Последние публикации

Просветительская православная литература будет направлена в тюрьмы Красноярского края

Всего поступило восемь коробок с новыми книгами, куда входят Евангелие, толкования священных текстов святыми отцами, художественные книги православных авторов.

В самое ближайшее время все издания будут отправлены в библиотеки исправительных учреждений и переданы в руки осуждённых, — сообщает на своей странице «ВКонтакте» благочинный тюремных храмов Красноярского края, штатный священник Благовещенского монастырского собора города Красноярска Родион Петриков.

Красноярский священник принял участие в заседании Общественного совета при ГУ МВД России по Красноярскому краю

30 марта состоялось заседание Общественного совета при Главном управлении МВД России по Красноярскому краю.

Участником встречи стал настоятель Георгиевского храма при краевом госпитале ветеранов войн, постоянный член совета иерей Андрей Дорогов.

Основными темами для обсуждения стали вопросы профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, оказание содействия органам внутренних дел в этой работе и подведение итогов работы Общественного совета в первом квартале текущего года, — сообщает сайт 24мвд.рф.

Также частью встречи стала церемония награждения победителей конкурса общественного признания «Поступок года».

О работе приходской библиотеки красноярского Иоанно-Предтеченского храма рассказали зрителям «Светлого дня»

Новый выпуск православной передачи от 30 марта в утреннем эфире канала ТВК продолжает тему православной литературы и рассказывает о приходской библиотеке красноярского храма пророка Иоанна Предтечи.

О том, откуда берутся книги и что представляет собой книжный фонд православного прихода на примере Красноярска рассказывают настоятель Иоанно-Предтеченского прихода, заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа протоиерей Николай Ши-кэ-мин и библиотекарь Ирина Колосова.

Напомним, что предыдущий выпуск был посвящён ассортименту литературы, предлагаемому в церковных лавках.

Выпуски «Светлого дня» можно увидеть каждый вторник в утреннем эфире телеканала ТВК и на канале красноярского храма Иоанна Предтечи в сервисе YouTube.

Готовящийся к выпуску альманах «Сибирский крест» представили на втором онлайн-семинаре

29 марта состоялась онлайн-трансляция второго семинара, посвящённого предстоящему выходу в свет нового историко-публицистического альманаха «Сибирский крест». Запись семинара можно посмотреть на Youtube-канале музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом».

Готовящий к публикации альманах будет посвящён церковной истории Приенисейской Сибири XVII–XXI веков и составлен из научных и публицистических работ, затрагивающих те или иные аспекты истории или её изучения.

Ведущим семинара выступил руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии, ответственный секретарь епархиальной комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию, главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин. Во вступительном слове он представил участников мероприятия, рассказал о готовящемся к изданию альманаху и провёл обзор уже существующих изданий в этой области.

Семинар открылся докладом магистранта Института экономики, государственного управления и финансов СФУ Ильи Бобрика, автора статьи в альманахе «Пастыри-переселенцы на Ачинской земле (1910–1930-е гг.): испытание верой». В статье и докладе рассматривается переселенческое движение в России конца XIX — начале XX веков с использованием антропологического подхода, описывающего конкретные истории жизни конкретных людей.

Об истории Петропавловской церкви на своей малой родине — в селе Каратуз — рассказал краевед Руслан Кравченко. Прочитать о ней подробнее можно будет так же из статьи в альманахе «Сибирский крест».

Продолжил семинар рассказ редактора газеты «Православное слово Сибири», сотрудника «Касьяновского дома» Романа Боброва об одном из двух публицистических материалов, представленных в сборнике — дневнике экспедиции «Сибирский крест» 2018 года, второго исследовательского проекта под таким названием (после 2016 года). Роман Евгеньевич посоветовал читателям начать знакомство с альманахом именно с дневников, а также рассказал о важности комбинирования архивных и археологических методов исследований с изучением «устной истории» при исторических изысканиях.

Затем о своей статье в альманахе «Красные партизаны и религия на Енисее» кратко рассказал член комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию Красноярской епархии РПЦ Александр Шекшеев.

Последней выступающей стала рецензент альманаха «Сибирский крест», доцент кафедры отечественной истории КГПУ им. В.П. Астафьева, кандидат исторических наук Людмила Мезит, которая рассказала о важности издания, отметив его ценность для людей, увлекающихся краеведением, и роль в формировании позитивного отношения к Церкви.

Между выступлениями также транслировались фрагменты документальных фильмов «Касьяновского дома», посвящённых поднимавшимся вопросам.

Напомним, что первый семинар с участниками издания альманаха «Сибирский крест» прошёл 18 марта.

Вышел новый номер газеты «Православное слово Сибири»

По благословению митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона из печати вышел выпуск №1–2 [229–230] газеты «Православное слово Сибири» — официального печатного издания Красноярской митрополии.

Центральной темой номера стали XXI Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа», прошедшие в январе этого года. Кроме статьи, подводящей итоги форума, в издании опубликовано интервью с руководителем направления «Церковь и культура», членом президиума Общества русской словесности, заместителем декана по научной работе филологического факультета Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, профессором, доктором филологических наук Натальей Ковтун.

На центральном развороте газеты опубликованы работы победителей второго конкурса фотографий «#РождествовСибири». Целью конкурса было раскрытие посредством фотоизображений многообразия образов праздника Рождества, содействие популяризации духовно-нравственных ценностей и развитие творческих способностей фотолюбителей.

Начался Великий пост, и в свежем номере «Православного слова Сибири» можно найти календарь питания и рассказ о приходящихся на Пост православных праздниках.

Как и всегда, в новом выпуске — актуальные анонсы и свежие новости из жизни всех пяти епархий на территории нашего края и материалы на другие темы.

Православная неделя с 29 марта по 4 апреля 2021 года: Дни памяти святых Патрикия и Серафима Вырицкого, Неделя Крестопоклонная

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 29 марта — 4 апреля в 2021 года — третья седмица Великого поста.

30 (17 по ст. ст.) марта. День памяти святого Патрикия, просветителя Ирландии

17 марта Церковь празднует память святого Патрикия (Патрика). Именно этот человек в V веке привёл к христианству целую страну — Ирландию. В день памяти святого Патрика его почитатели по всему миру проводят парады в его честь. Традиционный уже для западных стран праздник появился в календаре Православной Церкви совсем недавно — после того, как 9 марта 2017 года решением Священного Синода в месяцелов были включены имена некоторых святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до 1054 года.

Хотя имя святого Патрикия связывается главным образом с Ирландией, родился он в 389 г. на севере Англии, в семье знатного британца Кальпурния. Мать его была близкой родственницей св. Мартина Турского. Новорождённого мальчика нарекли совсем другим, кельтским именем Суккат, а при крещении дали имя латинское — Магон.

В 405 г. ирландские пираты напали на богатую виллу Кальпурния и увезли Магона в рабство. В Ирландии Магон был продан одному из местных племенных вождей, который, как бы в насмешку, дал ему прозвище Патрикий (Patricius) — «знатный человек». С этим именем святой не расставался уже никогда.

Шесть лет провёл Патрикий в рабстве, работая пастухом. В любую погоду, под проливным дождём и пронизывающим ветром, он пас овец на скудных ирландских пастбищах, моля Бога о спасении. И однажды он услышал таинственный голос: «На берегу моря тебя ждет корабль». Патрикий решил, что это откровение Божие, и решился на побег. В одном из портов ему удалось наняться моряком на корабль и уплыть в Галлию.

Патрикий становится учеником святителя Германа. В 432 г. св. Патрикий, уже в епископском сане, снова отправляется в Ирландию. При первом же знакомстве ирландцы пытались закидать Патрикия камнями. Однако какое-то время спустя проповедь святого обратила ко Христу сердце одного из местных вождей. Он пожертвовал просторный амбар для устройства в нём первого храма.

