Последние публикации

Красноярский храм организовал занятие евангельского кружка в формате видеоконференции

29 марта занятия для участников евангельского кружка при красноярском храме Трёх Святителей прошли в формате видеоконференции.

Как сообщает сайт trehsvhram-bazaiha.ru, вместе со штатным священником храма иереем Феодором Косолаповым участники кружка разбирали 20 главу Евангелия от Матфея с 1 по 16 стих. Кроме того, отец Феодор прочел лекцию «Общие вопросы христианства во время эпидемии».

5 апреля, 9.00. Литургия архиерейским чином в Покровском кафедральном соборе г. Красноярска

5 апреля, в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершит Божественную литургию в в Покровском кафедральном соборе города Красноярска (ул. Сурикова, 26).

Начало в 9.00.

3–4 апреля. Богослужения архиерейским чином в день Похвалы Пресвятой Богородице и накануне

4 апреля, в Субботу Акафиста, Похвалу Пресвятой Богородице, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавит Божественную литургию в Покровском кафедральном соборе города Красноярска (ул. Сурикова, 26).

Начало в 9.00.

Накануне, 3 апреля, владыка совершит в соборе утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице.

Начало в 17.00.

Сотрудник «Касьяновского дома» рассказал в радиоэфире о проекте «Летопись возрождения»

В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) вышел новый совместный с музейно-просветительским центром духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» выпуск исторической передачи «Летопись Красноярского края».

Ведущий программы Дмитрий Васянович и эксперт «Летописи…» — научный сотрудник «Касьяновского дома» Юрий Пасхальский поговорили о возрождении духовной жизни на территории Красноярского края в годы Перестройки.

Юрий Пасхальский, в частности, рассказал о новом проекте при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива 2019–2020» «Летопись возрождения», в рамках которого запланированы съёмки пятнадцати документальных фильмов об истории восстановления храмов и об изменениях в обществе в целом.

— Для нас цикл «Летопись возрождения» — это попытка проследить духовные поиски жителей нашего региона за последние 30 лет, и может быть, понять — к чему мы пришли сегодня. Потому что термин «возрождение», который до сих пор часто используется у нас в Церкви, возможно, уже не является актуальным. Некоторые говорят, что возрождение длилось лишь до двухтысячного года, а сейчас уже период становления Церкви, и в целом, становление нового самосознания нашего народа. Так ли это, или есть другие ответы на этот вопрос — мы попробуем разобраться вместе с нашими зрителями, — говорит Юрий Юрьевич.

Добавим, что ознакомиться с текстовой версией радиоэфира можно на сайте «Касьяновского дома».

Повышенные меры безопасности приняты в красноярских монастырях

Таинство Святого Причастия в храмах Успенского мужского и Благовещенского женского монастырей города Красноярска совершается с использованием одноразовых лжиц; для утирания уст по отдельности для каждого причастника используются бумажные салфетки с последующим сожжением; «запивка» преподается в одноразовой посуде, а раздача просфоры — в одноразовых перчатках.

Данные изменения привнесены в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Инструкция настоятелям приходов и подворий, игуменам и игуменьям монастырей Московской епархии в связи c угрозой распространения коронавирусной инфекции», принятой Священным Синодом Русской Православной Церкви 17 марта.

Добавим, что в красноярских храмах соблюдаются повышенные общие меры гигиены, в том числе касающиеся дезинфекции рук, частого проветривания храмов, регулярной обработки дезинфицирующими растворами икон, к которым прикладываются прихожане, и прочие.

Напомним также, что 29 марта Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом, в котором призвал их молиться дома, следуя подвигу Марии Египетской.

Андрей Бардаков — радиослушателям: Церковь остро переживает и оперативно реагирует на возникающие в обществе угрозы

26 марта в эфире передачи «Время веры» на радио «Комсомольская правда» выступили член Общественной палаты Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии Андрей Бардаков и настоятель красноярского храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской иерей Максим Золотухин.

Выпуск был посвящён Дню православной книги, который приурочен к выходу первой на Руси печатной книги «Апостол» и ежегодно празднуется 14 марта. Также разговор коснулся Великого поста и актуальной сейчас проблемы коронавирусной инфекции и отношения Церкви к этой болезни.

— Церковь — это общественный институт, остро переживающий и оперативно реагирующий на угрозы, возникающие в обществе. И 17 марта Священный синод утвердил инструкцию для настоятелей приходов и подворий, игуменов и игумений монастырей, в которой сказано, какие меры нужно принимать в связи с распространением инфекции. Эти меры неукоснительно исполняются, в том числе — в Красноярской епархии.

Кроме того, Святейшим Патриархом Кириллом утверждены молитвенные прошения, и здесь я хочу отметить, что Церковь направляет немалые усилия на то, чтобы пройти между паникой и легкомыслием, — подчеркнул Андрей Васильевич.

— 23 марта образована Рабочая группа при Патриархе по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции, — добавил директор АОЦ.

Затем иерей Максим Золотухин рассказал радиослушателям о Великом посте и порекомендовал находящимся на карантине красноярцам читать Библию.

— Сейчас, учитывая, что многие люди сидят дома из-за карантина, я бы призвал всех прочесть Библию. Сейчас и у школьников, и у студентов, и у работающих людей как раз есть для этого время, — сказал священник.

Полностью выпуск передачи «Время веры» на радио «Комсомольская правда» можно прослушать по ссылке.

Сухобузимский приход собирает средства для помощи многодетным и малоимущим семьям

Активную социальную работу проводит Свято-Троцкий храм села Сухобузимское.

Так, на минувших выходных, настоятель прихода иерей Олег Вальтер посетил прихожанку с ограниченными возможностями и подарил ей тутор (фиксирующее устройство на коленный сустав). Кроме того, на приходе идёт сбор средств на перекладку печи для многодетной семьи и приобретение продуктовых наборов для многодетных и малоимущих семей Сухобузимского района.

Как сообщил пресс-службе Красноярской епархии сам священник, в набор будут входить крупы, макароны, консервы, фрукты, чай, кофе и прочее.

Вышел в свет третий номер «Журнала Московской Патриархии» за 2020 год

В мартовском номере в рубрике «Великая Победа.75 лет» читатель узнает, как Церковь сегодня сохраняет память павших воинов. Читайте репортаж из Вязьмы, где осенью 1941 года состоялось одно из самых страшных сражений, в котором отдали жизни сотни тысяч наших бойцов. Здесь, на месте боёв, сейчас строится Богородицкий Одигитриевский женский монастырь — первая в России обитель, посвящённая молитвенной памяти солдат, погибших в Великую Отечественную войну.

Военную тему продолжает исторический анализ роли и значения Церкви в Победе над немецкими захватчиками. Почему только война заставила советское руководство несколько смягчить политику в отношении Церкви? Какой на самом деле была религиозная политика нацистов и почему стало возможным возрождение Православия на оккупированных территориях? Об этом в интервью журналу рассказал церковный историк Михаил Шкаровский.

Протоиерей Вадим Суворов знакомит читателей журнала с результатами своего научного изыскания по теме «Учение о первенствующем епископе в русском православном богословии в XX веке», которое посвящено актуальной теме православного понимания примата первенствующего епископа на различных уровнях церковной организации, включая вселенский. Знакомство с этим материалом несомненно будет способствовать прояснению спорных вопросов и преодолению возникшего кризиса в отношениях между Поместными Православными Церквами.

Вера христианина, убеждённого в неизменности текста Нового Завета, подвергается серьезному испытанию, когда он сталкивается с многообразием вариантов текста в рукописях. Особенно в последнее время всё громче раздаются голоса критиков, использующих методы современной текстологии для дискредитации Библии как богодухновенного текста. Действительно ли наличие разных вариантов Евангельских текстов ставит под сомнение его богодухновенность и как относиться к разночтениям в нём, рассуждает преподаватель Коломенской духовной семинарии кандидат богословия иеромонах Павел (Коротких).

Теме церковных музеев посвящено сразу два материала. Один из них — о музее Московского Златоустовского монастыря, открытом приходом храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке. Приходу удалось добиться официальной регистрации нового объекта культурного наследия в центре столицы с перспективой восстановления там разрушенного храма.

На заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека высшим руководством нашей страны было решено создать новый музей на Бутовском полигоне — «Русская Голгофа», который станет ещё одним свидетельством о стоянии за веру в ХХ веке. Это решение не оставляет сомнений: воплощаться в жизнь этому начинанию предстоит как общероссийскому. А с учетом исторической памяти Церкви — возможно, даже и в более широком измерении, объединяющем все пострадавшее в годы Большого террора постсоветское пространство. Рассказывает протоиерей Кирилл Каледа.

Православная неделя с 30 марта по 5 апреля: Мария Египетская и похвала Богородице

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 30 марта — 5 апреля — пятая седмица Великого поста.

3 апреля (21 марта по ст.ст.). День памяти преподобного Серафима Вырицкого

Святой Серафим (в миру Василий Муравьев) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Ярославской губернии в семье глубоко верующих людей.

