Статьи

Православная неделя с 17 по 23 января: Богоявление и дни памяти святителей Филиппа Московского и Феофана Затворника

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 17–23 января — седмица 31-я по Пятидесятнице.

19 января (6 января по ст. ст.). Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Крещение Господне — один из важнейших праздников Церкви. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с Небес сошёл Дух Святой в облике голубя и глас с Неба назвал Его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: «Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Мф. 3:14-17). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос — Бог Отец, голубь — Бог Дух Святой, Иисус Христос — Бог Сын.  И было засвидетельствовано, что Иисус — не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

Главная особенность богоявленского богослужения — это освящение воды. Воду освящают два раза: накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — чином великого освящения воды, который ещё называют великой агиасмой, и второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии.

22 января (9 января по ст. ст.). День памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца (+1569)

Митрополит Филипп (в миру — Феодор Степанович Колычев, 1507–1569) занимает особое место в сонме святых Русской Церкви. Этот архипастырь принял насильственную смерть — но не от рук иноверцев или безбожников, как десятки и сотни мучеников, а по злой воле своего же, русского царя.

Будущий святитель происходил из знатного и влиятельного боярского рода Колычевых. Однако ни военное дело, ни политические интриги, ни жизнь в роскоши не прельщали юного Феодора. Известно, что уже в 1530-х он подвизался в одной из обителей на русском Севере, а в 1540 году будущего митрополита на Соловках рукоположили в монахи с именем Филипп.

Уже через 8 лет отец Филипп стал игуменом Соловецкой обители. За 17 лет на этом ответственном посту ему удалось сделать монастырь зажиточным и преуспевающим, многократно увеличив число его насельников. Будущий святой стал непререкаемым духовным авторитетом в масштабах всей страны.

Оттого и неудивительно, что летом 1566 года ему предложили стать митрополитом Московским и всея Руси. Игумен долго колебался, пытался отказаться, но затем всё-таки поддался уговорам безмерно уважавшего его духовенства. Но, став митрополитом, Филипп не пошёл на сделку с совестью: он заступался за гонимых и опальных, открыто требовал от царя Иоанна IV Грозного отменить ненавистную опричнину. Открытый конфликт с государем стал неизбежным: 22 марта 1568 года в Успенском соборе московского Кремля митрополит прилюдно отказал царю Иоанну в благословении.

Разъярённый царь сначала организовал неправедное судилище, где владыку Филиппа «извергли из сана» и отправили в ссылку в Тверь. Но и этого правителю оказалось мало: 9 января 1569 года ближайший царский подручный Малюта Скуратов задушил архипастыря во время молитвы.

23 января (10 января по ст. ст.). День памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского (1894)

Святитель Феофан (в миру — Георгий Васильевич Говоров, 1815–1894) — один из самых почитаемых и известных богословов-проповедников в истории Русской Церкви. Его «Письма о христианской жизни» многие священники и сегодня советуют для прочтения всем желающим понять, что такое Православие.

Говоря об этом святом, в первую очередь вспоминают, что последние 22 года своей жизни он провёл в затворе в Вышенской пустыни (современная Рязанская область). Там святитель Феофан написал большую часть твоих трудов, и именно этот период дал ему прозвище, под которым архипастырь стал известен в церковной истории.

Но этим годам предшествовали десятилетия активного служения на ниве Христовой. В разные годы будущий затворник преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии, был членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, будучи рукоположенным в епископы (в 1859 году),  последовательно управлял Тамбовской и Владимирской епархиями (до 1866 года).

Знавшие святителя Феофана современники отмечали «глубокое знание всех движений сердца человеческого и его духовных потребностей, опытное знакомство с духовной жизнью, обширные познания в области и Священного Писания, и творений святоотеческих, и наук естественных и исторических» (И.Н. Корсунский). В лике святых епископа прославили на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году.