Последние публикации

Память целителя Пантелеимона в Шарыповском благочинии почтили традиционным крестным ходом

Крестный ход от деревни Большое Озеро (Шарыповский район) до чтимого источника великомученика и целителя Пантелеимона возле Большого (Божьего) озера состоялся 9 августа.

Молитвенное шествие возглавил настоятель Никольского храма села Парная иерей Иоанн Морозов. По окончании шествия священник совершил водосвятный молебен, затем состоялась общая трапеза, — сообщает группа шарыповского Свято-Троицкого собора «ВКонтакте».

Добавим, что событие успело стать традиционным: крестный ход в день памяти святого Пантелеимона проходит ежегодно на протяжении уже 13 лет.

Православная неделя с 10 по 16 августа: начало Успенского поста, дни памяти Иоанна Воина, Вениамина Петроградского и Антония Римлянина

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 10–16 августа в 2020 году — десятая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

12 августа (30 июля по ст.ст.). День памяти мученика Иоанна Воина (IV)

Иоанн Воин служил в императорском войске в середине IV века. В те годы правил император Юлиан Отступник, преследовавший христиан.

Оставаясь по наружному виду как бы гонителем, святой Иоанн на деле оказывал преследуемым большую помощь: тех, которые были схвачены, — освобождал, других предупреждал о грозящей им опасности, содействовал их побегу.

Спустя годы после кончины святого его мощи были положены в церкви апостола Иоанна Богослова в Константинополе. Господь даровал святым мощам Иоанна Воина благодатную силу исцеления. По молитвам святого Иоанна получают утешение обиженные и скорбящие. А в Русской Церкви Иоанна Воина принято почитать как великого помощника в скорбях и жизненных испытаниях.

13 августа (31 июля по ст.ст.). День памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним убиенных священномученика архимандрита Сергия и мучеников Юрия и Иоанна (1922)

Священномученик Вениамин (в миру — Василий Павлович Казанский; 1873–1922) стал одним из деятелей Церкви, принявших мученическую смерть от безбожной власти ещё в годы Гражданской войны.

Выходец из семьи провинциального священника (родился в Архангельской губернии), Василий Казанский с ранних лет отличался необычайными способностями к учёбе и рвением в вере. Он окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию, принял монашеский постриг, в 1910 году — был рукоположен во епископа.

Архиерейский сан будущий священномученик воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди.

В революционном 1917 году владыке Вениамину было суждено стать митрополитом Петроградским и Гдовским. Он часто посещал отдаленные и бедные кварталы столицы, словно приходской священник: в простой рясе и без внешних отличий епископского сана. Владыка Вениамин крестил детей, напутствовал умирающих, обличал грешников. Простые петроградцы искренне любили своего Архипастыря, называя его просто: «наш батюшка Вениамин».

После Октябрьского переворота иерарх начал последовательно защищать права гонимой Церкви, открыто осуждая антирелигиозную политику новой власти и её кампанию по изъятию церковных ценностей. В 1922 году митрополит Вениамин будет арестован в ходе сфабрикованного «Петроградского процесса» и без надлежащих разбирательств приговорен к расстрелу. По свидетельствам очевидцев, священномученик до последних минут земной жизни сохранял достоинство и упование на волю Господа.

14 августа (1 августа по ст.ст.). Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Начало Успенского поста

Успенский пост, установленный Церковью более тысячи лет назад в память о земной кончине Пресвятой Богородицы, второй по строгости после Великого. Так, в понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг — «с варением пищи, но без елея», т.е. без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей. Рыба разрешается только в великий праздник Преображения Господня (19 августа). Не считая этот день, на протяжении всего поста нельзя есть мясо, молочные продукты и морепродукты.

До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь предписывает воздерживаться от этих плодов. По преданию святых отцов, «если же кто от братии снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август».

Важно помнить и о духовной стороне поста. Церковные правила крайне неодобрительно относятся к любым светским увеселениям в дни Успенского поста.

16 августа (3 августа по ст.ст.). День памяти преподобного Антония Римлянина (1147)

Земной путь этого святого — один из самых необычных в истории Божиих угодников Русской Церкви.

Итальянец по происхождению, святой Антоний жил в Риме в непростые времена церковного раскола. Когда латиняне начали преследовать православных, подвижник предпочел оставить родные края и перебраться в Русь. По преданию, путь от Рима до Великого Новгорода он проделал в бочке, плывшей по морским волнам.

На новгородской земле святой основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Преподобный Антоний, с одной стороны, уделял много внимания строительству и хозяйственной деятельности обители, неизменно заботясь о том, чтобы из монастырских доходов оказывалась помощь нищим, сиротам и вдовам. При этом он был истовым молитвенником: известно, что однажды святой провёл целый год в непрерывном посте и общении с Господом.

Павел Ломанов: Мы стали гораздо лучше разбираться в различных религиозных движениях

Беседовал Юрий Пасхальский

В конце прошлого века вместе с историей Советского Союза закончилась и история войны большевиков с религиозным сознанием. Мы часто говорим о том, как в эти годы, после почти столетия репрессий и притеснения, обрела новую жизнь Русская Православная Церковь. Но не только к православию и другим традиционным религиям в это время стали массово обращаться народы бывшего Союза.

1990-е годы запомнились как период невероятной популярности самых разных религиозных (и не только чисто религиозных) течений, заполнивших столь долго поддерживавшийся вакуум в духовной сфере жизни общества. Но сегодня, в 2020 году, ситуация по меньшей мере кажется совсем другой. Как же так получилось, что выращенные в идеологии строительства вполне атеистического коммунизма люди столь скоро отбросили эти убеждения и жадно набросились на любые религиозные учения, которыми наполнилось духовное пространство в ранней постсоветской России? Что это были за учения, в чём была причина их популярности и чем они живут сейчас? И что изменилось в нашем обществе за эти 30 лет, почему популярность многих из этих течений оказалась быстротечной? В новом выпуске проекта «Летопись возрождения» на эти непростые вопросы попробует ответить религиовед Павел Владимирович Ломанов — кандидат культурологии, доцент Сибирского государственного института искусств им. Дмитрия Хворостовского.

— Как так вышло с советским обществом, что после столь долгого атеистического периода люди не просто уверовали в Бога, а подчас веровали в самые невероятные вещи, в которые, кажется, сейчас мало кто поверил бы?

— Дело в том, что ещё в 1905году в России была впервые юридически оформлена такая норма, как свобода совести, свобода вероисповедания. Но после Октябрьской революции эта норма получила очень своеобразное выражение. Каждому гарантировалась свобода вероисповедания, но она понималась как свобода исключительно индивидуальная. Например, если мы возьмём декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» 1918 года, то там говорилось о свободе индивидуального вероисповедания, но при этом говорилось и о свободе атеистической пропаганды. Эта норма вошла во все советские конституции, включая и конституцию 1977 года.
То есть о свободе религиозной пропаганды речи не шло, только атеистической. И только 1 октября 1990 года был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях», в соответствии с которым каждый гражданин мог самостоятельно определять своё отношение к религии, быть
в праве единолично или совместно с другими исповедовать свою религию или не исповедовать никакой, выражать или распространять убеждения, связанные с отношением к религии. То есть только в 1990 году у нас впервые с начала советского периода была формально закреплена норма, которая под свободой совести понимала не только свободу индивидуального вероисповедания, но и свободу религиозной пропаганды.

При этом в советский период очень многие формы религиозной жизни ушли в прошлое, были забыты и исчезли из общественной жизни. Здесь уместно привести цитату современного религиоведа, Михаила Юрьевича Сергеева, это известный российский учёный, который уже много лет живёт в США. Он так пишет о своём опыте: «Я родился и вырос в Советском Союзе — единственной в истории человечества атеистической империи, отринувшей не только исторические религии, но и веру как таковую. <…> Нас воспитывали в религиозном вакууме, без каких-либо следов религиозной традиции. Мы росли в светских семьях, учились в атеистических школах и университетах. <…> В отличие от наших отцов и дедов мы не могли припасть к духовным корням и вернуться к вере нашего детства по той простой причине, что были лишены и того, и другого». 

То есть, с одной стороны, большая часть граждан Советского Союза, граждан России действительно существовала в условиях настоящего «религиозного вакуума», отсутствия религии как сферы жизни. А с другой стороны вдруг открывается возможность свободной пропаганды различных религиозных форм, любой религии. И это породило ту волну, которая началась не в 1991 году, даже не с распадом Советского Союза — она началась раньше. Взять опыт людей старшего поколения, кто ещё хорошо помнит это время — телевизионные сеансы диционных религиях, не имеющее отношения к действительности.

При этом появившаяся норма с настоящей свободой совести была воспринята именно как возможность абсолютно любой религиозной пропаганды. Действительно, это отсутствие «иммунитета» россиян 1990-х годов к религиозной пропаганде, когда люди «клевали» на любой религиозный суррогат, было связано именно с отсутствием элементарной религиозной грамотности, элементарного образования.

До сих пор у нас нет чёткой научной картины того, как на самом деле выглядели верования славян до Крещения Руси

— Что это были за религиозные направления, ставшие так популярны тогда?

— Во-первых, очень много направлений так называемого пост реформационного протестантизма. Многие из этих движений на самом деле уже были в России, но они не были известны, охватывали
совсем небольшой круг последователей. Это различные направления, такие как баптисты, неопятидесятники. Некоторые из этих направлений существовали в России начиная с XIX века. Особое направление — это так называемый «маргинальный протестантизм». Маргинальный протестантизм это новое, современное религиозное движение, которое, с одной стороны, использует сугубо христианскую лексику, христианские термины, опирается на христианское писание, Библию, но, с другой стороны, допускаются и иные источники откровения кроме Библии, и в учение включаются совершенно неприемлемые с христианской точки зрения положения, отрицаются какие-то элементарные христианские догматы, например, о Боге-Троице. Это, например, расселиты — ещё их называют «свидетелями Иеговы», — и мормоны, и ещё целый ряд менее известных организаций.

Также это движения «неоориенталистские», можно их так называть, например, неоиндуизм. Наиболее известное — ИСККОМ или «Международное общество сознания Кришны». Помимо него существует целый ряд других движений, которые, примерно как маргинальный протестантизм использует лексику христианскую, используют лексику индуистскую, буддистскую.

Ну и синкретические движения. Само слово «синкретизм» означает в общем-то «объединение», и они стали формой соединения совершенно, казалось бы, несовместимых элементов восточных учений, христианства, языческих верований, иногда даже положений научных. Самый яркий пример — это так называемая «Церковь последнего Завета», созданная жителем города Минусинска Сергеем Анатольевичем Торопом, который себя именует ещё «Виссарионом», — это именно синкретическое учение.

— Когда пришло неоязычество? Было ли это более позднее явление, или оно внедрилось одновременно со всем этим, но лишь позднее набрало обороты?

— Понятие «неоязычество» само по себе очень сложное, и его можно использовать по отношению к очень разным движениям. И здесь можно говорить о нескольких источниках влияния.

Во-первых, это движение «нью-эйдж». Это мощное движение, возникшее на Западе в эпоху 1960-х годов, объединяющее огромное количество совершенно разных по своему содержанию движений религиозных, но активно использующее в том числе некоторые языческие термины и образы —обращения к кельтскому язычеству, германскому язычеству, античным языческим традициям.

Во-вторых, это влияние литературное, например, 1990-е годы были пиком влияния такого жанра, как «фэнтези». Это произведения Джона Рональда Руэла Толкина, который сам был глубоко верующим католиком, но многие его читатели видели в его произведениях совсем иные образы, и Толкин пробудил интерес, прежде всего, к германо-скандинавскому, отчасти кельтскому язычеству.

Большая часть граждан Советского Союза существовала в условиях отсутствия религии как сферы жизни

И также третье влияние — это попытка возрождения славянских языческих традиций. Надо сказать, что до сих пор у нас нет чёткой научной картины того, как на самом деле выглядели верования славян до Крещения Руси. Мы знаем лишь отдельные вещи, вроде имён божеств, упоминаемых в русских летописях и других текстах, часто фольклорных, — более позднего происхождения, испытавших христианское влияние. Попытка реконструкции славянского язычества сама по себе очень сложная задача. И поэтому возникло очень много различных движений. Одни увидели в славянском язычестве какие-то формы, близкие к древним ведическим верованиям, учитывая, что славяне — индоевропейцы, как и, например, предки древних индийцев— ариев, и пытались увидеть у славян именно эти арийские элементы. Другие, наоборот, пытались сблизить славянские верования с германо-скандинавскими традициями.

Также было опубликовано множество текстов, причём публикация этих текстов началась не в 1990-е годы, некоторые из них были опубликованы раньше, но в 1990-е был пик публикации текстов, которые с точки зрения современных лингвистов, филологов однозначно являются подделками. Это якобы древнеславянские религиозные тексты. «Велесова книга» и ещё целый ряд текстов. Причём эти тексты, что характерно, неизвестны в оригиналах, а известны какие-то копии, записи, переводы, при этом разные авторы совершенно по-разному эти тексты переводят.

Для разных религиозных движений различаются периоды пика и спада их активности

Вот эти три больших влияния: нью-эйдж, фэнтези и попытки реконструкции славянского язычества, — но реконструкции не научной, а чаще всего основанной на заведомо ложных основаниях, поддельных текстах, мистификациях — в итоге породили у нас ряд различных движений, которые себя называют языческими, и обычно современные религиоведы, культурологи называют такие движения «неоязыческими», хотя этот термин имеет очень много значений и толкований. И так же очень много существует неоязыческих течений, нет какого-то одного большого движения, объединяющего большую часть неоязычников, и это очень сложная проблема для современной религиоведческой науки.

Маргинальный протестантизм, используя христианскую лексику, допускает совершенно неприемлемые с точки зрения христианства положения

— Когда произошёл спад в популярности всех этих течений? Когда наше общество получило «прививку»?

— Вопрос очень сложный, потому что для разных движений мы видим совершенно разную динамику, потому что разные религиозные течения имели и разную целевую аудиторию. То есть кто-то адресовал свои проповеди молодёжи, кто-то людям старших поколений, кто-то людям, имеющим специфические культурные запросы. Поэтому для разных религиозных движений различаются периоды пика и спада их активности. Некоторые из этих движений, появившись ещё в 1990-е годы, неплохо себя чувствуют и сейчас. Например, пятидесятничество — это очень крупное по численности движение и в городе Красноярске, и в других крупных городах России.

С другой стороны, например, отдельные неоязыческие движения часто были связаны с такими явлениями, — как я считаю, это моё личное мнение, — как мода. Мода на того или иного популярного писателя в жанре фэнтези, на то или иное направление в музыке, эксплуатирующее какие-то неоязыческие образы. Потому что, например, в конце 1990-2000-х годов, — я этот период хорошо помню, потому что именно на него выпало время моей учёбы в университете, — неоязыческие увлечения очень многих моих сверстников были связаны с целым рядом музыкальных направлений. Когда эти направления пошли на спад, куда-то ушли и эти увлечения. Поэтому здесь нельзя назвать какой-то единый период пика или спада вообще для всех течений. Различные движения, причём даже не обобщённые, а отдельные, конкретные религиозные группы, объединения нужно рассматривать отдельно, потому что совершенно по-разному складывается их история.

— Но можно ли сказать, что, получив в 1990-е некую «инъекцию религиозности», общество стало знать о религии больше, но стало в итоге и менее религиозным, потеряло интерес к религии?

— Я думаю, что период 1990-х в истории нашей страны был временем, я бы сказал, несколько нездорового ажиотажа в отношении не только религиозных, но и вообще мистических течений. Можно привести много примеров: это и пик увлечения уфологией, массового увлечения эзотерическими учениями, которые нельзя полностью назвать религиозными. Действительно, тогда очень значим был сам эффект новизны. Люди открывали для себя совершенно новое пространство. И сейчас действительно можно говорить об определённом спаде, который связан с тем, что мы стали гораздо лучше разбираться в различных религиозных движениях. Я думаю, что в будущем, если у нас не будет каких-то серьёзных социальных потрясений, можно будет говорить о достаточно устойчивом количестве верующих традиционных для России конфессий.

Иерархи Красноярской митрополии совершили Литургию в день тезоименитства владыки Пантелеимона

9 августа, в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона (+305), митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон, епископ Минусинский и Курагинский Никанор, епископ Норильский и Туруханский Агафангел и епископ Енисейский и Лесосибирский Игнатий совершили Божественную литургию в храме Рождества Христова города Красноярска.

За Литургией иерархам сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный Левобережного округа церквей города Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); благочинный церквей Правобережного городского округа Красноярска, настоятель храма Рождества Христова города Красноярска протоиерей Максим Смоляков; настоятели и штатные священнослужители приходов города Красноярска.

За Литургией пел хор Христорождественского храма.

За богослужением молились монахини Благовещенского женского монастыря Красноярска во главе с настоятельницей обители схиигуменией Амвросией (Усталовой) и депутат Законодательного Собрания Красноярского края Вера Оськина.

По окончании Божественной литургии с поздравлениями по случаю тезоименитства к Его Высокопреосвященству обратились и преподнесли памятные подарки иерархи Красноярской митрополии. От лица духовенства и верующих Красноярской епархии Высокопреосвященнейшего владыку поздравил протоиерей Максим Смоляков; также поздравили митрополита депутат Вера Оськина, схиигумения Амвросия (Усталова), прихожане красноярского Покровского кафедрального собора и представители православной молодёжи Канской епархии.

Затем владыка Пантелеимон обратился к верующим с Архипастырским словом:

— Благодарю всех вас, братья и сестры, за вашу веру. За то, что вы любите нашу Русскую Православную Церковь, которая сегодня торжественно празднует память целителя Пантелеимона и молится ему, прося здравия себе, своим детям, всей нашей стране. Молит его о выздоровлении телесном, духовном, экономическом — для всей страны. И особо мы молимся о том, чтобы вернуться к единству нашей великой православной нации, которая всегда была обращена к миру различных культур, национальностей и религий с любовью, добротой и желанием оказать помощь, что мы и видим сейчас в это нелёгкое время.

Мы молим целителя Пантелеимона, и да поможет он нашей России, всем народам нашей страны жить в мире и здравии и быть хранителями общечеловеческих ценностей, нравственного и духовного здоровья.

Благослови нас всех Господь и Матерь Божия, и пусть у нас, как у верующих, всегда будут направлены сердца и души к Божиему храму, где слава Его помогает нам жить.

Аминь.

После этого с подарками и поздравительными словами в адрес Архипастыря обратились молившиеся за богослужением красноярцы.

Отошёл ко Господу игумен Иннокентий (Попов)

7 августа, на 70-м году жизни, после перенесённого инсульта скончался эконом красноярской Успенской мужской обители игумен Иннокентий (в миру — Юрий Сергеевич Попов).

Отец Иннокентий нёс послушания благочинного и эконома монастыря на протяжении многих лет, приложив немало трудов в деле возрождения святой обители. Весь православный Красноярск запомнит его ревностным пастырем, который сыграл важную роль в строительстве храма святого апостола и евангелиста Луки при Дорожной больнице, храма Воскресения Христова и храма Двенадцати апостолов при Геронтологическом центре в Солнечном.

Его запомнят, как ревностного и отзывчивого пастыря нивы Христовой. Вечная память церковному труженику.

Отпевание игумена Иннокентия (Попова) будет совершено 11 августа в Успенском мужском монастыре города Красноярска (ул. Лесная, 55а).

Начало в 8.00.

«Мир добрых людей» художника Юрия Деева

Юрий Пасхальский

Интерес к традиционной духовной культуре народа пришёл на нашу землю в конце восьмидесятых. В авангарде возрождения православной культуры в крае стояли, прежде всего, журналисты и деятели культуры. Священников в то время можно было сосчитать по пальцам и о серьёзной миссионерской работе сложно было даже подумать, к тому же и в перестроечное время священник мог проповедовать, да и вообще позиционировать себя как пастыря лишь в стенах храма. У светских же деятелей свободы было гораздо больше, и, начиная с 1988 года, когда страна отметила тысячелетие Крещения Руси, в прессе, да и в художественных произведениях стало несравненно больше религиозной тематики по сравнению с предыдущими периодами.

И дело не только в ослаблении цензуры — народ в большинстве своём утратил веру в торжество коммунизма и теперь жаждал иных идеалов. Такой новой недостижимой мечтой для многих стало возвращение в некую идеализированную Русь, с уклоном в крестьянскую культуру и зачастую
несколько упрощённое православие. В то время, как выстраивалась новая система идеалов, в крае уходили безвозвратно остатки действительно традиционной культуры.

Одним из тех, кто смог запечатлеть для потомков уходящую деревенскую Сибирь, стал художник Юрий Дмитриевич Деев. И этим мастер навсегда вписал своё имя в «Летопись возрождения» Красноярского края. Поздние работы красноярского художника Юрия Деева возвращают нас в мир сибирских сёл и небольших старинных городков.

…Дед Георгий ушёл от бабки. Сел на бочку и размышляет. Вглядывается в снежную пустоту. Строит затейливые конструкции и смотрит в небеса. В подчёркнуто нереалистичном изображении бытовых сцен каждый из нас может увидеть знакомые с детства места и образы — словно застывшие во времени радости и горести простых, добрых людей.

Родился Юрий Дмитриевич в 1944 году. Детство и юность художника прошли в Кызыле. Впервые он оказался в Красноярске уже после службы в армии в 1967 году, поступив в Суриковское художественное училище. Известность в профессиональной среде пришла довольно быстро.

Вернувшись в Кызыл после училища, Юрий Деев был принят в Союз художников, в составе различных комиссий он работал в Москве, посетил множество городов Советского Союза.
Деев применяет своё мастерство в различных направлениях художественного творчества: декорирует росписями общественные здания, участвует в создании монументов, иллюстрирует книги и, конечно, работает над полотнами. Но собственный неповторимый стиль появится в творчестве Деева значительно позже.

Уже окончательно перебравшись в Красноярск в начале восьмидесятых, семь долгих лет художник проведёт в поисках нового изобразительного языка. Он обращается к традициям народного искусства и русской иконописи, стремится к декоративности. Современники отнесут новые его работы к стилю примитивизма.

Работы художника нелегко отыскать сегодня в Красноярском крае. Большинство картин хранится в запасниках. Самая объёмная коллекция — в Суриковском художественном музее. Десятки других работ — в Тыве и Хакасии. Восточная Сибирь вдохновляла художника своими просторами и особой ментальностью населяющих её народов.

В картинах Юрия Дмитриевича оживают образы уходящей жизни традиционной Сибири. В девяностые годы жизнь стремительно меняется, но Деев оставляет типы прежних сибиряков в вечности. Эту реальность он назовёт миром добрых людей.

Юрий Дмитриевич и сам ощущает себя человеком из другого мира. Повседневность девяностых, с грохотом городских улиц и меняющимся до неузнаваемости Красноярском, всё дальше уводит художника в мир грёз.

Главным героем художника становится дед Георгий. Необычный старик часто изображён в необычных или даже фантастических жизненных ситуациях. Современники сразу увидели в нём образ самого автора.

Последняя выставка Юрия Дмитриевича в Доме художника, 1998 год. Всего через месяц художника не стало. Смерть Юрия Дмитриевича стала настоящим потрясением для родных
и красноярской творческой интеллигенции. В скором времени десятки работ Юрия Деева, фактически весь его «Мир добрых людей», будет вывезен в Европу, разойдётся по частным коллекциям Германии, став для сибиряков фактически недосягаемым.

Юрий Деев стремился передать нам глубинные черты сибирской жизни. Он обращается к сказочным и мифологическим мотивам, говорит с нами притчами. И главное, что он пытается до нас донести — это мысль о том, что своими поступками мы можем создать вокруг себя красоту, и только от нас зависит, сможем ли мы жить в мире добрых людей.

Красноярские музейные работники познакомились с устройством православного храма

С экскурсией красноярский Архиерейский дом и Иоанно-Предтеченский храм посетили сотрудники Литературного музея имени Виктора Астафьева.

Экскурсия была организована Паломническим центром при Иоанно-Предтеченском храме. С устройством и историей церкви гостей познакомили штатный священник прихода иерей Александр Смирнов и руководитель Паломнического центра Светлана Тюрина.

Сотрудники музея посетили храм, в том числе клирос и колокольню, а также конференц-зал Архиерейского дома, — информирует сообщество «Литературный музей им. В.П. Астафьева» «ВКонтакте».

Митрополит Пантелеимон удостоен медали в честь 90-летия Воздушно-десантных войск

7 августа в Архиерейском доме города Красноярска состоялась встреча Главы Красноярской митрополии, митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона с председателем краевой региональной общественной организации ветеранов воздушно-десантных войск «Союз десантников Красноярского края» Александром Гуляковым.

В ходе встречи Александр Николаевич вручил владыке Пантелеимону юбилейную медаль «90 лет Воздушно-десантным войскам России» в честь прошедшего Дня ВДВ за развитие взаимодействия и сотрудничества.

Добавим, что на встрече присутствовал исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов).

В 31 епархию передали продукты более 6 тысячам семей. Информационная сводка от 6 августа 2020 года

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла Московская Патриархия перечислила 43 миллиона рублей церковным социальным центрам помощи и приютам для мам, чтобы поддержать их деятельность в период пандемии: средства получили 56 организаций из 48 епархий на территории 38 регионов России. 

Начал работу специальный сайт «Антивирус Милосердия» — агрегатор церковных социальных инициатив в помощь пострадавшим от пандемии, где ведется сбор средств на продукты для нуждающихся, средства индивидуальной защиты и организацию социальной помощи. Сотрудники социальных отделов в 31 епархии раздали продуктовые наборы более чем 6 тысячам нуждающихся семей: наборы были закуплены на средства, собранные Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению на платформе сайта Милосердие.ru. Также при поддержке Синодального отдела в 28 епархий направлены 550 полных защитных комплектов для посещения священниками больных коронавирусом, в рамках акции #Мывместе сотрудникам социальных отделов, сестрам милосердия и волонтерам в 14 епархиях переданы 10 тысяч средств индивидуальной защиты. Информация о различных направлениях помощи Церкви в период карантина — в новой информационной сводке Синодального отдела по благотворительности. Справка охватывает период с 21 июля по 6 августа.

Статистика:

  • более 6800 добровольцев участвуют в оказании помощи нуждающимся в период карантина;
  • более 100 церковных добровольческих служб работает в период карантина;
  • 102 епархиальные горячие линии открыты для приема заявок от нуждающихся людей;
  • более 19 000 постоянных подопечных получают помощь церковных центров поддержки семьи.

Основные тенденции:

  • 31 епархия получила от Синодального отдела более 6,8 млн рублей, на которые были закуплены продукты и переданы более чем 6 тысячам нуждающихся семей в России, Кыргызстане и Юго-Восточной Азии;
  • средства индивидуальной защиты и дезинфекторы по-прежнему необходимы для социального служения — на них организован сбор средств на специальном сайте https://cerkpom.miloserdie.ru;
  • в различных епархиях в России и в других странах продолжается закупка и передача продуктовых наборов нуждающимся;
  • Церковь продолжает оказывать помощь больным коронавирусом — священники посещают верующих с коронавирусом на дому и в больницах; Синодальный отдел по благотворительности направил в 28 епархий 550 полных защитных комплектов для священников.

Основные новости

Службы добровольцев и горячие линии

  • В Москве на горячую линию московского церковного штаба помощи с 20 марта по 5 августа поступило свыше 18 тысяч звонков. В службу добровольцев за адресной помощью за этот период обратилось 3779 человек. Центр гуманитарной помощи, «Дом для мамы» и Группа работы с просителями службы «Милосердие» с 20 марта обеспечили необходимой помощью свыше 7811 просителей.
  • При поддержке Синодального отдела по благотворительности начал работу специальный сайт «Антивирус Милосердия» — проект портала Милосердие.ru. Это агрегатор церковных социальных инициатив в помощь пострадавшим от пандемии. На портале представлены телефоны всех 102 епархиальных горячих линий помощи, действующих в разных регионах России и за рубежом, координаты 289 церковных центров поддержки семьи и приютов для женщин, а также контакты 122 церковных проектов помощи бездомным и сестричеств милосердия. На сайте открыты три сбора средств: на продукты питания для нуждающихся, на организацию помощи и на средства индивидуальной защиты для сестер милосердия, священников и церковных волонтеров.
  • В рамках Всероссийской акции #МыВместе при поддержке Синодального отдела по благотворительности переданы 10 тысяч средств индивидуальной защиты для сотрудников епархиальных социальных отделов, церковных волонтеров и сестер милосердия, которые продолжают помогать нуждающимся людям в период распространения коронавирусной инфекции. Всего средствами индивидуальной защиты будут обеспечены 14 епархий: НижнетагильскаяСевероморскаяКурганскаяСаянская и многие другие.
  • 5000$ Синодальный отдел по благотворительности перечислил Филиппинско-Вьетнамской епархии из средств, собранных на продуктовую помощь на сайте Милосердие.ru. Первая часть продуктовой помощи передана голодающим. Около 300 продуктовых наборов получили самые бедные семьи городов Давао и Генерал Сантос. Приход храма блаженной Матроны Московской в Давао сформировал 400 продуктовых наборов. Также помощь на 130 семей (около 650 человек) передали в две деревни в провинции Кеcон. В связи с распространением коронавирусной инфекции на Филиппинах действует жесткий карантин.
  • По согласованию местных властей, на базе социального отдела Бишкекской епархии 26 июля при поддержке Синодального отдела по благотворительности был открыт медицинский стационар для лечения больных COVID-19 на 8 койко-мест. В стационаре оборудованы кабинеты врачебного приема и медицинских процедур, а также палаты для кислородной поддержки. Консультации врачей и все медицинские манипуляции бесплатны. В день стационар принимает 40 человек. Малоимущим лекарства выдаются бесплатно. Также в Бишкекскую епархию от Синодального отдела по итогам сбора на сайте Милосердия.ru были перечислены 400 тыс. рублей (418 тыс. сомов), на которые уже с понедельника начнут раздачу около 550 продуктовых наборов.
  • На этой неделе завершили раздачу закупленной продуктовой помощи еще 8 епархий: Отрадненская (во второй раз), КузнецкаяАрмавирскаяНефтекамскаяСеровская, Нижнетагильская, МичуринскаяБратская епархии.
  • Продолжается закупка продуктов, формирование продуктовых наборов и их раздача подопечным в шести епархиях: УрюпинскойБузулукской, Филипинско-Вьетнамской, КрасноярскойКинельской, Бишкекской, а также в Восточном Тиморе. В течение ближайшей недели средства планируется выделить еще в четыре епархии.
  • Синодальный отдел по благотворительности отправил 550 полных защитных комплектов для совершения Таинств священниками в 28 епархий. Такие наборы дают возможность священнику входить в красную зону для совершения Таинств.
  • Томская епархия получила 500 тысяч рублей на продуктовую помощь нуждающимся семьям. 400 тысяч выделил Синодальный отдел по благотворительности из средств, собранных на сайте Милосердие.ru. 100 тысяч выделили местные благотворители. На эти средства сформировано 384 продуктовых набора. Более семи с половиной тонн продуктов получили нуждающиеся семьи с детьми и пожилые в пяти районах Томской области.
  • Салаватская епархия на 200 тыс. рублей, которые были собраны на сайте Милосердие.ru, закупила 80 продуктовых наборов. Их раздали не только подопечным семьям в городе Салавате, но также малоимущим в Ишимбае, Кумертау и в селах Аургазинского района.
  • Более тонны продуктов на средства от Синодального отдела по благотворительности получили 100 нуждающихся семьей в Братской епархии (Иркутская область). Основная часть продуктовых наборов передана беременным женщинам и многодетным семьям. Каждый продуктовый набор весил 12 килограмм.
  • 150 нуждающихся семей Бузулукской епархии (Оренбургская область) также получили продуктовую помощь благодаря сбору на сайте Милосердие.ru. Сейчас формируется еще 100 наборов. На средства, выделенные Синодальным отделом, в епархии приобрели 352 единицы энтерального питания для подопечных из паллиативного отделения Бузулукской больницы скорой медицинской помощи.
  • В Урюпинской епархии (Волгоградская область) на средства по итогам сбора Синодального отдела по благотворительности закупили очередную партию продуктов для 100 семей на 100 тыс. рублей. Часть продуктов была передана Урюпинскому епархиальному приюту для мам «Мария».
  • При поддержке Синодального отдела по благотворительности в Алтайском крае прошли благотворительные акции по передаче продуктовой помощи. По 200 тысяч рублей Барнаульская и Бийская епархии получили из средств, собранных на сайте Милосердие.ru. Почти 8 тонн продуктов епархии раздали нуждающимся. Это 711 продуктовых наборов. 244 набора Бийская епархия выделила соседней Горноалтайской епархии. Помощь получили многодетные, малоимущие семьи и семьи, в которых воспитываются дети с инвалидностью.

Сестричества милосердия

  • В Марфо-Мариинском сестричестве милосердия в Белгороде за июль смогли частично собрать средства на подопечного с инвалидностью (на медикаменты и реабилитационные процедуры), многодетной семье, ремонт складских помещений, также продолжается сбор на подготовку детей из малоимущих семей к школе.
  • Георгиевское сестричество милосердия Подольска продолжает раздавать вещи нуждающимся еженедельно по пятницам. 31 июля в благотворительную лавку сестричества «На Благо» обратилось много пожилых людей. В лавку для дальнейшей раздачи планируются регулярные поставки хлеба от Подольского хлебозавода. Хлеб уже раздается нуждающимся и был отдельно передан сестричеством в реабилитационный центр «Город Надежды». Также сестры помогли собрать фургон с вещами для передачи нуждающимся в деревни Ярославской области.
  • В Волгоградский дом престарелых и инвалидов сестры Свято-Елисаветинского сестричества вместе с иеромонахом Николаем (Дранниковым) передали очередную партию продуктов и подарков. Акция была проведена по согласованию с администрацией учреждения и с соблюдением всех мер безопасности. Старшая сестра Людмила Мавлютова сообщила, что на следующей неделе сестры еще планируют отвезти овощи и фрукты. В интернате продолжает действовать режим полного карантина.

Центры помощи семье

  • Московская Патриархия перечислила 43 миллиона рублей церковным социальным центрам помощи и приютам для мам, чтобы поддержать их деятельность в период пандемии. Денежные средства получили 56 организаций из 48 епархий на территории 38 регионов России. Среди них 21 приют для мам, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и 35 центров гуманитарной помощи. Выделенные деньги помогут закрыть текущие нужды организаций до конца 2020 года. На них закупаются продуктовые и гигиенические наборы для нуждающихся подопечных, а также будут оплачены коммунальные расходы центров и выданы зарплаты сотрудникам.
  • В частности, 1,25 млн были направлены Петропавловской епархии. 770 тысяч епархия потратит на закупку продуктов, 300 тысяч — на гигиенические наборы, остальные средства пойдут на оплату труда сотрудников епархиального Центра гуманитарной помощи Петропавловска-Камчатского. С помощью добровольцев епархии будет сформировано 350 продуктовых и 50 гигиенических наборов. 300 нуждающихся семей Дальнего Севера получат гуманитарную помощь. Продовольственные и гигиенические наборы будут доставляться морским и авиационным путем. Помощь особенно актуальна на фоне пандемии и проблем с ловлей рыбы в этом году в регионе.
  • В Бирской епархии при храме Архангела Михаила начала работать социальная столовая. Получить горячий обед здесь могут семьи, оказавшиеся в затруднительном финансовом положении во время карантина. Талон на питание выдается в районной службе семьи города Бирска. Такая инициатива является совместной акцией отдела по социальному служению Бирской епархии, благотворительного фонда Уфы «Наши дети» и районной службы семьи Бирска.
  • 21 июля Одесская епархия совместно с меценатами-рестораторами организовала оздоровительный отдых для 130 детей из многодетных семей.
  • Подопечным центра «Колыбель» в Иваново — мамам с детьми, находящимся в сложной жизненной ситуации, а также многодетным семьям — сотрудники компании «Профессионал» передали в дар детское питание, подгузники, предметы личной гигиены, детские и взрослые вещи, детский манеж и электротриммер. Также в центре «Колыбель» организовали пошив тканевых масок, которые могут приобрести все желающие на пожертвования, также активно проводятся онлайн-вебинары о беременности и материнстве.
  • Более двух тонн гуманитарной помощи в виде продуктовых наборов передала в дар нуждающимся благотворительная организация «Фонд продовольствия «Русь»» в Центр гуманитарной помощи, расположенный в приходе Покрова Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону. Далее продуктовая помощь будет направлена в приходы Ростовской епархии для дальнейшей передачи подопечным социальных приходских служб. Также помощь получат подопечные, состоящие на учете в службе помощи «Милосердие-на-Дону», нуждающиеся пожилые люди и многодетные семьи.

Службы помощи бездомным

  • Начиная с 20 марта количество обращений в «Ангар спасения» в Москве достигло отметки 34 тысяч. С 12 июля снова наметилась тенденция увеличения количества бездомных, пока показатели стабильно держатся выше 200 обращений в день, иногда превышают отметку 300 обращений.
  • В центре помощи «Милосердие» в Тюмени после карантина возобновились встречи подопечных со священником. Также сейчас при трудовых мастерских шьют марлевые повязки и белье для проживающих в центре и для других организаций в рамках соцзаказа. Ранее в июле руководитель «Оптики оптовых цен» передал центру в дар очки для подопечных с плохим зрением.
  • В приюте «Теплый прием» в Химках появилось новое помещение для изоляции тех, кто поступает в приют или для заболевших подопечных, не нуждающихся в госпитализации. Помещение рассчитано на единовременное размещение четверых человек. В приюте также есть специальная «карантинная» комната — место сбора всех вновь поступающих до получения результатов анализов.
  • 27 июля добровольцы Православной молодежи Дона приняли участие в стационарном кормлении бездомных и нуждающихся. При поддержке организации «Волонтеры на кормлении» удалось обеспечить питанием около 40 человек первыми и вторыми блюдами, а также салатами и сэндвичами. Стационарное кормление бездомных и нуждающихся прошло на территории пригородного железнодорожного вокзала во второй раз.

Посещение священниками больных коронавирусом

  • Специальная группа подготовленных священников Больничной комиссии Московской городской епархии с 2 апреля по 5 августа совершила 495 выездов к людям с коронавирусом, подозрением на коронавирус и умирающим без симптомов коронавируса. Количество вызовов продолжает снижаться. Священники всегда посещают больных коронавирусом в специальных костюмах и средствах защиты.

Другие новости церковной социальной деятельности в коронавирус

  • Московская Православная служба «Милосердие» объявила о начале ежегодной благотворительной акции «Милосердие на бегу», несмотря на пандемию. По традиции, ключевым мероприятием акции станет Московский марафон, запланированный на 20 сентября.
  • В Ростовской епархии 31 июля настоятель храма святых Царственных страстотерпцев в Красному Саду отец Андрей Мнацаганов провел семинар для социальных работников и волонтеров проекта «Дом милосердия» на тему «Оказание квалифицированной помощи гражданам целевой группы в период пандемии COVID-19». В рамках семинарах сотрудники получили разъяснение о необходимых санитарных мерах безопасности при работе с подопечными.
  • 15 июля епископ Златоустовский и Саткинский Викентий передал детскому саду № 73 города Златоуста технические средства реабилитации для детей с церебральным параличом на общую сумму 322 тысячи рублей, приобретенные на средства Президентского гранта, — это 7 колясок и 5 стульчиков для кормления и пневматический вертикализатор.
  • Больница святителя Алексия совместно с Переславской епархией и Феодоровским женским монастырем планирует открытие в городе Переславль-Залесский паллиативного стационара. В него войдут учебный центр сестер милосердия и центр социальной реабилитации инвалидов и людей с ограничениями здоровья.
  • 27 июля митрополит Бориспольский и Броварской Антоний передал 270 000 гривен (приблизительно 9,7 тыс. долларов) медикам, которые трудятся на контрольно-пропускном пункте «Станица Луганская» на Донбассе. Выделенные средства пойдут на приобретение медицинского оборудования и лекарств для реанимобиля.
  • 31 июля в Брянской епархии в день православного донора была развернута передвижная станция переливания крови на территории Троицкого кафедрального собора. В акции приняли участие 60 человек — клирики и прихожане.
  • В Межениновском сельском поселении Томской епархии открыли центр гуманитарной помощи. Инициатором создания склада выступила группа прихожан местной православной общины. Помещение выделила районная администрация.
  • 28 июля на Свято-Георгиевском приходе на Волге (село Георгиевское Ивановской области), где помогают наркозависимым, прошли традиционные творческие встречи. Из-за эпидемии было решено не прерывать традицию и провести мероприятия онлайн. 23 июля воспитанники центра также провели праздник для детей.

Предыдущие информационные сводки о помощи Церкви в России и в других странах в период карантина: с 10 по 20 маяс 21 по 28 маяс 29 мая по 4 июняс 5 по 12 июняс 13 по 19 июняс 20 по 26 июняс 27 июня по 3 июляс 3 по 14 июляс 15 по 20 июля.

В связи с пандемией в епархиях отмечается значительное увеличение количества обратившихся за помощью. На специальном сайте eda.help продолжается сбор средств на покупку продуктов и предметов первой необходимости для людей, которые оказались в состоянии крайней нужды.

Поддержать сбор средств можно на сайте eda.help, или отправив sms на короткий номер 3443 со словом Еда и суммой пожертвования. Например, Еда 300.

Епархии и церковные социальные проекты могут направлять информацию о своем служении на почту пресс-службы Синодального отдела по благотворительности diaconia@yandex.ru.

 

Паломники из Сосновоборска помолились за Литургией в дивногорском храме

2 августа, в Седмицу 8-ю по Пятидесятнице, день празднования иконе Божией Матери «Знамение» Абалакской (1637), прихожане сосновоборского Введенского храма совершили паломничество в Дивногорск. 

Паломники стали участниками праздничной Литургии и крестного хода в местном Знаменском храме, после чего для них была проведена экскурсия. Верующие сосновоборцы узнали историю Знаменского скита, на месте которого сегодня стоит Дивногорск, посетили новую благоустроенную набережную города и смотровую площадку «Царь-рыба», — сообщается в группе «Паломничество г. Сосновоборск» «ВКонтакте».