Последние публикации

Елена Плеханова: даже на расстоянии мы можем общаться духовно и в этом — наше единство

Руслан Попов

Во время коронавирусных ограничений почти все привычные нам занятия если не прекратились, то поменялись. И ведь не только закрылись большинство магазинов и ресторанов, а школы перешли на дистанционное обучение перед долгожданными летними каникулами. Меньше людей стало на богослужениях (первое время в храмы и вовсе допускались только церковно- и священнослужители), остановились все массовые мероприятия, в том числе — концерты. В этой
реальности многим организациям пришлось практически заново учиться «жить», заниматься своей деятельностью, все привычные формы которой попали под запрет, и многие из которых остаются запрещены до сих пор. Одной из таких организаций стал детско-юношеский духовный хор «София». Но, несмотря на все препятствия, хористы, не нарушая предписаний Роспотребнадзора, продолжали учиться, участвовать в конкурсах и даже выступать (теперь — перед аудиторией всемирной сети). О том, как осваивались в новой реальности и чем занимаются сейчас участники хора, рассказала его художественный руководитель Елена Плеханова.

Как вы и ваши хористы переживали период карантина?

— Знаете, на самом деле здесь были и минусы, и плюсы. Из минусов — было очень трудно, потому что слишком резко началась изоляция. Не стало репетиций, непонятно было что вообще делать. Понято лишь то, что огромное количество концертов было отменено.

Начиная с марта, мы успели принять участие на капеллах, потому что мы долго готовились, делали жестовую песню, это было для нас очень важно. Мы выступили 14 числа и уже 17 марта ушли на карантин. И, конечно, это очень тяжело, ведь все были воодушевлены. Очень важный момент, когда после выступления вы собираетесь, обсуждаете плюсы и минусы, разбираете, как всё прошло на сцене. Обсуждение для любого артиста — это очень важно. У нас этого не было. И сразу начинаешь чувствовать сильный эмоциональный голод. Потому что нет этой особенной связи с детьми, нет радости совместных концертов.

Нам надо было найти способ репетировать дальше. Мы же работаем, и вроде надо продолжать и
творческую деятельность, и рутинную работу — распевание, выучивание новых произведений. Пришлось срочно выстраивать процесс по-новому.

На носу было два больших праздника — Вербное воскресенье и Пасха. Все репетиции у нас прошли онлайн. Сначала мы думали проводить их на платформе Zoom, освоить новую технологию, но ничего не вышло, потому что Zoom даёт задержку, невозможно делать что-то синхронное. А если кто-то одномоментно говорит вместе с тобой, то отключается микрофон, и чтобы кто-то заговорил, другому нужно замолчать, и поэтому такие репетиции отпали сразу.

Надо было придумать что-то другое, и вот это «что-то другое» нам сыграло даже в плюс. Я нашла записи произведений, а те, которые не смогла найти, пришлось записать полностью самой, все четыре партии, даже басовую. Басовую партию где-то получалось спеть, а где-то приходилось
себе подыгрывать на фортепиано. Потом я нашла мальчиков, которые выпустились из хора, и они напели эту партию.

В итоге получилось так, что я записала каждую партию отдельно и отправила детям. В одном наушнике они слушают меня, другим ухом слушают себя. Так они записывали партии и присылали мне ВКонтакте. Я отслушивала и говорила: «Тебе двойка, тебе пятерка, а ты переписываешь». И этот процесс повторялся несколько раз.

Получились не просто индивидуальные занятия, а самый настоящий тренаж. Потому что их задача была попасть в ноту, спеть подобно тому, как ты услышал от преподавателя. Это оказало такое благоприятное воздействие, что, когда мы встретились и спели Пасху и Вербное воскресенье, эффект от этих занятий был очень сильный, что было совершенно неожиданно. И вот в этом были какие-то свои плюсы. Таким образом мы продолжали занятия весь этот карантинный период.

Как вам пришла идея сделать видео-коллаж с участием хористов?

— Нам очень хотелось петь. Мы должны были 29 апреля улететь в Австрию на конкурс. Но мы не улетели. Мы готовились, прошли все конкурсные отборы, были готовы состязаться с ведущими мировыми коллективами. Было очень тяжело пережить этот момент, но мы справились.

Чтобы найти хоть какую-нибудь отдушину, мы решили продолжать репетиции в онлайн режиме. Это было очень трудно, многие не справлялись, у многих не получалось. Трудно удержать ритмический рисунок — нет дирижёра, нет чувства плеча рядом, но, тем не менее, у нас всё получилось.

Скажу сразу, это была не моя идея, я подсмотрела её в Фейсбуке в сообществе «Интеркультура».
Они выложили у себя какой-то молодёжный хор, который исполнял произведение как раз вот в таком интересном формате. Не знаю, как они это записывали, должно быть, у них есть какие-то профессиональные программы. У нас всё было гораздо проще. Например, последние две записи делались чуть ли не в каком-то приложении на телефоне.

В одной записи у нас было совмещение фортепиано и большого количества голосов. Этим занимался наш выпускник, который сейчас учится на информационной безопасности. Он сводил всё это примерно неделю. Старался, делал красиво, чтобы все голоса совпадали. В итоге всё получилось очень достойно и даже лучше, чем мы ожидали.

Самое главное, на мой взгляд, что первым нашим продуктом в новом формате оказалась именно молитва. Мы собирались нашим небольшим ансамблем, который спел «Отче наш» и прогремел в интернете. Нас заметил журнал «Фома», многие церковные деятели и священники, людям понравился именно этот формат, в котором мы исполнили одну из самых важных молитв для
православного человека. Мы хотели показать, что даже находясь на расстоянии и не имея возможности живого общения, мы можем общаться духовно, наши души могут сливаться в одной молитве, и в этом заключается наше единство.

Чего вам больше всего не хватало во время карантина?

— Очень радостно вернуться в традиционный вид работы, это очень удобно, потому что весь этот дистант очень бил по времени. Я считаюсь профессионалом, и даже для меня это было очень трудно. На одну запись могло уходить до двух часов.

Дома всегда могут происходить непредвиденные обстоятельства. Например, один раз ко мне пришла кошка, прямо во время записи, и начала ходить перед камерой — для неё это не совсем обычная ситуация, сидит хозяйка и поёт на весь дом. Или кто-то из семьи зайдёт что-то спросит, в другой комнате кто-нибудь громко скажет. И приходилось по несколько раз перезаписываться, чтобы ничего не мешало и не отвлекало.

Теперь это ушло и это очень удобно. Не приходится тратить столько времени на прослушку записей, не нужно объяснять каждому индивидуально, всех видишь перед собой. Репетируешь и репетируешь в своё удовольствие.

Знаете, чего не хватало и что не вернулось? Концерты. Как минимум до января ничего не предвидится, и дальше тоже ничего ещё не понятно. И снова получается, что мы работаем в никуда. На изоляции мы смог ли найти свое русло. Нас вроде как слушали, мы вроде как популярны. А сейчас вообще ничего не понятно. Всё-таки концерты — это очень важный момент в жизни любого творческого коллектива и без них очень грустно.

На изоляции «София» выиграла международный конкурс. Что это за конкурс и как
вы в нём поучаствовали?

— С конкурсом у нас получилось очень интересно. Мы уже участвовали в Мировых хоровых играх (World art games) и даже ездили к ним на конкурс в Испанию, где тогда тоже получили первое место. Причём для нас это место было очень неожиданным, потому что там были очень
сильные коллективы со всего света.

