Со Стрелки когда-то начинался наш город. Сейчас там один из самых красивых районов Красноярска, однако, далеко не все жители знают его историю. Сейчас мы буквально «ходим на костях» наших отцов, строивших город. Красноярская епархия решила восстановить историческую справедливость, но, чтобы это сделать, необходимо вспомнить, что же происходило с районом Стрелки и площади Мира.
Давайте разберёмся. В районе Стрелки когда-то уже стояли храмы. Один из них — знаменитый Воскресенский собор, первое каменное здание Красноярска. В 1759 году староста красноярской соборной церкви Преображения Господня Леонтий Сидорович Пороховщиков нанял для постройки нового храма «города Енисейска разночинца» Петра Сокольникова. Достроили храм в 1773 году, но уже не Пётр Сокольников, которого отстранили «по неисправной работе», а Савва Паклин, другой енисейский мастер. В этом же 1773 году в Красноярском остроге случился большой пожар, он уничтожил практически весь город, оставив только 30 домов, Благовещенскую церковь и Воскресенский собор. Сгорела и первая красноярская соборная Преображенская церковь. После того пожара стрелка Енисея стала торговым центром Красноярска.
В XVIII веке базар устраивался один раз в неделю по воскресным дням в основном для продажи хлеба, овощей и других съестных припасов. Площадь перед Воскресенским собором тогда окрестили «Базарной». В Красноярске, по дороге в Петербург, 1 марта 1807 года умирает граф Резанов. Его решили похоронить в ограде собора и установить большой гранитный памятник. На кладбище этом хоронили влиятельных людей города. Там были были похоронены градоначальники: П. И. Кузнецов, П. С. Смирнов, Н. К. Гудков и др.
Улица, начинавшаяся от Воскресенского собора, называлась Большой, позднее Воскресенской, ныне это проспект Мира — центральная улица города Красноярска. После революции 1917 года большевики в соборе разместили механический завод. Во второй половине 1950-х годов по заключению совета по охране памятников культуры Академии наук СССР Воскресенский собор в Красноярске был признан ценнейшим памятником архитектуры. Даже предлагали «реставрировать собор с реконструкцией глав по материалам сохранившихся фотографий и восстановить сохранившуюся ограду. Восстановить памятник русскому путешественнику Резанову, на что имеются документы от президиума Всесоюзного географического общества. Сам собор может быть использован под музей. Вокруг собора следует разбить сквер».
Однако отношение властей вскоре изменилось. Предложение признали нецелесообразным, а Воскресенский собор — не представляющим собой ценного исторического памятника архитектуры. И вскоре, в начале 60-х годов, Воскресенский собор на Стрелке разрушают. Могила командора Николая Резанова считается утерянной. Спустя два десятка лет, в 1983 году, на месте разрушенного собора и кладбища строят филармонию. При строительстве никаких археологических работ не проводили. Площадь перед собором сразу после революции переименовали в площадь Просвещения, или площадь Искусств. Ныне она носит название площадь Мира.
В 2007 году разрушили около 15 погребений. В филармонии и на площади в 100 квадратных метров вокруг делали ремонт. Проведённые разведочные работы показали, что территория кладбища составляет около пятисот квадратных метров. Кроме погребений обнаружены остатки хозяйственных построек Красноярского острога: конструкции, фундаменты построек до регулярной планировки, находившейся внутри крепости. Летом этого же года на площади Мира был установлен памятник командору Резанову, а также восстановлен памятник, установленный в XIX веке на могиле Резанова.
В связи с этими событиями в 2022 году Красноярской епархией был подготовлен и передан в городскую администрацию проект малого храма Иоакима и Анны. Конечно, он не будет стоять на месте бывшего кладбища и собора, но будет находиться недалеко от них. Решение о строительстве далось непросто: некоторые жители города были против застройки Стрелки. Именно поэтому Церковь пошла на компромисс и решила построить небольшой храм, всего на 100 прихожан. Вокруг церкви также оборудуют сквер с лавочками и детской площадкой.
Чтобы подробнее узнать о стройке, а также понять, зачем нам ещё один храм, мы пообщались с заведующим епархиальной канцелярией, благочинным церквей Красноярского округа и настоятелем храма Иоанна Предтечи г. Красноярска протоиереем Николаем Ши-кэ-мином. Теперь он ещё и ответственный за стройку храма на Стрелке.
— Где конкретно планируют строить храм? Как он будет выглядеть?
— Храм будет небольшой, из бруса. Размеры: 21*13 метров, в высоту до кончика креста 21 метр. Под строительство определили место через дорогу от Краевой филармонии, недалеко от парохода «Святитель Николай». Церковь назовут во имя святых Иоакима и Анны, родителей Богородицы. Вокруг храма будет небольшая живая изгородь, лавочки, детская площадка. Там часто гуляют семьи с детьми, поэтому покровители выбраны не просто так — Иоакиму и Анне молятся о рождении детей. По словам наших архитекторов, такое решение сделает только красивее набережную у Стрелки. Мало того, именно с храма Иоакима и Анны проложат пешеходное кольцо, которое позволит поближе познакомиться с историей Красноярска. Гости города и жители могут полностью проходить, начиная от Стрелки, поднимаясь до часовни Параскевы Пятницы, мимо мемориала, мимо некрополя. Также будет организован спуск от часовни вниз до Качи и, получается, можно кругом на велосипеде, на самокатах или пешком прогуляться по этому историческому кольцу. Очень важно, что начинается со Стрелки, и во главе угла стоит храм, поэтому это только украсит, станет визитной карточкой города. Стройку планируем закончить за 2022 год.
