Сайт kerpc.ru продолжает рассказывать о праздниках Православной Церкви. 15–21 февраля в 2021 году — седмица 37-я по Пятидесятнице.
15 февраля (2 февраля по ст. ст.) — Сретение Господа нашего Иисуса Христа
Сретение Господне — один из двунадесятых праздников Церкви. Само это слово со старославянского означает «встреча». Чью же встречу с Господом мы вспоминаем в этот день?
Согласно Евангелию (Лк. 2;22–40), в тот день совсем ещё маленького Иисуса Христа, которого родители первый раз решили привести в иерусалимский Храм, увидели праведные Симеон Богоприимец и пророчица Анна. В Богомладенце они оба сразу же признали Сына Божиего. Почему?
Праведный Симеон был учёным мужем, знавшим несколько языков. По преданию, почти три века назад он переводил для египетского царя Ветхий Завет с древнееврейского на древнегреческий. Когда святой переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14), он посчитал эти слова ошибкой и вместо «Дева» хотел было написать «Жена». Но ангел Господень тогда остановил руку Симеона, заверив: учёный муж не умрет, пока не убедится в истинности пророчества Исайи.
Увидев же, наконец, Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал:
— Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов (Лк. 2:29—31).
Анна Пророчица, в свою очередь, была благочестивой вдовой, много лет жившей при Храме. После того как Симеон Богоприимец произнёс благословения, Анна также «славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:38).
Но Сретение Господне — это не только встреча Господа с двумя благочестивыми людьми. Через них Он словно встретился со всем миром, объявив о Своём приходе к людям и грядущем Спасении человечества.
16 февраля (3 февраля по ст. ст.) — день памяти равноапостольного Николая Японского (+1912)
Этот епископ (в миру — Иван Дмитриевич Касаткин; 1836–1912) происходил из бедной семьи сельского диакона со Смоленщины. В юных годах он едва ли мог помышлять и о епископском сане, как и о том, что большую часть жизни будет нести служение в далекой экзотической стране.
В 1860 году, будучи студентом Санкт-Петербургской духовной академии, Иван узнал о вакансии на должность настоятеля церкви при недавно открытом русском консульстве в японском городе Хакодатэ. Япония в те годы только-только начинала отходить от многовековой самоизоляции и «открываться» для других государств. Заявку Ивана Касаткина одобрили; его вскоре постригли в монахи и рукоположили во пресвитера.
Первые годы в Японии были непростыми. Около восьми лет иеромонах Николай изучал язык, историю, культуру, литературу и обычаи своей новой паствы. После нескольких веков самоизоляции японцы настороженно относились к другим религиям; запрет на проповедь и исповедание христианства под страхом смерти окончательно отменят только в 1873 году. Многие жители Страны Восходящего Солнца искренне считали, что с помощью христианства иностранцы хотят захватить их государство. А отца Николая пытались даже убить, вот только ему удалось убедить несостоявшегося злодея отказаться от недобрых намерений. Впоследствии же тот японец — Такума Савабэ — не только примет Крещение, но и станет первым японским православным священником.
За все полвека жизни в Японии епископ (с 1880 года) Николай лишь дважды ненадолго отлучался в Россию. Он перевёл на японский язык Священное Писание и богослужебные книги, создал духовную семинарию, начальные школы для детей, библиотеку, приют и печатное издание. К моменту архиерейской хиротонии владыки Николая в Японии было уже 5,5 тысяч православных, а к его кончине — уже больше 30 тысяч.
Непростым испытанием для епископа Николая стала Русско-японская война в 1904–1905 гг. Он не уехал в Россию, а остался вместе со своей паствой. Будущий святой не запрещал православным японцам служить в своей армии или молиться о её победе, отказавшись, однако, делать это сам. Вместе с тем, владыка организовал помощь для тысяч русских пленных, оказавшихся в Стране Восходящего Солнца во время войны.
18 февраля (5 февраля по ст. ст.) — день памяти святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (+1696)
В историю Церкви святитель Феодосий (Полоницкий-Углицкий; ок. 1630–1696) вошёл, в первую очередь, как один из «архитекторов» долгожданного воссоединения Киевской митрополии с Русской Православной Церковью в 1686 году. Будучи ещё игуменом, святой Феодосий участвовал в избрании епископа Гедеона (Четвертинского) митрополитом Киевским и посольстве в Москву.
Спустя два года отец Феодосий стал архимандритом, а в 1692 году — был рукоположен во епископа Черниговского.
Особое внимание будущий святитель уделял поддержанию духа нравственности и богобоязненности среди своей паствы. Для этого владыка Феодосий в первую очередь заботился о строительстве новых монастырей и храмов. Во время управления им Черниговской епархией заметным был особый подъём и усиление иночества. Большое внимание святитель уделял духовенству, был строг и разборчив при выборе кандидатов на священнические места.
Отличительными чертами святителя Феодосия были снисходительность, миролюбие, строгая справедливость, глубокое сострадание ко всем обращавшимся к нему за помощью и советом — не только православным, но и людям других исповеданий. «Он был подобен светильнику, освещавшему своим тихим светом всю Черниговскую епархию и всех согревавшему теплотою своего любвеобильного сердца», — вспоминали о нём современники.
Подлинно монашеские кротость и смирение выделяли святого Феодосия на протяжении всей его жизни. Иноческий постриг он принял ещё в совсем юные годы — для истории не сохранилось даже его имя, полученное в Святом Крещении.