Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 15–21 июля в 2019 году — пятая седмица (неделя) по Пятидесятнице.
15 июля (2 июля по ст. стилю) — Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне
По преданию, Риза Божией Матери была обретена в Назарете в 471 году и перенесена в Влахернский храм в Константинополе. Впоследствии в драгоценный ковчег с ризой были положены также омофор Пречистой и часть Ее пояса.
Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами — в 677, арабами — в 717 годах.
В 860 году флот русского князя Аскольда опустошил берега Черноморья и Босфора и осадил столицу Византии. Всю ночь император Михаил III молился, простершись на каменных плитах Влахернского храма. Святой Патриарх Фотий обратился к народу с проповедью, призывая покаяться и в усердной молитве прибегнуть к защите Пресвятой Богородицы. После всенародного молебна ризу Божией Матери с Крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили ее край в воды Босфора, а затем перенесли в храм святой Софии в центре Константинополя. Царица Небесная усмирила воинственность нападавших, и через некоторое время, заключив перемирие, они отступили. В условия мирного договора входило положение о крещении русской знати. Вскоре князь Аскольд сам принял крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины.
Таким образом, праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне можно считать и днем-провозвестником Крещения Руси.
Почитание праздника Ризоположения издревле известно и в Русской Церкви. В честь него святой благоверный князь Андрей Боголюбский воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм.
В конце XIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским. Святая Риза Матери Божией, хранившая прежде Константинополь, спасала впоследствии от неприятеля и Москву.
Летом 1451 года к русской столице подступили полчища татарского царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит всея Руси, непрестанными молитвами укреплял защитников столицы. Согласно летописи, в ночь на 2 июля в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили.
17 июля (4 июля по старому стилю). День памяти Страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и страстотерпца праведного Евгения врача
В этот день верующие с молитвой и скорбью встречают уже 101-ую годовщину трагической кончины последнего русского царя, его родных и близких людей, оставшихся верными Романовым несмотря на все перипетии судьбы.
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в полуподвальном помещении дома инженера Николая Ипатьева в Екатеринбурге их всех расстреляли сторонники новой революционной власти — во исполнение постановления исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (сейчас на этом месте стоит Храм-Памятник на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших). Главным мотивом злодеяния был страх палачей перед тем, что царя и его семью могут освободить наступавшие к уральской столице белые войска.
Спустя годы среди верующих — как в России, так и среди эмигрантов — стихийно сложится почитание Николая Александровича, его супруги Александры Федоровны и их детей как образцов православного благочестия, семейного счастья и стойкости перед лицом смертельной угрозы. В 1981 году их как новомучеников канонизирует зарубежная Русская Церковь, а в 2000 году в лице страстотерпцев их на Архиерейском Соборе прославят и иерархи отечественной Русской Православной Церкви.
Напомним, что во имя Царственных страстотерпцев освящен нижний придел храма Рождества Христова города Красноярска (ул. Щорса, 44а).
18 июля (5 июля по ст.ст.) — Обретение мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского (1422)
Честные останки преподобного Сергия — одного из наиболее чтимых в России святых, духовного собирателя русского народа и возобновителя монашеской традиции — были обретены спустя 30 лет после его земной кончины.
Согласно преданию, перед началом строительства нового храма в Троице-Сергиевой лавре, святой явился во сне одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?». Вскоре его останки обнаружили строители, и все увидели, что не только тело, но и одежды на святом Сергии остались невредимы.
При большом стечении богомольцев святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Свято-Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году нового каменного собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.
Добавим, что во имя преподобного Сергия в Красноярске освящена православная гимназия. В поселке Горный краевой столицы ведется строительство храма в честь святого.
21 июля (8 июля по ст.ст.) — Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579)
Образ Богородицы явился в Казани всего спустя 27 лет после того, как город стал частью Русского государства. Православное население здесь было еще невелико, и нередко сталкивалось со злословием и несправедливостью: летом 1579 года на христиан клеветнически возложили вину за разрушительный пожар.
Однако при разборе пепелищ и была найдена одна из величайших святынь Русской Церкви: об этом через девятилетнюю девочку Матрону православных казанцев оповестила сама Пресвятая Богородица. Взрослые долгое время не верили детским словам, но настойчивость Матроны заставила поверить в них самого епископа, и образ Небесной Царицы был обретен.
На месте обретения иконы по царскому указу жители Казани возвели Богородицкий девичий монастырь, а первый список с иконы был отправлен в Москву.