Последние публикации

Явленная Параскева

Явившаяся в водах сибирской реки Кан икона великомученицы Параскевы Пятницы связала традициями почитания этой святой город Канск и окрестные деревни Бражное и Ашкаул. И хотя сейчас уже трудно выяснить, в какой из деревень хранилась икона, а сам явленный образ был утрачен в годы гонений, традиции почитания святой великомученицы Параскевы в Канске и Канском округе живы и поныне.

Первыми в Канской лесостепи были основаны селения по реке –Кан в XVII и начале XVIII века был единственной надёжной дорогой. И только после устройства Московского тракта русские начали обживать лесостепь по берегам малых речек и даже ручьёв. Браженцы, амонашенцы, курышинцы и представители других старожильческих селений по Кану до ХХ века имели самоназвание «челдоны». «Пришедшие с Дона» – не совсем верный перевод, говорят учёные; правильнее перевести – «человек воды», или «люди реки». Как древние славяне, так и первые русские поселенцы в Сибири имели особое уважение к реке.

Самоназвание сибиряков подтверждает и устное народное творчество. Коренная жительница села Бражного В.И. Сивкова вспоминает песню «Челдоночка», которую пела по праздникам её большая родня ещё в середине ХХ века. Песня, скорее всего, появилась в начале XIX века. Бражное – вообще кладезь народного песенного творчества. Ещё в середине ХХ века сюда выезжали экспедиции фольклористов народного хора им. М. Пятницкого, записывали старые сибирские песни. Были просто удивительные открытия. Например, песня «Подай балалайку» была найдена в Бражном и со временем стала визитной карточкой прославленного хора.

Но это отступление, а нам важно проследить, как в сознании русских сибиряков Кан становился священной рекой. Во-первых, для первых поселенцев река была естественной защитой от недружественных местных племен. Во-вторых, при нехватке продовольствия она оставалась кормилицей в течение всего года. В-третьих, питьевой воды лучше, чем в Кану, в нашей лесостепи найти нельзя. Уже этого достаточно было для того, чтобы люди понимали ценность реки и относились к ней как дару Божьему. В течение времени отношение к реке не поменялось. В XVIII и XIX веках, когда в приречных селениях были построены церкви, иордань в праздник Крещения Господня устраивали только на реке; крестным ходом люди шли к иордани, там служились молебны. Есть свидетельства, что и летом в праздник Иоанна Крестителя крестным ходом ходили к реке.

При таком отношении православных людей к реке могла ли иным путём, кроме как на водах Кана, явиться икона святой великомученицы Параскевы? И сегодня уже не важно, в какой конкретно деревне икона явилась – в Браженской или Ашкаульской, бесспорным является то, что икона этот образ с середины XIX века остаётся особо чтимым среди православных Бражного, Ашкаула и Канска.

Образ святой Параскевы почитаем на красноярской земле с самого начала освоения этих мест русскими. Во имя этой угодницы Божией на Караульной горе в Красноярском остроге в начале XVII века была построена деревянная часовня, а в 1852–1855 гг. на её месте построили каменную, которая стала символом Красноярска.

Церковное предание о святой великомученице Параскеве говорит, что родилась она в городе Иконии в Малой Азии, родители её особо чтили пятницу, день, когда на кресте был распят Господь Иисус Христос. В честь этого дня и дочь назвали Пятницей (по-гречески Параскевой). Она рано осиротела; достигнув совершеннолетия, Параскева приняла обет девства и заботилась о распространении веры Христовой. В 300 году при императоре Диоклетиане за отказ принести жертву идолам Параскеву злобно замучили.

Иконописцы изображают святую Параскеву суровой подвижницей; в левой руке её – свиток с текстом Символа веры, в правой – крест. Великомученица с древности пользовалась особым почитанием у восточных славян наравне со святителем Николаем Чудотворцем. Но праздник Параскевы издавна известен ещё и как «заветный» женский день – эта святая почитается покровительницей женщин, брака и семейного счастья. Крестьянки обращались к ней с просьбами о даровании детей, об исцелении, о семейном благополучии, а девушки молились о скорейшем замужестве. Параскеве Пятнице посвящено множество храмов, а ещё больше – часовен по всей России. Очень часто эти часовни и храмы возводились вблизи источников.

С ХVIII века образ великомученицы почитаем и в некоторых храмах Канского округа. Широкую известность получил источник святой Параскевы в селе Ирбейском (ныне Ирбейский район). Есть предание, что в 1790 году, когда село затронула эпидемия сибирской язвы, во сне одному пастушку явилась великомученица Параскева, взяла за руку и привела к источнику, велев в нём омываться людям и водой окроплять животных. Пастушок рассказал о чудном видении землякам, и они сделали всё, как сказала святая Параскева. Падёж животных прекратился. С той поры источник был назван именем святой великомученицы и стал местом паломничества. Там была выстроена часовня. В годы советской власти легенда забылась, но с восстановлением в Ирбейском в 1990-м году православного храма возобновились паломничества к источнику.

