Последние публикации

Единение всех участников процесса воспитания: VIII Покровские чтения прошли в Дрокино

12 октября в селе Дрокино Емельяновского района в восьмой раз провели Покровские чтения. В 2018 году форум носил название «Молодежь: свобода и ответственность».

Организаторами Покровских чтений по традиции выступили Дрокинская средняя общеобразовательная школа им. М.М. Спиридонова, в стенах которой и прошли мероприятия, и благотворительный фонд «София» при поддержке Красноярской епархии.

Участниками конференции стали представители образовательной сферы края и школьные учителя. Среди почетных гостей были: сотрудники администрации Емельяновского района — руководитель Управления образованием Ольга Самохвалова и начальник Отдела спорта и молодежной политики Наталья Бумаго, председатель Палаты просветительских и образовательных организаций Гражданской Ассамблеи Красноярского края Светлана Бордукова и методист Центра воспитания и гражданского образования Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Наталья Дегтярева.

Открылись Чтения вступительным словом директора Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии, члена Совета Гражданской Ассамблеи Красноярского края Андрея Бардакова, который передал собравшимся приветственные слова Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона и выразил глубокую признательность организаторам, в частности — учредителю благотворительного фонда «София» Нине Черняевой.

— Сейчас представляется необходимым консолидировать всех участников воспитательного процесса в помощь институту средней школы и системе дошкольного образования. Почему именно ей? Потому что, в первую очередь, как раз здесь закладываются все практические основания для организации системного духовно-нравственного развития подрастающего поколения, — подчеркнул Андрей Васильевич.

Также директор АОЦ провел обучающий семинар «Развитие национальных православных традиций в образовании и культуре», призванный предупредить ошибки в духовно-нравственном воспитании молодежи и показать существующие способы работы с традиционной православной культуре в воспитательной деятельности во взаимодействии с Православной Церковью. Напомним, что обучающие семинары проходят в рамках реализации проекта при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива».

Далее работу VIII Покровских чтений продолжили тематические мастер-классы, открытые уроки и круглые столы, направленные на совершенствование преподавания дисциплин духовно-нравственного характера в средних образовательных организаций. В частности, гостям форума продемонстрировали раскрытие основных добродетелей в контексте Православного вероучения, экскурс в историю монастырей и разговор с детьми на ряд других тем.

Частью программы конференции стала презентация сборника: «Село Дрокино: бывшая казачья станица. Гражданская война». Завершил Чтения круглый стол на тему: «Молодежь: свобода и ответственность», где участникам было предложено поговорить на примере успешно действующих проектов о патриотическом и духовно-нравственном воспитании молодежи.Добавим, что событие состоялся в рамках XXIII Красноярского краевого фестиваля духовной культуры «Покровские встречи».

Православная неделя с 15 по 21 октября 2018 года: апостол Фома, святители Московские, праведный Феодор Ушаков, обличение иконоборчества

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 15–21 октября в 2018 году — двадцать первая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

15 октября (2 октября по ст.ст.). День памяти праведного воина Феодора Ушакова (1817)

В первую очередь, Федор Федорович Ушаков известен как величайший русский флотоводец. Адмирал одержал 43 победы в морских сражениях, таких как Керченское (1790), при Калиакрии (1791) и у острова Корфу (1799). Главной гордостью Ушакова было то, что в эти годы он не потерял ни единого судна, и никто из его моряков никогда не попадал во вражеский плен.

Еще на флотской службе Федора Федоровича отличала необычайная даже для того времени религиозность. Притом не внешне-показная, а самая подлинная: офицер, например, всегда заботился о своих подчиненных, стремился улучшить их быт, опекал ветеранов и инвалидов.

После отставки и ухода на пенсию Ушаков мог сделать политическую карьеру или просто безбедно жить в столице. Но всему этому он предпочел скромную участь почти что затворника в небольшом имении на Тамбовщине. Адмирал в отставке постоянно ездил на богомолье в соседний Санаксарский монастырь, щедро жертвовал немалые суммы на помощь нуждающимся, а в годы Отечественной войны собрал целый отряд народного ополчения на свои средства. Неудивительно, что в округе всего его любили и почитали: после кончины гроб Ушакова местные жители несли на руках до места упокоения.

В 2001 году Церковь признала Федора Ушакова местным святым, почитаемым в пределах Саранской епархии. А в 2004 году Архиерейский собор признал легендарного адмирала святым в масштабах всей Церкви. Его канонизировали не за государственные заслуги, а за то, что в центр своей личной жизни он ставил евангельские идеалы, следуя им в меру сил и возможностей.

18 октября (5 октября по ст.ст.). День памяти святителей Московских

В этот день Русская Православная Церковь вспоминает московских святителей: Петра (†1326), Алексия (†1378), Иону (†1461), Макария (†1563), Филиппа (†1569), Иова (†1607), Ермогена (†1612), Иннокентия (†1879), Филарета (†1867), Тихона (†1925), Макария (†1926) и Петра (†1937).

Каждый из этих святых, несших служение в исторической столице Российского государства, словно олицетворял собой свою эпоху. Каждому из них приходилось сталкиваться с актуальными вызовами времени, отстаивая Православие и права Церкви. Для одних ими стали татаро-монгольское иго и раздробленность на Руси, для других — Смутное время, для третьих — советское богоборчество.

Праздник в память о своих благочестивых предшественниках на Московской кафедре учредил первый Предстоятель Русской Церкви Патриарх Иов в 1596 году. Впоследствии, по ходатайствам архиереев, в число прославляемых святителей будут включаться новые имена.

19 октября (6 октября по ст.ст.). День памяти апостола Фомы

Как и большинство учеников Господа, этот апостол происходил из иудейской семьи и был (согласно апокрифу) плотником по профессии. После Вознесения Господня Фома проповедовал Его учение среди восточных народов и, по преданию, принял мученическую смерть в Индии.

Для большинства верующих святой Фома известен, главным образом, тем, что в отличие от собратьев-апостолов, он отказался принять на веру весть о Воскресении Спасителя, — о чем обстоятельно пишет евангелист Иоанн Богослов.

Но объясняется ли «неверие» Фомы банальным упрямством или ограниченностью? Как и любой другой евангельский сюжет, эпизод уверования Фомы далек от простых, лежащих на поверхности трактовок. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20:25), — читаем мы в Евангелии. Как видно, Фома вовсе не отвергает принципиально Христово Воскресение, он лишь стремится убедиться в этом величайшем событии воочию. «Неверующий» апостол как раз-таки верит в своего Господа и Учителя; он лишь пытается подкрепить свою веру неоспоримыми доказательствами.

Это и происходит спустя неделю после событий Пасхи: Иисус Христос встречается со всеми учениками и Фома радостно произносит: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Это и положило начало церковной традиции Антипасхи (от греч. «анти» — вместо), ведь именно этот день как бы заменил апостолу Пасху Христову.

21 октября (8 октября по ст.ст). Память святых отцев VII Вселенского собора (787)

Последний из Вселенских соборов стал вторым, состоявшимся в малоазиатском городе Никея (ныне — Изник в Турции).

На нем не разбирали ни сложные христологические догматы, ни какие-то иные богословские темы. Речь шла о куда более доступном для понимания паствой вопросе: допустимости почитания икон.

Иконоборчество занимает особое место среди остальных раннехристианских ересей. Партия иконоборцев в начале VIII века заняла господствующее положение как при императорском дворе, так и внутри Церкви, пытаясь силой убедить верующих, что почитание икон якобы является идолопоклонством. Это раскололо не только Церковь, но и все византийское общество.

Поставить же точку в обернувшемся общей смутой споре был призван VII Вселенский Собор, состоявшийся по инициативе императрицы Ирины и Патриарха Тарасия, решительных сторонников почитания икон. Опираясь на учение первого обличителя иконоборцев, преподобного Иоанна Дамаскина, участники однозначно высказались в защиту иконопочитания. «Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней», — такими словами завершался принятый архиереями догмат.

Тем не менее, сторонники ереси не торопились склонять головы перед Церковью. Лишь спустя полвека, в 843 году, иконокласты будут окончательно побеждены.

Владыка Пантелеимон: В праздник Покрова мы вспоминаем о всех невзгодах, что пережили по молитвам Божией Матери наши предки

14 октября, после Божественной литургии в праздник Покрова Божией Матери, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом.