Получилось так, что этот конкурс быстрее всего перестроился на онлайн режим, они и сейчас продолжают их проводить, к нам на почту каждый день приходят приглашения к участию. Они пригласили нас первыми. Мы решили: а почему бы не попробовать, мы же ничего не теряем. У них не было каких-то запредельных требований, для которых было бы необходимо привлекать профессионалов видеосъёмки и монтажа. Главным условием было предоставить последнюю концертную запись произведения, которая размещена в интернете на любой платформе. К счастью, концертных записей у нас хватает. Мы выбрали самое, на наш взгляд, достойное произведение и отправили на конкурс.

Мы ждали ответа около месяца и, честно говоря, даже немного подзабыли об этом. А потом нам пришёл ответ, что у нас первое место и большая скидка на дальнейшее участие. Мы были очень рады и довольны тем, что даже в условиях пандемии у хора получается занимать призовые места на международных конкурсах.

В будущем мы, конечно, поедем на этот конкурс, только бы границы открыли. Мы на таком низком
старте, что только откройте границы — нас уже будет не удержать. Очень хочется посоревноваться и посостязаться с другими коллективами.

Будет ли у вас в этом году новый набор хористов и как можно попасть в хор?

— В этом году мы по понятным причинам не ожидали много новых учеников, поэтому даже не стали давать широкой рекламы. Сейчас мы, к сожалению, не можем выходить на службы, мероприятия с детьми запрещены, а мы, как законопослушные граждане, соблюдаем все предписания Роспотребнадзора. Но люди к нам приходят, узнают про наш хор от знакомых
или из соцсетей. Интересуются про младший и средний составы. Важно понимать, что мы принимаем с учётом специфики хора. Мы принимаем людей православных, крещёных или тех, кто готовится покреститься и хочет вступить в наше дружелюбное сообщество. Мы всегда ждём всех желающих — хоть для нас музыкальные способности и имеют значение, мы стараемся брать всех и уже тут учим детей петь, иногда буквально с нуля. Поэтому ждём всех и всем будем рады
в нашем духовном хоре «София».

Православная неделя с 19 по 25 октября: апостолы Фома и Иаков Алфеев, Амвросий Оптинский

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 19–25 октября в 2020 году — 20-ая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

19 октября (6 октября по ст.ст.). День памяти апостола Фомы

Как и большинство учеников Господа, этот апостол происходил из иудейской семьи и был (согласно апокрифу) плотником по профессии. После Вознесения Господня Фома проповедовал Его учение среди восточных народов и, по преданию, принял мученическую смерть в Индии.

Для большинства верующих святой Фома известен главным образом тем, что в отличие от собратьев-апостолов, он отказался принять на веру весть о Воскресении Спасителя, — о чём обстоятельно пишет евангелист Иоанн Богослов.

Но объясняется ли «неверие» Фомы банальным упрямством или ограниченностью? Как и любой другой евангельский сюжет, эпизод уверения Фомы далёк от простых, лежащих на поверхности трактовок. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20:25), — читаем мы в Евангелии. Как видно, Фома вовсе не отвергает принципиально Христово Воскресение, он лишь стремится убедиться в этом величайшем событии воочию. «Неверующий» апостол как раз-таки верит в своего Господа и Учителя; он лишь пытается подкрепить свою веру неоспоримыми доказательствами.

Это и происходит спустя неделю после событий Пасхи: Иисус Христос встречается со всеми учениками и Фома радостно произносит: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Это и положило начало церковной традиции Антипасхи (от греч. «анти» — вместо), ведь именно этот день как бы заменил апостолу Пасху Христову.

22 октября (9 октября по ст.ст.). День памяти апостола Иакова Алфеева (I)

Святой Иаков — апостол из Двенадцати. Алфеевым (по имени отца) его называли чтобы не путать с тёзкой-апостолом от Семидесяти — Иаковом, братом Господним.

По всей видимости, его мать (её звали Мария) тоже была одной из преданных последовательниц Христа. Мария неоднократно упоминается в Евангелии (Мф. 27:56; Мк. 15:40, 16:1; Лк. 24:10).

О жизни апостола Иакова известно не так много. Этот ученик Спасителя проповедовал в Иудее, потом — в малоазиатской Эдессе, позже — в Газе и Елевферополе.

О его смерти и погребении существует несколько версий. Все авторы сходятся в одном — апостол Иаков принял мученическую кончину в Египте или Иудее.

23 октября (10 октября по ст.ст.). День памяти преподобного Амвросия Оптинского (1891)

Святой Амвросий (1812–1891), наверное, самый известный из старцев знаменитой Оптинской Пустыни. В миру его звали Александром Михайловичем Гренковым, он был родом из Тамбовщины, из семьи потомственных служителей Церкви (так, дед святого был благочинным своего округа).

В детстве будущий отец Амвросий, казалось, не проявлял никакого стремления к монашеской жизни. Юный Александр был живым, способным к учебе и любознательным. Всё переменилось после тяжёлой болезни: будущий святой дал обет Богу, что в случае выздоровления уйдёт в монастырь. И это слово он сдержал; правда, недуг всё-таки существенно подорвал его здоровье.

Преподобный Амвросий Оптинский своей жизнью показал удивительный пример того, как в физически немощном человеке может действовать такая Божья сила, которую мечтали бы иметь многие внешне полноценные и крепкие люди. А еще жизнь отца Амвросия — это воплощение его любимой фразы: «Где просто, там ангелов со сто». Старец словно показывал, что подлинная мудрость и жизненная правда выражается не в каких-либо вычурных и утончённых формах, а в простых словах, которые растворены Божьей любовью. Преподобный Амвросий стал живым воплощением слов Христа: «Не будете как дети — не войдете в Царство Небесное».

«Начинали с нуля — это ничего не сказать. Мы начинали с минуса». 10 лет Введенскому храму Сосновоборска

Кирилл Сатаров

26 октября 2010 года, 10 лет назад, в городе Сосновоборске была освящена церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм. Начинавшись в бывшей прачечной, сейчас она становится полноценным храмовым комплексом.

«Крестили людей на дому»

Зинаида Филипповна, прихожанка храма: «У неё были такие светлые, чистые глаза, это был настолько верующий человек, я подобных не встречала больше. Она многому меня научила, наставляла. Когда начинались какие-то проблемы, она говорила: „Зина, ты не уходи из храма. Ты идёшь в храм не к священникам, а к Богу“».

Вспоминая историю храма, нельзя забывать о той, чьими усилиями он появился. В 20 лет Екатерина Анатольевна Тельманова вышла замуж в семью потомственных священников. Её муж служил диаконом в храмах Красноярского края, и после его смерти Екатерина не оставила веры
и продолжила его миссионерский путь. «Это не женщина, это матушка, диаконисса. Это был очень набожный, ответственный и небоязливый человек. Если она сказала что-то сделать, то мы будем делать и сделаем, невзирая на препятствия», — вспоминает священник Введенского
прихода протоиерей Андрей Ермолаев.

4 декабря 1990 года Екатерина и её лучшая подруга Тамара Павловна собрали небольшое приходское собрание и сказали: а не плохо бы у нас в городе начать настоящую духовную жизнь. Будем просить, чтобы в нашем городе был храм.

