Наверное, каждый согласится с утверждением, что благополучие общества напрямую зависит от уровня образования. С первых дней жизни человек учится, постепенно познавая мир вокруг
себя. И немалую роль в становлении личности играет школа.
ЮРИЙ ПАСХАЛЬСКИЙ
Новый герой рубрики «Корни и Крона» — Елена Григорьевна Пригодич — заслуженный педагог Красноярского края. За ее плечами более сорока лет работы в области образования и не одно поколение выпускников. Долгие годы Елена Григорьевна занимается методической работой с учителями, участвует в многочисленных конференциях, издает пособия для педагогов.
Важной вехой в жизни Елены Пригодич стали годы работы в гимназии «Универс» (№ 1) г. Красноярска (1995–2009 гг.). Учитель истории и обществознания, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, здесь она претворяла в жизнь инновационные образовательные методики. А с 2008 по 2017 год Елена Григорьевна передает знания уже педагогам, будучи заведующей Центром воспитания и гражданского образования в Красноярском краевом институте повышения квалификации работников образования.
Летом этого года Елена Пригодич руководила реализацией проекта «Развитие практик
интеграции ценностного содержания предмета ОДНКНР в преподавание словесности» при поддержке конкурса малых грантов «Мы говорим по-русски!». На семинарах с педагогами в Лесосибирске, Красноярске и Канске они разбирали материалы проектов-победителей конкурса «Православная инициатива», чтобы создать актуальные рекомендации для преподавателей ОДНКНР в Красноярском крае
Сегодня Елена Пригодич возглавляет недавно созданный Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры. Сфера ее профессиональных интересов охватывает, прежде всего, разработки методик качественного преподавания таких предметных областей как «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Елена Григорьевна уверена, что школа должна не просто давать знания, но и воспитывать поколения людей, ценящих свою культуру и осознанно любящих свою страну. Именно эти идеи и определили профессиональную жизнь Елены Пригодич.
? — Почему именно педагогика стала вашим жизненным выбором?
— Так получилось, что, когда я училась в школе, много ребят из моего восьмого класса состояли на учете в детской комнате милиции и даже были судимы. И я очень переживала за их судьбы. В том, что столько ребят оказались лишенными свободы, была виновата и школа. Я тогда думала, что однажды я стану учителем и никто из моих учеников не свернет на преступный путь. Появилась цель в жизни — помогать ребятам встать на ноги.
По распределению я попала учителем в село. Два года там работала и думала, что я Макаренко. Все замечательно получалось, не было никаких проблем. А затем городская школа, новостройка. И это был год испытаний. Думала тогда — если год протяну, то останусь учителем. Тогда я поняла, как это тяжело. Оказывается, что сельские ребята, со своей добротой, без меня решали проблемы с порядком, сами составляли график дежурств, с интересом слушали то, что я тогда умела объяснять. А здесь, в городе, класс отличался от класса. В одном все замечательно, в другом — порой приходится напрягать все силы, чтобы тебя услышали. Тогда я поняла, какая это сложная профессия. Но не ушла. Продержалась год, и стало легче.
? — С какими трудностями сталкивается педагог, и можно ли их избежать?
— Бывает просто травля учителя, сейчас мы называем это буллинг. В классе есть группа ребят, которые начинают издеваться над педагогом,и постепенно в этот процесс включаются все. Может быть, внутри большинству стыдно за то, что они делают, но они продолжают травлю. Если
не принять срочные меры, противостоять буллингу невозможно.
«Это не холодный рассказ,
но обсуждение смыслов,
признание того,
что вера — важная часть культуры человечества
Для меня всегда в работе со своим классом была важна ценность новенького, будь то учитель или ученик. Принимать нужно всегда по-человечески. Часто бывает так, что уходят из школы учителя, не выдерживая таких преследований. А ведь порой и родители включаются. И самое в этом ужасное, что и повода никакого нет. Это настоящая чума в классе. Но случаются и педагогические ошибки. Бывает, учитель не умеет договариваться, мотивировать.
А ведь во многом учитель — это профессия одиночества. Очень редко бывает, что мы неформально
приглашаем к себе на урок коллег. Со всем приходится справляться одному. Профессия эта еще и рефлексивная — нужно переосмыслять каждый урок, каждое сказанное ученикам слово.
Тема дисциплины очень актуальна для педагогики. Самый важный вопрос — как сделать так, чтобы учитель и ученики могли договориться изучать предмет. И сегодня я понимаю, что это профессиональная задача, ради которой мы должны быть все вместе, потому что есть ради чего договариваться.
? — Если сравнить современную систему образования со школой советского периода — где учителю было проще работать? И как перемены повлияли на качество образования?
— Сегодня тема воспитания гораздо более актуальна, чем в советское время, потому что многое
упущено. Конечно, исторические особенности оказывают влияние и на учителей, и на учеников. Я помню, как моя мама рассказывала про свою школу. Она училась во время войны, и среди учеников из-за безотцовщины было очень много хулиганов. И как тогда доставалось учителям… То, что потом было у меня это цветочки.
Времена меняются, но проблемы во многом остаются прежними. И я должна сказать, что сегодня
сложнее. Появились такие темы, как цифровые технологии и информационное пространство, глобализация и поликультурность. Можно сказать, что школа сегодня теряет позиции. Она уже не так конкурентоспособна. Новых источников знания так много, что должна меняться и методика
образования. Когда я пришла в школу в качестве учителя, была социальная однородность. Сегодня многое зависит от этнической принадлежности, ценностной ориентации и, конечно, от
уровня дохода родителей. И в этом плане сегодня работать сложнее, но интереснее.
Стало меньше ограничений, но ответственность не уменьшилась. Когда я была молодой учительницей, у нас было сорок два официальных праздника. По каждому из них я должна была провести мероприятия за сорок недель учебного года. А ведь с классом много своих задач — есть
интересы ребят, их особенности, и как совместить это с официозом? Конечно, нам помогала стройная система — октябрята, пионеры, комсомол. Но эта перегрузка официальными мероприятиями сильно подводила школу в советский период.
Сегодня много вызовов — и учитель не всегда готов на них отвечать, а вроде и не должен. Тогда
было много обязательств, а сегодня не ясно, что ты должен делать, кроме как строго говорить только про свой предмет. Нет договоренности ни с властью, ни с семьей. Одни говорят:
ценностная ориентация — дело сугубо личное; другие просто не знают, как отвечать на эти вопросы; третьи считают, что воспитывать должны в школе.
? — Какие изменения в системе образования происходят сегодня? Удалось ли школе договориться с обществом и государством о системе ценностей?
После распада Cоюза активно начала обсуждаться тема гражданственности в образовании, свободы. Основной ценностью стали теперь права человека. И одним из эффектов того времени был постоянный поиск, появилось множество творческих возможностей в преподавании. С другой стороны, чаще всего ответом на вопросы о ценностях была фраза — ценности это семья. Воспитание — только семья, а школа это подготовка к экзаменам. Особенно актуально это
стало с принятием ЕГЭ.
Когда человек работает в школе, он постоянно задает себе вопросы — зачем моя литература, история, зачем я иду в класс? И ответить на эти вопросы было очень сложно. Я считаю, что рубежом для нашего образования стало появление курса «Основы религиозных культур и
светской этики» (ОРКСЭ). Летом 2009 года было принято решение о введении его в школьную программу. Это было честное предложение ответа на вопрос «как мы относимся к воспитанию». И он звучал просто — ценности. И эти смыслы связаны с темой совести, дружбы, Родины. Самостоятельность — это огромный фактор развития личности, но есть и воспитание. Социализация —это стихийный процесс, когда личность усваивает нормы общества. Но воспитание — организованный процесс приобщения молодежи к этим нормам. Теперь мы пришли к тому, что воспитание — это создание условий для самоопределения и развития школьников на основе ценностей.
«Для успеха
воспитания
необходим
позитивный
социальный контекст
? — Одни считают, что ОРКСЭ это курс, на котором учат правильно молиться, другие — что это просто ознакомление с базовыми религиозными идеями. Но что предмет дает на самом деле? И каким образом он способен нести воспитательную функцию?
— Несомненно, для того чтобы появились ценности, необходимо и знание. Познавательный элемент в ОРКСЭ конечно есть, стоит и задача, чтобы ребята этой информацией заинтересовались.
Ведь специфика этого предмета — знакомство с текстами, которым тысячи лет. Говоря о христианстве, исламе, иудаизме или буддизме, ребята узнают о книгах, на которых построена судьба человечества. И эти знания могут стать основой для размышлений.
«Школа сегодня
уже не так
конкурентоспособна — новых
источников знания
так много, что
должна меняться
и методика
образования
В условиях многонациональной, поликультурной России, в которой сегодня обращение к традиционным религиозным культурам существенно для семьи, для общества, ребята
должны научиться ориентироваться в этом пространстве. Это основа развития личности.
Я как председатель комиссии по ЕГЭ по обществознанию особенно остро переживаю ту ситуацию, которая сегодня сложилась. Большинство восемнадцатилетних выпускников красноярских
школ не умеют высказывать свои суждения. Кажется, что их попросту нет. Большинство могут просто пересказывать прочитанное, но оценивать не в силах. Предметы об основах религиозных культур помогают ребятам формулировать свою точку зрения. И, кстати, если ребята прониклись содержанием предмета, они по-другому понимают историю, иначе читают литературные тексты. Это определенная база, на основе которой можно формировать собственное мировоззрение. И в этом есть воспитательный элемент. Появление предмета с таким содержанием это не только вызов для школы и для семьи, но и огромная помощь.
? — Как отреагировало общество и ваши коллеги на введение курса в школе?
— Это был сложный процесс. Когда я стала руководителем краевого центра гражданского
образования при институте повышения квалификации, мне дали поручение отвечать за введение ОРКСЭ в крае. Тогда я стала вникать в этот предмет, и вместе с педагогами и методистами мы этот предмет осмысляли. Для нас это было чем-то новым, но долгожданным.
В дискуссии с иностранными коллегами, в Совете Европы, мы обсуждали идею, что любовь к
Родине — это специфика России. И это не манипуляция сознанием человека. это то, на чем
строится наша страна. Главная характеристика гражданина России — это жертвенность. Тема
таких ценностей, как святость воинского долга, патриотизма, очень для нас важна. Подвижничество может быть и в труде, и в моральном поиске. При этом, когда мы обсуждали курс ОРКСЭ, все наши аргументы за его введение были
приняты западными педагогами.
В современном мире введение такого предмета, помогающего самоопределению — это гордость России. Это красивая идея, и как мы уже увидели из опыта, очень продуктивная. Поэтому
воспитание в России неотделимо от ценностей и обсуждения этой темы в школе, обществе, среди родителей, во власти.
Со времени введения курса прошло немало времени, и многое изменилось в лучшую сторону. Но работы еще очень много. Теперь мы создали Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры. Это проект, за которым стоят активные педагоги, которые понимают, что недостаточно просто ввести курс, чтобы он сразу состоялся. Это серьезная инновация, которая предполагает создание качественных ресурсов для учителей, создание площадок, поощрение изучения новых методик и усвоение накопленного опыта. Такого феномена, который бы поддерживал курс ОРКСЭ, как наш институт, в крае нет. А мы ведь занимаемся еще и ОДНКНР («основы духовно-нравственной культуры народов России»). А это уже программа с 4 по 9 классы. Это проект, у которого есть хорошая предыстория, и я уверена, что у нас все получится.
? — Как вы думаете, почему значительная часть общества довольно скептически относится к курсу ОРКСЭ?
— Это смысловой, рефлексивный предмет. Вероятно, не все готовы думать. Нужно создавать условия, чтобы было более широкое информирование населения, были круглые столы, конференции, ведь эта тема должна выращиваться. Даже 99% педагогов, приходящих на курсы, признают актуальность предмета, но при этом им недостаточно порой знаний, есть робость перед этой темой, не хватает времени. И мы сейчас работаем и создаем условия, чтобы педагог сознательно развивался в этом отношении.
В Европе достаточно много стран, в которых предметы, связанные с религией, преподают сугубо носители этой культуры, чаще всего из духовенства. И у нас дискуссия была, чтобы батюшки приходили и преподавали. Но я сторонник того, чтобы введение нового предмета изменяло культуру педагогов. Бесценно, что педагоги на эту тему начинают размышлять. Это ведь не катехизация, не воскресные школы. Мы должны учиться у религии. Это не холодный рассказ, который порой бывает на уроках истории, но обсуждение смыслов, признание того, что вера — важная часть культуры человечества.
«Самый важный
вопрос —
как сделать так,
чтобы учитель
и ученики могли
договориться
изучать предмет
И в этом отношении очень дорого было признание митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона. Когда он только приехал в 2011 году в Красноярский край, его первая публичная встреча на нашей земле была именно с педагогами. Ему задали вопрос, как он относится к тому, что у нас учителя преподают ОРКСЭ, и митрополит Пантелеимон сказал: «Я верю учителям».
Это важно. Доверять надо учителю, он справится с задачей, времени еще просто немного прошло. На мой взгляд, есть негативные социальные контексты. Есть сложная история Красноярского края. У нас гонения были сильные на религию все годы советской власти. И идея, что атеизм это якобы достижение научного мировоззрения еще актуальна, в том числе и в педагогической среде. Кроме того, наш край долгие годы был обочиной, с достаточно серьезными криминальными корнями. Тема того, что нужно облагораживать социальную среду, была поднята еще в восьмидесятые годы партийным руководством. Тогда возникло целое движение — «Превратим Сибирь в край высокой культуры». Ведь была актуальность комсомольских строек, а люди здесь жить не хотели. Не только потому что театров не было, сама атмосфера была угнетающей.
Тема истории, сибирскости — это возможность развития духовно-нравственного воспитания. Какой была Сибирь? Что привлекало в ней? Для успеха воспитания необходим позитивный социальный контекст. Ведь нам есть чем гордиться.
Проект реализуется при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива»