Статьи

Православная неделя с 10 по 16 января: Обрезание Господне, дни памяти Никомидийских и Вифлеемских мучеников, Иосифа Обручника, Василия Великого и Серафима Саровского

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 10–16 января — седмица 30-я по Пятидесятнице.

10 января (28 декабря по ст. ст.). день памяти 20 000 мучеников в Никомидии в церкви сожженных, и прочих, тамо же вне церкви пострадавших (302 г.)

Мученический подвиг христиан в Никомидии (древний город близ турецкого Стамбула) стал одной из самых скорбных страниц в истории Церкви.

Святые собрались в храме, чтобы встретить Рождество Христово. Пришедшие же от императора-язычника Максимиана глашатаи приказали им отречься от веры и принести жертву языческим богам, однако получили отказ, даже перед лицом угрозы расправы. В итоге, христиан сожгли заживо запертыми в храме. По преданию, бывший среди них епископ Никомидийский Анфим крестил оглашенных и всех причастил Святых Тайн.

Преследования и убийства христиан продолжились и в последующие дни. Видя страдания единоверцев, открыто Христа исповедали многие знатные люди: полководец Зинон, наместник Дорофей, бывшая языческая жрица Домна и многие другие, — всего около 20 000 человек.

11 января (29 декабря по ст. ст.). День памяти 14 000 мучеников от Ирода в Вифлееме избиенных (I)

Если архидиакон Стефан стал первым священномучеником, то Вифлеемские младенцы — первыми мучениками, погибшими за Христа.

По преданию, до иудейского царя Ирода в те дни дошли слухи о том, что в Вифлееме родился некто великий, кто может представлять угрозу его правлению. Тогда он повелел перебить всех младенцев до двух лет, живших в этом поселении. Святое Семейство же спаслось благодаря бегству в Египет, куда Иосифу Обручнику повелел отправиться явившийся во сне ангел.

Вифлеемское избиение младенцев и поныне остается одним из наиболее обсуждаемых евангельских эпизодов. Например, неверующие люди не понимают: как Господь мог допустить такое злодеяние — гибель невинных детей, едва появившихся на свет? Но еще святитель Иоанн Златоуст на этот счет говорил: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек — твой благодетель?». Так и в случае с вифлеемскими младенцами: за понесенные страдания на Земле их вознаградили вечным блаженством на Небесах.

Не меньше вопросов вызывает то, сколько именно невинных детей погибло по приказу жестокого царя. Византийская традиция, которой следует и Русская Православная Церковь, говорит, что 14 000, хотя непосредственно в Святом Евангелии этот вопрос не раскрыт. По всей видимости, число «14 000» является символичным и отсылает нас к ветхозаветной Рахили.

Вифлеемские младенцы как святые Церкви приобрели особое значение в новейшей истории: их почитают как небесных покровителей сохранения нерожденных детских жизней.

13 января (31 декабря по ст. ст.). День памяти праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня

Согласно евангелистам, праведный Иосиф происходил из рода ветхозаветного царя Давида. Это был благочестивый и небогатый человек, занимавшийся всю жизнь плотничеством.

С Девой Марией он обручился уже будучи вдовцом и находясь в преклонном возрасте. Обнаружив Пресвятую Богородицу беременной, Иосиф хотел отпустить ее и лишь чудесное вмешательство архангела Гавриила, явившегося к праведнику во сне, убедило его отказаться от этого. После этого, как повествует евангелист, «Иосиф принял жену свою, и не знал Её, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Мф 1:25).

О жизни Иосифа, кроме обстоятельств рождения Христа, доподлинно известно мало. Существуют апокрифические предания, что у святого было шесть детей от первого брака, а сам он прожил более ста лет.

14 января (1 января по ст. ст.). Обрезание Господне

Наличие в календаре Православной Церкви этого праздника может кого-то удивить и смутить: ведь, казалось бы, обрезание — это древний иудейский обычай. Какое значение он может иметь для христиан?

Действительно, новорожденный Иисус прошел этот обряд в соответствии с древней иудейской традицией. Каждый еврейский мальчик должен был быть обрезан на восьмой день после своего рождения в знак Завета Бога с праведным Авраамом и его потомками (Быт. 17, 10-14; Лев. 12, 3).

Однако для христиан в этом событии раскрываются и другие смыслы. Прежде всего, Обрезание Господне свидетельствует о том, что Спаситель пришел к людям в человеческом облике, что Он был реальным человеком, принадлежавшим по рождению к своему народу. Символически же Обрезание Господне напоминает православным верующим о важности духовного самоограничения, отказа от греховных страстей.

К сюжету Обрезания Господа впоследствии будут обращаться ученики Спасителя. Известны слова апостола Павла о Святом Крещении: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11).

14 января (1 января по ст. ст.). Память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379)

Живший в IV веке святитель Василий Великий — один из т.н. «великих каппадокийцев» (отцов Церкви, происходивших из этой малоазиатской провинции), которым современные верующие обязаны ключевыми догматами веры и основами церковного устройства.

Василий Великий был родом из знатной и обеспеченной семьи, в молодости получил хорошее образование и изначально избрал профессией юриспруденцию. Однако после паломничества по монашеским обителям Святой Земли и Египта будущий святой раздал все свое имущество и начал вести строгую уединенную жизнь.

Впоследствии его пригласили стать помощником епископа. Василий Великий активно участвовал в управлении епархией и в догматических спорах о природе Христа и борьбе с ересями, сотрясавших церковь в IV веке. Последние девять лет земной жизни святой Василий был архиепископом в Кесарии Каппадокийской.

Василий Великий вошел в историю Церкви как выдающийся богослов и философ. Он много сил и внимания уделил литургическому творчеству. Ему же современные верующие обязаны и текстом Символа веры. Святителя Василия почитают в Соборе вселенских учителей и святителей вместе с двумя другими «великими каппадокийцами» — Иоанном Златоустом и Григорием Богословом.

15 января (2 января по ст. ст.). Преставление (1833) и второе обретение (1991) мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца

Серафим Саровский — один из самых почитаемых старцев в истории Русской Церкви.

Еще в юном возрасте Прохор Мошнин (так святого звали в миру) решил стать монахом. В 1786 году, в 27 лет, он принял постриг с именем Серафим. Спустя еще восемь лет он стал отшельником.

Святой жил в густом лесу на высоком холме. В этот период жизни преподобный стал вести отшельническую жизнь: занимался хозяйством, огородничал, постоянно молился, терпел различные испытания.

Примерно с 1825 года к старцу Серафиму стали приходить и приезжать люди за духовным советом со всей страны. Старец помогал каждому, кто к нему обращался — кому давал совет, а кому помогал своими молитвами. В тоже время преподобный Серафим заботился и духовно окормлял Дивеевскую обитель.

Преподобный Серафим Саровский почил в ночь на 2 января 1833 года. Он отошел ко Господу тихо, во время ночной молитвы, стоя на коленях.

Церковь причислила Серафима Саровского к лику святых в 1903 году. В том же году мощи святого были открыты для всеобщего почитания. Второе обретение мощей святого Серафима, после утраты их в годы богоборчества, произошло в 1991 году.