Служивший в Спасском соборе протоиерей Димитрий Евтихиев в 1873 г. в очерках упоминал о часовнях в расположенных на берегах Кана деревнях Пермяково и Терской, в которых также были почитаемы иконы великомученицы Параскевы.

Как началось почитание иконы святой Параскевы в Браженской и Ашкаульской деревнях, официальных данных нет. Но совершенно очевидно, что святая Параскева накрепко соединила православных людей Канска, Бражного и Ашкаула. Если до постройки Петро-Павловского храма в Бражном в 1865 году жители города и деревень целый век жили одним приходом, то после разделения прихода оказались вместе под духовным патронатом святой Параскевы.

В сборнике «Краткое описание приходов Енисейской епархии» сказано: «При Ашкаульской часовне имеется чтимая икона св. мученицы Параскевы. Сведений о ней в приходском храме нет; таковые находятся при Канском Спасском соборе, т.к. почитание этой иконы началось в то время, когда д. Ашкаульская была приписана к Канскому Спасскому собору. С этою иконою ежегодно в день Святого Духа из дер. Ашкаульской совершается крестный ход в г. Канск, а затем накануне 9-й пятницы по Пасхе икона обратно переносится из г. Канска в дер. Ашкаульскую».

Спасский собор.
Вид с Соборной площади (юго-запада) на южный (Покровский) придел.
Фото 1910 г. из фондов Канского краеведческого музея.

А в «Памятной книжке Енисейской губернии» за 1907 год упоминается о том, что «…в часовню же, находящуюся в 8 верстах от города, в 9 неделю по Пасхе при встрече и проводах ик. св. муч. Параскевы, приносимой из с. Браженского, совершается крестный ход».

При сравнении текстов закономерно встаёт вопрос: где же чтимая икона постоянно пребывала?

Мало что разъясняют и воспоминания старожилов села Бражного Емельяна и Андриана о явлении иконы (воспоминания записал в 1957 году В.М. Денисов, фамилии старожилов он не называет). Воспоминания хранятся ныне в Свято-Троицком соборе Канска. Это одна из отправных точек предания и потому представляет интерес: «В середине XIX века в селе Бражном течением воды реки Кан поднесло к берегу икону мученицы Параскевы. Жители села ежедневно брали воду в этом месте для личного потребления и однажды, придя за водой, увидели на воде икону. По существующему обычаю, икону трижды отталкивали от берега, однако она каждый раз возвращалась на прежнее место. И тогда жители и местный священник решили, что икона по произволению Божию должна быть здесь. Икону подняли и понесли в храм села Бражного. По прошествии непродолжительного времени о явлении иконы узнали в городе Канске и потребовали передачи явленной иконы в Канск. Жители Бражного категорически отказались выполнять такое требование. Спор затянулся на годы, и тогда при посредничестве епархиального епископа было оговорено, что по Ашкаульскому тракту между городом Канском и селом Бражным на расстоянии, равном половине пути, должен быть поставлен крест. К месту Креста ежегодно в 9-ю пятницу после Пасхи браженский приход шёл крестным ходом с явленной иконой, а навстречу ему шёл крестным ходом канский приход. Идущие навстречу друг другу приходы встречались у Креста и совершали богослужение».

В пользу ашкаульской версии говорят свидетельства о трёх известных часовнях, выстроенных в деревне в разное время. Сведения о первой часовне датируются 1864 годом (на тот момент она уже была выстроена). Дата возведения второй часовни зафиксирована в справочнике «Краткое описание приходов Енисейской епархии», в котором говорится, что «часовня в д. Ашкаульской построена в 1887 г.». Дата строительства третьей часовни – 1893 год. Журнал «Енисейские Епархиальные ведомости» рассказывает: «Епископ Енисейский и Красноярский (владыка Александр (Богданов) – прим. автора) посетил новоустроенную часовню в честь Великомученицы Параскевы. Строитель этой часовни встретил его хлебом-солью. Внутренняя отделка ещё не закончена».

В свете последних исследований установлено, что в Ашкауле были не только часовни, но и имелась церковь. В районном архиве сохранилась метрическая книга этого храма. Во имя какого святого (или святой) был освящён престол, пока не ясно. Справочник «Краткое описание приходов Енисейской епархии», к сожалению, об этой церкви умалчивает. Но «Памятная книжка Енисейской губернии» за 1909 год свидетельствует, что в Ашкауле работала церковно-приходская школа. Заведовал ею священник Александр Прокопьев, учительницей была Мария Николаева.

И ещё есть вопрос, ответ на который мог бы прояснить ситуацию в споре об иконе: почему земский тракт, первоначально (в 1835– 1840 гг.) называемый Бирюсинским, а затем и Царским, в конце XIX века называли Ашкаульским (и это стало его официальным названием до середины ХХ века), хотя самые удалённые от Канска селения – волостное село Амонашенское и далее Ирбейское? Значит, в сознании людей XIX века главным селением на этой дороге был Ашкаул (Ашкаульский тракт в Канске ныне носит название ул. Эйдемана – прим. автора).

При анализе и сопоставлении текстов не покидает ощущение, что за явленную икону святой Параскевы деревни (а позднее села) Браженская и Ашкаульская конкурировали. Можно в этом случае допустить, что прихожане села Браженского при поддержке священников приносили икону в Петро-Павловскую церковь на какое-то время, а информация об этом поступила к составителям «Памятной книжки Енисейской губернии».

У православных людей в России есть обычай опускать на воду иконы, утратившие лики в силу времени или каких-либо причин. А уж там воля Божья, обновиться ли иконе и в каком месте явиться в таком случае. Разбирая предание о явленной иконе святой Параскевы, надо помнить, что к середине XIX века по течению реки Кан выше Ашкаула и Бражного стояло несколько крупных селений: Рахманово, Амонашенское, Тарай, Подъянда, Хомутово, Ирбейское и другие. Мог кто-то в этих селениях по каким-либо причинам опустить на воду икону? Для верующих нет вопросов, маловерующие или вновь приходящие в храм пусть читают литературу о православных традициях.

Традиция переносить крестным ходом икону святой Параскевы из села в город продолжалась несколько десятилетий, но накануне Первой мировой войны из опасений, что чтимый образ могут похитить из ашкаульской часовни, её на постоянное пребывание поместили в Спасский собор Канска. Однако, «получив прописку» в соборе, икона всё равно крестными ходами выносилась в храмы округа и даже на поля.

Когда была утрачена икона святой Параскевы, неясно. Были предположения, что образ могли унести с собой офицеры Белой армии во время Гражданской войны. Но воспоминания некоторых православных свидетельствуют, что почитание иконы и крестные ходы с ней сохранялись до 1930-х годов (Н.А. Анциферова, М.П. Лазарева).

Исходя из этого, можно предположить, что явленная икона святой Параскевы была утрачена при закрытии Спасского собора в 1938 году и может находиться в каком-либо музее или у кого-то дома.

Несмотря на то, что икона была утрачена, в Канске не прекратилось почитание святой Параскевы. В 1964 году, когда был выстроен деревянный храм по ул. Красная Иланка, традиции почитания великомученицы оказались перенесены туда; они сохраняются по сей день. На девятую пятницу по Святой Пасхе икону вынимают из киота, украшают пурпуром и выставляют посредине храма. Божественная литургия служится по Пасхальному чину, после чего с иконой совершают крестный ход вокруг храма и служат водосвятный молебен у иордани. Затем ещё неделю икона стоит посреди церкви, прежде чем встать на своё место у царских врат. И круглый год перед образом святой великомученицы Параскевы горит неугасимая лампада.

Икона Параскевы Пятницы в Спасской церкви г. Канска (написана в 1889 году в мастерской художника Малышева в Сергиевом Посаде) предположительно из прежнего соборного иконостаса, одна из немногих святынь, уцелевших после разорения собора. Скорее всего, её могли заказать для иконостаса в те годы, когда явленная икона ещё находилась в ашкаульской часовне. Фото отца Василия Жилянина. 2014 год

В 1980 году в ходе подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси стараниями настоятеля отца Романа Цапа была проведена большая реконструкция Спасского храма: выстроены большой купол и колокольня, а также просторное здание, в котором разместились квартира священника и крестильня. В крестильне освящён престол во имя святой великомученицы Параскевы. В 1986 году настоятель храма отец Феодор Васильев пригласил художника из Ачинска Бориса Зорина, который сделал в крестильне и часовне святой Параскевы росписи на библейские темы.

1986 год. Чествование иконы святой великомученицы Параскевы.
Праздничную литургию совершил благочинный Красноярского церковного округа митрофорный протоиерей Александр Бурдин (на снимке справа). На снимке в центре — настоятель отец Феодор Васильев.
Фото из архива А. С. Смирновой

В 2020–2021 годах стараниями общины Спасского храма (староста Евгений Ретинский) была проведена большая работа по благоустройству территории храма и обновлению часовни и крестильни. Сегодня здесь очень уютный, тихий уголок.

На территории Спасского храма. Фото Дениса Афонина

Иконостас в часовне святой Параскевы. Фото Дениса Афонина

Приняв приход Петро-Павловской церкви села Бражного в 2006 году, отец Евгений Разумный провёл большую исследовательскую работу по часовням святой Параскевы.

Петро-Павловский храм в селе Бражном. Построен в 2005 г.

Коренные жители Ашкаула А. М. Баскаков и П. С. Вьюшков помогли установить места, где стояли часовни: одна была в деревне, другая – на середине пути от Ашкаула до Канска. Место деревенской часовни (скорее, это была церковь) удалось установить точно; ныне это центр Ашкаула, и, к счастью, территория не застроена. По воспоминаниям А.М. Баскакова, в 1966 году часовню разобрали, перенесли на территорию мастерской и приспособили под гараж. Дальнейшая судьба здания была такой: только закончили работу и готовились принять в эксплуатацию – случился пожар; сгорели сам гараж и два трактора в нем. Это было днём, примерно в 15 часов.
А вот точное место придорожной часовни установить уже не удалось, его определили приблизительно. Отец Евгений по благословению архиепископа Красноярского и Енисейского Антония (ныне на покое) начал подготовку к установлению на этом месте Поклонного креста. Отозвались люди, для которых история и Православная вера – базовые ценности. Казаки Канского казачьего общества подготовили площадку, а директор Канского отделения Энергосбыта ОАО «Красноярскэнерго» Сергей Коновалов оплатил изготовление креста. 25 июля 2010 года владыка Антоний за богослужением в Петро-Павловском храм освятил Поклонный крест.

Крестный ход 2011 года. Фото из архива отца Евгения Разумного

19 августа 2011 года, в день празднования Преображения Господня, по благословению архиепископа Антония состоялся крестный ход из Петро-Павловского храма с. Бражного к месту бывшей часовни. Участие в крестном ходе приняли казаки Енисейского казачьего войска из Красноярска и Канска во главе с атаманом генералом Павлом Платовым и прихожане. Праздничный молебен совершили благочинный Канского церковного округа, настоятель Свято-Троицкого собора, войсковой священник Енисейского казачьего войска протоиерей Олимпий Богинский и настоятель Петро-Павловского храма иерей Евгений Разумный.

Установка Поклонного креста. Фото из архива отца Евгения Разумного

Поклонный крест оживил местность и возвратил историческую и духовную память. «Дай Бог, чтобы вслед за установкой креста возродилась традиция встречных крестных ходов из Канска и Бражного на девятую пятницу по Пасхе к этому месту, где не один десяток лет наши земляки возносили молитвы ко святой великомученице», – сказал тогда отец Евгений.

Моя добрая знакомая Вера Ильинична рассказывала: «Едем в Канск — остановимся. Приложусь ко кресту, попрошу святую: «Параскевушка, помоги!» И помогает, всё успею сделать в городе, попаду во все нужные кабинеты, подпишу все нужные бумаги».

Материал подготовлен при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2021»

Обычаи села Частоостровское

5652343455.jpg

Давно это было, когда Россия прирастала Сибирью. Шли на восход солнца стрельцы с воеводами и казаки с атаманами, оставляя после себя остроги и острожцы, чтобы охранять занятую землю. Так появилось село Частоострожское, ныне относящееся к Красноярскому краю. А какие там места красивые! Енисей, горы, тайга с полянами, оранжевыми от жарков, зарослями Марьиных кореньев. Местное население где-то радушно принимало пришельцев, а где-то и стрелами встречали. Потом Енисей изменил русло, на старом месте появились протоки, острова, островки. И стало это старинное казачье село называться Частоостровское. Чем живёт, что празднует и о чём вспоминает это старинное сибирское село?

Праздники

В XVII–XVIII вв. построили здесь деревянную церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. А в начале XIX столетия на её месте поставили белокаменную красавицу с овальным основанием. Таких храмов на Руси немного было, сохранилось ещё меньше. Эта — единственная в Восточной Сибири. Во время гонений она была подверглась разрушениям, в алтаре пасли коров.

IMG_20210510_102608.jpg

В 2009 году при помощи благотворителя храм восстановили, заново освятили. Правда, действует один придел, во втором и алтаря ещё нет. И за то слава Богу!

Раньше церковь была культурным центром села. Настоятель, иерей Андрей Кручинкин, старается следовать старинным обычаям и вводит новые. Нам довелось побывать в Частоостровском на престольный праздник. Троицу особенно торжественно празднуют по всей России, и Сибирь не исключение. Лестница украшена берёзками, в углу церкви — тоже берёзка, за иконами — зелёные ветки, пол устлан свежей травой. На память мы потом взяли с собой веточки и пучки зеленой травы.

После крестного хода вокруг храма батюшка пригласил из сельского дома культуры хор «Раздолье» (кстати, раньше он и матушка Ольга тоже пели в этом хоре). Что можно сказать о сибирских народных костюмах? В Сибирь отовсюду народ понаехал. Кто сам: за землей, за хорошей жизнью, за свободой; кого по этапу пригнали или отправили в ссылку. И одежда, и говор, и обычаи тех, кто приехал сюда, смешались уже: в народных костюмах есть элементы прибалтийские, немецкие, разных областей России. Сапожки на каблуке — любая модница сейчас обула бы. Юбки — клетчатые, из лоскутков, в цветочек, в горошек. Бусы и другие украшения передаются из поколения в поколение. Головы повязаны платком замысловатым образом. Привезли с собой берёзку, поставили среди лужайки. Это я помню ещё из детства. Мы украшали деревца ленточками, тетя заводила хоровод «Александровска береза, она листьями шумела…». Здесь тоже был хоровод «Во поле берёзонька стояла…» и много других песен, хороводов, плясок.

И был оркестр, да какой! Дудки, деревянные ложки, трещотка, рубель; солировал пастуший рожок.

А потом нас угощали чаем. Угощение в Сибири особенное, уникальное: шанежки со сметаной, пироги с черемухой, пироги с черемшой, черемша в сметане, соленые гольцы. Это летний праздник.

А вот весенний, Пасха. Ну, крестный ход бывает во всех храмах. Только здесь он — с куличом, на котором горят лампадки. Идут крестным ходом от храма к дому культуры на центральной площади. На Пасху разрешают всем подниматься на колокольню и целый день звонить во все колокола.

В селе Частоостровское устраивают конкурс звонарей. Откуда взяться звонарям в глубинке? А дети-то! Все лезут наверх, кто ловчее, кто быстрее, кто сильнее. Первый пролёт лестницы — с высокими каменными ступенями, как во всех старинных храмах, а дальше идут неудобные деревянные марши. Но никого это не останавливает. Ребятишки стараются очень. Жюри — отец Андрей или кто-то из прихожан — оценивают их старания и присуждают первое, второе, третье места. Но подарки получают все!

IMG_20210510_101355.jpg

На площади — выставка рисунков, ярмарка поделок, в которой участвуют и взрослые, концерт, соревнования. Кто быстрее добежит до во-о-он того дерева; кто удержится на жёрдочке, положенной на установленные пирамидкой камешки; традиционный бой подушек и т.п. А изделия на ярмарке — из дерева и бересты, ведь кругом тайга. Я уже не говорю о сундучках, туесах, ложках-плошках. У меня есть сани-кошевни для куклы с дугой, очень тонкой резьбой на спинке и краях; полозья заканчиваются стилизованными лошадиными головами. И ещё карусель-вертушка. На ней — три ангела: с нотами, трубой и ударными тарелочками. Вверх идёт витой столбик, на нём лопасти, как у мельницы. Если внизу зажечь маленькие свечечки, лопасти будут крутиться. И много разных ещё произведений народного искусства. Конечно, играют с крашеными яичками.

IMG-20210621-WA0040.jpg

А вечером будет костёр. Необычный — с хороводами, с Пасхальными песнопениями и …куклами! Куклы Иуды одеты в тряпочки, вместо голов — камешки: это грехи, Иуда внутри тебя. Их бросают в костёр, чтобы сгорели, напоминая себе, что нужно избавиться от грехов. Кому приятно носить в себе Иуду?.. Взрослые, как дети, с азартом и воодушевлением стараются точно попасть в костёр — бросают-то издалека, близко подходить небезопасно. Напоследок — подарки и фейерверк.

Памятник

Территория у храма — большая зелёная лужайка. В Сибири был обычай: вокруг нового храма сажать сосновую или кедровую рощу. Я-то вижу, скорее, цветущий яблоневый сад. Представляете, как было бы красиво: белая церковь в белом саду. Здесь нет, к сожалению.

Зато есть необычный памятник: большой валун, который нашли за околицей; на нём — литой Георгиевский крест, а природа сама создала, если приглядеться, очертание Богородицы, склонившейся над Младенцем. Этот памятник поставлен в 2014 году в честь героев Первой мировой войны. Третий после Москвы и Санкт-Петербурга. Идею подал прихожанин, отец Андрей поддержал, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон благословил. Ставили с помощью представителей бизнеса, общественности, творческой интеллигенции, главы села. «Захотелось, чтоб материал был местный, живой. А памятник — необычный». Валун напоминает очертаниями карту Красноярского края, постамент под ним тоже из природного камня с оттенками, которые сочетаются по цвету: серый, коричневый. Крест и надпись отлиты из современного металла — алюминиевой бронзы. В основание заложили капсулу с посланием потомкам.

IMG_20210510_105118.jpg

И был грандиозный праздник. Строем шли казаки в полной форме, при оружии, со знаменем, курсанты военно-инженерного института, ребята из патриотических клубов. Отдавали героям честь. Гремел оружейный салют. В минуту молчания мерно ударял благовестник: «Бом, бом, пом-ним», а потом все (народу было много: дети, родители, гости, жители села) запели «Боже, царя храни», спели от начала и до конца. Духовой оркестр играл старинные мелодии, в том числе и первый вариант марша «Прощание славянки», который исполняли столетие назад, провожая эшелоны на войну. Возложили, конечно, цветы к подножию и выпустили белых голубей как символ мира. Летите, голуби…

Наступил черёд коллективов местного дома культуры — они пели и плясали, а с ними и все присутствующие.

Этот праздник до сих пор помнят на селе, тем более, что в Частоостровском есть несколько семей, чьи деды и прадеды были участниками двух войн — Первой мировой и Великой Отечественной. Горлановы, Толстихины, Турусовы… На местном кладбище похоронен воин Сяков, он отличился при защите крепости Осовец: когда немцы устроили газовую атаку и направились к крепости, думая, что защитников уже нет, их встретили штыки русских солдат, да так яростно, что враг побежал. Среди чудом выживших тогда был и Сяков.

