали себе руки, в знак того, что они желают пострадать за Христа и из любви ко Христу готовы идти на огонь и на съедение зверям. Подойдя к самому центру зрелища, они остановились перед игемоном Урваном и громогласно воскликнули: «Мы христиане!».

Игемон, видя, что они ещё юны возрастом, не желая убивать их, стал увещевать их поклониться идолам и не губить себя. Не возымев успеха, он приказал отправить их в темницу.

Спустя несколько дней к числу узников Христовых был причислен святой Агапий, так как он уже ранее с большим дерзновением исповедовал имя Иисуса Христа и претерпел уже за это многоразличные муки. Агапий был в это время взят вместе со своим слугой Дионисием и заключен в темнице вместе с упомянутыми шестью святыми, так что всего их стало восемь.

Долгое время святые мученики содержались в темнице, много раз подвергались мучениям различными способами, но не отвергли Христа. Наконец, они были осуждены на обезглавливание и все в один день положили честные главы свои за Иисуса Христа.

29 (16 по ст.ст) марта. День памяти преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского

Каждое воспоминание Православной Церкви, совершаемое в великопостные воскресные дни, имеет свой особый смысл. Воцерковлённым и даже воцерковляющимся верующим нет особой нужды объяснять, почему, например, в этот важнейший период принято прославлять Торжество Православия или чтить память преподобной Марии Египетской.

Но почему в календаре Великого поста нашлось место такому святому, как преподобный Иоанн Лествичник?

О его житии сохранились крайне скудные сведения: доподлинно известно лишь что подвижник родился в конце VI века, происходил из знатной константинопольской семьи и получил классическое образование. Еще в юности Иоанн решил стать монахом и перебрался на Синай (территория нынешнего Египта), в колыбель христианского иночества, где и провел, по сути, всю свою жизнь. Преподобный отошел ко Господу в 649 году; точное место его кончины неизвестно, а мощи его не обретены и по сей день.

Житие Иоанна Лествичника, в некотором роде, поражает своей «нормальностью». В его жизнеописании — в отличие от большинства раннехристианских святых — очень трудно найти что-то сверхъестественное и непостижимое; всё больше, на первый взгляд, простого и понятного: усердия в физическом и умственном труде, любовь и забота о братьях-иноках.

Все агиографы подчёркивают: этот святой, будучи строгим и последовательным в следовании общецерковным и монашеским уставам, никогда не «гонялся за святостью» и не пытался взвалить на себя ношу сверх сил. Например, обет молчания преподобный Иоанн взялся понести только когда недруги обвинили его во многословии и любви поучать других. В итоге, незадачливым клеветникам самим пришлось умолять подвижника отказаться от обета, так как жизнь в обители без советов Лествичника стала приходить в запустение.

Как раз-таки по просьбе молодых иноков уже престарелый Иоанн и написал незадолго до кончины «Лествицу» («Лестницу») — один из величайших аскетических трудов в истории Церкви и один из немногих небиблейских текстов, чтение которого предусмотрено за богослужениями.

Этот труд даже по прошествии многих веков не потерял актуальности для верующих, являясь не литературным памятником, но прямым руководством к действию. Путь к Спасению святой уподобил подъёму по лестнице, каждой ступенькой у которой служит определенная добродетель. Но конца у лестницы нет: итог восхождения — любовь, и «мы никогда не престанем преуспевать в ней, ни в настоящем, ни в будущем веке».

Очень многие поучения старца Иоанна важно помнить и в ХХI веке. Потому неслучайно, что верующие молитвенно вспоминают его в великопстные дни многие века: как образец здоровой умеренности, последовательности и неотступности на пути к вечной жизни.

Владыка Пантелеимон: Крест — это символ присутствия Бога на Земле

22 марта, по окончании Божественной литургии в красноярском Александро-Невском храме, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Апостол Павел говорил: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал 6:14). Крест как символ, как знак народы мира знали от сотворения. Он использовался в религиозных культах, но никто не знал его истинное предназначение. И только святые пророки, о которых мы можем прочесть в Библии, говорили, что именно значит крест. И вот, наконец, всё исполнилось, и на кресте мир был спасён от вечной смерти и погибели. Мир был спасён от рабства у диавола. На кресте человек получает Божественное достоинство, принимает благословение и открывает дверь в жизнь вечную.

