Последние публикации

«ЭТАПАМИ ВЕРЫ»: неканонизированные подвижники

Это — финальный выпуск цикла «Этапами веры», ставшего частью проекта по увековечению памяти новомучеников, пострадавших за веру на Красноярской земле, реализованного при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива». В предыдущих выпусках мы уже не раз упоминали подвижников, пострадавших за веру, но не канонизированных поименно. За годы работы Комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию Красноярской епархии было собрано множество данных о таких подвижниках. О ком то — больше, о ком то — лишь несколько скупых строчек, которые удалось восстановить по записям в архивах приходов и силовых ведомств.

Если проект «Этапами веры» был, в большей части, посвящен именно задаче рассказать о подвиге новомучеников, то многие проекты ранее в первую очередь стремились изучить этот подвиг, узнать больше о жизненном пути этих людей. Нельзя забывать и о той помощи, которая оказывалась исследователям — участие в этой работе принимали и общественные организации, и учреждения культуры; конечно же, местные приходы Православной Церкви и простые люди, старожилы тех поселений, в которых около ста лет назад разворачивались эти ужасные гонения. Многие специализированные проекты, такие, как серия «Сибирский крест», получали грантовую поддержку, в том числе и конкурса «Православная инициатива».

И теперь, когда на страницах предыдущих номеров «Православного слова Сибири» сказано уже о каждом из новомучеников, входящих в Собор святых Красноярской митрополии, пришло время вспомнить некоторых из тех, чьи имена не вошли в святцы, но все равно поминаются соборно с Собором новомучеников и исповедников Церкви Русской; кто так же, невзирая на невзгоды тяжелого, смутного времени и гонения от собственных соотечественников, вчерашних своих прихожан, нес веру Христову, служил Богу, и не предал своей веры даже перед лицом страшных мучений и смерти.

Архиепископ Димитрий (Вологодский)

Если рассматривать историю Церкви на территории нынешнего Красноярского края в целом, с широкой исторической перспективы, то неразрывно связаны с ней в двадцатые годы прошлого века будут и священномученик Амфилохий (Скворцов) (+1937), епископ Енисейский и Красноярский в 1925–1926 гг., и епископ Минусинский и Усинский Димитрий (Вологодский), ставший первым в истории управляющим Минусинской епархией, вновь учрежденной (в других, конечно же, границах) совсем недавно.

Как и все истории подвижничества в годы атеистических гонений, история владыки Димитрия начиналась в царской России, безоблачно и с большими перспективами. Необычайно образованный, скромый и интеллигентный, ещё до принятия монашеского сана он последовательно окончил Красноярское духовное училище, Томскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия (в 1896 году). Об иночестве и, тем более, архиерействе молодой Дмитрий, по-видимому, не помышлял. Он был женатым священником (рукоположен во пресвитеры в 1887 году), но вскоре овдовел и, спустя время, в 1914 году, решил принять монашество.

Священник Димитрий Вологодский был заметной фигурой в церковной жизни дореволюционного Красноярья: в разные годы он нес служение настоятеля в Богородице-Рождественском кафедральном соборе, был участником Енисейской духовной консистории, членом правления и ректором Красноярской духовной семинарии. Но местом подлинной славы архиерея станет не столица губернии, а ее южные территории, куда он переедет в неспокойном 1919 году.

Потом грянут еще более непростые для Церкви 1920-е годы: начало советского богоборчества и поддерживаемый новыми властями обновленческий раскол. На какое-то время на необъятной территории будущего Красноярского края вообще не остается ни одного епископа, верного Святейшему Патриарху Тихону. И тогда в 1922 году верующие юга Енисейской губернии решаются на отчаянный шаг: они сами избирают себе архиерея — им становится архимандрит Димитрий (Вологодский). Епископская хиротония состоится в следующем году в Архангельске; арестованный чекистами Патриарх Тихон будет вынужден одобрить ее уже по факту — такое было время.

В годы «Красного террора» во время Гражданской войны за

веру от рук гонителей погибли около 50 епископов и почти

1000 священнослужителей Русской Православной Церкви

Владыка Димитрий становится епископом Минусинским и Усинским. Тогда территория этой ненадолго возникшей епархии включила в себя южные округа Енисейской губернии (включая современную Республику Хакасия). Епископ вернет в каноническую Церковь почти сотню приходов, ушедших ранее в раскол, и совместными усилиями с епископом Амфилохием (Скворцовым) фактически ликвидирует еще до конца 20-х годов ХХ века обновленчество в Енисейской Сибири. Более того, уже в 1928–1933 гг. священноначалие дважды поручит ему временно замещать вдовствующую епископскую кафедру в Красноярске — В 1926 г. владыку Амфилохия арестовали и сослали на Соловки, а в 1928 г. запретили возвращаться в Красноярск.

Советская власть оценит заслуги владыки Димитрия подругому: на него несколько раз будут заводить сфальсифицированные уголовные дела, он проведет какое-то время в ссылке, будет поражен в гражданских правах. Весной 1937 года на архиепископа заведут новое дело. Под арестом он стойко держится на допросах, убедительно отвергает все обвинения в организации публичных молений и антисоветской пропаганде — несмотря на все унижения и пытки. А в октябре того же зловещего года архиепископа Димитрия (Вологодского) не стало.

Двое из святых Краснояркой митрополии — мученики Петр

Игнатов и Стефан Наливайко — приняли смерть будучи

узниками Норильлага.

Норильский ИТЛ вошел в историю как одно из самых

страшных «учреждений» ГУЛАГа.

Только в годы Великой Отечественной войны здесь умерли

7223 человека.

Главный хранитель «Касьяновского дома» и ответственный секретарь Епархиальной комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию Геннадий Малашин отмечает: существуют разные предположения исследователей о том, при каких обстоятельствах владыка отошел ко Господу. По одной из версий, он скончался от тяжелой болезни в стенах тюремной камеры. По другой — его, в числе многих других, расстреляли сотрудники НКВД на печально известной Лысой горе близ Минусинска. По третьей же, архиепископа Димитрия (Вологодского) убили в тюрьме, и этому предшествовали не только физические мучения уже престарелого, немощного иерарха, но и изощренные издевательства…

Иерей Михаил Щербаков

2019 год стал годом столетия новомученичества в Красноярском крае. Но первое убийство служителя Православной Церкви в Приенисейской Сибири было совершено 11 ноября (29 октября по старому стилю) 1918 года. Жертвой стал иерей Михаил Щербаков, настоятель Петропавловского храма в селе Каратуз Минусинского уезда (ныне — районный центр Каратузское).