Каждый год 1 августа у памятника собираются жители. Под заупокойный перебор колоколов идёт крестный ход вокруг храма. Молебен, панихида, «Вечная память», проповедь батюшки, слова гостей, родных…

IMG-20210620-WA0120.jpg

Праздничным трезвоном начинается большой концерт. В прошлом году мастер-умелец Савенков, который занимается восстановлением исторических автомобилей, подарил приходу броневик времен Первой мировой войны. Он стоит рядом с памятником.

IMG_20210510_105121.jpg

Мы смеёмся: этот храм себя в обиду не даст, тем более что в нём хранится казачье знамя, эскиз которого разработал отец Андрей.

Священник рассказывает: «С одной стороны икона Святой Троицы (так как церковь Троицкая); с другой — казачьи атрибуты: сабля, шашка, две пики со знамёнами, вверху частоостровский храм. Всё размещено в виде двухглавого орла. Храм — корона, знамёна — крылья». Ещё хранится его личная шашка, нагайки как казачьи атрибуты. Паломникам он всегда показывает приёмы владения оружием и даёт подержать его (я при таких манипуляциях с опаской забиваюсь в угол — не дай Бог, прилетит).

20210409_142121.jpg

Отец Андрей был полковым священником в Чечне, а сейчас является духовником казачьей станицы и обучает казачат. Фланкировка, рубка шашкой… Устраивает состязания. Но духовно они не готовы ещё идти, образно выражаясь, «за веру, царя и Отечество».

О традициях казачества в другом старинном сибирском селе Сухобузимское мы расскажем в еще одной статье в серии «Епархии: знакомые и неизвестные».

Наталия Ерышева

Фотографии Ксении Багулиной,
Елены Щебюляковой
и страницы Свято-Троицкого храма в сети «ВКонтакте»

Материал подготовлен при поддержке Конкурса малых грантов «Православная инициатива — 2021»

Митрополит Иларион: Главная общецерковная задача — укреплять наше единство

Антиканонические, разбойнические действия Константинопольского Патриарха Варфоломея в украинском вопросе, расколовшие мировое Православие, назвал главным вызовом в сфере внешней деятельности Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион, отвечая на вопрос ведущей программы «Церковь и мир» Екатерины Грачевой.

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата подчеркнул: «То, с чем мы столкнулись в 2018 году, раскололо всю Православную Церковь. И этот раскол углубляется из-за действий Константинопольского Патриарха».

— Это большая трагедия, но, как я неоднократно уже говорил, это раскол, который развивается вне пределов нашей Церкви, — подчеркнул председатель ОВЦС. — Мы о нём скорбим. Мы молимся и о Патриархе Варфоломее, и о других иерархах, которые уклонились в раскол или поддержали его, но мы благодарим Бога за то, что нашей Церкви раскол не коснулся.

— Наш епископат и в России, и на Украине, и в Белоруссии, и в Молдавии, и в других странах, входящих в наше каноническое пространство и за его пределами, единомыслен, солидарен, — подчеркнул митрополит Иларион. — За все эти годы наша Церковь не потеряла какую-либо часть своей канонической территории; мы не потеряли никаких храмов, кроме тех, которые были насильственно захвачены украинскими раскольниками, но и там уже построено большое количество новых храмов.

Кроме того, напомнил председатель ОВЦС, в 2019 году было восстановлено единство с Русской Православной Церковью Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции, состоявшей долгое время в Константинопольском Патриархате.

— Наша главная общецерковная задача — укреплять наше единство, — уверен иерарх. Он также подчеркнул, что важнейшие задачи возглавляемого им Отдела внешних церковных связей — оборонять священные границы Русской Православной Церкви и не допускать посягательств на её наследие, которое формировалось веками.

— А то, что происходит за пределами нашей Церкви, останется на совести людей, которые совершают антиканонические деяния. Эти деяния их опозорили уже здесь, и, конечно, в будущем веке они дадут за это ответ, — сказал митрополит Волоколамский Иларион.

Третий Манский семейный форум прошёл в онлайн-формате

24 июля состоялся третий Манский семейный форум. Тема мероприятия в этом году — «Кризис семьи: общество потребления, эгоизм, одиночество. Как это сказывается на детях?».

Форум проходил в онлайн-формате, при грантовой поддержке Дома дружбы народов Красноярского края. Организаторами форума выступили храм святого Иоанна Предтечи в г. Красноярске, АНО «Духовно-просветительский центр „Наследие“» и РООКК «Центр защиты материнства и детства святых Петра и Февронии».

Мероприятие прошло в онлайн-формате. Выступающие рассказали о здоровых семейных отношениях, эмоционально-психологическом здоровье ребенка, о программе ранней помощи семье и детям от рождения до 3-х лет, об опыте социокультурной абилитации детей с ментальными нарушениями, о многодетности и философии общества потребления.

Посмотреть запись трансляций форума можно по ссылке.

