Проповеди

Архипастырь: Святители — хранители нерушимой правды

12 февраля, по окончании Божественной литургии в храме Трёх Святителей Великих города Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:

— В одном акафисте, который миряне не читают, а только священники, когда готовятся к Литургии, есть слова, в которых Господь говорит ангелу сохранить иерея Божиего, от уст которого взыщут люди истинную правду и спасение. Чем люди живут на Земле? И что больше всего они ищут? Правды. Каждый из нас, верующие или неверующие, разных наций, разных народов, все хотят правды, истины и справедливости. И все почти недовольны, говорят «нет правды, улетела на небо». А в чём заключается правда никто не знает, ибо у каждого она своя. Даже человек, совершивший преступление, считает себя обиженным, если его закон наказывает, и требует оправдания. Ни один убийца не пришёл и не попросил прощения у пострадавших. Ни один генерал не упал на колени перед народами, когда посылало правительство на войны, убивали миллионы детей и разного возраста людей. Потому что считали, что это правда. А где же правда?

В Евангелии Господь Иисус Христос сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). И Бог послал Сына Своего, чтобы эту правду сказать, которая заключается в том, что есть Божия любовь к жизни, к человеку. И человек человеку должен помогать. Но ещё человек сам себя должен осознавать носителем правды, которая заключается в уважении, терпении и любви. Ко всему, что есть на Земле. Особенно — к человеку, и к врагу своему, и, конечно же, к своей душе, которая требует покаяния. Диаволу не нравится такое явление. И он старается науськивать людей друг на друга ложью, злобой, коварствами, грехами против Бога. Ибо в душе люди согрешают многими и многими несправедливостями. И вот это и приносит нам земные испытания и проблемы. И Господь дал мудрый спасительный пример, Он сам пришёл в образе Сына Единородного Господа Иисуса Христа, и через Христа дал говорить о правде тем, кто называется «священник», «епископ», хранитель Церкви.

Верующие люди очень часто во все времена и в наши дни, бывает, говорят: «Мы вот любим старца Наума, умер он. Не будем в лавру ездить теперь». А в лавре старец жил потому, что там жил и живет Христос. Там звучит слово Божие, и старец обличал грешников и преступников.

Спасение и жизнь вечная — это торжество правды и истины Божией. Не живёт человек ложью, лицемерием и грязными делами. Они выливаются не дождем, а грязным ушатом на головы творящих беззаконие. И вот в те времена, когда жили Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, верующие говорили: «Я люблю Григория Богослова!» — «А я люблю Василия Великого!». И мы праздновали их память в разные дни, по отдельности. И тогда Церковь мудро поставила соборно праздновать память трёх святителей. Потому что они говорили миру то, что говорил Христос.

Святители — они как стражи закона, хранители нерушимой правды, говорят людям, которые разочаровались в земном суде, законе. Как тысячи лет назад в суде были взяточники, так и сегодня. Потому что человек ошибается, ибо закон человеческий несовершенен. Только закон Христа. И кому он открывается, кем? Он открывается Церковью через Божиих иереев, по повелению епископа, который закон не сам создал. Лучшие из них прославляются. Поэтому так любим с вами святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунского, Иоанна Кронштадтского, наших новомучеников. Потому что не за то они погибали, что требовали что-то от властей, царей, а за то, что говорили правду. Что человек достоин спасения, а Закон Божий — есть спасительная сила, которая помогает человеку оставаться защищённым от всего мрачного, злого и губительного. Когда была ересь, секта, один святитель Василий был на всю Церковь, кто стоял за Православие. Один Григорий Богослов говорил, как Евангелие возглашает, что Бог есть любовь. И покаяние очищает человека и приводит к Божией любви.

И правда в том, что человек, который кается, достигает Царства Божьего, и диявол не имеет над ним никакой власти. В этом истина Церкви, Бога, и в этом правда человеческая и Божия. Она спасает верующих, а через верующих она спасает весь мир. И мы слышим «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6), а правда — есть вера в Бога и стремление эту веру всегда содержать в своём сердце руководящей силой, чтобы жить и на Земле, и на Небе.

Аминь.