Рождественские чтения, События

XXI краевые Рождественские образовательные чтения в Красноярске открылись пленарным заседанием

В 2021 году прямая трансляция торжественного открытия межрегиональной научно-практической конференции — XXI Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений — состоялась на платформе webinar.ru.

В связи с эпидемической обстановкой в этом году конференция впервые проходит в смешанном формате, объединив очные и сетевые формы взаимодействия участников. Тема двадцать первых Чтений — «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». В этом году география участников Чтений включает Красноярский край, г. Москву, Новосибирскую, Томскую и Иркутскую области.

Мероприятие открылось приветственным словом ведущего, руководителя исполнительной дирекции Чтений — члена Общественной палаты Красноярского края, директора Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии Андрея Бардакова. Андрей Васильевич кратко рассказал о задачах форума и повестке дня. Затем участникам конференции был представлен видеоролик, подготовленный медиацентром Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации Красноярской епархии, посвящённый тому, как современные условия повлияли на наше восприятие вечных духовно-нравственных вопросов.

Далее к участникам обратились председатель оргкомитета Чтений митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон и губернатор Красноярского края Александр Усс, после чего началась пленарная часть XXI Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений.

Вниманию гостей и участников Чтений были представлены три выступления. Первый доклад на тему «Исторический выбор Александра Невского: изучение трудного вопроса на уроках истории в школе» — представил кандидат исторических наук, заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы № 12 города Красноярска Александр Дементьев.

Александр Петрович подчеркнул, что изучение жизни и деятельности Александра Невского связано с большим количеством объективных трудностей, в первую очередь — с очень скудными историческими знаниями о святом, что даёт широкий простор для различных трактовок его деятельности.

— Историк Игорь Данилевский выделяет сразу пять образов ретроспекции, существовавших в нашей истории и культуре, и являвшихся порождением своего времени: великий князь, святой защитник православия, борец за выход к Балтийскому морю, защитник Руси от немецкой агрессии, справедливый правитель и защитник простого народа, — рассказал Александр Дементьев.

— Александр Невский воплотил в себе образы национального героя и покровителя Русской Православной Церкви, и его имя занимает прочное место в памяти простого народа — несмотря на то, что трактовка его жизни и личности неоднократно менялась с течением времени, — заметил историк.

Далее Александр Петрович пояснил, что в связи с такой сложной историографической ситуацией, перед педагогами стоит непростая задача: сформулировать перед учащимися конкретные представления о роли Александра Невского в истории нашей страны, ведь князь, так или иначе, совершил определённый исторический выбор, на многие столетия определивший судьбу России.

В продолжение своего доклада Александр Дементьев рассказал о политических и экономических сложностях, с которыми столкнулось Русское государство в XIII веке, о начале правления князя Александра в Новгороде, его противостоянии с Золотой Ордой на востоке и католическими рыцарскими орденами на западе, об отказе сотрудничать с католиками, чья помощь могла привести к окатоличиванию русских земель. Именно последнее — выбор Востока, а не Запада — стал цивилизационным выбором для всего Русского государства.

— Александр Невский считал, что монголы несут лишь порабощение тела, а католики — ещё и порабощение духа, — подчёркивает историк. — Это не значит, однако, что выбор князя был простым, ведь все мы знаем, что Руси пришлось на три сотни лет попасть в зависимость от Золотой Орды. И споры об этом выборе до сих пор происходят между историками.

В завершение доклада Александр Петрович рассказал о различных учебниках истории, которые по-разному трактуют и освещают жизнь, деятельность, причины и последствия выбора Александра Невского, подчеркнув, что качество изучения данного вопроса зависит не только от учебников, но и от уровня квалификации и эрудиции учителя.

— Для полного раскрытия образа Александра Невского необходимо несколько компонентов: демонстрация сложности внешнеполитической ситуации в Русском государстве XIII века, раскрытие отношений Руси с Ордой и Западом, демонстрация различных вариантов развития событий на основе исторических фактов, сравнение различных точек зрения, проблемный подход к теме, — подытожил Александр Дементьев.

Пленарное заседание продолжилось докладом «Образ Александра Невского в период Великой Отечественной войны», представленным директором музея «Мемориал Победы» города Красноярска Татьяной Ивлевой.

В своём докладе Татьяна Владимировна рассказала о том, как в начале Великой Отечественной войны Александр Невский, победивший войско Тевтонского ордена в Ледовом побоище 1242 года, стал одной из самых заметных фигур советской пропаганды. Во многом это стало возможно благодаря художественному фильму Сергея Эйзенштейна 1938 года «Александр Невский», где образ князя показан как образ борца с немецкими захватчиками.

— Уже 23 июня 1941 года ежедневная газета «Вечерняя Москва» сообщала, что в кинотеатрах Советского Союза можно увидеть целый ряд патриотических и антифашистских фильмов. Среди них был и «Александр Невский». Фильм был снят с проката в 1939 году, но с первых дней войны он не просто вернулся на экраны, но и стал обязательным к показу для укрепления боевого духа народа, — рассказала Татьяна Ивлева.

Татьяна Владимировна продолжила свой доклад, рассказав о кинофильме, его влиянии на советский народ и вкладе в историю мирового кинематографа. На историческом примере фильм демонстрировал, что даже превосходящего противника можно одолеть благодаря «объединению, наказанию предателей в своих рядах и беспрекословному следованию приказам вождя». 7 ноября 1941 года, в своей известной речи по поводу двадцать четвёртой годовщины Октябрьской революции, Иосиф Сталин лично поставил Александра Невского на первое место среди тех, чей пример должен был вдохновлять на борьбу советских граждан.

Также директор музея «Мемориал Победы» рассказала о других способах продвижения Александра Невского как национального героя в годы войны: о публикациях о нём в газетах, журналах и листовках, о театральных постановках и многочисленных военно-патриотических лекциях, где упоминался князь. Также в 1942 году прошло широкое празднование семисотлетней годовщины Ледового побоища.

— Ни одна другая долгая фаза памяти об Александре Невском не дала такого количества работ о нём, как период Великой Отечественной войны. За это время появилось по меньшей мере двадцать две самостоятельные книги, посвящённые князю и Ледовому побоищу, — заметила Татьяна Владимировна. — Кроме того, в 1943-м был написан знаменитый триптих художника Павла Корина, центральную часть которого занимает портрет Александра Невского, по сей день являющийся одним из самых знаменитых изображений князя.

Свой доклад Татьяна Ивлева продолжила рассказом об учреждении в 1942 году ордена Александра Невского — младшего из полководческих орденов — и его кавалерах, в том числе — жителях Красноярска.

— Популярность образа Александра Невского в годы Великой Отечественной войны подчёркивает значимость личности князя в истории, а также его роль в формировании патриотического настроя и поддержке боевого духа солдат и офицеров Красной Армии в самые тяжёлые периоды войны, — подытожила свой рассказ Татьяна Владимировна.

Последним в пленарном заседании XXI Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений стал доклад заместителя начальника Управления общественных связей Губернатора Красноярского края — советника руководителя Администрации Губернатора Красноярского края Виталия Богомазюка на тему: «Идти только вперёд, помнить кто мы и откуда пришли: историческое будущее Отечества».

Виталий Иванович начал свой доклад со слов Президента России Владимира Путина, которые прозвучали на форуме «Сильные идеи для нового времени» в Сочи: «Без всяких сомнений, мы не должны жить прошлым. Мы должны видеть будущее и идти только вперёд. Но для того, чтобы знать куда идти, мы должны понимать: откуда мы пришли, кто мы такие и каким образом здесь появились».

Советник руководителя Администрации Губернатора призвал слушателей поразмыслить: как, отталкиваясь от нашей истории, можно понять, в чём смысл существования и миссия русского народа? Для этого он предложил вспомнить философские труды как русских классиков, так и наших выдающихся современников. Также Виталий Иванович совершил небольшой экскурс в раннеславянскую историю, процитировав труды византийских историков.

— Ещё в VI веке так писал о славянских племенах византийский историк Прокопий Кесарийский: «Эти племена издревле живут в народоправстве, и потому счастье и несчастье считаются у них общим делом». <…> С самого начала своего существования Древняя Русь была многоэтническим государством. Мы — это единство. Идея единства Руси — эта убеждённость в необходимости сохранения политического, военного и культурного единства — дошла до нас в трудах Владимира Мономаха; далёко не случаен и выбор веры, совершённый святым равноапостольным князем Владимиром, ибо в основе его лежит провозглашённый христианством принцип, отвергающий узкоплеменной подход, и заявивший о своём всеобщем значении, — отметил Виталий Богомазюк.

— Кто же мы? Мы — Чайковский, который во время поездки в Швейцарию написал: «Среди этих величественно-прекрасных видов и впечатлений туриста я всей душой стремлюсь в Русь, и сердце сжимается при представлении её равнин, лугов и рощ» — завершил свой доклад Виталий Богомазюк.

Пленарное заседание продолжили приветственные слова правящих архиереев епархий Красноярской митрополии: епископа Минусинского и Курагинского Никанора, епископа Норильского и Туруханского Агафангела и епископа Енисейского и Лесосибирского Игнатия.

Напомним, что ссылки на все трансляции и подробная информация о порядке участия в Чтениях опубликованы на сайте конференции в разделе «Программа». Прямые трансляции секций и их записи, включая трансляцию Открытия и пленарного заседания Чтений, можно найти в разделе «Трансляции», а также на сайте Красноярской епархии в разделе «Видео» и в социальных сетях.

Организаторы краевых Рождественских чтений — Красноярская митрополия Русской Православной Церкви при поддержке Управления общественных связей Губернатора Красноярского края, Министерства образования Красноярского края, Главного управления образования администрации города Красноярска, Сибирского федерального университета, Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, Красноярского государственного аграрного университета, Дома дружбы народов Красноярского края, Красноярской региональной общественной организации духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка», Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры», Общества русской словесности, Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом».