Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 25 июля — 31 июля в 2022 году — седьмая седмица (неделя) по Пятидесятнице.
26 июля (13 июля по ст. ст.). Собор архангела Гавриила
Для того чтобы благовестить Деве Марии и с Нею всем людям великую радость о Воплощении Сына Божия Господь избрал архангела Гавриила — служителя Божественного Всемогущества.
Святой Архистратиг Гавриил возвещал ветхозаветному человечеству о будущем воплощении Сына Божия: вдохновлял пророка Моисея при написании книги Бытия; пророку Даниилу возвещал о грядущих судьбах еврейского народа (Дан. 8:16; Дан. 9:21–24); являлся праведной Анне с вестью о рождении от неё Преблагословенной Девы Марии. Святой Архистратиг Гавриил неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме и впоследствии охранял Её во всё время земной жизни. Он явился священнику Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня — Иоанна Крестителя. Господь посылал его к святому Иосифу Обручнику: он явился ему во сне, чтобы открыть ему тайну воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, предупредил о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицей. Когда Господь перед Своими страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, на укрепление Его, по Церковному Преданию, был послан с Небес Архангел Гавриил, имя которого означает «Крепость Божия» (Лк. 22:43). Жёны-мироносицы услышали от Архистратига радостную весть о Воскресении Христовом.
Православная Церковь призывает своих чад с верой и усердием прибегать в молитвах к великому Ангелу, вспоминая в этот день многократные явления святого Архистратига Гавриила и его ревностное исполнение Божественной воли, исповедуя его ходатайство пред Господом о христианах.
27 июля (14 июля по ст.ст.). День памяти преподобного Никодима Святогорца
Поколения русских православных знают Никодима Святогорца как автора книги «Невидимая брань», которую в 1912 году перевёл великий богослов-аскет епископ Феофан Затворник. Преподобный Никодим Святогорец, в Крещении Николай, родился в 1748 году на греческом острове Наксосе. В возрасте 26 лет он пришел на Святую Гору Афон и там, в монастыре Дионисиат, принял постриг с именем Никодим.
После двух лет в монастыре инок, по поручению митрополита Коринфского Макария, приступил к подготовке издания рукописи «Добротолюбие», найденной в Ватопедском монастыре.
В 1783 году преподобный Никодим принял схиму и шесть лет пребывал в совершенном безмолвии. Когда на Афон вновь прибыл митрополит Коринфский Макарий, он возложил на преподобного Никодима новое послушание – редактирование творений преподобного Симеона Нового Богослова. Преподобный Никодим оставил подвиг молчальничества и опять занялся литературной работой. С того времени до самой своей кончины он продолжал ревностно трудиться на этом поприще.
Незадолго до своей кончины преподобный Никодим упросил заняться изданием своих трудов иеромонахов иконописцев Стефана и Неофита Скуртеев (Куцовлахи), у которых 1 июля 1809 года он отошел ко Господу.
За 30 лет Никодим успел перевести и подготовить к изданию множество сочинений христианских подвижников-богословов и написать несколько собственных: (принятые в Русской Православной Церкви) канон в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы, а также «Служба Преподобным и Богоносным отцем, во Афоне постнически просиявшим» («Православный церковный календарь на 1976 г.», с. 61), «Еортодромион или изъяснение песенных канонов, которые поются накануне Господских и Богородичных праздников» (Венеция, 1836), «Новая Лествица, или толкование 75-ти степенных песней Октоиха» (Константинополь, 1844).
28 июля (15 июля по ст. ст.). День памяти равноапостольного великого Владимира (1015) — День Крещения Руси
В этот день верующие вспоминают о Крещении Руси 988 года. На государственном уровне годовщина этого события уже в двенадцатый раз будет отмечаться как День Крещения Руси.
Зачастую подчеркивается политическая сторона принятия нашими предками Православия — Крещение Руси понимается как неотъемлемый этап строительства централизованного государства, веха в объединении восточнославянских племён в единый народ. Вместе с тем, принятие Православия имело большое духовное, ценностное наполнение: началось становление и развитие культуры и духовно-нравственных ценностей, в прошлое ушли многие пережитки родоплеменного строя, связанные с языческими верованиями (кровавые жертвоприношения, поклонения идолам, многожёнство, пренебрежительное отношение к больным и слабым и пр.).
Лучше всего об этом говорит жизнь самого князя Владимира: некогда фанатичный язычник и жестокий правитель после Крещения становится сдержанным, незлобливым, милосердным и благоразумным, а после смерти был прославлен в лике святых как равноапостольный. Почитая в этот день память святого князя Владимира и историческое принятие на Руси Православия, мы одновременно празднуем акт преображения и духовного обновления и в масштабе личности, и в размерах всей страны.
30 июля (17 июля по ст. ст.). День памяти великомученицы Марины (Маргариты) Антиохийской
Марина Антиохийская – святая IV в., почитаемая в лике великомученицы, которая была предана казни в период христианских гонений императора Диоклетиана (284-305 гг.) в 15-летнем возрасте. В житии Марины Антиохийской «Золотая легенда» (ок.1260 г.) в изложении агиографов западной церкви Марина Антиохийская была переименована в Маргариту Антиохийскую.
Родилась Марина в семье языческого жреца Эдессия, росла без матери и воспитывалась кормилицей, а по достижении двенадцати лет приняла христианство — узнав об этом, отец отрёкся от дочери.
В возрасте пятнадцати лет Марина пасла овец. Правитель той области проезжал мимо, очаровался ее красотой и сделал ей предложение. Марина не скрывала, что она христианка. Тогда правитель отдал ее на попечение одной знатной женщине, надеясь, что та уговорит девушку отречься от Христа. Но Марина отвергла это и отказалась принести жертву идолам.
Тогда римский епарх Олимврий приговорил девушку к казни. Её били прутьями, терзали трезубцем, вбивали в тело гвозди. Молитвы помогали святой переносить страдания. После истязаний Марину бросили в темницу — там её искушал дьявол в образе змия, но девушка победила нечистую силу крестным знамением и даже физически сразилась с ним, убив его, по преданию, молотком. Наутро раны на теле мученицы зажили, и она предстала перед правителем укреплённая Господом. После пыток огнём святую Марину Антиохийскую хотели утопить в бочке с водой, но вдруг сотряслась земля, оковы с её рук спали. С небес в лучах света спустилась голубка, держащая золотой венец. Марина вышла из воды невредима. Все были поражены видением и многие уверовали в Христа. Епарх приказал убивать этих людей, которых оказалось около пятнадцати тысяч. Марину тоже приговорили к усечению мечом. Она сама попросила палача исполнить приговор, что он и сделал.
Очевидец Феотим описал ее страдания. Мощи великомученицы Марины хранились в Константинополе до взятия города крестоносцами в 1204 г. В наши дни частицам мощей Марины Антиохийской в России поклоняются в Троице-Сергиевой Лавре, Московских храмах Воскресения Христова в Сокольниках, пророка Илии в Обыденском переулке, в Вознесенском Печерском монастыре г. Нижний Новгород, храме Вознесения Господня в с. Спасское Приморского края.