Интервью Василия Варламова
В начале марта в Красноярске состоялась первая в России Зимняя универсиада. Город серьезно подготовился к играм: было реконструировано или построено 34 объекта, включая не спортивные (строительство нового корпуса краевой больницы, краевого Центра питания, Николаевского проспекта). Деревня Универсиады разместилась в кампусе Сибирского федерального университета, в непосредственной близости к Николаевской сопке и большинству горнолыжных объектов. Не забыли организаторы соревнований и о том, что у верующих спортсменов есть потребность в духовном напутствии на спортивные победы.
28 февраля в Деревне Универсиады официально открыли Центр религий. Он разместился в сервис-холле Деревни (Многофункциональном центре СФУ) и представлял собой семь отдельных помещений для представителей православия, католицизма, протестантизма, ислама, иудаизма, буддизма и индуизма.
Для православных спортсменов в Центре религий была открыта временная часовня святого праведного Иоанна Русского, которую обустраивали клирики и прихожане красноярского Иоанно-Предтеченского храма. Благодарственный молебен в преддверии официального открытия XXIX Всемирной зимней универсиады в ней совершил председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта, Управляющий Мурманской епархией и временно управляющий Североморской епархией Епископ Мурманский и Мончегорский Митрофан, специально прибывший в Красноярск, чтобы ознакомиться с объектами соревнований.
Настоятелем временной часовни стал председатель епархиального Отдела здорового образа жизни и спорта, штатный священник красноярского Покровского кафедрального собора иерей Димитрий Любочко.
? — Отец Димитрий, много ли людей посетило часовню?
— Конечно, люди приходили. За все дни работы часовни ее посетили порядка ста человек. Все зависело от графиков спортсменов — тренировок и соревнований команд. То есть в один день могло быть три человека, а в другой — пять человек в час. В субботу, когда часть соревнований уже закончилась, и команды начали разъезжаться, людей стало меньше. Но когда было свободное время — часовню посещали. Приходили также волонтеры, люди, работавшие в дирекции Универсиады, охранники Деревни. В основном, конечно, помолиться приходили русские, из иностранцев были также граждане Молдавии.
Много людей было в день открытия, полный храм. Когда мы совершали молебен перед началом соревнований, на нем была большая делегация от сборной России.
Из важных гостей заходил проректор одного из крымских университетов. Он помолился и поставил свечу, было видно, что он не из любопытства заходил, а искал Божией помощи в каких-то своих делах.
— Для служения во временной часовне специально отбирали священников со знанием английского языка. Раз были только русские и молдаване — английский не пригодился?
— Почему же, пригодился. Помимо верующих были еще иностранные делегации, которые приходили просто посмотреть. Им было интересно познакомиться с другой культурой. Многие посетители восхищались часовней: резным иконостасом, красотой и благочестивостью, которая, в общем-то, присутствует во всех православных храмах. Заходили к нам индуистские священнослужители — были очень впечатлены. Приходили и католики, в том числе — монахини и священники. Все наши молитвы были продублированы на английском языке, и по их лицам было видно, что они узнали, кому предназначены эти молитвы, каким святым. Возможно, у них эти святые тоже почитаются.
? — А вы посещали другие помещения Религиозного центра?
— Мы с Владыкой Пантелеимоном заходили накануне открытия Центра в католическую часовню. У них все проще, чем у нас: крест на стене, скамейки, помещение поменьше. Икона-крест, кстати, очень древней иконописи. И что любопытно: у Спасителя ноги прибиты не на один гвоздь, а на два, так, как принято в православной традиции.
? — Что теперь, после окончания соревнований, будет с часовней?
— Помещение мы освободили, оно было дано нам временно, как и все прочие комнаты в здании. Что там теперь будет — не знаю. Я думаю, никакого религиозного назначения они не будут теперь нести.
? — Как вы оцениваете свое служение на Универсиаде?
— Мы не зря присутствовали там, и в тех людях, которые к нам приходили, была видна их вера, потребность спортсменов в духовной поддержке во время соревнований. Некоторые из них ходили на канон Андрея Критского — два дня Универсиады захватили Великий пост.
? — Вы молились за победу наших спортсменов?
— Каждое утро, в восемь часов служили молебен на всякое доброе дело и соединяли его с благодарственным. Потому что шли соревнования, и мы благодарили Бога за все наши победы и неудачи тоже — чтобы вновь к этим победам вернуться.
Слышал такую вещь — возможно, это шутка, утверждать не берусь — будто по Европе пошел слух, что русские смогли завоевать почти все медали Универсиады каким-то мистическим образом, при поддержке высших сил. Видимо, не верят, что наши спортсмены настолько профессиональны, что могут выигрывать подобные соревнования.
Все-таки в зарубежных высших учебных заведениях есть отдельные спортивные направления, где учатся профессионалы в своих видах спорта. В Америке, допустим, бейсболисты и хоккеисты. Поэтому я бы не сказал, что можно вот так заявить, что мы выиграли с легкостью. Всякому человеку, спортсмену, необходимо иметь духовную опору. Поэтому мы часто видим, как самые профессиональные команды, самые высокооплачиваемые игроки, при определенных условиях могут играть очень плохо.
Духовная основа, бесстрашие и мужество, готовность, преодолевая боль и травмы выходить на лед, на арену, несмотря на то, что все против тебя — именно это делает победы великими. Если посмотреть самые величайшие достижения наших спортсменов, то именно в таком состоянии — с переломами, с разрывами связок, они выходили и побеждали. Поскольку человек состоит из трех частей: дух, душа и тело. И когда это все связано вместе, то физические травмы могут быть скомпенсированы преобладанием духовной составляющей. Именно поэтому, несмотря на свою немощь и болезни, святые всегда были для здоровых, но падших духом людей примером. И глядя на них, те становились мудрее, степеннее и выносливее.