Статьи

Православная неделя с 18 по 24 июля 2022 года: обретение мощей преподобного Сергия Радонежского, положение ризы Иисуса Христа и день памяти равноапостольной княгини Ольги

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 18–24 июля в 2022 году — шестая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

18 июля (5 июля по ст. ст.). Обретение мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского (1422)

Честные останки преподобного Сергия — одного из наиболее чтимых в России святых, духовного собирателя русского народа и возобновителя монашеской традиции — были обретены спустя 30 лет после его земной кончины.

Согласно преданию, перед началом строительства нового храма в Троице-Сергиевой лавре, святой явился во сне одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?». Вскоре его останки обнаружили строители, и все увидели, что не только тело, но и одежды на святом Сергии остались невредимы.

При большом стечении богомольцев святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Свято-Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году нового каменного собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

Напоминаем, что 26 июня, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил крестный ход со святыми мощами преподобного Сергия Радонежского от часовни Параскевы Пятницы на Караульной горе до поклонного креста на Стрелке в Красноярске. Этот крестный ход, приуроченный к 600-летию обретения мощей преподобного, стал крупнейшим за последние годы, в нем приняли участие более 2000 человек.

21 июля (8 июля по ст. ст.). Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579)

Образ Богородицы явился в Казани через 27 лет после того, как этот город стал частью Русского государства. Православное население здесь было ещё невелико, и нередко сталкивалось со злословием и несправедливостью: летом 1579 года на христиан клеветнически возложили вину за разрушительный пожар, истребивший часть города.

При разборе пепелищ и была найдена одна из величайших святынь Русской Церкви: об этом через девятилетнюю девочку Матрону православных казанцев оповестила Сама Пресвятая Богородица. Взрослые долгое время не верили детским словам, но настойчивость Матроны заставила поверить в них самого епископа, и образ Небесной Царицы был обретён.

На месте обретения иконы по царскому указу жители Казани возвели Богородицкий девичий монастырь, а первый список с иконы был отправлен в Москву.

23 июля (10 июля по ст. ст.). Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625)

Честную ризу Спасителя нужно отличать от Его хитона. Если хитон римские солдаты решили не делить, а разыграли, бросив жребий, то ризу они разорвали на несколько частей. Каждая из них спустя годы и века стала предметом почитания верующих в разных уголках христианского мира: от Франции и до Грузии, из которой и была перенесена в столицу Русского царства.

Путь Ризы был непростым. Святыня стала добычей персидского шаха Аббаса, разграбившего вместе со своим войском Грузию в начале ХVII века. По прошествии времени этот правитель решил вернуть частицу Ризы православным — шах передал её в 1625 году в дар царю Михаилу, первому государю из дома Романовых, и Святейшему Патриарху Филарету. Подлинность святыни засвидетельствовал лично Патриарх Иерусалимский Феофан, специально прибывший в Москву.

24 июля (11 июля по ст. ст.). День памяти святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги

Первым правителем в отечественной истории, принявшим Святое Крещение, стала именно княгиня Ольга. Восприемником княгини, получившей имя Елена, стал лично византийский император — это историческое событие состоялось около 955 года в Константинополе.

По преданиям, до Крещения Ольга вела себя совсем иначе, живя в языческом окружении и будучи язычницой — тому свидетельствует легенда о жестокой мести Ольги восставшим древлянам, убившим её супруга князя Игоря.

После принятия Крещения княгиня Ольга становится другой — и как политик, и как человек. Расправам над непокорными она предпочитает мудрое и мирное управление. По всей Руси начинают строиться первые православные храмы, делаются первые шаги по становлению православной веры. В связи с этим стихийное народное почитание княгини Ольги началось задолго до её официальной канонизации в лике равноапостольных святых в середине XVI века.