27 февраля на Дрокинской горе, у границы Красноярска с Емельяновским районом, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон освятил поклонный крест, — на сегодняшний день, третий по высоте в мире и первый в России, высотой 48,3 метра. Событие мгновенно стало темой множества горячих обсуждений и споров, как в СМИ, так и в Интернете. Участие в этой дискуссии принял и сам Глава Красноярской митрополии — в частности, в посвященном новой достопримечательности Красноярска выпуске программы «Диалоги» на «Радио России. Красноярск». В эфире радиостанции Владыка Пантелеимон рассказал о традиции установки поклонных крестов, их духовном значении для православных христиан и обсудил реакцию общественности вместе с ведущим программы, красноярским журналистом, регентом и композитором Дмитрием Васяновичем. С избранными фрагментами радиопередачи знакомим читателей «Православного слово Сибири».
? — Владыка, скажите пожалуйста, сама традиция • установки поклонного креста существовала и раньше, это сегодня мы ее заново открываем? Для чего их ставили?
— Традиция установки креста начинается с Распятия Господа Иисуса Христа. Апостол Павел и другие апостолы непрерывно говорят о том, что крест является центром жизни христианской Церкви, христианского общества, человека. Это момент уничижения, слабости, и в то же время — возвышения, победы справедливости и истины в моральном, нравственном, в духовном плане. Крест является символом вечной жизни и обновления грешного бытия человека. Это символ Бога, почему мы кресту и поклоняемся. И апостол Павел неоднократно, во всех посланиях говорит о силе креста, о величии его.
? — Когда умирает человек, мы на могилу ставим крест. Для чего мы его ставим?
— Дело в том, что смерти христианство не признает. И первые христиане забирали тела своих усопших, особенно мучеников, и там, где они их хоронили, сразу же появлялся крест, и символ Христа — рыбка, ихтис. Потому что язычники преследовали христиан три столетия, и крест являлся символом того, что здесь — бессмертный человек, его останки, которые в Судный день соединятся плотью с душой и телом и предстанут перед Господом в новой, обновленной жизни. Крест — это надежда на жизнь. Апостол говорит: смерти нет. Кладбище всегда было и остается святым местом. Я удивляюсь и поражаюсь тому, что некоторые думают, будто крест это что-то такое страшное. На самом деле крест — это корона, украшение. Есть три больших праздника, посвященных кресту. И мы поклоняемся кресту. Мы никому, ничему больше не поклоняемся. Мы даже Матери Божией не поклоняемся, мы прославляем Царицу Небесную, почитаем Ее, Она сама так установила, а кресту мы поклоняемся.
? — Меня ввергло в недоумение, что некоторые трактуют — Дрокинский холм, на нем написано «Россия», а сверху возвышается крест, и они говорят «Россию похоронили».
— Напротив, это слава России! Петр I ставил поклонные кресты на берегу Балтики, в Архангельске есть Петровские места, где музеи сохраняют эти кресты, и введенные им награды — Георгиевский крест, ордена Андрея Первозванного, Александра Невского, — все эти кресты стали символом высочайших наград. В московском Кремле соборы стоят с крестами. Это и есть, действительно, Россия под сенью креста, она защищена. А вовсе не «крест на России» — это полнейшее незнание истории своей Родины.
? — Когда в Россию стали завозить американские фильмы, появились такие фильмы, в которых всевозможные чудища с шипением разбегались от креста, и когда устанавливали этот крест, у меня сложилось впечатление, что есть люди, которые точно так же шипят при виде креста…
— Креста невозможно боятся! С крестом идешь — не страшны ни пуля, ни меч, ни враг, ни тюрьма. Он спасает, и каждый из нас на себе это испытал, — силу крестного знамения. Я участвовал в раскопках на Вязьме, где тысячи людей лежат, тогда еще комсомол был, а я уже был священником, но мы как-то состыковались. И многие из воинов были с крестиками, старообрядческие были, православные, во многих кителях были зашиты молитвы животворящему Кресту Господню. С верой шли! И не боялись этой смерти. А теперь боятся и смерти, и креста, и страшно болеют. Но мы, как православные, понимаем — это колоссальное погружение в некую духовную тьму, в некое «временно-пребывальческое» отношение.
А кресты по сей день во всем мире ставят. В Португалии статуя выше ста метров, в Македонии к 2000-летию христианства в стране крест высотой 60 метров поставили. У нас получилось почти 50 метров. Высоту от размеров горы высчитывали.
«Во многих кителях были зашиты молитвы животворящему Кресту Господню. С верой шли! И не боялись этой смерти. А теперь боятся и смерти, и креста
?— Одна из претензий, которая звучит, «мы государство светское, зачем на наши деньги был построен не нужный нам крест?»
— Во-первых, денег ни у кого не брали. Деньги люди принесли сами. Были частные пожертвования крупные, кто-то нес пять рублей, кто-то приносил 500 тысяч рублей. Никаких денег из бюджета Церковь никогда не берет. Это ложь, Церковь этим никогда не пользуется, кроме тех случаев, когда государство реставрирует исторические памятники федерального значения. Такие храмы у нас есть — Троицкий собор, Покровский кафедральный собор, ачинский Казанский собор, Спасский собор в Минусинске. Мы не можем там даже гвоздь вбить, это должно делать министерство. И мы не протестуем, это сохранение нашей культуры.
?— Люди, которые запускают такой слух, они преследуют какие-то свои цели, и их не так много. А есть люди легковерные, которые тоже к этому подключаются. И это порядочные бывают люди, даже интеллигентные, но они не разбираются в самом вопросе и встают почему-то на эту сторону. И наш сегодняшний разговор направлен, в первую очередь, к ним, чтобы они не заблуждались.
—Учиться надо, брать Евангелие, читать в семье Библию, и видеть, что такое хорошо, что такое плохо. Сегодня никто не осуждает двоеженство, троеженство. Нас упрекают, что мы боремся с абортами. А как малыши будут рождаться? Но мы говорим и о том, что надо поддерживать женщину, мужчину, родителей, надо им помогать, — и государство мало-помалу это делает, здесь совпадают наши намерения. Мы говорим о тех мерзких делах, которые пытаются оправдать. Как верующий человек, я знаю силу Бога, и знаю, что наука и просвещение — величайшие помощники в спасении души человека. Вот чем надо заняться тем, кто спорит. Может, кто-то обратится. А не обратится — это его личное дело. Но ведь можно хотя бы просто знать для себя, чтобы уважать себя как человека культурного. Но нет, они все равно склоняются к извращенности мысли и извращенности жизни. Вот это опасно. А крест — это плотина, сдерживающая всю эту грязь в душе человека. Там пострадал Богочеловек, и победил, и воскрес. Это призыв к человеку всегда побеждать все сложности, любые болезни, любые разрухи.
«Крест — это плотина, сдерживающая всю грязь в душе человека. Там пострадал Богочеловек, и победил, и воскрес. Это призыв к человеку всегда побеждать все сложности, любые болезни, любые разрухи
? — Вы же буквально вчера съездили как раз в Енисейск, где восстанавливают храмы.
— Восстановление идет с фундамента, Троицкий храм, Богоявленский собор, там очень много работы. Но что потрясает — там настолько эти храмы мощные! Они барочного стиля в Сибири, 400 лет! Енисейск же раньше начался. Тобольск и Енисейск, через эти два пункта шли на Мангазею, на Дальний Восток, на север, и так прирастала Россия. Шли казаки, за ними шли географы, за ними шли хлеборобы, и везде были храмы. Енисейск — это наш маленький Иерусалим. Поэтому — слава Богу, что к празднику и это делается. Я смотрел на духовную часть, морально-нравственную, историческую. Там прямо охватывает спокойствие. Какая-то убежденность — на своей земле стоишь, на родной планете. Вот такой жизненный город.
И я сразу хочу вернуться к такому моменту. Идея креста возникла, когда говорили о примирении народа, примирении душ убиенных сибиряков в Гражданской войне, Великой Отечественной войне. Какой может быть памятник? Ни герб Советского Союза не пойдет, ни царский орел, ни серп и молот. Но есть крест, который признавали и признают все наши ветераны, и верующие, и понимают неверующие. Это и есть память, ведь под этой горой битва была, сын с отцом, брат с братом, там столько крови пролилось. И вот мы думали, надо что- то нам сделать, ведь столетие этой войны, о которой мы мало еще что знаем…
?— И слава Богу, что он появился, пусть крест сохранит и Красноярск, и ребятишек.
— И историю! Все же дети должны спрашивать — «Что произошло?» — «Распяли». Человека, может быть, скажут — ничего, пусть будет человека. «Что с ним?» — «Он воскрес! Вот в этой книге, Евангелие, почитай». А что в ней? А там говорится «не убий» и «не укради», и «не твори беззаконий». Не можем без совести и чести, без чистоты мы жить, это нужно человеческому призванию. Другого ничего нет. Не может никакая знаменитость приглашать к нравственности, это не символ, а вот крест — может. Потому так и ненавидели его те идеологи, которые хотели уничтожить Россию. Но она выжила. Благодаря кресту, благодаря своей культуре.