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Господь милосердный да благословит всех нас своей любовью! А то, что он милосердный, мы видим в сегодняшнем празднике. Божей благодатью Матерь Божия спасла верующих, защитив всех нуждающихся, укрепив нашу молитву и наши сердца. Каждый человек отвечает на все, происходящее вокруг — и доброе, и злое — прежде всего, в своем сердце. Именно в сердцах наших живут надежды и устремления, ожидания от земной жизни. И это же человеческое сердце просит у Бога защиты и мудрости, помощи и укрепления сил во сохранение жизни.

Господь особо проявляет Свою силу в тяжкие времена. Тогда на помощь верующим приходит Небесная Царица, приходит явно и осязаемо, как это случилось тогда — в начале IX века в Константинополе. Пресвятая Богородица явилась в осажденном городе со Своим омофором и небесным воинством, и бежали недруги в страхе прочь от православных.

Нам, братья и сестры, быть может, и не нужно таких видений. Нам нужно лишь покровительство Божией Матери, ее Покров, который защитил бы нас от наших грехов и всех неожиданных скорбей и печалей. Защитил бы от самых недобрых устремлений человеческого разума, ведущих за собой лишь разрушения и уничтожения.

Покров Пресвятой Богородицы — это праздник Русской Православной Церкви и всего русского народа. Он прижился в непростые для нашей страны годы: когда сначала сотрясали Русь междоусобные войны, а затем нахлынуло на нее татаро-монгольское иго. Уже много веков мы празднуем его, вспоминая о тех суровейших вызовах времени, что ставили перед нашими предками вопрос: а сохранится ли их страна в будущем? И всякий раз Россия выстаивала и переживала новое испытание. Потому и сегодня мы слышим родную речь, песни на родном языке, детские смех и радость.

А чтобы не слышать ничего дурного и злого, мы должны учиться мудрости у Господа и Царицы Небесной. Без мудреных слов мы должны быть честны перед Ними в своих молитвах. И тогда правда будет торжествовать — по ходатайству самой Пречистой Девы Марии, и да покроет она своим честным омофором наш город и нашу страну во имя всех светлых истин! Аминь.

Правящий архиерей возглавил Литургию престольного праздника в Покровском кафедральном соборе Красноярска

14 октября, в Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию в Покровском кафедральном соборе города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского собора митрофорный протоиерей Владимир Дорош; исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; ключарь Покровского собора иеромонах Игнатий (Голинченко) и штатные священнослужители собора.

За Божественной литургией были вознесены молитвы о сохранении единства Церкви и воцарении мира на Украине.

За богослужением пели Архиерейский хор Покровского собора и красноярский детско-юношеский духовный хор «София».

По окончании Литургии правящий архиерей возглавил крестный ход вокруг собора и обратился к верующим со словом проповеди.

Архипастырь возглавил Всенощное бдение в канун Покрова Божией Матери

13 октября, в канун Покрова Небесной Владычицы, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Всенощное бдение в Покровском кафедральном соборе города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель красноярского Покровского кафедрального собора митрофорный протоиерей Владимир Дорош; исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); настоятель Димитриевского и Андреевского храмов Красноярска иерей Виталий Вальтер; ключарь Покровского собора иеромонах Игнатий (Голинченко) и штатные священнослужители собора.

За богослужением пели Архиерейский хор Покровского собора и красноярский детско-юношеский духовный хор «София».

За Всенощным бдением Архипастырь помазал верующих елеем.

По окончании богослужения Владыка Пантелеимон обратился к пастве со словом проповеди.

Под омофором Пресвятой Богородицы

14 октября (1 октября по старому стилю) православные верующие празднуют Покров Пресвятой Богородицы — торжество, почитаемое не только в церковной, но и в широкой народной традиции. Этот феномен может показаться несколько парадоксальным: ведь начало празднику Покрова дало событие в далекой от будущей России стране, случившееся еще в те времена, когда наши предки хранили верность язычеству.

Согласно преданию, в начале X века византийскую столицу Константинополь осадили враги: не то арабы, не то болгары, не то восточные славяне. В тот тревожный осенний день святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний вместе с жителями города молились за Всенощным бдением во Влахернском храме Небесной Владычице: верующие просили Ее о спасении осажденного города. Божия Матерь ответила на просьбы усердных молитвенников. Она явилась Андрею и Епифанию и затем  словно распростерла в небе свой омофор — покрывало для головы. Изумленные враги в ужасе бежали от Константинополя. Византийская столица была спасена, а в честь чудесного события был учрежден новый праздник.

На Русь традицию почитания Покрова привнес владимирский князь Андрей Боголюбский, живший в середине XII века. С покровительством Пресвятой Богородицы правитель связывал свои успехи на ратном поприще. После успешного похода против волжских булгар в 1164 году князь Андрей повелел заложить первый русский храм в честь Покрова Божией Матери — у слияния рек Нерли и Клязьмы. Церковь стала настоящим шедевром русского зодчества. К тому же времени относятся и первые упоминания о церковном праздновании Покрова нашими предками.

Достаточно быстро торжество нашло свое отражение и в народной традиции. В разных русских землях вокруг Покрова складывается целый комплекс примет и обычаев. Часть из них носили больше прикладной характер, так или иначе, соотносясь с окончанием периода сбора урожая в цикле сельскохозяйственных работ. Другие же несли на себе печать языческого наследия; с ними, например, гаданиями в канун праздника, веками боролась Церковь.

Но большая часть, всё-таки, нисколько не противоречила православному вероучению. Например, с тем самым омофором из церковного предания на Руси исторически ассоциировали снег, начинавший обычно выпадать в середине октября. Потому и убирать его до праздника считалось дурной приметой. Также общепринятым на Покров стало сжигать старые предметы утвари и быта, которые уже не пригодились бы наступающей зимой.

Традиционно Покров почитался особым днем для молодых девушек, желающих вступить в брак. Среди них считалось хорошим предзнаменованием прийти в храм на праздничную Литургию раньше подруг и первой поставить свечку перед святыми образами. Ну а вечером для молодых обыкновенно устраивались гуляния. Одинокие знакомились между собой, а среди влюбленных этот день считался одним из лучших для признания в чувствах. Вообще, следующие две за Покровом недели почитались как самый лучший период для заключения свадебных союзов — полагалось, что они будут крепче тех, что совершены в любую иную пору.

Неудивительно и то, что в честь Покрова Пресвятой Богородицы веками нашими предками закладывались и освящались новые храмы и соборы, монастыри и часовни. Не стала исключением и Енисейская Сибирь.

  1. Кафедральный собор Покрова Божией Матери в городе Красноярске

Покровский храм —историческое место для краевой столицы. Это не просто одна из красивейших церквей Красноярья и не только кафедральный собор нашей епархии. Прежде всего — это старейшее из сохранившихся каменное здание в Красноярске.

Сейчас собор стоит на перекрестке двух центральных улиц, Сурикова и проспекта Мира, а в конце XVIIIвека это место было еще окраиной молодого и совсем небольшого сибирского городка. Новому каменному храму решили дать имя старинной деревянной церкви, утраченной при пожаре в 1773 году. Возведением церкви на пожертвования жителей всего Красноярского уезда руководили «законодатели мод» тогдашнего зодчества в Сибири — енисейские мастера. Построили храм с двумя приделами (первоверховных апостолов Петра и Павла и святителя Николая Чудотворца) сравнительно быстро, за 10 лет: с 1785 по 1795 год.

Покровский храм стал не только одним из центров духовной и культурной жизни Енисейской губернии (при нем в царской России действовала крупная библиотека и сразу несколько школ и училищ), но и безмолвным свидетелем многих событий красноярской истории. Например, в 1881 году его великолепие нарушил печально известный пожар: огонь поглотил фресковую живопись на наружных церковных стенах. А в 1935 году его одним из первых настигла мрачная эпоха «воинствующего атеизма»: богоборческие власти отобрали здание у общины верующих, устроив в нем конюшню для воинской части.

В 1944 году, во многом благодаря стараниям архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), храм вернут верующим. Спустя совсем немного времени маятник церковной политики советского государства качнется в другую сторону: в 1962 году Покровская церковь вновь будет закрыта, а городские власти всерьез станут обсуждать возможность ее уничтожения. Тем не менее, историческое здание, ценный памятник «сибирского барокко», решили сохранить, устроив в нем выставочный зал.

С началом возрождения церковной жизни в нашей стране Покровский храм верующим окончательно вернут в 1989 году; в том же году его освятят повторно. Это событие послужит «точкой невозврата» для новейшей истории Церкви в Красноярском крае. После этого исторического акта речь пойдет не только о возвращении верующим старинных храмов и открытии новых; делом ближайшего времени станет возрождение отдельной Красноярской епархии.

В 1999 году Покровская церковь получает статус кафедрального собора, а в начале ХХI века, после реставрационных работ, зданию возвращают исторический вид, окрасив в белый и зеленый цвета.

  1. Храм Покрова Божией Матери в городе Назарово

Покровский приход в тогда еще селе Назарово ведет историю с 1775 года. Сохранилась легенда, что самую первую церковь в поселении — деревянную — назаровцы не построили, но перевезли по частям из соседнего села Малый Сереж. Тот храм прослужил верующим четверть века.

В 1813 году назаровцы вместе с жителями близлежащих сёл решили строить каменную церковь. Каменная двухэтажная церковь с двумя престолами (Покрова Пресвятой Богородицы и Святой Живоначальной Троицы) увидит свет в 1820 году. Благополучную и неспешную жизнь прихода омрачила только неравномерная осадка фундамента: на стенах Покровского храма появились трещины.

Это неприятное событие послужило мрачным предзнаменованием: в 1920-х годах назаровский Покровский храм подвергнется грабительской «реквизиции» церковных ценностей, а в 1929–1931 годах оба придела поочередно закрывают безбожные власти (формально заявив об «аварийном состоянии» здания). Бывший храм на непродолжительное время превратят в кинотеатр, а в 1933 году окончательно уничтожат. Кирпичи используют для строительства городской больницы, а на намоленном месте спустя годы установят памятник павшим в Великую Отечественную войну.

Возрождение церковной жизни в ставшем уже городом Назарово в 1980-х годах не обошлось без трудностей. Например, перевезенный из деревни Тимонино деревянный храм сгорел в 1989 году. Однако верующие не сдались, и при участии местных властей им удалось всего за год построить каменный храм в честь Покрова Божией Матери на городской окраине. Историческое освящение архиерейским чином состоялось 25 ноября 1990 года.

Сейчас Покровский храм в Назарово является центром целого благочиния (создано по благословению Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона в 2014 году) и может похвастаться насыщенной и разнообразной приходской жизнью. При церкви действуют воскресная школа и отряд юных разведчиков, приход на постоянной основе взаимодействует с медицинскими и культурными учреждениями.

  1. Храм Покрова Божией Матери в селе Шила (Сухобузимский район)

При словосочетании «сельский храм» воображение само подсказывает очевидную картину: небольшое и скромное сооружение, чаще всего деревянное и без каких-либо архитектурных излишеств. Шилинский Покровский храм — яркое исключение из этого правила.Это большая, яркая и примечательная во многих отношениях церковь, признанная памятником культуры регионального значения.

Храм построили почти два века назад: в 1829–1836 годах по чертежам енисейского губернского архитектора Петра Воцкого. В 1850 году к храмовому зданию Покровской церкви была пристроена каменная колокольня.

Здание церкви в форме латинского креста расположено в самом центре села на небольшой возвышенности, поэтому видно с любого конца поселения. Ядром архитектурной композиции первоначально крестообразной центрической в плане церкви служит слегка вытянутый в длину храмовый четверик с водруженным на него круглым световым барабаном.

Покровскому храму в Шиле повезло выстоять в годы воинствующего безбожия, но здание в ХХ веке сильно обветшало. В 1975 году окончательно обрушился северный притвор храма.

С началом возрождения церковной жизни в Красноярском крае был поднят вопрос о восстановленииисторического архитектурного облика Покровского храма и возобновления богослужебной жизни в нем. После четырехлетней реставрации шилинскую церковь вновь освятили 13 октября 2009 года.

  1. Храм Покрова Божией Матери в селе Бархатово (Березовский район)

Бархатовская Покровская церковь едва ли может похвастаться значимостью в качестве памятника архитектуры. Тем не менее, незатейливая история прихода служит примером тому, как богослужебная жизнь возродилась в небольшом скромном селе вблизи краевой столицы.