Спросив совета у отца Сергия Тимонова из Троицкой церкви, люди начали сбор средств на храм. Одновременно с этим организовали церковный приход прямо в квартире Екатерины, где первые восемь человек прошли крещение. Одновременно с этим, начался сбор средств на открытие храма. Рассказывает настоятель храма, иерей Николай Чихичин: «Она была человеком глубокой духовной жизни и дала мощный толчок православию. Я бы сказал, сейчас православным быть легко, но
в переходный период и при советской власти это было совсем не так просто. Я бы сказал, это был подвиг исповедничества».

Их усилия дали плоды: администрация города выделила двухкомнатную квартиру в бывшем Доме быта, где в 1992 году прошло первое Пасхальное богослужение в Сосновоборске. Церковную утварь и иконы для нового храма тоже собирали всем миром. Екатерина предложила
назвать церковь в честь двунадесятого праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Именно этот момент можно считать полноценным днём рождения прихода. «Если я скажу, что мы начинали возрождать духовную жизнь с нуля — это ничего не сказать. С минуса, мы начинали с минуса. Доходило до того, что мы учили людей, как крестное знамение на себя накладывать и правильно называть праздники», — рассказывает отец Андрей.

Закладка нового храма произошла на пустыре в центре города, в 1999 году, и в этой истории тоже можно увидеть божественное вмешательство. Место, на котором церковь стоит сейчас, в девяностые было пустырём, несмотря на расположение в самом центре города. Как говорит
настоятель прихода: «видимо, Господь хранил это место, чтобы храм был украшением города, чтобы люди могли получить духовную поддержку». Вокруг расцветал капитализм, открывались рынки, а ценная земля ждала возведения храма.

Строительство заняло 10 лет, и 26 октября 2010 года, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, состоялось долгожданное для всех верующих города событие: великое освящение Введенского храма и первая Божественная литургия — архиерейским чином.

Мирская жизнь

Екатерина Анатольевна ушла из жизни год назад, но её дело продолжает жить. Приход активно участвует в жизни города и занимается благотворительностью: прихожане работают в детских домах и с малоимущими. Под его покровительством существует множество организаций по всему городу, например, воскресная школа для детей и взрослых, отряд православных разведчиков «Мангазея». «Мы стараемся максимально разнообразить жизнь вне церкви. Конечно, у нас проводятся богослужения, праздники — всё по церковному канону, но храм — это не просто место, куда можно прийти помолиться и поставить свечку, это полноценная община» — говорит отец Николай.

В воскресную школу ходят дети от 5 до 14 лет. Они учат закон Божий, церковное пение, церковно-славянский язык. Есть и творчество: дети выступают с концертами, участвуют в социальной работе. «Наши занятия призваны не только научить детей что-то делать — всё это идёт на ярмарки. Дети понимают, что это их вклад в благотворительность», — рассказывает директор школы Наталья Семёновна.

В воскресную школу ходят и взрослые. Это люди разных возрастов от 25 до 92 лет, в основном педагоги и воспитатели. Так рассказывает о значении воскресной школы для взрослых её руководитель, Алексей Клавдиевич: «Как говорят наши святые — „знания — от Бога, а вера — от количества знаний“. Вот многие и хотят усовершенствоваться в познании Бога и Его творения. Некоторые ходят по несколько лет и повторяют, знания — они любят повторение». В сосновоборском отряде «Покров» дружины православных разведчиков «Мангазея» дети учатся социально-бытовым навыкам, общению, жизни в гармонии с природой. В виде игр дети изучают
пять направлений: разведчество, православие, туризм, медицину и родиноведение. «Это не организация для детей, а организация детей. Они сами составляют расписание, решают, чем они будут заниматься завтра. Конечно, взрослые за всем наблюдают и помогают», — говорит командир отряда диакон Андрей Никитин.

Сейчас на территории церкви строится здание, куда переедут приходские учреждения со всего города. В одном месте соберутся воскресная школа, трапезная, крестильный храм, социальное жильё и молодёжные клубы. Однако начавшаяся пандемия ударила и по храму. И хотя духовная жизнь почти не изменилась, если не считать масок и антисептиков, многие проекты оказались заморожены. Воскресные школы откроются в октябре, строительство здания остановилось, и только «Мангазея» собирается в поход на Торгашинский хребет.

Андрей Скворцов: Сегодня не пользователь ищет информацию, а информация — пользователя. Сайту Красноярской епархии — 15 лет

Юрий Пасхальский

2020 год стал юбилейным не только для самой Красноярской епархии, вновь образованной в 1990 году. Ровно пятнадцать лет назад на Красноярской земле впервые появился православный ресурс — сайт Красноярской епархии. У истоков его основания стоит руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии Геннадий Малашин. Ещё с того времени над сайтом активно работал и сегодняшний руководитель пресс-службы епархии Андрей Викторович Скворцов. О том, как всё начиналось, и о новых устремлениях он рассказал для «Летописи возрождения».

Андрей Викторович, сайт Красноярской епархии один из старейших ресурсов в регионе. Что побудило команду пресс-службы пятнадцать лет назад взяться за его создание? Ведь в то время это была задача не из простых.

— В 2005 году, когда создавался епархиальный сайт, по всей России началась такая тенденция. У епархии должен быть сайт, это понимали многие, но это было совершенно необязательно. И это касалось не только Церкви, но и жизни всего нашего общества. Тогда организации стали представлять себя не только с помощью привычных СМИ и таких вещей, как оформление офиса, но и в новом тогда ещё для нашей стране интернете. На тот момент это было диковинкой. Тогда считалось, что это лишь дополнительная возможность привлечения аудитории. Сегодня мы знаем организации, которые вообще существуют только внутри интернета. У них нет недвижимости, в реальности прийти в них нельзя, но при этом они у всех на слуху.

За небольшой промежуток времени произошёл перелом в сознании, во всей нашей действительности. Когда появилась сеть, когда, выйдя в интернет, ты встречаешься с невероятным объёмом информации, ты всегда сталкиваешься с выбором. Поэтому чем больше качественного православного контента будет в сети, тем меньше вероятность попасть на некие альтернативные, ненадёжные источники.

Так, сегодня человек может не выходя из дома посетить интерактивную экскурсию почти по любому музею или познакомиться с церковной историей, — кстати, онлайн 3D-экспозиция и познавательные материалы есть и на сайте Музейнопросветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» (kasdom.ru). А теперь и попасть в православный храм и даже заказать требы. Но при этом, как верующие люди, мы понимаем, что Божия благодать находится в реальном, а не в виртуальном храме, и никакой интернет не заменит живое присутствие на Божественной литургии. Поэтому, в строгом смысле, мы можем говорить только о том, что епархиальный сайт стал возможностью дополнительной коммуникации. Ведь ничто не заменит живого общения.

Можно сказать, что сайт впервые за всю историю епархии сделал общедоступной выверенную информацию о церковной жизни региона?

— Путь до получения информации существенно сократился. Раньше о каких-то событиях и исторических фактах мы узнавали из литературы и периодической печати. Нужно было идти в библиотеку или звонить разным людям, а некогда и вовсе добираться пешком или на лошади…Сейчас ты получаешь весь необходимый объём информации, достав из кармана смартфон.

Создание епархиального сайта сделало Церковь в нашем регионе более открытой. Она стала более доступной, понятной. Появилась возможность заглянуть даже в недоступные для большинства верующих места. Обычно прихожанин не видит,

«Именно из-за недостатка этой информации
подчас и рождались различные
околоцерковные мифы и суеверия

что происходит в алтаре. Но епархиальный сайт дал такую возможность благодаря тому, что фотокорреспондент или оператор, благословлённые на съёмку, могут зайти в алтарь и сделать кадры особо важных таинств, обычно скрытых за иконостасом.

Так что создание епархиального интернет-ресурса способствовало пониманию того, что есть Церковь, что есть храм Божий, что есть православная вера.

Стояла ли изначально перед сайтом задача миссионерской деятельности и того, что мы называем сегодня духовным просвещением? Ведь ещё в середине нулевых разнообразных церковных предрассудков было куда больше.

— Такой прямой задачи перед нами не стояло, но определённое понимание о том, что представляет из себя Русская Православная Церковь, конечно, мы предоставить смогли. У нас появилась возможность сделать доступной ту информацию, которую ранее получить было довольно сложно. А ведь именно из-за недостатка этой информации подчас и рождались различные околоцерковные мифы и даже суеверия. В конце нулевых появилась масса ресурсов с самым разным православным содержанием, от молитвословов и житийной литературы до богословских, научных публикаций.

Когда мы открываем книгу, мы довольно долго её пролистываем, чтобы найти то, что нужно. В интернете у нас всегда есть поиск под рукой. По ключевым словам мы моментально находим интересующие нас вещи. И это ускорение существенно упростило процесс осознания своей веры. Но всегда будут люди, которые не смогут правильно воспользоваться этим выбором. Они и в интернете продолжат искать именно ту информацию, которая подходит к их пониманию веры, даже если это не совпадает с учением Церкви. Православная вера учит свободе, и каждый православный христианин по натуре своей свободен. Поэтому человек может ошибаться, но это не мешает ему прийти и раскаяться.

Из чего состояло содержание епархиального сайта в 2005 году? И как отличается от него новый, созданный в 2017 году ресурс?

— Прежде всего мы включили в ресурс новости, фоторепортажи. Также были отдельные страницы с информацией об особо почитаемых святынях Красноярского края, с именами и жизнеописанием святых Приенисейской Сибири. Важной частью

«Создание епархиального интернет-ресурса способствовало пониманию того, что есть Церковь, что есть храм Божий, что есть Православная вера

сайта стал раздел с православными храмами и монастырями. Конечно, на сайте с особым вниманием освещалась деятельность правящего архиерея. Были анонсы важных событий церковной жизни, православный календарь. Фактически всё, что было на старом сайте, перешло и на новый. При этом существенно усовершенствовалась навигация. Конечно, появились и новые вещи, многие продолжают добавляться. Допустим, информация об отделах, иных епархиальных структурах добавляется уже на новом сайте. Уже сейчас широко представлена информация об их предназначении, о том, куда и к кому можно обратиться верующим.

Появилась рубрикация новостей, важной частью сайта стало также и видео. Сегодня на сайте гораздо больше аналитического и публицистического контента. Со временем стало ясно, что журналистский материал не должен ограничиваться лишь новостными сообщениями.

Очень важным я считаю то, что при переходе со старого сайта на новый мы сохранили весь архив. А ведь это история епархии более чем за десятилетие.

Сайт Красноярской епархии — это ведомственный ресурс? Есть ли попытки сделать его более широкой площадкой?

— В 2011 году большая епархия разделилась на две. Теперь на территории нашего края уже пять епархий, объединённых в Красноярскую митрополию, и наш сайт фактически стал сайтом всей митрополии. При этом на данный момент у нас нет задачи представить на сайте информацию обо всём, что происходит в Енисейской, Канской, Норильской и Минусинской епархиях, ведь они
самостоятельны и у каждой есть свой сайт. Но мы всё же занимаем центральное место как центр митрополии.

Я бы сказал, что сайт епархии сегодня — это более локальный, ведомственный проект. Но со временем Красноярская епархия вышла в социальные сети и сегодня представлена фактически на всех ресурсах такого типа. Там подача материала гораздо более живая, ведь сегодня люди гораздо активнее посещают социальные сети, чем сайты. И миряне, и клирики гораздо чаще узнают о новостях из жизни епархии как раз на наших страницах и в пабликах в социальных сетях.

При этом не следует забывать, что сайт является первоисточником всех наших постов, и именно он — основной ресурс. К тому же информацию об анонсах мероприятий, о служениях правящего архиерея значительно удобнее узнавать именно на сайте. Сегодня здесь хорошо структурирована справочная информация. Но «изюминку», нечто интересное легче получить в социальных сетях. В любом случае мы ориентируемся на очень широкую аудиторию, не только на духовенство и постоянных прихожан, но и на людей, считающих себя православными, но редко посещающих храмы, на тех, кто ищет свою веру, на журналистское сообщество. Поэтому на нашем сайте есть не только актуальная сейчас информация, но и фундаментальные материалы о Православии.

В чём сегодня заключается работа сайта, и с какими сложностями вам приходится сталкиваться в адаптации православного ресурса к современным реалиям?

— Сегодня, помимо основной деятельности пресс-службы и помощи коллегам из средств массовой информации, мы работаем в самых разных информационных направлениях.

Подчас нам приходится комментировать не самые приятные факты, связанные с церковной действительностью. Это необходимо, ведь мы живем в современном мире, и Церковь земная также принадлежит нашей реальности. Люди, которые служат Церкви или работают в её структурах, такие же обычные люди, как и все мы, со всеми своими недостатками и замечательными человеческими качествами. Разговаривать о Церкви нужно честно.

Сегодня мы вошли в тот этап цифровизации, когда уже не пользователь ищет ресурс, чтобы добыть нужную информацию, но сам ресурс, сама информация ищет его. Сегодня все социальные сети, мессенджеры и даже поисковые сайты выдают по твоим запросам ту информацию, которую их алгоритмы считают интересной именно для тебя. И православные медиа тоже пользуются этой возможностью. Допустим, ты ищешь определённую молитву, и через некоторое время она или другие схожие по содержанию тексты появляются у пользователя в ленте.

18 октября, 9.00. Божественная литургия в Покровском кафедральном соборе Красноярска

18 октября, в Неделю 19-я по Пятидесятнице, Московских и всея России чудотворцев, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершит Божественную литургию в Покровском кафедральном соборе города Красноярска (ул. Сурикова, 26).

Начало в 9.00.

В Ачинской православной гимназии открылась выставка работ на конкурс «Красота Божьего мира»

Лучшие работы школьного этапа конкурса «Красота Божьего мира» были выставлены в фойе ачинской православной начальной Преображенской гимназии.

В конкурсе участвовали все гимназисты. Их работы — это совокупность знаний, полученных во время уроков ОРКСЭ, посещений храма и бесед с батюшкой. В своих рисунках дети отразили то, как они понимают библейские сюжеты, своё отношение к Христу, храму и Родине.

Конкурс направлен на духовное просвещение, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, приобщение к православной культуре и мировой культуре в целом, выявление и раскрытие молодых талантов. Приём работ открыт до 20 октября.

Напомним, что Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира» проводится в рамках Международных Рождественских образовательных чтений по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Региональный этап конкурса стал частью программы XXV Красноярского краевого фестиваля духовной культуры «Покровские встречи». Содействие в его организации оказала Красноярская региональная общественная организация духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка».

Андрей Бардаков: Курс «Основ религиозных культур…» был необходим нашему обществу

Юрий Пасхальский

До сих пор, слыша словосочетание «Церковь и образование», многие представляют дореволюционные приходские школы, с непременными розгами и Законом Божиим в качестве единственного предмета. Изучение основ религиозных культур — это несовременно, утверждают они, указывая на западные государства, в большинстве из которых, к слову, детям рассказывают о религии в школе.

После крушения советской идеологии религия пришла в наше общество, и не только в виде традиционных конфессий. Люди попадали в разнообразные секты, часто будучи уверенными, что они теперь истинные чада Православной Церкви. Религиозная безграмотность была повсеместной. Эта и многие другие причины привели к постановке вопроса о введении в школах России курса «Основы религиозных культур и светской этики», и в 2010 году Красноярский край стал одним из первых регионов, где детям начали рассказывать о традиционных конфессиях. Специально для содействия адаптации курса в образовательной системе был создан «Архиерейский образовательный центр». О том, с чего всё начиналось, для проекта «Летопись возрождения» рассказал директор центра Андрей Васильевич Бардаков.

Появление курса «Основы религиозных культур и светской этики» и начало его внедрения в образовательную систему совпадает со временем интронизации и первого года предстоятельства Патриарха Кирилла. Насколько процессы, начавшиеся в образовательной системе, свидетельствуют о начале новой эпохи в жизни Церкви и общества? И насколько своевременным оказалось создание Архиерейского образовательного центра?

— Думаю, это стало итогом и усилий Святейшего Патриарха, и ожиданий общественности. Это стало понятно уже в 2009 году. Но для многих стало шокирующей новостью, что «Основы православной культуры» в комплексном курсе вдруг появятся в светских общеобразовательных школах, и то, что Красноярский край становится одним из апробационных регионов.

Конечно, сразу проявили себя все риски — не будет ли курс миссионерским и вероучительным? Это обнаружило непонимание, неготовность к сотрудничеству и со стороны светской системы образования, и со стороны епархии. Ведь это было нечто новое, что нужно было делать не завтра, а сейчас. И началась интенсивная подготовка к этому курсу.

В 2009 году по благословению правящего архиерея был создан Архиерейский образовательный центр, и это была новая веха в истории церковной жизни на берегах Енисея. Конечно, появился он в основном в связи с готовящейся апробацией курса. Необходима была институция, которая будет координировать взаимодействие Красноярской епархии, Министерства образования и науки Красноярского края, Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, педагогического и родительского сообществ. Это пространство встречи и координации действий с целью качественного преподавания «Основ религиозных культур и светской этики». Но прежде всего, конечно, «Основ православной культуры» и «Основ мировых религиозных культур».

Мы сразу приступили к разговору о том, какие ресурсы будут разработаны для преподавателей, как
будет участвовать епархия в образовательном процессе, какую помощь школе смогут оказать некоммерческие общественные организации. Архиерейский образовательный центр стал точкой взаимодействия, пространством открытого диалога.

Как буквально из ничего появилось целое направление в деятельности школы и Церкви? В чём были первоочередные задачи для создания целостной системы?

— Первая задача состояла в том, чтобы школа увидела ресурсы общества в образовательном процессе, в воспитательной работе. И вот этот курс стал точкой сближения такого
традиционного института, как Русская Православная Церковь, и светской системы образования. Нужно было быстро создать методику объяснения — что этот курс означает, какие есть риски и как их избежать, какая может быть от него польза? Ведь изначально в него вкладывался огромный потенциал для воспитательной работы.

«Важно было объяснить, что это не обучение религии, это разговор о нашей традиции, о нашей культуре

Фактически план внедрения курса в образовательную систему создавался на глазах. Потому что опыт дореволюционный, опыт советский, тот опыт, что мы получили в девяностые-нулевые, он хоть и использовался, но не был всеобъемлющей, готовой инструкцией к организации преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». Это надо было создать и одновременно начать работать, всё это сделать в очень сжатый срок. Важно было объяснить, что это не обучение религии, это разговор о нашей традиции, о нашей культуре. О том, что сформировалось за тысячелетнюю историю на нашей земле, и том, что может быть основанием в будущем. Это нормальный, взвешенный разговор о религиозной культуре.

Это было и ново, и непросто. Но то, что курс культурологический, мы повторяем и сегодня спустя десять лет, и уже набили оскомину эти повторы. Недопонимание этого остаётся и по сей день. Конечно, не в таких объёмах как раньше, потому что, когда курс только вводился, этого боялась сама школа. Даже министерство недостаточно точно понимало, как этот курс будет реализовываться. Так что нужно было чётко продумать, как это объяснить и дать понять всем участникам подготовки введения курса, что работать нужно совместно. Его не сделает отдельно школа или Институт повышения квалификации, и не сделает отдельно Православная Церковь, или другая традиционная конфессия.

2009 и последующий 2010 годы стали временем встреч и диалога Церкви, общества и системы образования, и это почти сразу принесло свои плоды. Так Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения стали проводиться совместно с Министерством образования именно в 2010 году. Сразу было организовано более качественное взаимодействие со школьной системой, и Чтения стали более массовыми, они приобрели большую аудиторию в лице учителей, завучей, руководителей школ, родительского сообщества. Самое главное — рождалось подлинное сотрудничество и понимание будущей совместной работы.

С самого введения курса многие люди активно высказывались, подвергая сомнению его целесообразность. Была ли в действительности острая необходимость в появлении этих предметов?

— Курс был необходим нашему обществу, и именно такой, строго культурологический, с чётко определённой границей светскости. Наверное, этот курс и стал объяснением — что такое традиция в религиозных культурах, какие они есть. Обществу было необходимо это понимание. Ведь и на тот момент сохранялось немало новых религиозных культов деструктивного характера. Есть они и сейчас, и было просто необходимо дать понимание обществу, что знание

«Наверное, главная проблема этого курса — понять его содержание

о религиозных культурах очень важно в современном обществе. Нужен был разговор о том, как относиться к такому сложному феномену как религия, к людям иных вероисповеданий. Нужна была систематическая деятельность в описании традиционных вероучений. Если говорить о православии, то было необходимо отсечь все псевдоправославные обряды, атрибуты, уход в мистику, неверное понимание православной культуры в целом — ещё и для решения этих вопросов был предназначен курс.

К началу апробации мы сформировали список вопросов, которые вызывают страх. И они, в какой то мере, сохранились и по сей день. Прежде всего, конечно, это то, что детям будут преподавать Закон Божий, что класс разделят по религиозному признаку, что вызовет недопонимание и даже конфликты среди учеников. Более того, многие педагоги боялись, что в школу придут преподавать священники. Наверное, главная проблема этого курса — понять его содержание. Ведь на самом деле курс небольшой, с позиции администрации школы он незначительный по часовой нагрузке, к тому же курс безоценочный. Многим кажется, что он не влияет на реальные показатели школы. Главное, чтобы не было от него шума.

«2009 и последующий 2010 годы стали временем встреч и диалога Церкви, общества и системы образования

Именно поэтому в 2016 году указом Губернатора была образована рабочая группа по развитию
преподавания «Основ православной культуры» в рамках курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», новой предметной области. Ведь эти курсы направлены на изучение нашей культуры.

Сегодня, спустя десять лет, уже можно говорить и о достижениях. Изменилось ли отношение педагогов, родителей и школьников к предмету за эти годы?

— Одним из главных достижений нашей совместной работы является создание сообщества людей, неравнодушных к теме духовно-нравственного развития учащихся, теме воспитания. Вспоминается 2010 год, когда многие педагоги не понимали или даже отрицательно относились к этому предмету, не разделяли ценностей этого курса. Многие из них теперь стали и участниками апробации курса, и активными разработчиками в области воспитания и развития этого курса, нашими партнёрами и союзниками. С большой благодарностью относимся ко всем, кто остаётся неравнодушным, находит силы, несмотря на все препятствия, этой темой заниматься.

Это заметно по тем мероприятиям, которые были проведены в августе 2020 года, когда люди исключительно по собственному желанию подключились к нашим методическим семинарам, без указаний руководства. Сегодня это желание школ, педагогов, отдельных учителей. И чувствуется, что это направление будет развиваться, будет жить и будет приносить плоды воспитания. Оно будет давать, с одной стороны, адекватные знания о религиях и их месте в мире, о ценностях и смыслах, а с другой стороны содействовать воспитанию. Это необходимо нам в современности, чтобы работать над теми высокими задачами и стратегиями, которые задаёт действительность.

Вышел новый номер газеты «Православное слово Сибири»

По благословению митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона из печати вышел выпуск №9–10 [225–226] газеты «Православное слово Сибири» — официального печатного издания Красноярской митрополии.

На второй полосе номера рассказано о педагогической конференции, прошедшей в августе. Статья рассказывает, какие ресурсы готова предоставить Церковь общественным организациям, родительскому сообществу и самим педагогам для работы с детьми. В конце можно увидеть основные медиапроекты, показанные в ходе конференции.

Четвёртая полоса посвящена сотрудничеству Церкви и школы в области образования. В 2010 году Красноярский край стал одним из первых регионов, где детям начали рассказывать о традиционных конфессиях в рамках курса «Основ религиозных культур и светской этики». Специально для содействия адаптации курса в образовательной системе был создан «Архиерейский образовательный центр». О том, с чего всё начиналось, для проекта «Летопись возрождения» рассказал директор центра Андрей Васильевич Бардаков.

В этом году сайту Красноярской епархии исполнилось 15 лет. О том, как появился один из старейших интернет-ресурсов региона и какие задачи перед ним ставит цифровизация, читайте в интервью с руководителем пресс-службы Красноярской епархии Андреем Скворцовым.

Героем интервью стала в новом выпуске стала Елена Плеханова, руководитель детско-юношеского хора «София». Она рассказала, как изоляция изменила творческую жизнь хора, о концертах в интернете и о том, чего не хватало артистам в период карантина.

На седьмой полосе рассказ, посвящённый 10-летию освещения  Введенского храма Сосновоборска, основанного усилиями одного человека. О том как приход, открывшийся в бывшей прачечной, сейчас превращается в полноценный храмовый комплекс, рассказывают прихожане и служители храма.

Также в номере —  фотографии из проекта «Человек в Церкви», рассказывающего о возрождении церковной жизни в нашем крае в последние три десятилетия и реализующегося при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива 2020–2021», и рассказ о храмах Енисейска.

Помимо этого, в свежем номере «Православного слова Сибири» — актуальные анонсы и свежие новости из жизни всех пяти епархий на территории нашего края и материалы на другие темы.

О духовном воспитании — в режиме онлайн. Новые способы решения вечных задач

Роман Бобров

В 2020 году многие привычные формы общения, что личного, что профессионального, пришлось пересмотреть ради предотвращения распространения губительной инфекции. Весной учителям, ученикам и родителям пришлось в срочном порядке осваивать дистанционное обучение, а некоторым классам пришлось вернуться к этой практике и в новом учебном году. Летом, вопреки расхожему мнению, педагоги не отдыхают — идёт подготовка к новому году и осмысление года прошедшего. Стало традицией проведение августовских педагогических советов, в том числе городского и краевого — в сущности, коротких, но насыщенных конференций. И в последние годы всё чаще на этих форумах обсуждаются темы, связанные с духовно-нравственным воспитанием учащихся.

В этом году провести августовский педагогический совет в привычном очном формате было просто-напросто нельзя. Очевидным выходом стало проведение всевозможных онлайн-конференций, хотя после весьма напряжённого знакомства с этим способом общения весной многие учителя скорее хотели забыть, или хотя бы отдохнуть от этого формата. Но профессиональный долг выше, и нашлись и организаторы, и участники для таких встреч.

Одной из них стала онлайн-сессия «Становление общероссийской гражданской идентичности в условиях школьного и семейного воспитания», прошедшая 19–21 августа на платформе сайта Общественной палаты Красноярского края. В ней приняли участие свыше ста пятидесяти учёных, представителей органов региональной власти и муниципалитетов, методистов, руководителей не- коммерческих организаций (НКО), директоров школ, общественных деятелей, педагогов и родителей из шести городов и двенадцати районов Красноярского края. Хочется отметить, что если участие в традиционных августовских педсоветах порой не обходилось без привлечения «административного ресурса», участие в этой сессии было совершенно добровольным, лишний раз доказывая, что педагогическое сообщество проявляет искренний интерес к темам онлайн-сессии.

Проекты как возможности

Онлайн-сессию 19 августа открыла проблемная презентация «Календарь образовательных событий как условие становления российской гражданской идентичности» посвящённая проекту Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры», направленному на решение проблемы обеспечения педагогов содержательными ресурсами для обоснованного планирования и реализации календаря образовательных событий в школах и колледжах.

Директор института Елена Пригодич рассказала о нормативно-правовой базе «Календаря…», о том, на каком федеральном и региональном материале его можно строить; затрагивались темы восприятия календарных праздников и памятных дат обществом в целом и школьниками в частности, потенциала использования их для гражданско-патриотического воспитания. Участники задавали свои вопросы, делились мнением о возможностях конструирования и применения календаря.

По сути, идея «Календаря…» в том, чтобы объединить в одном месте информацию обо всех значимых датах (а не только праздниках, что  у всех на слуху) для России в целом и Красноярского края в частности (нужно, чтобы подрастающее поколение знало и любило свою малую родину). А самое главное, что эта информация и сопутствующие методические материалы станут «конструктором» для любой образовательной организации,   благодаря   которому в ней может быть разработан собственный календарь образовательных событий. В конечном итоге он должен помочь школе или колледжу наладить не только гражданско-патриотическое  воспитание  внутри, но и связи с местным сообществом, так как не только в школах  помнят  и отмечают праздники и памятные даты: сбалансировать государственное, общественное и семейное воспитание. Этот проект также получил поддержку государственной грантовой программы Красноярского края «Партнёрство».

Продолжили говорить о проектах, получивших грантовую поддержку, на следующем мероприятии сессии — презентации «Ресурсы проектов НКО и общественных организаций Красноярского края для формирования ценностных основ российской идентичности».  Открыл её член Общественной палаты Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии Андрей Бардаков. Андрей Васильевич рассказал об имеющемся опыте анкетирования учащихся,  проведённого в нескольких школах Красноярска и Емельяновского района в прошлом году, направленном на изучение ценностей, идеалов и нравственных устремлений подрастающего поколения, отметив, что, хотя школьники, в основном и интересуются развлекательным контентом, «запрос на ценностный диалог есть». Просто мало кто сейчас может дать ответ на этот запрос.

Затем слово взяла Елена Пригодич, которая рассказала об истории взаимодействия НКО с образовательными организациями, подчеркнув, что в последнее время это взаимодействие расширяется и сталкивается с меньшими препятствиями, чем ранее. После о Палате просветительских и образовательных организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края, её ресурсах по помощи в образовании и проводимых проектах и мероприятиях рассказала руководитель Па- латы, соучредитель РОО КК «Творческий союз учителей» Светлана Бордукова.

Следом начались презентации проектов, реализуемых при поддержке различных грантовых про- грамм. Первым был представлен проект учебно-методического медиакомплекта «Православие на Енисее» (при поддержке Фонда президентских грантов), начавшийся ещё в прошлом году и вступивший в завершающую фазу. Участники презентации познакомились с видеороликами проекта, предназначенными для показа на уроках и внеурочных занятиях, и апробационной версией вспомогательных методических материалов, прилагаемых к видео, и обсудили итоги апробации комплекта.

По  нисходящей  степени  завершённости проекта были представлены ещё два учебно-методических медиакомплекта  —  «Люди  Победы» и «Время и лица. Страницы духовной истории Приенисейской Сибири». Структурно все три проекта похожи — набор коротких, но ёмких видео- роликов для показа на уроках и внеурочных занятиях дополняет сборник вспомогательных методических рекомендаций. И все они получили поддержку Фонда президентских грантов. Эти комплекты — гибкий инструмент для педагога, позволяющий встроить элементы гражданско- патриотического и духовного воспитания в занятие, в первую очередь, по «Основам духовно-нравственной культуры народов России», но, как показала апробация первого медиакомплекта, использовать их можно на самых разных уроках и в самых разных возрастных группах.

Различаются проекты тематикой  и  наполнением.  Подробнее о них можно прочитать на соседней странице, а здесь лишь отметим, что «Православие на Енисее» рассказывает, конечно же, о православной  культуре  в  Красноярском крае, «Люди Победы» — приурочен к 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне и раскрывает роль сибиряков  и  всего  советского народа в ней, а проект «Время и лица» посвящён более широким темам духовной культуры Красноярского края и направлен в первую очередь на помощь с региональным компонентом в преподавании ОДНКНР. Рассказали на презентации и о самом недавнем проекте подобного медиакомплекта «С чего начинается Родина?», ориентированном в свою очередь на проблему патриотического воспитания. В дни проведения онлайн-сессии по изначальному плану должен был выйти первый видеоролик этого проекта, получившего поддержку государственной грантовой программы Красноярского края «Партнерство», но к этому моменту начало реализации проектов про- граммы отложили на осень. Особое место среди представленных проектов заняла инициатива «Летопись возрождения» — не самый простой рассказ о возрождении духовной культуры  на  сломе  эпох в России в целом и в Красноярском крае в частности, представленный телевизионными сюжетами и публикациями в нашей газете (конечно же, материалы проекта доступны и в интернете) может стать подспорьем в работе со старшими школьниками, поможет поставить важные вопросы, касающиеся культурной самоидентификации подрастающего поколения, и направить в поиске  ответов. В нашу эпоху глобальной сети эти проблемы стоят, быть может, всё так же остро, как и тогда, когда вчерашние граждане Советского Союза заново учились жить в России.

После первого дня работы участники онлайн-сессии договорились о подготовке информационного письма для школ края, где были бы представлены и перечислены все эти ресурсы — ведь пригодиться в работе они могут любому педагогу.

Воспитание — дело каждого

Следующие два дня были посвящены в первую очередь взаимодействию родителей и школы в деле воспитания. 20 августа на семинаре «Диалог школы и родителей в вопросах формирования идентичности» участники на конкретных примерах рассмотрели различные технологии и формы выстраивания диалога между родителями и школой. Последний день сессии начался с приветственного слова к участникам ответственного секретаря Координационного совета краевого отделения «Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» Алексея Гусева. Он рассказал о приоритетных направлениях формирования ценностных основ российской идентичности. В своём выступлении Алексей Владимирович представил проекты Национальной родительской ассоциации (НРА), направленные на создание и развитие различных аспектов семейной идентичности.

Затем прошёл вебинар-презентация «Технология ценностно-смысловой коммуникации в воспитании российской гражданской идентичности детей и подростков группы риска». На нём разговор пошёл о технологии ценностно-смысловой коммуникации и её актуальности для решения
задач воспитания российской гражданской идентичности у детей и подростков нового поколения. Что сами родители думают о проблеме формирования российской гражданской идентичности? Что могут сделать педагоги, психологи, воспитатели, социальные работники, чтобы родители стали компетентнее в области воспитания российской гражданской идентичности? Эти и другие вопросы стали важной частью обсуждения. В последнее время вопрос баланса между воспитанием в семье и в школе зачастую решался очень «полярно» — либо «школа только учит, а воспитывают родители», либо наоборот, «вы должны ребёнка не только научить, но и воспитать». Истина, конечно же, лежит посередине. Добиться желаемого результата можно только тогда, когда школа, родители и всё общество работают вместе. Завершила онлайн-сессию открытая дискуссия «Зачем родителям думать о гражданской идентичности?», по результатам которой участники пришли к ряду договорённостей: — Продолжить поиск, разработку и реализацию инновационных форм взаимодействия педагогов и родителей по воспитанию у нового поколения детей российской гражданской идентичности. — Организовать совместное обучение педагогов и родителей по общеразвивающим программам дополнительного образования по актуальным проблемам воспитания, обучения и развития. — Организовать в Красноярском крае широкомасштабные исследования ценностных ориентаций педагогов и родителей.

***
Тому, какие ресурсы готово предоставить общество — будь то общественные организации, родительское сообщество и сами педагоги — была посвящена, в сущности, вся онлайн-сессия. Но ведь на самом деле таким ресурсом стал и сам форум, который, несмотря на все трудности был организован совместными усилиями сообщества. В организации приняли участие Красноярское региональное отделение НРА, Центр российской идентичности Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина, Палата просветительских и образовательных организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края, Красноярская региональная общественная организация духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка», АНО ДПО «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры», АНО ДПО «Институт образования взрослых». Отметим, что «Ладанка» и «Институт развития духовно-нравственной культуры» приняли участие в сессии по благословению митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона, так что проведение этой конференции стало возможно также и благодаря Церкви.

Материалы проекта доступны на сайте Института развития духовнонравственной культуры по ссылке: krasdnk.ru/umcpravenisey

Учебно-методический медиакомплект «Православие на Енисее» для общеобразовательных организаций Красноярского края направлен на повышение качества преподавания модуля «Основы православной культуры» (ОПК) курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Красноярском крае с помощью создания качественного вспомогательного медиакомплекта для его преподавания, а также привлечения внимания к проблеме качества преподавания ОПК и,
в следствие этого, к увеличению процента выбора ОПК в общеобразовательных организациях региона.

Проект включает в себя создание сборника вспомогательных материалов и 20 информационных видеороликов с учётом реалий церковной истории и современной духовной жизни в Красноярском крае. Помимо разработки проект включает широкое его обсуждение педагогическим сообществом и редактирование по мере обсуждения на специализированных дискуссионных семинарах.

Входящие в учебно-методический медиакомплект информационные видеоролики рассчитаны на восприятие школьниками от 10 лет и старше. Каждый видеоролик раскрывает ту или иную сторону православной культуры и адаптирован для школьной программы, в том числе и для работы с учебником. Трёхминутные материалы могут быть встроены в любую часть урока.

Важная составляющая учебно-методического медиакомплекта — сборник вспомогательных материалов для учителей ОПК, в котором в краткой и доходчивой форме представлена информация о православии в Красноярском крае. Знаковые образцы церковного искусства, важные исторические события, сибирские традиции, связанные с православными праздниками, а также список вспомогательных интернет-ресурсов и епархиальных контактов.

В разработке учебно-методического медиакомплекта принимают участие консультанты из различных областей гуманитарных наук, а также представители духовенства Красноярской митрополии. Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Проект прошёл доработку и апробацию, и этой осенью финальный вариант будет издан и распространён в школах Красноярского края.

Материалы проекта доступны на сайте Института развития духовнонравственной культуры по ссылке: krasdnk.ru/umcludipobedy

Проект «Люди Победы» приурочен к 75-й годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне и направлен на создание учебно-методического медиакомплекта для реализации таких
предметов, как «Основы духовно-нравственной культуры народов России», история, обществознание и внеклассной работы с учащимися.

Цель проекта — популяризация подвига нашего народа и образа защитника Отечества среди школьников разных возрастов. Проект подразумевает создание 10 пятиминутных видеороликов,  посвящённых людям, так или иначе принимавшим участие в Великой Отечественной войне, и выпуск сборника вспомогательных методических материалов для учителей Красноярского
края.

Героями видеороликов стали фронтовики, блокадники, труженики тыла и дети войны. Каждый рассказывает историю своего участия в тех памятных событиях. Материалы проекта размещаются на интернет-сайтах и в социальных сетях для максимальной доступности продукта работникам сферы образования и с целью привлечения детско-юношеской и молодежной аудитории.

При разработке учебно-методического медиакомплекта проводится широкое общественное обсуждение с педагогическим сообществом Красноярского края. Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Проект будет завершён в текущем году.

Материалы проекта доступны на сайте Института развития духовно-нравственной культуры по ссылке: krasdnk.ru/umcvremyailica

Цель проекта «Время и лица. Страницы духовной истории Приенисейской Сибири» — повышение качества преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в школах Красноярского края с помощью создания качественного вспомогательного медиакомплекта и разработки методических рекомендаций для учителей на основе многолетнего опыта работы в данном направлении.  Проект направлен на привлечение внимания к проблеме качественного преподавания предмета, повышение профессиональной ответственности педагогов и внедрение воспитательного элемента в предметную область.

Проект включает сборник методических рекомендаций и 20 пятиминутных видеороликов, посвящённых истории и духовной культуре Красноярского края в прошлом и в современности. Входящие в учебно-методический медиакомплект информационные видеоролики рассчитаны на восприятие школьниками от 10 лет и старше и должны стать важным вспомогательным материалом для преподавателей курса ОДНКНР в Красноярском крае.

Проект выстраивается на региональном материале, что способствует более качественному усвоению знаний, а также придаёт предмету краеведческую направленность. Каждый видеоролик раскрывает ту или иную сторону духовной жизни (в широком смысле) населения Приенисейской Сибири и адаптирован для школьной программы.

Учебно-методический медиакомплект, созданный в рамках проекта, будет апробирован в школах Красноярского края. Итоговый учебно-методический медиакомплект будет распространён по школам для внедрения в систему образования Красноярского края. Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Завершить проект планируется в конце
2021 года.

Проект «Летопись возрождения» посвящён последним десятилетиям новейшей истории страны и края, духовному возрождению в новой, постсоветской России. Но что вообще такое «духовное возрождение» и было ли оно? И куда, к чему нас привели эти годы? Об этом авторы сюжетов и публикаций не только рассказывают сами, но и говорят с деятелями культуры, искусства, священниками и другими людьми, — не просто свидетелями, но и непосредственными участниками тех событий.

Проект, осуществляемый при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива», включает публикации в газете «Православное слово Сибири» и видеоролики на сайте «Касьяновского дома» kasdom.ru и в его социальных сетях, которые также демонстрировались по краевому телевидению.

— Для нас цикл «Летопись возрождения» — это попытка проследить духовные поиски жителей нашего региона за последние 30 лет, и, может быть, понять — к чему мы пришли сегодня. Потому что термин «возрождение», который до сих пор часто используется у нас в Церкви, возможно, уже не является актуальным. Некоторые говорят, что возрождение длилось лишь до двухтысячного года, а сейчас уже период становления Церкви, и, в целом, становление нового самосознания нашего народа. Так ли это, или есть другие ответы на этот вопрос — мы попробуем разобраться вместе с нашими зрителями, — говорил о проекте Юрий Пасхальский, один из его авторов, во время презентации «Летописи возрождения» на «Радио России. Красноярск».

Заявление Святейшего Патриарха Кирилла в связи с вооруженным конфликтом в Нагорном Карабахе

Глубоко сопереживаю жителям Нагорного Карабаха, народам Азербайджана и Армении в связи с новым витком вооруженного противостояния, длящегося уже более тридцати лет. Вновь подвергаются обстрелу населенные пункты, гибнут люди, разрушаются святыни, памятники культурного наследия, дома мирных жителей. Искренне сострадаю всем жертвам этой страшной войны, соболезную семьям погибших.

Русская Православная Церковь с самого начала конфликта делала и будет делать все возможное, чтобы вместе с религиозными лидерами Армении и Азербайджана содействовать установлению мира на многострадальной земле Нагорного Карабаха.

Обращаюсь сегодня к Верховному Патриарху-Католикосу всех армян Гарегину II и председателю Управления мусульман Кавказа Шейху-уль-Исламу Аллахшукюру Паша-Заде. Мы с вами, дорогие братья, прошли большой путь, работая над тем, чтобы это противостояние не приобрело характер межрелигиозного конфликта, чтобы проблемы решались мирным путем. Сегодня каждый из нас и все мы вместе должны сделать все возможное, чтобы кровопролитие прекратилось.

Считаю очень важными договоренности, достигнутые при посредничестве России на уровне министров иностранных дел Азербайджана и Армении. Обращаюсь к государственному руководству обеих стран с призывом использовать перемирие для того, чтобы перевести решение вопросов в политическое русло. Ради будущего двух соседних народов призываю продлить режим прекращения огня и использовать его для мирных переговоров.

Плохой мир лучше доброй ссоры: эта старая истина сегодня, как никогда, актуальна. В условиях мира можно встречаться, общаться, искать решение проблем. Но когда идет война, проливается человеческая кровь, совершаются преступления, в этих условиях трудно выходить на совместные политические решения.

Обращаюсь ко всем участникам конфликта с горячим призывом: щадите жизни друг друга. Пусть хронометр кровопролитной распри остановится во имя мирного будущего. Армения и Азербайджан исторически были и будут соседями, азербайджанцам и армянам в любом случае жить бок о бок друг с другом.

Желаю всем участникам нынешнего конфликта успеха на пути мирного решения существующих проблем. Прошу вас проявить весь ваш опыт и мудрость для достижения реальных результатов и преодолеть препятствия, стоящие на пути взаимопонимания. Сегодня от ваших решений зависит жизнь многих людей, мирное будущее ваших народов.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