Последние публикации

Епископ Пантелеимон: Бог всегда рядом с теми, кто страдает

 

Какие смыслы праздника Пасхи выходят на первый план в 2022 году, как помогают беженцам и нуждающимся в Донбассе, на Украине Русская Православная Церковь, её духовенство, миряне, волонтёры, какая помощь наиболее востребована сегодня, как в ситуации конфликта и тяжёлых переживаний найти духовную опору для созидания добра — на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью РИА Новости ответил побывавший в Донецке, Горловке, Волновахе и Мариуполе председатель Синодального отдела по благотворительности, руководитель православной службы «Милосердие» епископ Верейский Пантелеимон (Шатов). Беседовала Ольга Липич.

— Для верующего никакие события не отменят светлого Христова Воскресения, но бывают тяжёлые переживания, которые могут повлиять на проведение праздника. Как военная спецоперация на Украине сказывается на праздновании Пасхи, какие смыслы этого торжества выходят на первый план в 2022 году?

— В этом году мы подошли к Пасхе в то время, когда рядом, в Донбассе, на Украине множество людей пребывает в состоянии тяжёлых страданий. Но Пасху ничто не может отменить, потому что Воскресение, победа Христа над смертью и адом уже состоялась.

Причина наших сегодняшних страданий, конечно, не Бог. Не Бог нас наказывает — мы сами себя наказываем. Всё происходящее является следствием потери веры в девятнадцатом, двадцатом и двадцать первом веках. Совсем недавно было испытание коронавирусом — как некое предупреждение. Всем народам на планете было показано, что нужно, наконец, обратиться внутрь себя, задуматься о том, как и для чего мы живем, вспомнить о Боге.

Сегодня наступило новое страшное испытание. Мы все виноваты в том, что за последние 30 лет, когда появилась свобода, мы не сумели по-настоящему обратить наш народ ко Христу, мало сделали для этого. Мы — верующие в Бога люди, сами до конца не следовали за Христом, шли на компромиссы с совестью, соблазнялись внешними успехами. Христа наш народ ещё не обрел так, как это нужно было сделать. Мы не сумели, не смогли научить большинство даже тех, кого крестили, кто стали называть себя православными христианами, церковной жизни, евангельской любви.

Всем нам нужно жить со Христом и призывать к этой жизни во Христе. Конечно, и сейчас нужно каяться, просить прощения за все плохое, что сделали, начать жить, как заповедал Господь. Вот во время Великого поста христиане старались изменить себя, стать лучше и чище, чтобы достойно встретить Христово Воскресение. И сегодня, как и всегда, важно помнить, что Христос пришёл спасти всех людей без исключения.

К сожалению, и сейчас у многих нет стремления вернуться к Богу, обрести веру. Вместо этого многие думают, что можно и необходимо обрести новую идеологию, создать новый мираж благополучного «сытого» и комфортного мира.

На Страстной седмице — неделе перед Пасхой — в храмах читали слова Евангелия, в которых Христос осуждает лицемеров и фарисеев. Сейчас лицемерие стало нормой жизни, оно, по существу, приветствуется. Многие так живут — забыв о простоте. Многие люди научились создавать образы, делать вид, имиджмейкеры, пиарщики, реклама для многих заменили Евангелие. Современному миру важно рекламировать даже то, что мы призваны Господом делать втайне — добрые дела.

Человечество, к сожалению, не становится лучше. В чём теперь мы видим плоды развития цивилизации? Наука сделала возможным для человека очень многое. Но новые, так сказать, технические возможности оказались в руках у людей, не имеющих совести, веры в Бога. У них нет даже идеологии. Человек уже ни во что не верит, становится умным животным, злоупотребляет материальными средствами, научными открытиями. Технические возможности во многом используются во зло. И в мире становится всё больше страдания.

— А какие-то положительные изменения есть?

— Но все же в Церкви за эти 30 лет свободы у нас стало больше жертвенных мирян. Нельзя сказать, что их очень много. Мы призывали во время пандемии идти вместе с нами в больницы помогать ухаживать за пациентами, рассказывали об этом на всех каналах и во всех СМИ. В результате со всей Москвы у нас откликнулось 1500 человек. Дошли до красной зоны меньше половины от этого числа. Это самые разные люди: бизнесмены, машинисты метро, учителя, полицейские, дизайнеры, преподаватели вузов. Конечно, это очень мало для многомилионной Москвы. Но в 90-е годы не было и их.

И сейчас многие рвутся помогать беженцам и людям в зоне конфликта — ухаживать за тяжелыми ранеными, перевозить гуманитарную помощь, врачи стремятся попасть в больницы на Донбассе — делать операции. Врачи-добровольцы церковной больницы имени Святителя Алексия, сёстры милосердия уже трудятся в районных больницах Горловки, Новоазовска, в Ростове-на-Дону.

Сейчас время, когда особенно важно обратить свой взор ко Христу. Он победил смерть, даровал нам Вечную Жизнь, и только Он может дать надежду и свет. Только Им мы живем, помогая другим.

— Вы ездили в Донбасс, были в Донецке, Горловке, Волновахе, Мариуполе. Как оцениваете гуманитарную ситуацию, с кем общались и что вы там переживали?

— Там очень тяжело. Десятки тысяч людей месяц жили в подвалах, в многоэтажках, изуродованных обстрелами, без тепла, без воды, без электричества, без связи, без общения. Люди не знают, живы ли их родственники. Умерших хоронят во дворах. Магазины и аптеки не работают. Людям нечего есть. В больницах холодно, нельзя помыть больных, не хватает врачей, медсестёр, самых необходимых лекарств. Там просто море людского страдания. Наша помощь очень нужна.

— Сколько помощи для беженцев с Украины и для отправки жителям Донбасса уже удалось собрать Русской Православной Церкви? Что это за помощь — какие предметы, прежде всего?

— Мы в Синодальном отделе по благотворительности собрали свыше 214 миллионов рублей на помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям. В России Церковь собрала и передала больше 1000 тонн гуманитарной помощи, из них более 540 тонн направили в Донбасс, Харьковскую, Херсонскую, Запорожскую, Бердянскую епархии.

Многие лишились дома, имущества, остались без личных вещей. Поэтому людям в первую очередь сейчас нужны продукты, лекарства, одежда, обувь, средства гигиены. Мы именно это и стараемся прежде всего людям передавать.

Работаем с адресными просьбами — они поступают к нам по федеральной линии церковной помощи «Милосердие» 8-800-70-70-222. В месяц поступает более 6000 звонков, из них почти 2000 — это звонки по вопросам помощи беженцам. На каждую просьбу вместе с социальными отделами епархий мы стараемся откликаться.

Сейчас в наш церковный штаб помощи беженцам в Москве каждый день приходят 150 человек, в некоторые дни — до 200 человек в день.

Читать интервью полностью по ссылке: https://ria.ru/20220424/religiya-1785121657.html

Пасхальный концерт прошёл в селе Ястребово

Выступление прошло 24 апреля в честь Пасхи Христовой. Об этом рассказали на сайте Ачинского благочиния.

В программе были номера коллективов народной песни. С пасхальным приветствием к жителям села Ястребово Ачинского района обратился штатный священник Казанского кафедрального собора города Ачинска протоиерей Сергий Пигасов. Отец Сергий также освятил пасхальную снедь.

Ачинский священник совершил миссионерскую поездку по сёлам Ачинского района

23 апреля штатный священник Казанского собора Ачинска протоиерей Сергий Пигасов совершил миссионерскую поездку в сёла Лапшиха, Тимонино, Белый Яр и посёлок Малиновку.

Как сообщает сайт Ачинского благочиния, отец Сергий освятил пасхальную снедь и поздравил сельчан с наступающим праздником Пасхи.

В канун Пасхи в селе Никольск Шарыповского муниципального округа прошло массовое крещение

23 апреля в досуговом центре при Доме культуры в селе Никольск Шарыповского муниципального округа штатный священник Свято-Троицкого собора Шарыпово иерей Алексий Щербаков крестил 16 местных жителей.

При этом присутствовали более 30 селян, которым после совершения молебна и таинства отец Алексий рассказал о Великой субботе и грядущим за ней Светлым Воскресением Христовым. Затем протоиерей совершил чин освящения Пасхальной снеди, — рассказали на сайте Шарыповского благочиния.

Пасхальную выставку организовали в гимназии № 96 Железногорска

Итоги выставки «Пасхальное яйцо» в гимназии № 96 города Железногорска подводили 23 апреля при участии благочинного Железногорского церковного округа, настоятеля храма Михаила Архангела протоиерея Романа Нещерета.

Об этом рассказали на сайте благочиния. Лучшие работы отбирала творческая комиссия, в которую вошёл штатный священник собора Архангела Михаила иерей Алексий Мещеряков.

На конкурс представили более 120 самых разных вариантов работ. Поделки к Пасхе мастерили в самых различных техниках: скрапбукинге, аппликациях, лепке из пластичного материала, папье-маше, вышивании и др.

Выставка носила благотворительный характер. Многие работы переданы в храм, где тоже пройдёт выставка работ приходской воскресной школы, а затем поделки будут переданы одиноким прихожанам, которые по состоянию здоровья не могут посещать церковь.

После подведения итогов отец Роман обратился к педагогам и ученикам образовательного учреждения, поблагодарил всех за замечательную пасхальную выставку и вручил авторам лучших работ церковные грамоты и сладкие подарки.

Также железногорский благочинный встретился с директором гимназии Евгенией Бреус. Они обсудили вопросы взаимодействия представителей традиционной православной культуры с педагогами и учениками образовательной организации.

 

Мастер-класс по традициям празднования Пасхи прошёл в детской библиотеке города Назарово

22 апреля юных читателей назаровской детской библиотеки им. Л. Н. Толстого познакомили с традициями празднования Вербного воскресения и Пасхи Христовой.

Как рассказали в сообществе библиотеки в «Вконтакте», ребята мастерили поделки к Пасхе, раскрашивали и украшали яйца, рассказывали о своих семейных традициях празднования Пасхи, делились рецептами приготовления кулича и пасхи.

 

Владыка Пантелеимон: Пасха Христова ни на миг не прекращается в алтаре

25 апреля, по окончании Божественной литургии в соборе Михаила Архангела города Железногорска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!

Дорогие братья, сестры, матери! Мы с вами празднуем Светлую Христову Пасху. Вся неделя: семь дней до Антипасхи — это праздничное состояние, посвящённое воскресшему Господу Иисусу Христу. Что означает для человечества само слово Пасха? Означает «исход» из рабства. Праздник берёт начало почти за три тысячи лет до Рождества Христова. Древний еврейский народ единственный тогда знал истинного Бога. Ибо после грехопадения дети Адама и матери-Евы, по примеру прародителей, считали за Бога диавола. Они строили капища, где тот учил их злому: чародейству, колдовству, вражде, из которой рождались страшные войны, всевозможным грехам. И люди уходили в ад. Самое страшное — они не знали о бессмертии души человеческой. И зная, что их ждёт физическая смерть, продавали души бесам. А древние иудеи знали и помнили Бога. И Он спас их от четырёхсотлетнего рабства в Египте. Так, в ознаменование этого исхода, и появился впервые праздник Пасхи. И был дан устав, как праздновать. Он есть в Библии. Надобно есть пресный хлеб, непорочного ягнёнка — агнца, горькие травы и кислое вино. Горькое, кислое и пресное — это безрадостная жизнь в порабощении. Горько, потому что никакой правды в рабстве нет, даже если раб ест досыта. Ягнёнок был жертвенным животным. Никто тогда не понимал, что пророчески он показывает будущую жертву Сына Божиего и сына человеческого Иисуса Христа.

Когда Спаситель пришёл в мир, он не показывал ученикам, что Он не только пророк и сын Божий, но и сам Господь. И Он даже праздновал с ними еврейскую Пасху. И в последний раз ученики заметили: он привнёс что-то новое. Он называет хлеб телом Своим, и на вино, растворённое водой, Он произнёс: это кровь моя. Иными словами, он предложил себя. Ученики тогда не понимали, в чём смысл. Неужели это людоедство? Но Господь показал, что это жертва. И он идёт в Иерусалим, чтобы стать ей за весь мир.

Когда Господь воскрес, а до того воскресил Лазаря, он открыл людям, что каждый воскреснет в момент второго пришествия. А пока, через причастие Он даёт нам защиту от всего диавольского. Это наша Пасха, Пасха жизни вечной, начало новой жизни. И в час Страшного суда Господь взглянет на грешников, и они сами себя осудят. А верующие восстанут, чтобы обновить, очистить Землю. И воссоединятся Небо и Земля в божественной любви и радости.

На Пасху в храмах мы с вами облачаемся в новые духовные одежды. Ум и тело, которые за год могли немало нагрешить, укрепляются, наполняются жизнью. Это только дано верующему человеку.

Пасха Христова ни на миг не прекращается в алтаре. Уже две тысячи лет совершается Литургия. И пока она продолжится, мир не кончится. Ложь не победит. Когда мы с вами молились сегодня «Господи помилуй», мы просили именно об этом. И эта молитва победит всякую злобу, всякую разлуку и всё смертоносное, что грозит роду человеческому. Христос воскрес и оставил нам пример, утверждение бессмертного, доказательство, что вера наша Богом принимается и Бог творит с человеком спасительные действия благодатью духа во всех просьбах, обращениях и желаниях. Пусть каждый из нас живёт верой, надеждой и ничего не боится, что бы не угрожало.

Аминь.

Глава Красноярской митрополии совершил Литургию в соборе Архистратига Михаила города Железногорска

25 апреля, в понедельник Светлой седмицы, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в соборе Михаила Архангела города Железногорска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора митрофорный протоиерей Владимир Дорош; секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель храма Иоанна Предтечи протоиерей Николай Ши-кэ-мин; благочинный Назаровского благочиния Красноярской епархии, настоятель назаровского Покровского собора протоиерей Евгений Нещерет; благочинный Железногорского благочиния, настоятель Михаило-Архангельского собора города Железногорска протоиерей Роман Нещерет; благочинный больничных храмов города Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; штатные священнослужители красноярского Покровского кафедрального и железногорского Михаило-Архангельского соборов.

За малым входом права ношения камилавки был удостоен штатный священник Михаило-Архангельского собора Железногорска иерей Алексей Мещеряков.

За богослужением пел хор Михаило-Архангельского прихода.

По окончании Литургии архипастырь возглавил крестный ход вокруг храма и обратился к собравшимся со словом проповеди.

Пасха дома и в храме: фотографии конкурса #пасхавсибири

Представляем вам подборку работ фотоконкурса #пасхавсибири. Пользователи социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники» рассказывают на своих страницах о том, как они празднуют Светлую Пасху.

Фотографиями с архиерейской Пасхальной службы в храме Рождества Христова Красноярска поделилось во «ВКонтакте» сообщество детско-юношеского духовного хора «София», певшего за богослужением.


А в группе «ВКонтакте» храма святого апостола Андрея Первозванного города Красноярска опубликовали фотографию, на которой запечатлено освящение куличей и яиц на улице.


Приход Знаменского храма в Дивногорске опубликовали фото с крестного хода на Пасхальной заутрене.


О том, как преображается на Пасху территория храма благодаря особым украшениям, рассказывают фотографии Татьяны Цыбиной.


А Эвелина Кулакова запечатлела радостные эмоции мальчика Спиридона, который держит в руках лампадку.


О том, какая Пасха яркая и торжественная, в деталях рассказал снимок Людмилы Колосовой, опубликованный на страничке «ВКонтакте» Комплексного центра социального обслуживания населения «Сосновоборский»


Продолжайте делиться своими фотографиями и принимайте участие в конкурсе, поставив хэштег #пасхавсибири в публикации с вашими пасхальными фотографиями в одной из социальных сетей. Напомним, что в конкурсе участвуют фотографии, опубликованные до 15 мая, и не более 5 фотографий в одной публикации.

Архипастырь: Верующий после Пасхи уже не раб страстей, а воин Христов

24 апреля, в праздник Светлого Христова Воскресения, по окончании Великой Пасхальной вечерни митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Воистину Воскресе Господь наш Иисус Христос! Христос Воскресе!

Дорогие отцы, братья, духовенство Красноярской митрополии! Каждый год наш благочестивый верующий народ и тот народ, который считает своим праздничным долгом совершать Пасху Христову, произносят эти бессмертные слова: Христос Воскресе! Вспомним эту историю, которая, по сути, началась в Древнем Египте, когда народ иудейский выходил из пленения, когда Бог дал и заповедовал праздновать Пасху. В переводе слово означает «выход», «избавление» от рабства и пленения.

Какой же был устав этой Пасхи? Крестный хлеб, как символ горькой жизни: безрадостной и бесцветной, может быть, даже сытой в рабстве и пленении. Горькие травы: лук, чеснок, перец. И острые травы различного происхождения. Ягнёнок, который означает покорность. И вино прокисшее — вся горечь и густота бесправия. И народ эту Пасху совершил, ещё не переходя Красного моря по дну. Потом будет другая Пасха перехода через это море. Но устав остаётся таким же. В этом скрывалась величайшее божественное откровение. Горечи человека в рабстве греха и в рабстве смерти. Люди очень боялись смерти. Но что-то ещё означало удивительное, о чём знали мудрецы, первосвященники, пророки: скрывалось имя мессии, спасителя мира.

Совершал ли наш Господь эту древнюю Пасху? Несомненно. Он был среди своих учеников, которые этот устав несомненно знали. И вот эта Пасха как и всё завершается и Господь предлагает нечто удивительное. Он предлагает ученикам пищу — самого Себя. Он указывает на хлеб и говорит: Ешьте его, принимайте. Это тело Моё. Затем он указал на растворённое вино и произнёс: Пейте кровь Мою. Что бы это могло быть? — испрашивали ученики Его. Это была первая Евхаристия объединения народа не вокруг частной выгоды или освобождения телесного. Оно стало объединением вокруг Бога, которое освобождает человека от его греховности и смерти. И далее Господь раскрыл как будет принесён в жертву Он сам. И несведущие люди, и непонимающие, и насмешники говорят: христиане пыжатся, надушатся, подражая человекоедению, поглощают хлеб и вино. Зря они это делают.

Дорогие отцы, чтобы народ понимал, каждый священник должен сам себя приносить в жертву народу и Богу. Каждый человек в рясе проходит свою Голгофу и живём мы с вами не просто в мире мало интересующемся, но в мире взрывоопасном, невидящем Господа и нас, служителей Божиих. А кто сегодня нас окружает? Наш верующий народ. Тело Христово, ради которого мы, подражая Господу, и есть жертва Богу.

И сегодня, вручая знаки внимания Церкви, мы не можем сказать, что это награды за какие заслуги. Да, приятно, когда видят старания. Кто-то из вас своими руками, священническими руками храм построил. Кто-то через спонсоров. Батюшки сами штукатурили, красили и продолжают. И храмы поднимаются. Каждый трудится с детками, которых отдают родители нашей воскресной школе. Но какого труда это стоит в этом, довольно таки выхолощенном двадцатым столетием обществе. И люди, что шагнули из него в двадцать первое, породили детей, которые увидели пример чёрствости. Но пробуждаются души, когда приходит Пасха и говорят о Боге, и звучат над нами, как особое призвание апостольские слова: нам нужно учиться и учиться христианству. Что мы сами делаем — ведём Божий народ по пути спасения. Это и есть жертвенное служение. В нём заключено и учительство, и пастырство, и прямое священнодействие бескровной жертвы, и врачевание, вся психология. Без этого служения мир умрёт. Поэтому приходят к Христу люди в Африке, в Азии и по всему миру. Жертвенное служение пастырей наших объединяет народы, помогая обрести свободу без греха и реальную свободу от любой зависимости. Вот что принёс Господь своей Пасхой: исход из рабства продолжается. И верующий после Пасхи уже не раб страстей, а воин Христов. Без этого исхода не будет существовать человеческая солидарность, взаимоуважение и любовь, стремление утешить того, кто нуждается. Священник передаёт от себя благодатный огонь пастве и он расходится от одного к другому.  И так будет до второго пришествия и всеобщего воскрешения мёртвых. Только верующий в нашу веру свободы обретает счастье. Остальное, как богатство или слава, иллюзорны. Они уходят. И мы спасаемся. Вместе мы есть соль земли и спасение мира.

Аминь.