Последние публикации

Святейший Патриарх Кирилл возглавит крупнейший социальный форум

В Москве 17–19 октября пройдет крупнейший в России церковный форум по благотворительности — VIII Общецерковный съезд по социальному служению. В нем примут участие более 2 тысяч человек из России и других стран: руководители социальных проектов, главы епархиальных отделов по благотворительности, православные волонтеры и сестры милосердия. Работу съезда возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 19 октября он выступит перед участниками съезда и ответит на их вопросы.

Среди почетных гостей съезда ожидаются министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, заместитель министра здравоохранения РФ Олег Салагай и другие.

«В Церкви более 4500 благотворительных проектов, и все они были организованы как живой ответ людей на призыв Христа послужить ближнему, — отметил председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. — Мы ответственны перед Богом за каждого человека, который обратился к нам за помощью, поэтому наша помощь должна быть предельно качественной и эффективной. Как этого достичь, какие современные технологии и практики социальной работы сегодня особенно востребованы — все эти вопросы мы обсудим на нашем Общецерковном съезде».

На форуме обсудят профилактику абортов и поддержку многодетных семей, вопросы помощи зависимым, инвалидам, бездомным. Участники съезда поделятся лучшими практиками создания добровольческих служб помощи людям в сложной жизненной ситуации.

Сегодня в Русской Православной Церкви свыше 4500 церковных социальных проектов, более 8 тысяч социальных работников, более 350 сестричеств милосердия. Ежегодно Церковь открывает более 100 новых социальных проектов, в том числе 6–7 приютов для мам, 8–10 проектов помощи зависимым людям, десятки центров гуманитарной помощи. При участии Русской Православной Церкви организованы более 400 проектов помощи инвалидам, 95 приютов для бездомных, 57 приютов для женщин в кризисной ситуации, 169 центров гуманитарной помощи.

Съезд начнется 17 октября с Литургии в Марфо-Мариинской Обители. После Литургии основные мероприятия съезда 17 и 18 октября будут проходить в Российском государственном социальном университете (РГСУ).

Итоговое пленарное заседание Съезда с участием Святейшего Патриарха Кирилла начнется в 12:00 19 октября в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.

Аккредитация СМИ на мероприятия съезда 17 и 18 октября — до 16:00 16 октября по адресу diaconia@yandex.ru.

Аккредитация представителей СМИ на итоговое пленарное заседание съезда с участием Святейшего Патриарха Кирилла 19 октября — до 18:00 17 октября по адресу: accredit@patriarchia.ru. Заявка на аккредитацию оформляется на официальном бланке СМИ с подписью руководителя и печатью организации. В заявке необходимо указать ФИО и должность сотрудника СМИ, а также контактный телефон.

4–18 ноября. Выставка памяти мучеников и подвижников Ачинской земли в «Касьяновском доме»

4 ноября в филиале Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» по адресу пр. Мира, 43 откроется выставка, посвященная памяти мучеников и подвижников благочестия Ачинской земли. Выставка станет частью проекта «Сибирский крест».

На экспозиционных площадках «Касьяновского дома» будут представлены уникальные предметы церковной старины, в разное время переданных музейно-просветительскому центру из западных районов Красноярского края. Среди них — богослужебная утварь, иконы, церковные книги, прошедшие через эпоху гонений на Церковь. По ним служили притесняемые богоборческой властью священники, их спасали от уничтожения простые верующие, надежно спрятав их в своих домах. Здесь же будут представлены и предметы, обнаруженные во время летней экспедиции проекта «Сибирский крест» в местах служения и подвига священномучеников Михаила Каргополова, Владимира Фокина, Евфимия Горячева, иерея Андрея Волянского и диакона Алексия Сбитнева, а также других священнослужителей, пострадавших за веру Христову на территории нынешнего Ачинского благочиния.

Выставка продлится до 18 ноября. Экскурсии проводятся по предварительной записи. За подробной информацией и для записи на экскурсии обращаться по телефону: (391) 227-46-15.

Напомним, что проект «Сибирский крест: мученики и подвижники благочестия Ачинской земли» осуществляется при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива»

#делаЦеркви. Социальное служение. Ужурский Петропавловский храм

В малых городах и сельской местности люди редко могут похвастаться жизнью в особом достатке. Это заставляет их держаться вместе и помогать друг другу — при непосредственном участии Церкви. Примером тому служит жизнь Петропавловского прихода в Ужуре: настоятель и его помощники помогают нуждающимся сами, вовлекая в социальное служение всё больше новых людей.

При поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива 2017–2018»

#делаЦеркви. Социальное служение. Ужурский Петропавловский храм

Новый выпуск из цикла #делаЦеркви посвящен социальному служению.

В малых городах и сельской местности люди редко могут похвастаться жизнью в особом достатке. Это заставляет их держаться вместе и помогать друг другу — при непосредственном участии Церкви. Примером тому служит жизнь Петропавловского прихода в Ужуре: настоятель и его помощники помогают нуждающимся сами, вовлекая в социальное служение всё больше новых людей.

При поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива 2017–2018»

Священный Синод Русской Православной Церкви признал невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 15 октября 2018 года в Минске, было принято Заявление Священного Синода в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви.

Члены Священного Синода признали невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом.

В Заявлении, в частности, сказано: «Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими «епископами» и «клириками», посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, — все это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и, к великой нашей скорби, делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами».

«Отныне и впредь до отказа Константинопольского Патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в ее храмах», — указывается в документе.

Священный Синод также призывал Предстоятелей и Священные Синоды Поместных Православных Церквей к надлежащей оценке вышеупомянутых антиканонических деяний Константинопольского Патриархата и совместному поиску путей выхода из тяжелейшего кризиса, раздирающего тело Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви

Заявление принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 октября 2018 года в Минске.

С глубочайшей болью Священный Синод Русской Православной Церкви воспринял опубликованное 11 октября 2018 года сообщение Константинопольской Патриархии о принятых решениях Священного Синода Константинопольского Патриархата: о подтверждении намерения «предоставить автокефалию Украинской Церкви»; об открытии в Киеве «ставропигии» Константинопольского Патриарха; о «восстановлении в архиерейском или иерейском чине» лидеров украинского раскола и их последователей и «возвращении их верующих в церковное общение»; об «отмене действия» соборной грамоты Константинопольского Патриархата 1686 года, касающейся передачи Киевской митрополии в состав Московского Патриархата.

Эти беззаконные решения Синод Константинопольской Церкви принял в одностороннем порядке, проигнорировав призывы Украинской Православной Церкви и всей полноты Русской Православной Церкви, а также братских Поместных Православных Церквей, их Предстоятелей и архиереев к всеправославному обсуждению вопроса.

Вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлученными от Церкви равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами Святой Церкви: «Если… кто из епископов, пресвитеров, диаконов или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлученными от общения, да будет и сам вне общения церковного как производящий замешательство в церковном чине» (Антиохийского Собора правило 2; Апостольские правила 10, 11).

Решение Константинопольского Патриархата о «восстановлении» канонического статуса и принятии в общение бывшего митрополита Филарета Денисенко, отлученного от Церкви, игнорирует ряд последовательных решений Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, правомерность которых не подлежит сомнению.

Решением Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви в Харькове от 27 мая 1992 года митрополит Филарет (Денисенко) за невыполнение клятвенно данных им перед крестом и Евангелием на предшествующем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви обещаний был смещен с Киевской кафедры и запрещен в священнослужении.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви определением от 11 июня 1992 года подтвердил решение Харьковского Собора и изверг Филарета Денисенко из сана, лишив всех степеней священства, по следующим обвинениям: «Жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1. 7-8; Апостольское правило 27); внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18:7; I Вселенского Собора правило 3, VI Вселенского Собора правило 5); клятвопреступление (Апостольское правило 25); публичная клевета и хула на Архиерейский Собор (II Вселенского Собора правило 6); совершение священнодействий, включая рукоположения, в состоянии запрещения (Апостольское правило 28); учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15)». Все рукоположения, совершенные Филаретом в запрещенном состоянии с 27 мая 1992 года, и наложенные им прещения были признаны недействительными.

Несмотря на неоднократные призывы к покаянию, после лишения архиерейского сана Филарет Денисенко продолжал раскольническую деятельность, в том числе и в пределах иных Поместных Церквей. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1997 года он был предан анафеме.

Означенные решения были признаны всеми Поместными Православными Церквами, в том числе и Константинопольской Церковью. В частности, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей 26 августа 1992 года в ответе на письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по поводу низложения митрополита Киевского Филарета писал: «Наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому вопросу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодально решенное о вышесказанном».

В письме Святейшего Патриарха Варфоломея Святейшему Патриарху Алексию II от 7 апреля 1997 года об анафематствовании Филарета Денисенко указано: «Получив уведомление об упомянутом решении, мы сообщили о нем иерархии нашего Вселенского Престола и просили ее впредь никакого церковного общения с упомянутыми лицами не иметь».

Ныне, спустя более двух десятилетий, Константинопольский Патриархат по политическим мотивам изменил свою позицию.

В своем решении оправдать лидеров раскола и «узаконить» их иерархию Священный Синод Константинопольской Церкви ссылается на несуществующие «канонические привилегии Константинопольского Патриарха принимать апелляции архиереев и клириков из всех автокефальных Церквей». Эти претензии в том виде, в каком они ныне Константинопольским Патриархом осуществляются, никогда не имели поддержки полноты Православной Церкви: они лишены оснований в священных канонах и прямо противоречат, в частности, 15 правилу Антиохийского Собора: «Если какой-нибудь епископ… судим будет от всех епископов той области, и все они согласно произнесут ему единый приговор, — таковой другими епископами отнюдь да не судится, но согласное решение епископов области да пребывает твердым», — они также опровергаются практикой решений Святых Вселенских и Поместных Соборов и толкованиями авторитетных канонистов византийского и нового времени.

Так, Иоанн Зонара пишет: «Константинопольский [Патриарх] признается судьей не вообще над всеми митрополитами, но только над подчиненными ему. Ибо ни митрополиты Сирии, ни палестинские, ни финикийские, ни египетские не привлекаются помимо воли на его суд, но сирийские подлежат суждению Антиохийского Патриарха, палестинские — Иерусалимского, а египетские судятся Александрийским, которым они рукополагаются и которому подчинены».

О невозможности принятия в общение осужденного в иной Поместной Церкви говорит 116 (118) правило Карфагенского Собора: «Кто, быв отлучен от общения церковного… прокрадется в заморские страны, дабы принятым быть в общение, тот подвергнется извержению из клира». О том же говорится и в каноническом послании Собора к Папе Келестину: «Те, которые в своей епархии отлучены от общения, да не явятся восприемлемыми в общение твоею святынею… Какие бы ни возникли дела, они должны оканчиваемы быть в своих местах».

Преподобный Никодим Святогорец в своем «Пидалионе», который является авторитетным источником церковно-канонического права Константинопольской Церкви, толкует 9-е правило IV Вселенского Собора, отвергая ложное мнение о праве Константинополя на рассмотрение апелляций из других Церквей: «Константинопольский Предстоятель не имеет права действовать в диоцезах и областях других Патриархов, и это правило не дало ему права принимать апелляции по любому делу во Вселенской Церкви…» Перечисляя целый ряд аргументов в пользу этого толкования, ссылаясь на практику решений Вселенских Соборов, преподобный Никодим делает вывод: «В настоящее время… Константинопольский Предстоятель есть первый, единственный и последний судья над подчиненными ему митрополитами — но не над теми, которые подчиняются остальным Патриархам. Ибо, как мы сказали, последний и всеобщий судья всех Патриархов — это Вселенский Собор и никто другой». Из вышесказанного следует, что Синод Константинопольской Церкви не имеет канонических прав для отмены судебных решений, вынесенных Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Присвоение себе полномочий отмены судебных и иных решений других Поместных Православных Церквей — лишь одно из проявлений нового ложного учения, провозглашаемого ныне Константинопольской Церковью и приписывающего Патриарху Константинопольскому права «первого без равных» (primus sine paribus) со вселенской юрисдикцией. «Такое видение Константинопольским Патриархатом собственных прав и полномочий вступает в непреодолимое противоречие с многовековой канонической традицией, на которой зиждется бытие Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей», — предупреждал Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2008 года в определении «О единстве Церкви». В том же определении Собор призвал Константинопольскую Церковь «впредь до общеправославного рассмотрения перечисленных новшеств проявлять осмотрительность и воздерживаться от шагов, могущих взорвать православное единство. Особенно это относится к попыткам пересмотра канонических пределов Поместных Православных Церквей».

Акт 1686 года, подтверждающий пребывание Киевской митрополии в составе Московского Патриархата и подписанный Святейшим Константинопольским Патриархом Дионисием IV и Священным Синодом Константинопольской Церкви, пересмотру не подлежит. Решение об его «отзыве» канонически ничтожно. В противном случае было бы возможно аннулирование любого документа, определяющего каноническую территорию и статус Поместной Церкви — вне зависимости от его древности, авторитетности и общецерковного признания.

В Синодальной грамоте 1686 года и иных сопутствующих ей документах ничего не сказано ни о временном характере передачи Киевской митрополии в ведение Московского Патриархата, ни о том, что данный акт может быть отменен. Попытка иерархов Константинопольского Патриархата в политических и своекорыстных видах пересмотреть данное постановление спустя более трехсот лет после того, как оно было вынесено, противоречит духу священных канонов Православной Церкви, не допускающих возможности пересмотра установившихся и не оспариваемых на протяжении длительного времени церковных границ. Так, правило 129 (133) Карфагенского Собора гласит: «Если кто… обратил какое место к кафолическому единению и в продолжение трех лет имел оное в своем ведении, и никто оного не требовал от него, то после да не будет оное от него взыскуемо, если, притом, в сие трехлетие существовал епископ, долженствующий взыскать, и молчал». А 17 правило IV Вселенского Собора устанавливает тридцатилетний срок давности для возможного соборного рассмотрения споров о принадлежности даже отдельных церковных приходов: «Приходы в каждой епархии… должны неизменно пребывать под властью епископов, заведующих ими — и в особенности, если в продолжении тридцати лет бесспорно они имели их в своем ведении и управлении».

Да и как возможна отмена решения, действовавшего на протяжении трех веков? Это означало бы попытку почитать «яко не бывшей» всю последующую историю развития церковной жизни. Константинопольский Патриархат как будто не замечает, что Киевская митрополия 1686 года, о возвращении которой в его состав заявлено ныне, имела пределы, существенно отличавшиеся от современных границ Украинской Православной Церкви, и охватывала лишь меньшую часть последней. Киевская митрополия наших дней как таковая включает в себя город Киев и несколько прилегающих к нему районов. Наибольшая же часть епархий Украинской Православной Церкви, особенно на востоке и юге страны, была основана и получила развитие уже в составе автокефальной Русской Церкви, являясь плодом ее многовековой миссионерской и пастырской деятельности. Нынешнее деяние Константинопольского Патриархата — попытка похитить то, что никогда ему не принадлежало.

Деяние 1686 года положило предел двухсотлетнему периоду вынужденного разделения в многовековой истории Русской Церкви, которая, несмотря на менявшиеся политические обстоятельства, неизменно сознавала себя единым целым. После воссоединения Русской Церкви в 1686 году на протяжении более трех столетий ни у кого не возникало сомнений, что православные Украины являются паствой Русской Церкви, а не Константинопольского Патриархата. И сегодня, вопреки давлению внешних антицерковных сил, эта многомиллионная паства дорожит единством Церкви всея Руси и хранит верность ей.

Попытка Константинопольской Патриархии решать судьбу Украинской Православной Церкви без ее согласия является антиканоническим посягательством на чужие церковные уделы. Церковное правило гласит: «Да соблюдается и в иных областях и повсюду в епархиях, дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал своей власти на чужую епархию… да не преступаются правила отцов, да не вкрадывается под видом священнодействия надменность мирской власти, и да не утратим постепенно и неприметно той свободы, которую даровал нам Своей Кровию Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков» (III Вселенского Собора правило 8). Под осуждение этого правила подпадает и решение Константинопольской Патриархии об учреждении по соглашению со светскими властями своей «ставропигии» в Киеве без ведома и согласия канонического священноначалия Украинской Православной Церкви.

Лицемерно оправдываясь стремлением к восстановлению единства украинского Православия, Константинопольская Патриархия своими безрассудными и политически мотивированными решениями вносит еще большее разделение и усугубляет страдания канонической Православной Церкви Украины.

Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими «епископами» и «клириками», посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, — все это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и, к великой нашей скорби, делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами. Отныне и впредь до отказа Константинопольского Патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в ее храмах.

Переход архиереев или клириков из канонической Церкви к раскольникам или вступление с последними в евхаристическое общение является каноническим преступлением и влечет за собой соответствующие прещения.

С прискорбием вспоминаем предсказание Господа нашего Иисуса Христа о временах прельщения и особых страданий христиан: И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф. 24:12). В условиях столь глубокого подрыва основ межправославных отношений и полного пренебрежения тысячелетними нормами церковно-канонического права Священный Синод Русской Православной Церкви считает своим долгом выступить на защиту фундаментальных устоев Православия, на защиту Священного Предания Церкви, подменяемого новыми и чуждыми учениями о вселенской власти первого из Предстоятелей.

Призываем Предстоятелей и Священные Синоды Поместных Православных Церквей к надлежащей оценке вышеупомянутых антиканонических деяний Константинопольского Патриархата и совместному поиску путей выхода из тяжелейшего кризиса, раздирающего тело Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Выражаем всестороннюю поддержку Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию и всей полноте Украинской Православной Церкви в особо трудное для нее время. Молимся об укреплении ее верных чад в мужественном стоянии за истину и единство канонической Церкви в Украине.

Просим архипастырей, духовенство, монашествующих и мирян всей Русской Православной Церкви усилить молитвы о единоверных братьях и сестрах в Украине. Молитвенный покров Пресвятой Царицы Небесной, преподобных отцов Киево-Печерских, преподобного Иова Почаевского, новомучеников, исповедников и всех святых Церкви Русской да пребудет над всеми нами.

В воскресной школе при красноярском храме будут учить английский язык

В минувшее воскресенье начались занятия в детской воскресной школе при храме Рождества Христова города Красноярска (ул. Щорса, 44а).

Наряду с Законом Божиим и православной историей Сибири воспитанники школы будут изучать английский язык и заниматься в творческой мастерской.

В воскресную школу принимаются дети в возрасте от 5 до 12 лет. Желающим обращаться по телефону: 8 950 417-09-58 (Светлана Николаевна), — сообщает сайт Христорождественского прихода.

Праздничной ярмаркой встретили Покров в красноярском Трехсвятительском приходе

 

Благотворительное мероприятие в пользу воскресной школы при храме Трех Святителей города Красноярска состоялось в день праздника — 14 октября.

Ежегодная ярмарка называлась «Покровские встречи». На ней желающие могли приобрести разные поделки, свечи, футболки с православной символикой. Все собранные средства пойдут на развитие воскресной школы.

Также в честь великого праздникавоспитанники школы выступили с самодеятельным концертом, поздравив своих родителей и педагогов.

В этот же день в Трехсвятительском приходе состоялись новые занятия с детьми. Об истории праздника Покрова Небесной Владычицы им рассказал настоятель протоиерей Владимир Гашков. Основы семейной жизни и воспитания детей на примере жития преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского, раскрыла приходской психолог Мария Вальтер.

Духовник воскресной школы, клирик храма Трех Святителей иерей Феодор Косолапов объяснил детям значение молитвы «Отче наш», — сообщает сайт trehsvhram-bazaiha.ru.

Участников турнира по рукопашному бою в Ачинске напутствовал священник

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

14 октября штатный священник ачинского собора Казанской иконы Божией Матери протоиерей Дионисий Колмаков стал почетным гостем традиционного турнира по рукопашному бою памяти А.И. Чурилкина в Ачинском кадетском корпусе.

Отец Дионисий обратился к спортсменам с напутственным словом, пожелал успехов и заслуженных побед и поздравил с праздником Покрова Пресвятой Богородицы.

Участие в церемонии открытия турнира также принял депутат Ачинского городского Совета депутатов Евгений Бородкин, — информирует сайт aksobor.ru.

Жители Ермаковского района возведут часовню на месте утраченного храма

Собрание инициативной группы жителей села Солба состоялось 12 октября. Участие в сходе сельчан принял настоятель Трехсвятительского храма села Ермаковское иерей Алексий Решетников.

Часовня станет памятником Свято-Троицкому храму, стоявшему некогда в Солбе. Изъятое у верующих здание храма сгорело еще в 1960-х годах. Часовню, которую так же освятят во имя Святой Живоначальной Троицы, планируют возвести на историческом месте утраченной церкви, — поясняет сайт Минусинского благочиния.