С детства Василий был усердным, послушным, терпеливым, благодаря чему уже в раннем возрасте самостоятельно освоил грамоту, начала математики, прочитал Евангелие и Псалтирь, также он очень любил читать жития святых. Уже в те годы Василий стал задумываться о том, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу.

В 14 лет он отправился в Александро-Невскую лавру, где попросил о встрече с наместником. Не увидев настоятеля, которого тогда не было в Лавре, Василий встретился с одним из старцев, который посоветовал ему до поры пожить в миру, создать семью и делать добрые дела.

В 1890 году Василий обвенчался, а спустя два года открыл контору по заготовке и продаже пшеницы. Постепенно семья Муравьевых заняла заметное место в купеческом сословии Петербурга, её многие знали и уважали. Однако сам Василий не считал свой труд лишь способом разбогатеть, главное его стремление было  помогать Церкви и всем нуждающимся.

В 1895 году у Василия и его жены Ольги родился сын Николай, а чуть позже  дочь Ольга. Однако после её скорой смерти, супруги, по обоюдному согласию и с благословения духовника, стали жить как брат и сестра. Свои силы они сконцентрировали на помощи нуждающимся и храмам.

После революции 1917 года торговые дела Василия Муравьева пришли в упадок, и он стал готовиться к принятию монашества, о чём долго мечтал.

В сентябре 1920 года он был принят в число братии Александро-Невской обители. Одновременно с этим, его супруга приняла постриг в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда. Все бывшие у супругов средства  40 тысяч рублей, они пожертвовали монастырям.

Александро-Невская лавра воспитала из бывшего купца настоящего монаха-подвижника, который в дальнейшем принял на себя такие служения как духовничество и старчество. Однако последним местом его служения Богу и людям стала не Лавра, а село Вырица, куда он переехал в середине 1930 года.

К Серафиму Вырицкому приезжали целыми семьями и группами. Старец помогал всем приходившим не только духовными советами, но и практически. Так, например, он помогал в устройстве на работу, давал нуждающимся деньги. Помимо этого батюшка до самой своей кончины помогал, чем мог, Пюхтицкому Успенскому женскому монастырю.

В подражание святому Серафиму Саровскому старец взял на себя новый духовный подвиг  переехав в дом на Пильном проспекте в Вырице, он молился в саду на камне перед иконой Саровского чудотворца. В годы Великой Отечественной войны этот подвиг святой выполнял еще усерднее.

После войны к святому приезжало немало людей с надеждой узнать от прозорливого старца о судьбе своих пропавших родных и близких. Многие, действительно, узнавали у него о пропавших, другие, по молитвам батюшки, находили работу, кров, но главное  обретали веру в Бога.

После кончины батюшки Серафима, к его гробу три дня шёл нескончаемый поток людей. В первый же день у гроба святого произошло чудо исцелилась слепая девочка.

4 апреля (22 марта по ст.ст.) — Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

Этот переходящий праздник установили ещё в Византии в IX веке: за неоднократное избавление Константинополя от нашествия врагов по молитвам Пресвятой Богородице.

По преданию, в ночь, когда арабы с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги бежали восвояси. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!».

Долгое время этот праздник почитался в одном только Константинополе, но со временем стал общим для всего православного мира. Его каждый год встречают в субботу пятой великопостной седмицы.

5 апреля (23 марта по ст.ст.). День памяти преподобной Марии Египетской (522)

Эту святую — образец совершенного покаяния, помощницу в избавлении от блудной страсти — Церковь молитвенно вспоминает каждое пятое воскресенье Великого поста.

При этом, память о преподобной начинают праздновать ещё в среду: совершается особая великопостная служба — Стояние Марии Египетской («Мариино стояние»). На этой достаточно продолжительной службе полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, а также читается житие самой Марии Египетской.

Житие преподобной — пример глубины греховного падения человека и его благодатного возрождения путем истинного покаяния, веры, молитвы и, одновременно, помощи Божией.

Сама преподобная Мария, будучи в юности блудницей, сумела обратиться к покаянию и искупить свои грехи, проведя большую часть жизни в непостижимой современному человеку аскезе.

Великим постом Православная Церковь на примере Марии Египетской еще раз призывает всех верующих к серьезному переосмыслению своей жизни и к истинному раскаянию в совершённых грехах.

Патриаршая проповедь в Неделю 4-ю Великого поста после Литургии в Храме Христа Спасителя

29 марта в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

— Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Текущая неделя Великого поста посвящена воспоминанию о святом преподобном Иоанне Лествичнике, замечательном игумене Синайской горы, где до сих пор сохраняется монастырь, что возглавлял святой преподобный Иоанн, с очень строгой дисциплиной. Множество подвижников выходили из этого монастыря в мир по разным обстоятельствам и причинам, и вокруг каждого из них создавался некий круг людей, взыскующих спасения. На основании огромного духовного наследия Синайской обители сформировался определенный корпус святоотеческих текстов, которые помогают и нам, современным людям, изучить всю трудность того, что называется духовной бранью, всю сложность войны, которую ведет человек со своим собственным грехом.

Эта война куда сложнее, чем война с внешним противником. Победить самого себя, разобраться в своих мыслях, очистить душу от греха, стать настолько твердым и сильным, чтобы более не впускать грех в душу, — это битва, которая по своему напряжению превышает любую человеческую битву, любой земной конфликт, в котором мы отдаем последние силы, чтобы победить врага. И нужно помнить, что главная победа, к которой мы стремимся в жизни, — это победа над самими собой.

Мы также совершаем память святой Марии Египетской. На этой неделе, в четверг, в память о Марии Египетской будет полностью прочитан канон святого преподобного Андрея Критского. Эта длительная служба с чтением канона называется Марииным стоянием, и потому невольно мысль обращается сегодня к преподобной Марии Египетской. Мы хорошо знаем, что она была женщиной легкого поведения, которая наслаждалась жизнью в богатом и красивом городе Александрии. Но однажды, случайно оказавшись на Святой земле, она почувствовала, что Господь не пускает ее под своды Храма Гроба Своего, и во мгновение приняла решение изменить свою жизнь.

В Иерусалиме было много святынь, главная из которых — Гроб Господень. Было много богомудрых пастырей и архипастырей. Но Мария избирает совершенно особый путь — конечно, не сама, но движимая Промыслом Божиим. Мария уходит из Иерусалима. Она перестает посещать Храм Гроба Господня, перестает прикладываться ко всем святыням града Иерусалима и, перейдя Иордан, уходит одна в страшную пустыню — где неизвестно, чем можно прокормиться, где неизвестно, как можно спастись от ядовитых змей и диких зверей, таких, как львы, которые в то время еще жили на Ближнем Востоке. Хрупкая женщина пересекает Иордан и уходит от всех, оставляя и храмы, и обители, отказываясь даже от причастия. Уходит в пустыню — давайте только подумаем! — чтобы никого, кроме Бога, перед ней более не было.

Святая преподобная Мария Египетская так прожила всю оставшуюся жизнь, несколько десятков лет. Буквально за год до ее кончины монах Зосима из обители преподобного Герасима, что на Иордане (кстати, обитель до сих пор существует), ушел за Иордан, как поступали монахи в первую седмицу Великого поста, чтобы особым образом пройти это поприще в пустыне, и встретил там Марию Египетскую живой и невредимой. Зосима не мог понять, кого же он встретил, — человека или ангела. Как же эта женщина — без молитвы в храме, без принятия Христовых Таин, без помощи духовников, без помощи братьев и сестер по духу — как она смогла в полной изоляции достичь такой святости, которой был поражен Зосима, видя, как Мария перешла Иордан по воде? Что это означает? Это означает, что между ее физическим естеством и ангельским естеством более не было никакой границы, она, подобно ангелу, преодолела законы человеческого естества. Никакого земного тяготения! А в результате чего? В результате молитвы в уединении, искренней молитвы, — которая продолжалась не неделю, не месяц, не два, — а всю жизнь. Именно эта молитва и соделала из грешницы Марии великую святую, которую Церковь предлагает, как пример каждому из нас. Пример того, как из бездны греха — через подвиг отделения себя от мира, через подвиг уединения — можно взойти на ангельскую высоту.

Сегодня Отечество наше проходит через трудные испытания. Вы знаете, есть очень большая угроза пандемии страшного вируса. Я получаю известия из разных стран, но меня особенно поразило письмо одной православной женщины из Италии. Еще раз повторю: письмо произвело на меня страшное впечатление. Она пишет: «Владыка, я хорошо понимаю москвичей, жителей Петербурга, других городов. Вам кажется, что эта страшная эпидемия где-то далеко, и неизвестно, когда она к вам придет, неизвестно, будет ли она такой страшной. Точно так же и мы думали две недели назад. Нам казалось, что никакой эпидемии в Риме не будет. Но сегодня мы все сидим по домам, морги и даже стадионы заполнены трупами, их невозможно даже сжигать. Люди умирают так, как только могут умирать во времена страшной эпидемии. Мы нередко остаемся без еды; с огромным страхом доходим до ближайшего магазина, где можем приобрести продукты, и немедленно возвращаемся домой; а если не вернемся, подвергаемся репрессиям со стороны полиции. Мы не могли себе представить, что у нас будет такая жизнь», — а далее слова, обращенные ко всем нам: «как вы сегодня не можете этого представить». А почему каждый не может себе представить? А потому что, по милости Божией, практически ни в одной семье еще никто не умер. Если же это произойдет, то во мгновение все представят; еще и в панику впадем. Но Церковь призывает сегодня, до жертв в наших семьях, принять на себя обязательство строго исполнять все предписания, которые исходят от санитарных властей в России.

Пример Марии Египетской свидетельствует о том, что и без посещения храма можно спастись. Ведь не какой-то искусственный пример я вам привел, а пример святой, чью память мы совершаем на этой неделе. Святой, что ушла из всех храмов и монастырей и удалилась в пустыню.

Нет сегодня ни в Москве, ни в Петербурге, ни в других наших городах пустынь. Но есть место, которое может стать пустыней, — это наш собственный дом. Давайте сделаем наши дома пустыней, давайте будем там возносить горячую молитву. Давайте возложим на себя подвиг не выходить из наших домов, как взяла на себя подвиг Мария Египетская — не выходить из пустыни. А уж ей, наверное, тоже есть и пить хотелось! Хотя в современных городах есть возможность получить и питие, и пищу, не выходя из своей пустыни.

Именно так мы должны сейчас жить. Всякие другие проповеди, в том числе исходящие от неразумных священнослужителей, не слушайте — слушайте то, что вам сегодня сказал Патриарх, и не от себя, а от великого подвижнического подвига святой преподобной Марии Египетской, которая и тело, и душу спасла, уйдя в пустыню, в полную изоляцию от окружающих ее людей.

Неслучайно, что память Марии Египетской совпала со введением карантина, связанного с распространением коронавируса. Ничего у Бога не бывает случайным. Все произошло именно в эти дни — для того, чтобы мы, взирая на подвиг Марии Египетской, научились тому, как можно спасаться вне церкви, в полном одиночестве. Только самое главное — спасаться, а не, простите, дурака валять, как это делают те, кто даже дни, которые государство предоставило для сосредоточения, для спокойствия, для некоей реорганизации жизни, посвящают развлечениям на воздухе, шашлыкам, музыке и всему другому, думая, будто людям просто каникулы предоставили. Не каникулы! Это время концентрации мысли, упорядочивания семейной жизни, отношений с коллегами, с родными и близкими. Для того чтобы каждым была разработана и принята модель безопасного общения — подобно тому, как в отдаленной пустыне Мария Египетская сформировала модель безопасного общения с миром, зараженным грехом. Мария боролась с диаволом, который поражал человеческие души, а сегодня мы должны бороться с силами зла, которые поражают наши физические тела, а через это — наши души.

Поэтому я призываю вас, мои дорогие, в ближайшие дни, пока не будет особого Патриаршего благословения, воздержаться от посещения храмов, а если кто-то вам что-то скажет, напомните пример Марии Египетской. У нас нет другого ответа, потому что мы любим свои храмы. 51 год я проповедую с кафедр, призывая людей приходить в храмы, преодолевать тяготение собственной злой воли и внешних обстоятельств. Этому призыву я посвятил всю свою жизнь! Надеюсь, вы понимаете, как трудно мне сегодня сказать: воздержитесь от посещения храмов; и я, наверное, никогда бы этого не сказал, если бы не удивительный, спасительный пример святой Марии Египетской, которая в течение именно этой недели прославляется Церковью как великая подвижница, еще при земной жизни воспринявшая ангельское естество. В отдалении от монастырей и храмов, в уединении, в далекой пустыне преподобная Мария и душу свою спасла, и дала силы физическому телу прожить ровно столько лет в невероятно трудных условиях, сколько позволил Господь.

Ее молитвами да хранит Господь нас всех от инфекций, от болезней. Но самое главное — да поможет ее пример осознать и нам важность уединения в наших личных пустынях, в наших квартирах. Примем на себя частицу подвига Марии Египетской, для того чтобы сохранить себя, своих родных и близких, а, может быть, еще и для того, чтобы прочувствовать подвиг великой подвижницы, которая в уединении прожила большую часть своей жизнь только потому, что верила в Господа и слушалась Его голоса. Верим, что и сегодня Господь призывает нас идти ее путем даже в условиях современных мегаполисов.

Аминь.