Последние публикации

Священный Синод в Екатеринбурге разрешил отпевание некрещеных младенцев и принял решение по кадровому дефициту в Церкви

14 июля под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Заседание впервые прошло в городе Екатеринбурге.

Одним из важнейших решений, принятых на заседании, стало утверждение текста «Последования об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения» 

Вопрос о возможности отпевания Церковью некрещеных младенцев был поднят еще в 2015 году и несколько лет рассматривался профильным комиссиями Межсоборного Присутствия. Решение аргументируется тем что, «смерть младенцев с особой тяжестью переживается родителями и близкими», и «некрещеные младенцы не совершали личных грехов и не имели возможности сделать какой-либо нравственный выбор, что отличает их от прочих усопших некрещеных людей».

Кроме того, на повестке дня была тема острого дефицита кандидатов в клир, имеющих соответствующий принятым нормам уровень образования. Напомним, по утвержденным требованиям, сегодня будущий диакон должен окончить как минимум духовное училище или два курса семинарии, а будущий священник — как минимум иметь полное семинарское образование, либо диплом высшего учебного заведения Русской Православной Церкви.

В связи с кадровым дефицитом, который констатировали ряд епархиальных Преосвященных в годовых отчетах за 2017 год, Синод принял решение о смягчении норм. Диаконская и пресвитерская хиротония станут возможными для ставленников, имеющих полное высшее светское образование и заочно обучающихся в бакалавриате духовной семинарии. При этом до окончания обучения таким священнослужителям будет воспрещаться переход в иные епархии. Перечень епархий, для которых будет возможным смягчение требований к цензу, будет формироваться ежегодно в Управлении делами Московской Патриархии, на основании данных епархиальной статистики.

Кроме того, Священный Синод причислил к лику для местного почитания в Пензенской митрополии подвижника благочестия  Ивана Поташева и утвердил богослужебные тексты: службы мученику Алексию Елнатскому, преподобному Амфилохию Почаевскому, преподобному Василиску Сибирскому, благоверному князю Олегу Брянскому; тексты тропаря и кондака священномученикам Александру Сахарову и Иоанну Тихомирову Шатурским;  для употребления за богослужением и в домашней молитве — текст акафиста преподобному Герману Аляскинскому.

Также на заседании Синод принял кадровые решения. В связи с высказанной необходимостью, у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси появится еще один викарный архиерей, с титулом «Егорьевский». Кроме того, на покой почислены митрополит Тверской и Кашинский Виктор, в связи с достижением 75-летия (новым Преосвященным, главой Тверской митрополии назначен епископ Савва, викарий Святейшего Патриарха, с сохранением должности первого заместителя Управляющего делами Московской Патриархии) и епископ Ванинский и Переяславский Савватий, по состоянию здоровья (новым Преосвященным назначен епископ Аристарх, викарий Хабаровской епархии).

Помимо этого, участники заседания обсудили тему развития межконфессионального диалога, утвердили текст «Послания Предстоятеля Русской Церкви архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1030-летием Крещения Руси», заслушали сообщения о состоявшемся визите в Русскую Православную Церковь Святейшего Патриарха Сербского Иринея, о Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации и работе Высшего Церковного Совета в 2018 году, — информирует официальный сайт Московской Патриархии.

Послание Первосвятителя полноте Церкви в связи с 1030-летием Крещения Руси

Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 июля 2018 года (журнал № 42).

Благословен Господь Иисус Христос,
Иже возлюби новыя люди, Русскую землю
и просвети ю крещением святым.
(Повесть временных лет)

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Ныне вся Полнота Церкви нашей чествует святого равноапостольного великого князя Владимира и с благодарностью вспоминает, как 1030 лет назад трудами сего богоизбранного и сильного духом мужа свершилось поворотное событие в истории славянских народов. Всеблагим действием Духа Святого князь обратился от языческих заблуждений, уверовал в Единородного Сына Божия Иисуса Христа и, приняв вместе со своими соратниками святое Крещение, принес на Русь спасительный свет Евангелия.

Почему мы называем событие Крещения Руси поворотным для истории наших народов? Потому что оно навсегда изменило облик всей славянской цивилизации и предопределило дальнейший путь ее развития. Это был действительно решительный поворот от тьмы к свету, от хождения во мраке ложных идей и представлений к обретению богооткровенной истины и спасению.

Человеколюбивый и Щедрый Господь даровал нам ни с чем не сравнимую милость и великое счастье: возможность принадлежать к Православной Церкви, составлять Единое Тело Христово и приобщаться к неисчерпаемому Источнику воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14). Итак, мы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, будучи утверждены на основании апостолов и пророков и имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф. 2:19-20).

Мы совсем немного знаем о жизни Руси до Крещения. Дошедшие до нас исторические свидетельства сохранили довольно противоречивый образ наших предков как людей, с одной стороны, жестоких и коварных, с другой — отважных и щедрых. Соблюдая законы кровной мести, славяне вместе с тем отличались особым гостеприимством и широтой души. Во времена же походов мирный славянин превращался в грозного и беспощадного воина: его ярость не знала пределов, и ради богатой добычи он был готов на все.

Славянский мир стоял как бы на перепутье между добром и злом, являя то благородные качества души, то страшную бездну тьмы. Требовался решительный и твердый шаг, чтобы сделать, наконец, этот судьбоносный выбор. И сей выбор делает святой равноапостольный князь Владимир. Православная вера, утвержденная в жизни предков трудами великого князя, преобразила народ наш, воспитала в нем дух самоотвержения и кротости, жертвенности и терпения.

