Последние публикации

Православная неделя с 5 по 11 апреля: Благовещение Пресвятой Богородицы, дни памяти Матроны Солунской и Иоанна Лествичника

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 5–11 апреля — четвёртая седмица Великого поста, Крестопоклонная.

7 апреля (24 марта по ст. ст). Благовещение Пресвятой Богородицы

Суть Благовещения объясняется самим названием праздника.

С ранних лет Мария воспитывалась при храме и вела тихую, молитвенную жизнь. Но вот пришло время, когда по иудейскому закону она должна была покинуть храм. Так как Она дала Богу обет девства, Её обручили с благочестивым старцем Иосифом, и в доме Своего мужа Пресвятая стала жить, как и при храме, скромно и уединённо. Однажды перед Ней явился Архангел Гавриил и возвестил, что Она станет Матерью Сына Божия. Мария удивилась и спросила, как может это быть, если Она хранит девство. Архангел же объяснил, что у Творца нет невозможного и силой Всевышнего произойдёт чудо. Богородица же с непоколебимым доверием Богу приняла Его волю. С этого момента началась новая, евангельская история.

С греческого языка «Евангелие» переводится как «Благая весть», то есть радостная весть о том, что Господь каждому человеку дарует возможность спастись. А в тропаре праздника поется: «днесь спасения нашего главизна», то есть, Благовещение — начало нашего Спасения.

Благовещение и Христово Воскресение произошли в один и тот же день года. Но главный христианский праздник Пасха имеет переходящую дату, а Благовещение всегда отмечается в один и тот же день.

Празднование Благовещения было установлено в церковном календаре 25 марта (7 апреля по новому стилю) примерно в IV веке, когда христиане стали отмечать Рождество Христово 25 декабря (7 января по новому стилю). Два события — известие Богоматери о предстоящем рождении Младенца и Его рождение — разделяют ровно 9 месяцев. Но и до установления конкретной даты первые христиане помнили и почитали Благовещение Пресвятой Богородицы как важнейшее событие церковной истории. Подтверждением тому служат росписи катакомб, в которых встречается изображение посещения Девы Марии Архангелом.

Считается, что распространение праздник Благовещения стал получать ещё и потому, что в начале IV века святая равноапостольная Елена начала раскрывать на Святой Земле места, связанные с земной жизнью Христа, в том числе и в Назарете, где и произошла встреча Пречистой с посланником Божиим.

В древности у праздника Благовещения были разные названия — «день приветствия», «Зачатие Христа», «начало искупления», «праздник Воплощения». Ориентировочно в VII веке, когда праздник получил широкое распространение, он получил и известное нам название, которое полностью звучит как Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

9 апреля (27 марта по ст. ст.). День памяти мученицы Матроны Солунской (III–IV)

Святая Матрона — одна из многих первых христиан, своей жизнью засвидетельствовавших верность Христу. От многих других мучеников её отличает одна деталь: она приняла смерть не от языческого римского государства, не на плахе или кресте и не от рук толпы разгневанных мужчин. Земную жизнь Матроны оборвала другая женщина.

Согласно преданию, святая при жизни работала служанкой у супруги некого римского военачальника по имени Павтила. Та женщина была иудейкой, и склоняла к обращению в эту веру и саму Матрону, не стесняясь в средствах.

Однажды Павтила без пощады избила святую Матрону, а затем, связав, заперла её в тёмной каморке. Долгое время мученица пребывала без воды и пищи, а когда жестокая хозяйка открыла дверь, то вновь увидела святую свободной от уз и молящейся. Тогда Павтила в страшной ярости снова избила несчастную и опять закрыла её в том же помещении, где Матрона и отдала дух свой Богу.

Тело святой мученицы по распоряжению Павтилы было сброшено с городской стены. Христиане подняли многострадальное тело святой мученицы Матроны и с честью предали погребению. По молитвам у её мощей впоследствии будут совершены многие чудеса.

11 апреля (29 марта по ст. ст.). День памяти преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского

Каждое воспоминание Православной Церкви, совершаемое в великопостные воскресные дни, имеет свой особый смысл. Воцерковлённым и даже воцерковляющимся верующим нет особой нужды объяснять, почему, например, в этот важнейший период принято прославлять Торжество Православия или чтить память преподобной Марии Египетской.

Но почему в календаре Великого поста нашлось место такому святому, как преподобный Иоанн Лествичник?

О его житии сохранились крайне скудные сведения: доподлинно известно лишь что подвижник родился в конце VI века, происходил из знатной константинопольской семьи и получил классическое образование. Ещё в юности Иоанн решил стать монахом и перебрался на Синай (территория нынешнего Египта), в колыбель христианского иночества, где и провёл, по сути, всю свою жизнь. Преподобный отошёл ко Господу в 649 году; точное место его кончины неизвестно, а мощи его не обретены и по сей день.

Житие Иоанна Лествичника, в некотором роде, поражает своей «нормальностью». В его жизнеописании — в отличие от большинства раннехристианских святых — очень трудно найти что-то сверхъестественное и непостижимое; всё больше, на первый взгляд, простого и понятного: усердия в физическом и умственном труде, любовь и забота о братьях-иноках.

Все агиографы подчёркивают: этот святой, будучи строгим и последовательным в следовании общецерковным и монашеским уставам, никогда не «гонялся за святостью» и не пытался взвалить на себя ношу сверх сил. Например, обет молчания преподобный Иоанн взялся понести только когда недруги обвинили его во многословии и любви поучать других. В итоге незадачливым клеветникам самим пришлось умолять подвижника отказаться от обета, так как жизнь в обители без советов Лествичника стала приходить в запустение.

Как раз-таки по просьбе молодых иноков уже престарелый Иоанн и написал незадолго до кончины «Лествицу» («Лестницу») — один из величайших аскетических трудов в истории Церкви и один из немногих небиблейских текстов, чтение которого предусмотрено за богослужениями.

Этот труд даже по прошествии многих веков не потерял актуальности для верующих, являясь не литературным памятником, но прямым руководством к действию. Путь к Спасению святой уподобил подъёму по лестнице, каждой ступенькой у которой служит определенная добродетель. Но конца у лестницы нет: итог восхождения — любовь, и «мы никогда не престанем преуспевать в ней, ни в настоящем, ни в будущем веке».

Очень многие поучения старца Иоанна важно помнить и в ХХI веке. Потому неслучайно, что верующие молитвенно вспоминают его в великопстные дни многие века: как образец здоровой умеренности, последовательности и неотступности на пути к вечной жизни.

Владыка Пантелеимон: Каждый верующий — свидетель присутствия Господа среди людей

4 апреля, по окончании Божественной литургии в красноярском Александро-Невском войсковом казачьем храме, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры! Когда Господь создал Адама и Еву, первые люди получили возможность не только общаться с Ним, не только иметь любящего Отца — они получили от него Рай. Это слово означает не только некое прекрасное место и прекрасную жизнь. Это безгрешность человека, обладание некой тайной, уверенность в том, что никогда Отец не покинет тебя как Своё создание. Это отношение между Господом и созданными людьми сохранилось в наших сердцах чувством веры, поиска Божественной силы.

И когда случилось Грехопадение — утрата этой связи посредством диавольского искушения Праматери Евы и отречение от Господа Праотца Адама — не утратилась вера в то, что Бог не оставляет нас Своей заботой. Но человечество, отрекшееся от Господа, не могло найти Его, хоть и стремилось. Оно двигалось по пути греха в ад. И этот путь был прерван лишь водами Великого потопа.

Но и возрождённое человечество не смогло найти верного пути. Люди зажигали огни, ставили жертвенники и приносили жертвы ложным богам, которые — суть демоны, прикрывающиеся разными именами. Но люди знали, чувствовали, что где-то есть то, что они потеряли — Истинный Бог, Создатель. И лишь род Авраама знал о Боге, остальные народы были во тьме. Но и дети Авраама, порой, оступались и впадали в грех.

И тогда Господь Сам пришёл в мир, воплотившись в Сыне Своём и Спасителе нашем Иисусе Христе. И Он принёс Себя в жертву на Кресте. А все жертвы, которые совершали люди до того, были бесполезны, ибо приносились не Единому Богу.

И Господь, приняв Крест, воссоединился с ним. Позднее, удалось найти этот Крест, и гвозди, которыми был распят Иисус — многие из вас, думаю, знают это историю. Но почему он так важен нам, этот Крест? Важно не дерево и не металл — важен Тот, кто пошёл на жертву для того, чтобы даровать людям истину, впервые за тысячи лет вывести народы Земли из тьмы греха. И символом этой жертвы и стал Крест, который был орудием казни, наводившим ужас на тысячи и тысячи людей. Воскреснув же после распятия, Христос показал нам, что каждый человек — бессмертен, если верует в Него.

С тех пор уже две тысячи лет крест ставится на местах погребения, возводится на храмах, мы носим его на своих телах. Потому что каждый верующий — свидетель присутствия Господа среди людей.

Христос снова открыл людям бессмертие и дорогу в райскую жизнь. И все мы окажемся в Царствии Божием, если веруем в Него. Крест же для нас — свидетельство и символ вечной жизни, и того, что мы узнали Господа, вернулись к Нему. А Он не оставил нас, не отклонил и не изгнал.

Мы несём на себе страдания, скорбь и печаль за свои грехи — каждый несёт свой собственный крест. Но покаянием очищаемся от них и обретаем святость, подходя причаститься Кровью и Телом Христовым здесь, на Земле, подтверждая, что мы созданы Богом и Царствие Его начинается в каждом из нас.

Аминь.

Архипастырь совершил Литургию в Неделю Крестопоклонную

 

4 апреля, в Неделю 4-ю Великого поста, Крестопоклонную, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в Александро-Невском войсковом казачьем храме города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов), настоятель красноярского Александро-Невского храма протоиерей Павел Богинский; благочинный больничных храмов Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; штатные священнослужители красноярского Покровского кафедрального собора и Александро-Невского храма.

В числе верующих в храме молились казаки Енисейского казачьего войска.

За Литургией пел хор Александро-Невского храма.

По окончании богослужения был совершён чин поклонения Честному и Животворящему Кресту Господню, после чего митрополит Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом.

Для справки:

В субботу третьей седмицы Великого поста во всех православных храмах во время всенощного бдения из алтаря на середину храма выносится Крест, которому поклоняются священнослужители и прихожане. Поклонение Кресту Господню призвано напомнить верующим о том, что путь к Воскресению лежит именно через крест и спасение души невозможно без борьбы с грехами и страстями, без скорбей и страданий. Обратно в алтарь Крест уносится в пятницу четвёртой седмицы Великого поста.

Глава Красноярской митрополии совершил всенощное бдение в Покровском кафедральном соборе

3 апреля, в канун недели 4-й Великого поста, Крестопоклонной, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил всенощное бдение с чином выноса Честного и Животворящего Креста Господня в Покровском кафедральном соборе г. Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов), благочинный больничных храмов Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер, ключарь иеромонах Мелхиседек (Цхадая) и штатные священнослужители Покровского собора.

За богослужением Архипастырь помазал верующих елеем.

По окончании всенощного бдения владыка Пантелеимон обратился к пастве со словом проповеди.

В субботу третьей седмицы Великого поста во всех православных храмах во время всенощного бдения из алтаря на середину храма выносится Крест, которому поклоняются священнослужители и прихожане. Поклонение Кресту Господню призвано напомнить верующим о том, что путь к Воскресению лежит именно через крест и спасение души невозможно без борьбы с грехами и страстями, без скорбей и страданий. Обратно в алтарь Крест уносится в пятницу четвёртой седмицы Великого поста.

4 апреля, 8.30. Литургия архиерейским чином в храме Александра Невского города Красноярска

4 апреля, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавит Литургию в красноярском храме Александра Невского (ул. 78 Добровольческой бригады, 4/2).

Начало в 8.30.

Красноярская православная гимназия набирает первоклассников

Набор в первый класс Красноярской православной Сергиевской начальной гимназии начался 1 апреля, — сообщается на сайте образовательного учреждения.

Набор ограничен двенадцатью местами. С правилами приёма и необходимыми документами можно ознакомиться по ссылке.

Урок по «Основам православной культуры» для красноярских школьников провёл священник

1 апреля красноярскую общеобразовательную школу № 78 посетил штатный священник Трёхсвятительского храма иерей Борис Гнетов.

Как сообщает сайт прихода, отец Борис провёл для учеников четвёртого класса урок по модулю «Основы православной культуры», рассказав о Заповедях Божиих и об их проявлении в жизни каждого человека.

7 апреля, 9.00. Божественная литургия архиерейским чином в Благовещенском соборе г. Красноярска

7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершит Божественную литургию в Благовещенском монастырском соборе города Красноярска (ул. 9 января, 30).

Начало в 9.00.

Со зрителями программы «Железногорск православный» продолжили разговор о Таинстве Соборования

Передача «Железногорск православный» выходит на местном телеканале МИР24 каждое воскресенье в 20.30. О духовной жизни, истории Церкви, православных праздниках и событиях современной церковной жизни телезрителям рассказывает настоятель железногорского Михаило-Архангельского собора протоиерей Роман Нещерет.

В новом выпуске отец Роман рассказывает о Таинстве Соборования и исцелении души и тела. Предыдущий выпуск также был посвящён этому Таинству, а также правилам поминовения усопших.

Свои вопросы священнику зрители могут задать в сообществе «Муниципальное телевидение. Железногорск» в социальной сети «ВКонтакте» или по телефону: +7(391)974-66-22.

Акция милосердия прошла в красноярском храме

В рамках празднования Дня православной книги в красноярском Трёхсвятительском приходе состоялась акция по сбору детской православной литературы.

Как сообщает сайт trehsvhram-bazaiha.ru, воспитанники воскресной школы вместе с родителями и прихожанами собирали детские книги для подопечных детского дома-интерната «Подсолнух».

Добавим, что храм Трёх Святителей оказывает помощь интернату на регулярной основе.