Последние публикации

О Великом посте и Христовом Воскресении рассказали ужурским полицейским

Беседу с сотрудниками Межмуниципального отделения МВД «Ужурское» провел настоятель местного Петропавловского храма протоиерей Павел Третьяков.

Священник рассказал стражам правопорядка о Великом посте, — важнейшем из четырех многодневных постов, который готовит верующих к самому светлому и важному празднику — Пасхе Христовой.

Как сообщает сайт Шарыповского благочиния, отец Павел подчеркнул, что во время поста верующие должны чаще думать о Боге и о своих деяниях, воздерживаться от развлечений и суеты, свободное время больше посвящать служению ближним и молитве.

Хор «София» дал концерт в честь Великого поста в красноярской галерее

31 марта красноярский детско-юношеский духовный хор «София» выступил в художественном салоне АйнArta Gallery.

— Многим чужда или малознакома православная музыка. И ее сегодня не просто нужно, а важно популяризировать, доносить широкому слушателю, особенно в пост, — поясняет выбор площадки и время проведения концерта на своей странице «ВКонтакте» художественный руководитель Елена Плеханова.

Добавим, что на ближайшее время у коллектива запланированы новые выступления на разных концертных площадках Красноярска.

Великопостная пассия совершена в красноярском храме Михаила Архангела

31 марта, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в Михаило-Архангельском храме города Красноярска верующие помолились за пассией — особым великопостным богослужебным чинопоследованием.

Пассию совершил настоятель храма протоиерей Александр Садовьюк, — сообщается на странице прихода в социальной сети «ВКонтакте».

Напомним, на этом богослужении, совершаемом в Великий пост, читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа.

6–7 апреля. Богослужения архиерейским чином в Благовещение Пресвятой Богородицы и накануне

7 апреля, в двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершит Божественную литургию престольного праздника в Благовещенском монастырском соборе города Красноярска (ул. 9 января, 30).

Начало в 9.00.

В канун праздника, 6 апреля, Его Высокопреосвященство возглавит Всенощное бдение в Благовещенском соборе.

Начало в 17.00.

Православная неделя с 1 по 7 апреля: Благовещение Пресвятой Богородицы, преподобные Серафим Вырицкий и Иоанн Лествичник и убиенные в обители святого Саввы

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 1–7 апреля — четвертая седмица Великого поста.

2 апреля (20 марта по ст.ст.). День памяти преподобных Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, в обители святого Саввы убиенных (796)

В VIII веке окрестности Иерусалима подвергались частым нападениям сарацин. Дважды они пытались разграбить Лавру преподобного Саввы Освященного, но Промысл Божий хранил обитель. Лаврские иноки могли укрыться от варварских набегов в Иерусалиме, но они решили не покидать того места, где спасались много лет.

В конце Великого поста на неделе перед Вербным воскресеньем, сарацины ворвались в монастырь и потребовали отдать им все ценности. Получив от монахов ответ, что в монастыре нет ничего, кроме скудных запасов пищи и ветхой одежды, сарацины стали стрелять в насельников из луков. Тринадцать человек было убито и многие ранены, пылали монашеские кельи. Сарацины намеревались поджечь и монастырскую церковь, но, увидев вдали множество людей, решили, что это войска, посланные из Иерусалима. Сарацины поспешили удалиться, унося с собой то немногое, что им удалось награбить. После бегства врага отец Фома, искусный врач, стал оказывать помощь оставшимся в живых.

В Великий четверг сарацины в еще большем количестве вновь напали на Лавру и стали истреблять иноков. Поздно ночью в Великую пятницу скрывавшиеся в горах монахи вернулись в Лавру, отнесли тела убиенных преподобных отцов в церковь и в печали погребли их там.

Варвары, грабившие Лавру, были наказаны Богом. Они стали жертвой внезапной болезни, и все до одного погибли.

3 апреля (21 марта по ст.ст.). День памяти преподобного Серафима Вырицкого

Святой Серафим (в миру Василий Муравьев) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Ярославской губернии в семье глубоко верующих людей.

С детства Василий был усердным, послушным, терпеливым, благодаря чему уже в раннем возрасте самостоятельно освоил грамоту, начала математики, прочитал Евангелие и Псалтирь, также он очень любил читать жития святых. Уже в те годы Василий стал задумываться о том, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу.

В 14 лет он отправился в Александро-Невскую лавру, где попросил о встрече с наместником. Не увидев настоятеля, которого тогда не было в Лавре, Василий встретился с одним из старцев, который посоветовал ему до поры пожить в миру, создать семью и делать добрые дела.

В 1890 году Василий обвенчался, а спустя два года открыл контору по заготовке и продаже пшеницы. Постепенно семья Муравьевых заняла заметное место в купеческом сословии Петербурга, ее многие знали и уважали. Однако сам Василий не считал свой труд лишь способом разбогатеть, главное его стремление было – помогать Церкви и всем нуждающимся.

В 1895 году у Василия и его жены Ольги родился сын Николай, а чуть позже – дочь Ольга. Однако после ее скорой смерти, супруги, по обоюдному согласию и с благословения духовника, стали жить как брат и сестра. Свои силы они сконцентрировали на помощи нуждающимся и храмам.

После революции 1917 года торговые дела Василия Муравьева пришли в упадок, и он стал готовиться к принятию монашества, о чем долго мечтал.

В сентябре 1920 года он был принят в число братии Александро-Невской обители. Одновременно с этим, его супруга приняла постриг в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда. Все бывшие у супругов средства – 40 тысяч рублей, они пожертвовали монастырям.

Александро-Невская лавра воспитала из бывшего купца настоящего монаха-подвижника, который в дальнейшем принял на себя такие служения как духовничество и старчество. Однако последним местом его служения Богу и людям стала не Лавра, а село Вырица, куда он переехал в середине 1930 года.

В Вырице, куда преподобный Серафим прибыл уже серьезно больным, он уже не принимал врачей, а лишь говорил: «Буди на все воля Божия. Болезнь – это школа смирения, где воистину познаешь немощь свою…».

К Серафиму Вырицкому приезжали целыми семьями и группами. Старец помогал всем приходившим не только духовными советами, но и практически. Так, например, он помогал в устройстве на работу, давал нуждающимся деньги. Помимо этого батюшка до самой своей кончины помогал, чем мог, Пюхтицкому Успенскому женскому монастырю.

В подражание святому Серафиму Саровскому старец взял на себя новый духовный подвиг – переехав в дом на Пильном проспекте в Вырице, он молился в саду на камне перед иконой Саровского чудотворца. В годы Великой Отечественной войны этот подвиг святой выполнял еще усерднее.

После войны к святому приезжало немало людей с надеждой узнать от прозорливого старца о судьбе своих пропавших родных и близких. Многие, действительно, узнавали у него о пропавших, другие, по молитвам батюшки, находили работу, кров, но главное, обретали веру в Бога.

После кончины батюшки Серафима, к его гробу три дня шел нескончаемый поток людей. В первый же день у гроба святого произошло чудо – исцелилась слепая девочка.

7 апреля (24 марта по ст.ст). День памяти преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского

Каждое воспоминание Православной Церкви, совершаемое в великопостные воскресные дни, имеет свой особый смысл. Воцерковленным и даже воцерковляющимся верующим нет особой нужды объяснять, почему, например, в этот важнейший период принято прославлять Торжество Православия или чтить память преподобной Марии Египетской.

Но почему в календаре Великого поста нашлось место такому святому, как преподобный Иоанн Лествичник?

О его житии сохранились крайне скудные сведения: доподлинно известно лишь, что подвижник родился в конце VI века, происходил из знатной константинопольской семьи и получил классическое образование. Еще в юности Иоанн решил стать монахом и перебрался на Синай (территория нынешнего Египта), в колыбель христианского иночества, где и провел, по сути, всю свою жизнь. Преподобный отошел ко Господу в 649 году; точное место его кончины неизвестно, а мощи его не обретены и по сей день.

Житие Иоанна Лествичника, в некотором роде, поражает своей «нормальностью». В его жизнеописании — в отличие от большинства раннехристианских святых — очень трудно найти что-то сверхъестественное и непостижимое; всё больше, на первый взгляд, простого и понятного: усердия в физическом и умственном труде, любовь и забота о братьях-иноках.

Все агиографы подчеркивают: этот святой, будучи строгим и последовательным в следовании общецерковным и монашеским уставам, никогда не «гонялся за святостью» и не пытался взвалить на себя ношу сверх сил. Например, обет молчания преподобный Иоанн взялся понести только когда недруги обвинили его во многословии и любви поучать других. В итоге, незадачливым клеветникам самим пришлось умолять подвижника отказаться от обета, так как жизнь в обители без советов Лествичника стала приходить в запустение.

Как раз-таки по просьбе молодых иноков уже престарелый Иоанн и написал незадолго до кончины «Лествицу» («Лестницу») — один из величайших аскетических трудов в истории Церкви и один из немногих небиблейских текстов, чтение которого предусмотрено за богослужениями.

Этот труд даже по прошествии многих веков не потерял актуальности для верующих, являясь не литературным памятником, но прямым руководством к действию. Путь к Спасению святой уподобил подъему по лестнице, каждой ступенькой у которой служит определенная добродетель. Но конца у лестницы нет: итог восхождения — любовь, и «мы никогда не престанем преуспевать в ней, ни в настоящем, ни в будущем веке».

Очень многие поучения старца Иоанна важно помнить и в ХХI веке. Потому и неслучайно, что верующие молитвенно вспоминают его в великопстные дни многие века: как образец здоровой умеренности, последовательности и неотступности на пути к вечной жизни.

7 апреля (24 марта по ст.ст). Благовещение Пресвятой Богородицы

Суть Благовещения объясняется самим названием праздника.

С ранних лет Мария воспитывалась при храме и вела тихую, молитвенную жизнь. Но вот пришло время, когда по иудейскому закону она должна была покинуть храм. Так как Она дала Богу обет девства, Ее обручили с благочестивым старцем Иосифом, и в доме Своего мужа Пресвятая стала жить, как и при храме, скромно и уединенно. Однажды перед Ней явился Архангел Гавриил и возвестил, что Она станет Матерью Сына Божия. Мария удивилась и спросила, как может это быть, если Она хранит девство. Архангел же объяснил, что у Творца нет невозможного и силой Всевышнего произойдет чудо. Богородица же с непоколебимым доверием Богу приняла Его волю. С этого момента началась новая, евангельская история.

С греческого языка «Евангелие» переводится как «Благая весть», то есть радостная весть о том, что Господь каждому человеку дарует возможность спастись. А в тропаре праздника поется: «днесь спасения нашего главизна», то есть, Благовещение – начало нашего Спасения.

Благовещение и Христово Воскресение произошли в один и тот же день года. Но главный христианский праздник Пасха имеет переходящую дату, а Благовещение всегда отмечается в один и тот же день.

Празднование Благовещения было установлено в церковном календаре 25 марта (7 апреля по новому стилю) примерно в IV веке, когда христиане стали отмечать Рождество Христово 25 декабря (7 января по новому стилю). Два события – известие Богоматери о предстоящем рождении Младенца и Его рождение – разделяют ровно 9 месяцев. Но и до установления конкретной даты первые христиане помнили и почитали Благовещение Пресвятой Богородицы как важнейшее событие церковной истории. Подтверждением тому служат росписи катакомб, в которых встречается изображение посещения Девы Марии Архангелом.

Считается, что распространение праздник Благовещения стал получать еще и потому, что в начале IV века святая равноапостольная Елена начала раскрывать на Святой земле места, связанные с земной жизнью Христа, в том числе, и в Назарете, где и произошла встреча Пречистой с посланником Божьим.

В древности у праздника Благовещения были разные названия – «день приветствия», «Зачатие Христа», «начало искупления», «праздник Воплощения». Ориентировочно в VII веке, когда праздник получил широкое распространение, он получил и известное нам название, полностью которое звучит как Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Митрополит Пантелеимон: Кланяясь Кресту, мы кланяемся Богу

31 марта, по окончании Литургии в Свято-Троицком соборе города Красноярска, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с Архипастырским словом:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, Крестопоклонная Неделя — самая середина Великого поста. О чем мы должны помнить в этот день? О том, что Крест Господень всегда имел и имеет значение в сознании людей. Он — символ нашего Спасения, ключ к Царству Божиему, знамя победы над смертью и адом. И Господь наш Иисус Христос был предан страшным мукам и казни на кресте, дабы после  этого Своим Воскресением явить нам пример, показать, что человек бессмертен и жизнь вечная ожидает его в Царствии Божием.

Теперь же крест является главным символом христианства. Приняв муки и победив смерть, Господь превратил это орудие пытки в Свой символ, и все мы, православные верующие, поклоняемся теперь распятию — как олицетворению великой победы Господа над адом и теми, кто сам вручил свои души диаволу, отвергнув Христа.

Но не проклятия, не осуждения были последними словами Сына Божиего, страшной смертью умиравшего на кресте. Нет, он лишь молил: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23:34).

Род человеческий, после грехопадения Адама и Евы, считал, что он проклят. И это было верно, ибо сказал Господь: «Проклят будет плод чрева твоего и плод земли твоей» (Втор. 28:18). Ведь люди выбрали служение диаволу. Но Иисус Христос был послан для спасения людей, и превратил символ ужаса и боли в символ спасения и радости. И рухнуло тогда проклятие, и сатана потерпел поражение.

Поэтому мы поклоняемся Богу. Мы не поклоняемся святым иконам — мы лишь почитаем их и отдаем дань уважения святым, как своим родителям. Поклоняемся мы лишь Кресту Господнему, потому что, когда мы это делаем — мы поклоняемся Богу.

Когда во время Великого поста мы выносим Святой Крест — мы подкрепляем свои силы Божественной благодатью в борьбе с нашими грехами и страстями, в борьбе со злом — внутри и во вне нас. И осеняя крестом себя, пищу свою — мы защищаем себя от козней врага рода человеческого. Эта сила дарована верующим христианам. Крест — это помощник для всех, кто призывает имя Божие.

Крест также является благовестником Пасхи, Воскресения Христа. И для нас это весть — что мы духовно воскресаем каждый раз, когда каемся, когда меняем свою жизнь, свою душу, очищаемся от греха. Стремимся к жертвенному служению ближним своим и всякому человеку, кто нуждается. И крест каждому позволяет видеть надежду для себя в любых трудностях и чувствовать Божию заботу и любовь к себе.

Вот что такое Крест Господень. Это оправдание и спасение, это победа жизни и Рая над смертью и адом. Это указатель в Царствие Божие, где каждый верующий будет пребывать после окончания своего жизненного пути.

Аминь.

Правящий архиерей совершил Литургию в Неделю Крестопоклонную

31 марта, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в соборе Святой Живоначальной Троицы города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного округа, наместник красноярского Успенского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); настоятель Свято-Троицкого собора Красноярска митрофорный протоиерей Игорь Котомцев; штатные священнослужители красноярских Покровского кафедрального и Свято-Троицкого соборов..

За Литургией пел хор Свято-Троицкого прихода.

По окончании богослужения Митрополит Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом.

Второй поток духовенства Красноярской митрополии получил удостоверения о повышения квалификации

29 марта в Архиерейском доме города Красноярска состоялась торжественная церемония вручения удостоверений об окончании двенадцатидневных курсов повышения квалификации священнослужителей.

Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон и куратор курсов Епископ Канский и Богучанский Филарет вручили удостоверения второму потоку обучающихся — почти тридцати священнослужителям епархий Красноярской митрополии.

— Эти курсы — не простая формальность. Вы учитесь не «для галочки», вы учитесь для того, чтобы лучше понимать свой пастырский долг перед верующими, которые являются главным достоянием нашей Церкви. И поэтому мы все, на протяжении всей своей жизни должны учиться, постигать новое — чтобы соответствовать тому доверию, которое оказывают нам наши прихожане, вдохновлять и направлять их в трудную минуту по верному пути, — сказал, в частности, митрополит.

Добавим, что первые курсы повышения квалификации прошли в Архиерейском доме осенью 2018 года.

Напомним, что решение о проведении курсов было принято на заседании Коллегии епархиальных отделов по религиозному образованию и катехизации Красноярской митрополии 11 мая 2018 года, в рамках исполнения решения Высшего Церковного Совета по организации и реализации в епархиях Русской Православной Церкви курсов повышения квалификации и образовательного уровня духовенства в области православного богословия и особенностей современной церковной жизни.

Березовский священник окормлял казаков на военно-полевых сборах

Военный сбор казаков Красноярского отдела Енисейского войскового казачьего общества под руководством войскового атамана казачьего полковника Павла Артамонова состоялся в конце марта на территории Березовского района.

Как сообщает сайт yenisei-cossack.pravorg.ru, перед началом учений благодарственный молебен совершил штатный священник Введенского храма поселка Березовка иерей Александр Кобенко. Священник также духовно окормлял казаков на протяжении всех сборов.

Красноярский храм Архистратига Михаила помогает детям с церебральным параличом

28 марта настоятель красноярского Михаило-Архангельского прихода протоиерей Александр Садовьюк встретился с детьми, страдающими церебральным параличом и их родителями — членами приходского семейного клуба.

Как сообщает сайт chudo-v-honeh.ru, подобные встречи проходят каждую неделю в здании Центра социальной помощи семье и детям. По своей форме они близки к занятиям в воскресной школе: отец Александр раскрывает об основах Православной веры и отвечает на вопросы.

Михаило-Архангельский храм приглашает всех желающих стать участником семейного клуба или оказать помощь семьям с детьми-инвалидами, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Справки по телефону: 8-908-019-11-14 (Елена).