— Вы заговорили про парк вокруг храма. Можно подробнее?
— Мы проанализировали все высказывания жителей «за» и «против». Многие говорили, что поставят храм, а парка не будет. А вот и нет. Люди будут приходить и знакомиться с городом, на стендах будет информация. Музей будет, возможно, под открытым небом. Будут лавочки, дорожки для катания, гуляния. Никто не будет нарушать проектные решения, которые уже есть. Я сам там гуляю, катаюсь на велосипеде. Мы сделаем всё, чтобы уместить храм в эту площадку. Все будут гулять вокруг храма и радоваться. У нас в городе много прекрасных архитекторов, мы всё учтём. Территория будет открыта для всех. Огорожено будет чисто символически, что только украсит это место. Доступ к парку будет круглосуточно. Как, например, сквер у храма Иоанна Предтечи, по которому тоже можно прогуляться 24 часа в сутки.
— Почему именно район Стрелки?
— Храм на Стрелке нужен для восстановления исторической справедливости. Дело в том, что с этого места зарождался город Красноярск. На месте филармонии раньше было кладбище. Могилы перенесли, но не все. Раньше тут было два храма: первый построили почти 400 лет назад, кстати, он тоже был из дерева. Это знак покаяния с нашей стороны. Основатели города похоронены здесь, где мы гуляем, где проходят концерты. С этим ничего не поделаешь. Поэтому построим храм, будем молиться за город, о здравии живущих здесь, об упокоении основателей города, которые похоронены буквально в 200 метрах отсюда.
— Раньше там планировали построить кафедральный собор. Почему теперь говорите о малом храме?
— Мы давно говорим о строительстве кафедрального собора, которого у нас нет. Малый храм Иоакима и Анны станет первой ступенькой к этому большому проекту. Дело в том, что на сегодняшний день пока нет готового проекта и спонсора. Поэтому было принято решение построить малый храм и молиться о строительстве большого. Храмы ведь строятся не за бюджетные деньги, а за пожертвования попечителей и прихожан.
— А зачем вообще столько храмов строится? Их и так много. Может, лучше построить детские больницы или садики?
— Недавно был такой случай, мы с супругой ехали мимо строящейся гостиницы около Театра оперы и балета. И жена спрашивает: «А зачем здесь вообще столько гостиниц?». И я тогда подумал, что это звучит очень знакомо. Как раз так говорят те люди, которые не живут в гостиницах, а живут дома. Но наши храмы не пустуют, они полные. Да, в будние дни можно видеть, что людей немного, но люди работают. А вы зайдите в воскресенье — он полный. Мало того, мы служим даже две Литургии, раннюю в 6:30 и в 8:30. Потому что люди не входят, если соберутся все на одну Литургию. Святейший Патриарх Алексий как-то сказал: «Больше храмов, меньше тюрем». Многие просто не понимают задачи и цели храмов. В первую очередь, конечно, божественные — место молитвы, общения с Богом. Понятно, что можно молиться и дома, но, чтобы исполнить заповедь, нужно пойти в храм, где мы можем исповедаться, причаститься, повенчаться, побеседовать со священником. Зайдите в любой храм в будний день — всегда есть дежурный священник, который для того и сидит в храме, ждёт любого приходящего в храм. Люди просто не понимают этого, я сам когда-то дежурил. Ждал и молился: «Господи, пусть я буду кисточкой в Твоих руках». Господь приводил людей, которые не хотят жить, которые имеют неизлечимую болезнь, унывают. Невозможно рассказать всей той боли, которую люди несут в храм, хотят услышать ответ. Священник, сотрудники приходов выполняют эту задачу. Утешают, подсказывают. Людям дают кушать, обувь зимнюю, одежду верхнюю, печенье. Каждый храм сегодня оказывает помощь этим приходящим и нуждающимся. Мы поступаем по-евангельски. Мы не трубим, никому не рассказываем, сколько оказываем помощи людям в наших приходах. Потому что Господь сказал: «Пусть правая рука не знает, что делает левая рука».
— Мы же понимаем, что не все люди живут духовной жизнью. Зачем им этот храм? Что он им даст?
— У нас есть дети, будут внуки, правнуки. И знаете, без духовно-нравственного воспитания мы не сможем воспитать здоровых, патриотичных детей, построить счастливое будущее. И сегодня только Церковь заявляет об этом. Есть другие институты воспитания: школы, университеты. Но только Церковь так ярко, горячо заявляет о нравственности и справедливости. Я сам пришёл к вере, когда мне было 18 лет. И вот когда я стал в храм ходить, у меня начала развиваться внутри любовь к Родине, истории. Храм — это же некоторая школа, где мы познаём себя, учимся жить по заповедям, учимся самокритике, делаем выводы. Дай Бог, чтобы не пришлось нашим детям и внукам искренне сожалеть о своих поступках в молодости. Для этого существует воскресная школа, молодёжные движения. Если отвечать на ваш вопрос, мы когда рождаемся — крестимся в храме, когда находим половинку — венчаемся, когда согрешаем — каемся, а когда переходим в жизнь вечную, здесь же, в храме нас отпевают. Да, возможно, сегодня люди не думают о вечности, Царствии Небесном, но оно всё равно будет. Часто люди задумываются в более зрелом возрасте, многие сожалеют, что раньше не познали этого. Церковь — это мир, радость, патриотизм, любовь. Люди не понимают того, что несёт храм идеологически. Нужно просто прийти и попробовать. И тогда уже никто не скажет, что храмы не нужно строить.
Мария ПИНЯСОВА