До революции в Бархатово действовал храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (его построили в 1905 году), приписанный к церкви в соседнем селе Вознесенском. В годы богоборчества власти сначала изъяли здание у верующих, а в 1972 году окончательно уничтожили его.

В 1990-х годах верующие жители Бархатово подняли вопрос о строительстве в селе православного храма. Церковь решили обустроить в помещении бывшего сельского магазина. В 1998 году в возрожденном Покровском храме началась богослужебная жизнь.

Сначала барахтовский храм, как и в дореволюционную пору, тоже был приписным — верующих сельчан окормляло духовенство Введенского храма в городе Сосновоборске. Но в 2012 году, с благословения Митрополита Пантелеимона, приходы Березовского и Манского района были выделены в новое Березовское благочиние. У бархатовского Покровского храма появился свой настоятель, богослужение в приходе стало совершаться регулярно, начался рост числа прихожан.

  1. Храм Покрова Божией Матери в поселке Зеленый Бор

Как мог заметить читатель, распространенав православной традиции практика названия новых храмов в память об утраченных по каким-либо причинам исторических церквях. Покровский храм в поселке Зеленый Бор (близ железнодорожной станции «Минусинск») выделяется на этом фоне.Его название отсылает к одноименному женскому монастырю, просуществовавшему совсем непродолжительное время на юге Енисейской губернии в начале ХХ века.

Женскую обитель в честь Покрова Божией Матери близ Минусинска основали в 1916 году. Безбедно просуществовать история позволила ей менее пяти лет: с установлением советской власти в Сибири монастырь преобразовали в «трудовую артель», а в конце 1920-х — окончательно упразднили. Недолгая история этой обители связана с именем епископа Димитрия (Вологодского), одного из выдающихся подвижников Церкви в годы воинствующего безбожия: еще до архиерейской хиротонии он был настоятелем монастырского храма.

В память об утраченной обители и получил свое название новый храм в предместье Минусинска. Его заложили в начале ХХI века, а с 2010 года в его стенах началась богослужебная жизнь. «Визитной карточкой» этого прихода стала необычайно красивая и благоустроенная прихрамовая территория.

  1. Храм Покрова Божией Матери в городе Кодинске

Основанный в 1977 году Кодинск — один из самых молодых городов в Красноярском крае. Разумеется, что при его строительстве и речи не могло идти о возведении православной церкви.

Однако фундаментальные изменения в жизни нашей страны не могли оставить в стороне и небольшой город строителей гидроэлектростанции на берегу Ангары. В 1991 году руководством Кежемского района после многочисленных обращений верующих жителей было принято решение о возведении храма Покрова Небесной Царицы.

Место под строительство церкви архиерейским чином освятили в 1995 году, а спустя уже два года большая часть работ была завершена. В 1997 году на здание установили купола, а в самом храме состоялась первая Божественная литургия — на Пасху Христову. Богослужение, правда, первоначально велось в нижнем храмовом Спасском приделе, но уже в 1999 году свои врата перед верующими распахнуло основное пространство Покровской церкви.

В 2011 году кодинский Покровский приход стал частью Канской епархии, образованной на восточных территориях Красноярского края. Храмы Кежемского района образуют одноименное благочиние в составе новоучрежденной епархии.

  1. Храм Покрова Божией Матери в поселке Абан

На территории Канской епархии есть и другие Покровские храмы. В честь чтимого праздника освящена, например, церковь в Абане.

Первый храм в тогда еще селе Абан построили в 1912 году. Деревянная церковь тогда носила имя Святой Живоначальной Троицы. Интересно, что ее приход включал в себя не только само село, но и 13 деревень, стоявших неподалеку. После революционных событий и установления советской власти храм у верующих изымут: в 1935 году в нем начнет работу дом культуры, а спустя 30 лет здание сгорит при пожаре.

Новый приход, уже в честь Покрова Божией Матери, в Абане учредят в 1995 году. Богослужение сначала будет совершаться в помещении бывшего магазина, однако сравнительно быстро община верующих поднимет вопрос о строительстве отдельного храмового здания. Двухэтажный Покровский храм по проекту красноярских архитекторов Владимира Медиевского и Владимира Березинского возведут в 2006–2013 годах. Осенью 2013 церковь освятил Епископ Канский и Богучанский Филарет.

Примечательно, что нижний придел церкви освятят во имя священномученика Димитрия Апанского (Неровецкого; +1919) —одного из святых Собора Красноярской митрополии, принявшего смерть за веру в годы Гражданской войны на территории современного Абанского района.

  1. Храм Покрова Божией Матери в селе Фаначет (Тасеевский район)

Память о тех трагических событиях тех былых лет хранит и небольшая деревянная церковь в селе Фаначет. Это тоже часть канонической территории Канской епархии.

Век назад село Тасеево и соседние поселения считались одними из самых бунтарских точек на карте Енисейской губернии. Охваченные революционным пылом переселенцы-новоселы были безжалостны к своим храмам: из 13 церквей на территории Тасеевского района до наших дней сохранилась лишь Покровская в Фаначете. Ее не стали уничтожать, а последовательно использовали как зернохранилище, больницу, сельский клуб и помещение сельской общеобразовательной школы.

Возрождение храма началось только в 2006 году. Силами духовенства и местных жителей здесь заменили кровлю здания, отреставрировали пол, поставили церковные купола.

  1. Храм Покрова Божией Матери в селе Маковское (Енисейский район)

Село Маковское — одно из старейших поселений на карте современного Красноярского края. Его первопроходцы Сибири основали в 1618 году: на год раньше Енисейска и на 10 лет — Красноярска.

Неудивительно, что и маковская Покровская церковь — одна из старейших не только в Енисейской епархии, но и во всей Красноярской митрополии. Самый первый храм здесь возвели еще в первой половине XVII века. Здание несколько раз страдало от пожаров, но его неизменно восстанавливали.

Храму удалось пережить годы богоборчества в нашей стране. Уже в начале XXI века, при активном участии Епископа Енисейского и Лесосибирского Никанора, в нем вновь возобновилось богослужение.

Со временем, правда, само село Маковское потеряло стратегическое значение основного перекрестка сибирских путей. Сейчас здесь живет менее 200 людей, занимающихся, в основном, лесными промыслами.

Добавим, что на территории Енисейской епархии в честь Покрова Небесной Владычицы освящен также домовой храм при братском общежитии енисейской Спасо-Преображенской мужской обители.

  1. Храм Покрова Божией Матери в поселке Светлогорск (Туруханский район)

Этот храм — не только самый северный, но и самый молодой из Покровских храмов на территории Красноярской митрополии. Его освящение меньше года назад — 21 октября 2017 года — возглавил епископ Норильский и Туруханский Агафангел.

Община верующих в небольшом поселении работников Курейской ГЭС возникла еще в середине 2000-х годов. Но в активную фазу строительство Покровского храма вошло только после учреждения отдельной Норильской епархии на заполярных территориях края в 2014 году.

Правящий архиерей встретился с персоналом красноярской больницы

12 октября Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон посетил кардиологическое отделение Красноярской клинической больницы № 20.

На встрече также присутствовали представители Общественного совета при Красноярской митрополии: депутат Красноярского городского Совета депутатов, руководитель группы по работе с волонтёрами Общественного совета Владимир Владимиров; редактор газеты «Аргументы и факты на Енисее» Ольга Лобзина; руководитель отдела по связям с общественными организациями Красноярской епархии Эдуард Яговдиков; главный врач больницы № 20 Владимир Фокин.

Владыка пообщался с пациентами и волонтерами Общественного совета при Красноярской митрополии, которые помогают ухаживать за больными. После этого, в актовом зале учреждения Его Высокопреосвященство встретился с врачами, которые смогли задать Митрополиту интересующие их вопросы. Подобная встреча с Правящим архиереем проводится в больнице впервые.

— Человек, по воле Создателя, не лишен стремления к борьбе и чувства надежды, надежды преодоления болезней, нищеты и всех невзгод. Господь побеждает телесные и духовные недуги, и вы, люди, обученные великому искусству врачевания, служите Его цели и воле — сказал, в частности, Владыка.

Владыка подчеркнул особую роль врачей в истории и в современности, призвал к диалогу и поделился своим взглядом на проблемы эвтаназии, искусственного оплодотворения, абортов, профессионального выгорания, сохранения взаимопонимания в семье и многое другое.

