Последние публикации

17 ноября, 9.00. Паломническая поездка по храмам Красноярского окружного благочиния

Помолиться в старинных храмах сёл Сухобузимское и Шила красноярцев приглашает Паломнический центр при Иоанно-Предтеченском храме краевой столицы.

Участники поездки побывают в двух старинных храмах: готовящемся к реставрации сухобузимском Свято-Троицком и возрожденном Покровском в селе Шила (Сухобузимский район). Паломникам также расскажут о других примечательных церквях, стоящих в близлежащих от Красноярска поселениях, таких как Свято-Троицкая в селе Частоостровское и Параскеевская в деревне Барабаново.

Отправление от красноярского Архиерейского дома (ул. Горького, 27) в 9.00. За подробной информацией обращаться по телефону: +7 (904) 892-55-33, — сообщает пресс-центр Иоанно-Предтеченского прихода.

Митрополит Волоколамский Иларион: Проект «автокефалии» на Украине превратился в шоу для поддержания внимания избирателей

10 ноября 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир», в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Несколько дней назад стало известно о том, что отныне Греция не будет выплачивать зарплату священникам. Именно государственный бюджет был источником дохода священнослужителей. С чем это связано?

Митрополит Иларион: У этого решения очень долгая предыстория. В свое время Элладская Православная Церковь была лишена недвижимости и земель, которые экспроприировались в пользу государства, но в обмен на это государство обязалось выплачивать зарплату клирикам. В Греции до последнего времени все священнослужители имели статус муниципальных сотрудников, которые получали зарплату от государства.

Сейчас достигнуто соглашение между Элладской Церковью и греческим правительством. На эту тему совместно выступили глава Элладской Церкви Архиепископ Иероним и премьер-министр Греции Алексис Ципрас. Отныне у священников не будет статуса муниципальных служащих и они не будут получать зарплату от государства напрямую. Однако государство будет перечислять Афинской Архиепископии определенную сумму, из которой та сама станет выплачивать содержание священникам. Государство не устраняется от этой темы, но выплаты будут осуществляться не напрямую государством, а Архиепископией.

При этом должен отметить, что курс греческого правительства на дальнейшую интеграцию в Евросоюз предполагает и следование тем антиклерикальным и антицерковным нормам, которые в нем сегодня существуют. На фоне этих норм поддержка Церкви государством в Греции уже давно воспринимается как нонсенс. Поэтому греческое правительство, в основном сегодня безбожное, возглавляемое премьером, который не скрывает своих атеистических убеждений, и приняло такое решение.

Е. Грачева: Какова первая реакция, есть ли она? Были ли готовы к этому решению священники Греции?

Митрополит Иларион: Элладская Церковь, конечно, понимает, что происходит, и архиепископ неоднократно делал заявления, и звучали голоса в Элладской Церкви о том, что отделение Церкви от государства — назревшая необходимость. Не думаю, что Элладская Церковь будет как-либо протестовать или устраивать какие-то гражданские протесты.

Е. Грачева: 3 ноября президент Украины Петр Порошенко и Вселенский Патриарх Варфоломей в Стамбуле подписали «историческое» соглашение («историческим» его назвал сам Порошенко) о сотрудничестве и взаимодействии между Украиной и Константинопольским Патриархатом.

Патриарх Варфоломей заявил: «Я уверен, что решение об автокефалии приведет к единству, объединению всех православных на Украине». Что дает ему повод и основание так думать, что это решение приведет именно к единству?

Митрополит Иларион: Мы уже говорили в нашей передаче, что для президента Украины Порошенко тема «автокефалии Украинской Церкви» — это спасительная соломинка, за которую он пытается держаться, чтобы остаться у власти на второй срок. На фоне отсутствия успехов как по политической, так и по экономической линии, на фоне глубокого экономического кризиса, в котором не без вины этого президента находится в настоящее время Украина, ему нужны какие-то громкие успехи, чтобы хоть немного поднять свой рейтинг, который сейчас очень низок. Поэтому так называемое дарование автокефалии Украинской Церкви превратилось уже в многомесячное шоу, необходимое для того, чтобы поддерживать внимание избирателей.

Очередной шаг на пути к предоставлению автокефалии — это соглашение между Патриархом Варфоломеем и президентом Порошенко, которое носит рамочный характер. В документе речь идет о сотрудничестве украинского государства и Константинопольского Патриархата в деле создания Украинской автокефальной церкви. Там закрепляются определенные привилегии Константинопольского Патриархата, а именно то, что в Киеве у него будет ставропигия, которая станет осуществлять своего рода контрольные и координирующие функции по отношению к создаваемой автокефальной церкви.

Все это направлено на то, чтобы такая церковь была создана. Сейчас уже есть сведения о том, что 21 или 22 ноября состоится так называемый объединительный или учредительный собор, в котором должны будут принять участие все раскольнические лжеепископы. Они изберут главу создаваемой под эгидой Константинополя «автокефальной церкви». Это не будет Филарет Денисенко, потому что он слишком одиозная личность. И этой новосозданной структуре Константинопольский Патриарх вручит «томос» об автокефалии.

Филарет Денисенко, со своей стороны, отчаянно пытается сохранить свои полученные незаконным путем привилегии. В частности, он хочет иметь титул «почетного патриарха Киевского и всея Руси-Украины», а также возглавлять синод этой «церкви» при том, что управлять ею будет другой человек. Не знаю, насколько это все осуществимо, но во всей истории с дарованием так называемой автокефалии очень много эквилибристики. Украинским раскольникам необходимо, с одной стороны, вписаться в семью Православных Церквей, а с другой стороны — сохранить лицо.

Е. Грачева: То есть выходит, что Петр Порошенко неплохо использовал в политических играх Филарета Денисенко? А насколько был вообще готов Филарет Денисенко к тому, что его оставят за бортом во всей этой истории?

Митрополит Иларион: Думаю, он не был к этому готов. Но у Порошенко — свои цели. Филарету Денисенко скоро исполнится 90 лет, и я думаю, что им просто решили пожертвовать, прежде всего, для достижения заветной цели — украинской автокефалии ради повышения рейтинга президента Порошенко.

Е. Грачева: 6 ноября 1943 года Киев был освобожден от нацистов. Петр Порошенко в этом году (так же, как и мэр Кличко) не принял участия в памятных акциях. Насколько опасно для современной украинской власти забывать такие уроки истории? К чему это может привести?

Митрополит Иларион: В современном цивилизованном мире существует определенный консенсус вокруг оценки фашистского режима. И в Западной Европе, например, немыслимо какое-либо оправдание действий фашистов или умаление значения подвига тех, кто воевал против фашизма. До сих пор в таких государствах, как Великобритания, Франция, Соединенные Штаты Америки, чтут даты, связанные с участием этих стран в борьбе с германским фашизмом.

То, что мы сейчас наблюдаем на Украине, конечно, очень далеко от того, что происходит в Западной Европе, хотя Украина и пытается прильнуть к Евросоюзу. В украинском политическом истеблишменте нацистские идеи получают все большую популярность, а, соответственно, и победа над нацизмом уже не воспринимается как победа. То есть история переворачивается с ног на голову. А на фоне антироссийской пропаганды, которая сегодня ведется на Украине, годовщины и памятные даты, связанные с победами над нацизмом, в стране просто замалчиваются.

Е. Грачева: Архиепископ Тельмисский Иов заявил, что «отмена» передачи Киевской митрополии Московскому Патриархату фактически означает, что в настоящее время на Украине уже не существует Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Что это значит на практике? Это, конечно, был ожидаемо, но к чему это приведет?

Митрополит Иларион: В последние годы Константинопольским Патриархатом озвучивалась совершенно фантастическая теория, согласно которой там, где с его точки зрения существует юрисдикция Константинопольского Патриархата, под нее как бы автоматически подпадают все епископы, даже если они этого не признают или не сознают.

Около двенадцати лет назад в Великобритании епископ Московского Патриархата Василий (Осборн) испытывал трудности в окормлении своей паствы. И он решил найти прибежище в Константинопольском Патриархате. Существует практика, согласно которой если епископ или клирик переходит из одной Церкви в другую, он должен получить от своей Церкви отпускную грамоту, на основании которой и принимается в другую Церковь. В том случае никакой отпускной грамоты не было — Константинополь просто его принял. Нам было сказано, что поскольку вся диаспора, включая Великобританию, Францию, Германию, Америку, Австралию, Южную Америку, с точки зрения Константинопольского Патриархата, является его владениями, то любой находящийся на этой территории епископ, даже если это иерарх, например, Русской или Сербской Церкви, на самом деле является епископом Константинопольской Церкви, только он это не сознает.

Сегодня Константинополь провозгласил, что Украина является его канонической территорией и всегда была таковой, хотя 300 с лишним лет они об этом не вспоминали. А значит, с их точки зрения, Московского Патриархата на Украине не существует, а существуют только епископы Константинопольской Церкви, которые либо это сознают, либо нет.

Есть такая пословица: если Бог хочет наказать кого-то, то отнимает у него разум. Те иерархи Константинопольского Патриархата, которые озвучивают подобные идеи, чтобы оправдать свои беззаконные раскольнические действия, мне кажется, вполне попадают под эту пословицу.

Е. Грачева: Московский Патриархат после разрыва отношений с Константинополем заявил о том, что намерен обеспечить пастырской заботой соотечественников на территории Турции, которая является канонической территорией Константинополя. Что это означает на деле?

Митрополит Иларион: После того как произошел разрыв между Москвой и Константинополем (а это, как мы всегда подчеркиваем, был вынужденный шаг, на который нас вынудили раскольнические действия Константинополя), к нам стали поступать многочисленные письма от русских людей, проживающих в Турции. В Турции у Константинопольского Патриархата, по самым оптимистичным оценкам, насчитывается около двух тысяч верующих, тогда как русскоязычных людей сейчас в этой стране десятки тысяч. Это и русские, которые туда перебрались на постоянное место жительства, и те, кто приезжает туда отдыхать, это наши русские женщины, вышедшие замуж за граждан Турции. В таких городах, как Стамбул, Анталия, Алания, Анкара, сейчас проживает большое число русских, и они нас спрашивают: в какие храмы нам ходить? Сейчас им ходить некуда, потому что в Турции имеются только храмы Константинопольского Патриархата.

Конечно, Русской Православной Церкви придется заняться пастырским окормлением наших верующих в Турции. Раньше мы им говорили: ходите в храмы Константинопольской Церкви. Мы пытались наладить вместе с Константинопольским Патриархатом пастырское окормление русскоязычных верующих. От нас поступали предложения: давайте будем присылать священников из Русской Церкви, которые, поступив в вашу юрисдикцию, станут помогать вам окормлять наших верующих. Но Константинополь всегда от этого отказывался. Сейчас, в ситуации разрыва, у нас не будет иного выхода, кроме как направлять священников Русской Православной Церкви для пастырского окормления наших верующих. И это будет продолжаться до тех пор, пока Константинопольский Патриарх будет находиться в расколе.

Е. Грачева: Что это означает? То есть, очевидно, что речь идет именно о Таинствах — исповеди, причастии. На территории каких храмов будут совершать Таинства священники, которых направит Московский Патриархат?

Митрополит Иларион: В каждом конкретном случае это будет решаться по-разному, так же, как это происходит в Западной Европе и в других странах. Просто если раньше мы говорили, что Русская Православная Церковь не посылает туда своих священников, потому что это территория Константинопольского Патриархата, то сейчас мы этого сказать не можем, поскольку Константинопольский Патриарх находится в расколе.

Е. Грачева: Приход православного храма Рождества Христова и Николая Чудотворца во Флоренции заявил о своем переходе из юрисдикции Константинопольского Патриархата в Русскую Зарубежную Церковь (РПЦЗ). Кто еще перешел из юрисдикции Константинополя?

Митрополит Иларион: Думаю, это начало тех потерь, которые будет нести Константинополь в связи с тем, что он встал на путь раскола. И, конечно, очень многие священники и миряне, а также целые приходские общины в разных странах мира сейчас озабочены ситуацией, сложившейся из-за грубейшего нарушения Константинополем церковных канонов. Есть священник в Америке, который служил, если не ошибаюсь, 30 лет в юрисдикции Константинополя, а когда произошел этот разрыв, сказал, что не может больше продолжать там служить, и обратился к нам. Я думаю, что таких случаев будет немало.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Уже год меня не покидает ощущение богооставлености. Что мне делать? Христос говорил: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7). Почему я не получаю ответа на свою молитву?

Митрополит Иларион: Молитва — это всегда совместное творчество Бога и человека. Это диалог. Случается, что иногда мы вступаем в диалог с каким-либо человеком, но разговор не клеится. Причины здесь могут быть самые разные. Но когда мы ведем диалог с Богом, то причина не в Боге, а всегда в нас. Мы можем не чувствовать присутствие Божие или не слышать Его ответ на наши молитвы, если, например, мы не каемся в наших грехах или не совершаем добрые дела. Зачастую человек настроен эгоистически и не замечает людей, которые нуждаются в его помощи: он не помогает им, но при этом молится. И ему кажется, что Бог не слышит его молитвы. Но Бог слышит его молитвы, просто Он хочет, чтобы человек обратил внимание на свое сердце. Чтобы он обратил внимание на окружающих людей и научился исполнять заповедь Божию о любви к ближнему.

Очень часто Господь откликается на наши молитвы. И ответ Бога на нашу молитву мы чувствуем после того, как совершим доброе дело или даже во время того, как делаем добро. То есть опыт молитвы и опыт присутствия Бога в жизни человека всегда взаимосвязан с тем, как человек относится к своим ближним.

Один духовный писатель сказал, что Бог всегда рядом с нами, но мы бываем далеки от Бога. Бог всегда внутри нас, но мы бываем вне Бога. Бог всегда слышит нас, но мы не всегда оказываемся способными услышать Его ответ. Если мы молимся, но нам кажется, что мы не получаем ответа, надо запастись терпением и молиться, потому что рано или поздно ответ обязательно придет. И если мы не чувствуем Бога в своей жизни, нужно, опять же, терпеливо нести свой крест и исполнять божественные заповеди, и рано или поздно мы почувствуем Его присутствие в нашей жизни.

Сосновоборские учителя узнали о традиционных русских праздниках в воспитательной работе

12 ноября обучающий семинар «Развитие национальных православных традиций в образовании и культуре» для сотрудников школ и учреждений культуры прошел в основной общеобразовательной школе № 3 города Сосновоборска.

Ведущим семинара стал директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии Андрей Барадков.

Семинар был посвящен методике воспитательной работы в учебной и внеучебной деятельности в духе русской культуре и ее православной традиции, а также существующим возможностям и способам взаимодействия в этой работе с организациями и представителями Русской Православной Церкви. Отдельной темой стал вопрос проведения в школах и культурных учреждениях традиционных народных праздников и часто допускаемых при этом ошибок.

Слушатели семинара с интересом отнеслись к представленным материалам, задавали уточняющие вопросы во время и в завершении семинара.

— В современных условиях воспитание становится важнейшим элементом образования, и только совместными усилиями всех общественных сил, — и, в первую очередь, школ, — мы сможем избежать кризиса идентичности в будущем поколении граждан России. При нынешних темпах глобализации и взаимопроникновения культур сохранение в молодежи представления о своей традиционной культуре, любви к ней, любви к своей Родине, — первостепенная задача и для Церкви, и для системы образования, — отметил в завершении семинара директор Архиерейского образовательного центра, поблагодарив слушателей за проявленный интерес и участие.

Напомним, что семинары «Развитие национальных православных традиций в образовании и культуре» проходят в рамках одноименного проекта, осуществляемого при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива».

В Емельяновском районе поклонным крестом отметили место утраченного погоста

Главный христианский символ установили близ здания бывшего Петропавловского храма в селе Гляден — там, где некогда располагалось сельское кладбище.

Чин освящения креста совершил штатный священник красноярского Воскресенского храма иерей Феодор Кононов.

Как сообщил епархиальной пресс-службе древлехранитель Красноярской епархии, настоятель Свято-Троицкого храма села Емельяново и церкви Параскевы Пятницы деревни Барабаново, Петропавловский храм в Глядене действовал вплоть до конца 1930-х годов и стал одним из последних во всем Красноярском крае, закрытым в эпоху богоборчества. Затем церковь изъяли у верующих, переоборудовав в сельский клуб, а стоявший рядом погост пришел в запустение и был утрачен.

Поклонный крест стал знаком памяти всем, кто нашел последний покой на старом гляденском кладбище, — пояснил священник, добавив, что его мастера изготовили по образцу крестов монашеских обителей Соловецких островов.

25 ноября, 11.00. Кинозал «Русских вечеров в Архиерейском доме» памяти сибирских святых и подвижников Церкви

По благословению Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона, 25 ноября в конференц-зале Архиерейского дома города Красноярска (ул. Горького, 27) состоится новый кинопоказ из цикла «Русские вечера в Архиерейском доме». На этот раз зрителей приглашают на три кинопремьеры.

Первой будет представлена документальная дилогия «Сибирская лавра», посвященная красноярскому Успенскому мужскому монастырю. Из первой ее части «Страницы истории» зрители узнают о прошлом святого места, вторая же часть «Обретение обители» расскажет о возрождении и становлении монастыря на рубеже ХХ и ХХI веков. Начало в 11.00.

— В 2016 году красноярцам уже представляли одноименный фильм. Но это было, скорее, введение в историю Успенского монастыря, предвосхищавшее более обстоятельный разговор о прошлом, нынешнем и будущем этого знакового для Красноярска места.

Готовя эту дилогию, мы с режиссером Андреем Андрюшкиным также стремились показать, что возродившийся монастырь стал не только местом молитвы. По мудрости Губернатора края Александра Усса и Митрополита Красноярского и Ачинского  Пантелеимона он обрел потенциал одного из очагов подлинной культуры в масштабе всего региона, — рассказал автор киноленты, руководитель Епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный хранитель музейно-просветительского центра духовной культуры «Касьяновский дом» Геннадий Малашин.

Встречу из цикла «Русских вечеров в Архиерейском доме» продолжит презентация четырех киноновелл («Белая церковь», «Есаул», «Отец» и «Золото Колчака») из цикла «Сибирский крест». Новеллы повествуют об исследовательской экспедиции сотрудников «Касьяновского дома» в западные районы Красноярского края, состоявшейся этим летом. Главной целью поездки при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива» стал сбор сведений о неканонизированных подвижниках веры, живших в годину богоборчества в тогдашнем Ачинском уезде Енисейской губернии. Начало в 11.45.

Завершит кинопоказ фильм «По следам проекта „Русский салон эпохи Романовых“». Лента раскроет секреты создания одноименного вечера-концерта, ставшего в мае уходящего года частью III Международного гуманитарно-просветительского форума «Славянская душа». Тогда музыкально-театрализованное представление собрало аншлаг в Красноярском краевом государственном Театре оперы и балета имени Д.А. Хворостовского, встретив единодушно восторженные отзывы публики. Начало в 12.30.

— Любой успешный концерт, любая удавшаяся постановка получают право на жизнь и за пределами отведенных им полутора или, скажем, двух часов. Этот небольшой фильм станет, в своем роде, приглашением наших зрителей за кулисы театра, расскажет о том, как мы работали над «Русским салоном эпохи Романовых». Тем более в 2018 году, году 150-летия со дня рождения государя-страстотерпца Николая II и 100-летия трагической кончины Царской семьи, о последних Романовых говорить важно и необходимо, — пояснил в интервью корреспонденту сайта kerpc.ru Геннадий Малашин.

Частью кинопоказа станет живое общение аудитории с создателями представленных кинолент. Во встрече примут участие представители епархиального духовенства и красноярские деятели культуры.

Для гостей Архиерейского дома будут подготовлены чаепитие и памятные подарки.

Вход свободный. За дополнительной информацией обращаться по телефонам: (+7 391) 227-46-15 и (+7 391) 211-82-69.

Организаторы кинопоказа: музейно-просветительский центр духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» и культурный центр «Красноярское Воскресение» при поддержке Красноярской митрополии, Управления общественных связей Губернатора региона, краевого Дома дружбы народов и красноярского регионального общественного фонда попечения о духовно-нравственном возрождении Сибири «Ладанка».

Обращение Архиерейского Совета Красноярской митрополии к Предстоятелю Русской Церкви

Глава Красноярской митрополии Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон, Управляющий Канской епархией Епископ Канский и Богучанский Филарет, Управляющий Енисейской епархией Епископ Енисейский и Лесосибирский Никанор и Управляющий Норильской епархией Епископ Норильский и Туруханский Агафангел обратились ко Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с заявлением насчет неканоничных действий Константинопольского Патриархата на Украине.

— Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый Отец!

Горечью в сердцах архиереев, священнослужителей и паствы Красноярской земли отозвались решения Константинопольской Церкви о начале процедуры учреждения автокефальной Церкви в Украине. Исповедуя в Символе Веры Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, мы не можем равнодушно отнестись к разделению, которое происходит ныне в Православном мире по вине Константинопольского Патриархата. То, что совершается ныне в братской Украине, мы воспринимаем как диверсию, направленную на уничтожение истинного канонического Православия, Богом данного для всеобщего спасения.

К сожалению, Константинополь не извлек уроков из многовековой истории христианской Церкви и вновь привносит соблазн в среду православных верующих всего мира. Безграмотно оперируя историческими фактами в угоду сиюминутной политической ситуации, иерархи Константинопольской Церкви выступили против межправославного единства. Вторгшись на каноническую территорию значимой в мировом Православии Русской Церкви, Вселенский Патриархат напрямую способствует разжиганию межнациональной розни на Украинской земле.

Мы, епархиальные архиереи Красноярской митрополии, воздавая благодарение Всемогущему Богу, выражаем сыновнюю признательность Вашему Святейшеству и богомудрым архипастырям – членам Священного Синода Русской Православной Церкви, за мудрость и духовное благоразумие в принятии единственно правильного на сегодняшний день исторического и судьбоносного для мирового Православия решения о прекращении евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом.

Будем продолжать возносить свои молитвы об укреплении духовных и телесных сил Вашего Святейшества, Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, архиереев, духовенства, мирян и всех верных чад Украинской Православной Церкви.

С сыновней любовью и почтением к Вам:

Глава Красноярской митрополии, митрополит Красноярский и Ачинский ПАНТЕЛЕИМОН;

Управляющий Канской епархией Русской Православной Церкви епископ Канский и Богучанский ФИЛАРЕТ;

Управляющий Енисейской епархией Русской Православной Церкви епископ Енисейский и Лесосибирский НИКАНОР;

Управляющий Норильской епархией Русской Православной Церкви епископ Норильский и Туруханский АГАФАНГЕЛ

Тринадцать детей стали победителями конкурса «Красота Божьего мира» от Красноярской епархии

В Красноярской епархии подведены итоги I тура Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».

Члены жюри отобрали тринадцать лучших работ детей из разных городов и районов Красноярского края для участия в заключительном этапе конкурса, который будет проходить в Москве с 15 ноября по 15 декабря. Публикуем ниже список победителей:

— «Осенняя пора, очей очарованье», Матвей Барсуков (8 лет), Детская школа искусств г. Шарыпово;

— «Букет осени», Диана Сергеева (7 лет), Детская школа искусств г. Шарыпово;

— «Сюжет из Библии», Евангелина Барсукова (15 лет), Детская школа искусств г. Шарыпово;

— «Реставрация часовни», Виктор Кабачков (16 лет), Детская школа искусств г. Шарыпово;

— «Прогулка», Ксения Лобачева (7 лет), Центр творчества и развития «Планета талантов» г. Ачинска;

— «Ангел-хранитель», Елизавета Немачанинова (9 лет), воскресная школа при Спасском соборе г. Минусинска;

— «Родина моя родная», Анна Юдина (10 лет), Краевой центр психолого-медико-социального обслуживания г. Красноярска;

— «Вечерняя пасека», Екатерина Корзун (14 лет), Детская школа искусств № 6 г. Красноярска;

— «Серая шейка», Влада Аксенова (6 лет), Детская школа искусств № 6 г. Красноярска;

— «По дороге в храм», Мария Нестерова (9 лет), православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского г. Красноярска;

— «Святое Таинство», Екатерина Дик (9 лет), воскресная школа при Иосифовском храме г. Красноярска;

— «У стен древнего монастыря», Ксения Грищук (10 лет), Детская школа искусств № 6 г. Красноярска.

— «Осенняя радость», Валентина Ронжина (14 лет), средняя общеобразовательная школа с. Знаменка Минусинского района

Добавим, что содействие в организации епархиального этапа конкурса оказала Красноярская региональная общественная организация духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка».

Митрополит Пантелеимон: Врач — профессия богоугодная

О вечной жизни, милостыне и настоящей любви, суррогатном материнстве и эвтаназии спрашивали Главу Красноярской митрополии медики красноярской межрайонной клинической больницы № 20 имени И.С. Берзона. Встреча продлилась около двух часов, на ней затрагивали самые разные темы.

— Я много работаю, выбрал профессию по душе, но чувствую, что сил нет, наступает выгорание. Как справиться?

— К сожалению, выгорание — очень распространенное негативное явление. Некоторое время назад, будучи на встрече с докторами другой больницы, я получил подобный вопрос от одного молодого хирурга. Он тоже много трудится, успешен, любит свою профессию, это человек с философскими наклонностями. Его очень удручает непослушание пациентов, невыполнение ими простых требований, нарушение норм и правил.

Такое бывает и у молодых пастырей, которые устают исповедовать людей, не прилагающих особых сил для борьбы с грехами. Работать с душой человека, с пороком, расслабляющим тело и душу, сложно. Но если не работать — невозможно победить грех. Так и в области медицины. Выгорание зачастую наступает от неправильного использования своей души, своего времени. Я не стал много советовать этому умному хирургу. Напомнил лишь о милосердии — оно первично, о прощении и о том, что не все зависит от его личных профессиональных усилий. А также о том, что есть сила Божия, которая помогает в его благородной профессии.

— Что плохого в операциях по смене пола? Ведь человек, меняющий пол, никому не вредит.

— Церковный взгляд на это явление однозначен. Церковь не может запретить делать такие операции, это было бы насилием. Но открыто заявить о неприятии подобных явлений с точки зрения Православия мы обязаны. Подобный путь — это путь греха, беснование. И врачи, делающие такие операции, совершают духовное преступление. Так как тут, как минимум, нарушается первая заповедь, данная Адаму и Еве Господом: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт. 9:1). Жизнь не должна прерываться на Земле, и медицина должна помогать эту жизнь сохранять. В данном случае происходит обратное.

— Владыко, как Вы считаете, допустимо ли прерывание беременности, если выясняется, что вынашивание рискованно для здоровья и жизни?

— Решение должна принять семья, ожидающая ребенка, опираясь на консилиум врачей. У меня в практике был случай, когда верующая благополучно выносила и родила близнецов, хотя доктора запрещали ей рожать. Во время беременности она пришла ко мне, как к епископу, просить благословения отдать всё на волю и милость Божию. Я ее тогда благословил, при этом просил хорошо подумать, принять взвешенное решение. Но это милость Божия.

Существуют и мракобесы в рясах, которые говорят: умри, но не делай аборт, даже если есть серьезные медицинские показания. Но нельзя отнимать у врача право спасать мать.

К великому нашему огорчению, основная масса абортов совершается сегодня отнюдь не по медицинским показаниям, а в силу ложных представлений о нищете, свободе, карьере. Это громадная беда всего нашего народа, сложная проблема. Как говорится, топором не разрубишь и словом не рассудишь. В Средней Азии люди живут очень скромно, но рожают много детей, а у нас средняя полоса — Кострома, Тула, Орел — пустые, малонаселенные. И Сибирь не так уж умножается.

Человеческий фактор есть везде: есть мракобесы и в рясах,и в белых халатах

Проблему нельзя решить одним мановением руки. Нам надо так воспитывать молодое поколение, чтобы из сознания россиян искоренить порочную практику абортов. Если бы в каждой нашей семье рождалось по 5-6 детей, страна бы хорошо жила. Хлебушка в России хватит, чтобы всех вырастить.

— Как вы относитесь к процедуре ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), к которой часто прибегают бездетные пары?

— Я считаю, что людей, прибегающих к этой процедуре с глубоким желанием, нужно благословлять. Пусть хотя бы такой метод поможет обрести чадородие. Хотя [к нему] много вопросов в духовном плане, но это рождение жизни. А жизнь — это благо. Есть мнение, что детей, родившихся в результате ЭКО, нельзя крестить. Я с этим не согласен, и мне доводилось совершать Таинство Крещения подобных ребятишек. А вот суррогатное материнство мы не поддерживаем. Это не что иное, как продажа плода, и это греховно.

— Как Вы считаете, нужно ли вводить смертную казнь для педофилов?

— Я склонен считать, что педофилия — это психическая болезнь. Беда от таких личностей большая, случается много трагедий. Но я против смертной казни, она не избавит общество от педофилов. Для людей с подобными отклонениями, со склонностью к жестокости, совершивших преступление, предусмотрено заключение в тюрьме или в психиатрической лечебнице.

— Сегодня в некоторых странах практикуют эвтаназию. Если человек сильно мучается, почему нельзя прекратить муки и уйти по своей воле?

— Ни в коей мере не берусь осуждать таких страдающих людей. У меня был один друг, отец Владимир, который 20 лет провел в ссылках, не раз обмораживал ноги. Уже в старости, в 93 года, вследствие этих обморожений у него началась гангрена. Ему отняли обе ноги, он испытывал страшнейшие боли. Доктора говорили: от таких мук люди теряют рассудок. А отец Владимир терпел. К нему приходили друзья и читали Псалтирь, это немного облегчало тяжелое состояние. Восемь долгих месяцев длились его муки, прежде чем Творец забрал его к Себе.

Мы не можем противопоставлять свою волю воле Божией. Если уйти из жизни самому, не пережив спасительного страдания, уйдешь не от мук, а в муки, во тьму, в ад. Тут вопрос вечной жизни. Боль надо постараться пережить и победить, ради этой вечной жизни.

Путь спасения женщины не ограничивается чадородием или монашеством

— Как жить духовной жизнью обычному человеку, не монаху, не священнику?

— Духовная жизнь и должна быть присуща всем людям, а не только священнослужителям или монашествующим. Если кратко: духовная жизнь — это определенное присутствие в вечной жизни, страх утратить эту вечную жизнь через грех. Жить духовной жизнью — значит, соотносить свою жизнь с учением Христа, постоянно себя оценивать с этой точки зрения и стремиться к вечности. Это милосердие, духовная молитва, самопознание. Если совсем упросить, жить духовной жизнью — значит, уважать всякое живое существо. И никого не предавать.

— Как сохранять любовь и понимание в семье, если в ней живет душевнобольной человек (шизофреник)? Он родной, не бросишь, но так непросто с таким человеком жить рядом. И не захочешь, а согрешишь гневом, раздражением, нетерпением…

— Нет никакого греха в том, чтобы поместить такого человека в специальное учреждение, это не будет предательством. Конечно, [надо] навещать его, контролировать, чтобы содержали хорошо. И необходимо совершать молитвы за таких родственников. Если же качества вашей души позволяют терпеть такого человека, ухаживать за ним, то это подвиг духовный. Но тут надо взвесить все риски. Ведь порой жить рядом с таким человеком — опасно для жизни. Тут может быть не только болезнь, но и одержимость темными силами.

— Попадают ли в священники случайные люди? И кто следит за тем, чтобы такое не случалось?

— Везде есть случайные люди, и священство — не исключение. Не так уж их и много, но они есть. Так как есть человеческий фактор. Следить за тем, чтобы случайные люди не попадали в священники, должен епископ, который рукополагает служителя, и старшие священники. И Христос предупреждал о волках в овечьих шкурах и наемниках. Случайные люди — как раз наемники. Но истинные пастыри уже 2000 лет служат Богу и людям, и так будет до второго пришествия Господа.

— Что происходит после физической смерти человека? Как пережить горе после потери близкого?

— Пережить горе поможет молитва о его участи в вечности. Храм поможет: туда надо идти, ставить свечи за упокой. Не нужно устраивать поклонения на кладбище, на могиле. Там уже никого нет: да, это просто место, где находится тело — бывший дом духа и души. После смерти человека наша личность, душа — идет к Творцу. И там сдает экзамен на пригодность на жизнь в вечности. Самоубийцы от этого экзамена отказываются и становятся отделенными от Бога.

— Слышала, что у православной женщины есть два пути спасения: чадородие в браке и монашество. А если в монастырь не тянет, и мужа нет, благословляет ли Церковь рождение ребенка вне брака?

— Ну, блуд-то Церковь никогда не благословляла и не благословляет. Но если уже случилось забеременеть — надо рожать, ребенка покрестить. В наше время не редки успешные женщины, которые не находят себя пару и по договоренности рождают ребенка для себя. Но мне таких детей жаль. Как же без отца?

Но вопрос спасения для православной женщины двумя путями не ограничивается. Он не обязательно связан с чадородием или монашеством. У некоторых женщин и по восемь детей, а сами как ведьмы. Можно и одной жить в вере и благочестии и спастись.

Врачам в их благородной профессии помогает сила Божия

— Всем ли просящим у храма нужно подавать милостыню? А если человек своим поведением не вызывает желания помочь?

— Это ваш личный выбор. Одни святые говорят: помолитесь, прежде чем подать милостыню. Другие святые советуют подавать самую малость, на пропитание. Стоит помнить, что сегодняшние нищие совсем не такие, как те, что были во времена Христа, 2000 лет назад. Те, кому на самом деле нужно помогать, на паперти не сидят. И часто стесняются просить. Таких людей надо отыскивать и поддерживать.

— В Евангелии есть эпизод: юноша спрашивает, как ему спастись, а Христос отвечает: «Отдай свое имение и иди за Мной» (См. Мф. 19). Я готова помогать, но не могу отдать все. Мне нет спасения?

— Не нужно все отдавать. Этот эпизод не стоит буквально понимать, в нем богословский и философский смысл. Здесь говорится о приоритетах. Если вы свое имущество, чашки-тарелки, или котиков, собак, любите больше, чем, например, собственных детей — это не спасительно. А если готовы жертвовать собой, — а вы, медики, жертвуете собой по призванию, каждый день, соприкасаясь с вредоносными микроорганизмами, — это спасительный путь.

Я сталкивался со случаями, когда простодушные люди буквально понимали эту притчу и продавали имущество. Слава Богу, удавалось разъяснить смысл ее.

— Есть профессии, угодные Богу? Например, какие?

— Все медики — богоугодны. Как и животноводы, учителя, научные работники, водители и т.п. А вот устроители казино, питейных заведений, домов с красными фонарями — наоборот, не угодны Господу.

ЕЛЕНА ЕСАУЛОВА ДЛЯ «ПСС»

И «АРГУМЕНТОВ И ФАКТОВ»

Владыка Пантелеимон наградил сотрудников полиции

12 ноября в Архиерейском доме города Красноярска Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон, в связи со столетием образования штабных подразделений МВД России, наградил сотрудников полиции, несущих службу в штабе Главного управления МВД России по Красноярскому краю.

Архиерейской грамоты был удостоен начальник штаба ГУ МВД России по краю, полковник внутренней службы Константин Пастухов. Благодарственными письмами были награждены: начальник отдела анализа, планирования и контроля, полковник внутренней службы Вячеслав Быков; заместитель начальника отдела анализа, планирования и контроля, майор внутренней службы Валерий Воднев; главный инспектор Инспекции ГУ МВД России по краю, подполковник внутренней службы Александр Горшков.

Владыка Пантелеимон тепло поздравил полицейских, сказав, в частности, что «служба на страже правопорядка во все времена одобрялась Церковью, ибо нелегкий труд по защите жизни и безопасности простых граждан — это жертвенный подвиг, угодный Господу».

19 ноября – 19 декабря. Выставка памяти Екатерины Иофель «Как нам дается благодать…» в «Касьяновском доме»

19 ноября в филиале музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» (пр. Мира, 43) состоится открытие экспозиционно-просветительского проекта «Как нам дается благодать…» памяти Екатерины Константиновны Иофель (1923–2017) — советской и российской оперной певицы и педагога, заслуженного деятеля искусств РСФСР, почетного жителя Красноярского края. Выставка пройдет в рамках программы XXIII Красноярского краевого фестиваля духовной культуры «Покровские встречи».

Основу экспозиционного фонда проекта «Как нам дается благодать…» составят вещи, переданные «Касьяновскому дому» на временное хранение известным красноярским журналистом Людмилой Вахмениной — племянницей Екатерины Константиновны. Это документы, фотографии, грампластинки, нотные сборники, картины и книги, принадлежавшие великой певице и педагогу при жизни.

Выставка будет работать на двух площадках: «Екатерина Иофель и ее эпоха» и «Екатерина Иофель и музыкальная жизнь Сибири ХХ века». Первая экспозиция расскажет гостям «Касьяновского дома» о жизни выдающегося деятеля искусств и личном вкладе Екатерины Константиновны в духовную культуру Приенисейской Сибири. На второй площадке авторы проекта хотят рассказать не только об Иофель, но и о ее выдающихся учителях, современниках и учениках

Напомним, что памяти Е.К. Иофель организаторы «Покровских встреч» ранее посвятили концерт-открытие фестиваля, состоявшийся 16 октября в Красноярском государственном театре оперы и балета им. Д.А. Хворостовского.

Экспозиционно-просветительский проект «Как нам дается благодать…» в филиале «Касьяновского дома» будет работать до 19 декабря.

За подробной информацией обращаться по телефону: 8 (391) 227-46-15.

Начало в 17.00. Вход свободный.

Учредители фестиваля «Покровские встречи»: Красноярская митрополия Русской Православной Церкви, Управление общественных связей Губернатора Красноярского края, Агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края, Администрация города Красноярска, Дом дружбы народов Красноярского края, Красноярская региональная общественная организация духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка» и Музейно-просветительский центр духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом».