Последние публикации

«Ведь раньше во время эпидемий все в храм шли!»: епископ-вирусолог развеял интернет-мифы о коронавирусе

Во время пандемии людей мучает страх и неуверенность в завтрашнем дне — она рождает массу непроверенных слухов. Одни говорят, что вирус якобы не страшен, другие говорят, что во времена всех предыдущих эпидемий люди шли в храм, третьи убеждены, что СМИ, врачи и учёные лишь нагнетают атмосферу. Православный журнал «Фома» пообщался с епископом Калачинским и Муромцевским Петром — до принятия сана он окончил биологический факультет МГУ, работал в НИИ природно-очаговых инфекций Омска и защитил диссертацию по специальности «Вирусология». Приводим мнение священника-вирусолога, — возможно, это поможет многим избавиться от иллюзий по поводу коронавируса.

Источник: Фома.Ru

«Раньше во время эпидемий всегда, наоборот, шли в храмы!»

Нет, не всегда. Говорящие так недостаточно знакомы с историей, в том числе церковной. В прошлом тоже были изоляции и карантины — не надо думать, что это новая, придуманная мера. Конечно, уровень знаний о причинах и течении эпидемий был совершенно иной, чем сейчас. Тем не менее люди знали, что остановить чуму, холеру и оспу можно только карантином. И во многих случаях береглись и читали молитвы из дома.

Сейчас много говорят о подвиге святителя Филарета, который ободрял москвичей и собирал на молитву, но это подвиг исключительный. Могу напомнить, что нареченный тем же именем святитель Филарет — но не Московский, а Черниговский, совершая такой же подвиг во время холеры, заразился, и врачи не смогли его спасти. Это было в 1866 году.

Если мы говорим о заразных болезнях, то главный подвиг духовенства чаще заключался в посещении больниц или временных бараков, наполненных заболевшими людьми. Это было и остается огромным риском — свидетельством подвига истинных пастырей. Но от людей часто требовалось иное. Заболевших старались причащать либо отдельно от тех, кого считали тогда здоровыми (поймите, тогда не было современных знаний о передаче вируса), либо на дому или в больницах.

Со времен апостолов нам даны слова о послушании властям. В отличии от гонений на христиан, карантинные меры Церковь воспринимала с пониманием, и никого не смущало, что в законах и установлениях Российской Империи в том числе были предусмотрены и ситуации с временным закрытием храмов на время эпидемий. Нет, это не вероотступничество. Мы с вами почитаем святого праведного Федора Ушакова. А знаете ли Вы, что ему удалось спасти свой флотский экипаж и весь город Херсон во время эпидемии чумы? Причем там был введен жесточайший карантин и были запрещены публичные богослужения.

Адмирал Ушаков ставил патрули на въездах и выездах, всем приказывал оставаться дома, а всех больных изолировал. Болезнь была побеждена, а адмирал награжден орденом Святого Владимира. И мы с вами видим не просто понимание со стороны Церкви его действий как руководителя. Этот глубоко верующий человек стал святым молитвенником за нас у престола Божия!

Многие помнят одного из православных патриархов советского времени — патриарха Пимена (Извекова), и очень его почитают. А знаете ли вы, что в бытность его местоблюстителем патриаршего престола, примерно за год до избрания патриархом, он участвовал в борьбе со вспышкой холеры в южных районах Советского союза? Охвачены болезнью были Кавказ, Астраханский край, Одесса — и беда грозила всей стране.

И тогда был подписан указ, согласно которому категорически запрещалось прикладываться к иконам, а причастие мирян благословлялось исключительно на дому в случае немощи или болезни. Никаких перемен в отношении к патриарху Пимену в церковном сообществе это не вызвало, а совместные действия властей и Церкви позволили победить опаснейшую болезнь быстро и с минимальным числом потерь.

Это лишь некоторые примеры, о которых нам известно. Желающие могут обратиться также к «Настольной книге для священно-церковно-служителей», изданной впервые в конце 19 века. Впрочем, в «Фоме» уже была подобная публикация.

В «Книге» внимательный читатель обнаружит особые меры предосторожности и для пастырей, и для паствы в связи с эпидемиями. Нынешние события заставят внимательнее изучать историю православия именно в связи с этой темой, вызвавшей у части людей вопросы. Это еще одно реальное свидетельство. Думаю, что нынешние события заставят особо потрудиться историков Церкви, чтобы люди без сомнений слушались голоса священноначалия и проявляли разумное послушание власти.

Очень важно понимать, что богослужения в нашей Церкви продолжают совершаться.  Наша страна знала намного более страшные времена с точки зрения возможностей приобщиться к церковным Таинствам и получить пастырское окормление. Мы не должны забыть о временах, когда на территории нашей родины почти все храмы были уничтожены или закрыты, а священнослужителей ждали аресты, а часто и мученическая кончина. Но молитва звучала и тогда, а верующие во всем стремились поддержать своих архипастырей и пастырей, молились тайно, тайно передавали в тюрьмы и ссылки Святые Дары — и это было смертельно опасно.

А сейчас служатся литургии, богослужения транслируются для верующих в прямом эфире, совершаются крестные ходы, священники ходят к старикам и причащают их на дому. Давайте сопоставим нынешнюю ситуацию и то, что мы пережили в 20 веке.

У прихожан есть благословение Патриарха оставаться дома. Это церковный ответ, это помощь нашим властям, нашим врачам и добровольцам, которые борются сейчас с эпидемией. Никто не покушается на нашу веру, единство Церкви проверяется в другом — в осознании, что где бы мы ни молились, на богослужении в храме или у себя дома, келейно, Христос посреди нас. Мы внешне разобщены карантином, но мы можем молиться и быть вместе духовно. Не надо бояться — нас соединяет сам Господь.

«Опасность преувеличена — у нас же и так постоянно эпидемии ОРВИ! И ничего, живы без всяких особых мер!»

Люди, которые так говорят, не владеют полной информацией. Они, в основном, верят тому, что пишется в Интернете. Они сравнивают цифры смертности от разных болезней в момент, когда во многих странах коронавирусная инфекция еще только набирает силу. Серьёзные специалисты не могут сейчас оценить всех последствий происходящего, но им совершенно ясно, что такой эпидемии не было уже давно — это новый неизученный вирус: очень прилипчивый, очень заразный, так как передается воздушно-капельным путем.

Такие драконовские меры предосторожности нельзя объяснить чьей-то выгодой, каким-то мифическим заговором чиновников — все страны мира понесут огромный урон от карантина. Для риска благосостоянием миллиардов людей может быть только одна причина — объективная опасность коронавируса.

От него пока нет лекарства, от него нет вакцины, от него заразились и умерли многие врачи, несмотря на то, что они старались соблюдать все меры безопасности. Врачи сейчас жертвуют собой ради наших жизней и здоровья.

Посмотрите, что творится в Испании, Италии, Великобритании и США. В Китае число заболевших удалось снизить только путем жесточайшего карантина. А в Италии врачи плачут и говорят: «Я должен решать — кому жить, а кому нет».

Это очень опасная болезнь и, если мы не будем реагировать на предписанные меры осторожности, будет еще хуже, чем в Италии. Неужели вы считаете, что 10% смертности — это просто шутка?!

Поверьте, это не просто ОРВИ: по статистике, больной ОРВИ или гриппом человек заражает вокруг себя меньше людей, чем тот, кто болен коронавирусом. Возможно, кто-то пропустил информацию из Южной Кореи о так называемом пациенте 31. Этим 31-ым пациентом с диагнозом коронавирус стала прихожанка Церкви Иисуса культа Синчхончжи, которая не подозревала о своей болезни и успела за три дня посетить несколько общественных мест, инфицировав сотни людей. Среди инфицированных — 544 заболевших, остальные 9000 — помещены в карантин.

Так, всего от одного человека пострадало несколько сотен людей. Все дело в том, что некоторые люди распространяют вирусы более интенсивно. Ученые не знают, почему так происходит — они еще изучают этот вопрос, как и сам вирус — он везде ведет себя по-разному, видимо, быстро изменяется и мутирует.

Я вирусолог, и когда работал по специальности, должен был исследовать новые вспышки болезней и подбирать к ним эпидемиологические меры — это то, что сейчас делает государство. Так вот — у меня сейчас нет никаких оснований государству не доверять.

Повторю вслед за специалистами: сейчас, когда у нас нет вакцины, только карантин может остановить сейчас передачу вируса. Этот вирус паразитирует в основном на людях — и живет пока передается. Некоторые люди не осознают, что могут быть носителями, либо болеть без симптомов (это две разные вещи). Все они будут способствовать передаче вируса. Эта передача может быть остановлена тремя способами: либо человек выздоровел, либо умер, либо находится в затворе, на том самом карантине. При карантине путь распространения вируса останавливается. Не нужно быть специалистом в вопросе, чтобы понять: нам нельзя быть сухой соломой на сеновале. Это, между прочим, и вопрос о нашей ответственности перед ближними, которых мы можем невольно подвергнуть опасности.

«Бояться заразиться в храме, где все священно, — это же маловерие!»

По-существу такой вопрос могли бы задать и евангельские фарисеи, требующие у Иисуса Христа знамений или чудес. И Спаситель совершал чудеса, но не ради требующих знамений, а ради веры просящих милосердия. В Его отечестве последних было мало, и чудес там было мало. В любом чуде, совершаемом Богом обязательно участвуют, по крайней мере, двое, — Сам Творец и тот (или те), ради которого чудо совершается. В совершившемся чуде обязательно встречаются всемогущая любовь Божия и пусть самая маленькая, но искренняя и смиренная, основанная на любви вера человеческая. Любовь Божия пребудет с нами до скончания века.

По-существу мы все, все человечество, несмотря на всю нашу греховность, до сих пор буквально погружены в океан Божественной любви. Но если нет встречной любви человеческой, то нет и веры, а значит, тщетна наша молитва, и благодать Божия не коснется нашей жизни.

О значении веры всегда напоминал своим ученикам Христос. Возьмем евангельский отрывок, где отец просил Господа вылечить его сына от падучей болезни. «Если хоть сколько-то можешь веровать, то все возможно верующему» — ответил Христос просящему. И тогда отец сказал: «Верую, Господи, помоги моему неверию!». И этого смиренного «маловерия» оказалось достаточно, чтобы Господь оказал ему милосердие. И вспомним другое место из Евангелия, когда сам апостол Петр обещал даже перед лицом смерти не оставлять Учителя. Можем ли мы сомневаться в вере будущего первоверховного апостола, на которой Христос как на камне основал свою Церковь? Конечно нет. Но, видимо, к великой вере Петра в тот момент прикоснулось некое самомнение, гордость, искушающие Господа. И благодать Божия отступила, и тогда страх вошел в его сердце апостола. И только после его горьких слез благодать вернулась.

Вспомним апостола Павла, который просил у Господа исцеление от своей болезни? Павел правильно понял волю Божью и смирился, когда не получил исцеления. Он и в последствии с заботой и тревогой писал ученикам и просил беречь свое здоровье. Такие же слова мы можем найти у святителя Иоана Златоуста, который сам тяжело страдал от болезней и прибегал к помощи врачей и советовал другим беречься.

Кому же мы уподобимся, если не будем обращать внимание на реальную угрозу заражения опасной, особенно для пожилых прихожан инфекцией? Кто из нас скажет, что у него большая вера, чем у наших великих святых? Говорить о своей вере и быть уверенным в том, что Господь помилует нас от болезни — большая дерзость и искушение Господа. «Не искушай Господа Бога твоего» — эти слова остаются для нас главными в текущей ситуации.

Критики предохранительных мер наверное не понимают серьёзности нынешней ситуации. В момент, когда мы беседуем с вами, в Церкви трудится специальная рабочая группа по коронавирусу. В первую очередь, конечно, стоит вопрос о всесторонней помощи людям: тут и доставка продуктов, лекарств, сборы пожертвований, где позволяет квалификация — помощь в больнице, но параллельно в группу стекается информация, что у нескольких священников болезнь уже подтвердилась, у нескольких выявлены симптомы, а часть, к сожалению, находится в тяжелом состоянии. И мы молимся о них.

Их болезнь — не свидетельство маловерия. В каком-то случае это недостаточная осторожность, но в целом — это одна из причин, почему священнослужение называется именно служением. И это путь за Христом, а Великий пост нам напоминает о Его страданиях и смерти на кресте. Церковь, святыни, Таинства — все это спасительно, но многие люди, к сожалению, до сих пор не хотят услышать, что речь идет о спасении не ради благополучия в этом мире. Спасение — не в избавлении от болезни и смерти, спасение — в соединении с Богом и следовании Ему уже в этой жизни, попытка войти в вечную жизнь, в Царствие нашего Отца, избежать духовной гибели. Вот ради чего святыни и Таинства.

Требуется мужество признать, что от болезней наша вера сама по себе никого не страхует. Более того, Христос предлагает нам понести по силам свой крест ради нашей вечной жизни.

А отношение к Церкви как к барокамере с особым микроклиматом и обеззараживанием чревато искушениями — такая вера может оказаться очень шаткой. болезнь забирает молодых и старых, врачей и ученых, православных и католиков, мусульман и атеистов. Человек может прийти в храм уже больным, но не подозревать об этом. Вот только он заразит большинство тех, кто находился рядом с ним.В храм часто заходят люди невоцерковленные, которые просто ставят свечки и уходят. Они не знают, что такое духовная общность, что такое молитва и Таинства Церкви. Каждый пришедший в храм может быть потенциальным носителем вируса.

Эта пандемия должна действовать отрезвляюще и напомнить нам, как мы далеко ушли от Бога. В Великий пост мы оказались в ситуации, когда все увеселительные учреждения закрыты, когда мы избавлены от значительной части будничной суеты и отвлекающих привычек. Для многих эта ситуация вынужденная и непривычная, но любой может обратить ее себе во благо. Мне здесь видится промысл Божий для тех, кто должен находиться в режиме самоизоляции. Нам не надо искать, чем заняться дома — надо брать и со смирением молиться. А вот допускать в сердце страх действительно не надо. Все что мы делаем, мы делаем  ради Христа, наших ближних. Следуя за Христом, мы просим Его о милости и верим, что Господь везде и всюду рядом. Недаром сказано: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:19-20).

Источник: Фома.Ru

Русская Православная Церковь поможет пострадавшим от коронавируса

Движение помощи пострадавшим от коронавируса при Русской Православной Церкви набирает обороты — разработан план поддержки тех, кто оказался из-за пандемии в трудных условиях. В Москве и Московской области в ближайшее время начнёт работу Центр оказания помощи социально незащищенным людям на базе православной службы помощи «Милосердие». Заботой центр сможет охватить, по предварительным подсчётам, свыше 30 тысяч человек.

Одинокие пожилые люди, тяжелобольные и инвалиды, многодетные семьи, одинокие матери и беременные женщины, бездомные — все, кто оказался в сложной жизненной ситуации, смогут получить адресную продуктовую, лекарственную и патронажную помощь. Те, кому нужна духовная и психологическая поддержка, также всегда смогут найти её здесь — создается горячая линия «Милосердие», где людям будет оказываться экстренная консультационная помощь.

На базе больницы святителя Алексия, которая оснащена современным реанимационным оборудованием, планируется создание Центра по лечению пневмоний, вызванных коронавирусной инфекцией. В больнице готовы принимать не только москвичей и жителей Подмосковья, но и жителей близлежащих регионов, пострадавших от коронавирусной инфекции.

Для развёртывания такого Центра планируется создание консультативно-диагностического кабинета по забору клинических материалов для тестирования инфицированных COVID-19, а также приобретение дополнительных лекарственных препаратов, прежде всего, антибиотиков и противогрибковых средств, и оборудования для проведения искусственной вентиляции легких.

Параллельно с осуществлением указанных двух проектов на базе Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению также планируется развернуть федеральный Штаб помощи социально незащищённым людям. Штаб возьмет на себя организацию круглосуточного колл-центра, куда могут бесплатно позвонить из любого субъекта РФ с просьбой о социальной или продуктовой помощи, а также будет заниматься решением других вопросов, связанных с поддержкой населения на всей территории России.

Все упомянутые проекты Русской Православной Церкви по оказанию помощи в условиях распространения коронавирусной инфекции нашли поддержку со стороны бизнеса. Первым откликнулся президент «Норникеля» Владимир Потанин, который выделил на реализацию всех трёх проектов — Центра оказания помощи социально незащищённым людям на базе православной службы помощи «Милосердие», Центра по лечению пневмоний на базе больницы святителя Алексия и федерального Штаба помощи социально незащищённым людям — в общей сложности 270 миллионов рублей. Эти средства стали дополнением к уже выделенному ранее Потаниным миллиарду рублей на борьбу с эпидемией и поддержку социально незащищенных слоев населения.

Пасхальное богослужение в железногорском Михаило-Архангельском соборе будут транслировать по городскому телеканалу и в соцсетях

Верующие в Железногорске, как и в других городах Красноярской митрополии, в этом году не смогут посетить часть богослужений Страстной седмицы и Пасхи. Но в Пасху прихожанам хочется видеть не только богослужения в крупнейших православных храмах по центральным телеканалам, но и стены родного храма, ставшие для многих оплотом веры.

Поэтому в железногорском соборе Архистратига Божия Михаила решили организовать прямую трансляцию самого важного для верующих Пасхального богослужения. И посмотреть его можно будет не только по телевидению.

Трансляцию богослужения Михаила-Архангельского собора можно будет посмотреть в прямом эфире в телевизионных сетях ГТС, а также в местных пабликах — ГиГ и «Муниципальное телевидение» в социальной сети «ВКонтакте».

Владыка Пантелеимон: Будем проявлять человеческое достоинство, защищая его верой, молитвой и надеждой на Господа

В Великий Четверток, Воспоминание Тайной Вечери, 16 апреля митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме Рождества Христова города Красноярска. После богослужения владыка Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Когда Господь отправился на Голгофу, чтобы принять страдания ради нас, Он показал своим примером, как люди, род человеческий, должны существовать; как обязаны жить, чтобы жизнь не прекратилась, а приносила пользу и радость. Это, братья и сестры, возможно только когда в человеческом обществе царит уважение, понимание, любовь, когда господствует закон и справедливость, когда рождаются и воспитываются дети, а старики окружены почётом.

Омовением ног учеников Господь показал, как человек должен перед другим человеком иметь смирение, терпение, уважение и послушание. Это не пример того, как между людьми бывают ссоры, гнев, ярость, недобрые отношения — тогда ходит сатана, и люди способны в такие моменты времени убивать друг друга, что порой и происходит, способны бросать своих детей – что тоже происходит, государства начинают воевать, безрассудно уничтожая труды людей, создаваемые десятилетиями или даже веками, — стираются с лица земли города, дома, дороги, мосты, погибают люди. Мир не создан не для такой жизни, а для того, чтобы проявлять любовь и терпение.

И мы с вами, прежде чем соберёмся помолиться за Евангельским чтением Страстей Господних, чтобы соприкоснуться со страданиями и болью Господа и завершить этот день с глубокой надеждой на Воскресение Господа, а с ним и на спасение мира, должны научиться и всю жизнь учиться любви, терпению, смирению и проявлять своё человеческое достоинство, защищая его верой, молитвой и надеждой на Господа нашего Иисуса Христа.

Аминь.

Глава Красноярской митрополии совершил Литургию и чин омовения ног в день Воспоминания Тайной Вечери

В Великий Четверток, Воспоминание Тайной Вечери, 16 апреля митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме Рождества Христова города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора города Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель Иоанно-Предтеченского храма города Красноярска протоиерей Николай Ши-кэ-мин;  благочинный церквей Правобережного городского округа Красноярска, настоятель храма Рождества Христова протоиерей Максим Смоляков; благочинный больничных храмов города Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; настоятель Свято-Троицкого собора Красноярска митрофорный протоиерей Игорь Котомцев; штатные священнослужители красноярских Покровского кафедрального собора и храма Рождества Христова.

За Литургией пел хор храма Рождества Христова.

За богослужением правящий архиерей совершил чин омовения ног: по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам-апостолам за Тайной Вечерей, архипастырь омыл в храме ноги двенадцати сидящим священнослужителям, — в знак смирения и служения народу Божию.

После богослужения митрополит обратился к верующим с проповедью.

Накануне Пасхи на канале «Спас» состоится телемарафон

На телеканале «Спас» идёт подготовка к встрече Пасхи Христовой. Несмотря на невозможность посещения храмов в ряде регионов, к совместной молитве можно будет присоединиться в эфире «Спаса».

В течение Страстной седмицы на телеканале будут транслироваться утренние и вечерние богослужения, начиная с Великого Четверга все службы будут сопровождаться комментариями.

18 апреля, в Великую Субботу, по окончании Божественной литургии начнется традиционный ежегодный Пасхальный телемарафон, во время которого ведущие «Спаса» будут выходить на связь с представителями различных регионов православного мира.

Генеральный директор телеканала «Спас» Борис Корчевников отметил: «Пасхальный эфир „Спаса“ уже традиционно состоит из многочасового праздничного телемарафона, в котором наши зрители вместе с известными всем соотечественниками поздравляют друг друга и страну с главным днём в году, наблюдают и молятся вместе со всеми во время таинства схождения Благодатного огня, погружаются вместе с нашими авторами в смысл этого праздника, следят за насыщенной хроникой пасхальных событий по всему миру в прямом эфире. Нынешние потрясения, конечно, внесут коррективы в этот эфир, но незначительные, — карантин не позволит сделать нам телевизионное событие прежнего масштаба, но не сможет умалить масштаб самой Пасхи — и вот он, пусть даже сдержанными телевизионными приемами, „на удаленке“, будет все равно передан!»

В тот же день вечером, перед Пасхальной службой, когда во всех храмах читают Деяния святых апостолов, в одноименном проекте на «Спасе» священные тексты прочтут известные всей стране люди.

В 23.30 начнётся прямая трансляция с сурдопереводом праздничного Пасхального богослужения из кафедрального соборного Храма Христа Спасителя.

Сразу после службы в эфире телеканала вниманию верующих будет предложен исторический фильм Владимира Хотиненко «Поп», созданный кинотелекомпанией «Православная энциклопедия» и удостоенный в 2010 году Патриаршей премии в области киноискусства. Картина рассказывает о роли Русской Православной Церкви в поддержании народного духа и сохранении веры — важнейшей миссии, отражённой через историю одного священника. В фильме снялись актёры Сергей Маковецкий, Нина Усатова, Елизавета Арзамасова и др.

В Светлое Христово Воскресенье телеканал «Спас» начнет показ уникального документального цикла «Планета Православия». 12-серийный проект был снят во многих странах на разных континентах и рассказывает о православных людях, объединённых единой верой, а также об особенностях, святынях и чудесах Поместных Православных Церквей. На Пасху состоится показ сразу шести частей сериала, начало в 11.20.

Подробное расписание богослужений, фильмов и программ доступно на сайте spastv.ru, а также в мобильном приложении телеканала.

Благотворительная ярмарка при Введенском храме Сосновоборска теперь проходит на странице в Instagram

Многие жители Сосновоборска о благотворительных ярмарках Введенского храма знают давно. Их цель — помочь благому делу. Сейчас, к примеру, ярмарка собирает средства на строительство Спасского храма в селе Есаулово. Есть и ещё одна важная новость: теперь ярмарка проходит на  специальной страничке в Instagram.

Как рассказали в приходе, участвовать могут все желающие. И стать при этом можно не только покупателем, но и продавцом. На страничке в Instagram — много симпатичных мелочей, сделанных руками детей прихожан храма. Но на ярмарке можно представить не только поделки — товары, услуги и даже кулинарные шедевры. С доставкой храму сейчас помогают волонтеры.

Что касается строительства храма, то многим будет интересно познакомиться с его богатейшей историей, посмотреть, как храм выглядел в XIX веке и как будет выглядеть благодаря вашей помощи вскоре. Всё это тоже есть на странице ярмарки в Instagram.

Акция #окнаПасхи: тысячи верующих зажгут свечи в Пасхальную ночь

Пасху тысячи верующих в этом году будут встречать дома. Но радость Светлого Христова Воскресения ничто не способно затмить. И верующие хотят поделиться ей с миром, который сейчас живёт в страхе перед коронавирусной инфекцией — принести весть, побеждающую страх: Христос Воскресе!

В условиях, когда посещение храмов прямо запрещено или невозможно по другим причинам для многих православных христиан по всей стране, журнал «Фома» предложил объединяющую акцию #окнаПасхи. Как поучаствовать в единении верующих? В пасхальную полночь (с субботы на воскресенье) зажгите свечу, лампаду или лампу со свечой и поставьте её на окно. Так верующие смогут поделиться друг с другом радостью Христова Воскресения и показать миру: где Бог – там всегда есть надежда и радость! «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин 1:5).

Быть в храме на Пасху — очень важно для любого верующего, но даже оставаясь дома, мы не перестаём быть единой Церковью Христовой.

Пожалуйста, поделитесь этой записью у себя на странице с хэштегом #окнаПасхи.

P.S. Обязательно следите за пожарной безопасностью! Свечи, лампады и фонари должны быть вдали от штор и других легковоспламеняющихся предметов, вне досягаемости детей и домашних животных. Не оставляйте огонь без присмотра!

О благословении куличей и пасх в домашних условиях

В условиях распространения коронавирусной инфекции, учитывая, что у многих прихожан не будет возможности лично посетить храмы в день Пасхи, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла верующие, оставшиеся дома, могут совершить благословение куличей, пасх, яиц и прочей пасхальной снеди самостоятельно следующим образом:

  • перед пасхальной трапезой следует трижды пропеть тропарь Пасхи «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в, / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в»;
  • затем окропить снеди освященной водой (если она есть) со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».