Последние публикации

«Светлый день» рассказал о «Семинарии для мирян» в красноярском Архиерейском доме

Новый выпуск православной передачи от 20 декабря посвящён курсам церковных специалистов Центра имени святителя Игнатия Брянчанинова при Архиерейском доме Красноярска.

Создатели передачи попробовали на себе трёхгодичные заочные курсы и познакомили зрителей с преподавателями и учениками.

Напомним, что выпуски «Светлого дня» можно увидеть каждый вторник в утреннем эфире телеканала ТВК и на канале красноярского храма Иоанна Предтечи в сервисе YouTube.

Митрополит Иларион рассказал о первой в России Аудиобиблии, записанной по ролям

Москва, 18 декабря. 24 ноября в Книжной палате на московском Черниговском Патриаршем подворье состоялась презентация первой части аудиопроекта «Читаем Библию вместе»: «Новый Завет». В рамках проекта, который представил его инициатор и куратор — митрополит Волоколамский Иларион, Библию целиком в течение многих часов прочитают по ролям известные актеры театра и кино, а затем она будет полностью издана в аудиоформате.

Отвечая на вопрос ведущей передачи «Церковь и мир» Е. Грачевой о том, на какую аудиторию рассчитана Аудиобиблия, митрополит Иларион выразил надежду, что проект будет полезен для всех читателей Священного Писания на русском языке, при этом напомнив, что Библия — самая читаемая и самая издаваемая на земле книга со времён изобретения книгопечатания.

«Почему важно, чтобы Библия звучала также в аудиоформате? Сегодня очень многие люди не читают письменные тексты. В то же время люди часами слушают что-нибудь, когда, например, едут в машине на работу. Весь Новый Завет — это всего лишь двадцать часов в аудиформате, а вся Библия целиком — в зависимости от разных версий от 120 до, может быть, 150 часов в аудиоформате, то есть это не какой-то сверхъестественный подвиг — прослушать Библию за несколько недель всю целиком», — сказал владыка.

Говоря об особенностях нового проекта, председатель ОВЦС отметил, что в отличие от уже существующих аудиобиблий на русском языке, это проект, в котором чтение Библии разделено по ролям, у каждого библейского автора и персонажа свой голос: «Такое чтение очень оживляет восприятие, а когда оно накладывается на музыку, то, по крайней мере, в некоторых местах оно производит просто очень сильное, даже чисто эстетическое впечатление».

По словам митрополита Илариона, он лично принимал участие в подготовке аудиокниги не только в качестве композитора, но также работал и с актёрским составом: проверял ударения в произносимых словах, в части, касающейся манеры чтения, чтобы избежать «искусственных интонаций», свойственных иногда актерам.

Архипастырь также отметил, что аудиопроект «Читаем Библию вместе» приурочен к 75-летию Святейшего Патриарха Кирилла. «Надеюсь, что проект будет востребован не только в Русской Православной Церкви, но и в других христианских конфессиях», — сказал владыка.

Аудиобиблия выпущена в виде мобильного приложения, которое можно бесплатно скачать в AppStore и Google Play, набрав в поисковике «Библия, читаем вместе». Митрополит Иларион сообщил, что запись следующей части Аудиобиблии — Ветхого Завета — еще находится в процессе, выразив надежду, что к концу 2022 года будет готова полная Аудиобиблия, включая Ветхий Завет и Новый Завет.

Православная неделя с 20 по 26 декабря: дни памяти святителей Спиридона Тримифунтского и Иоасафа Белгородского и Севастийских мучеников

Мы продолжаем знакомить читателей с православными праздниками 2021 года. Неделя с 20 по 26 декабря — седмица 27-я по Пятидесятнице, Рождественский пост.

23 декабря (10 декабря по ст. ст.). День памяти святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1754)

Этот святой, живший в 1705–1754 годах, особо почитается верующими юго-западных регионов России.

Он прожил совсем недолгую жизнь, и многие годы страдал от болезней. Однако, управляя Белгородской епархией, владыка Иоасаф прославился как чрезвычайно деятельный и внимательный к церковной жизни архиерей. В частности, он строго следил за благочестием духовенства, состоянием храмов и правильностью совершения богослужений.

От священников владыка требовал соблюдения церковного устава и традиций, много прилагал сил для их образования. В то же время святитель заботился и о духовно-нравственном состоянии своей паствы: помогал бедным, вразумлял преступников, занимался благотворительностью. Много времени святой Иоасаф уделял и внутреннему подвигу, ежедневно и усиленно молился.

25 декабря (12 декабря по ст. ст.). День памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца (ок. 348)

Спиридон Тримифунтский — один из наиболее почитаемых в Русской Православной Церкви раннехристианских святых. В этом весь мир мог убедиться осенью 2018 года, во время принесения десницы святителя в Россию: в 12 регионах нашей страны (одним из них стал и Красноярский край) к святыне молитвенно приложились около миллиона верующих.

Святой Спиридон жил на рубеже III–IV веков на острове Кипр. Это было знаковое время для истории Церкви: христианам сначала предстояло претерпеть жестокие гонения от властей Римской империи, получить затем государственное признание и преодолеть после этого различного рода ереси и расколы.

Будущий святитель происходил из самой простой семьи. В миру он был пастухом и не оставил это скромное занятие до преклонных лет, даже уже будучи в епископском сане. Поэтому святитель Спиридон и почитается как покровитель в первую очередь простого люда. К нему принято обращаться с молитвой при разных житейских проблемах, будь то финансовые затруднения или решение квартирного вопроса.

26 декабря (13 декабря по ст. ст.). День памяти мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста Севастийских (ок. 305)

Этих святых не следует путать с другими Божиими угодниками, также принявшими страдания в окрестностях озера Севан в современной Армении — Сорока мучениками Севастийского озера (320); их память совершается 22 марта (9 марта по ст. ст.).

Мученик же Евстратий и его товарищи стали одними из первых жертв печально известных Диоклетиановых гонений. По преданию, император-язычник пришёл в ярость, узнав, что на восточных окраинах его державы даже знать и высокие начальники исповедуют христианство. Диоклетиан назначил туда новых наместников, которые начали выискивать христиан и предавать их пыткам и казни.

Одного из первых на муки гонители обрекли Евстратия — начальника воинского гарнизона в одном из приграничных городов. После долгих истязаний его пешего погнали по соседним поселениям в обуви, пробитой гвоздями. Святой был безразличен к пыткам и не отрёкся от веры. «Теперь я знаю, что я — храм Божий и что Святой Дух обитает во мне!», — по преданию сказал он своим мучителям.

Пример Евстратия побудил открыто исповедовать Христа пресвитера Авксентия, местного жителя Мардария и двух молодых солдат Ореста и Евгения. Все пятеро после долгих и бесчеловечных пыток были казнены. Последние молитвы святых Евстратия и Мардария были записаны братьями по вере и до сих пор читаются на богослужении Православной Церкви.

Архипастырь: Начинайте искупление и тогда придёт к вам на помощь Николай Чудотворец

19 декабря, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, по окончании Божественной литургии в Никольском кладбищенском храме города Красноярска митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом.

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Я хочу вам рассказать древний сказ о Николае Чудотворце и трёх святых людях. В городе, где всё случилось, начальствовал язычник, но он относился к христианам по-доброму. И однажды он устроил в честь своего дня рождения большой праздник. Коварные же советники сказали ему тогда: «А ты испытай этих троих святых христианских, что живут у нас, но об испытании заранее не говори, пригласи их с честью и поклоном». Накануне сего в сонном видении пришёл к святым праведникам Николай Угодник и предупредил, что ждёт их, но какое будет испытание не сказал.

И вот пришли они к начальнику. Тот посадил их подле себя, как лучших гостей, обласкал любезностями. И когда во время пира произносили ястие и питие, он сказал — коль меня уважаете, то выпейте вина за моё здоровье, съешьте жаренной свинины, либо возьмите какую-нибудь блудницу, что танцуют здесь. Тогда был пост, но правитель настаивал, велел им избирать под страхом смерти. Они отказывали и избирали смерть. Но потом, посовещавшись, решили выпить вина. Захмелев, те отведали свинины. А потом и вовсе согрешили. Тогда-то явился всем Николай Чудотворец.

Тем троим и всему этому развратному блудливому сборищу он сказал: «Разве я вас не предупреждал?». Согрешившие упали на колени пред святым и стали просить у властителя смерти. Но тот лишь посмеялся и произнёс: «Вот каковы, на самом деле, христиане».

Подвижники покинули город и ушли в пустыню. Подобно Марии Египетской они сорок семь лет жили там и вымаливали свой грех. И святитель Николай снова явился и кинул им ржавый светильник, где когда-то зажигали лампады, и наказал: «Если он снова загорится, то Бог простил вас». Они ещё молись тридцать лет. Господь не давал им даже смерти. Они уже отчаялись и стали просить Бога закончить жизнь земную. Говорили: «Мы достойны ада, Господи». И вдруг от этой ржавой мёртвой лампады задрожал огонёк. И сам светильник вдруг обновился, будто только вышел из рук мастера.

Снова явился Николай, и не один, а множество пришло с ним христиан того самого города. Язычники, начальник городской и те, кто были на пиру, все искусители давно умерли к тому времени. А христиане тем временем продолжали жить и просить Господа о прощении согрешивших братьев. И, как пишет рассказчик этой удивительной истории, в городе засветились по домам христиан лампады и свечи. И ночью ярко горели звёзды на небе также сильно, как люди молились святителю Николаю, что послал этих трёх подвижников бороться за своё спасение, за Царство Божие, за веру Христову.

В этом рассказе одно важно для нас, братья и сестры. Что нет ничего, чего бы Бог не увидел и не услышал, и что ради нашего спасения Господь даровал нам таких святителей как Николай Чудотворец.

Он был человеком, но никогда не поколебался в вере и до сих пор печётся о страждущих в неверии, колдовстве, блуде, пьянстве и невежестве. И он, как добрый отец земной и наставник, указывает путь, как можно исправить свою жизнь. И как мы видим этим, подвижникам потребовалось почти восемьдесят лет, чтобы достичь такой святости, дабы светильник — олицетворение их грязной души — очистился.

Согласившись идти на пир, они уже изменили Господу. И Николай Угодник увидел, как пропали их моления, их добрые дела, и увидел, что так в этом капище они погибнут. Он помогал им как мог, но его бросили, испугались или не хотели принять на себя порицание.

Этот рассказ подходит к нашим временам. Он учит, что никто не виноват, когда мы совершаем грехи, кроме нас самих. В блуде, пьянстве и насилии мы всё делаем сами. А Господь, чтоб помочь нам, дал целый сонм святителей, что светят своим светом в темноте.

И праздники таких доброхотов как Николай Чудотворец несут ответ о смысле нашей земной жизни. Мы, как те подвижники, знаем заповеди Господа. Нам открыто в Евангелии, что нет причин говорить того, что мы не можем, ибо Бог не превышает наши силы. Он не заставляет, чтобы мы истязали своё тело, как иные секут себя цепями, плетями и грехами. Но Господь наставляет нас побороть себя, что порой тяжелей всяких цепей. А чтоб побороть надо призвать того, кто помогает.

Часто в самом важном деле, деле спасения, мы призываем Матерь Божию. И часто Николая и других святых угодников. Но только когда силы наши не могут, мы получаем помощь. И Дух Святой наполняет нас, как наполнил некогда ту лампаду огнём оправдания и очищения. Это был знак, что они, наконец, победили в себе ад и смерть.

Это назидание всем грешащим, что, обращаясь к Господу, говорят, что обречены на ад и смерть. Начинайте спасение, начинайте искупление и тогда придёт к вам на помощь Николай Чудотворец и даже Матерь Божия покроет вас Своим покровом.

Все наши сложности от согрешений. Сами мы с ними не справимся, если не признаем их и не обратимся к Господу и святым за помощью.

И вот, совершая празднование в честь Николая Чудотворца, мы не можем найти ни одного события в жизни людской, где бы он не пришёл и не помог. Но для этого надо самому трудиться. Ученику — учиться. Старому — молиться дома. Зрелому — творить добрые дела. И каждый должен спрашивать: «Господи, какой (или какая) я и что в моём сердце?». Тех троих любили все в городе, но они пошли на этот пир. А Господь полюбил их только тогда, когда они очистились, подражая Марии Египетской. И свидетельствовал за них святитель. И да поможет нам Господь иметь такого помощника в лице Николая Чудотворца. Господь святым дарует сердце, что вмещает весь мир, подобно как и Царица Небесная обнимает весь мир любовью и укрепляет нас на пути спасения. Главное условие — вера и доверие Богу. А заповеди даны, дабы мы их без бахвальства и лицемерия исполняли, насколько возможно. И те молитвы, что нам по силам, пусть да спасают. Надо лишь помнить, что когда надо, Господь всегда даёт сил.

Главное не забывать храм. Всегда помнить, что в трудные времена, можно обратиться к Николаю Чудотворцу. Через святителя Николая Господь откроет путь. Только надо твёрдо понимать, что мы должны сдерживать себя в греховных наших устремлениях и падениях.

Мы можем сказать: «Святителю отче Николае! Моли Бога о нас и не оставь нас любовью твоею. А мы как Божие дети и послушная твоя паства будем стараться спасать свои души и жизнь на земле, чтоб не потерять нам свои души».

Аминь.

Правящий архиерей совершил Божественную литургию в Никольском кладбищенском храме Красноярска

19 декабря, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в Никольском кладбищенском храме города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора города Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); настоятель красноярского Никольского кладбищенского храма иерей Александр Колпаков; благочинный больничных церквей города Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; штатные священнослужители красноярских Покровского кафедрального собора и Никольского храма.

За богослужением пел хор Никольского храма.

По окончании Божественной литургии был совершён молебен святому Николаю Чудотворцу, а затем митрополит обратился к верующим с архипастырским словом.

Увековечение памяти сибиряков, погибших при обороне Ленинграда обсудили в Архиерейском доме

17 декабря в Архиерейском доме города Красноярка с участием митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона прошёл круглый стол, посвящённый установке в Ленинградской области обелиска в память о воинах-красноярцах, погибших в годы Великой Отечественной войны в боях под Ленинградом.

На встрече присутствовали: штатный священник Трёхсвятительского храма города Красноярска иерей Максим Мухаметдинов; руководитель отдела взаимодействия с государственными и общественными организациями Красноярской епархии Эдуард Яговдиков; руководитель регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора Сергей Витковский; руководитель Красноярской региональной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Александр Андреев; председатель регионального отделения Общества «Двуглавый орёл» Олег Чудинов; главный специалист отдела кадетских учебных заведений и работы с одарёнными детьми Министерства образования по Красноярскому краю Игорь Мирошников; руководитель рабочей группы Общественного совета при Красноярской митрополии Дмитрий Атанаев; директор краевого фонда Славянской письменности и культуры Олег Емельяненко; бизнесмен Сергей Барабан; руководитель военно-патриотического клуба «Вымпел» Рыбинского района Виктор Колупаев; руководитель комиссии по патриотическому воспитанию Кировского Совета ветеранов г. Красноярска Роза Шутова; преподаватель красноярской средней школы № 152 им. А. Д. Березина Светлана Филимонова;  председатель регионального отделения  Всероссийского народно-патриотического объединения «Родина» Сергей Солдатов; депутат зеленогорского городского совета депутатов Игорь Флягин; писатель Александр Смирнов; член творческого союза художников России Сергей Фаткулан; руководитель дружины «Трезвые дворы» Иван Соловьёв; атаман Союза казаков Енисея Анатолий Князьков.

Напомним, что в августе этого года экспедиция из Красноярска побывала в местах боевой славы сибирских соединений в Новгородской и Ленинградской областях.

На прошлой встрече в октябре этого года было принято решение при поддержке Красноярской митрополии обратиться с предложением о содействии в установке памятного обелиска воинам-красноярцам в Ленинградской области к губернатору Красноярского края Александру Уссу. Памятник изготовили в Красноярске на средства жертвователей, после чего архипастырь освятил обелиск. Осталось только отправить обелиск к месту установки.

Отправка монумента и стала главным пунктом повестки собрания. Помимо этого, в ходе обсуждения представители краевой общественности предложили выработать общую политику в сфере военно-патриотического воспитания и сохранения исторической памяти, в том числе установки обелисков, что отдельно отметил владыка Пантелеимон в своём своё обращении к собравшимся:

— Земная ценность нашего народа — это охранение нерушимых границ культуры. Самая главная забота — чтобы нарождающееся поколение воспитывались в духе понимания, что их жизнь, их развитие физическое, духовное, интеллектуальное, личный успех — это ещё и достояние нации. Сохранность истории нашего государства, особенно XX века, — это наша историческая задача, цель всех, кто думает и любит нашу Отчизну, и перед институтами, ответственными за это. И наш епархиальный совет готов всячески помогать всем, кто выступает за мораль, нравственность, политические и культурные скрепы России. Поэтому мы в курсе раскопок в местах гибели жертв Великой Отечественной, особенно сибиряков. И  мы за раскрытие тех упущений в известной истории, которые сейчас раскрываются перед нами.

На следующих встречах инициативная группа планирует обозначить общие векторы. В планах — сотрудничество с Министерством образования Красноярского края.

«Поступило нас 53, выпустилось около 20»: красноярский священник рассказал о получении степени магистра богословия

Духовник и руководитель православного Братства апостола Фомы, штатный священник городского храма Иоанна Предтечи иерей Александр Смирнов защитил магистерскую диссертацию в Московской духовной академии.

Скоро отцу Александру вручат официальный диплом. Пока же он поделился историей своей учёбы с руководителем пресс-центра Иоанно-Предтеченского прихода Александрой Лылиной.

— Какие ваши впечатления об учёбе?

— Мы пастыри. Остановиться в своём развитии — значит не соответствовать требованиям времени. Когда вас слушают сотни и тысячи людей, при недостатке образования есть опасность завести их не туда. Особенно это важно священникам, служащим в больших храмах, многочисленных приходах. Меня всегда пугало движение назад. Повседневный быт, ежедневное служение расслабляют и затягивают в рутину. Надо делать усилие над собой. Самообразование — такое усилие. И чем больше учишься, тем больше понимаешь, как мало ты знаешь.

— Сложно ли поступить и учиться в академии?

— Поступить сложно, если у вас нет каких-то высоких благословений. Непростые вступительные испытания по церковному праву и двум иностранным языкам — современному и древнему. Я занимался латынью с очень хорошим красноярским преподавателем. Конкурс — 4 человека на место. География — от Камчатки до Германии и Италии. Этим интересен круг общения. По две очные сессии в год, 2–3 недели, остальное дистант. Оказывается, где бы ни был приход, тело, каноны Православной Церкви одни и те же, Христос посреди нас. Это объединяет. Учиться не так сложно, как в семинарии. Преподаватели понимают, что все мы служащие священники. Хоть знаний и требуют, но жёсткости особой не проявляют. Кроме выпускных экзаменов — поступило нас 53, выпустилось около 20.