На протяжении веков, последовавших за крещением в благословенных водах Днепра, Русь старалась созидать свое бытие на основании высоких христианских идеалов и верности Евангелию, стремилась устроять свою жизнь тем, что мыслитель Иван Ильин называл «целованием Креста», то есть горячей любовью ко Господу и благоговением пред совершенной Им Искупительной Жертвой. Невзирая на сложные перипетии истории, несмотря на все ошибки, уклонения и даже падения, главным для нашего народа неизменно оставалось служение Божественной правде и стояние в истине.

Приобщение к православной духовности стало мощным импульсом и для развития самобытной восточнославянской культуры. Религиозный выбор князя Владимира был, кроме того, и выбором образа мышления, христианского уклада общественной жизни и стиля культуры. Это был выбор цивилизационного пути. Теперь мы уже не можем представить себе нашу литературу, изобразительное искусство, архитектуру или музыку без евангельских мотивов и сюжетов. Пронизанные христианскими нравственными идеалами и ценностями, эти произведения вводят нас в богатый духовный мир православной веры и призывают задуматься о вечных вопросах бытия и смысле человеческой жизни.

Но не принадлежность к православной культуре лишь по рождению делает нас христианами. Быть православным христианином — это не дань традиции из «любви к отеческим гробам» и национальной истории. Быть православным христианином — это в первую очередь сознательный выбор жизненного пути, это непрестанное искание Христа и Его правды. Подобно тому как равноапостольный князь Владимир, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового (Кол. 3:9-10), навсегда отдал свое сердце Господу Иисусу, так и мы, помня, какого мы духа (Лк. 9:55), призваны быть не слышателями только, но исполнителями слова (Иак. 1:22), вполне осознавая, что жизнь наша сокрыта со Христом в Боге (Кол. 3:3).

Искание истины Христовой и стояние за нее — вот главный завет святого князя Владимира народам Святой Руси — наследникам Днепровской купели. Вся наша общая история и культура, вся многовековая духовная и церковная традиция наших народов — связаны с познанием этой истины. Оно составляет сердцевину нашего бытия и самосознания, оно и объединяет всех нас, дает силы идти по пути исторического развития, преодолевая любые невзгоды, бедствия и рознь.

И сейчас в братской нам Украине, в стране, где находится священная Днепровская купель крещения народов Руси, стихии мира сего восстают на Церковь святого князя Владимира, пытаясь разрушить единство этой святой Церкви. Духовенство и верующие подвергаются несправедливым обвинениям и поношениям. Но мы верим, что никакое давление извне не сможет разрушить священные узы Христовой любви, объединяющей нас в единое Тело Церкви. Мы верим, что наша общая молитва поможет преодолеть все испытания, сохранить чистоту Православной веры и верность канонической правде.

Единеми усты и единым сердцем прославляя Создателя за Его неизреченную милость к нам, будем же достойными сей обильно изливаемой любви Божией и того великого духовного приношения, которое сделал равноапостольный князь Владимир своему народу.

Молитвами сего дивного угодника Господня да благословит Небесный Владыка страны исторической Руси миром, да укрепит пастырей и верующих Украины, мужественно сохраняющих  верность канонической Церкви — и дарует Свою неоскудевающую помощь на пути спасения, дабы мы, не сообразуясь с веком сим, но преобразуясь обновлением ума нашего (Рим. 12: 2), совершали свое служение Богу и людям, свидетельствуя о немеркнущей красоте и созидающей силе веры Христовой.

Награды Русской Православной Церкви вручены потрудившимся над строительством храма в Подгорном

15 июля, в новоосвященном храме Воскресения Христова в поселке Подгорный ЗАТО город Железногорск Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил церемонию вручения Патриарших и епархиальных наград во внимание к помощи в строительстве храма.

Медалей Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского были удостоены:

— настоятель собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных ЗАТО город Железногорск митрофорный протоиерей Анатолий Кизюн;

— настоятель храма Воскресения Христова поселка Подгорный протоиерей Сергий Белин.

Орденов Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского III степени были удостоены:

— Герой Социалистического Труда, профессор, академик Российской и Международной инженерной академии Виктор Гуполов;

— генеральный директор Красноярского машиностроительного завода Владимир Калмыков;

— руководитель филиала Красноярского машиностроительного завода в поселке Подгорный Владимир Клешков;

— директор ООО «Агротрейд» (город Железногорск) Евгений Юдаев.

Медалями Красноярской епархии священномученика Амфилохия III степени были награждены:

штатный священнослужитель храма Воскресения Христова в п. Подгорный диакон Константин Семыкин;

— архитектор храма Воскресения Христова в п. Подгорный Анатолий Грешилов;

— заместитель генерального директора Красноярского машиностроительного завода Николай Волков;

— директор Физкультурно-спортивного центра «Факел» Александр Осколков;

— директор ООО «ДальАгроСтрой» Сергей Кострюков;

— заместитель начальника отдела капитального строительства Красноярского химического завода Николай Грибков;

— индивидуальный предприниматель Сергей Беломестнов.

Медалями Красноярской епархии великомученицы Параскевы Пятницы были награждены:

помощница настоятеля храма Воскресения Христова в п. Подгорный инокиня Лидия (Овчинникова);

— индивидуальный предприниматель Галина Подопытько.

Архиерейскими грамотами Главы Красноярской митрополии были награждены:

— начальник производства «Испытательно-заправочный комплекс» Юрий Филатов;

— инженер отдела капитального строительства Красноярского химического завода Наталья Русских;

— директор ООО «Гранит» Евгений Глазун;

— главный инженер производства «Испытательно-заправочный комплекс» Владимир Валов.

Благодарственными письмами Главы Красноярской митрополии были награждены:

заместитель директора Красноярского химического завода по персоналу и общим вопросам Ольга Шиляева;

— староста храма Воскресения Христова Валентин Кравцов;

— главный экономист жилищно-коммунального хозяйства в поселке Подгорный Елена Валова.

Елена Есаулова: Без Бога жизнь — тоскливый путь в бездну

Одним из экспертов, проводив­ших свою площадку на прошедшей выставке-ярмарке «Сибирь Право­славная», стала Елена Есаулова — красноярский журналист, публи­цист, литератор, редактор сайта sobor24.ru. Она публикуется в феде­ральных православных и обществен­но-политических СМИ, в том числе в изданиях Беларуси, Украины, Сер­бии, а «Православному слову Сибири» больше известна как внештатный автор, добрый и чуткий друг и про­сто талантливый и православный человек. С ней мы поговорили о взгля­дах на жизнь и творчество, о планах и мечтах, и попросили совета.

— Елена, что вас вдохновля­ет на написание текстов?

Вдохновляют люди, чьи жизни меняет вера в Господа. Как в притче о блудном сыне, «ибо этот сын мой был мертв и ожил, про­падал и нашелся» (Лк. 15:24). Это самое важное, мне кажется. Мы, в силу своей греховной природы, норовим так все запутать и испор­тить, упасть низко, а Бог, любящий нас и прощающий, способен испра­вить самое негодное и восстановить человеческую личность. Это всегда радует. И не дает возгордиться.

Вдохновляют проявления силы духа, незаметные подвиги, милосер­дие и смирение. Некоторые явления и события в современном мире — как позитивные, так и негативные. О последних писать сложно, но не­обходимо.

— Назовите пять самых важ­ных вещей в своей жизни?

Самое важное для меня это Господь, семья, творчество, люди и новые знания. Без Бога жизнь — тоскливый путь в бездну, провере­но на себе. Ни деньги, ни чувства, ни путешествия от этой тоски не избавляют. Семья — тут все по­нятно. Люблю своих детей, мужа, родителей и сестру. Это всем по­нятно и у всех так. Про творчество скажу еще отдельно. Кстати, кино очень люблю, иногда даже слишком. Люди… Если к ним при­смотреться, задать вопросы — от­кроешь целый космос. У меня часто бывает так, что случайная встреча, в автобусе, например, дает пищу для новых историй. К людям надо внимательно относиться. Нра­вится изучать новое, погружаться в то, о чем не знала. Видимо, это га­зетная привычка. Привлекательны темы здоровья, спорта, технологии, новые веяния в психологии… Линг­вистика интересует очень.

— Кто ваш любимый батюш­ка, какой приход в Красноярске вам больше всего по душе?

Мой любимый священник — отец Александр Глушанков. Он слу­жит в храме Александра Невского. Это очень добрый, умный и кроткий человек. И он очень любит людей. С большим уважением отношусь к отцу Димитрию Любочко, обра­зованный и деятельный батюшка. У этих отцов порой прошу совета в житейских ситуациях. Александро- Невский приход, где мы воцерков- лялись семьей, до сих пор считаем своим родным, хотя мы переехали и теперь ходим в другие храмы.

Русским православным журналистам помогает Бог, энтузиазм и врожденная креативность

— В одном из интервью вы писали, что «Божьи чудеса происходят всюду». А какое самое большое чудо в жизни случалось у вас?

Есть очень личные чудеса, о которых я пока не готова гово­рить. А о том, что сказать можно. Пожалуй, самое большое чудо — Божья помощь и любовь в раз­ных ситуациях, серьезных и мел­ких. Скажу словами из Псалмов: «Что есть человек, что ты помнишь его»? Чудом считаю то, что встре­чаю множество прекрасных людей, что статьи и книги мои читаются, и к ним пишутся хорошие отзывы.

— Какие у вас мечты, планы?

Мечты у меня, как у вся­кой творческой личности, разноо­бразны. Вопрос, какая мечта станет реальностью — главный (смеется). Мечтаю начать писать сценарии — для кино и театра, хотела бы ставить спектакли, небольшой сценарно-ре­жиссерский опыт у меня есть.

Много лет назад я работала в замечательной библиотеке име­ни А. Блока в Академгородке. При ней работал театральный кружок для пенсионеров. Я писала пьески для этих талантливых пенсионеров, и мы их ставили. Постановки дела­ли на различные праздничные даты. Было весело. Хотелось бы это чув­ство вновь испытать. Когда то, что ты изложил на бумаге, превращает­ся в действо — переживаешь непере­даваемые ощущения.

Сейчас я дружу с замечательной красноярской тележурналисткой Ириной Долгушиной, она обеща­ла меня научить писать сценарии. Словом, возможностей множество, осталось найти силы, преодолеть рутину и текучку и начать действо­вать.

Хочу вновь начать писать фэнтэзи, был у меня такой опыт. Есть написанная повесть в стиле город­ской антиутопии, она долго висела на одной литературном сайте, люди читали, хвалили. Может быть, переосмыслю, подправлю, с учетом но­вых реалий, и найду издателя. Вещь любопытная.

— О чем ваша новая книга «Доля Евы»?

Про жизнь женщин, иду­щих к свету, через различные жиз­ненные испытания. Книга написана в соавторстве с известной писатель­ницей из Грузии Марией Сарад- жишвили. Она просто гениальна, на мой взгляд — и юмор, и духов­ность, и слог легкий. Мы уже второй сборник выпускаем вместе. Наде­юсь, читатели откроют через наше творчество что-то для себя.

— А вообще, тяжело ли это: современному автору найти дорогу к читателю?

Вопрос не прост. Сейчас очень многие, в том числе и православные авторы, издают книги за свой счет, сами продают. И пишут неплохо! Я знакома с несколькими земляка­ми, которые таким образом само­выражаются. А вот для того, чтобы твои книги выпустило издательство, да еще хорошим тиражом, стоит приложить усилия — писать издате­лям, не унывать, если отказывают, сотрудничать со СМИ.

Не все из пишущих хотят и мо­гут заниматься самопродвижением, но есть отличные примеры успеха в этой области. Моя подруга из Но­восибирска, Марина Куфина — за­мечательный верующий человек, бухгалтер по профессии, в свобод­ное время пишет стихи и рассказы. Не стесняется списываться с журна­лами и газетами, и ее охотно печата­ют. Думаю, до книги не далеко.

Есть еще нюанс. Не все литера­торы готовы к редакторской правке. А без нее никто не будет издавать твою «нетленку». Сама как редактор сталкивалась с тем, что люди бьют­ся за каждую букву насмерть, не по­зволяют править текст.

Что до меня — мои произведе­ния рождаются тяжело, а выпуска­ются легко. Слава Богу. Издатели очень добры ко мне. Кажется, не­заслуженно. Подозреваю, что так будет не всегда.

Самое важное для меня — Господь, семья, творчество, люди и новые знания

— А что вы думаете о право­славной журналистике сегодня? Какое у нее будущее?

Мне кажется, то, что право­славная журналистика есть, уже хорошо. Радует обилие интернет- сайтов, журналов — общероссий­ских, епархиальных и приходских. Мы имеем возможность через наши СМИ рассказывать обо всем добром, что делает Церковь, гово­рить об основах нашей веры, о при­ходской жизни, свидетельствовать о чудесах Божиих. Сложнее с кри­тическими материалами, но и они тоже пишутся и читаются. Хотя про­блемные статьи на православные темы писать очень сложно. Нужна мудрость, так сказать, духовная, чтобы объективно высветить ситу­ацию и не оттолкнуть ищущего чи­тателя. Ну и православных телека­налов у нас маловато, к сожалению. На нашу огромную страну их нужно гораздо больше.

О будущем православной жур­налистики мне судить сложно. И сейчас очень мало авторов, есть

нехватка компетентных экспер­тов, и непонятно, откуда их брать в дальнейшем. Это все, на мой взгляд, и мешает развитию. Помо­гает — конечно, Господь, энтузи­азм верных Церкви людей и наша врожденная креативность. Русский человек всегда что-нибудь приду­мает, чтобы сделать дело не просто хорошо, а всем на удивление.

— Что бы вы пожелали православным «коллегам по цеху» — журналистам, писателям?

Интересных встреч, ярких сюжетов, незанудных произведе­ний. Думать о том, как отзовется слово, выходящее из-под твое­го пера. Быть более открытыми к окружающему миру — если не бояться общаться с людьми, можно наловить море тем для статей. Искать неизбитые фор­маты и оригинальные способы подачи информации. Не вестись на провокации и не вступать в длинные и бесполезные дискуссии с теми, кто ненавидит Православие.

И, самое главное — не увлекать­ся политикой. К слову, для меня за­гадка: как православный человек может быть активистом протестного движения? Когда в Писании есть прямое указание — молиться за на­чальствующих и власти. Это не оз­начает, конечно, соглашательства со всеми неприглядными действиями власть придержащих. Но демонизи­ровать этих самых начальствующих, постоянно писать о них злые тексты, посты в соцсетях, муссировать эти темы — зачем? Спаситель, вообще-то, никого на демонстрации против кесаря не выводил, к революции не призывал. А у нас же есть даже пра­вославные издания, позиционирую­щиеся как оппозиционные.

Вопросы задавала редакция «Православного слова Сибири»

Елена Есаулова имеет грамоты за просветительскую и профессиональную деятельность. Призер конкурсов «Матушка года» и «Священник года» в номинациях «Лучший рассказ о матушке» и «Лучший рассказ о священнике» (2016, 2018 годы). Автор книги «Путь домой», соавтор сборников «Осень жизни — время золотое», «Доля Евы», «Разрешение жить» (общий тираж — 25 тыс. экз.; издательство «Воскресение», издательство Сретенского монастыря, издательство Данилова монастыря). Сборник «Осень жизни — время золотое» выдвинут на соискание независимой интернациональной интернет-премии «На благо мира» за гуманизм в искусстве и общественной деятельности.

 «Доля Евы»

Женщина — немощнейший со­суд, писал апостол Петр. Но, мо­жет быть, именно в этой немощи и кроется особая сила женщины, и кротость, смирение и терпение помогают не сломаться среди жи­тейских бурь? Такими были самые известные литературные героини: тургеневская Лиза Калитина, пуш­кинская Татьяна Ларина, толстов­ская Наташа Ростова. А есть ли в современной литературе героини, подобные хрестоматийным Лизе, Татьяне, Наташе? Со всеми их пре­красными душевными качествами, без скидки на то, что, мол, «вре­мя сейчас другое»? Конечно, есть, уверены писательницы Елена Есаулова и Мария Сараджишвили. Именно о таких женщинах они на­писали свои рассказы для совмест­ного сборника «Доля Евы», кото­рый вышел недавно в московском издательстве «Воскресение».

Елена и Мария публикуются под одной обложкой не впервые. Совместно с еще одной известной православной писательницей, Ин­ной Андреевой, они участвовали в сборнике «Осень жизни» того же издательства «Воскресение». Творчество двух писательниц очень разное. Сюжеты Елены Есауловой полны трагизма. И хотя у большинства из них — светлый финал, идти к нему героям при­ходится через несправедливость, слезы и страдания. Совсем по-иному представляет подчас очень схожие ситуации Мария Сараджишвили. Ее рассказы — это бес­конечный «смех сквозь слезы», теплый грузинский юмор в духе лучших фильмов Данелии, по­разительное умение самые слож­ные жизненные ситуации вос­принимать, что называется, шутя. Но какими бы разными ни каза­лись произведения писательниц, очевидно, что они выступают единым фронтом в стремлении показать, что и сегодня в литера­туре (а в случае с Сараджишвили и Есауловой — и в жизни, так как их произведения основаны на реальных событиях) есть жен­щины, преданные семье, дому и своему долгу, терпеливо и без ропота несущие свой крест. И пусть женские образы, вопло­щенные авторами сборника, пока не стали в один ряд хрестоматий­ными, а имена их героинь — нари­цательными, совершенно точно, что многим читателям — и, в осо­бенности, читательницам — они помогут по-другому взглянуть на долю Евы и ощутить не только ее бремя, но и благо.

«Осень жизни — время золотое»

Сборнику, посвященному не­избежному отрезку земного че­ловеческого бытия, которое мы именуем старостью, издательство «Воскресение» дало оптимисти­ческое название «Осень жизни — время золотое».

Затронуть тему, которая в со­временном обществе по умол­чанию считается если не табуи­рованной, то, по крайней мере, «неудобной», взялись Мария Сараджишвили, Елена Есаулова и Инна Андреева.

Заговорить о том, о чем мно­гие из нас предпочитают даже не думать, авторы решили не только ради напоминания, что старость это то, с чем гарантирован­но столкнется каждый из нас. Но и потому, что уверены: старость — это не пугающая неизбежность, но время, открывающее челове­ку поистине удивительные гори­зонты и возможности. В сборни­ке три известные православные писательницы представили свои рассказы, ярко это утверждение иллюстрирующие. И хотя все участницы столь необычного ли­тературного проекта — женщины молодые, писательский опыт по­зволил им весьма глубоко иссле­довать тему человеческого ста­рения — как процесса в первую очередь духовного.

Елена Есаулова, произведе­ния которой открывают сборник, дебютировала в художественной прозе недавно и весьма успеш­но. В литературу она пришла из журналистики; возможно, именно этот опыт позволяет пи­сательнице сохранять гибкий угол зрения и в творчестве ценить не букву, а дух. В сборник, посвящен­ный теме старости, она включила рассказы, главные герои которых далеко не всегда люди в почтен­ных годах, как того требует те­матика книги. Такие персонажи у Есауловой чаще всего эпизодиче­ские, порой находящиеся едва ли не на периферии сюжета. Но вы­писанные так, что в итоге именно они и задают тон повествованию и наполняют его смыслом.

Так, например, в рассказе «Главный день Ивана Петрови­ча» центральный персонаж — молодая девушка по имени Эле, круглая сирота, бывшая детдо­мовка. С тех пор, как Эле устро­илась подрабатывать уборщицей в дом престарелых, у нее появля­ется цель: отыскать сына одного из его обитателей, парализован­ного старика по имени Иван Пе­трович. Иван Петрович не может говорить — только немного пи­сать правой, действующей рукой. Он однажды «рассказывает» Эле свою горькую историю о брошен­ном когда-то сыне и своем глубо­ком раскаянии в этом поступке. «Он очень хотел увидеть Костю и повиниться, попросить у него прощения. От отчаяния и бес­силия Петрович не спал ноча­ми и беззвучно плакал, прося сам не зная у кого о помощи и милости. И помощь пришла…». Показав, как от равнодушия и грехов моло­дости Иван Петрович пришел на закате жизни к слезному покая­нию, Елена Есаулова как бы иллюстрирует слова апостола Павла из Второго послания к Коринфянам: «Если внешний наш человек и тле­ет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16).

В другом рассказе, «Алое и бе­лое», старая женщина, 90-летняя Никаноровна, и вовсе лишь не­сколько раз упоминается в тексте: главная героиня, третьеклассница Тайка, когда-то с матерью сни­мала у Никаноровны комнату, и старушка рассказывала девоч­ке о Боге. И вот, однажды, когда в семье наступили тяжелые време­на, Тайка зашла в церковь, стала перед иконой Спасителя — она уз­нала Его, потому что видела такой же образ дома у Никаноровны, и неумелыми словами детской молитвы, которая, как известно, самая доходчивая, изменила свою жизнь. Духовный опыт старого человека помог человеку, только начинающему жить.

«Разрешение жить»

Книга представляет собой сборник рассказов и публицисти­ческих статей, посвященных теме сохранения жизни в материнской утробе.

Известно, что в России ежегод­но делается от 3 до 4 миллионов абортов, и по числу абортов наша страна занимает печальное 1-е ме­сто в мире. Этой книгой издатели решить убедить своего читателя, что к нерожденному ребенку надо относиться как к человеку.

Здесь собраны правдивые жизненные истории православ­ных писателей, размышления и исследования священников, вра­чей и общественных деятелей, а также приведена справочная ин­формация о Центрах защиты ма­теринства. В конце книги даются молитвы для тех, кто раскаивается в грехе детоубийства.

Почему эта книга о любви? Да потому что рождение детей — это всегда знак любви. Любви, ко­торую Бог проявляет к человеку. И если вдруг женщина идет на аборт, соглашается на убийство, она, по сути, отвергает любовь Творца, отказывается от дара, кото­рый преподносит ей Сам Господь.

Каждый представленный в этом сборнике художественный рас­сказ повествует свою историю, но в целом они об одном — о женщине и ее ребенке, порой о трудном выбо­ре, о смелости, о том, что настоящая женщина никогда не совершит дето­убийства, потому что понимает, что от дара не отказываются. И, хотя на страницах этой книги представле­ны рассказы самых разных авторов: Марии Сараджишвили, Елены Есауловой, Ольги Зиненко, Миро­слава Бакулина, Елены Кучеренко, общей и главной для всех можно сделать концовку из рассказа Елена Есауловой «Где ты, Леша?»:

«Через минуту в платном мед- центре раздался телефонный зво­нок.

Надежду Ковалевскую, что на аборт записалась, вычеркивай — она передумала, — крикнула медсе­стре хорошенькая администратор, похожая на куклу Барби».

Отдельно хочется упомянуть представленные в сборнике пу­блицистические статьи. Предсе­датель Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты мате­ринства, настоятель храма Святи­теля Митрофана Воронежского на Хуторской протоиерей Димитрий Смирнов утверждает, что сегодня Россия живет с абортивным созна­нием. «Что происходит сегодня с человеком в России? <…> Взять хотя бы современную женщину. Во что она верит? Она абсолютно уверена, что поступает правильно, убивая своего ребенка в утробе. Возможно, она думает, что будет жить вечно и никогда не предста­нет перед Богом и не даст ответ за свои поступки. Я же считаю, что такое отношение женщины к своему еще не родившемуся ребен­ку — это обыкновенный фашизм, такой же фашизм, с каким наша страна столкнулась 75 лет назад в Отечественной войне. И, думаю, дальше будет только хуже.», — размышляет отец Димитрий.

Сборник «Разрешение жить» — книга не только очень светлая, но и нужная. Она дает читателю много необходимой и полезной ин­формации. Чего только стоит при­веденный в книге пересказ лекции иеромонаха Димитрия (Першина) «Когда начинается жизнь челове­ка?», в которой он подробно раз­бирает и анализирует различные научные концепции в отношении абортов в самых разных странах.

Отдельно хочется отметить справочный материал, представ­ленный в книге. Ведь часто так случается, что люди, оказавшись в трудной ситуации, даже не зна­ют, куда им обратиться, с кем посоветоваться. В приложении к сборнику указаны Центры за­щиты материнства, куда со своими проблемами могут обратиться бе­ременные женщины и женщины с малолетними детьми. Все Цен­тры представлены по епархиям, и о каждом дается подробная ин­формация: адрес, телефон, вре­мя работы, имя руководителя и какую конкретно помощь (вещи, продукты, ночлег) могут получить беременные женщины и матери с детьми, оказавшиеся в нелегкой жизненной ситуации.

Книги можно приобрести в сети магазинов «Читай-Город», а также через Интернет: на портале Ozon.ru и в православном интернет-магазине «Воскресение» (pmvs.ru)

Авторы рецензий — Анна Шепелева и Петр Селинов

Православная неделя с 16 по 22 июля 2018 года: святитель Филипп, Царственные страстотерпцы, преподобный Сергий и Казанская икона Божией Матери

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 16–22 июля в 2018 году — седьмая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

16 июля (3 июля по ст.ст.). Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского, всея России чудотворца (1652)

Святитель Филипп, Митрополит Московский и всея Руси, живший в 1507–1569 годах, является одной из ярчайших личностей в истории не только Русской Церкви, но и всего Российского государства.

Святой был одним из немногих, кто пытался при жизни образумить царя Иоанна IV («Грозного»), уговорить правителя отказаться от безрассудных казней и жестоких пыток всех тех, в ком тот видел изменников. В итоге, пребывание на митрополичьей кафедре в Москве для святителя Филиппа продлилось лишь два года: его низвергли и отправили в ссылку по клеветническому обвинению в 1568 году, а еще спустя год владыка примет мученическую смерть от руки царского подручного.

В 1591 году, по просьбе братии Соловецкого монастыря (святитель был его игуменом в течение почти двадцати лет), мощи святого Филиппа были доставлены на северные острова и захоронены под Спасо-Преображенским собором. Однако спустя чуть более полувека — в 1652 году — царь Алексей Михайлович по благословению патриарха Иосифа решает перенести честные останки святителя в Москву, что и было сделано.

На всем пути следования ковчега его встречали сотни и тысячи верующих. Путь святыни в Москву и его последующее пребывание в столице, согласно преданию, сопровождался исцелением больных и многими другими чудесами.

17 июля (4 июля по старому стилю). День памяти Страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и страстотерпца праведного Евгения врача

В этот день верующие с молитвой и скорбью встречают уже сотую годовщину последнего русского царя, его родных и близких людей, оставшихся верными последним Романовым несмотря на все перипетии судьбы.

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в полуподвальном помещении дома инженера Николая Ипатьева в Екатеринбурге, их всех расстреляли сторонники новой революционной власти — во исполнение постановления исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (сейчас на этом месте стоит Храм-Памятник на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших). Главным мотивом злодеяния был страх палачей перед тем, что царя и его семью могут освободить наступавшие к уральской столице белые войска.

Спустя годы среди верующих — как в России, так и среди эмигрантов — стихийно сложится почитание Николая Александровича, его супруги Александры Федоровны и их детей как образцов православного благочестия, семейного счастья и стойкости перед лицом смертельной угрозы. В 1981 году их как новомучеников канонизирует зарубежная Русская Церковь, а в 2000 году в лице страстотерпцев их на Архиерейском Соборе прославят и иерархи отечественной Русской Православной Церкви.

Напомним, что во имя Царственных страстотерпцев освящен нижний придел храма Рождества Христова города Красноярска (ул. Щорса, 44а).

18 июля (5 июля по ст.ст.) — Обретение мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского (1422)

Честные останки преподобного Сергия — одного из наиболее чтимых в России святых, духовного собирателя русского народа и возобновителя монашеской традиции — были обретены спустя 30 лет после его земной кончины.

Согласно преданию, перед началом строительства нового храма в Троице-Сергиевой лавре, святой явился во сне одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?». Вскоре его останки обнаружили строители, и все увидели, что не только тело, но и одежды на святом Сергии остались невредимы.

При большом стечении богомольцев святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Свято-Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году нового каменного собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

Добавим, что во имя преподобного Сергия в Красноярске освящена православная гимназия. В поселке Горный краевой столицы ведется строительство храма в честь святого.

21 июля (8 июля по ст.ст.) — Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579)

Образ Богородицы явился в Казани всего спустя 27 лет после того, как город стал частью Русского государства. Православное население здесь было еще невелико, и нередко сталкивалось со злословием и несправедливостью: летом 1579 года на христиан клеветнически возложили вину за разрушительный пожар.

Однако при разборе пепелищ и была найдена одна из величайших святынь Русской Церкви: об этом через девятилетнюю девочку Матрону православных казанцев оповестила сама Пресвятая Богородица. Взрослые долгое время не верили детским словам, но настойчивость Матроны заставила поверить в них самого епископа, и образ Небесной Царицы был обретен.

На месте обретения иконы по царскому указу жители Казани возвели Богородицкий девичий монастырь, а первый список с иконы был отправлен в Москву.

 

 

Митрополит Пантелеимон: Храмы нужны, чтобы в душах у людей жила надежда

15 июля, по окончании чина освящения и Литургии в Воскресенском храме поселка Подгорный, Митрополит Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Братья и сестры! 

В наше время как никогда актуален вопрос: а что вообще происходит с окружающим нас миром? Какие у  него ценности? Неужели ими стали войны и разрушения, пагубные пристрастия и распущенность? Куда мы движемся?

Человек не может жить без стремления к славе, без тяги к достижениям и созиданию. Он не камень, который, куда ни брось, всюду будет лежать, и поэтому каждый из нас наполнен жизнью, устремлениями, любовью, страхом Божиим. А если этого нет, то человек теряет дорогу к свету, он не видит вечного Учителя — Господа, создавшего мужчин и женщин со свободной волей.

Каждый из нас может сделать выбор между сиюминутными благами и удовольствиями и вечностью. Но если мы обманем сами себя и поверим лжеучителям, то мы пойдем по дороге тьмы. А знания о подлинном добре дает человеку только православная вера. Это знания, которые нам не даст ни одна наука, и без них люди начинают быстро путать черное с белым и свет со тьмой. Например, называть «любовью» блуд и извращения.

Сегодня, увы, люди не стесняются говорить о том, что ведет к самоуничтожению, не боятся заигрывать с диавольскими силами. А всё потому, что они теряют знания о Божественной истине, и это невежество приводит только к одним сплошным бедам. Матери убивают своих нерожденных детей, а престарелых родителей оставляют на произвол судьбы их же дочери и сыновья. Когда нет ответственности перед совестью, наступает хаос.

Но жизнь не заканчивается не земле. Мы верим и знаем: по-настоящему она начинается только на небесах. И это знание — особое, Господь не нуждается в Его научном подтверждении. Об этом всегда говорили и будут говорить в храмах, и напоминать, что Бог создавал нас не для греха, но для Спасения души от всего разрушительного. Для того, чтобы мы руководствовались законами нравственности.

Сейчас все вокруг обсуждают поднятие пенсионного возраста. А ведь долгое время и в России, и в других странах его попросту не было. Каждый стремился к другому — работать и помогать ближним, делиться не только с родными, но и с незнакомыми — последним куском хлеба. А что происходит сейчас?

Само по себе богатство — конечно, не грех, если достигнуто оно праведным способом. Здесь важно другое: не переставать помнить о тех, кто нуждается в твоей помощи и поддержке. Для этого и нужны храмы, такие, как этот, который мы освятили сегодня. И здесь огромная благодарность и низкий поклон всем тем, кто его строил, благоукрашал, кто перечислял на его счет средства. Сейчас мы вручили церковные награды всем тем, кто начинал строительство, всем тем, кто трудился здесь, жертвовал на помощь храму. Но что есть наибольшая награда, как не само здание церкви, которое так величественно поднялось над вашим прекрасным поселком?

У каждого города и села, где стоит хоть одна церковь, есть возможность обрести процветание и благополучие. Ведь именно в храмах мы очищаем наши души ото зла, ото лжи, горечи и неправды. Это и есть путь к Спасению, и мы готовы приложить на нем все силы.

Мир земной никогда не будет полностью чист от греха, да и стоит он еще только молитвами верующих людей. И Господь в Святом Евангелии предупреждает нас о многих бедах, что могут ждать род людской. Но это не должно нас останавливать на пути в храм: да, грешим, да, ошибаемся, но — каемся и очищаем вновь свои души. Для этого мы строили, строим и будем строить новые церкви: чтобы в людях жила надежда на Спасение.

Аминь.

В поселке Подгорный архиерейским чином освящен храм Воскресения Христова

15 июля, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, день Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V), Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил чин освящения и первую Божественную литургию в храме Воскресения Христова в поселке Подгорный ЗАТО город Железногорск.

Его Высокопреосвященству сослужили: заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель Иоанно-Предтеченского храма города Красноярска протоиерей Николай Ши-кэ-мин; настоятель железногорского Михаило-Архангельского собора митрофорный протоиерей Анатолий Кизюн; настоятель Воскресенского храма протоиерей Сергий Белин; настоятель красноярского Михаило-Архангельского храма протоиерей Александр Садовьюк; настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; штатные священнослужители красноярского Покровского кафедрального собора и Воскресенского храма.

За богослужением пел хор Воскресенского прихода.

По окончании Литургии митрополит вручил церковные награды клириками и мирянам, внесшим вклад в строительство и благоукрашение новоосвященного храма. Список награжденных будет опубликован на нашем сайте позднее.

После церемонии награждения Владыка Пантелеимон обратился к пастве со словом проповеди.

Митрополит Пантелеимон благословил первых выпускников Учебно-военного центра CФУ

 

14 июля при участии Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона на Площади Победы в Красноярске состоялась торжественная церемония первого выпуска лейтенантов — воспитанников Учебно-военного центра Сибирского федерального университета (УВЦ СФУ).

Обращаясь к будущим офицерам, выстроившимся у Мемориала Победы и Вечного огня, Владыка Пантелеимон, в частности, сказал:

— Ни одна другая профессия, ни одно другое занятие не пользуется у народов России таким почетом, как служба офицером. Офицеры — это не просто воины, это те, кто несет жертвенные обязательства во имя счастья и свободы Отечества! Да благословит вас Господь! Пусть благодать Духа Святого хранит вас от всего дурного, а вы — будьте напоминанием всем недругам нашей Родины о неминуемости возмездия.

Под речь митрополита святой водой выпускников УВЦ СФУ окропил штатный священник красноярского Свято-Троицкого собора иерей Александр Федурин.

Также с напутственными словами к молодым лейтенантам обратились: заместитель начальника Ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск Российской Федерации полковник Юрий Зарицкий, депутат Государственной Думы России от Красноярского края Юрий Швыткин, исполняющий обязанности ректора СФУ Владимир Колмаков; представители Вооруженных Сил, государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций.

Выпускники УВЦ заслушали приказ о присвоении воинских званий, получили дипломы Сибирского федерального университета, попрощались со знаменем университета и принесли торжественную клятву верности Отчизне.

Добавим, что Главу Красноярской митрополии на церемонии сопровождал заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель Иоанно-Предтеченского храма города Красноярска протоиерей Николай Ши-кэ-мин.

В Красноярске при участии Церкви организовали праздник для семей с детьми с ограниченными возможностями

Праздник для отцов, матерей и их особенных детей состоялся в городе Красноярске у памятника благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромских.

Торжество, приуроченное к Дню семьи, любви и верности, посетил председатель Епархиального отдела здорового образа жизни и спорта, штатный священник красноярского Покровского кафедрального собора иерей Димитрий Любочко.

Священник пожелал родителям детей с ограниченными возможностями крепости духовных сил и вместе с ними принял участие в праздничной программе.

На своей странице в социальной сети «ВКонтакте» отец Димитрий выражает благодарность организаторам и участникам праздника — администрации Советского района, волонтерам и детскому реабилитационному центру «Радуга».

Монумент литератору-земляку в Ужуре открыли при участии священника

Торжественная церемония открытия сквера и памятника Петру Павловичу Коваленко (1924–2013) — ветерану Великой Отечественной войны, члену Союза писателей России, состоялась в городе Ужуре возле здания районного Дома культуры и центральной библиотеки.

Монумент святой водой окропил настоятель ужурского Петропавловского храма и Свято-Троицкого храма села Солгон протоиерей Павел Третьяков. Священник также обратился к собравшимся со словом, поздравив со знаменательным событием.

Планируется, что новооткрытый сквер станет одной из главных творческих сцен Ужура, — сообщает пресс-служба Шарыповского благочиния.

Для справки (по материалам сайта my.krskstate.ru):

Петр Павлович Коваленко родился в 1923 г. в Ужурском районе Красноярского края в крестьянской семье. Умер в Красноярске в 2013 г.

Сразу после окончания средней школы, в 1941 г., он добровольцем вступил в Красную армию. На фронте Коваленко командовал полковой разведкой, был четырежды ранен, но дослужил до конца войны, дойдя до польско-германской границы. После демобилизации Петр Коваленко жил на станции Крутояр Ужурского района, работал на железной дороге. Он получил звание ветерана труда и имел трудовые награды.

Писать и публиковать стихи Петр Коваленко начал еще в школьные годы, потом печатался в армейских и фронтовых газетах, позднее — в краевой и центральной прессе: в журналах «День и ночь», «Енисей», в различных коллективных сборниках. Долгое время Коваленко проработал в газете «Красноярский рабочий». Ветеран добился признания у читателей и критиков. Виктор Астафьев считал Коваленко одним из лучших российских поэтов, писавших о войне, а также отмечал его вклад в развитие литературы Красноярского края и России.

В 2009 г. ветеран перебрался в Красноярск. В 2010 г. он выпустил сборник своих избранных стихов «Паруса любви». Стихи Петра Коваленко выведены на тендерах мемориальных паровозов, установленных возле железнодорожного вокзала в Красноярске и на станции Ужур.