Проповеди

Владыка Пантелеимон: Бог избрал Иоанна Крестителя, чтобы тот возгласил закон покаяния

20 января, по окончании Божественной литургии в Иоанно-Предтеченском храме Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к собравшимся со словом проповеди:

— Очень важны для нашего спасения торжественные события истории, которые выражены праздниками. И праздники эти отличаются от празднования других церковных воспоминаний. Особенно в этом ряду стоят Рождество, Крещение, Пасха, Пятидесятница. Эти события реально живут каждый день с нами, и мы без их не назывались бы христианами и не имели бы надежды на спасение и жизнь вечную. Но это ещё и свидетельство о реальной истории, которую невозможно переписать, переделать.

Сегодня мы вспоминаем Иоанна Предтечу, пророка Господнего, который занимает особое место в ряду святых Божиих угодников, тружеников и героев нашей веры. Мы вспоминаем Иоанна Крестителя, потому что совершил Бог нечто глобальное, совершил неповторимое. А что же он совершил? Бог после грехопадения стал скрытым от сердец человеческих и, самое главное, чувство веры, религия, пошли по другой дороге — по дороге неведения о Боге, а, значит, и неверия в Его силу и создания ложных богов, под личинами которых скрывается диавол — тот, кто совратил человека. Так не могло быть в роде человеческом вечно. И свершилось то великое, что неповторимо. Бог сам открылся человечеству. Бог сам, любовь Его открыла нам дверь к воссоединению, восприятию Божественного участия в нашей жизни. Это случилось там, на Иордане, можно сказать, в день зимней Пятидесятницы. Ибо в день Пятидесятницы после Пасхи, мы называем этот день Днём Святой Троицы, случилось сошествие Святого Духа на апостолов. А здесь явил себя Бог Отец, Бог Святой Дух и Бог Сын и Человек. В плоти Христа и в действии пророка Иоанна Крестителя. Бог стал познаваем, стал участником жизни каждого человека. А условие единое: освящённая стихия жизни, вода, и слово, покаяние и молитва свидетеля и свершителя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Бог отныне вернулся из забвения, так как произошёл грех. Человечество стремилось, искало и осознало невозможность создать себе Бога. И Бог это благодатью Своей это совершил. Иордан действительно расступился. Троица свидетельствовала о том, что Бог никогда не забывал детей Адама, что Он ждал, когда они примут Его, и наконец это произошло — в Рождестве и Богоявлении.

Древние христиане, первые, Рождество и Богоявление праздновали вместе. Потом мудрые святые отцы Церкви разделили. И не называли тогда ещё этот праздник Рождеством, а именно Богоявлением. Бог явился. Поскольку человечество, имея множество божеств, всегда по интуиции от сотворения знало, что есть верховный Бог, единый. И вот Он оказался какой. Он есть Любовь — создающая, прощающая, милосердная. Он есть любовь спасающая и раскрывающая тайны бытия и бессмертия самого человека. Праздник Богоявления это событие, которое мы с вами вспоминали молитвенно и совершали практическое деяние, освящая воду. Пастыри Церкви получили эту благодать как величайшее утверждение Божьей любви к человеку. И открытие, что Бог един в Троице, и плоть Христа как сына Божиего — это плоть человеческая, и Бог возродил падшего Адама в образе Христа. А Дева Мария, как святые отцы говорят, есть чистилище Праматери нашей Евы, всего рода человеческого. И Дух Святой невидимо поддерживает жизнь, вдохновляет и открывает нам бессмертие и жизнь вечную. И творческая созидающая сила Бога Отца. Ни одна религия среди человечества этого не знала. И не могла представить себе, и отсюда люди сталкивались со многими заблуждениями. И более того заходили и заходят в тупик, не понимая своего предназначения и, самое главное, с какой целью и как человек появился на Земле. Через Христа Господь открывает: человек на земле создан из творческой силы Господней, из Его благодатной любви. И свобода от греха и погибели — во Христе. И поддерживающая сила: человеческие надежды и ожидания прощения, и освобождение от грехов, которые мы совершаем на Земле. И великий дар земной жизни, которая услаждается глотком даже из крана простой воды. Это всё, духовное и материальное, сошлось в едином понимании, и теперь уже никто не может сказать, что он не знает, что он от Бога. И никто не может говорить из верующих христиан, что созданный из праха, туда и уходит. Нет. Тело наше из праха, но пришли мы от Бога, с Небес. Он вдохнул в нас жизнь, и, как видите, Он нас не оставляет.

И всё, что с нами происходит страшное, коварное, опасное в разных формах, не может воздействовать на человека, который в благодати, в любви Господней и творческой силе, который знает, что Христос Спаситель пришёл, чтобы было понятно каждому из нас, как совершать своё спасение, как поступать, и как наследовать по делам, по поступкам своим жизнь вечную, для которой мы созданы, и ради которой Бог избрал и послал человека — Иоанна Крестителя, чтобы тот возгласил закон покаяния и Сам пришёл к нему креститься, указывая путь смирения и спасения, которым мы с вами живём и будем жить. И не утратим Царства Божия во век.

Аминь.