С первых дней христианства святые отцы, начиная с апостолов, восславляют и воспевают крест как истинную живую и могучую силу, данную верующим для спасения жизни, и указывают, что крест есть не только символ света и жизни, но и символ страдания и избавления от горечи и осуждения. Крест есть могучая, укрепляющая человека Божественная благодать, сила Божия, данная верующим, чтобы они могли побеждать козни диавола, разрушать грехи и злобу вокруг себя. Крест — это символ присутствия Бога на Земле.

На этом кресте свершилась победа всего рода человеческого в лице Иисуса Христа над адом и смертью. С этого креста господь сошёл в ад, чтобы разрушить врата преисподней и освободить праведников. Этот крест воскрешал и воскрешает мёртвых, исцеляет болезни, сохраняет от войн; он есть знамя победы над всем тем, что мы называем грехом и разрушением человеческой жизни.

 И Великий пост, который мы сейчас держим — он тоже ради Креста Господнего, потому что это Его крест. Это крест бессмертия души человека, его дел. Это благословение человеку на рождение потомства и воспитание его в вере, это благословение на урожай хлеба. Человек пользуется заботой Господа, и не сиюминутной, но вечной.

И да поможет нам Господь хранить нашу веру и быть всегда рядом с Голгофой и Крестом, помнить страдания и воскресение Господа, исчерпывающие силы наших страданий и скорбей и дающего нам силу радости нашего покаяния. И свет веры православной, да сияет силою Креста Господнего в наших душах.

Аминь.

Архипастырь совершил Литургию в красноярском храме святого Александра Невского

22 марта, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию в Александро-Невском войсковом казачьем храме города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного округа Красноярска, наместник Успенской мужской обители города Красноярска игумен Иннокентий (Нилов); настоятель храма благоверного князя Александра Невского протоиерей Павел Богинский; штатные священнослужители красноярских Покровского кафедрального собора и Александро-Невского храма.

За Литургией пел хор прихода святого благоверного князя Александра Невского.

За богослужением владыка Пантелеимон рукоположил во иеромонаха иеродиакона Серафима (Машукова) и послушника красноярского Христорождественского храма Александра Невского — во диаконы.

По окончании Божественной литургии владыка обратился к пастве со словом проповеди.

Святейший Патриарх Кирилл утвердил молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил тексты молитвенных прошений в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

По благословению Его Святейшества прошения будут возноситься за Божественной литургией во всех храмах Русской Православной Церкви. Завтра, 22 марта, в Неделю 3-ю Великого поста, утвержденные молитвы впервые будут прочитаны за Патриаршим богослужением.

Ранее Священный Синод на заседании 11 марта ринял заявление в связи с распространением коронавирусной инфекции.

«Во времена эпидемий Русская Православная Церковь всегда несла свое свидетельское служение, не отказывая никому в духовном окормлении и полноценном участии в Ее Таинствах, — отмечается в заявлении. — Мы призываем к сдержанности, сохранению трезвомыслия и молитвенного спокойствия, обращаем внимание на то, что верующему человеку не следует поддаваться панике и страхам, связанным с распространением непроверенной информации об инфекции. Вместе с тем, недопустимо легкомысленно относиться к коронавирусной инфекции, пренебрегать врачебными предписаниями, игнорировать профилактические меры, подвергая опасности заражения себя и окружающих».

Священный Синод призвал архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви «к усиленной молитве о преодолении болезни и о даровании сил борющимся с нею врачам».

17 марта с.г. Священный Синод также утвердил инструкцию настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

***

Прошения на сугубой ектении Божественной литургии, возносимая во время распространения вредоносного поветрия:

Еще молимся Тебе, Господу Богу нашему, о еже милостивно пощадити нас от губительнаго поветрия на ны движимаго и избавити верныя люди Твоя от смерти душевныя и телесныя, недугующим исцеление и здравие подати, нам же всем Твое божественное ограждение и заступление, молим Тя, милосерде Господи, скоро услыши и милостивно помилуй.

Еще молимся, о еже умирити смятение человек и страхования всяческая, упованием твердым оградити верных Своих, мир же и тишину вселити в сердца наша, молим Ти ся, Господи, услыши и помилуй.

Молитва во время распространения вредоносного поветрия чтомая:

Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих.

Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.