Накануне Пасхи святой отправился в ставку верховного короля Лоэгайре, которому подчинялись все прочие вожди. Король узнал об этом и решил убить святого. Посланные им убийцы стали свидетелями небывалого чуда: едва они появились перед Патрикием и его восемью беззащитными спутниками, как святой муж воззвал к Небесам, и вместо людей убийцы увидели проходящих мимо оленей. Гимн святого Патрикия — «Песнь оленя» — сохранился до наших дней.

Святой Патрикий предупредил короля, что тот лишится Божия благоволения, если будет упорствовать в язычестве и противиться проповеди Евангелия. Друиды — местные жрецы, оказались бессильными против истинных чудес, которые на глазах у короля совершал святой Патрикий силой Святого Духа. Итогом поединка с друидами стало крещение короля Лоэгайре со всем его домом.

3 апреля (21 марта по ст. ст.). День памяти преподобного Серафима Вырицкого

Святой Серафим (в миру Василий Муравьёв) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Ярославской губернии в семье глубоко верующих людей.

С детства Василий был усердным, послушным, терпеливым, благодаря чему уже в раннем возрасте самостоятельно освоил грамоту, начала математики, прочитал Евангелие и Псалтирь, также он очень любил читать жития святых. Уже в те годы Василий стал задумываться о том, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу.

В 14 лет он отправился в Александро-Невскую лавру, где попросил о встрече с наместником. Не увидев настоятеля, которого тогда не было в Лавре, Василий встретился с одним из старцев, который посоветовал ему до поры пожить в миру, создать семью и делать добрые дела.

В 1890 году Василий обвенчался, а спустя два года открыл контору по заготовке и продаже пшеницы. Постепенно семья Муравьёвых заняла заметное место в купеческом сословии Петербурга, её многие знали и уважали. Однако сам Василий не считал свой труд лишь способом разбогатеть, главное его стремление было – помогать Церкви и всем нуждающимся.

В 1895 году у Василия и его жены Ольги родился сын Николай, а чуть позже — дочь Ольга. Однако после её скорой смерти, супруги по обоюдному согласию и с благословения духовника стали жить как брат и сестра. Свои силы они сконцентрировали на помощи нуждающимся и храмам.

После революции 1917 года торговые дела Василия Муравьёва пришли в упадок, и он стал готовиться к принятию монашества, о чём долго мечтал.

В сентябре 1920 года он был принят в число братии Александро-Невской обители. Одновременно с этим, его супруга приняла постриг в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда. Все бывшие у супругов средства — 40 тысяч рублей — они пожертвовали монастырям.

Александро-Невская лавра воспитала из бывшего купца настоящего монаха-подвижника, который в дальнейшем принял на себя такие служения, как духовничество и старчество. Однако последним местом его служения Богу и людям стала не Лавра, а село Вырица, куда он переехал в середине 1930 года.

В Вырице, куда преподобный Серафим прибыл уже серьёзно больным, он уже не принимал врачей, а лишь говорил: «Буди на всё воля Божия. Болезнь — это школа смирения, где воистину познаёшь немощь свою…».

К Серафиму Вырицкому приезжали целыми семьями и группами. Старец помогал всем приходившим не только духовными советами, но и практически. Так, например, он помогал в устройстве на работу, давал нуждающимся деньги. Помимо этого, батюшка до самой своей кончины помогал, чем мог, Пюхтицкому Успенскому женскому монастырю.

В подражание святому Серафиму Саровскому старец взял на себя новый духовный подвиг — переехав в дом на Пильном проспекте в Вырице, он молился в саду на камне перед иконой Саровского чудотворца. В годы Великой Отечественной войны этот подвиг святой выполнял еще усерднее.

После войны к святому приезжало немало людей с надеждой узнать от прозорливого старца о судьбе своих пропавших родных и близких. Многие, действительно, узнавали у него о пропавших, другие, по молитвам батюшки, находили работу, кров, но главное — обретали веру в Бога.

После кончины отца Серафима, к его гробу три дня шёл нескончаемый поток людей. В первый же день у гроба святого произошло чудо — исцелилась слепая девочка.

4 апреля (22 марта по ст. ст.). Неделя Крестопоклонная

Воскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. В cубботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень — напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поёт: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поётся и на Литургии вместо Трисвятого.

Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.

Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внёс его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шёл рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.

Надо сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста ещё обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.

Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашённых, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвящённой Литургии после ектении об оглашённых будет ещё одна ектения — о «готовящихся к просвещению» — как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься.

Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрёл более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов.

Как известно, этот Крест, как и многие другие христианские святыни, пропал во времена крестоносцев, в ХIII в., хотя его частицы до сих пор можно видеть во многих ковчежцах. Но утерянным оказался и изначальный смысл великопостного поклонения Кресту, и постепенно в Церкви стали переосмыслять традиционный порядок проведения Великого поста. И при этом стали, впрочем, не без основания, часто думать о том, что Крестопоклонная — это именно преполовение, середина поста, когда пост усиливается и каждый хочет получить утешение и укрепление в вере через поклонение святому Древу или его образу, любой его иконе.

Андрей Бардаков: Травля в школах — это проявление низкой духовности и малой нравственности

26 марта в Красноярском информационно-методическом центре состоялся первый городской антифорум молодых педагогов «#яжучичель24». Участниками мероприятия стали член Общественной палаты Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии Андрей Бардаков и директор Красноярского института развития духовно-нравственной культуры, заслуженный педагог Красноярского края Елена Пригодич.

Андрей Васильевич и Елена Григорьевна приняли участие в обсуждении проблемы буллинга в школах. Вместе с другими участниками встречи они попытались разобраться в причинах возникновения данного явления и методах противодействия травле: как с ней бороться не только ученикам, но также учителям и родителям.

— Травля в школах — это проявление низкой духовности и малой нравственности, если мы становимся той стороной, которая притесняет, нарушая таким образом заповедь милосердия, нарушая золотой принцип этики. Однако и провоцирование на конфликт со стороны жертвы тоже не красит её в духовном смысле, — отметил, в частности, директор АОЦ.

В завершение мероприятия Андрей Бардаков презентовал учебно-методический комплект «Время и лица. Страницы духовной истории Приенисейской Сибири», реализуемый с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Проект направлен на подготовку видеоматериалов для использования в образовании, раскрывающих особенности духовной жизни Приенисейской Сибири в широком смысле за несколько веков.

Войсковой священник красноярских казаков поучаствовал в вебинаре по обсуждению взаимодействия Церкви и казачества

25 марта состоялся вебинар для руководителей и сотрудников епархиальных подразделений по взаимодействию с казачеством, казачьих духовников, атаманов и их заместителей «Взаимодействие Церкви и казачества на территории Енисейского и Иркутского казачьих войск».

От Красноярской епархии в мероприятии под председательством руководителя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла приняли участие: войсковой священник Енисейского войскового казачьего общества, председатель отдела Красноярской митрополии по взаимодействию с Енисейским казачеством, настоятель красноярского Пантелеимоновского прихода протоиерей Андрей Казанцев; духовник казачьего молодежного клуба во имя князя Димитрия Донского, штатный священник Пантелеимоновского прихода протоиерей Георгий Кривоносов и атаман ЕВКО казачий генерал Павел Артамонов.

Отец Андрей на вебинаре прочёл доклад «Братское соработничество Красноярской митрополии и Енисейского казачества во время пандемии», — сообщили пресс-службе Красноярской епархии в Пантелеимоновском приходе.

Красноярские сёстры милосердия устроили для детдомовцев экскурсию по мужскому монастырю

13 марта сестры милосердия из Свято-Елизаветинского сестричества при красноярском Иоанно-Предтеченском храме совместно со штатным священником прихода иеромонахом Серафимом (Машуковым) устроили для воспитанников детского дома имени Хазрета Совмена экскурсию по Успенской мужской обители Красноярска.

Как информирует страница сестричества «ВКонтакте», ребята многое узнали об истории и устройстве монастыря, погуляли на свежем воздухе и отведали приготовленное сёстрами угощение.

Добавим, что сестричество приглашает всех желающих присоединиться к работе с детским домом им. Х.М. Совмена в качестве волонтеров.

За подробной информацией обращаться по телефону: +7(923)212-31-70 (Наталья).