Статьи

Иерей Димитрий Любочко: Мы чувствовали потребность спортсменов в духовной поддержке во время соревнований

Интервью Василия Варламова

В начале марта в Красноярске состоялась первая в России Зимняя универсиада. Город серьезно подготовился к играм: было реконструировано или построено 34 объекта, включая не спортивные (строительство нового корпуса краевой боль­ницы, краевого Центра пита­ния, Николаевского проспекта). Деревня Универсиады разме­стилась в кампусе Сибирского федерального университета, в непосредственной близости к Николаевской сопке и боль­шинству горнолыжных объек­тов. Не забыли организаторы соревнований и о том, что у верующих спортсменов есть потребность в духовном напут­ствии на спортивные победы.

28 февраля в Деревне Универсиады офици­ально открыли Центр религий. Он разме­стился в сервис-холле Деревни (Многофункциональном центре СФУ) и представлял собой семь отдельных помещений для пред­ставителей православия, католи­цизма, протестантизма, ислама, иудаизма, буддизма и индуизма.

Для православных спортсме­нов в Центре религий была от­крыта временная часовня свято­го праведного Иоанна Русского, которую обустраивали клирики и прихожане красноярского Иоанно-Предтеченского храма. Бла­годарственный молебен в пред­дверии официального открытия XXIX Всемирной зимней уни­версиады в ней совершил пред­седатель Патриаршей комиссии по вопросам физической куль­туры и спорта, Управляющий Мурманской епархией и времен­но управляющий Североморской епархией Епископ Мурманский и Мончегорский Митрофан, спе­циально прибывший в Красно­ярск, чтобы ознакомиться с объ­ектами соревнований.

Настоятелем временной ча­совни стал пред­седатель епархи­ального Отдела здорового образа жизни и спорта, штатный свя­щенник красно­ярского Покров­ского кафедрального собора иерей Димитрий Любочко.

? — Отец Димитрий, много ли людей посетило часовню?

— Конечно, люди прихо­дили. За все дни работы часовни ее посетили порядка ста человек. Все зависело от графиков спортсме­нов — тренировок и соревнований команд. То есть в один день могло быть три человека, а в другой — пять человек в час. В субботу, когда часть соревнований уже закончи­лась, и команды начали разъезжать­ся, людей стало меньше. Но когда было свободное время — часовню посещали. Приходили также волон­теры, люди, работавшие в дирекции Универсиады, охранники Деревни. В основном, конечно, помолиться приходили русские, из иностранцев были также граждане Молдавии.

Много людей было в день от­крытия, полный храм. Когда мы совершали молебен перед началом соревнований, на нем была большая делегация от сборной России.

Из важных гостей заходил про­ректор одного из крымских универ­ситетов. Он помолился и поставил свечу, было видно, что он не из лю­бопытства заходил, а искал Божией помощи в каких-то своих делах.

— Для служения во вре­менной часовне специально отбирали священников со знанием английского языка. Раз были только русские и мол­даване — английский не приго­дился?

— Почему же, пригодился. Помимо верующих были еще иностранные делегации, которые приходили про­сто посмотреть. Им было интересно познакомиться с другой культурой. Многие посетители восхищались часовней: резным иконостасом, кра­сотой и благочестивостью, которая, в общем-то, присутствует во всех православных храмах. Заходили к нам индуистские священнослужите­ли — были очень впечатлены. При­ходили и католики, в том числе — монахини и священники. Все наши молитвы были продублированы на английском языке, и по их лицам было видно, что они узнали, кому предназначены эти молитвы, каким святым. Возможно, у них эти святые тоже почитаются.

? — А вы посещали другие помещения Религиозного центра?

— Мы с Владыкой Пантелеимоном заходили накануне открытия Центра в католическую часовню. У них все проще, чем у нас: крест на стене, скамейки, помещение поменьше. Икона-крест, кстати, очень древней иконописи. И что любопытно: у Спасителя ноги при­биты не на один гвоздь, а на два, так, как принято в православной традиции.

? — Что теперь, после окон­чания соревнований, бу­дет с часовней?

— Помещение мы освободили, оно было дано нам временно, как и все прочие комнаты в здании. Что там теперь будет — не знаю. Я думаю, никакого религиозного назначения они не будут теперь нести.

? — Как вы оцениваете свое служение на Универсиаде?

— Мы не зря присутствова­ли там, и в тех людях, которые к нам приходили, была видна их вера, по­требность спортсменов в духовной поддержке во время соревнований. Некоторые из них ходили на канон Андрея Критского — два дня Уни­версиады захватили Великий пост.

? — Вы молились за победу наших спортсменов?

— Каждое утро, в восемь часов служили молебен на всякое доброе дело и соединяли его с благодар­ственным. Потому что шли сорев­нования, и мы благодарили Бога за все наши победы и неудачи тоже — чтобы вновь к этим победам вер­нуться.

Слышал такую вещь — возмож­но, это шутка, утверждать не берусь — будто по Европе пошел слух, что русские смогли завоевать почти все медали Универсиады каким-то ми­стическим образом, при поддержке высших сил. Видимо, не верят, что наши спортсмены настолько про­фессиональны, что могут выигры­вать подобные соревнования.

Все-таки в зарубежных высших учебных заведениях есть отдель­ные спортивные направления, где учатся профессионалы в своих ви­дах спорта. В Америке, допустим, бейсболисты и хоккеисты. Поэтому я бы не сказал, что можно вот так заявить, что мы выиграли с легко­стью. Всякому человеку, спортсме­ну, необходимо иметь духовную опору. Поэтому мы часто видим, как самые профессиональные ко­манды, самые высокооплачива­емые игроки, при определенных условиях могут играть очень плохо.

Духовная основа, бесстрашие и мужество, готовность, преодоле­вая боль и травмы выходить на лед, на арену, несмотря на то, что все против тебя — именно это делает победы великими. Если посмо­треть самые величайшие достиже­ния наших спортсменов, то именно в таком состоянии — с переломами, с разрывами связок, они выходили и побеждали. Поскольку человек состоит из трех частей: дух, душа и тело. И когда это все связано вме­сте, то физические травмы могут быть скомпенсированы преобла­данием духовной составляющей. Именно поэтому, несмотря на свою немощь и болезни, святые всег­да были для здоровых, но падших духом людей примером. И глядя на них, те становились мудрее, сте­пеннее и выносливее.