Сайт kerpc.ru знакомит читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 23–29 марта — четвёртая седмица Великого поста, Крестопоклонная.
25 (12 по ст.ст.) марта. День памяти преподобного Симеона Нового Богослова
Преподобный Симеон Новый Богослов родился в 946 году в городе Галате (Пафлагония) и получил в Константинополе основательное светское образование. В 25 лет он почувствовал влечение к иноческой жизни, бежал из дома и удалился в Студийский монастырь, где проходил послушание под руководством знаменитого в то время старца Симеона Благоговейного. Основным подвигом преподобного стала непрестанная Иисусова молитва; для большей молитвенной сосредоточенности он постоянно искал уединения, даже на Литургии стоял отдельно от братии, часто оставался один на ночь в церкви. Со временем он достиг постоянной высокой духовной просветленности, что особенно обнаруживалось, когда он совершал Литургию.
Примерно в 980 году преподобный Симеон был поставлен игуменом монастыря святого Маманта и пробыл в этом сане 25 лет. Он привёл в порядок запущенное хозяйство обители и благоустроил в ней храм. Доброта сочеталась у преподобного Симеона со строгостью и неуклонным соблюдением Евангельских заповедей.
Около 1005 года преподобный Симеон передал игуменство своему ученику Арсению, а сам поселился при монастыре на покое. Там он создал свои богословские труды, отрывки из которых вошли в 5-й том «Добротолюбия». Главная тема его творения — сокровенное делание во Христе. Преподобный Симеон учит внутренней брани, способам духовного совершенствования, борьбе против страстей и греховных помыслов. Кроме того, преподобный Симеон был выдающимся церковным поэтом. Ему принадлежат «Гимны Божественной любви» — около 70 поэм, полных глубоких молитвенных размышлений.
Учение преподобного Симеона о новом человеке, об «обожании плоти», которым он хотел заменить учение об «умерщвлении плоти» (за что его и назвали Новым Богословом), принималось современниками с трудом. Это привело к конфликту с высшим константинопольским духовенством, и Симеон подвергся изгнанию. Он удалился на берег Босфора и основал там обитель святой Марины.
Святой мирно преставился к Богу в 1021 году. Ещё при жизни получил он дар чудотворения. Многочисленные чудеса были явлены и после его смерти; одно из них — чудесное обретение его образа. Житие его написано келейником и учеником, преподобным Никитой Стифатом.
28 (15 по ст.ст.) марта. День памяти мученика Агапия и с ним семи мучеников
Святые мученики жили в царствование Диоклетиана. Агапий происходил из Газы, Тимолай из Понта Евксинского, оба Дионисия из Трипполя финикийского, Пуплий и оба Александра из Египта, а Ромил был иподиаконом диоспольской церкви. Все они пострадали в Кесарии палестинской от игемона Урвана во второй год поднятого тогда гонения на христиан.
Тогда был издан указ по всем странам и городам — принуждать христиан к поклонению идолам и принесению им жертв. По случаю бывшего тогда языческого праздника, в Кесарии для собравшегося со всех сторон народа готовилось зрелище: уготовлялись на мучение христиане, содержимые там в узах. Посмотреть на это зрелище собрались все эллины, бывшие там.
Прежде всего, после многих мучений, был сожжён на костре святой мученик Тимофей (память 19 августа); после того были преданы на съедение зверям святой мученик Агапий и святая мученица Фекла.
Когда происходило это кровавое зрелище, шесть мужественных юношей христиан: Пуплий, Тимолай, Ромил, оба Александра и Дионисий, память которых празднуется ныне, воспламенившись ревностью о Христе, сами связали себе руки, в знак того, что они желают пострадать за Христа и из любви ко Христу готовы идти на огонь и на съедение зверям. Подойдя к самому центру зрелища, они остановились перед игемоном Урваном и громогласно воскликнули: «Мы христиане!».
Игемон, видя, что они ещё юны возрастом, не желая убивать их, стал увещевать их поклониться идолам и не губить себя. Не возымев успеха, он приказал отправить их в темницу.
Спустя несколько дней к числу узников Христовых был причислен святой Агапий, так как он уже ранее с большим дерзновением исповедовал имя Иисуса Христа и претерпел уже за это многоразличные муки. Агапий был в это время взят вместе со своим слугой Дионисием и заключен в темнице вместе с упомянутыми шестью святыми, так что всего их стало восемь.
Долгое время святые мученики содержались в темнице, много раз подвергались мучениям различными способами, но не отвергли Христа. Наконец, они были осуждены на обезглавливание и все в один день положили честные главы свои за Иисуса Христа.
29 (16 по ст.ст) марта. День памяти преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского
Каждое воспоминание Православной Церкви, совершаемое в великопостные воскресные дни, имеет свой особый смысл. Воцерковлённым и даже воцерковляющимся верующим нет особой нужды объяснять, почему, например, в этот важнейший период принято прославлять Торжество Православия или чтить память преподобной Марии Египетской.
Но почему в календаре Великого поста нашлось место такому святому, как преподобный Иоанн Лествичник?
О его житии сохранились крайне скудные сведения: доподлинно известно лишь что подвижник родился в конце VI века, происходил из знатной константинопольской семьи и получил классическое образование. Еще в юности Иоанн решил стать монахом и перебрался на Синай (территория нынешнего Египта), в колыбель христианского иночества, где и провел, по сути, всю свою жизнь. Преподобный отошел ко Господу в 649 году; точное место его кончины неизвестно, а мощи его не обретены и по сей день.
Житие Иоанна Лествичника, в некотором роде, поражает своей «нормальностью». В его жизнеописании — в отличие от большинства раннехристианских святых — очень трудно найти что-то сверхъестественное и непостижимое; всё больше, на первый взгляд, простого и понятного: усердия в физическом и умственном труде, любовь и забота о братьях-иноках.
Все агиографы подчёркивают: этот святой, будучи строгим и последовательным в следовании общецерковным и монашеским уставам, никогда не «гонялся за святостью» и не пытался взвалить на себя ношу сверх сил. Например, обет молчания преподобный Иоанн взялся понести только когда недруги обвинили его во многословии и любви поучать других. В итоге, незадачливым клеветникам самим пришлось умолять подвижника отказаться от обета, так как жизнь в обители без советов Лествичника стала приходить в запустение.
Как раз-таки по просьбе молодых иноков уже престарелый Иоанн и написал незадолго до кончины «Лествицу» («Лестницу») — один из величайших аскетических трудов в истории Церкви и один из немногих небиблейских текстов, чтение которого предусмотрено за богослужениями.
Этот труд даже по прошествии многих веков не потерял актуальности для верующих, являясь не литературным памятником, но прямым руководством к действию. Путь к Спасению святой уподобил подъёму по лестнице, каждой ступенькой у которой служит определенная добродетель. Но конца у лестницы нет: итог восхождения — любовь, и «мы никогда не престанем преуспевать в ней, ни в настоящем, ни в будущем веке».
Очень многие поучения старца Иоанна важно помнить и в ХХI веке. Потому неслучайно, что верующие молитвенно вспоминают его в великопстные дни многие века: как образец здоровой умеренности, последовательности и неотступности на пути к вечной жизни.