Статьи

Митрополит Пантелеимон: Крест — это надежда на жизнь

27 февраля на Дрокинской горе, у границы Красноярска с Емельяновским районом, Митропо­лит Красноярский и Ачинский Пантелеимон освятил поклонный крест, — на сегодняшний день, третий по высоте в мире и пер­вый в России, высотой 48,3 метра. Событие мгновенно стало темой множества горячих обсуждений и споров, как в СМИ, так и в Интер­нете. Участие в этой дискуссии принял и сам Глава Краснояр­ской митрополии — в частности, в посвященном новой досто­примечательности Красноярска выпуске программы «Диалоги» на «Радио России. Красноярск». В эфире радиостанции Владыка Пантелеимон рассказал о традиции установки по­клонных крестов, их духовном значении для православных христиан и обсудил реакцию общественности вместе с ведущим программы, красно­ярским журналистом, регентом и композитором Дмитрием Васяновичем. С избранными фрагментами радиопередачи знакомим читателей «Право­славного слово Сибири».

? — Владыка, скажите по­жалуйста, сама традиция • установки поклонного креста существовала и рань­ше, это сегодня мы ее заново открываем? Для чего их ста­вили?

— Традиция установки креста начинается с Распятия Господа Иисуса Христа. Апостол Павел и другие апостолы непрерывно гово­рят о том, что крест является цен­тром жизни христианской Церкви, христианского общества, челове­ка. Это момент уничижения, сла­бости, и в то же время — возвы­шения, победы справедливости и истины в моральном, нравствен­ном, в духовном плане. Крест яв­ляется символом вечной жизни и обновления грешного бытия че­ловека. Это символ Бога, почему мы кресту и поклоняемся. И апо­стол Павел неоднократно, во всех посланиях говорит о силе креста, о величии его.

? — Когда умирает чело­век, мы на могилу ставим крест. Для чего мы его ста­вим?

— Дело в том, что смерти хри­стианство не признает. И первые христиане забирали тела своих усопших, особенно мучеников, и там, где они их хоронили, сразу же появлялся крест, и символ Хри­ста — рыбка, ихтис. Потому что язычники преследовали христиан три столетия, и крест являлся сим­волом того, что здесь — бессмерт­ный человек, его останки, которые в Судный день соединятся плотью с душой и телом и предстанут пе­ред Господом в новой, обновлен­ной жизни. Крест — это надежда на жизнь. Апостол говорит: смерти нет. Кладбище всегда было и оста­ется святым местом. Я удивляюсь и поражаюсь тому, что некоторые думают, будто крест это что-то та­кое страшное. На самом деле крест — это корона, украшение. Есть три больших праздника, посвященных кресту. И мы поклоняемся кре­сту. Мы никому, ничему больше не поклоняемся. Мы даже Матери Божией не поклоняемся, мы про­славляем Царицу Небесную, почи­таем Ее, Она сама так установила, а кресту мы поклоняемся.

? — Меня ввергло в недо­умение, что некоторые трактуют — Дрокинский холм, на нем написано «Рос­сия», а сверху возвышается крест, и они говорят «Россию похоронили».

— Напротив, это слава России! Петр I ставил поклонные кресты на берегу Балтики, в Архангельске есть Петровские места, где музеи сохраняют эти кресты, и введен­ные им награды — Георгиевский крест, ордена Андрея Первозван­ного, Александра Невского, — все эти кресты стали символом вы­сочайших наград. В московском Кремле соборы стоят с крестами. Это и есть, действительно, Россия под сенью креста, она защищена. А вовсе не «крест на России» — это полнейшее незнание истории сво­ей Родины.

? — Когда в Россию стали завозить американские фильмы, появились такие фильмы, в которых всевоз­можные чудища с шипением разбегались от креста, и ког­да устанавливали этот крест, у меня сложилось впечатле­ние, что есть люди, которые точно так же шипят при виде креста…

— Креста невозможно боят­ся! С крестом идешь — не страш­ны ни пуля, ни меч, ни враг, ни тюрьма. Он спасает, и каждый из нас на себе это испытал, — силу крестного знамения. Я участвовал в раскопках на Вязьме, где тысячи людей лежат, тогда еще комсомол был, а я уже был священником, но мы как-то состыковались. И мно­гие из воинов были с крестиками, старообрядческие были, право­славные, во многих кителях были зашиты молитвы животворящему Кресту Господню. С верой шли! И не боялись этой смерти. А теперь боятся и смерти, и креста, и страш­но болеют. Но мы, как православ­ные, понимаем — это колоссаль­ное погружение в некую духовную тьму, в некое «временно-пребывальческое» отношение.

А кресты по сей день во всем мире ставят. В Португалии статуя выше ста метров, в Македонии к 2000-летию христианства в стра­не крест высотой 60 метров по­ставили. У нас получилось почти 50 метров. Высоту от размеров горы высчитывали.

«Во многих кителях были зашиты молитвы животворящему Кресту Господню. С верой шли! И не боялись этой смерти. А теперь боятся и смерти, и креста

?— Одна из претензий, ко­торая звучит, «мы государство светское, зачем на наши деньги был построен не нужный нам крест?»

— Во-первых, денег ни у кого не брали. Деньги люди принесли сами. Были частные пожертвования круп­ные, кто-то нес пять рублей, кто-то приносил 500 тысяч рублей. Ника­ких денег из бюджета Церковь ни­когда не берет. Это ложь, Церковь этим никогда не пользуется, кроме тех случаев, когда государство ре­ставрирует исторические памятни­ки федерального значения. Такие храмы у нас есть — Троицкий собор, Покровский кафедральный собор, ачинский Казанский собор, Спас­ский собор в Минусинске. Мы не можем там даже гвоздь вбить, это должно делать министерство. И мы не протестуем, это сохранение на­шей культуры.

?— Люди, которые запускают такой слух, они преследуют какие-то свои цели, и их не так много. А есть люди легко­верные, которые тоже к этому подключаются. И это порядоч­ные бывают люди, даже интел­лигентные, но они не разбира­ются в самом вопросе и встают почему-то на эту сторону. И наш сегодняшний разговор направ­лен, в первую очередь, к ним, чтобы они не заблуждались.

—Учиться надо, брать Евангелие, читать в семье Библию, и видеть, что такое хорошо, что такое плохо. Сегодня никто не осуждает двоежен­ство, троеженство. Нас упрекают, что мы боремся с абортами. А как малыши будут рождаться? Но мы говорим и о том, что надо поддержи­вать женщину, мужчину, родителей, надо им помогать, — и государство мало-помалу это делает, здесь совпа­дают наши намерения. Мы говорим о тех мерзких делах, которые пыта­ются оправдать. Как верующий че­ловек, я знаю силу Бога, и знаю, что наука и просвещение — величайшие помощники в спасении души чело­века. Вот чем надо заняться тем, кто спорит. Может, кто-то обратится. А не обратится — это его личное дело. Но ведь можно хотя бы про­сто знать для себя, чтобы уважать себя как человека культурного. Но нет, они все равно склоняются к из­вращенности мысли и извращенно­сти жизни. Вот это опасно. А крест — это плотина, сдерживающая всю эту грязь в душе человека. Там по­страдал Богочеловек, и победил, и воскрес. Это призыв к человеку всегда побеждать все сложности, любые болезни, любые разрухи.

«Крест — это плотина, сдерживающая всю грязь в душе человека. Там пострадал Богочеловек, и победил, и воскрес. Это призыв к человеку всегда побеждать все сложности, любые болезни, любые разрухи

? — Вы же буквально вчера съездили как раз в Енисейск, где восстанавливают храмы.

— Восстановление идет с фунда­мента, Троицкий храм, Богоявлен­ский собор, там очень много работы. Но что потрясает — там настолько эти храмы мощные! Они барочно­го стиля в Сибири, 400 лет! Ени­сейск же раньше начался. Тобольск и Енисейск, через эти два пункта шли на Мангазею, на Дальний Восток, на север, и так прирастала Россия. Шли казаки, за ними шли географы, за ними шли хлеборобы, и везде были храмы. Енисейск — это наш малень­кий Иерусалим. Поэтому — слава Богу, что к празднику и это делается. Я смотрел на духовную часть, мо­рально-нравственную, историческую. Там прямо охватывает спокойствие. Какая-то убежденность — на своей земле стоишь, на родной планете. Вот такой жизненный город.

И я сразу хочу вернуться к та­кому моменту. Идея креста возник­ла, когда говорили о примирении народа, примирении душ убиен­ных сибиряков в Гражданской во­йне, Великой Отечественной во­йне. Какой может быть памятник? Ни герб Советского Союза не пойдет, ни царский орел, ни серп и молот. Но есть крест, который признавали и признают все наши ветераны, и ве­рующие, и понимают неверующие. Это и есть память, ведь под этой горой битва была, сын с отцом, брат с братом, там столько крови про­лилось. И вот мы думали, надо что- то нам сделать, ведь столетие этой войны, о которой мы мало еще что знаем…

?— И слава Богу, что он появился, пусть крест сохранит и Красноярск, и ребятишек.

— И историю! Все же дети должны спрашивать — «Что про­изошло?» — «Распяли». Челове­ка, может быть, скажут — ничего, пусть будет человека. «Что с ним?» — «Он воскрес! Вот в этой книге, Евангелие, почитай». А что в ней? А там говорится «не убий» и «не укради», и «не твори беззаконий». Не можем без совести и чести, без чистоты мы жить, это нужно че­ловеческому призванию. Друго­го ничего нет. Не может никакая знаменитость приглашать к нрав­ственности, это не символ, а вот крест — может. Потому так и не­навидели его те идеологи, которые хотели уничтожить Россию. Но она выжила. Благодаря кресту, благо­даря своей культуре.