Добавим, что Высокопреосвященнейшего Митрополита Пантелеимона сопровождали исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов) и войсковой священник, председатель отдела по взаимодействию с Енисейским казачеством Красноярской митрополии, настоятель Пантелеимоновского храма при городской клинической больнице № 20 города Красноярска протоиерей Андрей Казанцев.

Подошли к концу первые в Красноярске курсы повышения квалификации священнослужителей

12 октября в Архиерейском доме города Красноярска состоялась торжественная церемония вручения сертификатов об окончании двенадцатидневных курсов повышения квалификации священнослужителей.

Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон и куратор курсов Епископ Канский и Богучанский Филарет вручили сертификаты первому потоку обучающихся — почти тридцати священнослужителям со всех епархий Красноярской митрополии.

— Образование человек получает через личное стремление познать то, что он считает необходимым в своей жизни, в своей работе, своем служении. Я считаю, что эти курсы призывают нас, священнослужителей, не столько к тому, чтобы узнать что-то, сколько к тому, чтобы понять необходимость новых знаний. Необходимость уметь говорить со Всевышним на одном языке, — сказал, в частности, митрополит.

Напомним, что решение о проведении курсов было принято на заседании Коллегии епархиальных отделов по религиозному образованию и катехизации Красноярской митрополии 11 мая, в рамках исполнения решения Высшего Церковного Совета по организации и реализации в епархиях Русской Православной Церкви курсов повышения квалификации и образовательного уровня духовенства в области православного богословия и особенностей современной церковной жизни.

Ольга Кормухина: «Иногда для человека тяжеленный крест ― терпеть самого себя»

 

Гостем авторской программы председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главного редактора журнала «Фома» В.Р. Легойды «Парсуна» стала певица, заслуженная артистка России Ольга Кормухина.

Ольга Кормухина рассказала, что когда она пришла в храм, она поняла, что истина находится именно там. По ее словам, «это настолько неоспоримо ощущается, что если у тебя сердце открыто Богу, ты поймешь тут же: да, истина здесь».

Певица отметила, что когда мы просим о чем-то в молитве, мы, конечно же, должны верить, что мы это получим, но «в том то и загвоздка, что мы редко верим в это абсолютно и до конца».

В блоке программы «терпение» Ольга Кормухина заметила, что очень важно уметь отделять, что нужно терпеть, а что терпеть нельзя. В продолжение программы гостья призналась, что всегда просит прощения, даже если не права. По словам певицы, она взяла себе как руководство к действию слова одного из старцев: «Будь всегда готов, если ты христианин, попросить прощение, даже если ты прав».

Ольга Кормухина рассказала, что она горячий человек и ей постоянно приходится работать над собой, чтобы быть терпеливой. По ее признанию, в этом ей очень помог один молодой священник, который сказал ей, что иногда для человека тяжеленный крест ― терпеть самого себя.

В своей программе «Парсуна» ее ведущий ― председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома» В.Р. Легойда  беседует о жизни, вере и смыслах с известными людьми: представителями Церкви, деятелями культуры и искусства, учеными.

Структурно каждый выпуск «Парсуны» состоит из 5 тематических блоков: вера, надежда, терпение, прощение и любовь. Эти темы взяты из известной «Молитвы Оптинских старцев», которая завершается обращенными ко Господу словами: «Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить».

Цикл программ «Парсуна», который является совместным проектом телеканала «Спас» и радио «Комсомольская правда», выходит в эфире телеканала «Спас» каждое воскресенье в 18:30 и в эфире радио «Комсомольская правда» по пятницам в 18:05.

Трехсвятительский храм в Красноярске помог юноше-инвалиду посетить зоопарк

10 октября члены молодежного центра «Ника» при красноярском Трехсвятительском храме и социальный работник прихода Ольга Шумилова организовали прогулку по зоопарку «Роев Ручей» для Даниила — подопечного юноши с ограниченными возможностями.

Любовались животными, катались на аттракционах, фотографировались. По окончании прогулки все вместе поужинали в кафе, и семья Филатовых подарила фотографии в личный альбом Даниила, — сообщает сайт прихода.