Сайт kerpc.ru знакомит читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 30 марта — 5 апреля — пятая седмица Великого поста.
3 апреля (21 марта по ст.ст.). День памяти преподобного Серафима Вырицкого
Святой Серафим (в миру Василий Муравьев) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Ярославской губернии в семье глубоко верующих людей.
С детства Василий был усердным, послушным, терпеливым, благодаря чему уже в раннем возрасте самостоятельно освоил грамоту, начала математики, прочитал Евангелие и Псалтирь, также он очень любил читать жития святых. Уже в те годы Василий стал задумываться о том, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу.
В 14 лет он отправился в Александро-Невскую лавру, где попросил о встрече с наместником. Не увидев настоятеля, которого тогда не было в Лавре, Василий встретился с одним из старцев, который посоветовал ему до поры пожить в миру, создать семью и делать добрые дела.
В 1890 году Василий обвенчался, а спустя два года открыл контору по заготовке и продаже пшеницы. Постепенно семья Муравьевых заняла заметное место в купеческом сословии Петербурга, её многие знали и уважали. Однако сам Василий не считал свой труд лишь способом разбогатеть, главное его стремление было — помогать Церкви и всем нуждающимся.
В 1895 году у Василия и его жены Ольги родился сын Николай, а чуть позже — дочь Ольга. Однако после её скорой смерти, супруги, по обоюдному согласию и с благословения духовника, стали жить как брат и сестра. Свои силы они сконцентрировали на помощи нуждающимся и храмам.
После революции 1917 года торговые дела Василия Муравьева пришли в упадок, и он стал готовиться к принятию монашества, о чём долго мечтал.
В сентябре 1920 года он был принят в число братии Александро-Невской обители. Одновременно с этим, его супруга приняла постриг в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда. Все бывшие у супругов средства — 40 тысяч рублей, они пожертвовали монастырям.
Александро-Невская лавра воспитала из бывшего купца настоящего монаха-подвижника, который в дальнейшем принял на себя такие служения как духовничество и старчество. Однако последним местом его служения Богу и людям стала не Лавра, а село Вырица, куда он переехал в середине 1930 года.
К Серафиму Вырицкому приезжали целыми семьями и группами. Старец помогал всем приходившим не только духовными советами, но и практически. Так, например, он помогал в устройстве на работу, давал нуждающимся деньги. Помимо этого батюшка до самой своей кончины помогал, чем мог, Пюхтицкому Успенскому женскому монастырю.
В подражание святому Серафиму Саровскому старец взял на себя новый духовный подвиг — переехав в дом на Пильном проспекте в Вырице, он молился в саду на камне перед иконой Саровского чудотворца. В годы Великой Отечественной войны этот подвиг святой выполнял еще усерднее.
После войны к святому приезжало немало людей с надеждой узнать от прозорливого старца о судьбе своих пропавших родных и близких. Многие, действительно, узнавали у него о пропавших, другие, по молитвам батюшки, находили работу, кров, но главное — обретали веру в Бога.
После кончины батюшки Серафима, к его гробу три дня шёл нескончаемый поток людей. В первый же день у гроба святого произошло чудо — исцелилась слепая девочка.
4 апреля (22 марта по ст.ст.) — Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)
Этот переходящий праздник установили ещё в Византии в IX веке: за неоднократное избавление Константинополя от нашествия врагов по молитвам Пресвятой Богородице.
По преданию, в ночь, когда арабы с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги бежали восвояси. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!».
Долгое время этот праздник почитался в одном только Константинополе, но со временем стал общим для всего православного мира. Его каждый год встречают в субботу пятой великопостной седмицы.
5 апреля (23 марта по ст.ст.). День памяти преподобной Марии Египетской (522)
Эту святую — образец совершенного покаяния, помощницу в избавлении от блудной страсти — Церковь молитвенно вспоминает каждое пятое воскресенье Великого поста.
При этом, память о преподобной начинают праздновать ещё в среду: совершается особая великопостная служба — Стояние Марии Египетской («Мариино стояние»). На этой достаточно продолжительной службе полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, а также читается житие самой Марии Египетской.
Житие преподобной — пример глубины греховного падения человека и его благодатного возрождения путем истинного покаяния, веры, молитвы и, одновременно, помощи Божией.
Сама преподобная Мария, будучи в юности блудницей, сумела обратиться к покаянию и искупить свои грехи, проведя большую часть жизни в непостижимой современному человеку аскезе.
Великим постом Православная Церковь на примере Марии Египетской еще раз призывает всех верующих к серьезному переосмыслению своей жизни и к истинному раскаянию в совершённых грехах.