Последние публикации

В детской школе искусств города Ужур прошёл концерт «Пасхальная сказка»

Коллективы школы выступили перед зрителями 25 апреля. Концерт открыл настоятель ужурского храма Первоверховных апостолов Петра и Павла протоиерей Павел Третьяков.

Отец Павел рассказал о великом празднике Пасхи и благословил участников концерта, их педагогов и родителей на дальнейшее творчество. Об этом рассказали на сайте Шарыповского благочиния.

В программе зрителей ждали выступления танцевальных и песенных коллективов. Концерт прошёл в рамках XXV Красноярского краевого Пасхального фестиваля искусств и благотворительности.

Приход красноярского храма святителя Луки (Войно-Ясенецкого) передал дому-интернату «Ботанический» пасхальные угощения

23 апреля группа прихожан храма святителя Луки (Войно-Ясенецкого) при КрасГМУ привезла в «Ботанический» домашние куличи и пасхальные яйца. Подопечные дома-интерната — пожилые люди и инвалиды, оставшиеся без близких. Поэтому акция прихода  должна была привнести в их жизнь частицу домашнего уюта.

Координатором акции стал прихожанин храма Александр Гулевских, который также является жителем дома-интерната и знает потребности людей изнутри заведения.

Группу прихожан возглавил штатный священник храма святителя Луки иерей Иоанн Леонтьев и прихожанин Сергей Волков. Вместе они прошлись по комнатам всех престарелых жителей и каждому передали домашние блюда.

Результатами акции приход поделился в своём сообществе в «ВКонтакте».

Правящий архиерей совершил Божественную литургию в Казанском соборе Ачинска

26 апреля, во вторник Светлой седмицы, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию в Казанском соборе города Ачинска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора города Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); благочинный церквей Ачинского округа, настоятель Казанского собора митрофорный протоиерей Евгений Фролов; благочинный Шарыповского церковного округа, настоятель Свято-Троицкого собора города Шарыпово протоиерей Павел Фролов; благочинный больничных храмов города Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; настоятель Никольского храма города Боготол иерей Константин Третьяков; штатные священнослужители красноярского Покровского кафедрального и ачинского Казанского соборов.

За Литургией пел хор ачинского Казанского собора.

По окончании богослужения и праздничного крестного хода вокруг храма владыка Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:

— Господь Иисус Христос пришёл и отдал Себя народу. Он оставляет свою божественную силу каждому из нас в святом Причастии, которое очищает наши грехи, спасает тело и душу от воздействия диавола, когда мы его принимаем. Причастие становится щитом каждому верующему человеку от всего мрачного, бесовского, которого во все времена было много.

Пасха для нас означает защиту, переход в особое состояние— защищённых Господом Иисусом Христом от всякой темноты бесовской: чародейства и колдовства, злобы и зависти, от ада и смерти, ибо Христос открыл бессмертие каждому человеку. Каждый верующий и крещённый обретёт своё место перед Богом. И жизнь продолжится на новой земле. Но и сейчас смерть не поглощает человека. Однажды родившись, человек уходит, чтобы потом духовно восстать. Поэтому тысячи костей остаются погребены — как свидетельство великого согрешения людей и как призыв к вере в Бога, который спасает от погибели и всего того, что лишает нас человеческого достоинства.

В Воскресении Господь отдал нам сам Себя. И каждый теперь является частицей его. А значит, молитва каждого из нас помогает этому миру, в котором немало людей заблудших во мраке греха и злобы. Пасха Христова — это радость, которая дана верующим людям. И дай Господи на будущий год нам опять приветствовать друг друга пасхальной радостью.

Пасха в десяти вопросах и ответах

В апреле этого года мы празднуем главный праздник Православной Церкви — Светлое Христово Воскресение, Пасху Христову. Предлагаем нашим читателям вспомнить самое главное об этом торжестве — его историю, значение и традиции празднования.

Что такое Пасха?

Светлое Христово Воскресение — это древнейший и самый главный христианский праздник. Этот день не просто напоминает людям о победе о Иисуса Христа над смертью. Пасхальные события раскрывают само учение Спасителя, в центре которого — жертвенная любовь Спасителя к людям. В Пасху Иисус Христос открывает каждому из нас путь к избавлению от грехов и вечной жизни. Потому этот праздник — время особой радости: люди могут обрести вечную жизнь в Царствии Небесном. «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15:13–14).

В чём отличие между ветхозаветной и новозаветной Пасхой?

«Пасха» — это искажённое древнееврейское «Пейсах» («миновать»). Так изначально назывался ветхозаветный праздник в память об исходе иудеев из египетского рабства. Новозаветная Пасха Христова словно воспроизводит собой ветхозаветное торжество на более высоком уровне. Спасён не один народ, но — всё человечество. Люди избавлены не ото внешней угрозы, но — от тяжести собственного первородного греха. Залогом тому стала не кровь жертвенного агнца, но — муки и страдания самого Сына Божиего.

За что люди распяли Христа?

Главными инициаторами казни Спасителя, как мы знаем из Священного Писания, стали иудейские первосвященники. Они завидовали Иисусу Христу, тому, как Его любили простые люди и шли за ним. Недруги видели в проповеди Спасителя подрыв своего авторитета, не понимая, что это — Сын Божий. Его чудеса первосвященники считали опасным и пагубным наваждением — даже воскресение Господом усопшего Лазаря за неделю до Страстной субботы. «Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Ин.12:10–11). Поэтому иудейские духовные авторитеты и оклеветали Христа как бунтаря перед римскими властями. Их пособником в этом стал один из учеников Господа — Иуда Искариот. Но при этом пришествие в мир и распятие Сына Божиего было предсказано ещё за многие столетия до этого древними пророками, и об этом знал сам Иисус Христос. Но выпавшие Ему муки и страдания Спаситель принял не слепо, а добровольно — ради искупления человеческих грехов.

Почему Пасха каждый год празднуется в разный день?

Для православной традиции принципиально важно, чтобы праздник неизменно приходился на воскресный день и шёл после весеннего равноденствия по юлианскому календарю, следующего полнолуния и определяемой по лунному календарю иудейской Пасхи (во дни которой и понёс крестные муки Спаситель). Эти правила расчёта даты празднования Пасхи («Александрийскую пасхалию») зафиксировал ещё I Вселенский собор в 325 году. Русская Православная Церковь следует им и поныне. Верность Александрийской пасхалии неоднократно оспаривалась критиками разного толка, но подтверждением правоты именно Александрийской пасхалии служат многие чудесные знамения в праздничный день — в первую очередь, схождение Благодатного огня в иерусалимском Храме Гроба Господня.

Почему главный цвет Пасхи — красный?

Потому что именно он символически говорит нам о муках Христа и указывает на Его особое достоинство: оттенки алого в древности почитались как атрибут царской власти. В старину не только духовенство надевало ярко-багряное облачение — и среди верующих было принято приходить в храм именно в алых одеждах.

Что такое Светлая седмица?

Так называют семь дней, следующие за Воскресением Христовым. Эта неделя является сосредоточением самых светлых, тёплых и радостных чувств верующих: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» В Церкви вокруг этого календарного отрезка сложился целый ряд традиций, подчёркивающих особую роль Светлой седмицы: ежедневных торжественных крестных ходов, особого колокольного звона, отсутствия любых ограничений в пище.

Что из пищи — главное в Пасху?

Величайшим пасхальным яством является артос (с греческого — «квасной хлеб») — особая большая просфора с оттиском иконы Воскресения Христова на вершине. На протяжении всей Светлой седмицы артос занимает самое видное место в православных храмах и соборах. В канун Антипасхи священники с благоговением дробят его на частицы и раздают верующим.

Почему кулич — это не паска?

С сугубо кулинарной точки зрения это два совершенно разных блюда. Кулич — это украшенный сдобный хлеб с изюмом, служивший своего рода «домашним» артосом для простых верующих. Паска же — это творожное кушанье в форме усечённой пирамиды. Традиционно её украшали буквами «ХВ» («Христос воскресе!») и символами страданий и Воскресения Иисуса Христа: крестом, копьём, тростью, проросшими зёрнами, ростками или цветами.

Почему следующее за Пасхой воскресение называется «Антипасхой»?

В этом странном на первый взгляд названии нет никакого противопоставления Пасхе. В переводе с греческого «Антипасха» значит «вместо Пасхи». Так называется следующая после Светлой Неделя, по Уставу она ещё именуется Новой Неделей. Почему же Новая, почему «вместо»? Дело в том, что в воскресенье Новой Недели Церковь вспоминает человека, для которого в каком-то смысле Пасха наступила на неделю позже других апостолов: это апостол Фома. В день Своего Воскресения, войдя дверьми затворёнными и представ перед своими ближайшими учениками, Христос не встретил среди них Фому: по каким-то причинам того не было с десятью апостолами. А придя позже, он не мог до конца поверить (да и кто бы смог!) услышанной от своих собратьев небывалой, неслыханной вести о том, что Учитель жив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). И увидел — через неделю, в то самое воскресенье, которое мы сегодня именуем Фоминым. Господь мой и Бог мой! — это восклицание Фомы и есть как бы обновление Пасхальной радости, новая радость. Оттого и Неделя называлась Новой. «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29), — отвечает апостолу Спаситель. Праздник уверения апостола Фомы отмечался точно уже в IV веке (упоминание о нём содержится в «Апостольских постановлениях», датируемых приблизительно 380 годом). Им оканчиваются самые торжественные, ликующие дни празднования Пасхи. Хотя до самого Отдания Пасхи (а Отдание — это последний день воспоминания о празднике) все службы по-прежнему будут начинаться с пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» И, как писал о неофитах блаженный Августин, так и обо всех христианах в эти дни можно сказать: «Белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остаётся в сердце».

Почему день Радоницы так называется?

Девятый день после Пасхи в обиходе также часто называют «родительским»; это — время для посещения кладбищ, поминовения усопших (что Церковь не благословляет делать в собственно Пасхальное воскресенье; соответствующая традиция вынужденно возникла в атеистические советские времена). Может показаться, что «Радоница» — не самое подходящее для такой даты название. Чему можно радоваться, вспоминая ушедших близких? Но важно помнить, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32). Усопшие — это те, кого Господь уже призвал к себе, и наш долг — порадоваться за то, что они сейчас рядом с Создателем. Причём порадоваться тихо, молитвой — без распития спиртного и других суеверий, которые Церковь решительно осуждает. Ведь не для кого не секрет, что и похороны, и почитание памяти об усопших в народном сознании связаны со множеством ложных, псевдохристианских традиций. Тут и «сакральное» распитие водки над могилой, и разрезание верёвок, и многое другое.

Запись прямой трансляции Пасхального богослужения

В ночь с 23 на 24 апреля, Светлое Христово Воскресение, в храме Рождества Христова города Красноярска митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Пасхальные богослужения: полунощницу, крестный ход, Пасхальную заутреню и Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. В записи трансляции вы услышите закадровые комментарии, разъясняющие последование совершения праздника Пасхи

Красноярская епархия Русской Православной Церкви (vk.com)

 

Епископ Пантелеимон: Бог всегда рядом с теми, кто страдает

 

Какие смыслы праздника Пасхи выходят на первый план в 2022 году, как помогают беженцам и нуждающимся в Донбассе, на Украине Русская Православная Церковь, её духовенство, миряне, волонтёры, какая помощь наиболее востребована сегодня, как в ситуации конфликта и тяжёлых переживаний найти духовную опору для созидания добра — на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью РИА Новости ответил побывавший в Донецке, Горловке, Волновахе и Мариуполе председатель Синодального отдела по благотворительности, руководитель православной службы «Милосердие» епископ Верейский Пантелеимон (Шатов). Беседовала Ольга Липич.

— Для верующего никакие события не отменят светлого Христова Воскресения, но бывают тяжёлые переживания, которые могут повлиять на проведение праздника. Как военная спецоперация на Украине сказывается на праздновании Пасхи, какие смыслы этого торжества выходят на первый план в 2022 году?

— В этом году мы подошли к Пасхе в то время, когда рядом, в Донбассе, на Украине множество людей пребывает в состоянии тяжёлых страданий. Но Пасху ничто не может отменить, потому что Воскресение, победа Христа над смертью и адом уже состоялась.

Причина наших сегодняшних страданий, конечно, не Бог. Не Бог нас наказывает — мы сами себя наказываем. Всё происходящее является следствием потери веры в девятнадцатом, двадцатом и двадцать первом веках. Совсем недавно было испытание коронавирусом — как некое предупреждение. Всем народам на планете было показано, что нужно, наконец, обратиться внутрь себя, задуматься о том, как и для чего мы живем, вспомнить о Боге.

Сегодня наступило новое страшное испытание. Мы все виноваты в том, что за последние 30 лет, когда появилась свобода, мы не сумели по-настоящему обратить наш народ ко Христу, мало сделали для этого. Мы — верующие в Бога люди, сами до конца не следовали за Христом, шли на компромиссы с совестью, соблазнялись внешними успехами. Христа наш народ ещё не обрел так, как это нужно было сделать. Мы не сумели, не смогли научить большинство даже тех, кого крестили, кто стали называть себя православными христианами, церковной жизни, евангельской любви.

Всем нам нужно жить со Христом и призывать к этой жизни во Христе. Конечно, и сейчас нужно каяться, просить прощения за все плохое, что сделали, начать жить, как заповедал Господь. Вот во время Великого поста христиане старались изменить себя, стать лучше и чище, чтобы достойно встретить Христово Воскресение. И сегодня, как и всегда, важно помнить, что Христос пришёл спасти всех людей без исключения.

К сожалению, и сейчас у многих нет стремления вернуться к Богу, обрести веру. Вместо этого многие думают, что можно и необходимо обрести новую идеологию, создать новый мираж благополучного «сытого» и комфортного мира.

На Страстной седмице — неделе перед Пасхой — в храмах читали слова Евангелия, в которых Христос осуждает лицемеров и фарисеев. Сейчас лицемерие стало нормой жизни, оно, по существу, приветствуется. Многие так живут — забыв о простоте. Многие люди научились создавать образы, делать вид, имиджмейкеры, пиарщики, реклама для многих заменили Евангелие. Современному миру важно рекламировать даже то, что мы призваны Господом делать втайне — добрые дела.

Человечество, к сожалению, не становится лучше. В чём теперь мы видим плоды развития цивилизации? Наука сделала возможным для человека очень многое. Но новые, так сказать, технические возможности оказались в руках у людей, не имеющих совести, веры в Бога. У них нет даже идеологии. Человек уже ни во что не верит, становится умным животным, злоупотребляет материальными средствами, научными открытиями. Технические возможности во многом используются во зло. И в мире становится всё больше страдания.

— А какие-то положительные изменения есть?

— Но все же в Церкви за эти 30 лет свободы у нас стало больше жертвенных мирян. Нельзя сказать, что их очень много. Мы призывали во время пандемии идти вместе с нами в больницы помогать ухаживать за пациентами, рассказывали об этом на всех каналах и во всех СМИ. В результате со всей Москвы у нас откликнулось 1500 человек. Дошли до красной зоны меньше половины от этого числа. Это самые разные люди: бизнесмены, машинисты метро, учителя, полицейские, дизайнеры, преподаватели вузов. Конечно, это очень мало для многомилионной Москвы. Но в 90-е годы не было и их.

И сейчас многие рвутся помогать беженцам и людям в зоне конфликта — ухаживать за тяжелыми ранеными, перевозить гуманитарную помощь, врачи стремятся попасть в больницы на Донбассе — делать операции. Врачи-добровольцы церковной больницы имени Святителя Алексия, сёстры милосердия уже трудятся в районных больницах Горловки, Новоазовска, в Ростове-на-Дону.

Сейчас время, когда особенно важно обратить свой взор ко Христу. Он победил смерть, даровал нам Вечную Жизнь, и только Он может дать надежду и свет. Только Им мы живем, помогая другим.

— Вы ездили в Донбасс, были в Донецке, Горловке, Волновахе, Мариуполе. Как оцениваете гуманитарную ситуацию, с кем общались и что вы там переживали?

— Там очень тяжело. Десятки тысяч людей месяц жили в подвалах, в многоэтажках, изуродованных обстрелами, без тепла, без воды, без электричества, без связи, без общения. Люди не знают, живы ли их родственники. Умерших хоронят во дворах. Магазины и аптеки не работают. Людям нечего есть. В больницах холодно, нельзя помыть больных, не хватает врачей, медсестёр, самых необходимых лекарств. Там просто море людского страдания. Наша помощь очень нужна.

— Сколько помощи для беженцев с Украины и для отправки жителям Донбасса уже удалось собрать Русской Православной Церкви? Что это за помощь — какие предметы, прежде всего?

— Мы в Синодальном отделе по благотворительности собрали свыше 214 миллионов рублей на помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям. В России Церковь собрала и передала больше 1000 тонн гуманитарной помощи, из них более 540 тонн направили в Донбасс, Харьковскую, Херсонскую, Запорожскую, Бердянскую епархии.

Многие лишились дома, имущества, остались без личных вещей. Поэтому людям в первую очередь сейчас нужны продукты, лекарства, одежда, обувь, средства гигиены. Мы именно это и стараемся прежде всего людям передавать.

Работаем с адресными просьбами — они поступают к нам по федеральной линии церковной помощи «Милосердие» 8-800-70-70-222. В месяц поступает более 6000 звонков, из них почти 2000 — это звонки по вопросам помощи беженцам. На каждую просьбу вместе с социальными отделами епархий мы стараемся откликаться.

Сейчас в наш церковный штаб помощи беженцам в Москве каждый день приходят 150 человек, в некоторые дни — до 200 человек в день.

Читать интервью полностью по ссылке: https://ria.ru/20220424/religiya-1785121657.html

Пасхальный концерт прошёл в селе Ястребово

Выступление прошло 24 апреля в честь Пасхи Христовой. Об этом рассказали на сайте Ачинского благочиния.

В программе были номера коллективов народной песни. С пасхальным приветствием к жителям села Ястребово Ачинского района обратился штатный священник Казанского кафедрального собора города Ачинска протоиерей Сергий Пигасов. Отец Сергий также освятил пасхальную снедь.

Ачинский священник совершил миссионерскую поездку по сёлам Ачинского района

23 апреля штатный священник Казанского собора Ачинска протоиерей Сергий Пигасов совершил миссионерскую поездку в сёла Лапшиха, Тимонино, Белый Яр и посёлок Малиновку.

Как сообщает сайт Ачинского благочиния, отец Сергий освятил пасхальную снедь и поздравил сельчан с наступающим праздником Пасхи.

В канун Пасхи в селе Никольск Шарыповского муниципального округа прошло массовое крещение

23 апреля в досуговом центре при Доме культуры в селе Никольск Шарыповского муниципального округа штатный священник Свято-Троицкого собора Шарыпово иерей Алексий Щербаков крестил 16 местных жителей.

При этом присутствовали более 30 селян, которым после совершения молебна и таинства отец Алексий рассказал о Великой субботе и грядущим за ней Светлым Воскресением Христовым. Затем протоиерей совершил чин освящения Пасхальной снеди, — рассказали на сайте Шарыповского благочиния.

Пасхальную выставку организовали в гимназии № 96 Железногорска

Итоги выставки «Пасхальное яйцо» в гимназии № 96 города Железногорска подводили 23 апреля при участии благочинного Железногорского церковного округа, настоятеля храма Михаила Архангела протоиерея Романа Нещерета.

Об этом рассказали на сайте благочиния. Лучшие работы отбирала творческая комиссия, в которую вошёл штатный священник собора Архангела Михаила иерей Алексий Мещеряков.

На конкурс представили более 120 самых разных вариантов работ. Поделки к Пасхе мастерили в самых различных техниках: скрапбукинге, аппликациях, лепке из пластичного материала, папье-маше, вышивании и др.

Выставка носила благотворительный характер. Многие работы переданы в храм, где тоже пройдёт выставка работ приходской воскресной школы, а затем поделки будут переданы одиноким прихожанам, которые по состоянию здоровья не могут посещать церковь.

После подведения итогов отец Роман обратился к педагогам и ученикам образовательного учреждения, поблагодарил всех за замечательную пасхальную выставку и вручил авторам лучших работ церковные грамоты и сладкие подарки.

Также железногорский благочинный встретился с директором гимназии Евгенией Бреус. Они обсудили вопросы взаимодействия представителей традиционной православной культуры с педагогами и учениками образовательной организации.