6 января, по окончании Божественной литургии в красноярском храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом.
— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Мы сегодня на крестном ходе восклицали бессмертный возглас: «Христос Воскресе!». Отец Серафим Саровский, когда приходил к нему человек, независимо от времени всегда обращался с этим приветствием: «Христос Воскресе, радость моя». И люди получали великое духовное утешение от этого приветствия и открывалась перед ними вся глубина божественной любви, которую Бог донёс до человечества через страдания, смерть, распятие и воскресение Сына Единородного.
Русская Церковь, а Церковь — это весь народ, вся нация с государями, министрами, воинами, учёными, крестьянами, — вот эта Церковь облилась кровью от своих же собратьев, родичей, которые не ведали, что творили. И почти всё двадцатое столетие мы жили глубокой надеждой, что когда-то их имена откроются миру, что когда-то, может быть, будут поднимать храмы, поруганные, униженные, оскорблённые. И случилось то, что человеческому уму непонятно: рухнула великая мощь, великого государство, по которому мы сегодня тоже страдаем и плачем. Но это государство не строилось на Христовой истине. А ведь сказано — всё, что созидается без Бога, разрушается. Но потом для верующих людей действительно пришла Пасха Русской Церкви, для русского многонационального православного народа, который не разделялся тысячелетиями и принимал всех, кто жил рядом. Воскрес Христос для россиян, для русских православных памятью новомучеников и исповедников, которую мы сегодня празднуем.
В их свете ещё выше становится героизм всего народа, когда он защищал в Великую Отечественную войну свою Родину. Это был прямой христианский подвиг. Это было преддверие пасхального торжества памяти, которое совершает огромная наша страна и миллионы православных в России и за её приделами. Воистину, Христос воскрес для народа, который стоял над пропастью, для народа, который был на последнем издыхании и мог забыть прошлое, утратить будущее и не иметь настоящего. Но Бог воскресил и воскрешает великую страну великой православной веры.
А что же произошло тогда? Мы сегодня вспоминаем блаженную Ксению Петербургскую. Этот город по-особому свят. Но одна святыня в этом городе, как ясная звезда утренняя и вечерняя, — это Ксения Петербургская. Мы можем провести параллель между новомучениками и Ксенией Петербургской. Почему она избрала этот путь после смерти её супруга? Она — дворянка, воспитанная в высокой культуре. Она знала языки, этикет, знала как приветствовать государя и проявлять заботу о простом человеке. Муж её был дворянином и человеком очень честным. Надо сказать, что в те времена в русском народе честность, истина ценились дороже жизни. Даже я ещё помню, когда был маленьким, на домах не висели замки. В особенно сельской местности их не было, и решёток не покупали. А был знак, что нет никого дома и нельзя входить. А ведь кругом были в советское время нищие наши люди. Послевоенный период. Сёла, задушенные колхозами. Как рабы, работали люди. Паспортов не давали. Отличников не отпускали из колхоза учиться. Это результат того, что случилось в начале прошлого века.
Дворянство русское воспитывалось говорить правду царю, генералу, адмиралу. И Ксения Петербургская увидела в смерти мужа знак. Но в то время было много и лжи, лицемерия, жадности. Так же взяточнили судьи, продавались, невинных людей осуждали. Это был грех. Не случайно стал таким непотребным город Кронштадт. Никто там о людях не позаботился. А страна была православная. Народ был за правду. Но были те, кто боялся говорить её царю. И вот Ксения Петербургская говорила её, суровую и страшную, и призывала других к правде. А правда была у Бога.
Уста священников и монахов благословляли эту блаженную. Она стала подобна московскому Василию Блаженному, чьи мощи почивают в Покровском соборе на Красной площади. Он тоже не боялся ни царей, ни бояр, обличая грехи. Кто носитель греха? Диавол. А кто исполнитель? Человек.
Так произошло и на рубеже веков сто лет назад, когда произошли перемены в нашей стане. Люди разных сословий: крестьяне, рабочие, ремесленники и духовенство, интеллигенция и дворяне стали отходить от Бога. Зародились секты. И диавол соединил грех воедино. Случилось то, что случилось — революция, а потом кровопролитие. Кровь не просто проливалась, она ручьями текла по городам и весям нашей страны. А сыновья священников и бывшие семинаристы, не ведая почему, не будучи злыми, становились палачами, не государственными, а диавольскими. А правду тем временем искали все. Они тоже предлагали правду, но правду концлагеря.
Все любили по-своему страну. И те, которые знали, что правда у Бога, как мы с вами. Ложь надо изгонять верой, просвещением, добротой, любовью, трудом, терпением. Иначе закроется солнце диавольскими делами. Спасти может только Церковь. Христианство через Христа стало тем солнцем, что ярче. И сегодня Церковь возрождается, чтобы правда Божия побеждала и воцарялась в сердцах людей, и они имели в себе норму, грань, за которой нельзя обижать другого человека. И вот за это боролись они: мученики и исповедники. Никто не шёл против той власти, что сейчас называется советской или большевистской. Лишь когда поднялись подлинно бесовские силы, они поднялись и пошли не с оружием, но со словом Божиим. А их расстреливали, распинали и бросали в концлагеря. Меж тем они благословляли убийц своих. После великих гонений в Римской империи только в России случилось такое же, а может по силе ещё более мощное и безумное гонение. Там императоры защищали своё язычество от, как они считали, секты христиан. А у нас были гонения на целый христианский мир.
Новомученики и исповедники, как и мы с вами, не хотят власти земной. Власть жизни и любви должна торжествовать. Это даёт только Бог. Без Господа не может человек творить чудеса. Всё, чего достигла наша страна, — по молитвам новомучеников и исповедников, и Церкви, что была гонима.
Выросли великие сооружения, продвинулась наука и мы с вами воздвигли этот храм. Это было свидетельство Божиего торжества в страданиях новомучеников и исповедников. И нет ни одной семьи в огромной стране любой нации, которую бы не коснулись те гонения.
Всё, что сейчас происходит злое против человека и человечности, идёт из ада. Не от большого человеческого ума. Ибо мудрость и ум принадлежат Господу. Но самая главная церковная доктрина — это понимание, что мы станем перед Богом от рождения и до бессмертия души нашей. Каждый будет отвечать. Поэтому мы с вами, уже наученные, знаем, что только покаяние очищает душу, причастие открывает дорогу в жизнь вечную и спасает от диавола, и что правая сторона истинности и вечной любви не может быть поругана ложью и беззаконием, и что сама любовь к жизни как таковой есть закон от Бога.
Новомученики и исповедники уходили с верой в жизнь вечную и победу над смертью не только их, но и целого народа, целой страны. И так случилось. Ведь смерть — это не гроб и холодное тело. Смерть — это когда нет в душе Бога, когда нет благодати Духа Святого, когда нет святости семьи, детей, непорочности юности и дара материнства. Что мы слышим сегодня? То, что было и при Ксении Петербургской, остаётся и сейчас. Тогда она возглашала, что смерть — это тьма, а Христос — это свет. Вот в этом весь подвиг и Господа и тех, кого мы вспоминаем сегодня, и каждого из нас, стоящих в храмах православных. В этом торжество и непобедимость. И в этом залог долгой жизни на планете Земля, потому что Господь сеет семя. И это семя, вот эти маленькие малыши, сегодня причащались. А их — сотни. И это всё взаимная молитва и забота о жизни тех, кто был до нас и отдавал жизнь за Христа, понимая, что в его подвиге скрывается подвиг каждого христианина. Этот подвиг — сохранение жизни. Мы ясно понимает, что предстанем пред престолом Божиим. И да поможет Господь всем верующим молитвами и любовью новомучеников и исповедников Церкви Русской слышать от Господа: Да, войдите в Царствие Моё, ибо вы его созидали и строили.
Аминь.