— Чем обоснован выбор темы диссертации и есть ли свобода выбора?

— Свобода есть. У меня оказалось много невостребованного в предыдущем дипломе архивного материала об истории Богородице-Рождественского собора. Я использовал его для продолжения работы. И, кстати, это только дореволюционный период. Много неисследованного в архивах советского времени. Спасибо нашей прихожанке, кандидату исторических наук Елене Александровне Шушкановой. Она помогла разобраться в методах, анализах исследования. Второе — хотелось, чтобы узнали о нашем кафедральном соборе на федеральном уровне. Статьи будут напечатаны в научной периодике Сергиева Посада.

Но если идти в аспирантуру, буду брать тему не по истории, а по богословию. Мне на данном этапе это стало более интересно. К тому же каждый претендент должен убедить ректора в значимости своего будущего исследования.

— Какие предметы особенно расширили кругозор?

— Иконоведение, его история, начиная с катакомб. Намного глубже изучение, чем в семинарии. История иконы начинается с надгробных изображений, настенной росписи, вначале полуязыческой, персонажи появляются не все сразу. Только к III веку она приобретает знакомый современникам вид. Открылись глаза и на переводы с древних языков. Оказывается, привычные нам переводы подчас не отражают многообразие смыслов. И это огромное поле для исследований.

19 декабря, 9:00. Литургия архиерейским чином в день престольного праздника в Никольском кладбищенском храме г. Красноярска

19 декабря, Неделю 26-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавит Божественную литургию в Никольском кладбищенском храме города Красноярска (ул. Пролетарская, 157).

Начало в 9:00.

Накануне, 18 декабря, митрополит Пантелеимон совершит в Никольском храме всенощное бдение. Начало в 17:00.

Клирики Железногорского благочиния получили награды за помощь в организации конкурса «Железногорск. Это моя земля»

13 декабря в Дворце культуры города Железногорска состоялась церемония награждения победителей литературного конкурса в рамках проекта Музейно-выставочного центра «Железногорск. Это моя земля». Кроме того, награды получили и клирики Железногорского благочиния за сотрудничество в организации и проведении литературного конкурса.

Как сообщает сайт Железногорского благочиния, благодарственные письма получили благочинный Железногорского округа, настоятель железногорского собора Михаила Архангела протоиерей Роман Нещерет (которого на мероприятии представлял протоиерей Анатолий Бородавко) и настоятель храма Воскресения Христова протоиерей Сергий Белин.

Одним из победителей конкурса стала ведущая певчая хора Воскресенского храма посёлка Подгорный Наталия Бабашинская. В её работе «В поисках дома для души» рассказывается о трудностях на пути к Богу и обретении Его в стенах родного храма. Отметим, что за период проведения конкурса в оргкомитет поступило 150 заявок, 92 из которых соответствовали условиям конкурса; в лонг-лист вошли 65 авторов, из них жюри выбрало только 26 победителей. Работы победителей лягут в основу работы сценариев короткометражных фильмов серии «Железногорск. Это моя земля», запланированных на 2022 год.

Отметим, что сам конкурс «Железногорск. Это моя земля» прошёл при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива».

Делать ёлочные игрушки из фетра научили ачинских православных гимназистов

15 декабря гимназисты второго, третьего и четвёртого классов побывали на творческом занятии в Ачинском музейно-выставочном центре.

Как сообщает сайт гимназии, ребятам представили мастер-класс по созданию рождественской игрушки «Подарок для ёлочки», и они сами смогли изготовить из фетра ёлочную игрушку — рукавичку. Кроме того, гимназисты узнали интересные факты о ёлочных украшениях, поучаствовали в тематических играх и порисовали на гигантской раскраске.