«Благочинный II участка Минусинского уезда рапортом своим от 23 ноября с.г. за № 176 донес Преосвященному Епископу Назарию, что 29 октября с.г. священник Каратузской Петро-Павловской церкви о. Михаил Щербаков убит в своей квартире восставшими крестьянами. Подробности этого убийства Благочинный обещается представить Владыке в ближайшем будущем», — сообщается в «Енисейских епархиальных ведомостях» за 1918 год.

В одном из последующих выпусков того года отец благочинный действительно сообщает новые подробности: «Жена о. Михаила стала разговаривать с мятежниками, объясняя им, что обыск был уже произведен, но один из толпы (пьяный) произвел в нее один выстрел, и матушка пала, смертельно раненая в живот. Часть толпы выскочила на улицу <…>, другой злодей выстрелом уложил о. Михаила; пуля попала в шею и вышла в затылок, так что смерть была моментальна»…

В июле 1936-го в Красноярске безбожникам потребовалось

целых три взрыва, чтобы разрушить БогородицеРождественский кафедральный собор.

Фундамент церкви остался невредимым. Сейчас на нем

стоит здание Правительства Красноярского края.

Иерей Михаил Щербаков (1857–1918) нес служение в Сибири на протяжении почти трех десятилетий. Сельский настоятель был значимой личностью в масштабах всей Енисейской епархии. Он был заботливым пастырем, выдающимся просветителем (за свои заслуги на этом поприще он был награжден серебряной медалью на Александровской ленте в 1891 году), ярким проповедником, автором многочисленных публикаций в «Енисейских епархиальных ведомостях».

Осенью 1914 года, в начале Первой мировой войны, именно отец Михаил был благословлен епископом Енисейским и Красноярским Никоном для произнесения речи перед жителями Красноярска: священник призывал жертвовать средства в пользу семей, оставшихся из-за мобилизации без кормильцев. «Люди рыдали, срывали с себя кольца, браслеты, серьги, опустошали кошельки и собрали таким образом огромную сумму в пользу осиротевших семей. Прихожане любили и очень уважали деда, люди приезжали издалека, чтобы послушать его проповеди», — приводит воспоминания внучек священника в монографии «Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ. 1861–2011» Геннадий Малашин.

Но кто мог напасть на, казалось бы, всеми любимого пастыря? Кем были эти злодеи, сначала по неведомому праву требовавшие от священника открыть для обыска и храм, где он нес служение, и личный дом, а затем хладнокровно расстрелявшие отца Михаила вместе с супругой на глазах у родных детей?

Трагедия отца Михаила состоит в том, что его палачами стали не подосланные убийцы, не профессиональные революционеры и не фанатики-чекисты. Его убили простые русские люди, крестьяне из соседних сёл, наверняка не раз слышавшие проповеди отца Михаила или отдававшие крестить ему в Петропавловском храме собственных детей.

К концу 1930-х годов богоборческие власти закрыли все

церкви в городе Енисейске.

Богоявленский собор стал котельной, Свято-Троицкий

храм — гаражом, Воскресенский — заводским цехом, Иверский

монастырь — колонией для несовершеннолетних.

Спасо-Преображенскую обитель превратили в расстрельный полигон.

За полтора года, прошедшие после краха самодержавия в феврале 1917 года, жители отдаленных сел в Енисейской губернии привыкли жить безо всякой власти. Временное Сибирское правительство, пытавшееся восстановить налогообложение и наладить призыв в воюющую против большевиков армию, само по себе уже нарушало эту «анархическую идиллию». Наряду с сопротивлением мобилизации и выплате налогов, народные волнения провоцировали и дефицит промышленных товаров, и борьба нуждавшихся в зерне «белых» властей с самогоноварением.

Именно изъятие милиционерами самогонного аппарата у одного из крестьян в селе Дубенское и спровоцировало беспорядки на юге Енисейской губернии в октябре 1918 года. 31 октября (18 октября по ст.ст.) смутьяны обезоружили и арестовали милиционеров, затем, правда, отпустив на волю, — пишет историк-краевед Руслан Кравченко. Из Минусинска в Дубенское направили карательную экспедицию, но посланному казачьему отряду предстояло столкнуться с разгневанной толпой жителей уже сразу нескольких сёл, многократно превышавшей их в числе. Казаки разбежались, и одним из мест, где они могли бы найти укрытие, стало село Каратуз.

Мятежники вошли в Каратуз в поисках отсутпавших казаков 11 ноября. Прошел слух, что их укрывает «поп» в своей церкви (на самом деле казаки покинули село только завидев бунтарей). Отец Михаил же никакой вины за собой не чувствовал, а бросать место служения, по-видимому, посчитал неподобающим для себя. Священника схватили и потребовали открыть для обыска сначала Петропавловский храм, а затем и свой дом.

Во время обыска из толпы, в которой было немало пьяных, озверевших от злобы людей, раздались выстрелы: сначала была смертельно ранена супруга священника Анна, которая до последнего просила мятежников разойтись, а затем и сам отец Михаил. После убийства толпа, позабыв уже о поисках казаков, стала заниматься грабежом — рядом с телами убитых…

Священника и матушку сначала наспех похоронят во временной могиле. Торжественное отпевание с участием всех священнослужителей II Минусинского благочиния и при стечении сотен местных жителей, близко знавших и любивших своего настоятеля, состоялось лишь после окончательного усмирения мятежа — 25 декабря (12 декабря по ст.ст.).

Память об отце Михаиле на юге Красноярского края живет до сих пор. Потрет священника висит в притворе Петропавловского храма, а его имя пользуется необычайным почтением.

Иерей Андрей Волянский

Последним местом служения священника Андрея Волянского стало село Больше-Косульское. Это сегодня Большая Косуль Боготольского района входит в состав Краснояркого края, а тогда оно относилось к Мариинскому уезду Томской губернии, а сельский Илиинский храм — к Томской епархии Русской Православной Церкви. Тем сложнее было что-то узнать о судьбе подвижника, ведь многие архивные записи хранятся там, в Томске…

Так, неизвестны точная дата и место рождения Андрея Семеновича Волянского, лишь расплывчатое представление о том, что это было около 1880 года. Он окончил 4 класса Подольской духовной семинарии, из чего можно сделать вывод, что он был уроженцем Центральной России. Следующий известный факт — в 1910 году он был принят на службу в Омскую епархию, а 15 ноября этого же года — рукоположен во священника. Возможно, он стал одним из участников пастырско-миссионерских курсов, организованных протоиереем Иоанном Восторговым для устроения духовной жизни Сибири и Дальнего Востока.

По данным главы НКВД Николая Ежова,

в период только с августа по сентябрь 1937

года в Советском Союзе к смертной казни были приговорены:

— 81 епископ;

— 4629 священнослужителей;

— 934 монашествующих;

— 7004 мирян.

Спустя какое-то время о. Андрей был настоятелем прихода деревни Лагушкиной Покровской волости Тюкалинского уезда (это Тобольская губерния, но все ещё Омская епархия в то время) — точно известно, что это было в 1912 году. За 1914 другая информация — священник служил в приходе поселка Тройницкого Семипалатинской области (также в составе Омской епархии). Но главное, появляются сведения о семье отца Андрея — у него была жена и двое детей.

В Томскую епархию иерей Андрей Волянский переходит уже во время войны, и 22 апреля 1915 года его назначают священником к церкви Пророка Божия Илии села Больше-Косульского. Известно, что в Томской епархии отец Андрей стал вольнослушателем историко-филологического факультета Томского университета.

Все семь епископов, управлявших Красноярской епархией в 1930-е годы, были репрессированы.

Пятерых приговорили к расстрелу, еще двое —

скончались в тюрьмах.

По архивным записям из метрической книги прихода и рассказам старожила села удалось установить обстоятельства убийства отца Андрея 15 (28) августа 1919 года. Вероятнее всего, оно было совершено дезертирами из «белых», занимавшимися разбоем в окрестностях села. Поражает кощунство, с которым вчерашние солдаты совершили свое преступление. Они ворвались в храм Божий сразу после праздничной службы на Успение Божией Матери, когда внутри был не только священник, но и вся его паства. Разбойники открыли огонь прямо в храме, началась паника, прихожане разбежались. Позднее на месте нападения нашли лишь бездыханное тело священника…

Роман Бобров, Максим Рычков

Проект «Этапами веры» реализуется при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2018–2019»

Денис Маханько: «Святое Евангелие — это наша главная хорошая новость каждый день»

Региональный директор «Радио ВЕРА» — о том, как создавалась радиостанция, чем она помогает благотворительности, почему на ней нет новостных передач и рекламы, и в чем особенность её вещания в регионах.

? —Здравствуйте, Денис! Многие думают, что радио уже давным-давно устарело, и для чего оно нужно просто не понимают. Что может предложить радио аудитории в XXI веке? В чем его преимущества по сравнению с тем же телевидением?

— Что такое радио? Радио — это передача звука. Звук может передаваться разными способами, на разных площадках. Я не считаю, что развитие Интернета, масс-медиа, социальных сетей, мессенджеров — это помеха для радио. Наоборот, это только даёт нам новые возможности. Если есть качественный интересный контент, то всегда найдётся возможность передать его через звук.

Тот же Telegram, например, я считаю не конкурентом радио, а лишь новой площадкой, где радио может и должно присутствовать, идти навстречу своей аудитории. У «Радио ВЕРА», например, есть свой Telegram-канал, мы регулярно выкладываем там записи передач.

Телевидение? Это принципиально другая вещь, на мой взгляд. Трудно смотреть телевизор и чем-то при этом заниматься. А вот радио слушать можно параллельно со своими обычными делами: на работе, дома или за рулем автомобиля. Да и данные соцопросов свидетельствуют, что радиостанциям люди склонны доверять больше, чем интернет-СМИ или телевидению.

?— Какова ваша основная аудитория? Как вы видите своего обычного слушателя?

— Мы отдаем себе отчет в том, что наша аудитория — главным образом, люди среднего возраста и старше. Обычно люди ведь начинают слушать радио, когда у них появляется свой автомобиль. Как я вижу нашего «среднего слушателя»? 30–35 лет, средний достаток, житель крупного города. Точнее, жительница — женщины нас слушают больше, чем мужчины. У них есть работа, своя семья, дети.

Поэтому им интересны темы воспитания, традиционных ценностей. Совсем недавно, кстати, мы с коллегами провели исследование нашей аудитории и почти все эти предположения совпали.

? — Нельзя не обратить внимание на активную экспансию «Радио ВЕРА» в разных регионах страны. Недавно вы появились и в нашем городе. В чем особенность региональной политики вашего радио в сравнении с другими станциями?

 — Сейчас мы вещаем в 55 городах. Красноярск стал одной из новых точек на нашей карте — к вам мы пришли этой осенью. Вообще, Сибирь мы очень ценим и любим. Мы вещаем и в Омске, и в Новосибирске, и в Братске с Иркутском. В ближайшее время планируем начать эфиры в Новокузнецке. У нас есть специальный проект «Моя Сибирь», направленный на то, чтобы раскрыть региональную идентичность именно с православной точки зрения: рассказав, например, о сибирских святых местах. Так что мы ждем откликов и теплого к себе отношения от наших слушателей в Сибири.

«Везде и сразу

начать вещать

мы не можем. Эту

проблему решает

наше мобильное

приложение

Ведь Сибирь — это именно тот регион, который, если так можно сказать, делает Россию Россией. Я очень люблю сюда приезжать; Красноярск — не исключение. Со стороны очень хорошо видно, как ваш город год от года меняется в лучшую сторону, в том числе и в церковном отношении. С таким архиереем, как у вас, впрочем, по-иному и быть не могло. Митрополита Пантелеимона я знаю уже очень давно, еще с тех пор, когда он нес служение в Калининграде.

Хочу сказать, что в каждом городе мы вещаем в режиме реального времени, а не «по Москве», как это делают большинство наших коллег из крупных сетевых радиостанций. Получается странно: помню, как однажды во Владивостоке слышу из динамиков бодрый голос радиоведущего: «Доброе утро! Просыпаемся!». А там уже пятый час вечера…

 По-моему, это не просто неправильно, это — неуважение к своему слушателю. «Радио ВЕРА» же своего слушателя уважает, и не призывает его «просыпаться», когда у него обеденное время или вообще уже заканчивается рабочий день. Слава Богу, на дворе XXI век, все соответствующие технические возможности уже давно есть.

?— А как у вас построен механизм обратной связи со слушателями?

— Главным ее каналом сейчас стали социальные сети. Но нам и звонят, нам приходят электронные письма, по нескольку десятков в день. Люди благодарят, хвалят, обращаются со своими предложениями.

Очень часто люди спрашивают, а когда наше радио появится в их городе или посёлке. Понятно, что везде и сразу начать вещать мы не можем. Эту проблему решает наше мобильное приложение. Оно работает в любой точке планеты. Общался с нашими слушателями из Украины, там по понятным причинам наше радио, как и еще целый ряд российских СМИ, под официальным запретом. Но наше приложение через VPN работает. Вот люди и идут на разного рода технические ухищрения, лишь бы только послушать «Евангелие дня» или другие наши передачи.

?— А как вам и вообще пришла идея создать такое радио?

— На тот момент, когда мне и моим единомышленникам пришла в голову эта идея, в Москве было где-то 50 радиостанций, и ни одной такой, где говорили бы о нашей духовной культуре, традиционных ценностях. Ни одной такой, где бы читали Евангелие или рассказывали бы о православных праздниках, — на постоянной основе, конечно, а не время от времени. Наконец, такой, где не было бы рекламы — очень раздражающей многих слушателей. Вот мы и решили создать такую радиостанцию. У нас получилось.

? — При этом, у вас нет рекламы…

— Я убежден, что без рекламы радио жить проще, чем с рекламой. По крайней мере, в нашем случае — это точно. Без рекламы мы ни от кого не зависим. К тому же, наверное, 70–80 % того, что рекламируют наши коллеги, мы бы не смогли рекламировать у себя сами — по этическим причинам. Это бы вошло в конфликт с нашей основной линией. А так наши спонсоры — это наши же слушатели. Кто-то жертвует разово, кто-то — постоянно. Поэтому уже воспринимаем их не просто как аудиторию, но как наших помощников, соработников, с которыми мы вместе делаем добрые дела.

? — В том числе, вы вместе со слушателями участвуете в благотворительности. Как именно это работает?

— Расскажу один случай. Однажды один наш слушатель из Тверской области решил помочь старикам из маленьких, почти уже обезлюдевших сёл у себя на малой родине с заготовкой дров на зиму. А мы решили помочь ему. Каждый желающий мог прислать нам SMS со словом «дрова» и указанной суммой пожертвований. Буквально за день нам удалось собрать необходимые для доброго начинания деньги.

«За пять лет

нашей работы

удалось собрать

миллиард рублей на

благотворительность

И это не единичный случай. У нас есть такая программа — «Дело дня». В ней мы рассказываем о благотворителях, их фондах, их деятельности. Упор стараемся делать на регионы, на совсем еще небольшие, «нераскрученные» организации. Причем не просто рассказываем, но объясняем, как этим фондам можно помочь. Результат — за пять лет нашей работы удалось собрать миллиард рублей на благотворительность.

«Радио ВЕРА» готово сотрудничать, наверное, и с любым СМИ. У нас уже много партнёров: ряд газет, телеканал «Спас». «Спас», кстати, очень помог нам с организацией концерта в честь пятилетия нашей радиостанции, за что мы им очень благодарны. Постепенно, мне кажется, к СМИ в России приходит понимание, что если кто-то в их сфере делает добрые дела, то надо отбросить стереотипы и просто сотрудничать.

? — Когда я начал знакомство с вашей радиостанцией, меня удивило, что в вашем эфире много музыки, притом самой современной. Вы согласны с тем, что радио сейчас в основном слушают меломаны?

— Нет, далеко не все слушают радио ради музыки. Есть ведь станции, притом очень успешные, в эфире которых никакой музыки нет. А люди их все равно любят, уважают, слушают. Что же касается нас, то на «Радио ВЕРА» музыка есть; это где-то 60 % эфирного времени.

 Как мы решаем, какую песню или произведение инструментальной музыки поставить, а какую — нет? У нас нет одного музыкального редактора; есть целый музыкальный совет, где мы коллегиально решаем, что в эфир ставить можно, а что — нет. Принципиальны несколько моментов: эстетический, ценностный, важна также и искренность исполнения. Мы стремимся к разнообразию музыкального контента. Он должен дополнять содержание наших программ. Если мы призываем слушателя задуматься, сосредоточиться — то вслед за передачей зазвучит инструментальная музыка: что-то умиротворяющее, может, даже меланхоличное. А если программа более «легкая», развлекательная, то ее лучше дополнит песня.

? — А какие программы, на ваш взгляд, ключевые для «Радио ВЕРА»?

— «Брендом» нашего радио стало «Евангелие дня». Это программа, которой не было и нет на других российских радиостанциях. Каждый день в нашем эфире читается и толкуется Священное Писание. Люди уже привыкли, что каждое утро они могут включить наше радио и услышать евангельскую мудрость. Я даже знаю таких, кто обычно радио не слушает вообще, и включают только нашу станцию только ради этой передачи.

«Евангелие дня» — это наш флагманский проект. Ему мы уделяем особое внимание. Толкования никогда не повторяются. К работе над ним мы привлекаем лучших богословов, например, преподавателей Московской духовной академии. В этом году к «Евангелию дня» добавились «Апостольские чтения», еще есть «Церковный календарь».

Как избежать самоповторов, сделать такие передачи интересными для аудитории? Объясню на примере того же «Церковного календаря». Во-первых, мы не перегружаем слушателей информацией, делаем упор на по-настоящему важных, интересных фактах. О каждом празднике говорим не дольше одной минуты. Во-вторых, диктор этой программы — Олег Вирозуб, это официальный «голос» Орландо Блума в России. Сам тембр его речи уже как-то настраивает на симпатию, заставляет слушателя проникнуться.

«Развитие Интернета

не помеха для радио,

наоборот, это только даёт

нам новые возможности

 Большой популярностью пользуются и «Семейные истории» с Туттой Ларсен. Там рассказывается о самых разных семьях, в том числе и об исторических персонажах. Это не обязательно разговор о супружеской паре. Героями передачи могли стать и родитель со своим ребенком, и даже бабушка с внуком — например святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга.

 ? — У вас есть музыка, но нет привычных новостей…

— Да, на нашем радио нет новостных программ. Это принципиальная позиция, плод долгих обсуждений и споров внутри редакции. Мы решили, что людям лучше слушать новости на тех радиостанциях, где ими занимаются профессионально. Мы решили, что нет смысла таким способом пытаться удерживать аудиторию. Для нас, для «Радио ВЕРА», главная новость каждый день — это Святое Евангелие. Ведь что такое Евангелие? Это благовествование или, переводя с церковнославянского на русский, хорошие новости. Другие новости нам не нужны.

? — А что вы можете сказать о команде, которая работает над «Радио ВЕРА»?

— Создавали «Радио ВЕРА» четверо человек. Все мы были профессионалами, у всех нас был многолетний опыт работы на ведущих радиостанциях страны, вроде «Маяка» или «Серебряного дождя». Но мы решили попробовать себя в создании принципиальной новой радиостанции. Время шло, мы росли, развивались, сейчас у нас в редакции трудятся около 35 человек, плюс еще несколько человек сотрудничают с нами дистанционно. Все важные решения мы стараемся принимать коллегиально, с учетом мнения каждого. Меня очень радует, что в нашем коллективе нет равнодушных. Ни одну еще идею у нас не отложили в долгий ящик. Каждый из коллег искренне хочет сделать «Радио ВЕРА» лучше, понятнее и ближе для своего слушателя.

? — И в завершение: какую по-рождественски добрую историю вы могли бы рассказать нашим читателям?

 — Однажды наше радио спасло свою слушательницу от грабителей. К той женщине — она жила в коттедже в Подмосковье — ночью забрались воры. Саму ее связали, начали собирать все ценные вещи, а потом решили угнать ее же машину и на ней скрыться. И вот между грабителями и той несчастной в какой-то момент возникла перепалка. Она им сказала что-то вроде: «Бог-то всё видит, от него-то вы не укроетесь». А те, как та женщина потом рассказывала, были неславянской внешности, они ей в ответ бросили, мол, вашего Бога мы не боимся.

Но что-то в душах их, видимо, отложилось. Потому что когда они потом завели машину, услышали заработавшее радио — а включена была наша станция, и шло там, видимо, «Евангелие дня» — несостоявшиеся воры побросали всё и пешком ретировались из того коттеджа. Вот такая история. Остается надеяться, что к грабежам те люди больше никогда не возвращались.

«РАДИО ВЕРА» ВЕЩАЕТ В КРАСНОЯРСКЕ НА ЧАСТОТЕ 95.4 FM Кроме того, возможно прослушивание онлайн и со спутника ABS-2A, в приложениях для смартфонов, подкасты доступны в сервисах iTunes и Яндекс.Музыка Подробнее на сайте radiovera.ru.

Беседовал Максим Рычков

Итоги служения архипастыря в 2019 году

Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии представляет краткие итоги Архипастырского служения митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона в уходящем году.

В 2019 году Его Высокопреосвященство совершил 211 богослужений, в том числе освящения двух новых храмов — Успенского в поселке Балахта и Казанской часовни в деревне Подолка Емельяновского района — и возрожденного Богоявленского кафедрального собора в городе Енисейске.

Архипастырь стал участником ключевых событий жизни православного Красноярья в уходящем году: освящения поклонного креста на Дрокинской горе 27 февраля, празднования 400-летия исторической столицы края Енисейска 9–10 августа и встречи ковчега с частицей Ризы Пресвятой Богородицы в Красноярске 13 октября.

Крест на Дрокинской горе был возведен исключительно на пожертвования верующих, без привлечения каких бы то ни было государственных средств. Монумент стал самым высоким из подобных в России и третьим по размерам — в мире. На освящении креста присутствовали губернатор Красноярского края Александр Усс, депутаты Государственной Думы Виктор Зубарев и Петр Пимашков, мэр Красноярска Сергей Еремин.

Обращаясь к присутствующим, архипастырь тогда сказал:

— Все великие памятники материально созидаются людьми, и в этот крест вложены энергия, желание, творческая сила и любовь к Отчизне архитекторов, строителей, тружеников. И с искренней любовью я обращаюсь к тем, кто, в определенном смысле, «покорил» эту гору, своим трудом поставив здесь этот символ жизни, этот памятник света, морали и нравственности.

В августе митрополит совершил первую Литургию у креста на Дрокинской горе — в храме-палатке.

Праздничные мероприятия в честь 400-летия Енисейска прошли в исторической столице края при непосредственном участии владыки Пантелеимона — временно управлявшего Енисейской епархией в соответствии с решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. (журнал № 112). Частью праздничной программы стали освящение и первая Литургия в возрожденном енисейском Богоявленском соборе: богослужение совершили митрополит Пантелеимон, епископ Минусинский и Курагинский Никанор (в 2014–2018 гг. — управляющий Енисейской епархией) и епископ Норильский и Туруханский Агафангел.

Торжествам предшествовала кропотливая работа по возрождению архитектурного наследия Енисейска. Всего был восстановлен 21 объект. С ходом реставрации неоднократно знакомился глава Красноярской митрополии.

Добавим, что 1 сентября Енисейская епархия обрела нового правящего архиерея. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рукоположил за Литургией в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря в Москве во епископа Енисейского и Лесосибирского архимандрита Игнатия (Голинченко).

Частицу Ризы Пресвятой Богородицы в Красноярск доставили 13 октября — в канун праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Встречу святыни возглавил митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон. Ковчег в кафедральный собор доставил управляющий Ливенской епархией Орловской митрополии епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий.

В течение двух месяцев ковчег был пронесен по четырем епархиям Красноярской митрополии: Красноярской, Енисейской, Канской и Минусинской. Перед святыней помолились тысячи верующих.

В уходящем году митрополит Пантелеимон совершил три диаконские хиротониии и посетил все пять благочиний Красноярской епархии, расположенные за пределами кафедрального града. По сложившейся традиции, в мае и июне владыка возглавил три общегородских крестных хода по Красноярску. В декабре архиерей возглавил собрания клириков Красноярской и Канской епархий (временное управление Канской епархией поручено владыке Пантелеимону решением Священного Синода от 9 июля 2019 г. (журнал № 79)).

Глава Красноярской митрополии пять раз (27 января, 1 февраля, 1 сентября, 20 ноября и 21 ноября) сослужил за Божественной литургией Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В качестве постоянного члена митрополит участвовал в работе комиссии Межсоборного присутствия по осуществлению соборности и по церковному управлению. Документы Межсоборного присутствия регулярно обсуждались на собраниях клириков епархии. В ноябре митрополит посетил торжества в честь юбилея первого управляющего возрожденной Красноярской епархии — митрополита Антония (Черемисова) — в городе Орле.

Особо отметим, что владыка Пантелеимон стал участником празднования 85-летия Красноярского края. 16 декабря губернатор региона Александр Усс наградил архипастыря соответствующим памятным знаком.

Вместе с первыми лицами края и города Владыка Пантелеимон  неизменно посещал важнейшие для всего края церковно-общественные мероприятия: XIX Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения,  XXIII Красноярский краевой Пасхальный фестиваль искусств и благотворительности, XXIV Красноярский краевой фестиваль духовной культуры «Покровские встречи».

Правящий архиерей регулярно становился участником важных событий жизни краевой столицы, будь то торжества в честь 74-й годовщины победы в Великой Отечественной войне, празднование Дня семьи, любви и верности или Дня Крещения Руси. Архипастырь также неизменно посещал ключевые мероприятия в культурно-историческом центре «Успенский» при красноярском Успенском монастыре, участвовал в обсуждении актуальных общественных проблем, на разных площадках встречался с красноярской молодежью и представителями педагогической общественности.

 

В свет вышел Рождественский номер газеты «Православное слово Сибири»

По благословению митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона из печати вышел выпуск № 1 [217] газеты «Православное слово Сибири» — официального печатного издания Красноярской митрополии.

Главной темой номера стало наступающее Рождество Христово. Двунадесятому празднику посвящены сразу несколько материалов, разъясняющие историю этого евангельского события, его природу и духовное значение.

Героем интервью в свежем выпуске стал региональный директор «Радио ВЕРА» Денис Маханько. В уходящем году радиостанция начала вещание в Красноярске на частоте 95.4 FM. Денис рассказал корреспонденту «Православного слова» о создании «Радио ВЕРА», участии радиостанции в благотворительности и особенностях редакционной политики — например, принципиальном отказе от новостных сводок и рекламы.

Также в рождественском номере — завершение рассказа сразу о двух проектах-победителях Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива». Вниманию читателей предложены материалы о фотовыставке в приходе храма пророка Иоанна Предтечи (проект клуба миссионерской журналистики «Благовестник») и повествование о сразу нескольких пока неканонизированных священнослужителях, павшими жертвами «воинствующего атеизма» в Енисейской губернии (проект «Этапами веры»).

Помимо этого в рождественском номере «Православного слова Сибири» — отрывки из праздничных посланий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и иерархов Красноярской митрополии, актуальные анонсы и свежие новости из жизни всех пяти епархий на территории нашего края.

Патриаршее и Синодальное послание в связи с ситуацией в Черногории

В связи с опасным развитием ситуации вокруг канонической Православной Церкви в Черногории в субботу 28 декабря 2019 года состоялось дистанционное заседание Священного Синода, члены которого единодушно одобрили следующее Патриаршее и Синодальное послание о ситуации в Черногории.

Его Святейшеству, Святейшему Иринею, Архиепископу Печскому, Митрополиту Белградо-Карловацкому, Патриарху Сербскому

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Амфилохию, митрополиту Черногорско-Приморскому

Его Преосвященству, Преосвященнейшему Иоанникию, епископу Будимлянско-Никшичскому

Его Преосвященству, Преосвященнейшему Афанасию, епископу Милешевскому

Его Преосвященству, Преосвященнейшему Димитрию, епископу Захумско-Герцеговинскому

Его Преосвященству, Преосвященнейшему Мефодию, епископу Диоклийскому

Клиру, монашествующим и всем православным верующим Черногории

Ваше Святейшество, возлюбленные о Господе собратья-архипастыри, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

С болью и обеспокоенностью мы узнали о принятии Скупщиной Черногории дискриминационного закона, направленного против Сербской Православной Церкви, и о последовавших за этим драматических событиях.

Примите от лица всей полноты Русской Православной Церкви выражения глубокого, искреннего и сердечного сочувствия в связи с возмутительным произволом полиции, подвергшей унижениям и побоям верующих во главе с Преосвященным епископом Диоклийским Мефодием.

Горечь вызывает продемонстрированное законодателями пренебрежение волей большинства граждан, которые были и остаются членами Церкви святителей Василия Острожского и Петра Цетиньского. Именно эта Церковь, как заботливая мать, духовно родила и неусыпной заботой веками воспитывала в любви к свободе и истине жителей Черногории. А сегодня ее храмы и монастыри, свидетельствующие о живой вере и благочестии созидавших их поколений, оказались перед угрозой расхищения.

Попытка поставить вопрос о законности прав религиозных организаций на принадлежащее им имущество после долгих лет правления богоборческого режима, обрекавшего их на бесправие, выглядит как циничный удар по Церкви, восстанавливающей утраченное в годы притеснений. Новый Закон о свободе вероисповеданий является актом поддержки раскола путем ослабления канонической Церкви и попыткой поставить ее в унизительную и опасную зависимость от государства — тем более несправедливую, что Черногория является государством светским. Произвольно и незаконно вторгаясь в область канонического права, власти страны отрицают очевидную и легко доказуемую преемственность канонической Церкви, настаивая на ее перерегистрации, выводящей Церковь за рамки правового поля и поставляющей ее под удар агрессивного национализма.

В Русской Православной Церкви по собственному опыту знают, что раскол является величайшей общенациональной трагедией. Политические силы как Черногории, так и Украины, заинтересованные в подрыве народного единства, долгие годы поддерживали раскольников, видя в них инструмент ослабления канонической Церкви. Взращенное ими древо принесло ядовитые плоды нового «государственного мышления», отводящего расколу роль движущей силы перерождения общественного сознания.

Эта болезненная трансформация нанесла Украине незаживающие раны братоубийственной вражды. С горестью видим, что те же последствия грозят ныне вашей стране, где в происходящем ясно прослеживаются параллели с украинской ситуацией.

В обеих странах приняты дискриминационные законы, заложившие юридическую основу для изъятия у Церкви храмов, монастырей и земель. В Черногории раскольники при поддержке властей на протяжении многих лет пытаются захватить храмы канонической Церкви — так же, как и на Украине.

Это не просто внешнее сходство — в обеих странах на самом деле осуществляется один и тот же замысел, родившийся далеко за их пределами. Поэтому нашим братьям в Черногории так понятны страдания народа Божия Украины, который они всегда стремятся поддерживать в переживаемых им испытаниях.

Обращаемся ныне ко всем Поместным Православным Церквам с призывом поддержать каноническую Церковь в Черногории. Нависшая над ней опасность не должна никем из нас восприниматься как далекая и чужая. То, что пытаются навязать сегодня верующим Черногории, завтра может постичь любую из Церквей.

Обращаемся к мировому сообществу с призывом не допустить попрания прав религиозных общин в Черногории. Серьезные замечания к новому Закону о свободе вероисповеданий ранее высказала Европейская комиссия за демократию через право. Очевидно, что этот законодательный акт игнорирует волеизъявление значительной части населения страны. Необходимо отметить, что принцип отделения религиозных общин от государства, формально закрепленный в 14 статье Конституции (Устава) Черногории, на деле грубо нарушается государственным руководством страны, открыто взявшим курс на создание «новой церкви», которая служила бы их политическим интересам.

Призываем и руководителей Черногории опомниться и вместо мифических «великосербских шовинистов» увидеть в православных верующих своих дедов, отцов и матерей, братьев, сестер и детей. Невозможно и бессмысленно объявлять проводником чужого, враждебного влияния каноническую Церковь, объединяющую большинство граждан своей страны.

Принятый закон обеспечивает вовсе не свободу вероисповедания, он направлен на отчуждение от многовековой исторической памяти народа, от унаследованной им отеческой духовной традиции. Голосование в Скупщине запустило процессы, способные в обозримом будущем привести к таким печальным последствиям, как массовое нарушение прав верующих, изъятие храмов у их законных владельцев и передел собственности. Все это мы уже наблюдали на примере Украины, где были приняты подобные законы, но где вмешательство политиков в вопросы устроения церковной жизни не смогло поколебать духовную твердыню канонической Церкви и отвратить от нее народ Божий. Более того, это вмешательство привело к утрате высшего государственного поста лицом, которое больше всего стремилось превратить Церковь в свой политический инструмент. Надругательство над Церковью Божией не остается безнаказанным. Народ не простит посягательства на его святыни, а Бог воздает за это осуждением в вечности.

Молимся Всемилостивому Господу, да дарует Он Свою всесильную помощь архипастырям, пастырям, всем верным чадам канонической Православной Церкви в Черногории, да ниспошлет вразумление и тем, на ком лежит ныне ответственность за мир и гражданское согласие в стране.

С любовью о Господе

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

ЧЛЕНЫ СВЯЩЕННОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

***

В ночь с 26 на 27 декабря 2019 года Парламент Черногории принял законопроект «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин», ущемляющий интересы Сербской Православной Церкви.

Законопроект предусматривает изъятие у Сербской Православной Церкви и передачу в собственность государства объектов и земель, используемых религиозными общинами, в случае, если они принадлежали государству до 1 декабря 1918 года или если отсутствуют документы об их оформлении в качестве церковной собственности (чаще всего не имеют такого оформления древние святыни). Речь идет о более чем 650 святынях, включая известный монастырь Острог, где подвизался святой Василий Острожский.

Голосование по законопроекту сопровождалось потасовкой между депутатами правящего большинства и оппозиционных сил, после чего оппозиционные парламентарии были удалены из Парламента.

Протестуя против спорного законопроекта, жители Черногории вышли на улицы городов, перекрыли трассы, заблокировали мосты. Беспорядки были отмечены в таких городах как Никшич, Беране, Биело-Поле, Плевля, Бар, Будва, Котор. Несколько тысяч жителей города Никшич выдвинулись протестным маршем к столице страны Подгорице.

В Подгорице сотрудники черногорской полиции задержали 20 участников протеста, а на севере страны, на мосту Джурджевича через реку Тара, по сообщениям пресс-службы Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви, сотрудники полиции жестоко избили дубинками епископа Диоклийского Мефодия и верующих, принимающих участие в акции протеста против законопроекта.

Ранее, 9 июля 2019 года, Священный Синод Русской Православной Церкви принял заявление о ситуации в Черногории.

В заявлении Синод выразил глубокую обеспокоенность в связи с ухудшением положения епархий Сербского Патриархата на территории Черногории и отметил тревожную тенденцию усиления давления властей на каноническое духовенство и верующих в Черногории.

Священный Синод выразил братскую поддержку архиереям, духовенству и всем чадам Сербского Патриархата в Черногории и призвал черногорские власти прекратить дискриминацию и подрыв единства Сербской Православной Церкви.

Православная неделя с 30 декабря по 5 января 2020 года: преподобный Илия, Иоанн Кронштадатский, святитель Петр Московский и Анастасия Узорешительница

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 30 декабря 2019 — 5 января 2020 года — седмица 29-я по Пятидесятнице.

1 января (19 декабря по ст.ст.). День памяти преподобного Илии Муромца, Печерского (1188)

Доподлинно известно, что преподобный был родом из Мурома. Во взрослом возрасте он подвизался в Киево-Печерской обители, где отошел ко Господу около 1188 г.

По преданию, когда мощи святого были обретены, то монахи обнаружили: Илия пребывал в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви — три первые перста вместе, а два последние пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.

Некоторые из историков считают, что преподобный Илия и былинный богатырь Илия Муромец — одно и то же лицо, однако, окончательно эта гипотеза пока еще не доказана.

2 января (20 декабря по ст.ст.). День памяти праведного Иоанна Кронштадского, чудотворца (1908)

Вся земная жизнь этого священника являлась ярким примером того, как человек может противостоять шаблону, сформировавшемуся в обществе. Праведный Иоанн (1829–1908) показал, как христианин может без внешних протестов и бунтов активно восставать против привычного, но греховного порядка вещей.

В молодости святой мечтал стать миссионером и уехать проповедовать среди народов Сибири и Дальнего Востока. Однако его благословили служить в предместье Санкт-Петербурга Кронштадте. При первом же знакомстве со своей паствой отец Иоанн увидел, что здесь ему предстоит не меньше трудов, нежели в далеких языческих странах.

Безверие, иноверие и сектантство, не говоря уже о полном безразличии к вере, процветали тут. Кронштадт был местом административной высылки из столицы разных порочных людей. Кроме того, там было много чернорабочих, живших в жалких условиях.

Вот на этих-то, казалось, нравственно погибших людей, презираемых всеми, и обратил свое внимание исполненный духа подлинной Христовой любви великий пастырь. Ежедневно стал он бывать в их убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог.

Эти кронштадтские «босяки», которых о. Иоанн силою своей сострадательной пастырской любви опять делал людьми, возвращая им утраченный было человеческий образ, первыми «открыли» святость о. Иоанна. И это «открытие» очень быстро восприняла затем вся верующая народная Россия.

Для общецерковного почитания Иоанна Кронштадтского канонизировали в 1990 году.

3 января (21 декабря по ст.ст.). День памяти святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси (1326)

Этому святому довелось нести архипастырское служение в нелегкое время татаро-монгольского ига на Руси.

Много трудностей испытал владыка Петр в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под иноземным игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

Святой прославился многими трудами во благо Церкви; именно он перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Святитель Петр пророчески предсказал будущее возвышение города как столицы всей России и освобождение русских земель от татарского ига. По его же благословению в Московском Кремле в августе 1326 года заложили знаменитый собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.

4 января (22 декабря по ст.ст.). День памяти мученицы Анастасии Узорешительницы (+304)

Святая Анастасия — одна из сонма христианок-мучениц III–IV веков. Аристократка по происхождению, олицетворение кротости и стойкости одновременно.

Однако есть в ее житии нечто, что не просто выделило ее из количества похожих святых, но и дало свое особое прозвание: Узорешительница. Анастасия переодевалась в скромное платье и, в сопровождении одной служанки, отправлялась в городские тюрьмы, где томились преимущественно христиане — впрочем, девушка не делала различий. Она подкупала стражников, чтобы те пропускали ее в темницу, а потом служила заключенным, как могла: приносила им купленный на свои средства хлеб, омывала их грязные тела, перевязывала раны, подавала питье.

Во время очередного гонения на христиан Анастасия была схвачена. Из-за ее знатного происхождения гонители до последнего пытались переубедить ее, заставить вернуться к язычеству. По преданию, с ней говорил лично император Диоклетиан. Однако святая от этого решительно отказалась и приняла мученическую смерть.

Рождественский утренник для красноярских православных гимназистов провели в КИЦ «Успенский»

Представление с элементами игры-квеста для воспитанников Сергиевской православной гимназии провели 27 декабря в культурно-историческом центре «Успенский».

Сюжетной основой утренника стала всемирно известная сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева». Детям было предложено найти ключи от дворца королевы, чтобы спасти из заточения Кая.

Вместе с гимназистами гостями центра «Успенский» стали их родители и педагоги во главе с директором Нелли Киссар. Участие в утреннике также приняли ученики красноярской средней общеобразовательной школы № 1. Утренник вызвал самые радостные впечатления у всех детей.

Добавим, что ранее в КИЦ «Успенский» подобные утренники состоялись для воспитанников других образовательных организаций Красноярска — в том числе, и для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Миссионерская Литургия совершена для верующих в одном из малых сёл Манского района

Поселок Большой Унгут в последние дни уходящего года посетил председатель миссионерского отдела Красноярской епархии, настоятель Георгиевского храма при краевом госпитале ветеранов Великой Отечественной войны иерей Андрей Дорогов.

В местном Преображенском молитвенном доме священник совершил миссионерскую Литургию — богослужение с перерывами на объяснение молящимся смысла всех священнодействий.

После богослужения верующие сельчане поздравили отца Андрея с недавним тезоименитством. Затем состоялась общая трапеза.

7–19 января 2020 года. Фотоконкурс #светлоерождество в социальных сетях

Тематический конкурс фоторабот состоится в дни празднования Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Творческое соревнование #светлоерождество ставит своими целями раскрыть посредством фотоизображений многообразие образов праздника Рождества, содействовать популяризации духовно-нравственных ценностей и развитию творческих способностей фотолюбителей.

Конкурс пройдет в три этапа. С 7 по 19 января каждый желающий может опубликовать свою фотографию с хэштегом #светлоерождество в социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Instagram). 20–21 января конкурсная комиссия рассмотрит предложенные работы, подведет итоги и определит победителей. 21–24 января победители будут награждены памятным подарками.

Полностью с положением конкурса можно ознакомиться на сайте музейно-просветительского центра духовной культуры «Касьяновский дом».

Учредители фотоконкурса #светлоерождество — Красноярская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), Управление общественных связей Губернатора Красноярского края, Агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края, Дом дружбы народов Красноярского края.

Организатор фотоконкурса — Красноярская региональная общественная организация духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка».

Информационный партнер конкурса — Автономная некоммерческая организация Информационный центр радиовещания, искусства и культуры «Вера, Надежда, Любовь» (радио «Вера» в Красноярске на FM 95.4 МГц).