Телепередача красноярского храма вышла в финал межрегионального журналистского конкурса

Сразу шесть сюжетов телепрограммы «Светлый день», выходящей при участии красноярского храма Иоанна Предтечи, попали в финал межрегионального конкурса журналистских работ «Спас на Енисее», — сообщает официальный сайт прихода.

Победители будут объявлены 5 августа в рамках в рамках медиафестиваля «Спас на Енисее — 2021», который пройдёт в городе Минусинске.

В номинации «Вечные ценности» лидирует сюжет «Сад Победы в пансионате „Ветеран“» — он посвящён саду в Октябрьском районе Красноярска, посаженному руками ветеранов Великой Отечественной войны.

В номинации «Традиции Енисейской Сибири» в финал вышли три сюжета: о восстановлении Благовещенского женского монастыря, о красноярских меценатах XIX века и об украшении монастырских подворий.

В номинация «Юнкоры Енисейской Сибири» до финала добрались сюжеты «Скауты на Качинских столбах» и «Моя мама — церковный фотограф».

Все сюжеты можно посмотреть на канале красноярского храма Иоанна Предтечи в сервисе YouTube.

Напомним, что конкурс проводится с целью популяризации Красноярского края среди жителей края и России, привлечения внимания средств массовой информации к социально значимым и духовно-просветительским темам, популяризации и взаимодействия СМИ и СО НКО, формирования у молодых авторов позитивного и бережного отношения к своей малой родине.

Организаторы конкурса: Общественный совет при Красноярской митрополии, Агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края, Ассоциация производителей и распространителей контента электронных медиа «Енисей ТВ». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

8–15 августа. Епархиальный молодёжный съезд в скиту Иоанна Милостивого п. Манский

С 8 по 15 августа в скиту Иоанна Милостивого (посёлок Манский) пройдёт Епархиальный православный молодёжный съезд.

К участию в мероприятии приглашаются зарегистрировавшиеся православные юноши и девушки от 18 до 30 лет. С положением о съезде можно ознакомиться по ссылке.

В программе молодёжного съезда лекции и тренинги от психологов и священников, поход на Манскую петлю, гитарные вечера у костра.

Подробная информация по телефонам: +7(981)812–86–08 (Александр), + 7(950)982–30–97 (Мария) и +7(983)285–99–70 (Василиса).

Зарегистрироваться можно по ссылке. Приём заявок продлится до 4 августа.

Священник рассказал о понимании Божией кары в эфире «Радио России»

В новом выпуске передачи «Символ веры» на волнах «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) настоятель Никольского храма деревни Кузнецово протоиерей Сергий Мясоутов и ведущий Дмитрий Васянович поговорили о том, что такое кара Божия.

Священник попытался ответить на вопрос — является ли Божией карой трагедия, произошедшая 20 июня, в день Святой Троицы, в селе Большой Балчуг, где в результате удара молнии сгорел храм Покрова Божией Матери.

— Говоря об этой трагедии уместно вспомнить слова Бога из Книги Иова, где Он вопрошает, могут ли люди вообще рассуждать о Его путях. Мы можем только предполагать, почему подобное происходит, но прежде, чем воспринимать это как кару Божию — стоит разобраться, что вообще такое кара для православного христианина, — рассказал, в частности, отец Сергий

Полная запись программы доступна в группе «Радио России. Красноярск» в социальной сети «ВКонтакте».

Православная неделя с 26 июля по 1 августа 2021 года: День Крещения Руси, обретение мощей преподобного Серафима Саровского и собор архангела Гавриила

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 26 июля — 1 августа в 2021 году — шестая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

26 июля (13 июля по ст. ст.). Собор архангела Гавриила

Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Сына Божия.

Святой Архистратиг Гавриил — служитель Божественного Всемогущества. Он возвещал ветхозаветному человечеству о будущем воплощении Сына Божия: вдохновлял пророка Моисея при написании книги Бытия; пророку Даниилу возвещал о грядущих судьбах еврейского народа (Дан. 8:16; Дан. 9:21–24); являлся праведной Анне с вестью о рождении от неё Преблагословенной Девы Марии. Святой Архистратиг Гавриил неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме и впоследствии охранял Её во всё время земной жизни. Он явился священнику Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня — Иоанна Крестителя. Господь посылал его к святому Иосифу Обручнику: он явился ему во сне, чтобы открыть ему тайну воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, предупредил о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицей. Когда Господь перед Своими страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, на укрепление Его, по Церковному Преданию, был послан с Небес Архангел Гавриил, имя которого означает «Крепость Божия» (Лк. 22:43). Жёны-мироносицы услышали от Архистратига радостную весть о Воскресении Христовом.

Вспоминая в этот день многократные явления святого Архистратига Гавриила и его ревностное исполнение Божественной воли, исповедуя его ходатайство пред Господом о христианах, Православная Церковь призывает своих чад с верой и усердием прибегать в молитвах к великому Ангелу.

28 июля (15 июля по ст. ст.). День памяти равноапостольного великого Владимира (1015) — День Крещения Руси

В этот день, в первую очередь, верующие вспоминают о Крещении Руси, состоявшемся 1032 года назад — в 988 году. На государственном уровне годовщина этого события уже в одиннадцатый раз будет отмечаться как День Крещения Руси.

Наиболее популярны рассуждения о пользе принятия нашими предками Православия с политической точки зрения — Крещение Руси понимается как неотъемлемый этап строительства централизованного государства, веха в объединении восточнославянских племён в единый народ и пр. Вместе с тем, принятие Православия имело большое духовное, ценностное наполнение: началось становление и развитие культуры и духовно-нравственных ценностей, в прошлое ушли многие пережитки родоплеменного строя, связанные с языческими верованиями (кровавые жертвоприношения, поклонения идолам, многожёнство, пренебрежительное отношение к больным и слабым и пр.).

Лучше всего об этом говорит жизнь самого князя Владимира: некогда фанатичный язычник и жестокий правитель после Крещения становится сдержанным, незлобливым, милосердным и благоразумным, а после смерти был прославлен в лике святых как равноапостольный. Почитая в этот день память святого князя Владимира и историческое принятие на Руси Православия, мы одновременно празднуем акт преображения и духовного обновления и в масштабе личности, и в размерах всей страны.

1 августа (19 июля по ст. ст.). Обретение мощей преподобного Серафима Саровского (1903)

Святой Серафим — один из наиболее почитаемых Божиих угодников Русской земли. Ещё при земной жизни он пользовался невероятным почётом у верующих. В подвижнике окружающие, в первую очередь, видели носителя благодатного дара прозрения, которым он пользовался для пробуждения в людях раскаяния во грехах и становления на путь нравственного исправления.

Мощи святого были обретены в Саровской пустыни в 149-ю годовщину со дня его рождения (кстати, в том же 1903 году Святейший Синод и постановил прославить старца Серафима в лике преподобных). Честные останки подвижника в присутствии российского императора Николая II и его семьи и при огромном стечении верующих (до 300 тысяч паломников) поместили в приготовленную раку.

После закрытия Саровской обители в 1920-х годах мощи святого были изъяты, их след затерялся. В январе 1991 года они были обнаружены в Казанском соборе Санкт-Петербурга, откуда торжественно были переданы в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.

Правящий архиерей: Веру нельзя измерить, купить и продать

25 июля, по окончании Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе города Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Каждое воскресенье, каждый пастырь должен говорить проповедь. И она должна быть о жизни людей, о жизни Бога, о правде и истине. То есть о том, что для человека важно и что помогает ему сохранять человеческое лицо и человеческое достоинство.

И уже две с лишним тысячи лет звучит христианская проповедь на планете Земля. И, на первый взгляд, мир людей не стал лучше. Так же воюют, так же убивают, так же есть преступность. И, кажется, как мир сходил с ума после грехопадения — так и сходит и живёт не нормально.

Но это не так. Вы слышали возглас от меня, как могли услышать от каждого священнослужителя, имеющего право совершать Литургию: «Благословенье Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Это заключительные слова Божественной литургии, дающие нам силы сопротивляться всякому злу и всякому греху. Этого не было до Христа.

В сегодняшнем апостольском послании поднимается животрепещущий вопрос: какая норма должна руководить человеком? И апостол говорит, что каждый имеет свою правду. И когда каждый живёт по своей правде, наступает разрушение, приходит грех. Люди перешагивают все законы совести. И избежать этого можно только если человек признаёт Божию правду, Божию норму. В чём же она заключается? В заповедях, открытых роду человеческому пророком Моисеем. И если мы живём по ним, мы уже люди Богоизбранные, уже имеем общий закон и повинуемся ему.

По этой правде живут верующие. Плохо ли веруют, хорошо ли — мы не будем судить, веру вообще нельзя измерить, взвешать, купить и продать. Но когда вера есть в человеке, он несёт своё имя и самого себя как творение Божие. Не как поработитель окружающего мира, но как хранитель и бережный пользователь, в том числе — самого себя, как части этого мира.

Правда Божия также открывается нам в самом главном — в покаянии. В умении изменить свою жизнь так, чтобы видеть людскую святость. И Господь наш Иисус Христос также является тем, кто выполнил правду Божию, является примером для всех нас.

Влияние диавола на Земле присутствовало всегда, он всегда стремился к порабощению душ человеческих. С момента пришествия Христа в этот мир христиане остаются искателями правды Божией, чтобы спасти свои души. И спасение будет с теми, кто стремится к правде, кто стремится держать её за руководящую силу для своего бытия на земле и будущей жизни вечной.

Аминь.

Глава Красноярской митрополии совершил Литургию в Покровском кафедральном соборе

25 июля, в день празднования иконе Божией Матери «Троеручица», митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию в Покровском кафедральном соборе города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; благочинный больничных храмов Красноярска, настоятель приходов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер, ключарь иеромонах Мелхиседек (Цхадая) и штатные священнослужители кафедрального собора.

За богослужением пел малый состав Архиерейского хора Покровского собора.

По окончании богослужения владыка Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди.