Последние публикации

Митрополит Волоколамский Иларион: Действия Патриарха Варфоломея не излечивают раскол, а углубляют его

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью греческому интернет-порталу «Ромфеа».

— Владыка, как бы Вы прокомментировали вчерашнее заявление Собора епископов Украинской Православной Церкви?

— Восхищает мужество и единодушие иерархов канонической Украинской Церкви во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием. Несмотря на мощнейшее давление, оказываемое с одной стороны украинской властью, а с другой — Константинопольским Патриархом, епископат держится твердо, отстаивая свое право жить по церковным канонам и сохранять единство со всей полнотой Русской Православной Церкви, обретшей свое бытие на Днепре, в крещальной купели Киевского великого князя Владимира 1030 лет назад.

За прошедшие столетия на территории, некогда называвшейся «Киевская Русь», возникали и исчезали политические границы. Но единство Русской Церкви оставалось неизменным.

И сегодня епископат Украинской Церкви твердо заявил о том, что «поддерживает независимость и территориальную целостность Украины», то есть уважает политическое устройство своего государства. Украинская Православная Церковь, подчеркивается в заявлении, «присутствует во всех регионах Украины и объединяет как подконтрольные, так и неподконтрольные украинской власти территории, переживая вместе со своим народом все радости и страдания». Архиереи, клирики, монашествующие и миряне Украинской Православной Церкви — патриоты своей страны. Они не какие-то иностранцы, пришедшие из-за рубежа и поселившиеся на Украине. Абсолютное большинство их родилось и выросло на Украине. Они любят свою родину и не хотят, чтобы их отождествляли с иными государствами.

Именно поэтому Собор епископов «выступает против любых попыток изменить название Украинской Православной Церкви» на Российскую или какую-либо иную. Это не Российская Церковь, а Украинская, полностью независимая в своем управлении, не подчиненная Москве ни административно, ни финансово, ни как-либо еще. Сохраняется только молитвенная связь — через поминовение Патриарха и через участие украинских архиереев в работе общего для Русской Православной Церкви Священного Синода.

Отмечу: ни в Соборе епископов, ни в Синоде Украинской Церкви нет ни одного представителя из Москвы. Все решения принимаются епископатом и Синодом Украинской Церкви самостоятельно. Но епископат Украинской Церкви через своих представителей в Синоде Русской Церкви может влиять на решения, принимаемые в Русской Церкви. Это уникальная ситуация, позволяющая, с одной стороны, сохранять полную независимость и самостоятельность в принятии решений, а с другой — сохранять единство с полнотой Русской Церкви.

Именно поэтому Собор епископов постановил: «Украинская Православная Церковь наделена всеми правами независимости и самостоятельности, которые сегодня необходимы для плодотворного служения Богу и народу Украины». Такое заявление уже было сделано в июне, а сейчас повторено. Украинская Церковь не просила и не просит ни о какой автокефалии. Тот процесс предоставления автокефалии «украинскому народу», который был инициирован Константинополем, оценивается вполне однозначно: «Процесс предоставления так называемого Томоса об автокефалии является искусственным, навязанным извне, не отражает внутренней церковной необходимости, не принесет реального церковного единства, углубит разделение и усилит конфликты среди народа Украины. При таких условиях участие епископата, духовенства и мирян Украинской Православной Церкви в этих процессах считаем невозможным».

Происходящее сегодня — первый в истории Православия случай, когда автокефалию не просят, а она навязывается. Притом навязывается методом силового и грубого давления. От архиереев канонической Церкви требуют участия в некоем «объединительном соборе», созыв которого инициирован раскольниками с целью легитимизации своей структуры. Удивительно и печально, что Константинопольский Патриархат стал на сторону раскола вместо того, чтобы поддержать каноническую Церковь, объединяющую миллионы верующих, включающую в себя 13 тысяч приходов, более 200 монастырей и присутствующую на всей территории Украины, в том числе на территориях, неподконтрольных украинской власти.

Я своими ушами слышал, как на Синаксисе Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези в январе 2016 года Патриарх Варфоломей во всеуслышание заявлял: «Мы приветствуем Блаженнейшего митрополита Онуфрия как единственного канонического главу православных верующих Украины, разумеется, со всеми подчиненными ему архиереями». Что же произошло? Почему вдруг позиция Патриарха Варфоломея изменилась на противоположную, и предпочтение отдано лидерам раскола, из которых теперь пытаются сколотить некую новую структуру. Ответа у нас нет. Но и признать эту ситуацию нормальной мы никак не можем. А потому вынуждены были прекратить евхаристическое общение с Константинопольским Патриархом как солидаризировавшимся с расколом, а следовательно — впавшим в раскол. Об этом Русская Церковь объявила на Синоде, прошедшем в Минске 15 октября.

Вчера аналогичное заявление прозвучало из уст архиереев Украинской Церкви: «Собор епископов Украинской Православной Церкви считает, что решения Священного Синода Константинопольского Патриархата от 11 октября 2018 года относительно украинского церковного вопроса являются недействительными и такими, которые не имеют никакой канонической силы. В частности, решение об установлении юрисдикции Константинопольского Патриархата на территории Украины является следствием спекулятивного трактования церковной истории. А решение о снятии анафемы и других церковных запретов с лидеров раскола и признание действительности псевдохиротоний, которые были совершены ими во время пребывания в расколе, является следствием искаженного толкования православных канонов. История Православной Церкви не знает случаев преодоления раскола путем его простой легализации. Приняв такие антиканонические решения, признав раскольников в сущем сане, Константинопольский Патриархат, согласно церковным правилам, сам стал на путь раскола. В связи с этим, евхаристическое общение Украинской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом в настоящее время невозможно и прекращается».

Хотел бы отметить, что в непризнании антиканонических деяний Константинополя мы не одни. На днях Сербская Православная Церковь устами всей полноты своего епископата заявила, что «Константинопольский Патриархат принял не основанное на канонах решение реабилитировать и признать епископами двух вождей раскольнических группировок на Украине — Филарета Денисенко и Макария Малетича вместе с их епископатом и клиром». В решении Архиерейского Собора Сербской Церкви отмечается, что первый из этих лиц был в свое время канонически лишен сана, а затем отлучен от церковного общения и предан анафеме, а второй лишен апостольского преемства как духовно принадлежащий к секте так называемых самосвятов, «в силу чего Священный Архиерейский Собор данное решение Константинопольского Синода рассматривает как необязательное для Сербской Православной Церкви». Как отмечается в обнародованном документе, Собор Сербской Церкви не признает упомянутые личности и их последователей за православных епископов и клириков и, следовательно, не принимает литургического и канонического общения с ними и их сторонниками.

Надеюсь, что и в других Поместных Церквах прозвучат голоса, призывающие Константинопольского Патриархата остановиться в своих действиях, направленных якобы на уврачевание украинского раскола. На деле эти действия ведут к углублению раскола на Украине и к созданию беспрецедентной для Православной Церкви ситуации, когда все тело мирового Православия может оказаться расколотым на части.

— Каковы, на Ваш взгляд, перспективы созыва «объединительного собора» и что можно от него ожидать?

— На мой взгляд, перспективы достаточно смутные. Уже объявлена дата этого «собора», но большого энтузиазма вокруг его созыва не видно ни в канонической Церкви, ни у раскольников. Назывались разные цифры возможного участия канонических архиереев в этом разбойничьем сборище — от 10 до 25. Пока мы видим только двух канонических архиереев, которые не согласились с общим мнением епископата канонической Церкви, выраженным в решении Собора ее епископов. Но пойдут ли они на «объединительный собор»? Не факт. Авантюрный характер этого мероприятия для всех очевиден.

Да и в среде раскольников нет единства в данном вопросе. Группа Макария неоднократно заявляла, что не войдет в структуру, которую возглавит Филарет Денисенко. Правда, Филарет теперь заявляет, что не будет выставлять свою кандидатуру. Но при этом он продолжает называть себя патриархом и надеется в новой структуре иметь титул «Почетного Патриарха Киевского и всея Руси-Украины», возглавлять ее «синод» и иметь особые привилегии. Он даже провозгласил себя священноархимандритом Киево-Печерской и Почаевской лавр.

Однако в планы Константинополя все это не входит. Они хотят, чтобы создаваемую «автокефальную церковь» возглавил новый человек, а Филарета хотят без всяких почестей отправить «на свалку истории». Они ведь и признали его не в сане патриарха, а просто в некоем архиерейском достоинстве — как «бывшего Киевского». Договоренность о том, что Филарета спишут в утиль, между президентом Порошенко и Патриархом Варфоломеем достигнута. Но согласится ли подведомственный Филарету «епископат» с таким развитием событий? Тоже не факт.

— Тем не менее, если «объединительный собор» состоится, кто может возглавить новую структуру?

— Рассматриваются и обсуждаются разные кандидатуры. Уже предлагали ее возглавить митрополиту Винницкому Симеону: это единственный архиерей, принявший участие в Соборе епископов Украинской Православной Церкви, но отказавшийся подписать заявление Собора.

Для Константинополя, конечно, было бы важно, чтобы структуру возглавил канонический архиерей, а не кто-либо из числа раскольников. Это, на взгляд Константинополя, придаст бо́льшую легитимность новой структуре. Именно поэтому крайне мала вероятность, что структуру возглавит кто-либо из филаретовского «епископата». Скорее, во главе ее может встать один из двух «экзархов» Константинополя, архиепископ Даниил (Зелинский) либо архиепископ Иов (Геча), который в последнее время все более активен на украинском направлении.

Архиепископ Иов очень неудачно себя проявил в Париже, где был недолгое время во главе Архиепископии русских приходов Константинопольского Патриархата. В результате острого внутреннего конфликта, возникшего в этой структуре после его назначения, Константинополь был вынужден его оттуда отозвать. Возможно, его хотят теперь испытать на другом поприще.

— Как реагируют Поместные Православные Церкви на происходящее, и какую реакцию Вы ожидаете в случае, если Украине будет предоставлен Томос об автокефалии?

— Прежде всего отмечу, что ни одна Поместная Православная Церковь не выступила в поддержку действий Патриарха Варфоломея несмотря на предпринятые в этом направлении усилия, включая объезд Православных Церквей его представителями. Сейчас он действует в полном одиночестве и даже подчеркивает, что не нуждается в одобрении других Поместных Церквей. Если раньше Константинопольский Патриарх выступал в качестве координатора для всей Православной Полноты, действующего от имени Поместных Церквей, то сейчас мы ничего подобного не видим. Из Фанара звучат лишь заявления о неких особых прерогативах Константинопольского Патриарха, которые якобы позволяют ему принимать единоличные решения.

Призывы к отказу от такой позиции, обращенные к Патриарху Варфоломею, прозвучали от ряда Поместных Церквей. Другие Церкви заняли выжидательную позицию и не делают никаких заявлений. Третьи считают, что вопрос должен решаться в диалоге между Константинополем и Москвой. Однако такого диалога сегодня нет: есть монолог Константинополя.

Для нас сегодня очевидно: вопросы такой важности, как предоставление автокефалии, не могут решаться Константинополем единолично, даже если подобные прецеденты имели место в прошлом. На этапе подготовки Всеправославного собора было достигнуто принципиальное соглашение о том, что отныне для предоставления автокефалии нужно согласие всех Поместных Церквей. Пусть это соглашение и не было финализировано, не было вынесено на Критский собор, сам факт межправославного согласия вокруг данной теме очевиден и не подлежит сомнению.

Твердым основанием для автокефалии должно быть, помимо всеправославного согласия, твердое единодушие епископата, клира и церковного народа конкретной страны вокруг данной темы. Сегодня этого единодушия нет. Есть глубокий раскол, который невозможно уврачевать лишь путем его легитимизации. А значит, так называемая автокефальная церковь Украины, даже если она будет создана томосом Патриарха Варфоломея, подкрепленным указом президента Порошенко и декретом Верховной Рады, будет домом, построенным не на твердом фундаменте, а не песке. И произойдет с ней то, о чем говорил Спаситель: «и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7:26).

Что же касается канонической Украинской Церкви, то верим, что «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Господь вознаградит ее архиереев, клир и церковный народ за твердое и мужественное стояние на страже церковного канонического порядка. Украинская Православная Церковь сегодня — это Церковь-исповедница, ведущая «брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Из этой брани она, несомненно, выйдет победительницей.

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с разрушительными пожарами в Калифорнии

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с разрушительными пожарами в США. По последним данным, в результате пожаров на севере Калифорнии погибли 76, пропали без вести 1276 человек, разрушены более 9 тысяч жилых домов.

Его Превосходительству господину Дональду Трампу, Президенту Соединенных Штатов Америки

Ваше Превосходительство, уважаемый господин Президент!

Выражаю Вам и всему американскому народу свои искренние соболезнования в связи с продолжающимися пожарами в Калифорнии. В результате природной катастрофы погибли и пострадали многие люди, тысячи человек пропали без вести и лишились крова, а инфраструктуре и хозяйству штата нанесен огромный урон.

Глубоко сопереживаю всем, кого коснулось это несчастье. Прошу Вас передать родным и близким погибших и пострадавших слова моего сочувствия и поддержки.

Милосердный Господь да утешит всех скорбящих, помогая им пережить постигшее их испытание, и укрепит силы тех, кто самоотверженно трудится ради спасения людей и преодоления последствий разгула огненной стихии.

С соболезнованиями

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Высшего Церковного Совета

16 ноября 2018 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

В начале заседания Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к его участникам со вступительным словом, в котором поделился впечатлениями о посещении Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве» (Матросская тишина):

«Сегодня я освящал закладной камень в основание храма на территории следственного изолятора «Матросская тишина» в Москве. Когда посещаешь такие места, особенно остро чувствуешь, насколько важна работа Церкви в местах лишения свободы. Ведь система исполнения наказаний имеет своей целью, в первую очередь, исправление человека. Но ограничение свободы, пониженный рацион питания, ограниченная возможность вдыхать свежий воздух — это лишь внешние факторы воздействия на человеческую психику, на человеческую природу. И далеко не всегда это воздействие завершается благополучно, так чтобы человек действительно исправился под влиянием трудных жизненных обстоятельств. Поэтому я глубоко убежден, что нет возможности исправить преступника, не исправляя, в первую очередь, его душу.

Я уже имел возможность произнести сегодня несколько слов при закладке храма. И сейчас хотел бы вновь отметить важность той работы, которую наша Церковь осуществляет в местах лишения свободы. Полагаю, нам нужно обратить особое внимание на данное направление, и я бы попросил владыку Иринарха подумать о перечне вопросов, которые нам следовало бы совместно обсудить, с тем чтобы способствовать дальнейшему развитию этой деятельности. Ведь речь идет о спасении человеческих душ, об участии в реальном исправлении людей, оступившихся в жизни.

Достаточно посмотреть на преступников или преступниц, вглядеться в их лица, чтобы понять: это не погибшие люди, это люди оступившиеся… Конечно, среди них есть и те, кто совершил тяжкие преступления, но большая часть производит впечатление тех, с кем можно и нужно работать. Достаточны ли те средства, которыми исправительная система воздействует на человека? Считаю, что недостаточны. Без исправления человеческой души невозможно исправить человеческие поступки, поэтому работа духовников в местах заключения представляется делом очень и очень важным, особенно с подследственными. Считаю это очень и очень важной частью нашей общей пастырской заботы о народе».

Затем Его Святейшество представил повестку дня заседания Высшего Церковного Совета.

В состав Высшего Церковного Совета под председательством Святейшего Патриарха входят:

В заседании также принимали участие: митрополит Тверской и Кашинский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Балашихинский Николай, руководитель и главный редактор Издательства Московской Патриархииархимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии; игумен Петр (Еремеев), ректор Российского православного университетаиерей Александр Волков, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Русиигумения Ксения (Чернега), руководитель Правового управления Московской Патриархии; А.В. Щипков, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Для представления доклада по теме дистанционного образования в духовных учебных заведениях к участию в заседании был приглашен иерей Александр Стародубцев, специалист Учебного комитета по дистанционным образовательным технологиям

Православная неделя с 19 по 25 ноября: Архистратиг Михаил и Небесные Силы бесплотные, святитель Нектарий Эгинский и икона «Скоропослушница»

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 19–25 ноября в 2018 году — седмица 26-я по Пятидесятнице.

21 ноября. Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора.

Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) — в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских.

Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25:31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина.

В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6:2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания. За Херувимами — предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1:16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти. Господства (Кол. 1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать

чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Эти силыи (1 Пет. 3:22; Кол. 1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала (Кол. 1:16) начальствуют над повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4:16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов — по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его

в переводе с еврейского — «кто как Бог») — верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!»

По церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян.

Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях. Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 — 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков— Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан. 3, 92 — 95).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород»».

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях.

Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы — храм-усыпальница в Кремле — посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них — икона «Благословенное воинство» — написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины — князья русские — изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил — крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил — врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил — огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил — молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил — славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил — раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил — возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил — попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил — с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой.

Рафаил — держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил — в поднятой правой руке — обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке — «пламень огненный».

Селафиил — в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил — в деснице держит золотой венец, в шуйце — бич из трех красных (или черных вервий.

Варахиил — на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил — держит в руке весы.

22 ноября. День памяти святителя Нектария Эгинского

 

Родился святой Нектарий недалеко от Константинополя в конце ХІХ века в 1846 году. При крещении его нарекли Анастасием. Родители мальчика были глубоко верующими, поэтому ребенок с детства посещал святые места и читал Священное Писание. Семья Анастасия была не богатой, поэтому он ухал на работу в город Константинополь, что бы иметь возможность учиться.

Сперва он устроился на табачную фабрику, но денег не хватало. Поэтому Анастасий вскоре переехал на остров Хиос, где устроился преподавателем. Помимо преподавания он проповедовал, а также создал хор со школьниками, который пел на служениях в местной церкви. Его влияние на местных жителей было настолько велико, что святой уверовал в своих целях и все больше потянулся к Богу. Поэтому он принял монашество и нарекся Нектарий. Это означает «бессмертный».

Закончив богословский факультет в Афинах, будучи сорокалетним человеком, Нектарий получает сан священника. После некоторого время служения в храме Свято-Никольском в городе Каир, Египет, он был возведен в епископы. Но, несмотря на всеобщую любовь и почтение, святого ожидали огромное испытания. За прекрасное к нему отношение всех вокруг, он обзавелся завистниками и врагами. Обвинили Нектария в посягательстве на престол патриарха и в ведении аморального образа жизни.

После изгнания из Египта, чудотворец возвращается в Афины. Но и там его не принимают. Только мэр города смог слегка помочь и устроил Нектария проповедником. Но его каноническое положение было до конца непонятно, поэтому Анастасий подписывал все необходимые документы как «епископ путешествующий».

Но великую роль в судьбе Нектария сыграла королева Ольга. Она услышала про старца из провинции и стала его послушницей. По приказу королевы Анастасий был назначен ректором школы духовенства.

Имея в своем приходе много молодых девушек, которые хотели служить Господу, святитель основал женский монастырь на острове Эгина. Последние годы своей жизни старец провел на острове, пока тяжело не заболел. Два месяца врачи пытались облегчить страдания больного, но Господь призвал душу Нектария к себе. Это произошло 8 ноября в 1920 году.

Говорят, когда святого рубаху положили на койку больного, лежавшего рядом, он незамедлительно получил исцеление.

Похоронен был чудотворец в монастыре. Как и положено любому святому, Нектарий Эгинский, мощи которого подняли в 1961 году, был представлен во многих христианских храмах для поклонения.

22 ноября. День празднования иконе Божией Матери «Скоропослушница»

Икона Божией Матери Скоропослушница происходит из монастыря Дохиар, находящегося в Афоне. Вероятнее всего написана она была в десятом веке.

В середине семнадцатого века икона висела возле входа в трапезную и около нее, чаще всех иноков, проходил трапезарь Нил. Как-то вечером, проходя с горящей лучиной мимо этой иконы, Нил услышал голос: «На будущее время не приближайся сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа».

Монах перепугался, но потом, успокоившись, рассудил, что это кто-то решил подшутить над ним, продолжал также ходить с огнем мимо иконы. Скоро опять все повторилось, и голос невидимого собеседника сказал: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?» После этого у Нила пропало зрение.

Инок сразу с покаянием упал на землю и всю ночь провел в молитвах Божией Матери. Утром все монахи узнали об этом событии и с благоговением припали к чудотворному образу. Возле иконы зажгли лампадку, следили за тем, чтобы она не гасла, да еще новый трапезарь ежедневно совершал каждение перед образом.

А слепой Нил не отходил от иконы, и все время молился Святой Деве о прозрении. Богородица услышала его просьбы и он, вскоре услышал голос: «Нил! Услышана твоя молитва, ты прощен, и зрение снова дается очам твоим. Когда получишь ты эту милость от Меня, возвести братии, что Я — их покров, промышление и защита их обители, посвященной Архангелам. Пусть они и все православные христиане обращаются ко Мне в нуждах, и Я не оставлю никого: всем с благоговением ко Мне прибегающим буду предстательницей, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим, ради ходатайства пред Ним, так что с этой поры будет именоваться Моя икона Скоропослушницею, потому что скорую всем притекающим к ней буду являть милость и исполнение прошений».

Эта история быстро разошлась по афонским монастырям и к чудотворной иконе потекли паломники из других монастырей. Монахи приходили, чтобы прославить Богородицу за то, что она защищает Святой Афон и показывает это своими чудесами (икос 5). Место, вокруг новой знаменитости, облагородили, закрыли проход из трапезной, а с правой стороны построили храм в честь иконы Скоропослушницы (кондак 5). Также установили специальное постоянное чествование иконы. Возле нее стал неотлучно находиться иеромонах, который следил за лампадой, а по утрам и вечерам совершал молебные пения.

Пресвятая Богородица многим помогла через эту икону: слепые прозревали, немощные исцелялись. Были замечены случаи, когда людей избавлялись от падучей и даже бесов. По молитвам этой иконе люди спасались от кораблекрушений, а также Богородица помогала вызволению из рабства или плена.

Икона в монастыре Дохиари до сегодняшнего дня в каждый вторник и четверг все монахи, после вечернего богослужения, исполняют канон Божией Матери перед Ее чудотворной иконой.

Точной даты, когда произошло это чудо с монахом Нилом, не знает уже никто. поэтому праздник в честь иконы «Скоропослушница» установлен 9/22 ноября. На следующий день после престольного праздника монастыря Дохиар — силам бесплотным и Архистратигу Божию Михаилу.

До сих пор Пресвятая Матерь Божия исполняет Свое обещание — через Свой образ Скоропослушницы помогает и утешает всех, кто молится Ей и Господу Богу.

Митрополит Пантелеимон: Веру важно сочетать с трудом молитвы

18 ноября, по окончании Литургии в Свято-Троицком храме поселка Емельяново, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:

— Братья и сестры!

В сегодняшнем отрывке из Евангелия мы читали об одном из чудес, сотворенном Господом нашим Иисусом Христом. Он пришел в город Капернаум, где Его ожидали толпы народа, и в числе прочих — человек по имени Иаир, бывший начальником синагоги. Его единственная дочь была тяжело больна и умирала. Иаир не верил в чудеса, творимые Иисусом, но так как надежды у него не оставалось, он понадеялся, что Господь исцелит его дочь. И хотя Иаир не имел веры, Иисус все же пошел в его дом, чтобы возложить руки на умирающую. Жители города пошли за Ним, чтобы воочию увидеть это чудо.

И вот, в толпе, следующей за Иисусом, одна женщина, страдавшая кровотечением много лет и уже потерявшая надежду когда-либо вылечиться, подошла к Господу и незаметно прикоснулась к Его одежде. Она горячо веровала в Иисуса, потому и решилась на такой шаг. И едва прикоснувшись к одеждам Господа, она немедленно исцелилась.

Иисус, почувствовав, как вышла из Него сила, спросил у окружающих: «Кто прикоснулся к Моей одежде?» (Мк. 5:30). Конечно, Он знал, кто прикоснулся, и спросил это только для того, чтобы показать всем веру этой женщины и чудо, совершившееся благодаря этой вере. И женщина призналась. По обычаям евреев, она совершила преступление, поэтому  со страхом ожидала она осуждения за свой поступок. Но Господь сказал: «Дерзай, дочь! Вера твоя спасла тебя; иди с миром!» (Мк. 5:34)

Эти слова — «вера твоя спасла тебя» — побуждают и нас всех искать спасения ото всех человеческих бед у Бога, искренне искать веру в своем сердце (а каждое сердце человеческое изранено грехами и кровоточит).

Когда же Иисус пришел в дом Иаира, им сказали, что дочь его уже умерла. Но Господь сказал безутешному отцу: «Не бойся, только веруй, и спасена будет!» (Мк. 5:36), повелел всем выйти вон, оставив лишь трех Своих Апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — и родителей умершей. Взяв девицу за руку, Господь говорит ей: «Девица, тебе говорю, встань!» (Мк. 5:41), мгновенно воскресив ее. При этом она стразу встала и пошла. А Господь повелел дать воскрешенной тут же поесть, чтобы убедить родителей, что перед ними их настоящая дочь, а не призрак умершей.

Евангелист Марк сочетал два великих деяния Господа, каждодневно совершающихся и мало кем замечаемых. Но для верующих, как в первом, так и во втором случае, важно веру использовать с трудом молитвы: тогда душа наша защищена будет от всякого зла.

Под воскрешением, возвращением к жизни скрывается глубокое духовное откровение для верующих. Мы не найдем в других религиях таких чудес, потому что вера есть у каждого человека, а чистая вера только у Иисуса Христа и только от Него. Она доступна всем людям, но христианам она дана вместе с жизнью, и особенно православным. Все христиане имеют право на спасение, но православные за верность Господу, Церкви получают в награду терпение, а с терпением — радость ощущения, а иногда и чувство реального присутствия рядом стоящего Господа Иисуса Христа, Который не оставляет наши слезы, озлобление, наших детей, усопших, весь мир человеческий.

Этому мы учимся в храме в совместной молитве, и это нам открывает Господь в таком семейном кругу верующих людей в местах молитвы.

И пусть никто не говорит, когда бывают сложности в бизнесе и семейных делах: «Бог меня оставил». Не оставил! Пример тому — случай с кровоточивой женщиной. Мы так же должны смело идти, с открытыми глазами и серьезным намерением получить от Бога помощь, исцеление, врачевание, участие в нашей жизни. Тогда радость благодарности будет сама исходить из наших сердец ко Господу, к миру святых Божиих, которые шли тем же путем, что и мы с вами.

Аминь.

Владыка Пантелеимон совершил Литургию в Свято-Троицком храме поселка Емельяново

18 ноября, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Тихона (Белавина), патриарха Московского и всея Руси, Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в Свято-Троицком храме поселка Емельяново.

Его Высокопреосвященству сослужили: исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель Иоанно-Предтеченского храма города Красноярска протоиерей Николай Ши-кэ-мин; древлехранитель Красноярской епархии, настоятель Свято-Троицкого храма поселка Емельяново и Параскевиевского храма деревни Барабаново иерей Алексий Язев; настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; штатные священнослужители красноярского Покровского кафедрального собора и емельяновского  Свято-Троицкого храма.

За Литургией пел малый состав детско-юношеского духовного хора «София».

После Литургии Владыка Пантелеимон совершил литию о всех трагически погибших в результате автомобильных катастроф и обратился к верующим со словом проповеди.

Руководитель пресс-службы Красноярской епархии был избран председателем совета руководителей епархиальных отделов

Собрание руководителей отделов Красноярской епархии состоялось 16 ноября в Архиерейском доме города Красноярска.

Встречу провел заведующий Епархиальной канцелярией, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель красноярского Иоанно-Предтеченского храма протоиерей Николай Ши-кэ-мин.

Участие в обсуждениях приняли руководители епархиальных отделов, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии, член Общественной палаты Красноярского края Андрей Бардаков и руководитель епархиальной пресс-службы и службы протокола Андрей Скворцов.

По результатам открытого голосования Андрей Скворцов был избран председателем совета руководителей епархиальных отделов Красноярской епархии.

Собравшиеся также обсудили планы мероприятий епархиальных отделов, их взаимодействие между собой и ряд других актуальных вопросов.

22 ноября, 9.00. Литургия архиерейским чином в первоманском храме иконы Божией Матери «Скоропослушница»

22 ноября, в седмицу 26-ю по Пятидесятнице, день памяти преподобной Матроны Константинопольской, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавит Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» поселка Первоманск.

Начало в 9.00.

21 ноября, 9.00. Литургия престольного праздника в железногорском Михаило-Архангельском соборе

21 ноября, в седмицу 26-ю по Пятидесятнице, день собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавит Литургию престольного праздника в Михаило-Архангельском соборе города Железногорска (ул. 60 лет ВЛКСМ, 31).

Начало в 9.00.

В храме Трех Святителей учат понимать Библию

Евангельский кружок проводят в рамках просветительской деятельности прихода храма во имя Трех Святителей города Красноярска.

Как сообщает сайт Трехсвятительского храма, 15 ноября вместе со штатным священником храма иереем Феодором Косолаповым участники кружка разбирали 9 главу Евангелия от Матфея с 1 по 8 стих. Кроме того, отец Феодор прочел лекцию «Святые отцы о человеке, как образе и подобии Божием».

Напоминаем, что евангельский кружок собирается по четвергам в 19.00 в здании при храме Трех Святителей (ул. Свердловская, 30а). К участию приглашаются все желающие.