Последние публикации

«Она реализовала замысел Творца»: воспоминания о Екатерине Иофель

Оперная певица, профессор, заслуженный деятель искусств Екатерина Константиновна Иофель всегда считала, что главное ее призвание — воспитание оперных артистов. Этой осенью ей исполнилось бы 95 лет. Своих детей у Екатерины Константиновны не было. И в последние годы жизни самым близким человеком оставалась ее племянница Людмила Михайловна Вахменина. С детских лет тетя Катя стала для нее примером настоящего сибирского характера

— Вы знали Екатерину Константиновну на протяжении многих десятилетий. Менялись ли ее интересы и взгляды на жизнь с возрастом?

— Лев Толстой говорил: «Люди — как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая». Мы меняемся, но вместе с тем остаемся самими собой.

Когда у нее спрашивали: «Вы учительница Хворостовского?» — она отвечала: «Я учительница еще более ста выпускников»

Екатерина Константиновна была разной. Если говорить о привычках, взглядах — они менялись на протяжении всей жизни. Но что касается принципов, мне кажется, что она им не изменяла. Часто повторяла слова Максима Горького: «Плох тот учитель, который учится плохо или учится мало». То был основополагающий ее жизненный принцип. Желание постоянно расширять круг своих знаний оставалось с ней пожизненно.

Она была способна к языкам, хорошо знала немецкий и итальянский: для оперных певцов это необходимость. Когда уже в последние годы ее преподавания в академии к ней на стажировку приехал студент из Китая, она купила русско-китайский разговорник.

— Такое следование принципам связано с силой воли?

— Это сибирская закваска с одной стороны, с другой — чувство собственного достоинства. Конечно, она была очень волевым человеком. Этого требовала профессия. Она если делала по утрам зарядку — то каждый день, если (уже в последние годы) принимала лекарства — то строго по расписанию.

Бывало, вечером она говорит по телефону, что плохо себя чувствует, лежит. Я утром звоню, а она говорит: «Я уже стою у порога, еду в академию». Она себе позволяла болеть только по выходным и в каникулы — такая сила воли была.

Часто студенты в воспоминаниях говорят, что у нее был очень твердый характер, требовательный. Они даже не могли представить, как можно не подготовиться к занятиям или опоздать. Я хочу сказать, что, на самом деле, она сама жила по таким лекалам: Екатерина Константиновна понимала, что готовит студентов к очень нелегкой профессии. Вся жизнь ее была связана с музыкой.

На фото: Л.М. Вахменина, Е.К. Иофель, Г.К. Иофель, Я.М. Расин и М.К. Вахменин

Но при этом я не хочу, чтобы создалось впечатление, что она была неким «синим чулком». Вовсе нет. Когда она уезжала из Красноярска, ей не было еще и тридцати, а когда вернулась, было уже за пятьдесят. Молодые годы ее в нашем городе мало кто помнит. Но я могу сказать, что она была очень женственной, знала толк в моде, следила за ней. И в своих студентках тоже культивировала эту благородную женственность, вкус ко всему изящному.

— У Екатерины Константиновны много учеников, получивших всероссийскую и даже международную известность. Как ей удалось этого добиться? Это была усердная работа, преподавательский талант или еще и всесторонняя поддержка воспитанников, дружеские отношения?

— Тут не нужно упрощать. Зная характер Екатерины Константиновны, зная ту серьезную задачу, которую она ставила перед своими студентами, говорить о каких-то дружеских отношениях неуместно. Скорее, это были материнские отношения.

При всем при том, что она спрашивала строго, она и делала для студентов все, что могла. Они всегда имели место в общежитии, решались их бытовые проблемы. Очень переживала за них и принимала близко к сердцу беды своих учеников. Помню, как у Николая Путилина мама скончалась. Это был страшный удар: молодой человек приехал в незнакомый город, учится вдали от родных… И вся наша семья переживала вместе с Екатериной Константиновной.

Когда ученики становились уже взрослыми, она была рада, когда те вспоминали о ней. И не только поздравляли с днем рождения и другими праздниками, а считали нужным с ней советоваться по каким-то своим профессиональным вопросам.

Конечно, Екатерина Константиновна выделяла Дмитрия Хворостовского. Но когда у нее спрашивали: «Вы учительница Хворостовского?» — она отвечала: «Я учительница еще более ста выпускников». И, действительно, среди них немало очень ярких имен. Отношения с Дмитрием Хворостовским, конечно, были очень сердечными, как раз материнские чувства она к нему и питала. Конечно, он всегда приезжал к ней, звонил до самых последних ее дней.

— Известно, что Екатерина Константиновна была православным человеком, духовной дочерью архимандрита Нифонта (Глазова). Как проявлялась ее вера?

