Статьи

«По плодам их узнаете их…»

МАКСИМ РЫЧКОВ

Читавшие повесть «Огненный бог Марранов» советского детского писателя А.И. Волкова из цикла о Волшебной стране наверняка вспомнят этот отрывок:

«Полковник Харт выступил вперед.

— От имени его величества короля Урфина Первого предлагаю вам сдаться и признать его владычество. — А какие преимущества это нам даст? — поинтересовался Ружеро.

— Ну, какие… — Не искушенный в дипломатических переговорах, Харт запнулся.

— Вы будете платить Великому Урфину дань, а за это он станет оборонять вашу страну от врагов…

Ружеро рассмеялся:

 — Мы живем здесь уже восемь лет и за это время в первый раз увидели врагов. И враги эти — вы! Что же, вы будете охранять нас от самих себя?..

Полковник почувствовал, что словесный поединок он проигрывает, и рассвирепел…»

По существу, в этих строках — вся суть затянувшегося церковного раскола на Украине.

Поле битвы — храмы

К середине весны 2019-го нападения и попытки захватов храмов канонической Церкви стали почти что неотъемлемой частью религиозной жизни украинского общества (в первую очередь — в западных и центральных областях страны). Деятели «Православной церкви в Украине» еще совсем недавно позиционировали свою, мягко говоря, сомнительную инициативу как средство для объединения всех верующих страны. В действительности же «автокефальная авантюра» обернулась лишь актами насилия и гражданской напряженностью.

«По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф.7:16–17). Предоставим слово скупым на эмоции новостным сводкам.

— 24 марта. Ровненская область, Гощанский район, село Мнишин. Представители «ПЦУ» при поддержке боевиков экстремистской организации срезали замки на дверях Покровской церкви. Сработала сигнализация, но прибывшие работники государственной службы охраны отказались вмешиваться в ситуацию. Нападавшие совершили в храме «молебен» и неудачно попытались установить там новые замки. Прихожане же смогли попасть в храмовое помещение только после того, как на месте происшествия оказались сотрудники правоохранительных органов.

— 23 марта. Киевская область, город Иванков. 40 агрессивно настроенных сторонников «ПЦУ» попытались захватить храм Рождества Пресвятой Богородицы прямо во время Литургии, выкрикивая оскорбления в адрес настоятеля прихода. Попасть на прихрамовую территорию рейдерам не дали прихожане Богородице-Рождественского храма.

— 17 марта. Киевская область, село Погребы. Несколько сотен  экстремистов напали на Успенский храм. Ворвавшись в церковь после Литургии, нападавшие заявили о том, что здание переходит под юрисдикцию «ПЦУ». Прибывшие полицейские очистили помещение, выгнав как рейдеров, так и прихожан канонической Церкви.

— 16 марта. Винницкая область, Винницкий район, село Лука-Мелишковская. Прихожане храма, опасаясь нападения радикалов,

остались в нем на ночь. Тогда сторонники «ПЦУ» утром заблокировали их в помещении, мешая совершению Божественной литургии. После четырехчасового противостояния прихожанам всё же удалось добиться ухода непрошеных гостей.

Как показывают хроники этой «необъявленной войны», «поле битвы» всё чаще остается за клириками и прихожанами канонической Церкви. Они буквально ни на минуту не оставляют без присмотра свои приходы, не пасуют перед угрозой физического насилия, активно обращаются за помощью в полицию.

Однако отстоять свое получается далеко не всегда; например, только в канун Великого поста, с 9 по 10 марта, раскольникам успешно удались «рейдерские операции» в Винницкой, Волынской, Черниговской и Черновицко-Буковинской епархиях.

Охотники за приходами

Надо оговориться, что само по себе печальное явление захватов храмов не стало в 2019 году чем-то новым для Украины. Систематические атаки на приходы канонической Церкви начались еще в 2014-м, после государственного переворота в стране. Новым стал лишь масштаб: «объединительный собор» и получение «томоса об автокефалии» позволили раскольникам практически поставить на конвейер захват новых храмов.

После провозглашения «ПЦУ» у верующих было отобрано 55 церквей и соборов — примерностолько же, сколько за все 2014–2018 годы.

У «церковных рейдеров» ужесложился свой негласный modus operandi, исправно повторяемый все в новом и новом населенном пункте.

Видимой части каждой операции — запугиванию и побоям клириков и прихожан, опереточным «голосованиям» о переходе в «ПЦУ» и конечной смене замков — предшествует идеологическая обработка местных жителей. Разумеется, речь даже не идет о духовных и богословских вопросах — разыгрывается сугубо политическая карта. Доверчивым обывателям-«захожанам», в первую очередь, объясняют, что именно «московская Церковь», оказывается, ответственна за вооруженный конфликт на юго-востоке страны. Для сельской местности этот вопрос актуален куда больше, чем для городов: от призыва в армию здесь укрыться намного труднее, и боевые действия на Донбассе непосредственно коснулись уже многих семей украинских сельчан. Таким образом, играя на горе и страхе простодушных людей, раскольники находят себе новых сторонников.

Но одного конфликта на Донбассе, конечно же, для успешного захвата новых и новых церквей было бы мало. Немаловажным фактором здесь служит всесторонняя поддержка светской власти. И дело не в одной только навязчивой агитации против «московской Церкви», но и в выгодных для «автокефалистов» законопроектах, создающих нужную юридическую базу. 17 января этого года национальный парламент — Верховная Рада — приняла соответствующий акт, существенно упростивший условия перехода религиозной общины из одной юрисдикции в другую. Фактически, теперь судьбу любого храма могут решить голосованием случайные люди, только называющие себя «прихожанами».

«Не тот путь, которым мы должны идти»

Бедственное положение, в котором оказались сотни тысяч православных украинцев, уже давно перестало быть тайной за семью печатями для всего международного сообщества.

 «Хотя напряженность между православными общинами существовала и до вооруженного конфликта на востоке Украины, их значительно обострил продолжающийся процесс получения автокефалии», — говорится в опубликованном 15 марта докладе Управления верховного комиссара ООН по правам человека. За 2018–2019 гг. орган задокументировал 10 случаев угроз и актов запугивания в отношении священнослужителей и прихожан Украинской Православной Церкви; конечно, это только лишь капля в море. Еще даже до обострения церковного конфликта в стране, 30 октября 2018 года, группа специальных докладчиков ООН обращалась в государственные органы Украины с запросом по поводу нарушений прав верующих — но ответа так и не последовало до сих пор.

«Такое поведение со стороны государственных лиц, ответственных за международную политику, свидетельствует о попытках скрыть от международного правозащитного механизма факты нарушений прав человека на территории Украины и является очередным доказательством наличия системной государственной политики по дискриминации Украинской Православной Церкви», — констатировало тогда церковное представительство при европейских международных организациях.

Но молчать бесконечно у украинских властей не выйдет. 21 марта факты систематического преследования и ущемления в правах клира и паствы канонической Церкви в глаза действующему пока президенту страны Петру Порошенко предъявил лично Предстоятель — Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.

— Уверен, что все, что сейчас творится вокруг нашей Церкви в том числе и среди православных вообще, это не тот путь, которым мы должны идти. Это точно не тот путь, который приведет нас к единству. Следует признать ошибочность этого, сделать выводы из ошибок, и искать другие пути. Захват и перетаскивание приходов только отбрасывают процесс единства на десятилетия назад, — сказал тогда Владыка Онуфрий.

 Порошенко же в ответ, точно нерадивому школьнику, пришлось

стыдливо оправдываться: мол, ни он, ни какая-либо областная государственная администрация не давали указаний на места по переводу храмов из одной конфессии в другую. Будто бы и не было личного участия Петра Алексеевича в, как минимум, захвате Преображенского кафедрального собора в Виннице минувшей зимой. С другой же стороны, а что еще оставалось делать президенту Порошенко на фоне очевидного краха всей «автокефальной авантюры», которую он так усердно пестовал с самого начала, не гнушаясь при этом насмешек и клеветы в адрес канонической Церкви?

***

Несмотря на переменные «успехи» на «полях битв» в виде церковных приходов, сам проект «ПЦУ» продолжает закономерно идти в тупик. «Предстоятоятель» раскольнической организации «митрополит» Епифаний Думенко в многочисленных интервью украинским и западным журналистам пока это отрицает. Дескать, «450 общин верующих» (как тут не вспомнить хлестаковские 35 тысяч курьеров из гоголевского «Ревизора»!) примкнули к «автокефальной церкви» вполне добровольно, а что Поместные Православные Церкви отказываются от любого признания его «детища» — так это всё козни «длинных рук Москвы».

Мифические «руки Москвы», однако, совершенно не мешают Поместным Церквям не соглашаться с отдельными шагами Русской Православной Церкви по отдельным аспектам затянувшегося конфликта.

Но в главном — в вопросе необходимости всеправославного консенсуса и принципиальной неприемлемости любых сношений с анафематами и раскольниками — действительно едины все, ведь речь тут идет не о лояльности к Московскому Патриархату, но о верности незыблемым тысячелетним канонам.

Этим же канонам (а, опять-таки, не злокозненной «Москве») верны и сотни тысяч украинских православных. Потому и каждый приход «автокефалистам» приходится буквально отвоевывать с боями, и даже изгнанные из своих храмов общины верующих продолжают общую молитву — хоть в других церквях, хоть в неприспособленных помещениях, хоть на открытом воздухе.

«На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).