Последние публикации

Итоги года подвели в православной гимназии Ачинска

В ачинской православной Преображенской начальной гимназии состоялась торжественная линейка, приуроченная к окончанию года.

С успешным окончанием второй четверти учеников поздравила завуч учебного учреждения Татьяна Старикова. Также на линейке поздравили гимназистов, особо отличившихся в учебе, — сообщает сайт pravgim24.ru.

Начало нашего мира

Отсчет нового года в церковном календаре, как известно, ведется от начала индикта, что отмечается осенью. Поэтому, строго говоря «настоящее православное» новолетие наступает не 1 января, а 14 сентября, и первый крупный праздник в церковном году — это не Рождество Христово, а Рождество Пресвятой Богородицы.

Умом это понять можно, но сердцем… Лично у автора с детских лет сложилось своего рода наивное «богословие»: «рождается» новый год, а вслед за ним мы празднуем и рождение Спасителя. Уже во взрослом возрасте пришлось «открыть» для себя, что известные нам традиции празднования светского Нового года — по существу, новодел советской эпохи, как раз-таки придуманный в качестве «эрзаца» Рождеству. Но: «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6:7). Новый год в обществе прижился, но заслонить собой Рождество Христово так и не смог. Так и живут эти два непохожих праздника, разделенные всего пятью календарными днями: один — светский, шумный, суетный, а другой — тихий и по-семейному, что ли, уютный. В него мы переживаем заново приход в мир нашего Господа и Спасителя — событие, без которого наш мир был бы совсем другим.

Неслучайная дата

Рождество Христово, на первый взгляд, кажется очень понятным праздником. Не сравнить с той же Пасхой Господней, где непросто понять хотя бы логику вычисления праздничной даты — то она выпадает на середину апреля, то на его конец, а то и на начало мая. Вот Рождество — другое дело, оно всегда празднуется 7 января по григорианскому календарю (или 25 декабря — по юлианскому).

А почему именно в эту дату? Согласитесь, неожиданный вопрос. Это позволяет разбирающимся в истории скептикам иронизировать. Мол, ни в Евангелии, ни в апостольских посланиях напрямую нигде не говорится о том, что Иисус родился именно в середине зимы. Более того, нет свидетельств, что в первые два века христиане вообще знали праздник Рождества. А в конце декабря в римской античной традиции принято было справлять праздник Сатурналий — в честь зимнего солнцестояния. Вот христиане, с окончанием гонений и победой своей религии над язычеством, и решили заменить «чужое» «своим», не меняя, однако, случайную привязку к астрономическому событию.

Так ли это? Говорить о том, что до III–IV века христиане совершенно не знали Рождества, некорректно . Да, отдельного такого праздника действительно не было: скорее всего, это была дань ветхозаветной иудейской традиции, считавшей языческим обычай отмечать день рождения. Приход в мир Христа тогда праздновался вместе с Его Крещением в едином празднике Богоявления, — об этом, например, напоминал еще такой авторитетный историк Церкви как епископ Христофор (Смирнов; 1842–1921). В эпоху Вселенских Соборов, однако, было справедливо решено, что каждое из этих событий заслуживает отдельного торжества.

Сравнительную календарную близость зимнего солнцестояния и христианского Рождества во многом можно считать случайной. В конце концов, древнеримское язычество знало целый пантеон божеств, каждому из которых «полагался» свой праздник (нередко — многодневный, притом — не один). Поэтому совпадение в датах новых христианских и прежних античных праздников было неизбежным. О том, что Христос родился именно 25 декабря нигде в Евангелии напрямую не пишется. Так, к слову, и не могло быть написано, ведь создавшие его апостолы, как уже было сказано, происходили из иудейской среды. А евреи пользовались собственным лунно-солнечным календарем, не очень похожим на знакомый нам римский. Потому и слово «декабрь» для подавляющего большинства иудеев было, в общем-то, пустым звуком.

Однако мы точно знаем, что зачатие пророка Иоанна Предтечи пришлось на конец еврейского осеннего месяца элула — это 23 сентября «по старому стилю» (или 6 октября «по новому»). Также евангелисты пишут, что Благовещение Божией Матери совершилось спустя ровно полгода; выходит, это 25 марта / 7 апреля. Ну и, наконец, если мы прибавим к этой дате еще девять месяцев, то как раз и получим 25 декабря — дату праздника по юлианскому календарю.

Самый человечный — и единственный истинный

Рождество Господа нашего Иисуса Христа, с одной стороны, понятно каждому, а с другой — безмерно непостижимо. Ведь каждый из нас, так или иначе, сталкивался с рождением человека, но никто из ныне живущих и многих-многих поколений их предков не становился свидетелем пришествия в мир Бога.

Приход Спасителя в наш мир совершенно «перпендикулярен» аналогичным сюжетам в различных языческих верованиях. Иисус Христос приходит в мир не как всемогущий и всепобеждающий властелин, но — как обычный с виду младенец, нуждающийся в заботе и совершенно беспомощный. Народы и страны не преклоняют перед Ним колени: Рождество Господа празднуют лишь только несколько волхвов с Востока да горстка вифлеемских пастухов.

Окружающий мир (в лице неправедного царя Ирода) стремится уничтожить Богомладенца, совершенно не стесняясь в средствах. Да и вся земная жизнь Спасителя, как известно, будет путем испытаний и искушений, сомнений и насмешек, откровенного непонимания со стороны окружающих. Разве такое применимо к какому-нибудь «нормальному» языческому божеству, будь то скандинавский Один, ацтекский Кетцалькоатль или древнеславянский Перун, — обладающему сверхспособностями, внушающему трепет и не знающему пощады к врагам? Поэтому приход Иисуса Христа к людям и стал началом создания мира с привычными нам, ныне живущим, культурой, укладом жизни и системой ценностей.

Это касается буквально всего. Взять хотя бы вопрос взаимоотношений полов: что у восточных народов, что у древних греков и римлян женщина служила, по существу, бесправным придатком для своего отца, опекуна или мужа. Даже у живших по Ветхому Завету иудеев едва ли не любой женский проступок вел за собой казнь его совершившей (здесь уместно вспомнить евангельский эпизод спасения Иисусом блудницы).

Христианство в пику этому преподнесло действительно революционную идею: что женщины, что мужчины одинаково должны отвечать за совершенное, обладая своими правами и своими обязанностями. Моногамный брак как единственно возможный, осуждение разводов и мужских супружеских измен — всех этих нехитрых, казалось бы, истин мир до Спасителя не знал.

Были ли неоспоримые сегодня идеи естественных прав человека известны в дохристианском мире? Даже лучшие из античных философов, вроде Аристотеля или Платона, не могли признать «варваров» равными своим соотечественникам-эллинам. Что тогда говорить о других древних культурах и цивилизациях, где люди и народы воспринимались лишь как игрушки богов, только как элемент окружающего мира? Вспомните выдающиеся памятники той же античной литературы, «Илиаду» и «Одиссею». Древнегреческие боги ради своей славы беззастенчиво помыкают, манипулируют людьми, заставляя их обманывать, предавать и лишать жизни других людей.

И лишь христианство признало в каждом человеке — любой расы, любого этноса и любого пола — сотворенного по Божиему подобию, обладающего своей свободной волей. Обо всем этом стоит помнить, встречая Рождество Христово.

 Бог, явившийся к людям

Если Рождество Христово — это начало земной жизни Спасителя, то Святое Богоявление — это начало Его, если так можно сказать, общественного служения. Поэтому эти праздники не только близки календарно, но и родственны по сути. Мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения в богослужении. Например, у обоих праздников есть навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.

Каждый верующий знает, какое событие мы переживаем заново в день Богоявления — крещение Иисуса Христа святым Иоанном Предтечей в водах реки Иордан. Но как пророк мог крестить еще до Сошествия Святого Духа на апостолов и до создания Церкви, до утверждения ее Святых Таинств? После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов. Он окунал пришедших в воды Иордана — в знак нравственного очищения и перерождения людей. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

А почему этот праздник называют не только Крещением, но еще и Богоявлением? Это напоминает нам о чуде, свершившимся в тот день над Иорданом. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк.3:21–22). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос — Бог-Отец, голубь — Святой Дух, Иисус Христос — Сын Божий. Иными словами, было засвидетельствовано, что людям явился Бог в обличии простого человека.

Какая вода «святее»?

Если составлять условный «топ-10» или даже «топ-5» тем, чаще всего вызывающих неразбериху и кривотолки в православной среде, то крещенская вода (Великая Агиасма), несомненно, попадет в оба таких списка.

Какая вода — крещенская? Когда именно она становится таковой? Чем вода «крещенская» отличается от воды «богоявленской»? У которой из них «больше святости»? В какой день «правильнее» набирать святую воду — 18-го или 19 января? Из года в год в канун Крещения Господня — Святого Богоявления — этими вопросами задаются как «захожане», так и вполне себе воцерковленные люди. И из года в год наиболее авторитетные православные ресурсы обстоятельно разъясняют: разницы между «крещенской» и «богоявленской» водой нет, и ни одна из них не является «сильнее» другой.

В традиции Русской Православной Церкви принято освящать воду дважды – и в Сочельник Крещения (18 января по н.ст./ 5 января по ст.ст.), и в сам праздник Крещения (19 января по н.ст./ 6 января по ст.ст.).Так стали делать с середины XVII века. Освящение воды в Сочельник отсылает верующих к обычаю первых христиан крестить оглашенных в канун Богоявления. А богослужение непосредственно в день праздника первоначально было традицией одной лишь Иерусалимской Церкви, но со временем она «разошлась» по всему православному миру.

Никакой разницы по «силе» между водой, освященной в Крещенский Сочельник, и водой, освященной на Богоявление, нет. Равно как и нет ее, в строгом смысле, между крещенской и «обычной» святой водой. Отличие состоит только в том, что на Крещение Господне (и 18-го, и 19-го января) воду освящают великим чином, а во все остальные дни — малым. Великий чин, что явствует из самого названия, более торжественен: поются тропари, затем читаются ветхозаветные пророчества, фрагмент из Послания апостола Павла и Евангелие, возносятся особые молитвенные прошения и только потом совершается священнодействие.

Но дискуссиями о «силе» и «правильном дне» для получения Великой Агиасмы список вопросов, связанных с этой великой святыней православных верующих, не исчерпывается. Не меньше интереса вызывают и то, как правильно употреблять крещенскую воду (пить натощак, окроплять жилище), не теряет ли она свои свойства со временем (не теряет) и даже можно ли ей мыться в ванной или бане (конечно же, не стоит).


11 января (29 декабря по ст.ст.). День памяти 14 000 мучеников от Ирода в Вифлееме избиенных (I)

 По преданию, до иудейского царя Ирода в дни после Рождения Христа дошли слухи о том, что в Вифлееме на свет появился некто великий, кто может представлять угрозу его правлению. Тогда он повелел перебить всех младенцев до двух лет, живших в этом поселении. Святое Семейство же спаслось благодаря бегству в Египет, куда Иосифу Обручнику повелел отправиться явившийся во сне ангел.

Вифлеемское избиение младенцев и поныне остается одним из наиболее обсуждаемых евангельских эпизодов. Например, неверующие люди не понимают: как Господь мог допустить такое злодеяние — гибель невинных детей, едва появившихся на свет? Еще святитель Иоанн Златоуст на этот счет говорил: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек — твой благодетель?». Так и в случае с вифлеемскими младенцами: за понесенные страдания на Земле их вознаградили вечным блаженством на Небесах.

22 января (9 января по ст.ст.). День памяти cвятителя Филиппа, Митрополита Московского и всея России Чудотворца (+1569)

Митрополит Филипп (в миру — Феодор Степанович Колычев, 1507– 1569) занимает особое место в сонме святых Русской Церкви. Этот архипастырь принял насильственную смерть — но не от рук иноверцев или безбожников, как десятки и сотни мучеников, а по злой воле своего же, русского царя.

Будущий святитель происходил из знатного и влиятельного боярского рода Колычевых. Известно, что уже в 1530-х он подвизался в одной из обителей на русском Севере, а в 1540 году будущего митрополита на Соловках рукоположили в монахи с именем Филипп. Уже через 8 лет отец Филипп стал игуменом Соловецкой обители. Будущий святой стал непререкаемым духовным авторитетом в масштабах всей страны. Летом 1566 года ему предложили стать митрополитом Московским и всея Руси. Игумен долго колебался, но затем всё-таки поддался уговорам безмерно уважавшего его духовенства.

Став митрополитом, он заступался за гонимых и опальных, открыто требовал от царя Иоанна IV Грозного отменить ненавистную опричнину. Конфликт с государем стал неизбежным. Разъяренный царь сначала организовал неправедное судилище, где владыку Филиппа «извергли из сана» и отправили в ссылку в Тверь. Но и этого правителю оказалось мало: 9 января 1569 года ближайший царский подручный Малюта Скуратов задушил архипастыря во время молитвы.

25 января (12 января по ст.ст.). День памяти мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших (226–235)

Святая Татиана стала одной из жертв гонений на христиан в Римской империи в годы правления Александра Севера. Известно, что мученица происходила из знатной семьи; её отец трижды занимал в разные годы должность консула. При этом родители Татианы были тайными христианами; христианкой же они воспитали и свою дочь.

Достигнув совершеннолетия, Татиана принесла обет целомудрия и решила посвятить свою жизнь служению в храме. Ее схватили во время антихристианских гонений и пытались заставить вознести молитвы статуям языческих божеств — но святая раз за разом отказывалась. По преданию, по молитвам Татианы одно из капищ даже было разрушено внезапным землетрясением. После этого взбешенные гонители казнили девушку вместе с её отцом.

Особое почитание святой Татианы в России принято связывать с учреждением Московского университета 12 января 1755 года. Мученицу стали почитать сначала как покровительницу этого вуза, а позднее — и как небесную заступницу всех студентов.

Детская миссионерская Божественная литургия прошла в красноярском храме

Богослужение для детей состоялось 3 января в войсковом казачьем храме благоверного князя Александра Невского города Красноярска.

Миссионерскую Литургию — богослужение с перерывами на объяснение молящимся смысла всех священнодействий — совершил штатный священник прихода иерей Сергий Сенченко, — сообщили сайту kerpc.ru в Александро-Невском храме.

За богослужением молились воспитанники приходской воскресной школы «Божий лучик».

Память жертв Гражданской войны почтили на Дрокинской горе

4 января у поклонного креста на Дрокинской горе у границы города Красноярска  состоялась панихида в память о жертвах Гражданской войны.

Заупокойную литию, приуроченную ко столетию окончания военных действий на территории Енисейской губернии, совершил штатный священник Покровского собора города Красноярска иерей Виктор Мамаев.

Напомним, что монумент из легированной стали высотой в 47 метров был возведен исключительно на пожертвования верующих, без привлечения каких бы то ни было государственных средств. 27 февраля 2019 года чин освящения поклонного креста совершил митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон.

Правящий архиерей возглавил Царские часы и Божественную литургию святителя Василия Великого в Кафедральном соборе Красноярска

6 января, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Царские часы и Божественную литургию святителя Василия Великого в Покровском кафедральном соборе города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов), благочинный больничных храмов Красноярска, настоятель красноярских приходов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; штатные священнослужители собора.

За богослужением пел Архиерейский хор Покровского собора.

По окончании Литургии правящий архиерей возглавил чин славления Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа и обратился к верующим с архипастырским словом:

— Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с навечерием Рождества Христова. Сегодня мы приняли этот праздник, возгласив перед горящей свечой, которая символизирует жизнь, свет и любовь от Бога. И вечную жизнь в Боге — каждому верующему человеку.

Да хранят вас Господь и Матерь Божия и даруют силы и радость жизни. И пусть все огорчения рассыпаются под силой вашей веры в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и нашей общей молитвы о спасении.

Аминь.

Напомним, что сегодня вечером Владыка Пантелеимон совершит в соборе Всенощное бдение и ночную Божественную литургию — в храме Рождества Христова города Красноярска.

7 января, 18.30. Рождественский фейерверк на о. Татышев г. Красноярска

7 января, в день Рождества Христова, на красноярском острове Татышев состоится праздничный фейерверк и концертная программа с участием творческих коллективов города.

Начало в 18.30.

Напомним, что традиция рождественского салюта в Красноярске взяла начало в 2015 году.

6–7 января. Бесплатные автобусы для красноярцев в Рождественскую ночь

В ночь на Рождество Христово, с 6 на 7 января, департамент общественного транспорта города Красноярска организует бесплатное автобусное движение от храма Рождества Христова (ул. Щорса, 44а) и Успенского мужского монастыря (Лесная, 55а).

Напомним, что в Христорождественском храме праздничное богослужение возглавит митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон.

Автобусы будут ходить по пяти маршрутам:

Маршрут № 1: Храм Рождества Христова – ул. Мичурина – пр. им. газеты «Красноярский рабочий» – ул. Тамбовская – ул. Шевченко – ул. Амурская – ул. Суворова – ул. Мичурина – ул. Павлова – ул. 60 лет Октября, 169а (МП «КПАТП №7»).

Маршрут № 2: Храм Рождества Христова – ул. Щорса – ул. Мичурина – ул. Московская – пр. им. газеты «Красноярский рабочий» – ул. Матросова – ул. Свердловская – пер. Кривоколенный – ул. 60 лет Октября, 169а (МП «КПАТП №7»).

Маршрут № 3: Храм Рождества Христова – ул. Щорса – ул. Мичурина – Октябрьский мост – ул. Авиаторов – ул. Партизана Железняка – ул. Аэровокзальная – ул. Взлётная – ул. 78 Добровольческой бригады – ул. 9 мая – пр. Комсомольский – ул. Краснодарская – пр. Металлургов – ул. Тельмана – ул. Воронова – ул. Гайдашовка – Енисейский тракт – мкрн. Солнечный.

Маршрут № 4: Храм Рождества Христова – ул. Щорса – ул. Мичурина – Октябрьский мост – ул. Партизана Железняка – ул. Белинского – ул. Ленина – ул. Железнодорожников – пр. Свободный – ул. Ладо Кецховели – ул. Копылова – ул. Высотная – ул. Тотмина – ул. Калинина, 84 (МП «КПАТП №5»).

Маршрут № 5: Успенский мужской  монастырь – ул. Лесная – пр. Свободный – ул. Лесопарковая – ул. Чернышева – ул. Гусарова – ул. Мирошниченко – ул. Е. Стасовой – ул. Высотная – ул. К. Армии – ул. Копылова – ул. Профсоюзов – пр. Мира – ул. Вейнбаума – Коммунальный мост – ул. Матросова – ул. 60 лет Октября,169а (МП КПАТП-7).

Ориентировочное время отправления: 02.30, — сообщили в пресс-службе городской администрации.

Православная неделя с 6 по 12 января: Сочельник, Рождество Христово, Вифлеемские младенцы и праведный Иосиф Обручник

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 6–12 января— седмица 30-я по Пятидесятнице.

6 января (24 декабря по ст.ст.). Навечерие Рождества Христова — Рождественский сочельник

Само слово «Сочельник» происходит, как полагают, от сочива (колива) — вареных зерен риса или пшеницы. Вкушать его положено в канун праздника только после Литургии, которая соединяется с вечерней. Часть верующих после этого предпочитает воздерживаться от еды до первой вечерней звезды: эта традиция связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом она не предписана.

Однако все православные в этот день по-особенному готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.

7 января (25 декабря по ст.ст.) — Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа

Рождество Христово — это фундаментальная, основополагающая дата не только для христианской религии и даже всей мировой цивилизации. Этот праздник — личное достояние каждого из ныне живущих и многих поколений наших предков; ведь именно пришествие в мир Господа и Спасителя Иисуса Христа открыло для человеческих душ дорогу ко Спасению. «Божие слово вочеловечилось, чтобы мы обожились», — так будет объяснять смысл этого праздника своей пастве святитель Афанасий Великий (+373).

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа оставили апостолы-евангелисты Матфей и Лука. Как известно, Палестина тогда была частью Римской империи, а ее правитель накануне повелел провести перепись населения во всех подвластных землях. У древних иудеев же бытовал обычай особого почитания праотеческих мест: поэтому Преблагословенная Дева Мария вместе со своим супругом праведным Иосифом и направилась в Вифлеем, родину его предков — потомков ветхозаветного царя Давида.

В вифлеемских гостиницах Иосиф и Дева Мария не нашли свободных мест, поэтому они и были вынужден остановиться в пещере, приспособленной под ясли для скота («Рождественском вертепе»). Там Спаситель и появился на свет; согласно евангелистам, первыми Богомладенцу пришли поклониться мудрецы-волхвы из восточных стран, шедшие за Вифлеемской звездой, и здешние пастухи — их о Рождестве оповестил архангел Гавриил.

Неудивительно, что праздник Рождества Христова знали и особо чтили еще первые христиане — гонимые и бесправные. Интересно, что в древней традиции было принято соединять празднования Рождества и Крещения Господня: причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего Рождения. С VI века этот обычай уходит в прошлое, но памятью ему служит богослужебное сходство этих двух двунадесятых праздников.

9 января (27 декабря по ст.ст.) — день памяти первомученика и архидиакона Стефана (ок. 34)

Этого святого почитают как первого христианского священномученика. Стефан был старшим среди семи диаконов, поставленных самими учениками Господа.

Стефан пострадал за свое упорство в проповеди. Он рассказывал иудеям о Христе и обличал их за казнь Спасителя и гонения на тех, кто принял веру в Него. Тогда первомученика схватили и предали казни через побивание камнями.

По преданию, перед смертью Стефан произнес: «Господи Иисусе, приими дух мой, Господи, не вмени им это во грех», — и затем радостно предал Христу свою чистую душу.

11 января (29 декабря по ст.ст.) — день памяти 14 000 мучеников от Ирода в Вифлееме избиенных (I)

Если архидиакон Стефан стал первым священномучеником, то Вифлеемские младенцы — первыми мучениками, погибшими за Христа.

По преданию, до иудейского царя Ирода в те дни дошли слухи о том, что в Вифлееме родился некто великий, кто может представлять угрозу его правлению. Тогда он повелел перебить всех младенцев до двух лет, живших в этом поселении. Святое Семейство же спаслось благодаря бегству в Египет, куда Иосифу Обручнику повелел отправиться явившийся во сне ангел.

Вифлеемское избиение младенцев и поныне остается одним из наиболее обсуждаемых евангельских эпизодов. Например, неверующие люди не понимают: как Господь мог допустить такое злодеяние — гибель невинных детей, едва появившихся на свет? Но еще святитель Иоанн Златоуст на этот счет говорил: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек — твой благодетель?». Так и в случае с вифлеемскими младенцами: за понесенные страдания на Земле их вознаградили вечным блаженством на Небесах.

Не меньше вопросов вызывает то, сколько именно невинных детей погибло по приказу жестокого царя. Византийская традиция, которой следует и Русская Православная Церковь, говорит, что 14 000, хотя непосредственно в Святом Евангелии этот вопрос не раскрыт. По всей видимости, число «14 000» является символичным и отсылает нас к ветхозаветной Рахили.

Вифлеемские младенцы как святые Церкви приобрели особое значение в новейшей истории: их почитают как небесных покровителей сохранения нерожденных детских жизней.

 

Митрополит Пантелеимон: Святая Церковь — это свидетельство Царствия Божиего на Земле

5 января, по окончании Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Радуется мое сердце, дорогие братья и сестры, что сегодня в этом храме так много причастников. Это значит, что каждый из вас прикладывает старания для спасения своей души через Святое Таинство и пост.

Рождество Христово — это не просто благочестивое воспоминание верующими людьми о дне рождения Христа. Это основа знания людей об искуплении и избавлении от греха. И это искупление было возможно только так: через воплощение на Земле Бога, принявшего человеческую плоть.

Прошлое воскресенье носило название Недели святых Праотец, и мы почитали память первых людей на Земле: Адама, Евы и их потомков. Мы вспоминали строителя ковчега Ноя, вспоминали убиенного своим родным братом Авеля и других.

Сегодня же — Неделя святых отец, и мы сегодня перечисляли их. Это Авраам и его дети; это благочестивые потомки Сифа и Эноха. Это имена иных свя­тых срод­ни­ков по пло­ти Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста.

До Адама и Евы не было греха, пока они не совершили и не познали его. Они также хорошо знали любовь Бога, но сами не делали ничего, чтобы Господь простил их. Они размножались, и грехи уже их потомков привели к тому, что произошел Вселенский потоп. Его благословенные воды очистили Землю, оставив лишь Ноя — как свидетеля праведности во тьме всеобщего помрачнения и сумасшествия.

Главное для православного христианина — это сохранение бессмертной души. Но мы не видим ее, мы видим лишь бренное тело. Когда мы умираем, плоть наша становится прахом, но и тогда мы не видим души. Где же она?

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), о котором вы все знаете, говорил, что, будучи врачом, много раз держал в руках человеческий мозг. Но не видел в нем ума. Но ум у человека есть, как и душа, которая свидетельствует о бессмертии и жизни вечной. И чтобы спасти наши души, Господь Иисус Христос, через апостолов Своих, создал Святую Церковь — как свидетельство Царствия Божиего на Земле.

Рождество — это радость обладания истиной в мире, где идет жестокая борьба за спасение или погибель человека, между Господом и диаволом. И правы те, кто восклицают: «Слава Богу за все!» и направляются своим сердцем к Нему. А Господь простирает нам Свои руки и открывает двери добра и света. Он научил нас и дал очищение от грехов: Он врачует нас и помогает чувствовать себя народом Божиим. Не в гордыне, которую проявили распинатели Христа, но в поиске и смирении перед Богом, когда эта гордыня исчезает, поглощаемая Божественным добром и милосердием.

Аминь.

Архипастырь совершил Литургию в красноярском Покровском кафедральном соборе

5 января, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию в Покровском кафедральном соборе города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского собора митрофорный протоиерей Владимир Дорош; исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); благочинный больничных храмов Красноярска, настоятель красноярских приходов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; ключарь Покровского собора иеромонах Мелхиседек (Цхадая) и штатные священнослужители собора.

За богослужением пел Архиерейский хор Покровского.

По окончании Литургии правящий архиерей обратился к верующим со словом проповеди.