— Вопрос веры очень глубокий. Никогда у нас с ней доверительных разговоров на эту тему не было. Но о том, что она православная верующая, многие знали. Была прихожанкой Покровского храма. У нее собралась большая коллекция православных книг и икон — родные и близкие привозили ей подарки из разных концов света. Если посмотреть на ее молитвослов, то сразу понимаешь, что это не парадная книга. Она постоянно находилась в руках у Екатерины Константиновны. Утренняя и вечерняя молитва — это обязательно.

Что касается ее духовного отца, я знаю только то, что она очень дорожила им, он был ей по-настоящему духовно близок. Она уважала отца Нифонта и очень переживала за него. Я помню, что у него были больные ноги, которые под конец жизни отказывали, и Екатерина Константиновна часто навещала его уже в его последние дни.

Смотря на ее молитвослов, сразу понимаешь: это не была «парадная книга»

Все мы приходим в мир для чего-то, для каждого из нас что-то задумано. Но далеко не каждый из нас реализует эту задачу. По лености или по каким-то иным причинам. А Екатерина Константиновна — занималась любимым делом, попала «в точку». Она поняла, что именно это для нее важно и значимо, что именно это — смысл ее жизни. И приложила усилия, не малые, чтобы ее жизненная задача была полностью реализована. Замысел Создателя о ней, как я понимаю, был реализован в полной мере через красоту, через искусство.

И это, я думаю, самое важное.

— Была ли Екатерина Константиновна счастливым человеком?

— У Екатерины Константиновны была интересная жизнь. Она была человеком, открытым для всех событий, которые происходили в городе и крае. И, кстати, без иронии, была очень патриотична, очень любила Сибирь. В ней никогда не было пренебрежительного отношения к провинции.

И это была не только любовь к Енисею и кедрам. Екатерина Константиновна очень живо интересовалась происходящим в регионе. Старалась во всем участвовать. Она выбрала профессию, которую полюбила. Всю жизнь занималась делом, которое ей нравилось.

Она была окружена интересными людьми. Она повидала мир. Она жила рядом с человеком очень неординарным (я имею ввиду мужа ее, Якова Михайловича Расина). Она добилась успеха, причем это оценили ее современники. Учитывая все это, я думаю, что можно сказать: да, она была счастлива.

Но, самое главное — она была верующим человеком, который реализовал, как мне кажется, замысел Творца о ней. И если бы вы ее спросили, счастлива ли она, то она бы, конечно, ответила: «Да».

ЮРИЙ ПАСХАЛЬСКИЙ

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО Л.М. ВАХМЕНИНОЙ

#делаЦеркви. Миссионерское служение. Красноярский Богородице-Рождественский кафедральный собор

Новый выпуск из цикла #делаЦеркви посвящен миссионерскому служению.

Каждый храм в той или иной мере является миссионерским центром. Наличие православной церкви само по себе привлекает людей, желающих приобщиться к вере. Но возможно ли само существование православной общины, если рядом нет храма? Пример еще не восстановленного после разрушения в 30-е годы XX века красноярского Богородице-Рождественского собора однозначно показывает: да, возможно.

При поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива 2017–2018»

#делаЦеркви. Миссионерское служение. Красноярский Богородице-Рождественский кафедральный собор

Каждый храм в той или иной мере является миссионерским центром. Наличие православной церкви само по себе привлекает людей, желающих приобщиться к вере. Но возможно ли само существование православной общины, если рядом нет храма? Пример еще не восстановленного после разрушения в 30-е годы XX века красноярского Богородице-Рождественского собора однозначно показывает: да, возможно.

Священник рассказал о православной молитве в социальном центре

14 ноября помощник благочинного Шарыповского церковного округа по социальному и миссионерскому служению, ключарь шарыповского Свято-Троицкого собора иерей Алексий Щербаков посетил шарыповский Городской комплексный центр социального обслуживания населения.

Как сообщает сайт троицкий-собор.рф, отец Алексий рассказал подопечным центра о православной молитве, ее значении, видах и правилах, привел примеры из жизни людей и целых народов, когда молитва помогала в трудные времена, и ответил на вопросы.

Добавим, что такие встречи регулярно проводятся по инициативе музыкального руководителя Центра социального обслуживания Александра Глиоса.

Трехсвятительский приход оказал помощь юноше с ограниченными возможностями

13 ноября социальный работник Трехсвятительского прихода города Красноярска Ольга Шумилова навестила семью подопечного юноши с ограниченными возможностями.

Ольга Ильмаровна привезла гостинцы и вместе с родными подключила для Даниила массажный матрас, который пожертвовали прихожане храма, — сообщает сайт trehsvhram-bazaiha.ru.

18 ноября, 13.00. Встреча с протоиереем Виктором Теплицким в красноярском Архиерейском доме

18 ноября в Архиерейском доме города Красноярска состоится встреча с известным поэтом и драматургом, штатным священником Никольского кладбищенского храма протоиереем Виктором Теплицким.

Начало в 13.00. Приглашаются все желающие, вход свободный, — сообщает пресс-центр красноярского Иоанно-Предтеченского прихода.

Молитва Господу живет в стенах храма на красноярском Северном шоссе

За Божественной литургией помолились в храме равноапостольного князя Владимира на северной окраине города Красноярска.

Богослужение совершил штатный священник храма пророка Иоанна Предтечи иерей Александр Смирнов. За Литургией пел хор и молились прихожане Иоанно-Предтеченской церкви.

Как пояснил священник епархиальной пресс-службе, Владимирский храм в память об усопших родителях на свои средства несколько лет назад возвел один из красноярских предпринимателей. По благословению Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона, в 2016 году небольшую деревянную церковь освятили; с тех пор она стала приписным храмом Иоанно-Предтеченского прихода и в ней регулярно совершается богослужение.

Молодые прихожане красноярского храма помогают нуждающейся семье

11 ноября опекаемую неполную семью навестили волонтеры молодежного центра «Ника» при красноярском храме Трех Святителей.

Неравнодушные прихожане передали своим подопечным отремонтированную стиральную машинку, — информирует сайт trehsvhram-bazaiha.ru.

Напомним, что Трехсвятительский приход на регулярной основе помогает нескольким красноярским семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Память об Иване Ярыгине заупокойной молитвой почтили на малой родине

За литией по трагически погибшему 21 год назад двукратному олимпийскому чемпиону по вольной борьбе помолились в храме преподобной Евдокии Московской в поселке Сизая (Шушенский район).

Богослужение совершил настоятель прихода иерей Василий Вершинский,

По окончании священник обратился со словом к молившимся представителям региональной и муниципальной власти, родным и близким Ивана Ярыгина, призвав их хранить память о великом спортсмене. В этом году Ивану Сергеевичу могло бы исполниться 70 лет, — напоминает сайт Минусинского благочиния.

Евгений Водолазкин: Господь дал мне то, что сейчас называют креативностью

Москва, 13 ноября. Гостем авторской программы председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главного редактора журнала «Фома» В.Р. Легойды «Парсуна» стал российский писатель и литературовед Евгений Водолазкин.

Е.Г. Водолазкин рассказал телезрителям, что его жизнь во многом связана со словом. «Сначала это было слово, которое я анализировал как филолог, — я специалист по древнерусской литературе, — потом я дерзнул создавать тексты сам».

Говоря о молитве, гость программы отметил, что в молитве нужно просить того, что тебе очень нужно, но чего ты не сможешь достичь собственными усилиями. По его словам, до определённой степени неправильно просить хорошего текста, когда ты пишешь. «Господь дал мне то, что сейчас называют креативностью, Он мне дал уже раз, что ж я буду выпрашивать дальше?», ― отметил Евгений Водолазкин.

В продолжение программы собеседник В.Р. Легойды заявил, что любое серьезное творчество ― это собеседование с Богом. По его словам, неверующие люди формулируют это как собеседование с собственной совестью, но это всё равно процесс выяснения истины. «Биттер очень хорошо сказал о Гоголе, моём любимом писателе. Он сказал, что ему кажется, что у Гоголя была какая-то длинная, бесконечная беседа с Небом, а то, что он писал, это были просто записки на полях», ― заключил он.

Рассуждая на тему любви, гость программы отметил, что любовь ― это всё, что ты можешь отдать, в том или ином виде, а также возможность отдать себя. «Любовь — это какая-то печь с огромной температурой, которая плавит какие-то проволочки, какие-то гнутые гвозди, и они превращаются в светлую, светящуюся массу. Вот это настоящая любовь». При этом, по его словам, такую любовь очень сложно чувствовать по отношению к некоторым людям. Е.Г. Водолазкин признался, что когда писатель изображает мерзавца, он должен его полюбить, поскольку описывая мерзавца без любви, автор не дает читателям шанса найти в нем что-то человеческое.

В своей программе «Парсуна» ее ведущий ― председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома» В.Р. Легойда ― беседует о жизни, вере и смыслах с известными людьми: представителями Церкви, деятелями культуры и искусства, учеными.

 Структурно каждый выпуск «Парсуны» состоит из 5 тематических блоков: вера, надежда, терпение, прощение и любовь. Эти темы взяты из известной «Молитвы Оптинских старцев», которая завершается обращенными ко Господу словами: «Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить».

 Цикл программ «Парсуна», который является совместным проектом телеканала «Спас» и радио «Комсомольская правда», выходит в эфире телеканала «Спас» каждое воскресенье в 18:30 и в эфире радио «Комсомольская правда» по пятницам в 18:05.